Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 11 октября 2013 г. N 05-02/250Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Бай-Бородина Л.Ю.,
членов Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В.,
государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа Запольская Т.И.,
с участием:
от заявителя - ЗАО "Нова свет" - извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы представителя не направил,
от заказчика - ГБУ СО ЯО Тутаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда - директора Ленского В.А., заместителя директора (члена котировочной комиссии) Рябина О.В.,
рассмотрев жалобу ЗАО "Нова свет" (далее также - Заявитель) на действия котировочной комиссии заказчика - ГБУ СО ЯО Тутаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда (далее - заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на электромонтажные работы по замене светильников на светодиодные в помещениях ГБУ СО ЯО Тутаевском доме-интернате для ветеранов войны и труда (извещение N 0371200015613000001) (далее - котировочная комиссия, запрос котировок), установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия котировочной комиссии заказчика при проведении запроса котировок.
В жалобе Заявитель утверждает, что согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0371200015613000001-П от 25.09.2013 г. ЗАО "Нова свет" было неправомерно отказано в допуске к участию в запросе котировок в связи с тем, что заявка участника размещения заказа ЗАО "Нова свет" не соответствовала требованиям установленным в извещении о проведении запроса котировок, в то время как, по мнению Заявителя, в котировочной заявке ЗАО "Нова свет" присутствует весь необходимый перечень сведений о Заявителе, предусмотренный статьей 44 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Таким образом, ЗАО "Нова свет" решение котировочной комиссии в отношении заявки ЗАО "Нова свет" считает незаконным, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны, считают что котировочная комиссия правомерно приняла решение о признании заявки ЗАО "Нова свет" не соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, поскольку Заявитель не заполнил (не представил) приложение к котировочной заявке "Предложение участников размещения заказа", что являлось обязательным согласно извещению о проведении запроса котировок, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУ СО ЯО Тутаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда - 13.09.2013 размещено на официальном сайте в сети Интернет Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд www.zakupki.gov.ru извещение N 0371200015613000001 о проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на электромонтажные работы по замене светильников на светодиодные в помещениях ГБУ СО ЯО Тутаевском доме-интернате для ветеранов войны и труда вместе с проектом гражданско-правового договора.
В соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок заказчиком утверждена форма котировочной заявки (Приложение N 2 к извещению). Исходя из данной формы участник размещения заказа должен был указать в самой котировочной заявке наименование, характеристики и объем выполняемых работ и цену контракта, а также заполнить приложение к данной котировочной заявке, где должен был в графе "Предложение участников размещения заказа" повторно указать наименование, характеристики и объем выполняемых работ, а также повторно указать наименование участников размещения заказа.
Заявителем 24.09.2013 г. была подана котировочная заявка N 16 на участие в данном запросе котировок, в которой он указал наименование, характеристики и объем выполняемых работ, цену договора, согласие выполнить работы в полном соответствии с условиями договора, указанными в извещении о проведении запроса котировок, а также дополнительно подчеркнул, что согласен со всеми условиями исполнения государственного контракта, изложенными в извещении о проведении запроса котировок. Однако, как было установлено на заседании Комиссии, данный участник размещения заказа не заполнил приложение к котировочной заявке (т.е. не указал повторно в графе "Предложение участников размещения заказа" наименование, характеристики и объем выполняемых работ, а также повторно указать наименование участника размещения заказа).
Котировочная комиссия согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0371200015613000001-П от 25.09.2013 г. (далее - протокол) оценила котировочную заявку ЗАО "Нова свет" и приняла решение об отказе в допуске к участию в проведении запроса котировок вышеуказанной организации, в связи с тем, что заявка участника размещения заказа ЗАО "Нова свет" не соответствовала требованиям установленным в извещении о проведении запроса котировок.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что причиной отклонения заявки ЗАО "Нова свет" послужило именно то, что участник размещения заказа не заполнил (не представил) приложение к котировочной заявке, где должен был в графе "Предложение участников размещения заказа" повторно указать наименование, характеристики и объем выполняемых работ, а также повторно указать наименование участников размещения заказа.
Статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ) предусмотрено, что размещение заказа может осуществляться, в том числе, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Согласно статье 7 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (пункт 1 настоящей статьи). Котировочной комиссией осуществляются предварительный отбор участников размещения заказа, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, а также рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок и определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок (пункт 8 настоящей статьи).
Размещение заказов путем запроса котировок регламентировано положениями главы 4 Закона о размещении заказов (статьи 42 - 47 Закона о размещении заказов). Соответствующая регламентация предполагает нормативные требования к запросу котировок и котировочной заявке, порядок проведения запроса котировок и подачи котировочных заявок, а равно рассмотрения и оценки таковых.
В соответствии статьей 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к предъявляемые к котировочной заявке, а именно, котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок закреплен в статье 47 Закона о размещении заказов и сводится к следующему.
Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки (часть 1 настоящей статьи).
Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров (работ, услуг) превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается (часть 3 настоящей статьи).
В силу приведенных нормативных положений участник размещения заказа обязан представить котировочную заявку определенного содержания, подтвердить согласие исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, а также указать предлагаемую цену с детализацией сведений о включенных или не включенных в нее расходах.
Представленная Заказчиком в материалы дела котировочная заявка ЗАО "Нова свет", как было установлено на заседании Комиссии, участника размещения заказа ЗАО "Нова свет", действительно, не соответствовала требованиям, установленным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, а именно: не было заполнено (представлено) приложение к котировочной заявке, где участник размещения заказа должен был в графе "Предложение участников размещения заказа" повторно указать наименование, характеристики и объем выполняемых работ, а также повторно указать наименование участников размещения заказа. Соответственно, котировочная комиссия правомерно отклонила котировочную заявку ЗАО "Нова свет".
В ходе внеплановой проверки размещенного заказа Комиссия установила в действиях котировочной комиссии заказчика нарушение части 4 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, а в действиях заказчика - нарушение статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 47 Закона о размещении заказов результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения.
Котировочная комиссия согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0371200015613000001-П от 25.09.2013 г. (далее - протокол) оценила котировочные заявки ЗАО "Нова свет", ООО "ПожСтройСервис", ООО "Климатические системы", ООО "РосСтрой", и приняла решение об отказе в допуске к участию в проведении запроса котировок вышеуказанных организации, в связи с тем, что данные заявки участников размещения заказа не соответствовали требованиям установленным в извещении о проведении запроса котировок. При этом графа "пояснения" (т.е. обоснование причины отклонения членами котировочной комиссии при составлении протокола не заполнена).
Таким образом, согласно предоставленному на заседание Комиссии протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0371200015613000001-П от 25.09.2013 г. обоснование причины отклонения котировочной заявки ЗАО "Нова свет", а также и других отклоненных участников размещения заказа, в протоколе отсутствует. В соответствии с этим Комиссия усматривает в действиях котировочной комиссии заказчика нарушение части 4 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых, к котировочной заявке, а именно, котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Как было установлено на заседании Комиссии, заказчиком в Приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок (форма котировочной заявки), размещенному на официальном сайте в сети "Интернет", установлено требование к участникам размещения заказа об обязательном указании в котировочной заявке КПП участника размещения заказа.
Согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа. Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства финансов РФ, Федеральной Налоговой Службы от 29.06.2012 г. N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" для организаций в дополнении к ИНН в связи с постановкой на учет в налоговых органах присваивается код причины постановки на учет (КПП). Следовательно код причины постановки на учет (КПП) имеют лишь организации. Индивидуальным предпринимателям и физическим лицам не присваивается КПП.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Таким образом, заказчик, установив в извещении о запросе котировок требование к участникам размещения заказа об обязательном указании в котировочной заявке КПП участникам размещения заказа, ограничил число потенциальных участников размещения заказа, поскольку Индивидуальные предприниматели и физические лица, не имея КПП, не могут выполнить в полной мере требования извещения о проведении запроса котировок - указать КПП. В случае, если бы Индивидуальный предприниматель или физическое лицо подало бы заявку на участие в запросе котировок без указания КПП, котировочная комиссия заказчика обязана была бы отклонить такую заявку.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ: установлено в извещении о проведении запроса котировок неправомерное не предусмотренное законом требование к участникам размещения заказа.
На заседании Комиссии также установлено, что заказчиком в приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок (форма котировочной заявки) установлено требование к участникам размещения заказа об обязательном заполнении (предоставлении в составе котировочной заявки) приложения, где каждый участник размещения заказа должен был в графе "Предложение участников размещения заказа" повторно указать наименование, характеристики и объем выполняемых работ, а также повторно указать наименование участников размещения заказа.
Комиссия исходя из анализа положений статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ приходит к выводу о том, что заказчик установил излишнее, не предусмотренное законом о размещении заказов требование в извещении о проведении запроса котировок.
На вопрос членов Комиссии о том, какую информацию участникам размещения заказа необходимо было указать в данном приложении, представители заказчика пояснили, что участникам размещения заказа необходимо было формально заполнить данное приложение, указав в нем любую информацию о работах, выполняемых в рамках запроса котировок: либо наименование, либо характеристики, цену, либо срок гарантии и качественные характеристики и т.д. Соответственно, Комиссия делает вывод о том, что поскольку данное приложение не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки (все сведения об участниках размещения заказа и выполняемых работ должны быть указаны участниками размещения заказа ранее в тексте котировочной заявки), заказчик допустил нарушение статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ. Данные действия заказчика привели к тому, что котировочная заявка ЗАО "Нова свет", предложившего наименьшую цену контракта была отклонена котировочной комиссией по сугубо формальным основаниям, в результате чего не был выполнен основной принцип размещения заказа - принцип экономии бюджетных средств.
04.10.2013 г. между Заказчиком и ООО "Умный дом" заключен договор N 66 на электромонтажные работы по замене светильников на светодиодные в помещениях ГБУ СО ЯО Тутаевском доме-интернате для ветеранов войны и труда.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60, части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Нова свет" на действия котировочной комиссии государственного заказчика - ГБУ СО ЯО Тутаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на электромонтажные работы по замене светильников на светодиодные в помещениях ГБУ СО ЯО Тутаевском доме-интернате для ветеранов войны и труда (извещение N 0371200015613000001) необоснованной.
2. Признать котировочную комиссию заказчика - ГБУ СО ЯО Тутаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда нарушившей часть 4 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
3. Признать Заказчика - ГБУ СО ЯО Тутаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда нарушившим статью 44 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
3. Предписание Заказчику - ГБУ СО ЯО Тутаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда не выдавать в связи с тем, что заключен договор N 66 от 04.10.2013 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Л.Ю. Бай-Бородина |
Члены Комиссии
|
Т.В. Крюкова Т.И. Запольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 октября 2013 г. N 05-02/250Ж-13
Текст решения официально опубликован не был