Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 12 июля 2013 г. N 05-02/153Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 9 июля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гаев М.В.,
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Смирнова Н.В.,
с участием: Заявитель - Искитимов А.С. надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, представителя не направил;
Заказчик - Муниципальное учреждение "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района Ярославской области надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, представителя не направил;
от Уполномоченного органа - администрации городского округа город Рыбинск - представителя по доверенности Прокофьева Е.В.,
рассмотрев жалобу Искитимова А.С. на действия уполномоченного органа администрации Тутаевского муниципального района и заказчика - МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства) (извещение N 0171300007813000098) (далее также - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
В жалобе Заявитель указывает на то, что, по его мнению, документация об Аукционе не соответствует законодательству о размещении заказов: установление Заказчиком и Уполномоченным органом в документации об аукционе требования о наличии у участников размещения заказов свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона.
Представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился. Считает, что Уполномоченный орган и Заказчик действовали в рамках законодательства о размещении заказов. Просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителя Уполномоченного органа изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией Тутаевского муниципального района Ярославской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 07.06.2013 г. размещено извещение N 0171300007813000098 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства). Заказчиком является муниципальное учреждение "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района Ярославской области. Начальная (максимальная) цена контракта: 13 750 547 руб. 00 коп. Процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме состоялась 02.07.2013 г. по результатам рассмотрения единой комиссией Уполномоченного органа было вынесено единогласное решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику размещения заказа под регистрационным номером 5261701 в связи с ее несоответствием требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (протокол от 02.07.2013 N 0171300007813000098-1), допуске к участию в Аукционе участника размещения заказа под защищенным номером 5254263, и признании Аукциона несостоявшимся. По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа по защищенным номером 5254263 - ООО "АрхангельскНефтеГазМонтаж" признан соответствующим требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (статья 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2 и 4.1 - 6 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Исходя из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процесс е указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ и является нарушением части 4 статьи 11 Закона.
Также лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4, 6 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Частью 6 статьи 41.8 Закона предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать документы и сведения, включая копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об аукционе в электронной форме была утверждена директором МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" ТМР ЯО Смирновым Ю.П. и и.о. директора департамента экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Федоровой О.А.
Согласно подпункту 3 пункта 16 раздела 2 Информационной карты документации установлено следующее требование к содержанию второй части заявки на участие в аукционе наличия копии свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в. соответствии с действующим законодательством и приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (в ред. от 14.11.2011 N 536) со следующим видом работ: пункт 19 - устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган, установив в документации об открытом аукционе в электронной форме требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и не установив требование об обязательном наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства объектов капитального строительства, допустили нарушения части 4 статьи 11, части 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ Комиссия осуществила внеплановую проверку вышеуказанного размещенного заказа и пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в случае несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Согласно пункту 16 Раздела 2 Информационная карта аукциона документации об открытом аукционе в электронной форме первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме. а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара;
2) сведения о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарном знаке (при его наличии) предлагаемого к использованию при выполнении работ товара участнику размещения заказа необходимо представить по форме, предусмотренной приложением к разделу 1 Информационной карты аукциона.
Форма "Качественные характеристики" (Приложение N 1 к Информационной карте аукциона) заполняется в соответствии с требованиями сметной документации (локально-сметный расчет на распределительный газопровод в г. Тутаев р-н "Старый город" (II этап).
Однако сметная документация (локально-сметный расчет на распределительный газопровод в г. Тутаев р-н "Старый город" (II этап) не содержит указания на используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, в рамках которых участник размещения заказа должен был представить конкретные значения.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 02.07.2013 N 0171300007813000098-1 участнику размещения заказа под защищенным номером 5261701 единая комиссия уполномоченного органа департамента экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании пункта 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Комиссия изучила первую часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме под защищенным номером 5261701 и установила, что данный участник размещения заказа к своей заявке приложил согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Кроме того, представитель по доверенности от Уполномоченного органа на рассмотрении жалобы пояснил, что члены аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок участников размещения заказа на участие в открытом аукционе в электронной форме при принятии решения о допуске/не допуске участников размещения заказа к участию в данном аукционе руководствовались "Качественными характеристиками", утвержденными Заказчиком, которые были представлены на рассмотрение жалобы членам Комиссии.
Комиссия изучила документ, представленный Уполномоченным органом, и установила, что указанный документ под названием "Качественные характеристики", утвержденный Заказчиком, не является частью документации об открытом аукционе в электронной форме и не размещен в соответствии с установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ порядке на официальном сайте.
Таким образом, довод о том, что члены аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок участников размещения заказа на участие в открытом аукционе в электронной форме при принятии решения о допуске/не допуске участников размещения заказа к участию в данном аукционе руководствовались "Качественными характеристиками", утвержденными Заказчиком, является не состоятельным поскольку документ, на который ссылается Уполномоченный орган, не является частью данной документации об открытом аукционе в электронной форме и не размещен на сайте.
Следовательно, члены аукционной комиссии Уполномоченного органа при условии неустановления в документации об аукционе в электронной форме диапазона значений, в рамках которого участник размещения заказа должен предложить конкретные значения того или иного показания требуемого заказчику товара, не могут отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа, выразившему согласие на выполнение работ в точном соответствии с документацией об открытом аукционе в электронной форме (в том числе со сметной документацией), но не указавшему конкретные значения показателей в рамках диапазона, установленного в документе, не являющемся частью документации об открытом аукционе в электронной форме и не размещенном на официальном сайте.
Таким образом, Комиссия установила, что отказ в допуске к участию в данном аукционе участнику размещения заказа под защищенным номером 5261701 не соответствует пункту 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу Искитимова А.С. на действия уполномоченного органа администрации Тутаевского муниципального района и заказчика - МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству наружных сетей газоснабжения в правобережной части г. Тутаева (2-й этап строительства) (извещение N 0171300007813000098) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган администрации Тутаевского муниципального района и заказчика - МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" нарушившими часть 4 статьи 11, часть 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
3. Признать единую комиссию уполномоченного органа администрации Тутаевского муниципального района нарушившей пункт 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
4. Выдать уполномоченному органу администрации Тутаевского муниципального района и заказчику - МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" предписания об устранении выявленных нарушений.
5. Выдать единой комиссии уполномоченному органу администрации Тутаевского муниципального района предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
М.В. Гаев |
Члены комиссии
|
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 июля 2013 г. N 05-02/153Ж-13
Текст решения официально опубликован не был