Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 10 июня 2013 г. N 06-07/17-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти Гудкевич Е.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., рассмотрев жалобу ОАО "Страховая акционерная компания "Энерго гарант" на нарушение, допущенное организатором при проведении открытого запроса предложений для заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
от ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье" (далее - Организатор, ОАО "ЖКХ "Заволжье") - Рубиновой И.А., старшего юрисконсульта (по доверенности);
от ОАО "Страховая акционерная компания "Энерго гарант" (далее - Заявитель, ОАО "САК "Энерго гарант") - А.В. Баунова, руководителя агентства г. Ярославля (по доверенности), установила:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ОАО "САК "Энерго гарант" (вх. N 4782 от 04.06.2013) на действия организатора открытого запроса предложений (ОАО "ЖКХ "Заволжье") для заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Обжалуемые закупки - открытый запрос предложений для заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО "ЖКХ "Заволжье".
Обжалуемые действия - нарушение Организатором порядка оценки предложений участников закупки, составления протокола подведения итогов, неправомерное признание участника закупки N 1 (ОАО "Альфа Страхование") победителем открытого запроса предложений.
На заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы, указанные в жалобе, пояснил, что согласно протоколу рассмотрения запроса предложений от 31.05.2013, допущено к участию две страховые компании: ОАО "САК "Энерго гарант" и ОАО "Альфа Страхование". Критериями оценки и сопоставления заявок являлись три условия: цена договора, срок выполнения работ, дополнительные преимущественные показатели. В результате подведения итогов решением комиссии победителем закупки признано ОАО "Альфа- страхование", предложившее меньшую цену договора в результате необоснованного применения понижающего коэффициента при расчете страховых тарифов. В протоколе подведения итогов отсутствует таблица оценок по критериям и сопоставления заявок участников открытого запроса предложений.
Организатор (ОАО "ЖКХ "Заволжье") считает, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Закупки допущено не было, представил письменные пояснения с обоснованием своих доводов.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы ОАО "САК "Энерго гарант" установлено следующее.
ОАО "ЖКХ "Заволжье" 21.05.2013 на официальном сайте Российской Федерации "http://www.zakupki.gov.ru/". разместило извещение N ООЗ/ЗП от 21.05.2013 и документацию о закупке N31300321615 способом открытого запроса предложений для заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. В соответствии с протоколом запроса предложений от 31.05.2013 N 31300321615-01 на участие в закупке были поданы заявки со стороны четырех страховых компаний:
ОАО "Альфа Страхование";
ООО "СК "Согласие";
ОСАО "Ингосстрах"
ОАО "САК "Энерго гарант"
Заявки двух претендентов: ООО "СК "Согласие" и ОСАО "Ингосстрах" не допущены закупочной комиссией к участию в закупке без указания в протоколе оснований для отклонения. На заседании Комиссии и в предоставленном к заседанию отзыве на жалобу представитель ОАО "ЖКХ "Заволжье" пояснил, что заявка ОСАО "Ингосстрах" отклонена в связи с несоблюдением требований Документации о закупке, а именно: не оформлено коммерческое предложение в соответствии с пунктом 4.3. Документации, не соблюдены инструкции по заполнению формы N 3, не поименован перечень опасных объектов, предметом страхования названы опасные объекты ОАО "ТГК-2". Заявка ООО "СК "Согласие" отклонена в связи с изменением перечня страхуемых опасных объектов в нарушение Приложения N 2 к извещению на проведение открытого запроса предложений. Комиссией названные основания для отклонения претендентов ООО "СК "Согласие" и ОСАО "Ингосстрах" признаны обоснованными. Из допущенных к участию страховых организаций, победителем закупки признано ОАО "Альфа Страхование", предложившее меньшую цену договора. В соответствии с пунктом 3.6.3 раздела 3.6. Документации по проведению открытого запроса предложений в рамках оценки и сопоставления предложений Комиссия оценивает и сопоставляет предложения участников и проводит их ранжирование по степени предпочтительности по критериям, указанным в извещении о запросе предложений. Рейтинг предложения на участие в запросе предложений представляет собой оценку в баллах, общий рейтинг рассчитывается как сумма баллов по всем критериям. Согласно размещенному на официальном сайте протоколу порядок расчета рейтинга комиссией не применялся, фактически единственным критерием оценки предложений участников была цена договора страхования.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". Страховые тарифы на каждый опасный объект утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 01.10.2011 "Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии" (далее - Постановление N 808). В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Постановления N 808 при расчете страховых тарифов по договорам обязательного страхования возможно применение дополнительного понижающего коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта от 1 до 0,9. Расчет данного Коэффициента производится согласно главе 4 приложения N 12 "Методика определения уровня безопасности опасного объекта" Правил профессиональной деятельности Национального союза страховщиков ответственности (Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте). Уровень безопасности опасного объекта определяется на основе оценки ряда технических показателей, которые владелец опасного объекта указывает по каждому объекту в специальных формах, характеризующих дополнительные сведения об опасных производственных объектах. Данные показатели не были указаны в представленной ОАО "ЖКХ "Заволжье" документации о закупке, в том числе в "Техническом задании на поставку продукции", являющемся Приложением N 1 к извещению о закупке, а также представленном в Приложении N 2 к извещению "Перечне опасных объектов". Отсутствие такой информации (форм, характеризующих уровень безопасности объекта,) не позволяет страховым организациям для расчета страховых тарифов по страхованию опасных объектов применять дополнительный понижающий коэффициент, зависящий от уровня безопасности объектов. С целью предложения (расчета) обоснованной цены контракта ОАО "САК "Энерго гарант" направило запрос организатору закупки ОАО ЖКХ "Заволжье" о предоставлении дополнительных документов по открытому запросу предложений в виде заполненных форм для определения коэффициента уровня безопасности по каждому объекту для расчета страховой премии. Ответа на данный запрос организатор закупки ОАО ЖКХ "Заволжье" не предоставило. На заседании Комиссии представитель Организатора закупки пояснил, что организация не обладает запрашиваемой информацией, ее сбор потребует значительного времени, поэтому Организатор был готов к тому, что страховые тарифы должны быть рассчитаны без применения понижающего коэффициента.
Соответственно, ОАО "САК "Энерго гарант" подало 30.05.2013 заявку на участие в конкурсе, с ценой контракта 449000,00 рублей, рассчитанную согласно базовым страховым тарифам без применения дополнительного понижающего коэффициента, зависящего от уровня безопасности объектов.
ОАО "Альфа-страхование" предложило цену контракта 404 100,00 рублей, рассчитанную с учетом применения к базовым страховым тарифам дополнительного понижающего коэффициента, зависящего от уровня безопасности объектов в размере 0,9. Указанное обстоятельство свидетельствует о предоставлении ОАО "Альфа Страхование" недостоверных сведений о цене контракта, выразившихся в установлении необоснованно низкой цены контракта, несмотря на установленные страховые тарифы, обязательные в применении всеми страховщиками. Указанные действия ОАО "Альфа Страхование" содержат признаки нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции.)
Вместе с тем действия организатора закупки по неправомерному определению победителя запроса предложений, неуказание в протоколе оснований определения победителя (итогового рейтинга в соответствии с порядком и критериями оценки, предусмотренными пунктом 3.6.3. Документации о закупке) противоречат принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, изложенным в пунктах 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Из приведенных в документации условий следует, что ОАО ЖКХ "Заволжье" по результатам проведения закупочной процедуры берет на себя обязательство принять предложение и заключить договор с победителем, то есть с лицом, предложение которого признано лучшим по заранее установленным условиям.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения вне зависимости от того как лицо называет данное правоотношение.
В случае волеизъявления Заказчика на проведение торгов и совершения действий, направленных на его реализацию, таких как опубликование извещения для неопределенного круга лиц, содержащего условия, позволяющие отнести способ заключения договора к торгам, к данному правоотношению применимы нормы ГК РФ, регулирующие проведение торгов, вне зависимости от того, что заказчик называет проводимую им процедуру "запросом предложений". Учитывая вышеизложенное, в действиях организатора торгов усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем при принятии решения по жалобе Комиссией учтены следующие обстоятельства.
Частями 9 и 10 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 (далее - Закона о закупках) предусмотрен порядок обжалования действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ услуг, в судебном порядке, а также путем подачи жалобы в антимонопольный орган, в порядке, установленном антимонопольным органом.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения на официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Жалоба ОАО "САК "Энерго гарант" в рассматриваемой ситуации не содержит ссылки на перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках нарушения. Антимонопольным органом, со своей стороны, в ходе рассмотрения жалобы такие нарушения также установлены не были, на заседании комиссии Заявитель подтвердил отсутствие нарушений со стороны организатора торгов, предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, на заседании комиссии было установлено, что с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках у антимонопольного органа отсутствуют основания для установления факта того или иного нарушения Закона о закупках по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1) Признать жалобу ОАО "САК "Энерго гарант" на действия организатора открытого запроса предложений (ОАО "ЖКХ "Заволжье") для заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте необоснованной.
2) Снять ограничения, наложенные письмом Ярославского УФАС России от 06.06.2013 N 4449/06-07.
3) Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены комиссии
|
Е.В. Гудкевич А.Г. Карамшук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 июня 2013 г. N 06-07/17-13
Текст решения официально опубликован не был