Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 7 июня 2013 г. N 03-03/93-12
Решение изготовлено в полном объеме 17 июня 2013 г.
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.; члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Лаптиева Е.А., рассмотрев дело N 03-03/93-12 по признакам нарушения ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" (далее также ОАО "СППК") части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
15 октября 2012 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг www.zakuрki.gоv.гu, а также на сайте http://etzp.rzd.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса N 2/ОК-ОАО "СППК"/2012/РЯРС на право заключения договора поставки билетопечатающих автоматов для оформления проездных документов (билетов) на проезд в поездах пригородного сообщения в 2012 году.
Заказчиком указанного конкурса является ОАО "Северная пригородная пассажирская компания", организатором конкурса ОАО "РЖД" (в лице Ярославского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок).
Конкурсная документация утверждена представителем Заказчика.
Следующими положениями Раздела IV конкурсной документации "Техническое задание" установлено следующее:
пунктом 4.4.3. "Технологические требования к автомату" предусмотрено, что "автомат должен работать в составе автоматизированной системы АСУ ППК (автоматизированная система управления пригородной пассажирской компанией) и АСУ "Экспресс-3" (с учетом изменений и дополнений конкурсной документации от 31 октября 2012 года "автомат должен работать в составе автоматизированной системы АСУ ППК или АСУ "Экспресс-3");
пунктом 4.4.4. "Назначение" предусмотрено, что автомат должен обеспечивать выполнение следующих функций: получение нормативно-справочной и управляющей информации (маршруты, тарифы, "стоп-листы" карт и т.д.) из АСУ ППК или АСУ "Экспресс-3", передача информации об оформленных билетах в АСУ ППК или АСУ "Экспресс-3".
Вместе с тем в соответствии с разъяснением N 2 от 09 ноября 2012 года положений конкурсной документации, включая разъяснения изменений, внесенных в извещение и конкурсную документацию по указанному конкурсу 31 октября 2012 года, билетопечатающий автомат должен работать в составе автоматизированной системы АСУ ППК или АСУ "Экспресс - 3"; взаимодействие автомата с АСУ ППК должно быть подтверждено разработчиком или поставщиком любым письменным документом: руководством по эксплуатации, техническим паспортом, письмом разработчика, письмом поставщика или любым иным документом, подтверждающим работу в составе автоматизированной системы АСУ "Экспресс - 3". В руководстве по эксплуатации билетопечатающего автомата должно быть прописано, что взаимодействие автомата с АСУ "Экспресс" происходит через сервер накопления информации. Сервер накопления информации взаимодействует с АСУ "Экспресс" с использованием средства защиты информации VipNet. Передача информации об оформленных через автомат проездных документах в АСУ "Экспресс" может производиться по сети передачи данных, интернет, GPRS.
Протоколом N 2 от 16 ноября 2012 года вскрытия конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе 2/ОК-ОАО "СППК"/2012/РЯРС зафиксировано поступление двух заявок для участия в указанном конкурсе хозяйствующих субъектов ЗАО НПЦ "Спектр" и ООО "Альфа-Трейд".
Заявка ЗАО НПЦ "Спектр" не допущена к участию в процедуре в связи с непредставлением ряда документов. До участия в указанном конкурсе допущена заявка хозяйствующего субъекта ООО "Альфа-Трейд" (Протокол N 2 от 30 ноября 2012 года). В составе заявки, представленной хозяйствующим субъектом ООО "Альфа-Трейд" на указанный конкурс, среди прочих документов также представлено письмо ЗАО НПЦ "Спектр" (производитель оборудования) N 443 от 02.11.2012, уполномочивающее ООО "Альфа-Трейд" на участие в конкурсе и подтверждающее возможность исполнения заказа ООО "Альфа-Трейд", а также письмо N 450 от 19.11.2012, подтверждающее совместимость предлагаемых к поставке автоматов с указанными АСУ.
Кроме того тем же протоколом N 2 от 30 ноября 2012 ввиду признания конкурсной комиссией участником конкурса единственного претендента ООО "Альфа-Трейд" указанный конкурс признан несостоявшимся и конкурсной комиссией в соответствии с пунктом 79 Положения "О порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО "СППК" (далее также Положение), принято решение о заключении договора на поставку билетопечатающих автоматов для оформления проездных документов (билетов) на проезд в поездах пригородного сообщения в 2012 году с единственным исполнителем ООО "Альфа-Трейд" по цене заявки 13 994 000,00 руб. при начальной (максимальной) цене договора 14 000 000 руб.
Согласно пункту 11 статьи 4 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен гак, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
В ходе рассмотрения дела установлено, что разъяснения конкурсной документации, обязывающие претендентов на участие в указанном конкурсе в составе конкурсной заявки предоставлять любые письменные документы от разработчика, поставщика, подтверждающие работу билетопечатающего автомата, предлагаемого к поставке в составе автоматизированной системы АСУ ППК или АСУ "Экспресс - 3" (иными словами совместимость предлагаемого к поставке автомата с указанными АСУ), опубликованы 09 ноября 2012 года, т.е. всего лишь за 6 дней до даты окончания срока подачи заявок на указанный конкурс.
Таким образом, сокращение срока, указанного в пункте 11 статьи 4 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с 15 дней до 6, в течение которого потенциальный участник конкурса мог получить соответствующие письменные документы от разработчика, поставщика для включения их в состав конкурсной заявки согласно требованиям конкурсной документации повлияло (могло повлиять) на количество заявок, поступивших организатору конкурса на дату прекращения срока принятия заявок (16 ноября 2012 года), т.е. свести их количество к минимуму по причине невозможности получения претендентами в столь сжатые сроки соответствующих документов. Материалами дела установлено, что на конкурс поступило всего две заявки.
Кроме того в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 4 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
По смыслу указанного нормативного положения конкурсная документация к указанному конкурсу, включая ее изменения и дополнения, должна была также содержать полную информацию о технических параметрах, используемых ОАО "СПИК" систем АСУ ППК и АСУ "Экспресс-3" для определения совместимости указанных систем с автоматами, предполагаемыми к поставке, а также информацию о разработчике (производителе) указанных систем, к которому потенциальный участник мог обратиться за документом, подтверждающим совместимость предлагаемых к поставке билетопечатающих автоматов с указанными АСУ.
Так потенциальным участником указанного конкурса, хозяйствующим субъектом ООО "Предприятие Микротех" в материалы дела представлено письмо N 2748 от 15.11.2012 хозяйствующего субъекта ОАО Свердловская пригородная компания (производитель АСУ ППК), которое свидетельствует о том, что получению документа, подтверждающего совместимость билетопечатающих автоматов заинтересованного лица с системой АСУ ППК должны предшествовать натурные испытания образца, время проведения которых, включая технические и организационные мероприятия, составляет около 2 месяцев.
Таким образом, учитывая вышеизложенные нормативные требования и фактические обстоятельства дела, отсутствие в конкурсной документации иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, другими словами технических параметров, используемых систем (АСУ ППК И АСУ "Экспресс-3"), необходимых для определения совместимости билетопечатающих автоматов, предлагаемых к поставке, и разъяснения конкурсной документации от 09 ноября 2012 года о необходимости потенциальным участникам в составе конкурсной заявки предоставлять любой документ (производителя, поставщика) о совместимости билетопечатающих автоматов, предлагаемых к поставке, с используемыми системами, направлены на ограничение количества участников указанного конкурса.
Согласно пункта 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года под признаками ограничения конкуренции понимается, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действие (бездействие) ОАО "СППК", выразившееся в неправомерном составлении указанной конкурсной документации, а именно в отсутствии в ней полной информации о требованиях, связанных с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, и разъяснения конкурсной документации от 09 ноября 2012 года о необходимости потенциальным участникам в составе конкурсной заявки предоставлять любой документ (производителя, поставщика) о совместимости билетопечатающих автоматов, предлагаемых к поставке, с используемыми системами, которые привели к необоснованному сокращению количества участников конкурса, решению конкурсной комиссии о признании указанного конкурса несостоявшимся и решению о заключении контракта с единственным исполнителем является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
На момент рассмотрения антимонопольным органом настоящего дела и принятия решения установлено, что между заказчиком ОАО "СППК" и хозяйствующим объектом ООО "Альфа-Трейд", признанным единственным исполнителем (протокол N 2 от 30 ноября 2012), договор не заключен.
Учитывая вышеизложенное, а также положения пункта 2.6 Конкурсной документации "Рассмотрение конкурсных заявок и изучение квалификации претендентов", которое предусматривает рассмотрение конкурсных заявок экспертной группой, состоящей из представителей Заказчика (ОАО "СППК") и Организатора (ОАО "РЖД") Ярославское УФАС России считает необходимым выдать в адрес ОАО "СППК" предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ОАО "СППК" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
2. Выдать в адрес ОАО "СППК" предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения конкурса N 2/ОК-ОАО "СППК"/2012/РЯРС, о внесении изменений в документацию о конкурсе N 2/ОК-ОАО "СППК"/2012/РЯРС
Председатель комиссии |
М.Ф. Завьялов |
Члены комиссии
|
М.В. Гаев Е.А. Лаптиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 7 июня 2013 г. N 03-03/93-12
Текст решения официально опубликован не был