Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания (далее - Отчет), в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 N 92 "Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе", Ярославская областная Дума постановила:
1. Принять Отчет к сведению (прилагается).
2. Поручить комитету Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству подготовить законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в части освобождения собственников жилых помещений, признанных в установленном порядке малоимущими, от оплаты разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и изымаемого жилого помещения.
3. Поручить комитету Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству подготовить совместно с Правительством Ярославской области законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части установления в законе объема долевого финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере не ниже 50 процентов, а также установления возможности получения финансовой поддержки за счет средств Фонда для расселения аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации с учетом площади предоставляемых, а не расселяемых жилых помещений.
4. Рекомендовать Правительству Ярославской области:
4.1. Подготовить обращение в Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с просьбой об обращении профильных федеральных органов исполнительной власти в Верховный суд Российской Федерации с обозначением проблем, возникающих при исполнении органами местного самоуправления судебных решений о расселении аварийного жилищного фонда;
4.2. Рассмотреть возможность уточнения Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2015 годы и о закреплении расходных обязательств Ярославской области по софинансированию муниципальных образований Ярославской области, в том числе, не являющихся дотационными, на приобретение жилых помещений, с учетом дополнительных метров, составляющих разницу между расселяемой площадью жилого помещения и предоставляемой минимально необходимой площадью жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
5. Разместить настоящее Постановление и Отчет на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Направить настоящее Постановление и Отчет в Правительство Ярославской области, муниципальные районы и городские округа Ярославской области.
7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Ярославской областной Думы И.В. Осипова.
Председатель Ярославской областной Думы |
М.В. Боровицкий |
Отчет
об итогах мониторинга правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания
I. Общие положения
Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", методическими рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 N 1127-п "О мониторинге правоприменения в Ярославской области", Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года N 92 "Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе" и Планом мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на первый квартал 2014 года, утвержденным Постановлением Ярославской областной Думы от 11.12.2013 N 346.
Объект мониторинга - Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 N 432-п в части расселения аварийного жилищного фонда Ярославской области.
Субъект проведения мониторинга - рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству 21 января 2014 года N 5.
Время проведения мониторинга - первый квартал 2014 года.
II. Цели и задачи мониторинга
Целью осуществления правового мониторинга является совершенствование Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2015 годы.
Задачами правового мониторинга являются:
- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества законодательства;
- выявление в нем пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;
- выявление в законодательстве коррупциогенных факторов;
- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм законодательства и принятых в связи с ним нормативных правовых актов, выработка предложений по их устранению;
- выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия федерального законодательства и нормативных правовых актов Ярославской области.
III. Сведения о составе рабочей группы по проведению мониторинга
Председатель рабочей группы - В.Н. Корюгин, заместитель председателя комитета Ярославской областной думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству;
Члены рабочей группы:
С.А. Балабаев, А.В. Калганов, Ю.К. Павлов - депутаты Ярославской областной Думы;
О.М. Краснова, Я.М. Майборода, Н.В. Молоткова - сотрудники правового, аналитического и организационного (соответственно) управлений аппарата Ярославской областной Думы;
Л.А. Волканевская - заместитель директора департамента финансов Ярославской области;
А.В. Набокова - первый заместитель директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля;
А.Н. Огурцова - заместитель директора департамента строительства Ярославской области;
В.В. Рыбаков - директор Фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.
В соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 N 10 "Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе" рабочей группой проведены следующие мероприятия:
- разработаны и направлены в органы исполнительной власти и местного самоуправления Ярославской области запросы о ходе реализации нормативных правовых актов, являющихся объектом мониторинга, и имеющихся проблемах в связи с их исполнением;
- систематизированы поступившие на запросы ответы;
- подготовлена и рассмотрена информация о реализации на территории Ярославской области нормативных правовых актов, являющихся объектом мониторинга, содержащая проблемы и пути их решения;
- проведена правовая оценка хода реализации нормативных правовых актов, являющихся объектом мониторинга, и необходимости подготовки законодательной инициативы по внесению в них изменений;
За время проведения мониторинга рабочая группа провела три заседания.
IV. Проведение мониторинга
Решение о создании рабочей группы (в соответствии с Постановлением Ярославской областной Думы от 11.12.2013 N 346 "Об утверждении плана мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на первый квартал 2014 года") было принято на заседании комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству 21 января 2014 года. Первое заседание рабочей группы с участием приглашенных лиц от Правительства Ярославской области (департамент строительства, департамент финансов), мэрии г. Ярославля (департамент организации строительства и жилищной политики), Регионального фонда содействию капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области состоялось 4 февраля 2014 года.
На первом заседании рабочей группы было решено, что работа по мониторингу правоприменения будет осуществляться в отношении норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 N 432-п в части расселения аварийного жилищного фонда Ярославской области.
К заседанию рабочей группы были разработаны первые предложения по работе с муниципальными образованиями Ярославской области, составлен первый вариант опросного листа (в табличной форме). По итогам первого заседания рабочей группы было принято решение:
1. Предложить Правительству Ярославской области и мэрии города Ярославля согласовать участие в проведении указанного мониторинга следующих кандидатур:
- Л.А. Волканевская - заместитель директора департамента финансов Ярославской области;
- А.В. Набокова - первый заместитель директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля;
- А.Н. Огурцова - заместитель директора департамента строительства Ярославской области;
- В.В. Рыбаков - директор Фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.
2. Разработать уточненный (с учетом предложений и дополнений членов рабочей группы) вариант опросного листа для муниципальных образований Ярославской области.
3. Направить данный опросный лист главам муниципальных районов и городских округов Ярославской области.
Информация о первом заседании рабочей группе и принятых решениях была включена в повестку очередного заседания комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству 4 февраля 2014 года.
6 февраля 2014 года был получен первый пакет документов от департамента строительства Ярославской области, содержащий сведения об аварийном жилищном фонде Ярославской области, актуальную информацию о количестве исковых заявлений и судебных решениях, обязывающих осуществить органы местного самоуправления расселение аварийного жилищного фонда, другую статистическую информацию, необходимую для работы рабочей группы.
11 февраля 2014 года был подготовлен запрос от имени председателя Ярославской областной Думы М.В. Боровицкого главам муниципальных районов и городских округов Ярославской области с просьбой в максимально возможные сроки направить в Ярославскую областную Думу сводную обобщенную информацию для рабочей группы по мониторингу правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, по следующим вопросам:
1. Число судебных решений, предписывающих осуществить мероприятия по расселению граждан;
2. Примерную экспертную оценку общей площади помещений, непригодных для проживания граждан, и до 1 января 2012 года не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
3. Проблемы, с которыми столкнулись органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) при исполнении судебных решений, а также при расселении граждан из аварийного жилого фонда и помещений, непригодных для проживания;
4. Предложения ОМСУ по вопросу переселения граждан из аварийного жилого фонда и помещений, непригодных для проживания.
В течение месяца информацию предоставили Большесельский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Даниловский, Мышкинский, Некоузский, Некрасовский, Ростовский, Первомайский, Пошехонский, Тутаевский, Угличский муниципальные районы (далее - МР), город Ярославль и город Рыбинск. Брейтовский, Любимский, Ярославский муниципальный районы предоставили информацию только по отдельным поселениям. После получения информации от муниципальных образований, данные сведения (вместе с информацией от департамента строительства Ярославской области) были проанализированы, обобщены и направлены членам рабочей группы для обсуждения и последующего принятия соответствующих решений (сводная информация содержится в Приложениях N 1 - 2 к Отчету). Главные проблемы, с которыми столкнулись ОМСУ можно разбить на несколько групп.
1. Серьезной проблемой для ОМСУ является необходимость финансировать за счет средств местного бюджета дополнительные метры, составляющие разницу между расселяемой площадью жилого помещения и предоставляемой минимально необходимой площадью жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"
На данную проблему обратили особое внимание Борисоглебский, Даниловский, Любимский, Некоузский, Тутаевский, Угличский МР и г. Ярославль.
2. Угличский и Первомайский МР отметили необходимость включения в программу одноквартирных домов, непригодных для проживания, либо одноквартирных аварийных домов (индивидуальные дома).
3. Пошехонский и Ростовский МР отметили проблему, что при исполнении судебных решений имеет место изменение способа исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения гражданам вне очереди на взыскание с муниципального образования денежных средств. Исполнение такого судебного решения, делает невозможным участие в программах, реализуемых совместно с Правительством Ярославской области, в части софинансирования этих программ местным бюджетом, а также ставит под угрозу исполнение полномочий в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования.
4. Все муниципальные образования столкнулись с проблемой острого дефицита денежных средств на реализацию мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда.
5. Поскольку наибольшее количество аварийных жилых домов и помещений, непригодных для проживания, находится на территории г. Ярославля, проблемы, указанные мэрией города Ярославля выделены в отдельную группу. К ним относятся:
- наличие судебной практики по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений, состоящих на очереди малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
- при реализации мероприятий при переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, мэрия г. Ярославля выявила отсутствие прямого указания в жилищном законодательстве о порядке переселения гражданина - собственника, занимающего жилое помещение, непригодное для проживания, так как статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует взаимодействие только с собственником жилого помещения аварийного дома.
- на законодательном уровне при расселении не защищены права собственников жилых помещений: одиноких пенсионеров, граждан, у которых единственное жилое помещение признано аварийным, не обладающих достаточным уровнем дохода, но не признанных малоимущими.
Проблемы и предложения муниципальных образований обсудили на очередном заседании рабочей группы, которое состоялось 17 марта 2014 года (в сводном виде предложения обобщены в Приложении N 3 к Отчету). На заседании рабочей группы 17 марта также обсуждали:
- проблемы, возникающие при привлечении частных инвесторов для расселения аварийных домов;
- вопросы о возможности изменения региональной программы в части расселения в первоочередном порядке отдельных категорий граждан - одиноких пенсионеров, а также тех граждан, для которых аварийное жилое помещение, является единственным жильем;
- возможность установления в жилищном законодательстве норм о порядке переселения граждан - собственников, занимающих жилое помещение непригодное для проживания, в случае если многоквартирный дом, в котором они проживают, не признан аварийным.
В ходе заседания были разработаны предложения:
1. Об обращении в Правительство Ярославской области об уточнении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2015 годы и о закреплении расходных обязательств Ярославской области по софинансированию муниципальных районов и городских округов Ярославской области на приобретение жилых помещений, у которых площадь приобретаемого жилья больше площади ранее занимаемого помещения, но не выше необходимой площади жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". Предложение одобрено департаментом строительства Ярославской области;
2. Рекомендовать Правительству Ярославской области подготовить обращение в федеральные органы исполнительной власти (Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации) с просьбой об обращении последних в Верховный суд Российской Федерации с обозначением проблем, возникающих при исполнении органами местного самоуправления судебных решений о расселении аварийного жилищного фонда.
3. Подготовить изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся установления лимитов определения выкупной цены жилых помещений. Инициативу предложено подготовить правовому управлению аппарата Думы совместно с Департаментом строительства Ярославской области.
Данные предложения были рассмотрены на заседании комитета 21 марта 2014 года, одобрены членами комитета и направлены в рабочую группу на доработку с целью подготовки окончательных решений комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству. После третьего заседания рабочей группы 10 апреля 2014 года были приняты окончательные предложения, а также сформулированы новые предложения. Все предложения и рекомендации рабочей группы вынесли на обсуждения депутатов комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству.
V. Выводы о состоянии объекта мониторинга и предложения по принятию необходимых мер для решения проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга
Вопрос о предложениях рабочей группы был включен в повестку заседания комитета Ярославской областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству, которое состоялось 18 апреля 2014 года. По итогам рассмотрения вопроса были приняты следующие решения (на основании предложений рабочей группы):
1. Подготовить законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в части освобождения собственников жилых помещений, признанных в установленном порядке малоимущими, от оплаты разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и изымаемого жилого помещения.
2. Подготовить совместно с Правительством Ярославской области законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части установления в законе объема долевого финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере не ниже 50 процентов, а также установления возможности получения финансовой поддержки за счет средств Фонда для расселения аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации с учетом площади предоставляемых жилых помещений, а не расселяемых.
3. Рекомендовать Правительству Ярославской области:
3.1. Подготовить обращение в Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с просьбой об обращении профильных федеральных органов исполнительной власти в Верховный суд Российской Федерации с обозначением проблем, возникающих при исполнении органами местного самоуправления судебных решений о расселении аварийного жилищного фонда.
3.2. Рассмотреть возможность уточнения Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2015 годы и о закреплении расходных обязательств Ярославской области по софинансированию муниципальных образований Ярославской области, в том числе, не являющихся дотационными, на приобретение жилых помещений, с учетом дополнительных метров, составляющих разницу между расселяемой площадью жилого помещения и предоставляемой минимально необходимой площадью жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Данные решения также включены в проект постановления Ярославской областной Думы. Комитет также планирует вернуться к проведению мониторинга правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, во втором полугодии 2014 года (второй этап мониторинга).
Приложение 1
к Отчету
Уточненные сведения
о многоквартирных домах, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации1
Наименование муниципального образования |
Аварийный жилищный фонд, финансирование переселения граждан из которого за счет бюджетных средств и (или) иных источников не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами в период до 01.01.2013 года до корректировки |
Аварийный жилищной фонд для корректировки |
Финансирование за счет иных источников в период с 01.01.2013 |
||
Всего площадь жилых помещений многоквартирного дома с учетом корректировки |
в том числе |
||||
аварийный жилищный фонд, финансирование переселения граждан из которого за счет бюджетных средств и (или) иных источников не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами в период до 01.01.2013 года |
площадь пустующих жилых помещений, кв. м |
||||
- |
кв. м |
кв. м |
кв. м |
кв. м |
кв. м |
2 |
6 |
7 |
12 |
13 |
14 |
Итого по Ярославская область |
139 993,39 |
140 392,19 |
139 993,39 |
398,80 |
0,00 |
Итого по Город Ярославль |
79 519,40 |
79 547,40 |
79 519,40 |
28,00 |
0,00 |
Итого по Город Переславль-Залесский |
6 980,01 |
6 980,01 |
6 980,01 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Город Рыбинск |
4 915,00 |
4 915,80 |
4 915,00 |
0,80 |
0,00 |
Итого по Борисоглебский муниципальный район |
652,60 |
652,60 |
652,60 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Брейтовский муниципальный район |
1 079,10 |
1 079,10 |
1 079,10 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Гаврилов-Ямский муниципальный район |
5 366,00 |
5 366,00 |
5 366,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Даниловский муниципальному району |
2 804,50 |
2 804,50 |
2 804,50 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Любимский муниципальный район |
4 867,96 |
5 033,26 |
4 867,96 |
165,30 |
0,00 |
Итого по Мышкинский муниципальный район |
1 562,20 |
1 562,20 |
1 562,20 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Некоузский муниципальный район |
2 489,70 |
2 489,70 |
2 489,70 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Некрасовский муниципальный район |
510,90 |
510,90 |
510,90 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Первомайский муниципальный район |
3 535,80 |
3 535,80 |
3 535,80 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Переславский муниципальный район |
611,60 |
611,60 |
611,60 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Ростовский муниципальный район |
8 094,41 |
8 298,01 |
8 094,41 |
203,60 |
0,00 |
Итого по Рыбинский муниципальный район |
8 422,10 |
8 423,40 |
8 422,10 |
1,30 |
0,00 |
Итого по Тутаевский муниципальный район |
6 066,46 |
6 067,06 |
6 066,46 |
0,60 |
0,00 |
Итого по Тутаевский муниципальный район |
5 294,00 |
5 294,00 |
5 294,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого по Ярославский муниципальный район |
2 136,65 |
2 136,65 |
2 136,65 |
0,00 |
0,00 |
1 Информация департамента строительства Ярославской области по состоянию на 05.02.2014 г.
Приложение 2
к Отчету
Информация
муниципальных образований Ярославской области (муниципальные районы и городские округа) для рабочей группы по мониторингу правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания1
Наименование муниципального образования |
Число судебных решений, предписывающих осуществить мероприятия по расселению граждан |
Примерная экспертная оценка общей площади помещений, непригодных для проживания граждан, и до 1 января 2012 года не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации |
Проблемы, с которыми столкнулись ОМСУ при исполнении судебных решений, а также при расселении граждан из аварийного жилого фонда и помещений, непригодных для проживания |
Большесельский МР |
3
В том числе по поселениям: Большесельское с.п. - 2 Вареговское с.п. - 1 Благовещенское с.п. - 0 |
3137,6 кв. м
В том числе по поселениям: Большесельское с.п. - 437,6 кв. м Вареговское с.п. - 2700 кв. м Благовещенское с.п. - 0 кв. м |
Отсутствие муниципального жилого фонда, отвечающего установленным требованиям, недостаточные объемы финансовых средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа", низкая платежеспособность населения, не позволяющая населению самостоятельно приобретать жилье. |
Борисоглебский МР |
1 |
>4000 кв. м |
Основная проблема, с которой столкнулись при выполнении мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда - дополнительное финансирование на приобретение жилых помещений, связанных с предоставлением собственникам жилого помещения, площадь которого больше площади ранее занимаемого помещения, но не выше минимально необходимой площади жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". |
Брейтовский МР |
- |
- |
- |
Гаврилов-Ямский МР |
2
В том числе по поселениям: г.п. Гаврилов-Ям - 2 Великосельское с.п. - 0 Заячье-Холмское с.п. - 0 Митинское с.п. - 0 Шопшинское с.п. - 0 |
11872,4 кв. м
В том числе по поселениям: г.п. Гаврилов-Ям - 8838,6 кв. м Великосельское с.п. - 1080 кв. м Заячье-Холмское с.п. - 0 кв. м Митинское с.п. - 0 кв. м Шопшинское с.п. - 1953,8 кв. м |
Недостаток жилых помещений для расселения и отсутствие бюджетных средств. |
Даниловский МР |
10
В том числе по поселениям: г.п. Данилов - 9 Даниловское с.п. - 1 Дмитриевское с.п. - 0 Середское с.п. - 0 |
порядка 12000 кв. м - по г.п. Данилов.
По другим поселениям - жилищный фонд не обследовался. |
Основной проблемой при расселении аварийного жилого фонда и при исполнении решений суда остается необеспеченность местных бюджетов. Финансовая нагрузка на местный бюджет очень велика, т.к. по условиям программы ОМСУ несут расходы не только на софинансирование программы, но и оплачивают дополнительные квадратные метры, т.е. разницу между расселяемой площадью и предоставляемой площадью по социальной норме. Кроме того, проблемой является и то, что по условиям программы расселение должно производиться в малоэтажную застройку до 3 этажей, а это невыгодно застройщикам, поэтому привлечь инвесторов на территории малых городов очень сложно. Усложняет ситуацию и ограниченность земельных участков под многоквартирную жилую застройку, при которой более эффективно было бы строить пятиэтажные дома. |
Любимский МР |
- |
- |
- |
Мышкинский МР |
1 |
1422,8 кв. м |
Отсутствие денежных средств в необходимых объемах. |
Некоузский МР |
8
В том числе по поселениям: Веретейское с.п. - 6 Волжское с.п. - 0 Некоузское с.п. - 1 Октябрьское с.п. - 1 |
7748,8 кв. м |
Отсутствие свободного жилья в муниципальном жилом фонде, который ежегодно уменьшается за счет приватизации, строительство жилья осуществляется в основном в рамках мероприятий Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 - 2015 гг. Весь аварийный фонд в Веретейском сельском поселении (поселок Борок) принадлежит на праве собственности Российской Академии наук. Для того чтобы администрации Веретейского сельского поселения стать участником мероприятий региональных программ расселения из аварийного жилищного фонда, необходимо передать весь аварийный жилой фонд и земельные участки в муниципальную собственность. Несмотря на неоднократные обращения в РАН по поводу передачи имущества, вопрос до настоящего времени не решен. |
Некрасовский МР |
3 (+1 - производстве)
В том числе поселениям: с.п. Некрасовское - 1 с.п. Красный Профинтерн - 2 с.п. Бурмакино - 0 |
9209,7 кв. м
В том числе по поселениям: с.п. Некрасовское - 1556,8 кв. м с.п. Красный Профинтерн - 5409,2 кв. м с.п. Бурмакино - 2243,7 кв. м |
Основной проблемой при исполнении судебных решений в сельских поселениях Некрасовское и Красный Профинтерн, а также при расселении граждан из аварийного жилого фонда и помещений, непригодных для проживания, является недостаток денежных средств. В сельском поселении Бурмакино - отсутствие свободных муниципальных жилых помещений, подходящих для переселения в них граждан. Строительство многоквартирных жилых домов по программе переселения граждан из аварийного жилья в сельском поселении Бурмакино до настоящего времени не представляется возможным, так как земельные участки с развитой коммунальной инфраструктурой не переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности Минобороны РФ, а другие земельные участки с развитой инфраструктурой на территории сельского поселения отсутствуют. |
Первомайский МР |
2
В том числе по поселениям: г.п. Пречистое - 1 Кукобойское с.п. - 0 Пречистенское с.п. - 1 |
4071,5 кв. м
В том числе по поселениям: г.п. Пречистое - 2152,4 кв. м Кукобойское с.п. - 398,9 кв. м Пречистенское с.п. - 1520,2 кв. м |
Исполнение судебных решений в поселениях затруднено в связи с отсутствием денежных средств. При расселении граждан из аварийного жилого фонда и помещений, непригодных для проживания, администрации городского и сельских поселений столкнулись с проблемой отсутствия денежных средств для обеспечения софинансирования программы, четкого руководства в работе в связи с переходящим графиком из 2013 в 2014 годы. В городском и сельских поселениях отсутствует маневренный жилищный фонд, отвечающий требованиям безопасного проживания людей на период от признания жилого помещения аварийным и до вселения во вновь построенные жилые помещения, ввиду отсутствия денежных средств в бюджете поселений на приобретение маневренного жилфонда. |
Переславский МР |
- |
- |
- |
Пошехонский МР |
5
В том числе по поселениям: г.п. Пошехонье - 4 Пригородное с.п. - 1 |
6055,8 кв. м
В том числе по поселениям: г.п. Пошехонье - 5342 кв. м Пригородное с.п. - 244,3 кв. м Белосельское с.п. - 112 кв. м Ермаковское с.п. - 105,5 кв. м Кременевское с.п. - 252 кв. м |
Отсутствие муниципального жилья в том же населенном пункте и нежелание граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на переезд в другой населенный пункт (расположенный далеко от районного центра). Также имеет место обращение граждан в суды с заявлениями на замену жилого помещения денежной компенсацией. При исполнении судебных решений имеет место изменение способа исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения гражданам вне очереди на взыскание с администрации городского поселения Пошехонье денежных средств. Что при исполнении такого судебного решения, делает невозможным участие в программах, реализуемых совместно с Правительством Ярославской области, в части софинансирования этих программ местным бюджетом. А также ставит под угрозу исполнение полномочий в различных сферах жизнедеятельности городского поселения. Такие решения суда администрацией городского поселения Пошехонье обжалуются в вышестоящие суды, но безрезультатно. |
Ростовский МР |
23
В том числе по поселениям: г.п. Ростов - 22 с.п. Петровское - 1 с.п. Ишня - 0 с.п. Поречье-Рыбное - 0 с.п. Семибратово - 0 |
3218,95 кв. м
В том числе по поселениям: г.п. Ростов - 2278,15 кв. м с.п. Петровское - 49,8 кв. м с.п. Ишня - 0 с.п. Поречье-Рыбное - 0 с.п. Семибратово - 891 кв. м |
Проблемы, с которыми столкнулись ОМСУ при исполнении судебных решений, а также при расселении граждан из аварийного жилого фонда и помещений, непригодных для проживания: городское поселение Ростов - отсутствие на эти цели средств в бюджете, отсутствие в Реестре имущества поселения свободных жилых помещений, отвечающих требованиям решений судов, отсутствие на первичном рынке достаточного количества предложений о продаже жилых помещений необходимой площади, высокая цена за квадратный метр; сельское поселение Петровское - отсутствие в казне поселения жилых помещений, отвечающих санитарным требованиям; сельское поселение Семибратово - отсутствие коммунальной инфраструктуры и возможности подключения к ней, реконструкции или строительства новых водопроводных и канализационных очистных сооружений на земельных участках, которые планируются под строительство; - Ростовский муниципальный район в целом - отсутствие на эти цели средств в бюджете района, невключение Ростовского муниципального района в подпрограмму "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа", по причине отсутствия полномочий у района. |
Рыбинский МР |
- |
- |
- |
Тутаевский МР |
1
В том числе по поселениям: г.п. Тутаев - 1 Артемьевское с.п. - 0 Константиновское с.п. - 0 Левобережное с.п. - 0 Чебаковское с.п. - 0 |
1430,1 кв. м - в г.п. Тутаев
По другим поселениям - жилищный фонд не обследовался. |
Проблемы, с которыми столкнулись при расселении граждан из аварийного жилищного фонда: - длительность процедуры проведения торгов по выделению земельных участков; - подготовка проектно-сметной документации строительства многоквартирного жилого дома и прохождение экспертизы строительства МКД в ГАУ "Государственная экспертиза в строительстве", предусмотренной условиями региональной адресной программы; - повторное проведение инженерногеологических и инженерногеодезических работ в связи с некачественным выполнением уже проведенных изысканий; - вся сложность начала строительства многоквартирных жилых домов возникла по причине того, что не выполнены полностью мероприятия по подготовке территорий (на строительных площадках находились незарегистрированные строения); - площадки не оборудованы необходимой инфраструктурой. На территории Левобережного сельского поселения и Артемьевского сельского поселения вопрос расселения жителей из аварийного жилищного фонда состоит в отсутствии необходимого объема финансирования из бюджета поселения (софинансирование). |
Угличский МР |
20 (из них исполнены) 5 |
9927,6 кв. м |
При реализации мероприятий по переселению граждан в рамках региональных и муниципальных программ основной проблемой является острый дефицит денежных средств как в бюджете Угличского муниципального района, так и поступление денежных средств по имеющимся программам со стороны субъекта. Помимо указанной, одной из проблем является большой объем софинансирования за счет средств местного бюджета, особенно в части превышения площадей (стоимость разницы между занимаемой площадью и минимально необходимой площадью жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 3131-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" с соблюдением требований статьи 89 Жилищного кодекса РФ). Также имеющиеся на данный момент сроки расселения граждан из ветхого и аварийного жилья не позволяют эффективно осуществлять программы, утвержденные Правительством РФ и Правительством ЯО. Сроки расселения состоящих в программе домов в среднем составляют 5 - 10 лет, являются критичными для многих граждан в связи с тем, что многие дома уже на момент утверждения программы грозят обрушением и не подлежат капитальному ремонту. На данный момент граждане, проживающие в таком жилье, в большинстве случаев обращаются в органы прокуратуры и в суд с целью понудить ОМСУ расселить дома, являющиеся непригодными для проживания или аварийными, вне очереди. В связи с чем суды выносят соответствующие решения в пользу обратившихся граждан и обязывают ОМСУ предоставить жилье вне очереди за счет средств местного бюджета, который на данный момент является дефицитным. |
Ярославский МР |
- |
- |
- |
г. ПереславльЗалесский |
- |
- |
- |
г. Рыбинск |
16 |
6546,4 кв. м |
Отсутствие денежных средств в необходимых объемах. Исполнение судебных решений затруднено в связи с отсутствием необходимого количества муниципальных жилых помещений, соответствующих установленным требованиям, санитарным и техническим нормам. |
г. Ярославль |
216 |
15400 кв. м |
Принудительное выселение граждан в судебном порядке при отказе от предложенного варианта жилого помещения по причинам: - жилая площадь предлагаемого жилого помещения меньше, чем занимаемая при условии сохранения равнозначности общей площади жилого помещения; - количество комнат в предлагаемом жилом помещении меньше, чем количество комнат в ранее занимаемом жилом помещении при условии сохранения равнозначности общей площади жилого помещения. Наличие судебной практики по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений, состоящих на очереди малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, при реализации мероприятий при переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, мэрия г. Ярославля выявила отсутствие прямого указания в жилищном законодательстве о порядке переселения гражданина - собственника, занимающего жилое помещение, непригодное для проживания, так как статья 32 Жилищного кодекса РФ регулирует взаимодействие только с собственником жилого помещения аварийного дома. Следует отметить, что из 2027 жилых помещений, подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы из аварийного жилищного фонда Ярославской области, 730 жилых помещений находятся в собственности граждан. На законодательном уровне при расселении не защищены права собственников жилых помещений: одиноких пенсионеров, граждану, которых единственное жилое помещение признано аварийным, не обладающих достаточным уровнем дохода, но не признанных малоимущими. |
1 Информация, предоставленная муниципальными образованиями Ярославской области, по состоянию на февраль - март 2014 года.
Приложение 3
Предложения
муниципальных образований Ярославской области (муниципальные районы и городские округа) для рабочей группы по мониторингу правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания
Наименование муниципального образования |
Предложения |
Примечания |
г. Ярославль |
Внести изменения в статью 32 Жилищного кодекса РФ в части регулирования взаимодействия с собственниками непригодных для проживания помещений (так как в нынешней редакции данная статья регулирует взаимодействие только с собственниками жилых помещений аварийных домов в целом). |
Уточнить принципиальную необходимость внесения изменений. |
Обеспечить равномерное выделение денежных средств по годам реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области для каждого органа местного самоуправления. | ||
Доводить лимиты областного бюджета и средств Фонда содействия реформированию ЖКХ не позднее февраля. Уведомлением о бюджетных ассигнованиях должно носить официальный, а не информационный характер. | ||
Закрепить на законодательном уровне при расселении меры по защите прав собственников жилых помещений: - одиноких пенсионеров - граждан, у которых единственное жилое помещение признано аварийным, не обладающих достаточным уровнем дохода, но не признанных малоимущими. | ||
Первомайский МР, Угличский МР |
Включить в программы одноквартирные дома, непригодные для проживания, либо одноквартирные аварийные дома (индивидуальные дома). |
Уточнить статистику по количеству таких домов. |
Борисоглебский МР Даниловский МР Любимский МР Некоузский МР Тутаевский МР Угличский МР г. Ярославль |
Необходимо решить вопрос о софинансировании из областного бюджета площадей (дополнительных метров) собственникам жилых помещений, у которых площадь приобретаемого жилья больше площади ранее занимаемого помещения, но не выше необходимой площади жилого помещения, рассчитанной на основе СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". |
При возможности либо уменьшить долю софинансирования со стороны муниципальных образований, либо выделить средства областного бюджета. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Ярославской областной Думы от 29 апреля 2014 г. N 96 "Об итогах мониторинга правоприменения обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания"
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 13 мая 2014 г. N 36