Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации Тутаевского
муниципального района
от 11 апреля 2013 г. N 155
Программа
развития муниципальной службы в Тутаевском муниципальном районе на 2013 - 2015 годы
11 декабря 2013 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа развития муниципальной службы в Тутаевском муниципальном районе на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Администрация Тутаевского муниципального района |
Основание разработки Программы |
- Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Закон Ярославской области от 27.06.2007 N 46-з "О муниципальной службе в Ярославской области"; - Указ Губернатора Ярославской области от 06.03.2013 N 117 "Об утверждении Положения о конкурсе программ развития муниципальной службы в Ярославской области"; - Устав Тутаевского муниципального района Ярославской области. |
Ответственный исполнитель Программы |
руководитель аппарата Администрации Тутаевского муниципального района. |
Исполнители Программы |
административно-правовое управление Администрации Тутаевского муниципального района; управление общественных и региональных связей Администрации Тутаевского муниципального района; отдел информационных систем Администрации Тутаевского муниципального района; другие структурные подразделения Администрации Тутаевского муниципального района в пределах их компетенции. |
Разработчик Программы |
руководитель аппарата Администрации Тутаевского муниципального района. |
Цель Программы |
повышение эффективности и результативности муниципальной службы в Тутаевском муниципальном районе на основе комплексного и системного планирования развития муниципальной службы в соответствии с целями и задачами социально-экономического развития района, задачами и функциями органов местного самоуправления района. |
Задачи Программы |
1. создание целостной системы правового регулирования деятельности муниципальных служащих; 2. обеспечение открытости муниципальной службы, доступности информации о муниципальной службе и деятельности муниципальных служащих, повышение престижа муниципальной службы; 3. профессиональное развитие муниципальных служащих; 4. создание оптимальных условий труда муниципальных служащих; 5. формирование и использование кадрового резерва муниципальной службы; 6. внедрение механизмов противодействия коррупции, предупреждения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе; 7. взаимодействие с органами местного самоуправления поселений по вопросам муниципальной службы и оказание им методической помощи; 8. внедрение новых методов планирования, стимулирования и оценки деятельности муниципальных служащих. |
Общая потребность в ресурсах
Источник финансирования |
Единица измерения |
Потребность |
|||
всего |
в том числе по годам |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Бюджет Ярославской области* |
тыс. рублей |
600 |
200 |
200 |
200 |
Бюджет Тутаевского муниципального района |
тыс. рублей |
120 |
40 |
40 |
40 |
Итого |
тыс. рублей |
720 |
240 |
240 |
240 |
*объем средств, выделяемых из бюджета Ярославской области в 2013 - 2014 годах, подлежит корректировке в зависимости от размера субсидии, подлежащей выделению Тутаевскому муниципальному району по результатам конкурса программ развития муниципальной службы в соответствии с Указом Губернатора Ярославской области от 06.03.2013 N 117 "Об утверждении Положения о конкурсе программ развития муниципальной службы в Ярославской области"; объем средств на 2015 год указан ориентировочно.
I. Анализ проблем, на решение которых направлена программа
Совершенствование правовых основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов власти является закономерным этапом в развитии органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации.
Местное самоуправление представляет собой один из элементов политической системы современной России, обеспечивающих реализацию принципа народовластия. Будучи максимально приближенным к населению, оно является центральным звеном в механизме взаимодействия гражданского общества и государства.
Механизмом и инструментом реализации функций и задач органов местного самоуправления является муниципальная служба. В связи с этим развитие и совершенствование муниципальной службы является одним из условий повышения эффективности взаимодействия общества и власти. Развитие муниципальной службы обеспечивается в том числе муниципальными программами развития муниципальной службы, финансируемыми за счет средств местных бюджетов (ст. 35 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления является подготовка кадров для органов местного самоуправления. Повышение уровня знаний и овладение профессиональными навыками муниципальных служащих оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность принимаемых решений.
В современных условиях развитие системы местного самоуправления и муниципальной службы как его неотъемлемой составляющей осуществляется на основе комплексного подхода. Он подразумевает не только повышение образовательного и профессионального уровня муниципальных служащих, но и процедуру аттестации, и систему мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, организационно-методическому, методологическому и аналитическому сопровождению в сфере муниципальной службы, рациональное использование существующего кадрового потенциала, воспитание и подготовку нового.
Эффективная кадровая политика является основой процесса развития муниципальной службы. Эффективная кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики муниципального образования. Цель кадровой политики муниципального образования - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самого муниципального образования, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.
Подготовка кадров для органов местного самоуправления является одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков муниципальных служащих приводит к низкому качеству управленческих решений и, как следствие, к потере авторитета органов местного самоуправления в глазах населения.
Состояние кадрового состава муниципальных служащих Тутаевского муниципального района характеризуется следующими показателями:
Общее количество муниципальных служащих Тутаевского муниципального района согласно действующим штатным расписаниям - 162 штатные единицы, фактическое количество - 162 муниципальных служащих (здесь и далее данные приводятся на 1 января 2013 года, если иное не указано).
Основная часть муниципальных служащих проходит службу в Администрации Тутаевского муниципального района (включая структурные подразделения, наделенные правами юридического лица). Муниципальное учреждение Контрольно-счетная палата Тутаевского муниципального района имеет в своем составе только трех муниципальных служащих.
Высшее образование имеют 145 муниципальных служащих (89,5% от общего числа), в том числе высшее юридическое - 25, высшее экономическое - 65, высшее образование по специальности "государственное и муниципальное управление" - 3.
В общей численности муниципальных служащих 4 человека составляют лица в возрасте от 18 до 25 лет, 17 - от 26 до 30 лет, 36 - от 31 до 40 лет; 55 - от 41 до 50 лет; 45 - от 51 до 60 лет; 5 - старше 60 лет.
Среди муниципальных служащих 26 мужчин (16,05%) и 136 женщин (83,95%).
99 муниципальных служащих (61% от общего числа) имеет стаж муниципальной службы более 10 лет, 32 - от 5 до 10 лет, 22 - от 1 года до 5 лет, 9 муниципальных служащих имеют стаж муниципальной службы менее 1 года.
За 2010 год отмечено 9 случаев увольнения муниципальных служащих, за 2011 год - 22 случая, за 2012 год - 19.
В Тутаевском муниципальном районе в целом отработана эффективная система мониторинга действующего законодательства Российской Федерации и Ярославской области о местном самоуправлении и муниципальной службе, антикоррупционного законодательства в целях своевременного приведения муниципальных правовых актов Тутаевского муниципального района в сфере муниципальной службы в соответствие с вновь принимаемыми правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области, разработки требуемых муниципальных правовых актов в сфере муниципальной службы в связи с вступлением в силу вновь принятых правовых актов Российской Федерации и Ярославской области. Хотя сроки разработки требуемых правовых актов необходимо оптимизировать в направлении их сокращения, а анализ и контроль исполнения структурными подразделениями Администрации Тутаевского муниципального района действующих правовых актов Российской Федерации, Ярославской области и Тутаевского муниципального района в сфере муниципальной службы требуют систематизации и совершенствования (в том числе путем включения в систему анализа и контроля проведения совместных обсуждений, конференций, "круглых столов", проверок исполнения правовых актов, подготовки аналитических материалов по вопросам исполнения указанных правовых актов и предложений по их совершенствованию), работу в данном направлении следует считать в целом удовлетворительной.
В числе муниципальных правовых актов, необходимых в соответствии с требованиями действующего законодательства, принятых в Тутаевском муниципальном районе и поддерживаемых в актуальном состоянии, следует назвать:
Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 29.12.2007 N 110-г "Об определении размеров оплаты труда Главы Тутаевского муниципального района, муниципальных служащих Тутаевского муниципального района";
Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 19.08.2010 N 61-г "О видах поощрений муниципальных служащих органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района и признании утратившими силу решений Муниципального Совета Тутаевского муниципального округа";
Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 30.06.2011 N 79-г "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тутаевского муниципального района";
Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 01.10.2012 N 118-г "О вопросах организации и деятельности муниципального учреждения Контрольно-счетная палата Тутаевского муниципального района";
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 02.07.2010 N 228 "Об установлении соответствия классных чинов должностям муниципальной службы в Администрации Тутаевского муниципального района";
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 28.07.2010 N 253 "Об утверждении Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена муниципальным служащим Тутаевского муниципального района и о порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня)";
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 28.07.2010 N 252 "Об утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района";
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 20.08.2010 N 282 "Об утверждении Порядка ведения реестра муниципальных служащих органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района";
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 05.09.2011 N 328 "Об утверждении Положения о порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы Тутаевского муниципального района";
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 01.03.2012 N 94 "Об установлении квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям муниципальной службы в Администрации Тутаевского муниципального района";
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 15.10.2012 N 454 "Об утверждении Порядка повышения квалификации муниципальных служащих Администрации Тутаевского муниципального района".
Постановлением Администрации Тутаевского муниципального района от 31.05.2011 N 190 утвержден Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Администрации Тутаевского муниципального района.
В целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с изданными в 2013 году Указами Губернатора Ярославской области в сфере противодействия коррупции в сфере муниципальной службы были приняты:
Решение Муниципального Совета Тутаевского муниципального района от 28.03.2013 N 21-г "О внесении изменений в Решение Муниципального Совета ТМР от 01.10.2012 N 118-г "О вопросах организации и деятельности муниципального учреждения Контрольно-счетная палата Тутаевского муниципального района";
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 28.03.2013 N 120 "Об утверждении Перечня должностей с высоким риском коррупционных проявлений в Администрации ТМР";
Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 10.04.2013 N 151 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации ТМР в связи с изданием Указа Губернатора Ярославской области от 31.01.2013 N 45";
Распоряжение Администрации Тутаевского муниципального района от 26.03.2013 N 12 "О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации Тутаевского муниципального района и урегулированию конфликта интересов".
Вместе с тем нельзя считать удовлетворительной работу по актуализации документов, непосредственно регламентирующих деятельность муниципальных служащих. Несмотря на наличие разработанной и утвержденной распоряжением Администрации Тутаевского муниципального района от 30.07.2012 N 110(кл) примерной формы должностной инструкции муниципального служащего, работа по актуализации должностных инструкций муниципальных служащих продвигается крайне медленно и в основном за счет административно-командных методов.
Зачастую отсутствие четкой фиксации должностных обязанностей является оправданием невыполнения, ненадлежащего выполнения или несоблюдения сроков выполнения поставленных перед муниципальными служащими задач. Актуальность должностных инструкций следует поддерживать также и в целях проведения конкурсов для назначения на вакантные должности муниципальной службы и конкурсов для включения в кадровый резерв муниципальной службы, иначе при объявлении таких конкурсов невозможно объективно сформулировать требования к кандидатам и оценить таких кандидатов.
Наличие актуальных должностных инструкций требуется также и в целях разработки и утверждения четких критериев оценки качества исполнения должностных обязанностей муниципальных служащих и условий продвижения по службе, наличие которых предусматривается Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Без таких критериев крайне сложно объективно оценить качество работы муниципальных служащих и их личный вклад в выполнение задач и функций органов местного самоуправления. Без таких критериев любая оценка будет носить поверхностный, субъективный характер, не будет поддаваться проверке.
На взгляд разработчика программы, проблема в данном случае носит системный характер и не связана непосредственно со сложностью разработки должностных инструкций как таковых.
Работа Администрации Тутаевского муниципального района строится по отраслевому принципу. Данный принцип не противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в целом позволяет решить задачи, стоящие перед органами местного самоуправления. Однако в соответствии с тем же принципом мониторинг действующего законодательства в той или иной специальной (отраслевой) сфере возложен на структурные подразделения Администрации, что приводит к разрозненности, фрагментарности работы по своевременному приведению в соответствие с действующим законодательством, устанавливающим цели, задачи и функции органов местного самоуправления, муниципальных правовых актов, закрепляющих за структурными подразделениями Администрации Тутаевского муниципального района достижение этих целей, выполнение этих задач и функций. Структурные подразделения Администрации района излишне замкнуты в решении своих непосредственных задач и не могут в ряде случаев самостоятельно спланировать свое развитие, скорректировать свою деятельность с учетом изменения целей деятельности органов местного самоуправления в целом, их задач и функций. Эти задачи должны решаться централизованным путем.
Совокупность правовых актов в сфере муниципальной службы должна иметь целостный иерархический характер, и в первую очередь должна быть установлена последовательность актуализации правовых актов от более общих, устанавливающих цели, задачи и функции органов местного самоуправления в целом, через регламентацию целей, задач и функций структурных подразделений Администрации, к правовым актам, устанавливающим непосредственные должностные обязанности каждого муниципального служащего. На каждой из ступеней этой иерархической системы должна быть обеспечена своевременная актуализация правовых актов, и если работа по актуализации основных правовых актов Тутаевского муниципального района, и прежде всего Устава Тутаевского муниципального района, в настоящее время проводится в должном порядке, то работу по актуализации правовых актов, регламентирующих деятельность структурных подразделений Администрации района, нельзя считать удовлетворительной. Большинство положений о структурных подразделений Администрации района не актуализируется годами, а новые функции подразделений закрепляются фрагментарно, путем издания отдельных правовых актов, что мешает увидеть и оценить весь спектр работы подразделений в целом. В этой связи неудивительно, что работа по утверждению должностных инструкций муниципальных служащих не построена должным образом - ей препятствует неактуальность правовых актов более общего характера.
По-прежнему как крайне недостаточную следует охарактеризовать работу по формированию кадрового резерва муниципальной службы. Организационные основы формирования кадрового резерва муниципальной службы созданы в полном объеме. Положение о порядке проведения конкурсов на включение в кадровый резерв утверждено и отработано на практике. Хотя структурные подразделения Администрации района по-прежнему не проявляют особой заинтересованности в формировании кадрового резерва, предпочитая осуществлять подбор кадров собственными силами, за счет централизации процесса проведения конкурсов на включение в кадровый резерв процесс формирования кадрового резерва удалось по крайней мере начать. Здесь, однако, мы столкнулись с другой трудностью, выразившейся в крайне малом интересе потенциальных участников конкурсов. Информация о проведении конкурсов публикуется в газете "Берега" - официальном средстве массовой информации органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района - и размещается на официальном сайте органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района в специально созданном для этих целей подразделе "Кадровый резерв" раздела "Муниципальная служба". И несмотря на это, например, в трех конкурсах на включение в кадровый резерв, проводившихся в ноябре-декабре 2012 года (причем не по конкретным должностям муниципальной службы, а по категориям должностей), приняло участие всего два человека, причем оба они уже являлись муниципальными служащими на момент участия в конкурсе.
Ситуация с формированием кадрового резерва не может не вызывать серьезной обеспокоенности. При отсутствии кадрового резерва невозможно обеспечить стабильность муниципальной службы в районе, ее преемственность, в связи с чем формирование такого резерва является крайне важным, одним из приоритетных направлений развития муниципальной службы на данном этапе развития.
Продолжает вызывать беспокойство и непроведение конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы. В каждом случае при решении вопроса о проведении конкурса находятся разного рода причины, заставляющие отказываться от проведения конкурса и принимать на должность муниципальной службы без проведения конкурса. Среди таких причин называются и срочность назначения на должность муниципальной службы, вызванная необходимостью в короткие сроки приступить к выполнению соответствующих должностных обязанностей, и организационные издержки, связанные с очевидно более сложной и объемной, чем при приеме на муниципальную службу без проведения конкурса, организационной работой. Высказывается также мнение, что само проведение конкурса может "отпугнуть" потенциальных кандидатов из-за их нежелания участвовать в конкурсных процедурах.
Следует отметить, что Тутаевский муниципальный район действительно находится в неблагоприятной кадровой ситуации в сфере квалифицированных управленческих кадров в связи с близостью к областному центру. Участились случаи, когда квалифицированные специалисты оставляют муниципальную службу и переходят на работу в город Ярославль. С точки зрения оплаты труда Тутаевскому муниципальному району сложно конкурировать с городом Ярославлем.
Эти сложности не отменяют необходимости проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы и продолжения работы по формированию кадрового резерва.
Необходим поиск новых методов доведения до сведения потенциальных участников конкурсов информации об их проведении, популяризации конкурсов. Возможно задействование более широкого круга средств массовой информации, Интернет-ресурсов, обращение к кадровым агентствам, индивидуальный целенаправленный поиск кадров, другие, более гибкие варианты.
Во избежание "утечки кадров" необходимо и создание более благоприятных условий труда муниципальных служащих, создание условий для карьерного роста в Администрации района, совершенствование методов поощрения муниципальных служащих за эффективность и результативность выполнения ими должностных обязанностей. Следует при этом смириться с тем, что такая "утечка" неизбежна и должна своевременно компенсироваться именно за счет формирования кадрового резерва.
С целью повышения открытости муниципальной службы, в рамках мероприятий по реализации Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на официальном сайте Администрации Тутаевского муниципального района создан постоянно обновляемый раздел "Муниципальная служба". Вместе с тем для выполнения задачи обеспечения открытости муниципальной службы, доступности информации о муниципальной службе и деятельности муниципальных служащих, повышения престижа муниципальной службы требуется подготовка, размещение на официальном сайте органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района и публикация в Тутаевской массовой муниципальной газете "Берега" материалов по вопросам муниципальной службы, в том числе посвященных муниципальным служащим, достигшим особых успехов при прохождении муниципальной службы. С учетом необходимости формирования кадрового резерва, о которой говорилось выше, особое место следует уделять при этом популяризации конкурсов на включение в кадровый резерв. Необходимо освещать как можно больше примеров назначения на должности муниципальной службы из числа лиц, включенных в кадровый резерв.
Во многом благодаря реализации в 2011 - 2012 годы предшествующей программы развития муниципальной службы постепенно улучшается ситуация с обучением муниципальных служащих. Если в 2010 году повышение квалификации прошли 19 муниципальных служащих, в том числе за счет средств бюджета района - 10 человек, за счет средств бюджета Ярославской области - 9 человек, то в 2011 году за счет областного бюджета и софинансирования из районного бюджета в рамках реализации программы развития муниципальной службы было обучено по программам повышения квалификации 105 муниципальных служащих, в том числе за счет средств бюджета Ярославской области - 91, за счет средств бюджета Тутаевского муниципального района - 14. К сожалению, в 2012 году показатели обучения снизились более чем в 2 раза - до 50 человек.
Финансирование данного направления работы из бюджета Тутаевского муниципального района осуществляется, как правило, либо по остаточному принципу, либо в случаях острой необходимости. Дефицит бюджета Тутаевского муниципального района во многих случаях заставляет отказываться от обучения муниципальных служащих. При этом желание самих муниципальных служащих повышать свою квалификацию постепенно возрастает, что может являться следствием и, если можно так выразиться, "вкуса к учебе", который, очевидно, почувствовали служащие в ходе обучения в 2011 году в рамках реализации программы развития муниципальной службы. К сожалению, удовлетворить потребность в обучении муниципальных служащих только за счет средств бюджета района не представляется возможным.
Недостаточно внимания уделяется внедрению новых управленческих, кадровых, информационных и других технологий, программного обеспечения. В значительной степени это связано с нехваткой бюджетных средств. Систематизация подходов к технической оснащенности рабочих мест муниципальных служащих (оргтехника, программные и аппаратные средства) на основе сбора и анализа информации о такой оснащенности, определение потребности в приобретении оргтехники, программных и аппаратных средств для оснащения рабочих мест муниципальных служащих в соответствии с современными техническими требованиями и требованиями действующего законодательства об информатизации и защите информации, защите персональных данных, анализ возможностей оптимизации управленческих процессов, анализ имеющихся предложений организаций-разработчиков по закупке и внедрению программного обеспечения, направленного на модернизацию управленческих процессов, организацию эффективного информационного обмена, обмен опытом с органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области по внедрению новых управленческих, кадровых, информационных и других технологий, программного обеспечения будут способствовать обоснованию приобретения оргтехники, программных и аппаратных средств для оснащения рабочих мест муниципальных служащих в соответствии с современными техническими требованиями и требованиями действующего законодательства, внедрению указанных технологий, программного обеспечения.
Необходимо продемонстрировать как аналитически-расчетными методами, так и на примерах внедрения новых технологий в других муниципальных образованиях Ярославской области важность данной задачи развития муниципальной службы, причем позитивные примеры внедрения новых технологий обычно бывают более убедительными, нежели экономический расчет, в силу их наглядности.
Развитие муниципальной службы необходимо осуществлять во взаимодействии с органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, других регионов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, входящих в состав района, с целью обмена опытом, сравнительного анализа оптимальности организации деятельности муниципальных служащих, выработки оптимальных подходов к регулированию вопросов муниципальной службы, разрешения коллизионных вопросов.
Для планирования развития муниципальной службы необходимы разработка и внедрение методик комплексной оценки муниципальных служащих, постоянный анализ деятельности муниципальных служащих, ее результативности, вклада муниципальных служащих в выполнение задач и функций органов местного самоуправления, их структурных подразделений, анализ потребностей в развитии в сфере муниципальной службы (обучении, внедрении новых информационных технологий, оптимизации управленческих процессов и т.п.).
Программный механизм выполнения задач развития муниципальной службы позволяет добиться комплексного и целостного подхода к ее развитию, который охватывал бы всю совокупность целей и задач развития. Как мы видим на указанных выше примерах проблем развития муниципальной службы и возможных путей их решения (так, например, прослеживается очевидная взаимосвязь между формированием кадрового резерва должностей муниципальной службы и повышением информированности населения о деятельности органов местного самоуправления района и муниципальных служащих), задачи развития муниципальной службы являются взаимосвязанными и решение одной задачи без решения других не будет эффективным и не приведет к желаемому результату, к достижению целей развития муниципальной службы.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с организационными трудностями и недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы. Для выполнения отдельных мероприятий Программы, в частности для обучения муниципальных служащих, предусмотрено финансовое обеспечение, и недофинансирование мероприятий Программы приведет к невыполнению соответствующей задачи в необходимом объеме, что ввиду взаимосвязанности задач скажется на результатах Программы в целом.
Организационные риски связаны с тем существенным объемом работы, который должны будут выполнить все участники Программы, и в необходимой координации их усилий. Недостаточный уровень координации, недостаточная слаженность работы и неодинаковый уровень усилий участников Программы по ее реализации безусловно скажутся на эффективности и результативности Программы.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение эффективности и результативности муниципальной службы в Тутаевском муниципальном районе на основе комплексного и системного планирования развития муниципальной службы в соответствии с целями и задачами социально-экономического развития района, задачами и функциями органов местного самоуправления района.
Задачи Программы:
1. создание целостной системы правового регулирования деятельности муниципальных служащих;
2. обеспечение открытости муниципальной службы, доступности информации о муниципальной службе и деятельности муниципальных служащих, повышение престижа муниципальной службы;
3. профессиональное развитие муниципальных служащих;
4. создание оптимальных условий труда муниципальных служащих;
5. формирование и использование кадрового резерва муниципальной службы;
6. внедрение механизмов противодействия коррупции, предупреждения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе;
7. взаимодействие с органами местного самоуправления поселений по вопросам муниципальной службы и оказание им методической помощи;
8. внедрение новых методов планирования, стимулирования и оценки деятельности муниципальных служащих.
Постановлением Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 11 декабря 2013 г. N 538 в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 11 апреля 2013 г.
III. Перечень программных мероприятий
IV. Механизмы реализации программы
Реализацию Программы организует и координирует руководитель аппарата Администрации Тутаевского муниципального района, который направляет в отдел информационных систем Администрации Тутаевского муниципального района для размещения на официальном сайте органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района информацию о ходе и результатах реализации Программы, ее финансировании и другие материалы.
Исполнители Программы обеспечивают реализацию закрепленных за ними мероприятий, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы руководителю аппарата Администрации Тутаевского муниципального района, в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за своевременное выполнение Программы, достижение результатов, рациональное использование выделенных бюджетных средств, за достоверность представляемых сведений о финансировании и реализации Программы.
В рамках реализации Программы функции муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов (гражданско-правовых договоров) на оказание услуг по профессиональной подготовке муниципальных служащих Тутаевского муниципального района выполняет Администрация Тутаевского муниципального района.
Финансирование программы предполагается осуществлять за счет средств бюджета Тутаевского муниципального района, а в части мероприятий по профессиональной подготовке муниципальных служащих - также за счет средств субсидии из бюджета Ярославской области, выделяемой в соответствии с Положением о конкурсе программ развития муниципальной службы в Ярославской области.
Контроль за целевым использованием средств бюджета Тутаевского муниципального района, бюджета Ярославской области, направленных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Реализация Программы потребует совместных усилий всех без исключения структурных подразделений Администрации района, а также муниципального учреждения Контрольно-счетная палата Тутаевского муниципального района.
Создание целостной системы правового регулирования деятельности муниципальных служащих предполагает своевременное приведение в соответствие с действующим законодательством, устанавливающим цели, задачи и функции органов местного самоуправления, муниципальных правовых актов, закрепляющих за структурными подразделениями Администрации Тутаевского муниципального района достижение этих целей, выполнение этих задач и функций. Выполнение этой задачи потребует как централизованного мониторинга действующего законодательства, осуществляемого аппаратом Администрации Тутаевского муниципального района, так и отраслевого мониторинга, осуществляемого структурными подразделениями администрации района под контролем и при координации, осуществляемых аппаратом Администрации. На начальном этапе потребуется обновление основных правовых актов (положений), регламентирующих деятельность практически всех структурных подразделений Администрации района. На основе результатов такой актуализации структурными подразделениями Администрации района (а в отношении руководителей подразделений - аппаратом Администрации) должна быть продолжена работа по актуализации должностных инструкций муниципальных служащих, а далее - разработаны и утверждены четкие критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей муниципальных служащих и условий продвижения по службе.
Участия всех структурных подразделений Администрации потребует анализ и контроль исполнения структурными подразделениями Администрации Тутаевского муниципального района действующих правовых актов Российской Федерации, Ярославской области, Тутаевского муниципального района в сфере муниципальной службы (в том числе путем проведения совместных обсуждений, конференций, "круглых столов"), подготовка аналитических материалов по вопросам исполнения указанных правовых актов и предложений по их совершенствованию
Обеспечение открытости муниципальной службы, доступности информации о муниципальной службе и деятельности муниципальных служащих, повышение престижа муниципальной службы потребует взаимодействия с широкими кругами общественности. Необходимо добиться "обратной связи" с населением, получить оценку деятельности органов местного самоуправления района, даже если эта оценка будет ниже ожидаемой.
Формирование кадрового резерва муниципальной службы потребует новых методов доведения до сведения потенциальных участников конкурсов информации об их проведении, популяризации конкурсов. Возможно задействование более широкого круга средств массовой информации, Интернет-ресурсов, обращение к кадровым агентствам, индивидуальный целенаправленный поиск кадров, другие, более гибкие варианты.
Формирование кадрового резерва муниципальной службы планируется осуществлять как путем проведения конкурсов на включение в кадровый резерв, так и путем формирования "молодежного кадрового резерва", правовые основы которого заложены постановлением Администрации Тутаевского муниципального района от 09.07.2012 N 307 "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования "молодежного кадрового резерва" Тутаевского муниципального района, а формирование начато в рамках реализации Программы развития муниципальной службы 2011 - 2012 годов.
"Молодежный кадровый резерв" необходим для перспективного, долгосрочного кадрового планирования, при котором уже в период обучения в высших учебных заведениях будущие выпускники имеют возможность планировать в дальнейшем поступление на муниципальную службу и уделять особое внимание освоению необходимых для такой службы знаний и навыков, а структурные подразделения Администрации района имеют возможность в долгосрочной перспективе обеспечивать подготовку и своевременную замену кадров. Схема работы по формированию "молодежного кадрового резерва" отражена в постановлении Администрации Тутаевского муниципального района от 09.07.2012 N 307, отработана на практике и также предполагает взаимодействие с отраслевыми структурными подразделениями Администрации Тутаевского муниципального района.
Совместных усилий структурных подразделений Администрации района потребует и систематизация подходов к технической оснащенности рабочих мест муниципальных служащих на основе сбора и анализа информации о такой оснащенности, определения потребности в приобретении оргтехники, программных и аппаратных средств для оснащения рабочих мест муниципальных служащих в соответствии с современными техническими требованиями и требованиями действующего законодательства об информатизации и защите информации, защите персональных данных. Необходим тщательный анализ имеющегося успешного опыта отдельных структурных подразделений Администрации района по организации управленческих процессов и внедрению новых технологий, обмен опытом, совместное изучение имеющихся предложений в данной сфере и согласованное внедрение новых технологий при соблюдении принципов равной значимости структурных подразделений Администрации и равного уровня их организационно-технического обеспечения.
При реализации Программы прежде всего необходимо добиться понимания со стороны структурных подразделений Администрации района важности и значимости стоящих перед Программой задач, запланированных Программой мероприятий, исключения формализма при их осуществлении, внутренней убежденности исполнителей Программы в позитивном характере целей и задач программы, в том, что время, затраченное на ее реализацию, в конечном итоге позволит сэкономить значительно большее время за счет повышения качества работы муниципальных служащих.
Существенное значение для реализации Программы будет иметь успешность взаимодействия с органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления поселений, входящих в состав района, с целью обмена опытом, сравнительного анализа оптимальности организации деятельности муниципальных служащих, выработки оптимальных подходов к регулированию вопросов муниципальной службы, разрешения коллизионных вопросов.
V. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Как и при реализации программы развития муниципальной службы 2011 - 2012 годов, Администрация Тутаевского муниципального района при проведении обучения муниципальных служащих ориентируется главным образом на повышение квалификации служащих. Программа предусматривает финансирование обучения муниципальных служащих в образовательных учреждениях по программам повышения квалификации.
Стоимость обучения одного муниципального служащего примерно определена в 8000 рублей.
Финансирование программы в объеме 240 тыс. рублей в год, в том числе 200 тыс. рублей - за счет средств бюджета Ярославской области, 40 тыс. рублей - за счет средств бюджета Тутаевского муниципального района, позволит, таким образом, пройти обучение в 2013 году 30 муниципальным служащим. Учитывая ежегодную инфляцию, при сохранении указанного размера финансирования в 2014 - 2015 годах количество прошедших обучение будет ежегодно уменьшаться на 1 муниципального служащего.
VI. Перечень лиц, ответственных за реализацию программы
Ответственный исполнитель Программы - руководитель аппарата Администрации Тутаевского муниципального района Степанов Сергей Александрович, тел. (48533) 2-16-52.
Исполнители Программы:
административно-правовое управление Администрации Тутаевского муниципального района (на момент утверждения Программы находится в стадии формирования, до формирования управления его функции по реализации мероприятий Программы в пределах своей компетенции выполняют:
правовое управление Администрации Тутаевского муниципального района, начальник управления Коннов Валерий Викторович, тел. (48533) 2 - 23-68;
общий отдел Администрации Тутаевского муниципального района, главный специалист Гуданова Светлана Игоревна, тел. (48533) 2 - 29-62);
управление общественных и региональных связей Администрации Тутаевского муниципального района, начальник управления Бородина Татьяна Алексеевна, тел. (48533) 2-05-89;
отдел информационных систем Администрации Тутаевского муниципального района, начальник отдела Сунгуров Олег Сергеевич, тел. (48533) 2-35-77;
руководители структурных подразделений Администрации Тутаевского муниципального района в пределах их компетенции.
Постановлением Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 11 декабря 2013 г. N 538 в раздел VII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 11 апреля 2013 г.
VII. Индикаторы (показатели), позволяющие оценить ход и результаты реализации программы
Особенности подсчета достигнутых значений отдельных индикаторов (показателей):
1) в случае, если ожидаемый результат значения индикатора (показателя) установлен не точным значением, а границами значений (например, 10-15), он считается достигнутым при достижении любого из значений (в том числе и крайних значений), находящихся в данных границах - в этом случае процент достижения ожидаемого значения индикатора (показателя) считается равным 100%; при недостижении значения индикатора процент его выполнения рассчитывается от минимального ожидаемого значения, при достижении значения индикатора выше ожидаемых значений - от максимального ожидаемого значения;
2) индикаторы (показатели), приведенные в пунктах 1.1, 1.2 таблицы: предельный период учитывается до момента принятия требуемого муниципального правового акта (изменений в правовой акт) - в отношении правовых актов Администрации Тутаевского муниципального района, до момента окончания разработки требуемого муниципального правового акта (изменений в него) - в отношении правовых актов Муниципального Совета Тутаевского муниципального района. При оценке достижения показателей учитываются только указанные в них правовые акты Российской Федерации, Ярославской области, принятые в течение срока действия настоящей Программы и имеющие обязательный характер. Не учитываются правовые акты Российской Федерации, Ярославской области (их отдельные положения), вступающие в силу (полностью или в части, требующей внесения изменений в муниципальные правовые акты) более чем через 90 дней со дня их принятия;
3) индикатор (показатель), приведенный в пункте 1.2 таблицы: в случае необходимости внесения изменений в Устав Тутаевского муниципального района предельный период рассчитывается с момента вступления в силу таких изменений;
4) индикатор (показатель), приведенный в пункте 2.4 таблицы:
а) в общем числе назначений учитываются любые назначения на должности муниципальной службы в Администрации Тутаевского муниципального района и ее структурных подразделениях, в том числе в порядке перевода, за исключением случаев, в которых не проводятся конкурсы на замещение должности муниципальной службы (обязанность назначить на вакантную должность в силу закона, например, при проведении процедур сокращения численности (штата); перевод сотрудников на другие должности с одновременным исключением из штата ранее занимаемых ими должностей (ставок) или ликвидацией структурных подразделений; перевод, а равно увольнение с последующим назначением, сотрудников на нижестоящие (в соответствии с реестром должностей муниципальной службы) должности или те же должности, должности с таким же названием; временное назначение на замещенные муниципальными служащими должности в случаях длительных отпусков или длительной нетрудоспособности; назначение на младшие должности муниципальной службы);
б) прием на муниципальную службу учитывается в том периоде, в котором издано соответствующее распоряжение (приказ) о приеме на муниципальную службу;
5) индикатор (показатель) "доля должностей муниципальной службы высшей, главной и ведущей групп, на которые сформирован кадровый резерв" (пункт 5.1 таблицы): учитываются как должности, так и категории должностей, входящие в указанные группы. По категориям должностей в качестве имеющих кадровый резерв считаются все должности, входящие в такую категорию, но не более фактического числа лиц, включенных в кадровый резерв по соответствующей категории. Одна и та же должность не должна учитываться дважды;
6) индикатор (показатель) "количество проведенных конкурсов на включение в кадровый резерв" (пункт 5.1 таблицы): учитываются только конкурсы, проведенные в соответствующий период и завершившиеся результатом - включением кого-либо в кадровый резерв; проведенные конкурсы учитываются в том периоде, в котором они завершены;
7) индикатор (показатель), приведенный в пункте 5.2 таблицы:
а) в общем числе назначений учитываются любые назначения на должности муниципальной службы в Администрации Тутаевского муниципального района и ее структурных подразделениях, в том числе в порядке перевода, за исключением случаев, при которых не используется кадровый резерв (обязанность назначить на вакантную должность в силу закона, например, при проведении процедур сокращения численности (штата); перевод, а равно увольнение с последующим назначением, сотрудников на нижестоящие должности, должности того же уровня (в соответствии с реестром должностей муниципальной службы) или те же должности; временное назначение на замещенные муниципальными служащими должности в случаях длительных отпусков или длительной нетрудоспособности);
б) прием на муниципальную службу учитывается в том периоде, в котором издано соответствующее распоряжение (приказ) о приеме на муниципальную службу;
в) лицо, состоящее в кадровом резерве, считается назначенным из кадрового резерва в случае назначения (в том числе в порядке перевода) его на должность муниципальной службы, по которой оно включено в кадровый резерв, или должность из категории должностей, по которой оно включено в кадровый резерв, а равно при назначении (в том числе в порядке перевода) его на другую должность муниципальной службы, квалификационным требованиям по которой оно соответствует, но не выше (согласно реестра должностей муниципальной службы) той должности или категории должностей, по которой оно включено в кадровый резерв. К назначению из кадрового резерва приравнивается назначение из "молодежного кадрового резерва.
VIII. Методика оценки результативности и эффективности программы
Результативность исполнения той или иной задачи (Rз) Программы рассчитывается по формуле:
где:
%
K i - весовой коэффициент приоритетности показателя;
X i тек - значение показателя на текущую дату;
X i план - плановое значение показателя.
Для оценки результативности исполнения Программы показатели результативности задач умножаются на соответствующие весовые коэффициенты приоритетности задач и суммируются в показатель результативности Программы - .
Оценка результативности исполнения Программы производится по следующим критериям:
- низкая результативность ( < 85 процентов);
- средняя результативность (85 процентов< < 95 процентов);
- высокая результативность ( > 95 процентов).
Эффективность исполнения Программы () рассчитывается по формуле:
где:
F факт - сумма финансирования на текущую дату;
F план - плановая сумма финансирования по Программе.
Оценка эффективности исполнения Программы производится по следующим критериям:
- низкоэффективное исполнение ( < 90 процентов);
- эффективное исполнение (90 процентов < < 100 процентов);
- высокоэффективное исполнение ( > 100 процентов).
При расчете результативности и эффективности исполнения Программы используются следующие индикаторы (показатели) и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Значение весового коэффициента |
1 |
2 |
3 |
1. |
Задача 1. Создание целостной системы правового регулирования деятельности муниципальных служащих |
0,2 |
1.1. |
Предельный период времени от момента издания вновь принятого правового акта Российской Федерации и Ярославской области в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, противодействия коррупции до разработки требуемых муниципальных правовых актов Тутаевского муниципального района, приведения муниципальных правовых актов Тутаевского муниципального района в соответствие с вновь принимаемыми правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области |
0,1 |
1.2 |
Предельный период времени от момента издания вновь принятого правового акта Российской Федерации (Ярославской области), устанавливающего (изменяющего, отменяющего) цели, задачи и функции органов местного самоуправления, до издания муниципального правового акта, приводящего цели, задачи и функции структурных подразделений Администрации Тутаевского муниципального района в соответствие с вышеназванными правовыми актами Российской Федерации (Ярославской области) |
0,1 |
1.3. |
Отношение числа должностных инструкций, актуализировавшихся (утверждавшихся, изменявшихся) менее двух лет назад, к общему количеству должностей муниципальной службы |
0,2 |
1.4. |
Количество проведенных мероприятий (совместных обсуждений, конференций, "круглых столов", проверок исполнения действующего законодательства) по вопросам анализа и контроля исполнения действующих правовых актов Тутаевского муниципального района в области муниципальной службы, анализа их исполнения |
0,2 |
|
Количество подготовленных аналитических материалов по вопросам исполнения структурными подразделениями Администрации Тутаевского муниципального района действующих правовых актов Российской Федерации, Ярославской области, Тутаевского муниципального района в сфере муниципальной службы и предложений по их совершенствованию |
0,2 |
1.5 |
Отношение числа должностей муниципальной службы, по которым разработаны и утверждение четкие критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей муниципальных служащих и условия продвижения по службе, к общему количеству должностей муниципальной службы |
0,2 |
2. |
Задача 2. Обеспечение открытости муниципальной службы, доступности информации о муниципальной службе и деятельности муниципальных служащих, повышение престижа муниципальной службы |
0,1 |
2.1. |
наличие методик оценки деятельности муниципальных служащих высшей и главной групп должностей (структурных подразделений) населением |
0,2 |
2.2. |
доля муниципальных служащих высшей и главной групп должностей от общего числа муниципальных служащих высшей и главной групп должностей, чья профессиональная деятельность оценена населением на основании разработанных методик |
0,2 |
2.3. |
Ведение с постоянным обновлением раздела "Муниципальная служба" официального сайта органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района |
0,1 |
|
Количество подготовленных и размещенных на официальном сайте органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района (опубликованных в Тутаевской массовой муниципальной газете "Берега") материалов по вопросам муниципальной службы, в том числе посвященных муниципальным служащим, достигшим особых успехов при прохождении муниципальной службы |
0,1 |
2.4. |
Отношение числа должностей муниципальной службы, замещенных в текущем году по результатам проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, к общему числу открывшихся в текущем году вакансий по должностям муниципальной службы |
0,2 |
2.5. |
Количество правовых актов (их проектов) в сфере муниципальной службы, прошедших общественную экспертизу |
0,2 |
3. |
Задача 3. Профессиональное развитие муниципальных служащих |
0,2 |
3.1. |
Число муниципальных служащих, прошедших профессиональную подготовку в форме повышения квалификации |
0,5 |
3.2. |
Количество проведенных семинаров, совещаний, конференций, "круглых столов" |
0,5 |
4. |
Задача 4. Создание оптимальных условий труда муниципальных служащих |
0,1 |
4.1. |
Количество рабочих мест муниципальных служащих, в отношении которых проведен сбор и анализ информации о такой оснащенности и имеется актуальная информация |
0,3 |
4.2. |
Отношение числа рабочих мест муниципальных служащих, оснащенных в соответствии с современными техническими требованиями и требованиями действующего законодательства об информатизации и защите информации, о защите персональных данных, к общему числу рабочих мест муниципальных служащих |
0,4 |
4.3. |
Количество внедренных новых управленческих, кадровых, информационных и других технологий, программного обеспечения |
0,3 |
5. |
Задача 5. Формирование и использование кадрового резерва муниципальной службы |
0,1 |
5.1. |
доля должностей муниципальной службы высшей, главной и ведущей групп, на которые сформирован кадровый резерв |
0,2 |
количество проведенных конкурсов на включение в кадровый резерв |
0,2 |
|
наличие новых форм и методов привлечения к участию в конкурсах на включение в кадровый резерв |
0,1 |
|
5.2. |
доля муниципальных служащих, назначенных из резерва, по отношению ко всем назначениям |
0,2 |
5.3. |
Наличие ежегодных предложений от каждого структурного подразделения относительно проведения конкурсов на включение в кадровый резерв с учетом сложившейся кадровой ситуации в соответствующем структурном подразделении; наличие рекомендаций от каждого структурного подразделения относительно включения его сотрудников в кадровый резерв на те или иные должности в целях продвижения по службе |
0,1 |
5.4. |
Число лиц, состоящих в "молодёжном кадровом резерве" |
0,2 |
6. |
Задача 6. Внедрение механизмов противодействия коррупции, предупреждения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе |
0,1 |
6.1. |
наличие полного объема нормативных правовых документов в сфере противодействия коррупции |
0,5 |
6.2. |
доля принятых представителем нанимателя решений в соответствии с рекомендациями комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов |
0,5 |
7. |
Задача 7. Взаимодействие с органами местного самоуправления поселений по вопросам муниципальной службы и оказание им методической помощи |
0,1 |
7.1. |
Количество проведенных мероприятий в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Тутаевского муниципального района, с целью выработки единых подходов к регулированию вопросов муниципальной службы на территории района, методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в состав района |
1 |
8. |
Задача 8. Внедрение новых методов планирования, стимулирования и оценки деятельности муниципальных служащих |
0,1 |
8.1. |
наличие новых методов планирования деятельности муниципальных служащих |
0,5 |
8.2. |
наличие системы наградной политики |
0,5 |
Список сокращений, используемых в программе:
АПУ - административно-правовое управление Администрации Тутаевского муниципального района;
ОИС - отдел информационных систем Администрации Тутаевского муниципального района;
РАА - руководитель аппарата Администрации Тутаевского муниципального района;
СПА - структурные подразделения Администрации Тутаевского муниципального района (в соответствии с профилем их деятельности);
УОиРС - управление общественных и региональных связей Администрации Тутаевского муниципального района.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 11 апреля 2013 г. N 155 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.