Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 24 июля 2013 г. N 05-02/172Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее также - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Смирнова Н.В.,
с участием: от заявителя - ЗАО "Мединторг" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы;
от заказчика - Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области - представителей по доверенности - Пологовой Л.М., консультанта отдела организации медицинской помощи женщинам и детям Лебедевой Л.А.;
от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области - представителя по доверенности Быковой Г.С.,
от оператора электронной площадки - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО "Мединторг" (далее также - Заявитель) на действия государственного заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области - (далее - государственный заказчик, заказчик) и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку вакцины против гриппа (извещение N 0171200001913002359) (лот N 17) (далее - уполномоченный орган, открытый аукцион в электронной форме, аукцион, контракт), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия государственного заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме.
В жалобе Заявитель выражает несогласие с условиями аукционной документации в части формирования технической части документации и считает, что заказчик, уполномоченный орган неправомерно включили в качестве требования к поставляемому товару условие о том, что вакцина "не должна содержать тиомерсал (мертиолят)". Данное условие не позволяет участникам размещения заказа предложить в своей заявке вакцину "Флюваксин", которая содержит консервант "тиомерсал" в размере 50 мкг в качестве вспомогательного вещества - стабилизатора, что, по мнению Заявителя, никак не ухудшает качество вакцины, а, наоборот, улучшает его - вакцина, содержащая "тиомерсал", имеет больший срок хранения и предназначена для длительных перевозок. Заявитель считает, что данное требование ограничивает количество участников заказа, что является нарушением части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ. Заявитель просит внести изменения в данный лот для снятия ограничения конкуренции.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные объяснения, в которых указали, что при разработке Технического задания были учтены действительные потребности заказчика в закупке товара с указанными характеристикам, так как данная вакцина будет использоваться для детей и взрослых, у которых имеются различные виды аллергических заболеваний и иммунодефицитных состояний (поэтому данная категория населения подлежит вакцинации только высоко очищенной вакциной без консерванта, являющегося очень сильным аллергеном). По мнению заказчика, уполномоченного органа, установленные в документации характеристики вакцины не ограничивают возможности разных участников размещения заказа предлагать к поставке вакцины одних и тех же производителей (требованиям документации соответствуют не менее двух производителей вакцин - Флюарикс и Ваксигрипп). Кроме того, Заявитель не представляет каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого в документации товара и поставки его Заказчику в случае победы на аукционе. Также представители заказчика, уполномоченного органа отмечают, что при составлении документации: при обосновании цены контракта - заказчиком выявлены как минимум 2 хозяйствующих субъекта, имеющих возможность поставить соответствующую требованиям документации вакцину - ООО "Формед - Ярославль" и ОАО "ТД Аллерген". Представители заказчика, уполномоченного органа просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку вакцины против гриппа (извещение N 0171200001913002359) (в том числе - лот N 17 - поставка вакцины против гриппа в количестве, указанном в разделе 2 "Техническая часть" документации об открытом аукционе в электронной форме) вместе с аукционной документацией.
В разделе 2 "Техническая часть" документации об открытом аукционе в электронной форме изложены требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) требуемой по лоту N 17 вакцины: "вакцина должна быть расщепленной (сплит) инактивированной на основе актуальных штаммов вируса гриппа сезона 2013/2014 года, с концентрацией гемагглютинина актуальных штаммов вируса гриппа 15 мкг каждого вида в 0,5 мл. вакцины. Не должна содержать тиомерсал (мертиолят)".
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа, требованиям аукционной документации соответствуют вакцины как минимум двух производителей - Флюарикс и Ваксигрипп. Содержащееся в документации требование об отсутствии в поставляемой вакцине консерванта "тиомерсал" обусловлено тем, что данная вакцина будет использоваться для детей и взрослых, у которых имеются различные виды аллергических заболеваний и иммунодефицитных состояний (поэтому данная категория населения подлежит вакцинации только высоко очищенной вакциной без консерванта, являющегося очень сильным аллергеном).
Согласно Приложению N 2 к Информационной карте аукциона (раздел 1 документации) в качестве обоснования цены контракта по лоту N 17 использованы коммерческие предложения 2 хозяйствующих субъектов - ООО "Формед - Ярославль" и ОАО "ТД Аллерген".
Исходя из пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать технические характеристики товара, требования к качеству, к безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Часть 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ указывает на то, что документация об открытом аукционе не может содержать требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Системное толкование приведенных выше норм Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Более того, указание в документации об аукционе конкретных характеристик поставляемого для государственных нужд товара предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушение антимонопольного законодательства.
Заказчик при размещении заказа не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа для государственных нужд. Таким образом, законодательство о размещении заказов не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Рассматриваемый в рамках данной жалобы открытый аукцион в электронной форме проводился в интересах государственного заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области.
Соответственно, предмет аукциона определялись исходя из потребностей указанной организации, на основании его заявки с учетом необходимости оказания высококвалифицированной медицинской помощи.
В качестве предмета открытого аукциона в электронной форме обозначена поставка вакцины. В связи с этим участником размещения заказа могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Материалами дела подтверждается, что в аукционной документации не был указан конкретный производитель подлежащего поставке товара.
Заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам размещения заказа преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, в действиях заказчика, уполномоченного органа, не содержится нарушений части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
Признать жалобу ЗАО "Мединторг" на действия государственного заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области - и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку вакцины против гриппа (извещение N 0171200001913002359) (лот N 17) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.В. Крюкова |
Члены Комиссии
|
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 июля 2013 г. N 05-02/172Ж-13
Текст решения официально опубликован не был