Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 26 марта 2013 г. N 03-03/45-12
Решение изготовлено в полном объеме 9 апреля 2013 г.
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.; члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А., рассмотрев дело N 03-03/45-12 по признакам нарушения ФБУ "Ярославский ЦСМ" по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по поверке индивидуального прибора учета холодной и горячей воды (с выездом на место эксплуатации) в 2010 - 2011 годах, установила:
Дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления гр. Царева В.А. Заявитель полагает, что стоимость услуг по поверке приборов учета воды является завышенной.
ФБУ "Ярославский ЦСМ" вменяемого правонарушения не признал. Полагает, что ФБУ "Ярославский ЦСМ" не занимает доминирующего положения на рынке поверки приборов учета по следующим основаниям: наличие потенциальной возможности для других хозяйствующих субъектов войти на указанный рынок, наличие взаимозаменяемой услуги по установке нового прибора учета при истечении срока поверки уже установленного прибора. Также ФБУ "Ярославский ЦСМ" полагает, что стоимость услуги по поверке прибора учета с выездом на место установки установлена в соответствии с действующим нормативными актами, является экономически обоснованной.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Ярославским УФАС России при анализе рынка услуг по поверке приборов учета воды и оценке доли ФБУ "Ярославский ЦСМ" на данном рынке установлено следующее.
Услуги по поверке прибора учета могут оказывать юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право поверки в соответствии с действующим законодательством.
При этом потребитель (физическое или юридическое лицо - владелец прибора учета) приобретает услуги по поверке прибора для осуществления надлежащего учета потребления горячей и холодной воды, который необходим для производства расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Обеспечить надлежащий учет ресурса при истечении срока поверки уже установленного прибора учета потребитель может как путем поверки этого прибора учета (с вызовом поверителей на место его установки либо путем доставки прибора в поверяющую организацию своими силами), так и путем установки нового прибора учета.
Согласно информации из публичных источников стоимость приборов учета воды составляет от 350 рублей за единицу, верхний предел стоимости прибора зависит от его типа и модели.
Стоимость услуг по поверке приборов учета, оказываемых ФБУ "Ярославский ЦСМ" составила:
в 2010 году: 234 руб. при доставке прибора учета в ФБУ "Ярославский ЦСМ", 902 руб. при выезде поверителя на место установки прибора;
в 2011 году: 255 руб. при доставке прибора учета в ФБУ "Ярославский ЦСМ", 980 руб. при выезде поверителя на место установки прибора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении. Заявитель в своем заявлении указывает на то, что им была произведена замена приборов учета на новые. Таким образом, в данном случае приобретатель готов заменить услугу по поверке прибора учета воды приобретением нового прибора учета.
Комиссия приходит к выводу о том, что услуга по поверке прибора учета воды может быть заменена приобретением нового прибора учета, соответственно ФБУ "Ярославский ЦСМ" не является единственным участником товарного рынка. Реализацию приборов учета воды может осуществлять любой хозяйствующий субъект, индивидуальный предприниматель, данная деятельность не подлежит лицензированию либо аккредитации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что положение ФБУ "Ярославский ЦСМ" на рассматриваемом товарном рынке не может быть признано доминирующим.
В 2009 - 2011 годах прейскурант цен на услуги, оказываемые учреждением, утверждался приказом директора в соответствии с Порядком определения стоимости (цены) метрологических работ ПР 50.2.015-99, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 26.08.1999 года N 359.
В соответствии с приложением А к указанному приказу Тарифы (Т) на поверку, включаемые в прейскурант (базовые тарифы), рассчитываются по формуле:
Т = Нвр x k х с + МТ,
где Нвр - норма времени на выполнение поверки, ч;
k - коэффициент, учитывающий потери производственного времени, связанные с временной нетрудоспособностью, отпусками, затратами времени на переподготовку специалистов и т.д. (коэффициент использования поверителя);
с - стоимость (цена) одного нормативного часа работы поверителя, руб./ч;
МТ - стоимость материалов, непосредственно используемых при проведении поверки, руб.
Стоимость (цена) одного нормативного часа работы поверителя (С) рассчитывается на основе сложившегося уровня затрат метрологической службы (организации), производящей поверку по данным бухгалтерского учета за предшествующий их разработке квартал по следующей формуле:
с = 0,006 X ЗП(1 + kl + k2)(1 + Р),
где ЗП - среднемесячная заработная плата поверителя (руб.);
kl - коэффициент, учитывающий начисление на заработную плату (в долях единицы);
к2 - коэффициент, учитывающий накладные расходы (в долях единицы);
Р - плановая рентабельность работ.
Плановая рентабельность работ составила 20 %. В соответствии с письмом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.04.2009 года N ВК-101-32/1831 установлена предельная нормативная рентабельность метрологических работ в размере 35 %.
1. В соответствии с указанной формулой стоимость одного нормативного часа работы поверителя ФБУ "Ярославский ЦСМ" с 01.01.2010 года составляла 451 руб., с 01.01.2011 года - 490 руб.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ФБУ "Ярославский ЦСМ" признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года, Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение дела N 03-03/45-12 в отношении ФБУ "Ярославский ЦСМ" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях учреждения.
Председатель комиссии |
М.Ф. Завьялов |
Члены комиссии |
М.В. Гаев Е.А. Правдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 марта 2013 г. N 03-03/45-12
Текст решения официально опубликован не был