Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 22 апреля 2013 г. N 05-02/95Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
с участием:
от Заявителя - ООО "СтройГрадЯр" - представитель по доверенности Крылов П.Б.;
от Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области - представитель по доверенности Старостина М.А..;
Заказчик - Государственное учреждение культуры Ярославской области "Областной Дом народного творчества" извещенный о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы представителя не направил,
рассмотрев жалобу ООО "СтройГрадЯр" на действия заказчика - государственного учреждения культуры Ярославской области "Областной Дом народного творчества" и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по замене системы отопления в здании ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества" (извещение номер N 8.11/04-450 (0171200001913001117) (далее также - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон, Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с действиями Заказчика и Уполномоченного органа по отказу от проведения Аукциона.
Представитель Уполномоченного с доводами жалобы не согласилась, и представила письменные пояснения.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) 04.04.2013 г. размещено извещение N 0171200001913001117 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по замене системы отопления в здании ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества" (извещение номер N 8.11/04-450). Начальная (максимальная) цена контракта: 857 110 руб. 70 коп. Заказчиком является государственное учреждение культуры Ярославской области "Областной Дом народного творчества".
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (статья 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган вправе отказаться от проведения открытого аукциона в электронной форме не позднее чем за десять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация в течение одного дня со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона размещают извещение об отказе от проведения открытого аукциона на официальном сайте. Оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте извещения об отказе от проведения открытого аукциона прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 настоящего Федерального закона блокирование операций по счету участника размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме от 04.04.2013 N 0171200001913001117 установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 12 апреля 2013 года, 09 час 00 мин.
Однако 10.04.2013 года Заказчик и Уполномоченный орган приняли решение об отказе от проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение номер N 8.11/04-450 (0171200001913001117) по причине того, что объект, на котором должны были проводиться работы по замене системы отопления, относится к объектам культурного наследия, и, следовательно, любые ремонтно-реставрационные работы на нем не могут быть произведены без соответствующей лицензии. Данное решение было опубликовано 11.04.2013 года на официальном сайте.
Таким образом, Заказчик и Уполномоченный орган нарушили сроки, установленные частью 6 статьи 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Заказчиком и Уполномоченным органом на официальном сайте 12.04.2013 года размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по замене системы отопления в здании ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества" (номер извещения 0171200001913001262) с учетом части 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Участник размещения заказа ООО "СтройГрадЯр" на рассмотрении жалобы Комиссии сообщил о том, что им была подана заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, который был в последствии отменен, а также о том, что общество в соответствии с требованием извещения и документации о проведении открытого аукциона в электронной форме от 04.04.2013 года 0171200001913001117 перечислило обеспечение заявки в размере 42 855, 53 рублей. То есть, ООО "СтройГрадЯр" намерено было принять участие в данном аукционе и в случае признания его победителем заключить и исполнить данный контракт. Однако, действия Заказчика и Уполномоченного органа не позволили участнику размещения заказа ООО "СтройГрадЯр" осуществить данные действия. Со слов представителя участника размещения заказа ООО "СтройГрадЯр" в новом аукционе данный участник размещения заказа принять участие не может в виду отсутствия у него лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2 и 4.1 - 6 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
В ходе внеплановой проверки размещенного заказа Комиссией установлено нарушение Заказчиком и Уполномоченным органом части 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
Частью 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе наряду с предусмотренными частями 3и настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа, а именно: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по замене системы отопления в здании ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества" (извещение номер N 8.11/04-450) была утверждена 04.04.2013 г. совместно директором ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества" Осиповым В.М. и заместителем директора - начальником отдела правового и информационно-аналитического обеспечения департамента государственного заказа Ярославской области Архипкиной Т.И.
Согласно Разделу III Памятники градостроительства и архитектуры Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общественного) значения, утвержденного Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общественного) значения", здание, в котором расположено ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества", является объектом исторического и культурного наследия федерального (общественного) значения под названием - Дом призрения ближнего 1780 года (расположенного по адресу г. Ярославль, ул. Андропова, д. 10).
Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках и истории и культуры) народов Российской Федерации" к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Предметом торгов является выполнение работ по замене системы отопления в здании ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества", то есть приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
В силу пункта 41 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон N 128-ФЗ) деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежат лицензированию. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 N 117 "О лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в котором утверждено Положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее также - Положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Однако следует иметь ввиду, что Закон N 128-ФЗ утратил силу с момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ. Закон N 99-ФЗ был опубликован в "Российской газете", N 97, 06.05.2011.
В соответствии со статьей 24 Закона N 99-ФЗ данный Закон вступил в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Следовательно, Закон N 99-ФЗ вступил в силу 03.11.2011.
Исходя из пункта 48 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ в соответствии с данным Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Исходя из части 4 статьи 22 Закона N 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Таким образом, к участнику размещения заказа в данном случае должно было быть предъявлено требование о наличии у него и необходимости приложить во второй части такого документа как лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Однако в пункте 18 Информационной карты аукциона документации об Аукционе установлено только требование о необходимости представления в составе второй части заявки такого документа как копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", со следующим видом работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по замене системы отопления в здании ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества" (извещение номер N 8.11/04-450 (0171200001913001117) не соответствует требованиям части 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройГрадЯр" на действия заказчика - государственного учреждения культуры Ярославской области "Областной Дом народного творчества" и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по замене системы отопления в здании ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества" (извещение номер N 8.11/04-450 (0171200001913001117) обоснованной.
2. Признать заказчика - государственное учреждение культуры Ярославской области "Областной Дом народного творчества" и уполномоченного органа - департамент государственного заказа Ярославской области нарушившими часть 6 статьи 41.5, часть 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области и заказчик - государственное учреждение культуры Ярославской области "Областной Дом народного творчества" отказались от проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по замене системы отопления в здании ГКУ ЯО "Областной Дом народного творчества" (извещение номер N 8.11/04-450 (0171200001913001117).
4. Передать материалы дела должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии
|
Т.В. Крюкова И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 апреля 2013 г. N 05-02/95Ж-13
Текст решения официально опубликован не был