Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 15 августа 2013 г. N 05-02/195Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа Запольская Т.И.,
с участием: заявитель - ООО "Комета-Плюс", извещенное о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы представителя не направил;
от заказчика - Муниципального учреждения "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района - директора Смирнова Ю.П.;
уполномоченный орган - Департамент экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района, извещенного о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы представителя не направил;
оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ", извещенный о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы представителя не направил,
рассмотрев жалобу ООО "Комета-Плюс" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района, уполномоченного органа - Департамента экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района, при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции детского сада по ул. Дементьева в г. Тутаеве Ярославской области (2-й этап) (извещение N 0171300007813000154), установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме.
В жалобе заявитель указывает на то, что техническое задание в составе аукционной документации составлено таким образом, что в составе документации об аукционе заказчик неправомерно объединил в один лот работы по организации реконструкции здания (функции заказчика-застройщика), работы по монтажу средств пожарной безопасности и поставку товаров, а именно: мебели и технологического оборудования для оснащения пищеблока, являющиеся разными видами экономической деятельности и требующие от участников размещения заказа привлечения качественно различных экономических, организационных и правовых ресурсов. Так же заявитель считает, что поставка и сборка мебели, а также поставка, монтаж и подключение к сети водо и электроснабжения технологического оборудования для оснащения пищеблока, не является составной частью строительных работ, не связаны неразрывно с объектом строительства и не требуют наличие различного вида лицензий. Кроме того заявитель указывает на тот факт, что в аукционной документации полностью отсутствует техническое задание с требованиями к качеству, техническим характеристикам товара, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, в связи с чем невозможно определить потребности заказчика. Согласно локальному сметному расчету 1-1 являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, как указывает заявитель, в перечне предполагаемого к поставке оборудования, указаны конкретные марки и модели товара, однако возможности предложить участникам размещения заказа к поставке эквивалент в аукционной документации не предусмотрено. Вместе с тем заявитель указывает на то, что пунктом 6 информационной карты аукциона начальная максимальная цена контракта на выполнение работ по реконструкции детского сада по ул. Дементьева в г. Тутаеве Ярославской области определена на основании прилагаемых к аукционной документации смет, которые при проведении данного открытого аукциона в электронной форме являются единственным источником информации о всех видах, объемах работ и поставок. Итог математического сложения сумм всех прилагаемых смет - 20 927 руб., между тем как начальная максимальная цена указана в сумме 23 693 руб. Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, представил свои письменные пояснения, в которых сообщает что предметом данного аукциона является не выполнение отдельных видов работ, а "Реконструкция детского сада по улице Дементьева, 24". Таким образом, результатом работ должен быть объект, готовый к эксплуатации. Стоимость реконструкции определяется сводным сметным расчетом, составленным на основе объектной сметы и локальных смет, одной из которых является смета N 1-1 "Технологическое оборудование". Таким образом эта смета является одной из смет, составляющих стоимость всей реконструкции объекта. Без технологического оборудования объект не представляется возможным сдать в эксплуатацию. Представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителя Заказчика, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 19.07.2013 г. размещено извещение N 0171300007813000154 о проведении открытого аукциона в электронной форме право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции детского сада по ул. Дементьева в г. Тутаеве Ярославской области (2-й этап).
Начальная (максимальная) цена: 23 693 388 руб. 00 коп. Заказчиком является Муниципальное учреждение "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (статья 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2 и 4.1 - 6 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Данный Аукцион проводился в интересах заказчика - Муниципального учреждения "Отдел строительства и капитального ремонта", предмет открытого аукциона определялся исходя из потребностей Муниципального учреждения "Отдел строительства и капитального ремонта".
Согласно частей 3, 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пунктам 2, 3, 4 локально-сметного расчета N 2-3 "на Телефонную связь, реконструкция детского сада Дементьево" указаны товары: Телефон Panasonic КХ-TS2350RU; Телефон Panasonic КХ-T7730; Телефон Panasonic КХ-FT982RU. Исходя из информации, полученной c официального сайта http://www.panasonic.ru/, указание в аукционной документации на слова "Panasonic" является указанием на товарный знак и указанием на наименование производителя данного товара.
Следовательно, аукционная документация, содержащая указания на товарный знак "Panasonic" без сопровождения словами "или эквивалент", не соответствует требованиям части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктами 6, 9 локально-сметного расчета N 2 - 6 на кровлю, реконструкция детского сада указаны товары : минераловатные плиты РУФ Баттс В Rockwool толщ. 40 мм; минераловатные плиты РУФ Баттс В Rockwool толщ. 200 мм. Информация полученная с официального сайта www. rockwool.ru указание в аукционной документации на слова "Rockwool" является указанием на товарный знак и указанием на наименование производителя данного товара.
Следовательно, аукционная документация, содержащая указания на товарный знак "Rockwool" без сопровождения словами "или эквивалент", не соответствует требованиям части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно части 5 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлено, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организация строительства, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства включены в установленный в части 4 статьи 55.8 настоящего кодекса перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 N 624, работы по организации капитального ремонта объектов жилищно-гражданского строительства оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Однако согласно подпункту 3 пункта 16 раздела 2 Информационной карты аукционной документации было установлено следующее: свидетельство о допуске к работам, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, на следующие виды работ, согласно перечня видов работ утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 : п.п. 2.1 "Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000", 2.4 "Гидрогеологические исследования", 13.2 "Устройство кровель из штучных и листовых материалов", 24.7 "Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении", 24.12 "Пусконаладочные работы комплексной наладки систем", 33.3 "Жилищно-гражданское строительство".
Таким образом, наличие дополнительных условий, установленных в аукционной документации, а именно наличие в свидетельстве, предусмотренных пп. 2.1; 2.4; 13.2; 24.7; 24.12 работ, согласно перечня утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 является недопустимым.
Согласно пункту 2.1 раздела 3 Технического задания являющегося неотъемлемой частью документации требуется выполнить работы по реконструкции детского сада в соответствии с перечнем и объемом работ, а также наименованием и качественными характеристиками используемых материалов, установленных проектно-сметной документацией. Объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологическими или функционально связанными со строительными работами. Товарные рынки строительных работ и работ по монтажу охранной, пожарной сигнализации являются самостоятельными рынками. Указанные работы выполняются хозяйствующими субъектами, к деятельности которых предъявляются различные требования: выполнения строительных работ - наличие свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией; для оказания услуг по монтажу пожарной сигнализации - наличие действующей лицензии, выданной Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, Заказчик, объединив в один лот работы по капитальному ремонту помещений, работы монтажу средств пожарной безопасности, являющиеся разными видами экономической деятельности, различными товарными рынками и требующие от участников размещения заказа привлечения качественно различных экономических, организационных и правовых ресурсов, нарушил часть 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания. Размещение на официальном сайте документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
Согласно локальным сметным расчетам N 1 - 1; 2 - 3; 2 - 4; 2 - 13; 7 - 1; 7 - 2; 9 - 1; 24 размещенным на официальном сайте, являющиеся неотъемлемой частью аукционной документации общая сумма всех расчетов составляет 20 927 046 руб., несмотря на то, что извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме установлено иное, а именно начальная (максимальная) цена: 23 693 388 руб. 00 коп. Таким образом, заказчик не надлежащим образом исполнил свою обязанность, установленную в пункте 2 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
На основании изложенного, и руководствуясь, пунктом 1 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "Комета-Плюс" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района, уполномоченного органа - Департамента экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района, при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции детского сада по ул. Дементьева в г. Тутаеве Ярославской области (2-й этап) (извещение N 0171300007813000154) обоснованной.
2. Признать заказчика - Муниципальное учреждение "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района, уполномоченный орган - Департамента экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района - нарушившими часть 3 статьи 34, часть 3.1 статьи 34, часть 4 статьи 11, часть 5 статьи 41.6, статью 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Муниципальному учреждению "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района, уполномоченному органу - Департаменту экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района - предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать должностному лицу Ярославского УФАС России материалы по жалобе N 05-02/195Ж-13 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии
|
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 августа 2013 г. N 05-02/195Ж-13
Текст решения официально опубликован не был