Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 9 августа 2013 г. N 05-02/196Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 8 августа 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 9 августа 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,
члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
с участием: от Заявителя - ООО "СантехГазМонтаж" - представителя по доверенности Олимпиевой Е.С.;
от заказчика - Ярославского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" - представителей по доверенности Шорниковой Н.С, Шепелевой И.Н.;
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" - надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения жалобы на рассмотрение не явился, представителя не направил,
рассмотрев жалобу ООО "СантехГазМонтаж" на действия заказчика - Ярославский филиал ФГБОУ ВПО Московский государственный университет путей сообщения" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту помещений здания Ярославского филиала МИИТ (уникальный номер закупки N 04/3/тк35/13 (номер извещения 0371100007613000138) (далее также - аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении аукциона.
В жалобе Заявитель указывает на то, что, по его мнению, документация об аукционе не соответствует законодательству о размещении заказов: пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ - документация не содержит используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения на жалобу. Считают, что заказчик действовал в рамках законодательства о размещении заказов: в пункте 8 информационной карты аукционной документации содержится указание на возможность использования товаров, эквивалентных тем, которые указаны в локальном сметном расчете с товарными знаками. Заказчик тем самым не преследовал ограничение конкуренции. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Ярославским филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 25.07.2013 размещено извещение N 0371100007613000138 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту помещений здания Ярославского филиала МИИТ. Начальная (максимальная) цена контракта: 321 412 руб. 00 коп.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (статья 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2 и 4.1 - 6 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В документацию об аукционе не допускается включать требования к производителю товара, к участнику размещения заказа, а также указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя и такие требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (часть 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:
требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Рассматриваемый в рамках данной жалобы аукцион проводился в интересах Ярославского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения".
Соответственно, предмет аукциона определялся исходя из потребностей указанной организации.
В качестве предмета аукциона обозначено выполнение работ по ремонту помещений здания Ярославского филиала МИИТ. В связи с этим участником размещения заказа могло выступить любое лицо, готовое выполнить данные работы на условиях, установленных аукционной документацией.
25.07.2013 заказчиком утверждена документация об открытом аукционе в электронной форме (уникальный номер закупки N 04/3/ТК35/13) на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту помещений здания Ярославского филиала МИИТ.
Аукционной документацией (часть III Технического задания) предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с техническим заданием и сметами N 23, N 24, N 25, являющимися неотъемлемыми приложениями к документации и договору.
Указанные сметы содержат перечень работ, виды работ, объем работ, перечень используемых материалов в соответствии со СНиПами, стандартами и техническими правилами. Причем необходимо отметить, что перечисленные в сметах используемые товары и материалы имеют уже определенные заказчиком значения (либо указана марка либо иное конкретное значение показателя, позволяющие определить, что потребность заказчика заключается именно в данном товаре, причем остальные показатели товара не важны для заказчика и последний оставляет их на усмотрение подрядчика).
В подпункте 4.2 проекта договора N 04/3/ТК35/13 установлено, что подрядчик обязуется выполнить все работы в объемах, предусмотренных настоящим Договором и приложением к нему, и в сроки, предусмотренные настоящим Договором, и сдать работы Заказчику в состоянии, соответствующем технологии производства работ по СНиП РФ, сметной документации и Техническому заданию. Согласно пункту 4.3 проекта договора подрядчик обязан проводить работы в полном соответствии с проектно-сметной документацией, действующими СНиП, стандартами и техническими условиями.
При этом часть III "Техническое задание" документации об аукционе помимо перечня работ, видов работ, объемов работ, содержит указание на использование материалов в соответствии со СНиПами, инструкциями заводов-производителей, так как такие виды работ как штукатурка поверхностей, грунтование, окраска, облицовка, выравнивание поверхностей и др. предусматривают использование строительных материалов.
Заказчиком в пункте 8 "Информационная карта аукциона" Раздела 1.2 документации об аукционе предусмотрено, что в случае указания Заказчиком в техническом задании конкретной марки товара, подрядчик может предложить эквивалент.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона предусмотрено, что при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать
согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
На заседании Комиссии представители заказчика сообщили, что заказчику необходимо было, чтобы участники представили в первой части заявки на участие в аукционе только согласие на выполнение работ, где бы обязались производить работы в соответствии с аукционной документацией (пункт 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Если бы для заказчика были принципиально важными и значимыми какие-либо характеристики материалов и товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, то он бы обязательно указал в аукционной документации минимальные и максимальные значения показателей таких товаров и, соответственно, установил требование о том, чтобы участники в первых частях своих заявок указали конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. В данном же случае потребность заказчика заключается в выполнении работ по ремонту помещений Ярославского филиала МИИТ в соответствии со сметами N 23, 24, 25, где установлены требования к используемым при выполнении работ материалам. Кроме того, в техническом задании документации и проекте договора указано на необходимость при выполнении работ использовать товары и материалы, соответствующие СНиПам и стандартам. Этого, по мнению заказчика, достаточно для того, чтобы участники могли определить для себя объем подлежащих выполнению работ, а также решить с помощью каких материалов они будут их выполнять.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что заказчик, установив в Техническом задании аукционной документации положение о том, что при выполнении работ используются товары и материалы в соответствии со сметами N 23, 24, 25 - не допустил нарушение законодательства о размещении заказов, поскольку:
во-первых, это не запрещено Законом о размещении заказов (статья 41.8 Закона не содержит оговорок о том, что в случае размещения заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, неприменим пункт 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и участнику обязательно указывать конкретные значения показателей в рамках тех минимальных - максимальных значений, которые обязательно должны быть установлены заказчиком. Следовательно, заказчик сам определяет необходимость установления тех или иных требований к материалам и товарам, используемым при выполнении работ. Если же необходимости в конкретизации и расширении заказчиком тех требований, что установлены в сметах, СНиПах, ГОСТах нет - заказчик требует от участников только согласие на выполнение работ в соответствии с аукционной документацией (сметами, СНиПами, стандартами), что означает, что подрядчик имеет право самостоятельно выбрать используемый материал, товар при условии его соответствия сметам, СНиПам, ГОСТам.
во-вторых, из анализа аукционной документации следует, что заказчиком при составлении смет N 23, 24, 25 и аукционной документации уже определены и установлены значимые для него показатели используемых товаров и материалов,
в-третьих, в документации приведено условие о соответствии материалов и выполняемых с их использованием работ СНиПам, требованиям технических регламентов, инструкциями заводов-изготовителей по применению материалов, что исключает вероятность использования участником при выполнении контракта не соответствующих данным требованиям материалов.
Заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам размещения заказа преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Запросов на разъяснение положений аукционной документации в части требований к техническим характеристикам материалов и товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом аукциона (в том числе от Заявителя), заказчику не поступало.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 05.08.2013 N 0371100007613000138/1 на участие в данном аукционе было подано две первые части заявок, которые аукционной комиссией Заказчика были допущены к участию в аукционе.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установила следующее.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4, 6 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона предусмотрено, что при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать
согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В документации об аукционе (пункте 7 раздела 1.2 Информационной карты документации) содержится требование: первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ;
2) при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное п.п. 1), в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе, или согласие, предусмотренное п.п. 1), указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное п.п. 1), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Однако, пункт 7 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела 1.2 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе не содержит конкретных требований к содержанию и составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме (что все-таки из перечисленного необходимо участнику представить) и отсутствует инструкция по ее заполнению.
Таким образом, заказчиком при утверждении данной документации об аукционе допущено нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "СантехГазМонтаж" на действия заказчика - Ярославский филиал ФГБОУ ВПО Московский государственный университет путей сообщения" - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту помещений здания Ярославского филиала МИИТ (уникальный номер закупки N 04/3/тк35/13 (номер извещения 0371100007613000138) необоснованной.
2. Признать заказчика - Ярославский филиал ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет путей сообщения" - нарушившим пункта 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Ярославскому филиалу ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет путей сообщения" - предписание об устранении выявленных нарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены комиссии
|
Т.В. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 августа 2013 г. N 05-02/196Ж-13
Текст решения официально опубликован не был