Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 6 мая 2013 г. N 04-01/18-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л.Ю., ведущий специалист-эксперт Студенова А.В., специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., специалист 2 разряда Соколов С.А.,
рассмотрев дело N 04-01/18-13 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту рекламирования стоматологических услуг центра "Дента-Сервис" без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов, в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - Общества с ограниченной ответственностью "Дента-Сервис" (далее - Общество, ООО "Дента-Сервис"), место регистрации: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 4/1, директора Ченцовой Анастасии Владимировны, действующего на основании Устава, Фроловой Елены Владимировны по доверенности N 1 от 30.04.2013, Пугаловой Елены Николаевны по доверенности N 2 от 30.04.2013, установила:
Ярославским УФАС России 18 марта 2013 г. выявлено размещение рекламы следующего содержания: "Стоматологический центр "ДЕНТА-СЕРВИС" тел.: 71-92-07 Пародонтологическое лечение, хирургическое лечение, протезирование зубов, отбеливание зубов, лечение кариеса", на стене дома по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 4/1.
Дело возбуждено по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), поскольку в данной рекламе рекламируются стоматологические услуги центра "Дента-Сервис" без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов.
ООО "Дента-Сервис" не согласно с вменяемым ему правонарушением и в обоснование своей позиции приводит следующие доводы.
1) В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закона "О защите прав потребителей") изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Кроме того, если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя, в том числе, должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца).
2) Согласно отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
3) ООО "Дента-Сервис" осуществляет медицинскую деятельность на основании выданной лицензии путем оказания стоматологических услуг по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 4/1.
4) Информация, о которой говорится в определении, представляет собой полотно - плакат баннерной ткани. Плакат размещен по фасаду здания над помещениями (вдоль окон первого этажа), принадлежащими ООО "Дента-Сервис" на праве собственности, в котором и оказываются эти медицинские услуги. Информация находится рядом с входом в стоматологический центр, а также с вывесками о режиме работы и наименовании юридического лица. Согласно пунктам 11 и 12 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммунальной сети "Интернет", а также на информационных стендах медицинскую информацию о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой. Данная информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц, располагаться в доступном для посетителей месте и оформлена таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной информацией. Вывешенная ООО "Дента-Сервис" информация также представляет собой перечисление в целях доведения до сведения потребителей информации о деятельности общества услуг, относящихся к стоматологическим и оказываемых данным обществом. В данной информации не указаны методы лечения, нет данных об использовании конкретных лекарственных средств либо медицинской техники при оказании лицензируемых услуг, отсутствуют какие-либо фразы и изображения, дополнительно побуждающие и призывающие к потреблению данных услуг либо оценивающие качество предоставляемых услуг. ООО "Дента-Сервис" изначально не рассматривало размещенную информацию в качестве рекламы, в соответствии с договором от 11.01.2013 г. было заказано и оплачено изготовление информационного плаката, поэтому согласование его размещения не производилось.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ООО "Дента-Сервис", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Кроме того, если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя, в том числе, должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца).
ООО "Дента-Сервис" осуществляет медицинскую деятельность на основании выданной Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области лицензии N ЛО-76-01-000595 от 30.01.2012 г. путем оказания стоматологических услуг по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 4/1.
Таким образом, название организации, в частности "Дента-Сервис", и информация, указывающая на вид деятельности (стоматологический центр), поскольку данная организация имеет лицензию на оказание стоматологических услуг, в силу требований частей 1, 2 статьи 9 Закона "О защите прав потребителей" не могут быть отнесены к рекламе.
Однако на рассматриваемой конструкции (баннерном полотне), размещенной на стене дома по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 4/1, помимо названия организации и ее вида деятельности указан телефон данной организации (71-92-07), а также перечислены конкретные виды стоматологических услуг, оказываемых в данном стоматологическом центре, а именно, пародонтологическое лечение, хирургическое лечение, протезирование зубов, отбеливание зубов, лечение кариеса.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12 "О введении в действие отраслевого стандарта "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении от 12.07.2004, терапевтическая и хирургическая стоматологии, входят в данную номенклатуру в разделе В "Сложные и комплексные медицинские услуги" в классовые разделы под номерами 065, 067.
Таким образом, стоматологические услуги, в частности, такие как пародонтологическое лечение, хирургическое лечение, протезирование зубов, отбеливание зубов, лечение кариеса, оказываемые в стоматологическом центре "Дента-Сервис", являются медицинскими услугами.
Относительно требований пунктов 11 и 12 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", на которые ссылается Общество, то в них указано, что Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммунальной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации медицинскую информацию о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой, а кроме того, для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется); адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа); перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Данная информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц, располагаться в доступном для посетителей месте и оформлена таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной информацией.
То есть, указанным Постановлением установлен комплексный перечень информации, которая должны быть размещена Исполнителем платных медицинских услуг на сайте организации в сети "Интернет", а также других специально отведенных местах, а именно, на информационных стендах (стойках) медицинской организации. Указанная информация предназначена для посетителей и направлена на их информирование, получение необходимых сведений об организации, а не для привлечения внимания к организации и увеличения спроса на ее услуги.
Оценивая довод Общества о том, что рассматриваемый баннер размещен рядом с входом в стоматологический центр, а также с вывесками о режиме работы и наименовании юридического лица по фасаду здания над помещениями (вдоль окон первого этажа), принадлежащими ООО "Дента-Сервис" на праве собственности, в котором и оказываются эти медицинские услуги, Комиссия учитывает следующее.
Дом, на стене которого располагается данный баннер, по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 4/1, является многоэтажным жилым домом, по указанному адресу осуществляет деятельность, не только одна организация ООО "Дента-Сервис", но и организация "Альтернатива Климат".
Баннер с информацией ООО "Дента-Сервис", вопреки доводу Общества, размещен не у входа в стоматологический центр, а также не рядом с вывесками о режиме работы и наименовании юридического лица. Рассматриваемый баннер расположен рядом с баннерами организаций "Спектр", "Альтернатива Климат" на другой стене многоэтажного жилого дома, которая находится вблизи проезжей части дороги по ул. Республиканской г. Ярославля, что способствует привлечению внимания к стоматологическому центру "Дента-Сервис" и услугам, оказываемым в нем.
Также привлечению внимания способствуют и размеры баннера (примерно 1,5 м * 1,3 м), крупный шрифт, которым выполнены надписи об услугах и телефоне организации.
На основании изложенного, а также, исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к медицинским услугам стоматологического центра "Дента-Сервис", формирование и поддержание интереса к этим услугам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе рекламируются стоматологические услуги центра "Дента-Сервис" без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель. В соответствии с п. 5 ст. 3 рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Реклама размещена на основании договора N 1/01/2013 от 11.01.2013 г., заключенного между ООО "Дента-Сервис" и ИП Костишиным Евгением Георгиевичем в соответствии с согласованным ООО "Дента-Сервис" макетом плаката. Услуги по размещению рекламы приняты и оплачены ООО"Дента-Сервис", что подтверждается актом N 000003 от 11.03.2013 г. и платежным поручением N 13 от 24.01.2013 г.
На основании изложенного рекламодателем является ООО "Дента-Сервис".
Таким образом, ООО "Дента-Сервис" как рекламодатель рассматриваемой рекламы несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
ООО "Дента-Сервис" заявило о прекращении распространения рассматриваемой рекламы, представив соответствующие доказательства устранения нарушений.
Ответственность за нарушение требований пункта 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу стоматологических услуги центра "Дента-Сервис" без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание ООО "Дента-Сервис" о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушений.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "21" мая 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
М.Ф. Завьялов |
Члены Комиссии:
|
Л.Ю. Бай-Бородина А.В. Студенова С.Д. Солодяшкина С.А. Соколов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 6 мая 2013 г. N 04-01/18-13
Текст решения официально опубликован не был