Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 14 февраля 2013 г. N 03-03/75-12
(решение изготовлено в полном объеме 14 февраля 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/75-12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - исполняющий обязанности руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,
рассмотрев дело N 03-03/75-12 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), расположенного по адресу: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
установила:
Дело возбуждено по заявлению Федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Новый" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее - ФГКУ "Комбинат "Новый", вх. N 5477 от 18.07.2012) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "РЖД", выразившемся в навязывании невыгодных условий договора.
Принимая решение. Комиссия исходит из следующего:
В адрес ФГКУ Комбинат "Новый" от ОАО "РЖД" поступил для согласования и подписания проект договора N 1Д12-039/12 от 01.01.2012 (далее - Договор) на выполнение работ и оказание услуг, в том числе, транспортно-экспедиционных, связанных с перевозкой грузов.
В рамках данного договора ОАО "РЖД" обязуется выполнить работы и оказать услуги, в том числе транспортно-экспедиционные, либо организовать выполнение работ и оказание услуг, в том числе транспортно-экспедиционных, связанных с перевозкой грузов (пункт 1.1 Договора).
Перечни работ и услуг, в том числе транспортно-экспедиционных, выполняемых ОАО "РЖД", их стоимость (договорные сбор или плата, в том числе по ставкам тарифных руководств) указаны в приложениях N 1, N 2 к Договору.
Работы и услуги, указанные в приложении N 2, оказываются на основании письменной заявки Пользователя, являющейся неотъемлемой частью Договора и оформленной по форме, указанной в приложении N 3 к Договору и при наличии возможности ОАО "РЖД".
При отсутствии письменной заявки Пользователя выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных в приложении N 2, не производится (пункт 1.2 Договора).
Из пункта 1.1 Приложения N 2 к Договору следует, что проведение работником ОАО "РЖД" работ в случаях, не предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации": участие сотрудника ОАО "РЖД" в определении массы погруженного в вагоне груза на вагонных весах грузоотправителя или других владельцев вагонных весов; в подтверждении наличия в вагоне остатков ранее перевозимого груза по просьбе грузополучателя; передача разрешения по просьбе грузоотправителя, грузополучателя в случаях, не предусмотренных Правилами перевозок грузов, производится только по письменной заявке Пользователя.
Порядок оказания услуги по проверке с участием представителя ОАО "РЖД" массы, количества мест при выгрузке Пользователем грузов, прибывших в исправных вагонах без признаков недостачи на станции назначения Телищево, Ярославль - Пристань Северной железной дороги, в соответствии со статьей 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации прописан в Приложении N 5 к Договору.
В пункте 7 Приложения N 5 указано, что при обнаружении несоответствия массы, количества мест груза против данных, указанных в перевозочных документах, по просьбе Пользователя составляется коммерческий акт с отражением в разделе "Д" только результатов проверки, недостача или излишки не выводятся. Факт составления ОАО "РЖД" коммерческого акта в соответствии с условиями настоящего порядка не является основанием для предъявления претензий к ОАО "РЖД".
ФГКУ Комбинат "Новый" является федеральным государственным казенным учреждением и его деятельность регламентируется Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
Данный договор был подписан со стороны ФГКУ Комбинат "Новый" с протоколом разногласий (комбинат был не согласен с редакцией пункта 1.1 Приложения N 2, пункта 7 Приложения N 5).
На направленный ФГКУ Комбинат "Новый" протокол разногласий ОАО "РЖД" был составлен протокол согласования разногласий, не учитывающий особенности N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (договор в прежней редакции).
Положения пункта 1.1 Приложения N 2 и пункт 7 Приложения N 5 к Договору не учитывают требования статьи 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
В соответствии со статьей 15 "Обеспечение перевозок материальных ценностей государственного резерва": "Перевозка материальных ценностей государственного резерва производится транспортными организациями в первоочередном порядке.
Материальные ценности, выпускаемые из государственного резерва для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи, принимаются для перевозки транспортными организациями по предъявлении груза без предварительной оплаты.
Транспортные организации сдают и принимают все материальные ценности государственного резерва с обязательной проверкой веса или количества мест (в зависимости от рода груза)".
Основным видом деятельности ОАО "Российские железные дороги" является осуществление железнодорожных перевозок.
Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг (статья 1).
Услуги, оказываемые но Договору N 1Д12-039/12 являются организационно-техническими мероприятиями в рамках договора железнодорожных перевозок и не оказываются вне договора перевозки.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу требований статьи 4 Закона о естественных монополиях железнодорожные перевозки являются сферой деятельности субъекта естественной монополии. Таким образом, ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольным органом в адрес ОАО "РЖД" года направлено предупреждение (исх. N 6748/03-04 от 18.09.2012) о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем прекращения навязывания невыгодных условий. Для этого ОАО "РЖД" необходимо отозвать указанный Протокол согласования разногласий, направленный в адрес ФГКУ Комбинат "Новый". Срок исполнения предупреждения установлен до 01.10.2012 года.
Предупреждение получено ОАО "РЖД" 26.09.2012 года, до указанного срока по выданному предупреждению ОАО "РЖД" никаких мер не принято.
Действия (бездействие) ОАО "РЖД", выразившиеся в навязывании ФГКУ Комбинат "Новый" невыгодных условий договора , не учитывающих требований Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", являются злоупотреблением доминирующим положением и образуют нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На момент рассмотрения дела между ОАО "РЖД" и ФГКУ Комбинат "Новый" спорные вопросы были урегулированы, договор N 1Д12-039/12 на выполнение работ и оказание услуг, в том числе, транспортно-экспедиционных, связанных с перевозкой грузов в новой редакции подписан сторонами 21.11.2012, спорные пункты указанных выше приложений к Договору (пункт 1.1 Приложения N 2, пункт 7 Приложения N 5) изложены в новой редакции, разногласий по этим пунктам приложений не было, таким образом нарушение антимонопольного законодательства ОАО "РЖД" добровольно устранено.
У Комиссии по рассмотрению дела нет оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
2. Дело о нарушении ОАО "РЖД" антимонопольного законодательства прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение грех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Завьялов М.Ф. |
Члены Комиссии
|
Гаев М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 февраля 2013 г. N 03-03/75-12
Текст решения официально опубликован не был