Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 13 сентября 2013 г. N 05-02/216Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,
члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Смирнова Н.В.,
с участием: от ООО ПСП "Ритон" (далее также - Заявитель) - представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы, направил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия заявителя;
от Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля (далее также - заказчик) - представителя по доверенности Киселевой Л.Н.;
от Департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее также - уполномоченный орган) - представителей по доверенности Беляевой Н.М., Юртайкиной И.Ю.,
от оператора электронной площадки ОАО "Единая торговая электронная площадка" - представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО ПСП "Ритон" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля - при проведении открытого аукциона в электронной форме N 236 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по организации подготовки проектной документации на строительство группы многоквартирных жилых домов (стр. N 7, 8, 9) с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, Фрунзенский район, микрорайон N 2 жилого района "Сокол", ограниченный ул. Бурмакинской, ул. Чернопрудной и просп. Фрунзе (извещение N 0371300027813000238) (далее также - аукционная комиссия, аукцион, муниципальный контракт, контракт) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально - экономического развития города мэрии города Ярославля при проведении аукциона.
В жалобе Заявитель выражает несогласие с недопуском его заявки (заявка N 1) к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, подпункта 2 пункта 1.20.4. раздела 1.20 главы 1 документации об открытом аукционе в электронной форме - несоответствие сведений, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, пункта 20 информационной карты главы 2 документации об аукционе: "в составе первой части заявки участник размещения заказа выразил согласие на выполнение работ по организации подготовки проектной документации на строительство группы многоквартирных жилых домов (стр. N 7, 8, 9) с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, Фрунзенский район, микрорайон N 2 жилого района "Сокол", ограниченный ул. Бурмакинской, ул. Чернопрудной и просп. Фрунзе; кроме требуемого документацией об открытом аукционе в электронной форме согласия на выполнения работ участник размещения заказа в составе первой части заявки приложил дополнительный документ "согласие участника размещения заказа на выполнение работ Ярославль. docx" (далее также - согласие), в котором указал: "4. Срок гарантии качества на выполненные работы 2 года", что не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. В пункте 20 главы 2 Информационной карты аукционной документации указано: "Требования к сроку предоставления гарантий качества работ: гарантийный срок на выполнение работ составляет 2 года с момента получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве"".
Заявитель считает, что представленная им первая часть заявки на участие в аукционе полностью соответствует документации об аукционе и проекту контракта, поскольку содержала согласие выполнить все предусмотренные аукционной документацией обязательства в соответствии с требованиями заказчика, содержащимися в документации и проекте контракта, и должна быть признана соответствующей требованиям документации. Просит обязать аукционную комиссию уполномоченного органа аннулировать результаты рассмотрения первых частей заявок, как проведенные с нарушением действующего законодательства.
Представители уполномоченного органа и заказчика с доводами жалобы не согласились, считают, что отказ в допуске к участию в аукционе Заявителю законен, поскольку первая часть его заявки не соответствует требованиям пункта 20 главы 2 Информационной карты аукционной документации: кроме требуемого документацией об открытом аукционе в электронной форме согласия на выполнения работ участник размещения заказа в составе первой части заявки приложил дополнительный документ "согласие участника размещения заказа на выполнение работ Ярославль. docx" (далее также - согласие), в котором указал: "4... Срок гарантии качества на выполненные работы 2 года" в то время как согласно аукционной документации требования к сроку предоставления гарантий качества работ изложены следующим образом: "гарантийный срок на выполнение работ составляет 2 года с момента получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве". Как отмечают в представленных письменных возражениях на жалобу представители уполномоченного органа, согласно обычаям делового оборота срок гарантии на выполненные работы начинаются с момента подписания акта приемки выполненных работ. В аукционной документации начало гарантийного срока определено моментом получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве", что существенно отличается от стандартного начала гарантийного срока. С момента подписания актов выполнения работ до получения положительной государственной экспертизы может пройти более полугода.
Представители уполномоченного органа и заказчика, считают, что в заявке (согласие), представленной участником размещения заказа имеются разночтения и в случае победы данным участником на аукционе заказчик не будет иметь возможности заполнить проект муниципального контракта, так как однозначно трактовать сведения, содержащиеся в заявке участника размещения заказа, у комиссии нет возможности. Кроме того, аукционная комиссия рассматривает заявки по формальному признаку соответствия - несоответствия документации.
Представители уполномоченного органа, заказчика просят признать жалобу Заявителя необоснованной
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 09.08.2013 размещено извещение N 0371300027813000238 о проведении открытого аукциона в электронной форме N 236 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по организации подготовки проектной документации на строительство группы многоквартирных жилых домов (стр. N 7, 8, 9) с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, Фрунзенский район, микрорайон N 2 жилого района "Сокол", ограниченный ул. Бурмакинской, ул. Чернопрудной и просп. Фрунзе, вместе с аукционной документацией. Начальная (максимальная) цена контракта: 11 112 119 руб. 26 коп. Заказчиком выступил Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля.
В соответствии с пунктом 12 главы 2 Информационной карты аукционной документации в первой части заявки на участие в аукционе участник размещения заказа должен выразить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Исходя из пункта 20 главы 2 информационной карты аукционной документации заказчик установил требование к сроку предоставления гарантий качества работ: "Гарантийный срок на выполнение работ составляет 2 года с момента получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве"".
Согласно пункту 10.3 статьи 10 проекта муниципального контракта работы по организации подготовки проектной документации считаются выполненными после получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве".
В соответствии с пунктом 10.5 статьи 10 проекта муниципального контракта после исполнения сторонами основных обязательств по муниципальному контракту в полном объеме, т.е. получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве" и оплаты выполненных работ Муниципальным заказчиком, стороны подписывают "Акт исполнения обязательств по контракту".
Пунктом 12.1 статьи 12 проекта муниципального контракта определено, что гарантийный срок на выполненные работы составляет два года с момента получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве".
На заседании Комиссии установлено, что первая часть заявки N 1 (ООО ПСП "Ритон") содержала согласие участника размещения заказа на выполнение работ, являющихся предметом аукциона, в соответствии с условиями аукционной документации. Данное согласие содержит информацию о том, что участник размещения заказа обязуется, в случае если окажется победителем аукциона, при условии получения от заказчика проекта контракта, составленного путем включения цены контракта, предложенной им на аукционе, в проект контракта, прилагаемый к аукционной документации, представить заказчику подписанный контракт. Кроме того первая часть заявки участника содержит информацию о том, что Заявитель, изучив аукционную документацию, сообщает о своем согласии выполнить работы в соответствии с условиями заказчика, содержащимися в документации об аукционе, согласии с условиями контракта, согласии участвовать в аукционе на условиях, установленных в указанных выше документах, согласии заключить контракт на выполнение работ по организации подготовки проектной документации на строительство группы многоквартирных жилых домов (стр. N 7, 8, 9) с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, Фрунзенский район, микрорайон N 2 жилого района "Сокол", ограниченный ул. Бурмакинской, ул. Чернопрудной и просп. Фрунзе и исполнить его в полном соответствии с требованиями заказчика, содержащимися в документации об аукционе (в том числе в технической его части) и проекте контракта. Также в данном документе ООО ПСП "Ритон" подчеркивает, что имеет ясное и четкое представление об условиях выполнения контракта, в том числе о требованиях к качеству выполняемых работ и условиям выполнения заказа, срокам, месте, порядке выполнения работ и о сроках, месте, порядке оплаты выполняемых работ. Выполняемые работы будут отвечать требованиям ГОСТов, СНиПов, техническим условиям заказчика. Срок гарантии качества на выполненные работы 2 года.
Исходя из протокола N 440 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 2 сентября 2013 года аукционная комиссия отказала ООО ПСП "Ритон" (заявка N 1) в допуске к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, подпункта 2 пункта 1.20.4. раздела 1.20 главы 1 документации об открытом аукционе в электронной форме - несоответствие сведений, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, пункта 20 информационной карты главы 2 документации об аукционе: "в составе первой части заявки участник размещения заказа выразил согласие на выполнение работ по организации подготовки проектной документации на строительство группы многоквартирных жилых домов (стр. N 7, 8, 9) с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, Фрунзенский район, микрорайон N 2 жилого района "Сокол", ограниченный ул. Бурмакинской, ул. Чернопрудной и просп. Фрунзе; кроме требуемого документацией об открытом аукционе в электронной форме согласия на выполнения работ участник размещения заказа в составе первой части заявки приложил дополнительный документ "согласие участника размещения заказа на выполнение работ Ярославль. docx" (далее также - согласие), в котором указал: "4. Срок гарантии качества на выполненные работы 2 года", что не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. В пункте 20 главы 2 Информационной карты аукционной документации указано: "Требования к сроку предоставления гарантий качества работ: гарантийный срок на выполнение работ составляет 2 года с момента получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве"".
Согласно части 1 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Исходя из пункта 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе в электронной форме в случае несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 вышеуказанного Федерального закона, требованиями документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Исходя из изложенного выше, Комиссия полагает, что Заявитель, указав в содержащемся в составе первой части заявки документе "Согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме" фразу о том, что "Срок гарантии качества на выполненные работы 2 года", не представил сведений, не соответствующих пункту 20 главы 2 Информационной карты аукционной документации ("Гарантийный срок на выполнение работ составляет 2 года с момента получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве") в силу следующего.
Заказчик в аукционной документации определил в качестве начала течения гарантийного срока на работы, являющиеся предметом аукциона, момент получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве". В то же время в пункте 10.3 статьи 10 проекта муниципального контракта заказчик указал, что работы по организации подготовки проектной документации считаются выполненными после получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве".
Таким образом, исходя из анализа указанных выше положений документации и проекта контракта следует, что срок гарантии качества на выполненные работы начинает течь с момента выполнения работ, т.е. с момента получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве".
Следовательно, Заявитель, указав в содержащемся в составе первой части заявки документе "Согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме" срок гарантии на работы, являющиеся предметом аукциона следующим образом: "Срок гарантии качества на выполненные работы 2 года", учитывая тот факт, что в этом же документе Заявитель выразил согласие выполнить работы в соответствии с условиями заказчика, содержащимися в документации об аукционе, с условиями контракта, согласие заключить контракт и исполнить его в полном соответствии с требованиями заказчика, содержащимися в документации об аукционе (в том числе в технической его части) и проекте контракта, согласился с тем, что данный срок начинает течь с момента получения положительного заключения ГАУ ЯО "Государственная экспертиза в строительстве".
Таким образом, Комиссия установила, что аукционная комиссия уполномоченного органа, отказав ООО ПСП "Ритон" (заявка N 1) в допуске к участию в аукционе, допустила нарушение части 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
Довод представителей уполномоченного органа, изложенный ими на заседании Комиссии, о том, что в случае победы данным участником в аукционе заказчик не будет иметь возможности заполнить проект муниципального контракта, так как однозначно трактовать сведения, содержащиеся в заявке участника размещения заказа, у комиссии нет возможности" Комиссия считает несостоятельным, поскольку согласно требованиям части 10 статьи 41.12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме. Соответственно, в случае победы Заявителя в аукционе заказчик в силу закона обязан заполнить проект контракта в соответствии с требованиями документации, а не в соответствии с условиями, предложенными участником в заявке. Кроме того, в данном случае Комиссия пришла к выводу о соответствии сведений, представленных Заявителем в первой части заявки, требованиям аукционной документации.
При вынесении решения Комиссия руководствуется тем, что требования к заявке не могут рассматриваться как сугубо формальные препятствия к участию в размещении заказа, а имеют целью исключение ненадлежащих участников торгов, не отвечающих условиям, значимым для правового регулирования с точки зрения специфики охраняемых законом общественных отношений.
По смыслу приведенных нормативных положений правовое регулирование размещения заказов призвано исключить скорое и сугубо формальное отношение аукционной комиссии к процессу рассмотрения заявок. Использование в Законе о размещении заказов понятия "результаты рассмотрения заявок" свидетельствует о воле законодателя не допустить избирательный, поспешный и безосновательный подход членов комиссии к восприятию заявок. Рассмотрение таковых на предмет соответствия отдельным пунктам аукционной документации не может проходить в отрыве от системного и взаимосвязанного восприятия всей заявки (по совокупности всех ее слагаемых).
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
1. Признать жалобу ООО ПСП "Ритон" на действия уполномоченного органа - Департамента социально - экономического развития города мэрии города Ярославля - при проведении открытого аукциона в электронной форме N 236 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по организации подготовки проектной документации на строительство группы многоквартирных жилых домов (стр. N 7, 8, 9) с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, Фрунзенский район, микрорайон N 2 жилого района "Сокол", ограниченный ул. Бурмакинской, ул. Чернопрудной и просп. Фрунзе (извещение N 0371300027813000238) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа - Департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля - нарушившей часть 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
3. Выдать аукционную комиссию уполномоченного органа - Департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля - обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии
|
Т.В. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 сентября 2013 г. N 05-02/216Ж-13
Текст решения официально опубликован не был