Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 8 мая 2013 г. N 04-01/06-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л.Ю., главный специалист-эксперт Правдина С.Н., ведущий специалист-эксперт Студенова А.В.,
рассмотрев дело N 04-01/06-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту о размещении в еженедельном выпуске "Российская газета - Неделя" N 253 (5926) от 01.11.2012 рекламы очков "Супер-Вижн", содержащей признаки нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", установила:
ООО "Продмикс", привлеченное к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, заинтересованные лица ФГБУ "Редакция "Российской газеты" и ЗАО "Издательство "Российская газета", надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителя на участие в рассмотрении дела не направили.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ООО "Продмикс", ФГБУ "Редакция "Российской газеты" и ЗАО "Издательство "Российская газета".
В Ярославское УФАС России поступило обращение физического лица, направленное Карельским УФАС России о том, что в "Российской газете" от 01.11.2012 N 253 (5926) на странице 5 размещена реклама очков "Супер-Вижн", содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", ФЗ "О рекламе", Закон).
Дело возбуждено по признакам нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", поскольку реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования и выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.
ФГБУ "Редакция "Российской газеты" в письме от 25.02.2013 N 10-228/10) сообщило, что предоставление Учреждением ЗАО "Издательство "Российская газета" газетных площадей под размещение рекламы в газете "Российская газета" еженедельный выпуск "Неделя" осуществляется на основании договора от 10.01.2012 N 164 без оформления заявок на размещение рекламы.
ЗАО "Издательство "Российская газета" в письмах от 26.02.2013 N 113 и от 30.04.2013 N 302 сообщило, что размещение рекламы производилось на основании договора от 19.10.2012 N 431 между ЗАО "Издательство "Российская газета" и ООО "Продмикс", гарантийного письма-заявки на публикацию рекламы от 01.11.2012 и дополнительного соглашения от 22.10.2012 N к договору от 19.10.2012 N 431. Подписанные и заверенные печатью сканированные копии гарантийного письма-заявки и дополнительного соглашения ООО "Продмикс" направило на электронную почту отдела рекламы ЗАО "Издательство "Российская газета" ссылкой на скачивание указанных документов через www.files.mail.ru. Готовый макет рассматриваемого рекламного материала был изготовлен, предоставлен и заверен ООО "Продмикс". Указанная реклама распространялась в газете "Российская газета" от 01.11.2012 N 253 (5926) и от 07.02.2013 N 26 (6002) еженедельный выпуск "Неделя".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В газете "Российская газета - Неделя" от 01.11.2012 N 253 (5926) еженедельный выпуск "Неделя" на странице 5 размещена статья "Заболевания глаз - как бороться?"
Статья начинается с описания состояния здоровья конкретного лица: "Здравствуйте дорогие мои! Вот пишу вам сейчас и плачу. Ведь много лет я тяжело болела по глазам. Капли капала постоянно. До магазина дойти не могла, много раз падала. Я не хотела уже жить, ведь это не жизнь. И вдруг, когда я уже собралась умирать и место заказала, где похоронят, прислали мне очки "Супер-Вижн". Я воскресла...И вот теперь я живу и радуюсь жизни, смотрю на мои дырчатые очки вся в слезах, они мне так помогли... Резь и слезы в глазах уже теперь совсем редко и чувствую себя хорошо. А все предметы вижу ясно-ясно... Поблагодарите от моего имени и от тысяч болящих создателей таких очков...".
Текст данной статьи содержит также другие письма (авторы: О. Захарова; Жильченко З.Н., г. Краснодар; Земцова В.Н., дер. Озерки; Величко П.Н., пос. Буинск; Липатов Н.В., с. Снежное; Волощук В.А., г. Тула; Шитина М.П., с. Канаш; Урзаева В.К., г. Салават; Липатова В.Г., пос. Саблино, Бутаков Г.Н., г. Кимры; Карпов Л.К., г. Чехов; Семенченко Е.А., г. Урман; Сержкова И.М., дер. Каски; Рыжова Л.А., г. Артем; Ангелина Вовк, ведущая Центрального Телевидения) со ссылками на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшение состояния здоровья и выражением благодарности физическими лицами в связи с использованием очков "Супер-Вижн".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация обладает всеми признаками рекламы, определенными пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования являются очки "Супер-Вижн".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона от "О рекламе" реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, согласно пункту 3 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" такая реклама не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования. В силу части 4 статьи 24 ФЗ "О рекламе" требования пунктов 2, 3 части 1 статьи 24 Закона распространяются также на рекламу медицинской техники.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, очки (код 94 4260) отнесены к медицинской технике.
Таким образом, в газете "Российская газета" от 01.11.2012 N 253 (5926) еженедельный выпуск "Неделя" на странице 5 рекламная статья "Заболевания глаз - как бороться?" об очках "Супер-Вижн" размещена с нарушением требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 24 Закона ответственность несет рекламодатель.
Пункт 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с договором от 19.10.2012 N 431, заключенным между между ЗАО "Издательство "Российская газета" и ООО "Продмикс", гарантийным письмом-заявкой на публикацию рекламы от 01.11.2012, дополнительным соглашением от 22.10.2012 N к договору от 19.10.2012 N 431, макетом рекламы, утвержденным ООО "Продмикс", счетом N И-4386 от 25.10.2012, актом сдачи-приемки работ согласно гарантийному письму от 01.11.2012, платежными поручениями N 241 от 30.10.2012 и N 250 от 09.11.2012 рекламодателем рассматриваемой рекламы очков "Супер-Вижн" является ООО "Продмикс".
Ответственность рекламодателя за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу очков "Супер-Вижн", размещенную в газете "Российская газета" от 01.11.2012 N 253 (5926) еженедельный выпуск "Неделя" на странице 5, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 3 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Продмикс" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "23" мая 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
М.Ф. Завьялов |
Члены Комиссии:
|
Л.Ю. Бай-Бородина С.Н. Правдина А.В. Студенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 мая 2013 г. N 04-01/06-13
Текст решения официально опубликован не был