Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 15 апреля 2013 г. N 06-07/06-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,
члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти Гудкевич Е.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г.,
с участием представителей:
Заявителя - ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант" в лице Агентства г. Ярославль Центрального регионального филиала "Владимирэнергогарант" - Баунов А.В. (по доверенности),
организатора (заказчика) торгов - ОАО "Яргортеплоэнерго" - Жигалов Д.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант" в лице Агентства г. Ярославль Центрального регионального филиала "Владимирэнергогарант" на действия Организатора (Заказчика) торгов ОАО "Яргортеплоэнерго", в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант" в лице Агентства г. Ярославль Центрального регионального филиала "Владимирэнергогарант" (вх. N 2784 от 04.04.2013) на действия Организатора (Заказчика) торгов при организации и проведении торгов.
Обжалуемые торги - открытый запрос предложений на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО "Яргортеплоэнерго" на 2013 год.
На заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы, указанные в жалобе (исх. N 219 от 20.11.2012), пояснил, что согласно протоколу вскрытия конвертов на участие в открытом запросе предложений, допущено к участию пять компаний, в том числе ОАО "САК Энергогарант, при этом компания подала пакет документов первой. Критерием оценки и сопоставления заявок являлись два условия: цена договора - 50%, качество услуг и квалификация участника закупки - 50%. В результате подведения итогов с заявками на участие в открытом запросе, решением комиссии победителем признан участник заявки N 2 СОАО "ВСК", набравшее наибольшее количество баллов. Однако в протоколе вскрытия конвертов ОАО САК "Энергогарант" и СОАО "ВСК" предложены одинаковые цена и состав документов к заявке, отличается дата и время подачи заявки. В протоколе подведения итогов отсутствует таблица оценок по критериям и сопоставления заявок участников открытого запроса предложений.
Организатором (заказчиком) торгов на заседание Комиссии представлены документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 09.04.2013 N 2673/06-07. Организатор (Заказчик) торгов не согласился с доводами жалобы и указал на то, что в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положением о регламентированных закупках товаров, работ и услуг ОАО "Яргортеплоэнерго" был объявлен открытый запрос предложений на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Условия запроса предложений были опубликованы на официальном сайте и сайте ОАО "Яргортеплоэнерго". В пункте 2.2 общих условий закупочной документации указано, что настоящая процедура не является торгами, и ее проведение не регулируется статьями 447 - 449 ГК РФ. Критерии оценки предложений указаны в закупочной документации и ими являлись: цена договора, качество услуг и квалификация. Цена договора в соответствии с действующим законодательством является фиксированной. Перечень показателей услуг качества и квалификации по условиям конкурса открытые. Всеми членами закупочной комиссии по критерию качества и квалификации наибольшее количество баллов было дано СОАО "ВСК". Только данный участник конкурса представил благодарности Президента РФ. При даче баллов членами комиссии данному участнику, было также учтено качество услуг, которое им было оказано по договору обязательного страхования, который действовал в предыдущий период страхования. При указанных обстоятельствах при подведении итогов, решением комиссии победителем открытого запроса предложений было признано СОАО "ВСК".
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в порядке, предусмотренном настоящей статьей, рассматривает жалобы на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского Кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Законом о закупках, установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Открытый запрос предложений, соответствующий по форме проведения открытому конкурсу на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, осуществлялся в соответствии с Законом о закупках, Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг ОАО "Яргортеплоэнерго".
Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг ОАО "Яргортеплоэнерго" утверждено Советом директоров ОАО "Яргортеплоэнерго" (протокол N 10 от 22.03.2012) и размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Порядок проведения открытого запроса предложений установлен указанными Положением о закупочной деятельности, Закупочной документацией к открытому запросу предложений.
ОАО "Яргортеплоэнерго" организован и проведен открытый запрос предложений на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО "Яргортеплоэнерго" на 2013 год.
Согласно Закупочной документации: дата подачи заявок - 11.03.2013; дата окончания подачи заявок - 25.03.2013, дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов 26.03.2013.
В ходе проведения запроса предложений составлены протокол вскрытия конвертов от 26.03.2013, протокол подведения итогов от 26.03.2013.
Как следует из материалов жалобы, Закупочной документацией установлены Критерии оценки предложений участников и их значимость:
1. Цена договора - 50%
2. Качество услуг и квалификация участника закупки: деловая репутация участника закупки, участие в рейтингах, наличие у участника закупки опыта оказания услуг, наличие у него трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для оказания услуг, являющихся предметом договора, в том числе квалификация работников участника закупки - 50%.
Для оценки заявок осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.
При этом для получения рейтинга заявок по критерию 2 - "качество услуг и квалификация участника закупки", каждой заявке закупочной комиссией выставляется значение баллов от 0 до 100 баллов.
Вместе с тем, заказчиком (организатором) открытого запроса предложений не предусмотрен порядок выставления баллов по данному критерию.
Отсутствие порядка выставления баллов позволяет закупочной комиссии субъективно оценивать поступившие заявки участников открытого запроса предложений, тем самым не обеспечивается равный подход ко всем участникам запроса предложений. Что также не позволяет претендентам должным образом сформулировать предложения на участие в запросе предложений.
Так как предметом открытого конкурса является оказание услуг ОСАГО, где все участники рынка ОСАГО действуют на основании предъявляемых к ним единых норм и требований в отношении страхового покрытия и стоимости услуг (тарифов), при оценке и сопоставлении заявок главную роль играет критерий "качество услуг и квалификация участника".
В данном случае организатором (заказчиком) открытого запроса предложений нарушен пункт 1 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
В связи с тем, что 29.03.2013 (до подачи жалобы) заключен договор N 1328091601726 с победителем открытого запроса предложений СОАО "ВСК" выдача предписания не представляется возможной, Комиссия считает необходимым передать материал по жалобе в отдел антимонопольного контроля для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Яргортеплоэнерго".
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Передать материалы жалобы в отдел антимонопольного контроля Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены комиссии
|
Е.В. Гудкевич А.Г. Карамшук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 апреля 2013 г. N 06-07/06-13
Текст решения официально опубликован не был