Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 30 июля 2013 г. N 05-02/173Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Смирнова Н.В.,
с участием: от Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее также - Заявитель) - представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы;
от Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (далее также - Заказчик) - представители по доверенности Лебедева Л.А., Пологова Л.М.;
от Департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - Уполномоченный орган) - представитель по доверенности Быкова Г.С.,
от оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген" Министерства здравоохранения Российской Федерации на действия Заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области и Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку вакцины для иммунизации против клещевого энцефалита (лот N 3) (извещение N 0171200001913002312) (далее также - аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении аукциона.
В жалобе Заявитель выражает несогласие с положениями аукционной документации: с требованиями технического задания (лот N 3) по поставке вакцины для иммунизации против клещевого энцефалита на 20000 доз. Согласно аукционной документации требуется поставить вакцину со следующими характеристиками: вакцина должна быть культуральной, инактивированной, очищенной с адьювантом, содержащей инактивированный антиген вируса клещевого энцефалита (штамм К23) (альтернативное техническое задание N 1). Вакцина не должна содержать консервантов, и компонентов крови человека или вакцину, которая должна быть культуральной концентрированной очищенной инактивированной сухой (штамм "Софьин"), лиофилизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения (альтернативное техническое задание N 2) или вакцину, которая должна быть культуральной, инактивированной, очищенной с адьювантом, содержащей инактивированный антиген вируса клещевого энцефалита (штамм "Нейдорфл")(альтернативное техническое задание N 3).
По мнению Заявителя, каждая из описанных в аукционной документации вакцин соответствует только одному производителю: "Новартикс Вакцинс энд Диагностикс ГмбХ и Ко.КГ", "Бакстер АГ", Федеральному государственному унитарному предприятию "Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН" соответственно.
Заявитель считает, что вакцина, соответствующая альтернативному техническому заданию N 1, имеет название "Энцепур" и производится "Новартикс Вакцинс энд Диагностикс ГмбХ и Ко.КГ". Данная вакцина в настоящее время на рынке отсутствует в связи с внесением изменений в регистрационное досье, о чем размещена информация в Государственном реестре лекарственных препаратов, поэтому не может быть поставлена в рамках проводимого аукциона. Вакцина, соответствующая альтернативному техническому заданию N 2, имеет название "ФСМЕ-Иммун" и производится "Бакстер АГ". Однако, как полагает Заявитель, стоимость данной вакцины превышает начальную (максимальную) цену открытого аукциона в электронной форме, составляющую 4 244 200 руб. 00 коп. (наименьшая стоимость вакцины "ФСМЕ-Иммун" на рынке, которая найдена Заявителем: 20 000 доз х 341 руб/дозу = 6 820 000 руб. 00 коп.). При своих расчетах Заявитель опирался на цены трех контрактов, заключенных заказчиками на поставку вакцины "ФСМЕ-Иммун". Рассуждая таким образом, Заявитель пришел к выводу о том, что Заказчик имеет намерение закупить в рамках данного аукциона вакцину, соответствующую альтернативному техническому заданию N 3 (вакцину производителя - Федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН"). Поэтому Заявитель считает, что требования, установленные Заказчиком ограничивают доступ к участию в торгах участникам размещения заказа, которые могут предложить к поставке вакцины иных производителей (например, вакцину "Энцевир" производства Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген" Министерства здравоохранения Российской Федерации), что является нарушением статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает на то, что указание в аукционной документации штаммов и формы выпуска "лиофилизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения, в комплекте с растворителем" является косвенным указанием на производителя и влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа. Заявитель просит обязать Заказчика внести изменения путем исключения избыточных требований из аукционной документации.
Представители уполномоченного органа и Заказчика с доводами жалобы не согласилась, представили возражения на доводы жалобы. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 01712000019130023122 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку вакцины для иммунизации против клещевого энцефалита (лот N 3). Начальная (максимальная) цена контракта: 4 244 200,00 руб. Заказчиком выступил Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области.
Исходя из пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать технические характеристики товара, требования к качеству, к безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В части 3.1 статьи 34 Закона установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничению доступа к участию в торгах, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о размещении заказа.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. Соответственно, предмет аукциона определялись исходя из потребностей указанной организации, на основании его заявки с учетом необходимости оказания высококвалифицированной медицинской помощи.
В качестве предмета открытого аукциона в электронной форме обозначена поставка вакцины. В связи с этим участником размещения заказа могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
Комиссией установлено, что в документации об аукционе в разделе 2 "Техническая часть документации об аукционе" по лоту N 3, утвержденной Заказчиком и Уполномоченным органом, содержатся технические характеристики товара "вакцина для иммунизации против клещевого энцефалита" со следующими характеристиками:
- вакцина должна быть культуральной, инактивированной, очищенной с адьювантом, содержащей инактивированный антиген вируса клещевого энцефалита (штамм К23). Вакцина не должна содержать консервантов, и компонентов крови человека (альтернативное техническое задание N 1).
- или вакцина, которая должна быть культуральной концентрированной очищенной инактивированной сухой (штамм "Софьин"), лиофилизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения (альтернативное техническое задание N 2).
- или вакцина, которая должна быть культуральной, инактивированной, очищенной с адьювантом, содержащей инактивированный антиген вируса клещевого энцефалита (штамм "Нейдорфл") (альтернативное техническое задание N 3).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что на территории РФ зарегистрировано 4 вакцины против клещевого энцефалита. Техническая часть аукционной документации по лоту N 3 содержит 3 альтернативных технических задания, каждое из которых соответствует как минимум 1 производителю (вакцина "Энцепур взрослый" производства "Новартикс Вакцинс энд Диагностикс ГмбХ и Ко.КГ", вакцина "ФСМЕ-Иммун" производства "Бакстер АГ" и сухая клещевая вакцина производителя - Федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН"), зарегистрированному на территории РФ. Т.е. потребностям Заказчика соответствуют все три вакцины, описанные в альтернативных технических заданиях N 1, 2, 3.
На Комиссии установлено, что согласно приложению N 2 к Информационной карте аукциона в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта по данному аукциону использованы коммерческие предложения хозяйствующих субъектов по поставке "Вакцины для иммунизации против клещевого энцефалита": ООО "Формед-Ярославль", ООО "МФК "Биоритм", ОАОК "ТД Аллерген".
В аукционной документации не указан конкретный производитель подлежащей поставке вакцины против клещевого энцефалита.
Согласно государственному реестру лекарственных средств вакцина для профилактики клещевого энцефалита "Энцепур" (альтернативное техническое задание N 1) зарегистрирована 06.03.2009 г. В настоящее время согласно данным реестра требуется внесение изменения в регистрационное досье данного препарата. Однако в то же время в данном реестре лекарственных средств нет информации о том, что выпуск данное вакцины прекращен или приостановлен, а также о том, что выпущенная ранее (до внесения изменений) продукция (вакцина) не подлежит реализации на территории РФ. Таким образом, довод Заявителя о том, что данная вакцина на рынке отсутствует в связи с внесением изменений в регистрационное досье не нашла своего подтверждения. Необходимых и достаточных доказательств для подтверждения факта отсутствия данной вакцины на рынке в настоящий момент Заявитель не приводит.
Довод Заявителя о том, что стоимость вакцины, соответствующей альтернативному техническому заданию N 2 ("ФСМЕ-Иммун" производства "Бакстер АГ") превышает начальную (максимальную) цену открытого аукциона в электронной форме, составляющую 4 244 200 руб. 00 коп. (как сообщает Заявитель, наименьшая стоимость вакцины "ФСМЕ-Иммун" на рынке: 20 000 доз х 341 руб/дозу = 6 820 000 руб. 00 коп.), несостоятелен, так как при своих расчетах Заявитель опирался на цены всего трех контрактов, заключенных заказчиками на поставку вакцины "ФСМЕ-Иммун", однако не представил на заседание Комиссии полного исследования рынка потенциальных поставщиков данной вакцины. При таких обстоятельствах Комиссия не может сделать вывод о том, что ни один из поставщиков не может поставить Заказчику вакцину "ФСМЕ-Иммун" по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.
Довод Заявителя, о том, что указание штаммов и формы выпуска "лиофилизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения, в комплекте с растворителем" влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, поскольку документация об аукционе не содержит дополнительных требований к участникам аукциона, указаний на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, т.е. соответствует части 3.1 статьи 34 Закона.
Таким образом, указание Заказчиком штаммов и формы выпуска "лиофилизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения, в комплекте с растворителем" в аукционной документации в данном случае не является нарушением Закона о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия не установила нарушений части 1 статьи 41.6 Закона и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Заказчика, Уполномоченного органа по формированию требований к характеристикам поставляемой в рамках проводимого аукциона вакцины.
Кроме того, Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам размещения заказа преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
ФГУП НПО "Микроген" не представляет каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его Заказчику в случае победы на аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
признать жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген" Министерства здравоохранения Российской Федерации на действия Заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области и Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку вакцины для иммунизации против клещевого энцефалита (лот N 3) (извещение N 0171200001913002312) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.В. Крюкова |
Члены Комиссии
|
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 июля 2013 г. N 05-02/173Ж-13
Текст решения официально опубликован не был