Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 11 ноября 2013 г. N 05-02/270Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 6 ноября 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г.,
члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Разумов И.В.,
с участием:
Заявитель - ООО "ДиМедика" - извещенный о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы представителя не направил, просил рассмотреть жалобу в отсутствии представителя;
Заказчик - государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Ростовская центральная районная больница - представителя по доверенности Москалевой О.И.;
рассмотрев жалобу ООО "ДиМедика" на действия заказчика - ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку расходных материалов для стоматологии (средства местноанестезирующие) (номер извещения 0371300063513000072) (далее также - Запрос котировок) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон, Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
Заявитель считает, что положения запроса котировок (номер извещения 0371300063513000072) не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 43, статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части изложенного требования в извещении об указании участниками размещения заказа в котировочной заявке контактного телефона участника размещения заказа, неправильного указания МНН и дозировки лекарственного препарата по позиции 2, а также неправильного указания торгового наименования по позиции 1; указания заказчиком, влекущих ограничение количества участников размещения заказов требований к упаковке товаров по позициям 1, 2, 3, 4, и указания в извещении о проведении запроса котировок торговых наименований лекарственных препаратов, в связи с чем Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы частично согласилась, и представила письменные пояснения, согласно которым Заказчик признает, что при оформлении запроса котировок (номер извещения 0371300063513000072) им некорректно сформулированы требования по позиции номер 1 - вместо требуемого к поставке Ультракаин ДС-форте (или эквивалент) указано торговое наименование Ультракаин ДС (или эквивалент); по позиции номер 2 - вместо требуемого к поставке МНН: Артикаин указано МНН: Артикаин гидрохлорид, а также неверно указана по позиции номер 2 дозировка лекарственного препарата: вместо 40 мг/1мл указано 1:200000, 1,7мл*100 картриджей/упак.; требования к упаковке лекарственных средств по позициям 1, 2, 3, 4.
Вместе с тем Заказчик считает правомерным требование об обязательном указании участниками размещения заказа в котировочных заявках контактного телефона и указание в извещении о проведении запроса котировок торговых наименований с указанием "или эквивалент" при условии указания в качестве показателя эквивалентности МНН лекарственного средства.
Заслушав представителя Заказчика, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Ростовской центральной районной больницей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 17.10.2013 года размещено извещение N 0371300063513000072 о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку расходных материалов для стоматологии (средства местноанестезирующие). Начальная (максимальная) цена контракта: 78 570 руб. 70 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Пунктом 3 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлено, что запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Как было установлено на заседании Комиссии, заказчиком в Приложении N 1 к указанному выше извещению о проведении запроса котировок, размещенному на официальном сайте в сети "Интернет", установлено требование к участникам размещения заказа об обязательном указании в котировочной заявке номера контактного телефона участника размещения заказа.
Согласно статьей 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к предъявляемые к котировочной заявке, а именно, котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
В статье 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ указаны сведения, которые должны быть отображены в котировочной заявке в обязательном порядке. Форма котировочной заявки, разработанная Заказчиком, устанавливает дополнительную графу, запрашивающую контактный телефон участника размещения заказа.
Согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа. Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Таким образом, заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам размещения заказа об обязательном указании в котировочной заявке контактного телефона, ограничил число потенциальных участников размещения заказа, поскольку участник размещения заказа, не имеющий контактного телефона, не может выполнить в полной мере требования извещения о проведении запроса котировок - указать контактный телефон. Однако, в случае, если участник размещения заказа подаст заявку на участие в данном запросе котировок без указания контактного телефона, котировочная комиссия заказчика обязана отклонить такую заявку.
Таким образом, заказчиком нарушены положения статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ: установлено в указанном выше извещении о проведении запроса котировок неправомерное, не предусмотренное законом требование к участникам размещения заказа.
Согласно пункту 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 3.3. статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрено, что в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, в документации об аукционе должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 3.4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3.4 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации об аукционе допускается указание торговых наименований лекарственных средств. При этом слова "или эквивалент" не используются. Указанный перечень утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении запроса котировок N 0371300063513000072 предметом процедуры является поставка расходных материалов для стоматологии (средства местноанестезирующие).
В соответствии с приложением "Предмет торгов" к извещению о проведении запроса котировок N 0371300063513000072 к поставке подлежат следующие лекарственные средства:
N |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Местный анестетик (артикаин+эпинефрин) Ультракаин ДС (или эквивалент, данные об аналоге, произведенном в РФ, отсутствуют), 1:100000, 1,7 мл*100 картриджей/упак |
упак. |
5 |
2 |
Местный анестетик (артикаин гидрохлорид) Ультракаин Д (или эквивалент, данные об аналоге, произведенном в РФ, отсутствуют),1:200000, 1,7 мл*100 картриджей/упак |
Упак. |
3 |
3 |
Местный анестетик (артикаин+эпинефрин) Убистезин 4%(или эквивалент,данные об аналоге, произведенном в РФ, отсутствуют), 1,7мл*50 картриджей/упак |
упак. |
16 |
4 |
Местный анестетик (мепивокаин) Скандонест (или эквивалент, данные об аналоге, произведенном в РФ, отсутствуют), 1,8 мл*50 карпул/упак. |
Упак. |
15 |
Комиссия изучила приложением "Предмет торгов" к извещению о проведении запроса котировок N 0371300063513000072 и установила, что в позиции номер 1 указано торговое наименование лекарственного средства - Ультракаин ДС, в позиции номер 2 указано торговое наименование лекарственного средства - Ультракаин Д, в позиции номер 3 указано торговое наименование лекарственного средства - Убистезин, в позиции номер 3 указано торговое наименование лекарственного средства - Скандонест. Однако во всех позициях указания на торговые наименования сопровождаются словами "или эквивалент" и во всех позициях в качестве показателя эквивалентности содержится указание на МНН лекарственного средства. Следовательно, в этой части нарушение законодательства о размещении заказов отсутствует.
В соответствии с частью 3.1. статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно статье 61 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" одинаковые по МНН, лекарственным формам и дозировкам лекарственные препараты являются аналогичными. При этом аналогичные по МНН, лекарственной форме и дозировке, но различающиеся по торговым наименованиям лекарственные препараты являются взаимозаменяемыми.
Таким образом, применение лекарственных препаратов в рамках одного МНН с одинаковой дозировкой активного вещества в одной форме выпуска их использование при одних и тех же показаниях к применению приводит к сопоставимому терапевтическому эффекту.
По данным Государственного реестра лекарственных средств, есть целый ряд лекарственных препаратов, которые соответствуют одному МНН: Артикаин+эпинефрин (раствор для инъекций) Артикаин ДФ, Альфакаин СП, Убистезин форте, Артикаин с адреналином форте, Септанест с адреналином, Цитокартин, Ультракаин Д-С форте.
Согласно приложению "Предмет торгов" к извещению о проведении запроса котировок N 0371300063513000072 по позициям 1, 2 к поставке требуется товар в упаковке по 100 картриджей, по позиции 3 - 50 картриджей, по позиции 4 - 50 карпул.
В извещении о проведении запроса котировок отсутствует (не предусмотрена) возможность пересчета упаковки без изменения общего числа количества необходимого заказчику товара.
Таким образом, в данном случае указание в запросе котировок количества единиц лекарственного препарата в упаковке приводит к ограничению количества участников размещения заказов, и готовых предложить к поставке препараты с тем же МНН, лекарственной формой и дозировкой, однако в другой вторичной упаковке, и является нарушением пункта 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Кроме того, представитель Заказчика пояснила, что Заказчик по позиции номер 1 местный анестетик (артикаин+эпинефрин) неверно указал торговое наименование лекарственных средств: вместо требуемого к поставке Ультракаин ДС-форте (или эквивалент) указано торговое наименование Ультракаин ДС (или эквивалент), а по позиции 2 местный анестетик (артикаин гидрохлорид) Ультракаин Д (или эквивалент) - неверно указал международное непатентованное наименование: вместо требуемого к поставке МНН: Артикаин - указано МНН: Артикаин гидрохлорид, а также неверно указал дозировку лекарственного препарата: вместо 40 мг/1мл указано 1:200000, 1,7мл*100 картриджей/упак.
В результате по позиции 1 - заказчик лишает возможности участвовать в запросе котировок и участников размещения заказа, готовых поставить лекарственные средства с дозировкой 1:100000, так как запрашивает торговое наименование "Ультракаин Д-С" (или эквивалент), не учитывая, что эквивалента "Ультракаин Д-С" с дозировкой 1:100000 не существует, так и участников размещения заказа, готовых поставить в рамках запроса котировок препарат "Ультракаин Д-С", поскольку опять-таки препарата с таким торговым наименованием и дозировкой 1:100000 не существует.
По позиции 2 - неверное указание заказчиком МНН и дозировки не дает возможности участникам размещения заказа поставить ни препарат "Ультракаин Д", поскольку МНН данного препарата "Артикаин", ни иные лекарственные средства с МНН "Артикаина гидрохлорид", поскольку препараты с данными МНН не являются эквивалентными указанному в извещении "Ультракаину Д" и не производятся с дозировкой 1:200000.
Таим образом, заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок требования к поставке несуществующих лекарственных средств по позициям 1 и 2, допустил нарушение пункта 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
В результате проведения внеплановой проверки размещенного заказа Комиссия установила следующее.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к предъявляемые к котировочной заявке, а именно, котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Как было установлено на заседании Инспекции, заказчиком в Приложении N 1 к указанному выше извещению о проведении запроса котировок, размещенному на официальном сайте в сети "Интернет", установлено требование к участникам размещения заказа об обязательном указании в котировочной заявке КПП участника размещения заказа.
Согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа. Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства финансов РФ, Федеральной Налоговой Службы от 29.06.2012 г. N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" для организаций в дополнении к ИНН в связи с постановкой на учет в налоговых органах присваивается код причины постановки на учет (КПП). Следовательно код причины постановки на учет (КПП) имеют лишь организации. Индивидуальным предпринимателям и физическим лицам не присваивается КПП.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Таким образом, заказчик, установив в извещении о запросе котировок требование к участникам размещения заказа об обязательном указании в котировочной заявке КПП участникам размещения заказа, ограничил число потенциальных участников размещения заказа, поскольку Индивидуальные предприниматели и физические лица, не имея КПП, не могут выполнить в полной мере требования извещений о проведении запросов котировок - указать КПП. В случае, если Индивидуальный предприниматель или физическое лицо подадут заявку на участие в подобных запросах котировок без указания КПП, котировочная комиссия заказчика обязана отклонить такую заявку.
Таким образом, заказчиком нарушены положения статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ: установлено в указанном выше извещении о проведении запроса котировок неправомерное, не предусмотренное законом требование к участникам размещения заказа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "ДиМедика" на действия заказчика - ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку расходных материалов для стоматологии (средства местноанестезирующие) (номер извещения 0371300063513000072) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 4 статьи 43, статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
2. Признать заказчика - ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ нарушившим пункт 4 статьи 43, статью 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику - ГУЗ ЯО Ростовская ЦРБ предписание об устранении выявленных нарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии
|
Т.В. Крюкова И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 ноября 2013 г. N 05-02/270Ж-13
Текст решения официально опубликован не был