Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 21 октября 2013 г. N 05-02/253Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Паутова И.Г.,
членов Комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Крюковой Т.И.,
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Смирновой Н.В.,
с участием:
от заявителя - ОАО "ЭХМЗ" (далее также - Заявитель) - представителей по доверенности Возженикова А.В., Кудинова С.Г.;
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" (далее также - заказчик) - представителей по доверенности Ильюшко Н.В., Нечаева С.В., Суровцевой Н.Г.,
рассмотрев жалобу ОАО "ЭХМЗ" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку гражданских фильтрующих противогазов (извещение N 0371200015813000304) (далее - заказчик, запрос котировок, контракт), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон), установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок.
В жалобе Заявитель указывает на несоответствие извещения о проведении запроса котировок в части формирования технических характеристик на поставку противогазов требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, считает, что заказчиком допущено ограничение количества участников размещения заказа:
- техническая характеристика, установленная в извещении "сопротивление противогаза постоянному потоку воздуха при расходе 30 дм3/мин - не более 150Па" соответствует только одному противогазу ГП-7Б, выпускаемому изготовителем ОАО "Арти-Завод";
- техническая характеристика, установленная в извещении "гарантийный срок хранения - не менее 25 лет", не соответствует ни одному существующему на рынке на сегодняшний день производителю противогазов гражданских фильтрующих (согласно сертификатам соответствия и приложениям к ним (формулярам) заводов - изготовителей (ОАО "Арти-Завод", ОАО "Сорбент", ООО "Бриз-Кама", ОАО "Тамбовмаш", ОАО "ЭХМЗ") гарантийный срок хранения гражданских фильтрующих противогазов составляет 12 и 12,5 лет).
Заявитель просит провести проверку данного запроса котировок, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, заявили, что требования, установленные в извещении о проведении запроса котировок не нарушают требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" - размещено на официальном сайте в сети Интернет Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд www.zakupki.gov.ru извещение N 0371200015813000304 о запроса котировок на право заключения договора на поставку гражданских фильтрующих противогазов вместе с проектом договора. Начальная цена контракта - 300 000 рублей.
В техническом задании запроса котировок заказчиком установлены характеристики товара - противогаза гражданского фильтрующего.
По мнению Заявителя, заказчиком установлена в извещении о проведении запроса котировок характеристика (сопротивление противогаза постоянному потоку воздуха на вдохе при расходе 30 дм3/мин - не более 150 Па (не более ?15 мм вод. ст.), которая соответствует только одному производителю - ОАО "Арти-Завод", поскольку ни один из остальных четырех существующих на сегодняшний день производителей противогазов гражданских фильтрующий (ОАО "Сорбент", ООО "Бриз-Кама", ОАО "Тамбовмаш", ОАО "ЭХМЗ") не производят товара с данной характеристикой, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Следовательно, заказчик вправе включить в извещение о проведении запроса котировок такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям. Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в извещение о проведении запроса котировок требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении запроса котировок заказчику требовался товар: противогаз гражданский фильтрующий - 120 шт. с установленными техническими и функциональными характеристиками данного товара:
сопротивление противогаза постоянному потоку воздуха на вдохе при расходе 30 дм3/мин |
не более 150 Па (не более ?15 мм вод. ст.) |
коэффициент подсоса аэрозоля СМТ под лицевую часть |
не более 0,0001% |
масса комплекта противогаза без сумки |
Не более 0,90 кг. |
масса коробки |
Не более 250 г. |
Время защитного действия по ОВ при концентрации: | |
циан хлористого 5 мг/л |
Не менее 20 мин. |
циан водорода 5 мг/л |
Не менее 20 мин. |
Время защитного действия от АХОВ при концентрации: | |
циклогексан 3,5 мг/л |
Не менее 70 мин |
хлор 3,0 мг/л |
Не менее 20 мин. |
сернистый ангидрид 2,7 мг/л |
Не менее 20 мин. |
аммиак 0,7 мг/л |
Не менее 20 мин. |
сероводород 1,4 мг/л |
Не менее 40 мин. |
Разборчивость речи с лицевой частью должна быть |
не менее 90% |
Площадь поля зрения с лицевой частью должна быть |
не менее 70% |
Гарантийный срок хранения |
Не менее 25 лет |
Дата изготовления |
2013 год |
Исходя из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0371200015813000304-П от 14.10.2013 г. поступило пять котировочных заявок. Котировочная заявка участника размещения заказа - ООО "Спецпроектмонтаж" признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок. Победитель запроса котировок - ООО "Спецпроектмонтаж" - предложил цену контракта в размере 270 000, 00 руб.
Представители заказчика на Комиссии пояснили, что при разработке технического задания заказчиком указывались технические характеристики товара исходя из конкретных потребностей учреждения, деятельность которого направлена на оказание медицинской помощи детям и выполнение требований федерального законодательства в части обеспечения безопасности людей в случае чрезвычайной ситуации. Размещение данного заказа не повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку поступили пять котировочных заявок на участие в запросе котировок.
Кроме того, отсутствие ограничения количества участников размещения заказа подтверждается функционирующим рынком на данный вид товара. При составлении обоснования начальной цены контракта заказчиком получены коммерческие предложения от нескольких хозяйствующих субъектов (ООО "СпецПроектМонтаж", ЗАО "Ярославль Восток - Сервис", ООО "Профессионал Сервис", ООО "Спецодежда-Сервис") на поставку противогазов гражданских фильтрующих.
Согласно части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Указанная норма Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в техническом задании извещения о проведении запроса котировок устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, участником размещения заказа могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении запроса котировок и удовлетворяющий потребности заказчика.
Таким образом, заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок характеристику: сопротивление противогаза постоянному потоку воздуха на вдохе при расходе 30 дм3/мин - не более 150 Па (не более ?15 мм вод. ст.), которая отвечает его потребностям в поставке более качественных и безопасных противогазов гражданских фильтрующих, не нарушает требований законодательства о размещении заказов.
Комиссия считает также несостоятельным и довод Заявителя о том, что заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок требование о предоставлении на товар, являющийся предметом запроса котировок, гарантийного срока хранения "не менее 25 лет с момента изготовления изделия", ограничил количество участников размещения заказа, поскольку данная характеристика не соответствует ни одному существующему на рынке на сегодняшний день производителю противогазов гражданских фильтрующих (согласно сертификатам соответствия и приложениям к ним (формулярам) заводов изготовителей (ОАО "Арти-Завод", ОАО "Сорбент", ООО "Бриз-Кама", ОАО "Тамбовмаш", ОАО "ЭХМЗ") гарантийный срок хранения гражданских фильтрующих противогазов составляет 12 и 12,5 лет).
Согласно пункту 4.1 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости.
В извещении о проведении запроса котировок заказчику требуется товар - противогаз гражданский фильтрующий с гарантийным сроком хранения не менее 25 лет с момента изготовления изделия.
Подателем жалобы не приведено необходимых и достаточных доказательств того, что функционирующий рынок противогазов гражданских фильтрующих ограничивается только теми пятью производителями, на которые указывает Заявитель в своей жалобе.
Кроме того, необходимо отметить, что сравнивать технические характеристики товаров по информации, указанной в сертификатах соответствия добровольной системы сертификации АСС МЧС России некорректно, поскольку сертификация гражданских противогазов в Российской Федерации в настоящее время является добровольной, так как рассматриваемая продукция не входит в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Также следует добавить, что система сертификации АСС МЧС России не является единственной добровольной системой сертификации для гражданских противогазов.
Согласно пункту 2.9.12 приложения N 10 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" рекомендуемые назначенные сроки хранения средств индивидуальной защиты на фильтрующие противогазы (гражданские, детские) для защиты от отравляющих, аварийно химически опасных и радиоактивных веществ, составляет 25 лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 470 Гражданского кодекса Российской Федерации товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Пунктами 6, 7 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Согласно части 10 приказа Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.05.1998 г. N 160 в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.
При этом, если гарантийный срок на товар установлен изготовителем, то в договоре купли - продажи с учетом пункта 7 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем установленный изготовителем товара.
В связи с вышеизложенным Комиссия делает вывод о том, что в данном случае продавец (поставщик) товара (противогаз гражданский фильтрующий) вправе установить гарантийный срок на товар большей продолжительности, чем установленный изготовителем товара, что не нарушает требований действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
признать жалобу ОАО "ЭХМЗ" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" - при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку гражданских фильтрующих противогазов (извещение N 0371200015813000304) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии
|
Т.В. Крюкова Н.В. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 октября 2013 г. N 05-02/253Ж-13
Текст решения официально опубликован не был