Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к приказу
департамента
от 3 ноября 1992 г. N 01-04/254
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности заведующий детским школьным учреждением
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
осуществляет руководство деятельности дошкольного учреждения,
создает условия для эффективной работы по воспитанию и всестороннему развитию детей, охране и укреплению их здоровья,
совместно с педагогами и родителями осуществляет выбор программы дошкольной подготовки и обеспечивает ее реализацию,
обеспечивает комплектование дошкольного учреждения детьми, педагогическим и обслуживающим персоналом,
организует гибкий режим работы дошкольного учреждения, питание детей и проведение оздоровительных мероприятий в осенне - зимний, весенний и летний периоды,
обеспечивает рациональную расстановку кадров и определяет круг обязанностей сотрудников,
поддерживает и развивает инициативу работников, создает условия для повышения их профессионального уровня,
принимает меры по улучшению условий жизни и воспитания детей, решению вопросов, связанных с социальным развитием учреждения, его педагогической, финансовой, организационно-хозяйственной деятельностью,
обеспечивает ведение учета и создание условий для хранения оборудования, выполнения работниками правил охраны трудовой техники безопасности и противопожарной защиты, а также санитарно-гигиенических требований,
контролирует правильность ведения делопроизводства, составления достоверной и своевременной отчетности,
являясь распорядителем кредитования учитывает рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств сохранность имущества,
выполняет обязанности воспитателя-методиста при отсутствии этой должности в штате учреждения,
организует работу по повышению педагогических знаний и навыков родителей детей дошкольного учреждения.
Знает:
дошкольную педагогику, детскую психологию, возрастную физиологию, санитарию и гигиену (в дошкольном учреждении специального назначения - дефектологию и соответствующие методики),
основные направления и перспективы развития народного образования и педагогической науки,
программы обучения и воспитания дошкольников,
передовой педагогический опыт,
трудовое законодательство и основы научной организации,
экономику народного образования,
нормативные документы по вопросам дошкольного воспитания.
Вторая квалификационная категория
Помимо ранее предъявленных требований:
обеспечивает высокую результативность педагогического процесса в дошкольном учреждении,
создает условия для реализации возможностей педагогического коллектива по развитию способностей дошкольников, охране и укреплению их здоровья,
творчески реализует программы дошкольной подготовки, совместно с педагогами и родителями осуществляет их выбор,
имеет высокий рейтинг среди педагогов и родителей,
является руководителем методического объединения, творческой группы в своем учреждении,
обеспечивает необходимую материальную базу для осуществления воспитательного процесса,
имеет звания, награды за педагогическую деятельность,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории.
Первая квалификационная категория
Помимо ранее предъявленных требований:
обеспечивает высокие результаты учебно-воспитательной работы в ДДУ, руководит базовым ДДУ в городе, районе,
внедряет новые технологии по актуальным проблемам, внося собственный творческий вклад,
добивается стабильных результатов в работе педагогического коллектива,
проводит семинары на базе своего учреждения для заведующих ДДУ города, района, делится собственным опытом работы со своими коллегами,
консультирует группу заведующих по отдельным вопросам работы ДДУ
имеет высокий рейтинг среди воспитателей, воспитанников и их родителей,
имеет звания, значки, награды за педагогическую и управленческую деятельность,
прошел курсы повышения квалификации соответственно категории, имеет положительные рекомендации ИПК и отдела образования.
Высшая квалификационная категория
Помимо ранее предъявленных требований:
имеет высокие результаты своей деятельности - административной, управленческой,
является автором или соавтором новых воспитательных, образовательных программ, технологий, методик, осуществляет их апробацию в своем учреждении,
разрабатывает и формирует принципы собственной педагогической системы,
обобщает новаторский опыт своего коллектива в виде методических рекомендаций, научных публикаций,
руководит творческой группой или ВНИКом по актуальным, проблемам дошкольного воспитания,
является членом экспертных групп составляет лекторскую работу,
успешно работает по развитию детей, коррекции детей, имеющих нервно-психологические отклонения,
ведет экспериментальную, исследовательскую работу,
имеет звания, награды,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
Директор департамента |
В.И. Рыбакова |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности воспитатель ДДУ
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет свои должностные обязанности:
организует и проводит работу по всестороннему гармоничному развитию и воспитанию детей, готовит их к обучению в школе,
следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка, внимательно относится к детям, осуществляет гигиенический уход за детьми дошкольного возраста,
работает в соответствии с Программой воспитания и обучения детей в детском саду в контакте с другими специалистами ДДУ,
обеспечивает выполнение установленного режима дня,
осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации,
регулярно информирует заведующего ДЦУ и медицинский персонал об изменении в состоянии здоровья детей,
проводит педагогическую пропаганду среди населения, ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье,
несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка в группе, за всестороннее развитие и воспитание детей,
владеет основами воспитательно-образовательной работы, грамотно использует имеющийся опыт работы по данному вопросу, работает над методической темой, непрерывно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием,
обеспечивает качество и эффективность учебно-воспитательной работы,
изучает опыт коллег, формирует свой положительный опыт,
имеет авторитет в детском коллективе и среди родителей.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявляемых ранее:
обеспечивает высокое качество и эффективность воспитательной работы, строит ее на диагностической основе,
осуществляет образовательно-воспитательную работу на высоком научно-методическом уровне, проявляет высокий уровень педагогической культуры,
формирует свой опыт решения актуальных педагогических проблем детского сада, распространяет его в своем коллективе, дошкольных учреждениях района,
активно повышает уровень профессиональной компетенции, результативно работает над методической темой,
участвует в работе проблемных, творческих групп в своем учреждении, районе, городе,
является наставником молодых воспитателей,
уделяет большое внимание вопросам физического развития, гигиены и здоровья воспитанников,
имеет высокий рейтинг среди воспитанников, коллег, родителей,
имеет звания, награды за педагогическую деятельность, прошел курсы повышения квалификации на соответствующую категорию.
Первая квалификационная категория
Помимо ранее предъявленных требований:
обеспечивает высокую результативность воспитательно-образовательной работы: развивает потенциальные способности детей, стремится достичь гармонии интеллектуального, эмоционального и физического развития,
формирует свой научно-обоснованный опыт решения современных проблем становления личности ребенка в дошкольном возрасте, распространяет его в детских учреждениях района, города, области,
ведет результативную работу по обучению молодых воспитателей в детских учреждениях, руководит школой передового педагогического опыта,
принимает участие в экспериментальной работе, руководит работой творческой, проблемной группы, методическим объединением района,
является автором оригинальной разработки программ и методик, хорошо владеет методами диагностики,
имеет звания; награды республиканские и союзные за педагогическую деятельность,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории.
Высшая квалификационная категория
Помимо ранее предъявленных требований:
обеспечивает высокий уровень воспитательной работы дошкольного учреждения,
использует в работе достижения педагогической и психологической науки,
ведет постоянную научно-исследовательскую, экспериментальную работу,
является автором программ, методик, новых технологий, обеспечивающих эффективность воспитательно-образовательного процесса,
обобщает опыт своей работы в научно-методических разработках, публикациях,
имеет высокий рейтинг среди родителей, коллег, общественности города, района, области,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории,
имеет ученую степень, звания, награды республиканского значения,
руководит школой передового опыта для воспитателей ДДУ города, области,
создает условия для привлечения научного потенциала,имеющегося в регионе,стране для научного обеспечения разрабатываемых проблем.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности музыкальный руководитель ДДУ
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
осуществляет музыкальное воспитание в соответствии с программой воспитания и обучения детей в детском саду,
способствует возникновению и развитию у детей интереса и любви к музыке, потребности в ней,
формирует музыкальные способности в различных видах музыкальной деятельности,
совместно с педагогическим коллективом и семьей ведет работу по эстетическому развитию детей, формированию у них общей музыкальной культуры, творческих способностей,
проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные концерты, участвует в подготовке и проведении различных видов развлечении,
обучает детей игре на музыкальных инструментах,
регулярно ведет индивидуальную работу с детьми по основным видам музыкальной деятельности,
выявляет одаренных детей с ярко выраженными музыкальными способностями и всемерно способствует их развитию,
готовит воспитателей к музыкальным занятиям с детьми, помогает им в проведении утренней гимнастики, работе по изготовлению костюмов, праздничному оформлению зала.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявляемых ранее:
применяет в работе с детьми народные музыкальные инструменты, а также современные технические средства обучения
широко использует в воспитательном процессе записи классических музыкально-литературных произведений в учреждении мастеров искусств,
способствует повышению музыкальной культуры работников детского сада,
знает дошкольную педагогику, детскую психологию, возрастную физиологию, санитарию и гигиену, теорию и методику музыкального воспитания, классический и современный музыкальный репертуар для детей,программу их воспитания и обучения,
использует передовой опыт в проведении музыкальных занятий.
Первая квалификационная категория
Помимо требований,предъявляемых ранее:
занимается экспертной деятельностью, создает новые методики обучения и воспитания в музыкальной деятельности ученика
осуществляет высокую результативную музыкальную деятельность
имеет собственную методику проведения музыкальных знаний,
может руководить творческой группой по разработке новых программ,
имеет высокий рейтинг среди воспитанников, коллег и родителей,
повышает квалификацию по программе соответствующей категории,
имеет звания и награды.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности воспитатель-методист ДДУ
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
осуществляет методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения,
обеспечивает эффективность воспитательной работы с детьми во всех возрастных группах,
оказывает методическую помощь воспитателям,
организует работу методического кабинета в ДДУ,
постоянно пополняет методический кабинет педагогической литературой, техническими средствами обучения, дидактическими, пособиями, аннотирует и систематизирует имеющиеся материалы,
оформляет тематические стенды и выставки для педагогов и родителей,
изучает и обобщает передовой опыт по воспитанию детей, организует обмен опытом работы между воспитателями,
проводит консультации и семинары для воспитателей и родителей с целью оказания им практической помощи в воспитании детей,
участвует в определении содержания работы педсоветов, обеспечении их подготовки и контроле за реализацией принятых рекомендаций,
создает благоприятный эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе,
организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечивает потребность в работе воспитателей разных возрастных групп детского сада и школы.
Знает:
дошкольную педагогику, детскую психологию, возрастную физиологию, санитарию и гигиену,
основные направления в современной отечественной зарубежной педагогической науке и практике программы и методики воспитания и обучения дошкольников, методики преподавания педагогических дисциплин,
основы управленческой деятельности,
трудовое законодательство (в специализированном дошкольном учреждении, дефектологию и соответствующие методики).
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
качественно выполняет должностные обязанности,
накапливает опыт в методической работе,
изучает новые педагогические технологии с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса,
применяет разнообразные формы контроля, организует координирует работу внутрисадовых творческих групп,
качественно организует процесс профессионального образования педагогических работников,
умело обобщает педагогический опыт, внедряет лучшие его элементы в практику работы коллектива,
имеет положительный рейтинг среди воспитанников и педагогов,
повышает квалификацию на курсах воспитателей-методистов.
Первая квалификационная категория
Помимо предъявленных ранее требований:
качественно исполняет должностные обязанности,
обеспечивает высокий уровень учебно-воспитательной работы в учреждении,
владеет новыми педагогическими технологиями, диагностическими методами,
руководит школами передового педагогического опыта в ДДУ, районе, является наставником начинающих воспитателей-методистов,
направляет учебно-воспитательный процесс на реализацию возможностей каждого воспитателя,
имеет высокий рейтинг среди воспитанников и коллег, повышает квалификацию на курсах соответствующей категории, имеет положительные рекомендации ИУУ и отдела образования,
имеет награды за педагогическую деятельность (звания, значки, ордена и медали).
Высшая квалификационная категория
Помимо предъявленных ранее требований:
обеспечивает высокую научно-методологический уровень работы педагогического коллективом,
участвует в разработке новых концепций и педагогических технологий, организуя их внедрение в практику работы ДДУ,
возглавляет или участвует в работе экспертных комиссий, творческих групп, временных научно-исследовательских коллективов,
имеет тесный контакт с методическими, научно-исследовательскими центрами,
разрабатывает целевые, комплексные программы деятельности дошкольных учреждений,
руководит школой передового опыта для руководителей дошкольных учреждений,
имеет научно-методические разработки, публикации,
имеет высокий авторитет среди коллег и общественности города, района, области,
имеет ученую степень, звания, ордена и медали, другие награды, полученные за достижения в педагогическом труде,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории, имеет положительные рекомендации ИПК, отдела образования.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности директор учебно-воспитательного учреждения
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
организует работу учебно-воспитательного учреждения по всем направлениям деятельности,
определяет совместно с советом учебного заведения основные направления развития учреждения, представляет его интересы в государственных и общественных органах,
решает все вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью учреждения, организацией работы с родителями (лицами, их заменяющими), общественностью и предприятиями, оказывающими содействие в учебно-воспитательной работе,
руководит педагогическим советом учреждения, организует работу на всех этапах учебно-воспитательного процесса (осуществляет контроль за выполнением учебных программ, качеством знаний учащихся, содержанием и эффективностью учебно-воспитательной работы),
создает условия для высокопроизводительной работы персонала учреждения, творческого роста работников, осуществления педагогических экспериментов,
контролирует соблюдение требований охраны детства, труда, учащихся и педагогов,
содействует развитию и оказывает помощь органам самоуправления учащихся,
организует доставку учащихся в учебные заведения и необходимые бытовые условия проживания в общежитии, работу по профессиональной ориентации учащихся, летнюю оздоровительную работу, а также питание,
обеспечивает рациональное использование выделяемых государственных средств, а также средств, поступающих из других источников в бюджет учреждения, распоряжается в соответствии с действующим законодательством имеющимися имуществом и средствами,
обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты,
осуществляет подбор и расстановку кадров, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка должностные обязанности работников,
создает условия для повышения профессионального мастерства преподавательского состава, организует Подготовку и проведение аттестации педагогических работников,
обеспечивает выполнение коллективного договора между администрацией и трудовым коллективом,
создает условия для перехода на новые условия хозяйственного ведения с целью дальнейшего развития демократических начал в управлении,
расширения прав трудового коллектива в решении социальную вопросов производственной деятельности,
укрепления материально-технической базы на основе сочетания бюджетного финансирования, с привлечением дополнительных средств,
повышения качества обучения и развития за счет укрепления высококвалифицированных кадров - учителей и воспитателей, установления зависимости материального стимулирования работников от индивидуальных и коллективных результатов труда.
Знает:
решения правительства и других государственных органов по вопросам народного образования и воспитания молодежи,
нормативные документы органов народного образования,
педагогику, педагогическую психологию, основы социальной и лечебной педагогики, физиологию детей, гигиену,
достижения современной советской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики,
основы экономики народного образования
основы трудового законодательства финансово-хозяйственной деятельности,
функции и права государственных институтов, общественных организаций в части воспитания подрастающего поколения
нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Вторая квалификационная категория
Помимо ранее предусмотренных требований:
обеспечивает установленные положительные результаты учебно-воспитательной работы в школе,
формирует свой собственный опыт управленческой работы,
внедряет в практику работы школы новые педагогические технологии и новации,
активно изучает опыт работы других школ, применяет его в своей практической работе,
создает условия для работы творческих поисковых групп, школы передового педагогического образования
в школе наблюдается стабильностью педагогического коллектива, профессиональный рост педагогических кадров,
имеет положительный рейтинг среди учителей,учащихся , родителей, общественности,
на базе школы проводятся семинары для школ района,
имеет награды за педагогическую и управленческую деятельность.
Первая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
имеет высокий профессиональный уровень как руководитель образовательного учреждения,
обеспечивает высокие результаты учебно-воспитательной работы в школе, руководит базовой школой в районе, городе
внедряет новые технологии по актуальным проблемам, вносит собственный творческий вклад, добиваясь , положительных результатов в работе педагогического коллектива,
проводит семинары для руководителей школ города, области,
участвует в республиканских, союзных семинарах,
делится собственным опытом работы со своими коллегами в районе, городе,
консультирует группу директоров по отдельным вопросам работы школы, проблемам народного образования,
имеет высокий рейтинг среди учителей, учащихся и их родителей,
имеет звания, значки, ордена и медали за педагогическую и управленческую деятельность,
прошел курсы повышения квалиФикации директоров соответствующей категории, имеет положительные рекомендации ИПК и отдела образования.
Высшая квалификационная категория
Помимо требований,предъявленных ранее:
обеспечивает высоким профессиональный рост всего педагогического коллектива,
разрабатывает новые направления, концепции в области народного образования, качественно выполняет и распространяет их в районе,городе, области,
участвует в работе проблемных творческих групп, научно-исследовательских коллективов по вопросам содержания
образования, управления педагогическим процессом,
руководит школой передового опыта для руководителей учреждений народного образования,
создает условия для привлечения научного потенциала, имеющегося в городе, области, республике, для научного обеспечения разрабатываемых проблем,
имеет собственные научно-методические разработки реабилитации в педагогических журналах, печати,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории, имеет положительные рекомендации ИПК и отдела образования,
имеет высокий авторитет среди коллег и общественности города, области,
имеет ученую степень, звания, ордена и медали, другие награды, полученные за достижения в педагогическом труде.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности заместитель директора по учебной, учебно-производственной, воспитательной работе и производственному обучению
Базовая (третья квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива,
координирует методическую работу преподавателей,воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации,
руководит производственным обучением и планирует учебно-производственную деятельность,
осуществляет контроль за качеством учебно-воспитательного процесса и объективностью оценки результатов образовательной подготовки учащихся, работой кружков факультативов, организует работу по подготовке и проведению экзаменов,
в период отсутствия директор исполняет его обязанности, организует учебно-воспитательную (методическую, культурно- массовую, внеклассную) работу,
осуществляет контроль за учебной нагрузкой учащегося, составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной, в т. ч. культурно-досуговой деятельности, обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации,
оказывает помощь ученическим коллективам и общественным организациям в проведении культурных просветительных и учебно-воспитательных мероприятий, осуществляет образование и принимает меры по сохранению контингента у кружках и других объединениях в течение учебного года
участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификаций и профессионального мастерства, а также в работе по развитию учебно-материальной базы,
вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников,
принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, газетами,
осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания учащихся, жилищно-бытовых условий в общежитиях.
Знает:
решения правительства и других государственных органов по вопросам народного образования и ведения молодежи,
учебные планы и программы,
организацию учебно-воспитательного процесса,
положения, приказы, инструкции и другие, нормативные документы органов народного образования по вопросам организации деятельности учебно-воспитательных учреждений, совершенствования среднего образования и воспитания подрастающего поколения
нормативные акты по вопросам повышения квалификации специалистов отрасли,
педагогику, педагогическую психологию, гигиену и физиологи детей, основы социологии,
достижения зарубежной и советской педагогической науки и практики,
методику обучения педработников основам обучения, воспитания и развития ребенка,
основы управления, трудового законодательства, правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Вторая квалификационная категория
Помимо предъявленных ранее требований:
качественно выполняет должностные обязанности, накапливает свой опыт в управленческой работе, изучает новые педагогические технологии с целью совершенствования учебно-воспитательного прогресса
применяет разнообразные формы контроля, организует и координирует работу внутришкольных, проблемных творческих групп,
качественно организует процесс непрерывного образования педагогических работников,
умело обобщает педагогический опыт, внедряет лучшие элементы в практику работы коллектива,
имеет положительный рейтинг среди учащихся и педагогов, повышает квалификацию на курсах заместителей директора.
Первая квалификационная категория
Помимо предъявленных ранее требований:
качественно исполняет должностные обязанности,
обеспечивает высокий уровень учебно-воспитательной работы учреждения,
владеет новыми педагогическими технологиями, диагностическими методами,
руководит школами передового педагогического опыта в школе районе, является наставником начинающих завучей,
направляет учебно-воспитательный процесс на реализацию возможностей каждого школьника и педагога,
имеет высокий рейтинг среди учащихся и коллег,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории, имеет положительные рекомендации ИПК и отдела образования,
имеет награды за педагогическую деятельность (звание, значки, ордена и медали).
Высшая квалификационная категория
Помимо предъявленных ранее требований:
обеспечивает высокий научно-методический уровень работы педагогического коллектива,
участвует в разработке новых концепций и педагогических технологий, организуя их внедрение в практику работы школ, возглавляет или участвует в работе экспертных комиссий, творческих групп, временных научно-исследовательских коллективов
имеет тесный контакт с методическими, научно-исследовательскими центрами,
разрабатывает целевые, комплексные программы деятельности учреждений народного образования,
руководит школой передового опыта для руководителей учреждений образования,
имеет научно-методические разработки, публикации, имеет высокий авторитет среди коллег и общественности города, района, области,
имеет ученую степень, звания, ордена и медали, другие награды, полученные за достижения в педагогическом труде,
повышавший квалификацию на курсах соответствующей категории имеет положительные рекомендации ИПК, отдела образования.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
Квалификационные требования
к должности учитель
(утв. директор департамента лицензирования и контроля образовательных услуг Ярославской области В.И. Рыбакова)
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
проводит обучение учащихся с учетом конкретных педагогических ситуаций и специфики преподаваемого предмета,
использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения учащихся, руководит их трудовой, спортивной и художественно-творческой деятельностью,
планирует учебный материал по преподаваемому предмету, обеспечивает выполнение учебной программы, достижение всеми учащимися базового уровня требований,
проводит внеклассную работу по преподаваемому предмету, осуществляет постоянную связь с родителями и лицами, их заменяющими,
обеспечивает соблюдение учебной дисциплины и режима посещения занятий,
контролирует выполнение требований техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования,
участвует в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса,
систематически повышает свою профессиональную квалификацию
Знает:
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач,
педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета, программы и учебники, методику воспитательной работы,
содержание и принципы организации обучения по соответствующему предмету, формирования различных ученических коллективов и руководства ими,
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений,
средства обучения и их дидактические возможности, основные направления и перспективы развития народного образования, педагогической науки,
основы права и научной организации труда, решения правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.
Вторая квалификационная категория
Помимо выполнения требований, предъявляемых к учителю III базовой квалификационной категорией, учитель данной категории:
умеет самостоятельно разрабатывать методики преподавания и содержание отдельных тем курса,
использует в своей работе прогрессивные идеи прошлого, современности, формы и методы активного обучения,
владеет организационными формами диагностической работы с учащимися,
обеспечивает устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательном процессе,
успешно работает с обычным контингентом учащихся, овладевает навыками работы в классах, требующих высокой интенсивности педагогического труда (компенсирующего обучения, коррекции, выравнивания, классы с углубленным изучением предмета),
руководит или активно участвует в работе инициативных групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательного учреждения,
повышает свою профессиональную квалификацию на курсах соответствующей категории,
имеет высокий рейтинг среди коллег, учащихся и родителей,
имеет звания, награды за педагогическую деятельность ("Старший учитель, "Отличник народного просвещения").
Первая квалификационная категория
Помимо ранее предъявляемых требований:
владеет знаниями по методологии и социальной педагогике, психологии,
знает закономерности и тенденции развития народного образования в стране,
обеспечивает высокую результативность учебно-воспитательной работы, способствует формированию положительной познавательной мотивации учащихся,
использует передовой педагогический опыт для решения актуальных педагогических вопросов,
имеет собственную методику преподавания отдельных тем курса,
проводит учебную и внеклассную работу по предмету на высоком профессиональном уровне,
владеет навыками анализа учебно-методического комплекса по предмету,
ведет экспериментальную работу по апробации и внедрению передовых педагогических методик и программ,
формирует свой научно обоснованный опыт, делится им через школы передового опыта, семинары по предмету в городе, районе, области,
владеет организационными формами диагностической работы, успешно работает с учащимися, требующими высокой интенсивности педагогического процесса (классы выравнивания, коррекции, углубленного изучения предмета),
может руководить стажировкой молодых учителей, школой педагогического мастерства, творческими семинарами в районе, городе,
имеет высокий рейтинг среди педагогов, учащихся и родителей,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории имеет звания, награды республиканского и союзного значения
Высшая квалификационная категория
Помимо ранее предъявленных требований:
владеет системой знаний по методологии, общей и социальной педагогике, психологии, принципами философии,
занимается научно-исследовательской, экспериментальной деятельностью, создает новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, осуществляет их апробацию,
разрабатывает и формирует принципы своей педагогической системы,
обобщает новаторский опыт в виде методических рекомендаций, научных публикаций,
владеет основами диагностической работы, умеет разрабатывать тесты, экспериментальные задачи по своему предмету,
обеспечивает высокую результативность учебно-воспитательной работы,
развивает познавательные способности учащихся, готовит призеров олимпиад, конкурсов, смотров, выставок, может руководить творческой группой или ВНШом по разработке актуальных проблем образования, быть членом экспертной группы,
имеет высокий рейтинг среди педагогов города, области, учащихся и родителей,
успешно работает в учреждениях, классах, группах, требующих высокой педагогической квалификации (гимназии, лицее, коррекционных классах),
повышает квалификацию по программе соответствующей категории,
имеет звания, награды республики за достижения в педагогическом труде.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности учитель-логопед
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
организует и проводит работу, направленную на компенсацию и коррекцию недостатков в развитии речи ребенка,
прогнозирует возможности обучения детей и подростков, проводит коррекционно-обучающую работу с учетом характера нарушений речи,
оказывает методическую помощь по вопросам речевой коррекции педагогам и родителям,
способствует выявлению речевых недостатков с целью оказания квалификационной помощи на более раннем этапе развития,
знает общую, возрастную и специальную педагогику и психологию, специальные методики преподавания школьных предметов, специальную дошкольную педагогику и методику дошкольного воспитания, анатомо-физиологические, и клинические основы логопедии, новейшие достижения логопедической науки, коррекционные средства обучения и воспитания.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявляемых ранее:
организует коррекционную работу с учетом речевого нарушения и возрастной психологии ребенка,
формирует полноценные учебные навыки, обеспечивает взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов, реализует связь с программой начального обучения,
добивается положительных результатов в своей деятельности, формирует свой положительный опыт работы, имеет опыт работы в методическом объединении района, города,
ведет пропаганду логопедических знании, повышает свой профессиональный уровень на курсах соответствующей категории.
Первая квалификационная категория
Помимо требований, предъявляемых ранее:
знает закономерности и тенденции развития современной логопедии, психологии и педагогики, специальную дошкольную педагогику, методику дошкольного воспитания,
проявляет высокий профессионализм и культуру в работе, организует коррекционное обучение, воспитание современной и адекватной структур речевого дефекта,
ведет раннее выявление детей с речевыми нарушениями, прогнозирует возможности их обучения и развития, проводит коррекционную работу с учетом характера нарушений, структуры дефекта, возрастных и психических особенностей ребенка,
формирует полноценные учебные навыки, обеспечивает взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов, реализует связь с программой начального обучения, добивается положительных результатов ,
ведет экспериментальную работу, формирует свой опыт на научной основе,
руководит стажировкой логопедов в творческих группах в районе, области,
имеет звания и награды,
повышает свой профессиональный уровень на курсах соответствующей категории.
Высшая квалификационная категория
Помимо требований, предъявляемых ранее:
обеспечивает восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок полноценной учебной деятельности и реализует связь коррекционной работы с современной программой начального обучения,
создает новые программы, методики обучения, развития детей с речевыми нарушениями, осуществляет их внедрение,
руководит творческой группой по разработке актуальных проблем в работе с аномальными детьми, является членом эксперт ной группы,
осуществляет лекторскую работу,
имеет научные публикации, ведет методическую работу в районе, области,
имеет звания и награды за педагогическую деятельность, повышает свой профессиональный уровень на курсах соответствующей категории.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности учитель-дефектолог образовательного учреждения
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
организует и проводит учебно-воспитательную работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях, направленную на компенсацию и коррекцию имеющихся недостатков в физическом или умственном развитии детей и подростков,
прогнозирует возможности обучения и развития детей и подростков,
коррекционно-воспитательную работу проводит с учетом характера. нарушений, структуры дефекта, возрастных особенностей и свойств личности каждого воспитанника,
способствует социальной адаптации, профориентации подростков занимается методической работой по вопросам обучения и воспитания аномальных детей,
работает над дидактическим комплексом по преподаваемому предмету или направлению деятельности, создает материальную базу для организации учебно-воспитательного процесса.
Знает:
общую возрастную и специальную педагогику и психологию, специальные методики преподавания школьных предметов, специальную дошкольную педагогику и методику дошкольного воспитания,
анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные и другие руководящие материалы по вопросам практической деятельности, программно-методическую литературу по работе с аномальными детьми и подростками, новейшие достижения дефектологической науки.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
владеет организационными формами диагностической работы с учащимися, качественно прогнозирует возможности обучения и развития аномальных детей,
работает над системой дифференцированной диагностики сходных форм аномалий развития,
имеет положительный опыт работы в вопросах коррекции и компенсации недостатков в физическом или умственном развитии воспитанников,
результативно работает по вопросам социальной адаптации и профориентации учащихся,
умеет самостоятельно разрабатывать методики преподавания и содержания отдельных тем курса,преподавания предмета или отдельных направлений деятельности,
использует в своей работе прогрессивные идеи науки, нарабатывает дидактический комплекс, руководит или активно участвует в работе инициативных групп, методических объединений, школ передового опыта в рамках образовательных учреждений района,
имеет высокий рейтинг среди коллег, родителей, имеет звания., награды за. педагогическую деятельность, повышает свою профессиональную квалификацию на курсах соответствующей категории.
Первая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
обеспечивает высокую результативность учебно-воспитательного процесса, проводит учебную и внеклассную работу по предметам на высоком профессиональном уровне,
использует передовой педагогический опыт для решения актуальных педагогических вопросов,
имеет собственную методику преподавания отдельных тем курса, владеет навыками анализа учебно-методического комплекса по предмету, дифференцированной диагностики
владеет системой сходных форм аномалий развития и использует для решения практических вопросов учебно-воспитательного процесса,
глубоко владеет методикой развивающей коррекции работы с детьми, может консультировать педагогов и родителей,
ведет экспериментальную работу по апробации и внедрению передовых педагогических методик и программ,
формирует свой научно обоснованный опыт, делится им через школы передового опыта, семинары по предмету или роду деятельности в городе, районе, области,
способствует выявлению аномальных детей в общеобразовательных учреждениях с целью более раннего направления их в психолого-медико-педагогическую консультацию,
может руководить стажировкой молодых учителей, школой педагогического мастерства, творческими семинарами в районе, город имеет высокий рейтинг среди педагогов школ, района., города, родителей,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории, имеет звания, награды за педагогическую деятельность.
Высшая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
владеет системой знании по методологии возрастной, общей и специальной педагогики и психологии, дефектологии и умеет их творчески применять в практической деятельности,
занимается научно-исследовательской, экспериментальной деятельностью, создает новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания аномальных детей, осуществляет их апробацию,
может руководить творческой группой или ВНИКом по разработке актуальных проблем образования и развития аномальных детей,
имеет высокий рейтинг среди учителей-дефектологов города, области, родителей
повышает квалификацию по программе соответствующей категории,
имеет звания, награды за достижения в педагогическом труде.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности психолог
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности и работает в следующих направлениях:
возглавляет и планирует работу психологической службы школы,
ведет психодиагностическую работу с детьми, детскими коллективами,
занимается психопрофилактикой с целью обеспечения индивидуального подхода к учащимся, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии,
ведет коррекционную и развивающую работу. Коррекция и развитие может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами,
ведет консультативную работу с администрацией школы, учителями, родителями, учащимися по проблемам обучения и питания детей, проблемам личностного самоопределения и проблемам взаимоотношений,
Занимается повышением психологической грамотности педагогов, воспитателей, администрации, родителей, ведет профориентационную работу в школе.
Знает:
принципы государственной (республиканской) политики в области развития психологическом службы учреждений народного образования, опыт зарубежных стран,
теоретические основы общей, возрастной и педагогической психологии, психологии личности, медицинской психологии, педагогики,
основы психологии межличностных отношений и управления, нормативные документы, регламентирующие объем и содержание работы психолога в учреждениях народного образования, методику психодиагностической работы, основы психологического консультирования, методику коррекционной и развивающей работы с детьми, требования к оснащению и оборудованию психологического кабинета,
основные направления и перспективы развития образования, основы советского права и научной организации труда
Вторая квалификационная категория
Помимо выполнения ранее предъявляемых требований:
имеет практику работы по большинству из направлений деятельности психолога,
ведет успешную работу по одному или нескольким направлениям
имеет авторитет в ученической и педагогической среде, стажируется на курсах по углубленному изучению одного из правлении деятельности психолога.
Первая квалификационная категория
Помимо ранее предъявляемых требований:
имеет успешную практику работы по нескольким направлениям стельности психолога,
ведет успешную работу по нескольким направлениям деятельности,
оказывает практическую помощь коллегам-психологам по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта имеет контакты с научными и методическими центрами, осуществляет,прогнозирование в детской и подростковой среде
имеет высокий авторитет в педагогической и ученической среде,
стажируется на курсах по углубленному изучению направлений деятельности психологов,
имеет звания и награды.
Высшая квалификационная категория
Помимо ранее предъявленных требований:
имеет успешную практику работы по большинству из направлений деятельности психолога,
умеет вести работу по любым направлениям деятельности, обеспечивает устойчивые и высокие результаты,
ведет научно-экспериментальную работу, имеет научно- методические разработки, публикации,
знает методологию научного исследования,
имеет высокий рейтинг среди учащихся, педагогов,родителей, общественности района, города, области,
прошел стажировку или переподготовку по углубленному изучению нескольких направлений деятельности психолога.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности воспитатель учреждения углубленного воспитания, ГПД
Базовая (третья)квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
планирует проведение воспитательной работы в закрепленной группе, школьного учебного воспитательного учреждения, с учащимися, проживающими в общежитии,
организует и проводит внеурочную учебную и воспитательную, общественно полезную и культурно-досуговую работу с детьми и учащимися в тесном контакте с педагогами, органами ученического самоуправления, родителями
формирует у воспитанников положительные качества гражданина, прививает им навыки ответственного отношения к учебе, труду, общественной собственности и личному имуществу,
добивается соблюдения учащимися правил внутреннего распорядка учебно-воспитательного учреждения, учебного заведения, норм социалистического общежития и культуры поведения,
изучает индивидуальные способности, интересы и склонности детей и учащихся, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия,
поддерживает тесную связь с родителями воспитанников, организует контроль за самоподготовкой учащихся, участвует в проведении культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий, вовлекает их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, клубы по интересам,
ведет среди воспитанников пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, проводит с ними индивидуальную работу, особенно с сиротами и подростками, детьми без попечения родителей, а также педагогически запущенными детьми,
участвует в работе совета школьного учебно-воспитательного учреждения,
имеет профессиональные знания и умения соответствующие
современным требованиям, использует в практической работе, обеспечивает качество и эффективность всех видов проводимых воспитательных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся своей группы,
имеет устойчивый интерес к работе воспитателя, увлечен ею,
работает над повышением своей квалификации: занимается самообразованием, принимает участие в производственной учебе, работает над перспективной методической темой, осмысливает свою работу, опыт передовых воспитателей, формирует свой опыт, обменивается им с коллегами по школе на методическом объединении.
Знает:
директивные и нормативные документы по проблемам народного образования, обучения и воспитания детей и учащейся молодежи
основы педагогики, психологии, возрастной физиологической методики воспитательной работы,
передовой опыт по данному профилю,
основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства, научной организации труда.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявляемых ранее:
осуществляет образовательно-воспитательную работу на высоком научно-методическом уровне, высокий уровень педагогической культуры, использует педагогический опыт,
обеспечивает высокое качество и эффективность воспитательной работы,
владеет методами анализа и диагностирования педагогической деятельности,
создает оптимальные условия воспитанникам для реализации их умственных и личностных возможностей,
активно повышает уровень профессиональной компетенции, результативно работает над методической темой, творчески использует передовой педагогический опыт, обменивается собственным на уровне школьного методического объединения,
имеет звания, награды за педагогическую деятельность, является наставником молодых преподавателей,
пользуется авторитетом среди школьников и их родителей,
окончил курсы повышения квалификации II категории оплаты труда.
Первая квалификационная категория
Помимо ранее предъявленных требований:
обеспечивает высокую результативность воспитательно-образовательной работы, развивает потенциальные способности детей, стремится достичь гармонии интеллектуального, эмоционального и физического развития,
формирует свой лично обоснованный опыт решения современных проблем становления личности ребенка, распространяет его в районе, городе, области,
ведет результативную работу по обучению молодых преподавателей, руководит школой передового опыта,
принимает участие в экспериментальной работе, руководит работой творческой, проблемной группы, методическим объединением района,
принимает участие в разработке оригинальных программ и методик, хорошо владеет методами диагностики,
имеет звания, награды республиканские и союзные за педагогическую деятельность,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории.
Высшая квалификационная категория
Помимо ранее предъявленных требований:
на высоком профессиональном уровне творчески использует имеющийся опыт, разрабатывает систему изучения и развития,
имеет собственное видение путей развития воспитательного процесса,
обеспечивает устойчивые и высокие результаты воспитательно-образовательной работы на диагностической основе: все воспитанники эффективно используют свои возможности, показывают высокий уровень воспитанности, социально адаптированы,
является руководителем МО разного уровня, творческих и проблемных групп, постоянно формирует новый научно обоснованный опыт решения актуальных педагогических проблем, активно распространяет его в своем коллективе, районе, области,
ведет большую и результативную работу по обучение молодых учителей не только своей школы, но и школ района, руководство школой ППО,
участвует в экспериментальной работе в районе, внедряет передовые педагогические технологии,
успешно работает в разновозрастных классах, классах с высокой наполняемостью, классах детей-сирот, коррекционных классах, классах с дефектами развития, профильных, гимназиях, лицеях и др.,
окончил курсы повышения квалификации воспитателей, соответствующие II категории оплаты труда
имеет ученую степень, звания, награды за педагогическую деятельность,
является автором разработки оригинальных программ и методик, хорошо владеет методами диагностики.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности методист внешкольного учреждения
Базовая (третья)квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
организует и осуществляет учебно-методическую работу по видам и формам профессиональном подготовки и повышения квалификации педагогических кадров,
осуществляет методическую помощь педагогическим работникам ВУ в подготовке и планировании процесса, разработке учебных планов и программ, содержания, форм и методов работы с учащимися в кружках, студиях и других объединениях,
участвует в подготовке пособий и методических рекомендаций по проблемам внеурочной деятельности,
анализирует качество проводимых занятий, на основе анализа результатов воспитательного процесса осуществляет повышение квалификации работников внешкольного учреждения,
проводит консультативную работу с учащимися, родителями, работниками ВУ и других учебно-воспитательных учреждений по организации внеурочной деятельности, прогнозирует пути развития ВУ, разрабатывает целевые программы деятельности ВУ, обеспечивает преподавательский состав необходимой учебной и методической литературой,
принимает меры по совершенствованию материальной базы методических кабинетов, обобщению и распространению передового опыта,
ведет учет проделанной работы, анализирует ее результаты и эффективность.
Знает:
директивные и нормативные документы по народному образованию, достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки и практики,
формы и методы непрерывного повышения профессионального мастерства работников отрасли,
принципы и порядок разработки учебных планов, составления целевых комплексных программ, основные закономерности развития личности ребенка, специфику его потребностей, интересов, теорию и методику воспитания,
современные достижения науки, техники, культуры, искусства, содержание деятельности внешкольного учреждения и нормативные документы, регламентирующие их работу,
правила и нормы по охране труда, и технике безопасности.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявляемых ранее:
изучает практику деятельности детских коллективов в учебно-воспитательных учреждениях,
оказывает методическую и практическую помощь детскому активу и педагогам-воспитателям,
апробирует методики воспитательной работы в руководимом детском коллективе, а также в других детских коллективах учебно-воспитательных учреждении,
изучает передовые идеи в воспитании и развитии личности, занимается самообразованием,
организует деятельность детских и педагогических коллективов в учебно-воспитательных учреждениях,
оказывает методическую помощь по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта,
обобщает и пропагандирует эффективные подходы к решению задач воспитания и развития личности,
накапливает и систематизирует материалы по проблемам воспитания, развития учащихся,
устанавливает контакты с учебно-воспитательными учреждениями района, города, области,
выпускает методическую продукцию прикладного и организационно-методического характера,
прошел курсы повышения квалификации соответствующей категории.
Первая квалификационная категория
Помимо требований, предъявляемых ранее:
изучает практику деятельности детских и педагогических коллективов в учебно-воспитательных учреждениях,
изучает общественное мнение, настроения, интересы, ценностные ориентации детей и подростков. На основе изучения и анализа выявляет и пропагандирует эффективные инновационные подходы к решению задач воспитания и развития личности детей и подростков,
оказывает методическую и практическую помощь по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта, осуществляет прогнозирование процессов в детской и подростковой среде,
выпускает методическую продукцию прикладного, организационно-методического, информационно-пропагандистского характера, имеет контакты с научными и методическими центрами области,
накапливает и систематизирует материалы по проблемам воспитания и развития учащихся,
прошел курсы повышения квалификации соответствующей категории,
имеет звания и награды за педагогическую деятельность.
Высшая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
изучает практику детских и педагогических коллективов в учебно-воспитательных учреждениях,
изучает общественное мнение, настроения, интересы, ценностные ориентации детей и подростков. На основе изучения и анализа выявляет и пропагандирует эффективные инновационные подходы к решению задач воспитания, развития личности детей и подростков,
оказывает методическую и практическую помощь по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта, осуществляет прогнозирование процессов в детской и подростковой среде,
организовывает экспериментальную работу по созданию и апробированию оптимальных моделей деятельности коллективов детей и подростков,
выпускает методическую продукцию прикладного, организационно-методического, информационно-пропагандистского характера,
имеет научно-методические статьи в педагогической периодике,
устанавливает контакты с научными и методическими центрами области,
накапливает и систематизирует материалы по проблемам воспитания и развития учащихся,
прошел курсы повышения квалификации соответствующей категории,
имеет звания и награды за педагогическую деятельность.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности руководитель кружка
Базовая (третья)квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
комплектует состав кружка, секции, клубного объединения и других форм внеурочной работы с учащимися и принимает меры по его сохранению в течение учебного года (срока их работы),
обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм,средств и методов работы (обучения), исходя из психофизиологической, социально-экономической целесообразности, а также допустимой нагрузки учащихся,
составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение,
выявляет творческие способности учащихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей,
поддерживает одаренных и талантливых учащихся, ведет индивидуальную работу с детьми отставшими в развитии,
организует проведение олимпийских соревнований, выставок,
концертов и обеспечивает участие в них детей, посещающих занятия,
оказывает консультативную помощь родителям учащихся и педагогическим работникам учебно-воспитательного учреждения, обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Знает:
основные закономерности развития личности учащихся, специфику их возрастных потребностей, интересов,
основы педагогию , психологии, физиологии и гигиены
современные методы обучения и воспитания, организация досуга,
современные достижения науки и техники, культуры и искусства, программы занятий кружков, секций, студий,нормативные документы по внеурочной, внешкольной и культмассовой работе.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
владеет знаниями по методологии и социальной педагогике, психологии,
знает закономерности и тенденции развития народного образования в стране,
обеспечивает высшую результативную способность учебно-воспитательной работы, способствует формированию воспитательной и познавательной мотивации учащихся,
использует передовой опыт, имеет собственную методику проведения занятий отдельных тем,
организует творческий процесс, воспитывает у членов кружка высокие нравственные качества, эстетический вкус, творческое отношение,
осуществляет коллективную, групповую и индивидуальную работу с кружковцами, привлекая их к участию в проведении массовых мероприятий Центра внешкольной работы,
готовит весь коллектив или отдельные группы к участию в концертах, творческих отчетах, выставках,
формирует свой научно обоснованный опыт, делится им через школы передового опыта, семинары в ЦВР, в городе, районе, области,
владеет организационными формами диагностической работы,
может руководить стажировкой молодых руководителем кружка, творческими семинарами в районе и городе,
имеет высокий рейтинг среди педагогов, учащихся и родителей,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории, имеет звания, награды республиканского значения
организует консультативную помощь родителям учащихся.
Первая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
владеет системой знаний по методологии, общей и социальной педагогике, психологии, принципами философии, занимается научно
исследовательской, экспертной деятельностью, создает новые учебные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, осуществляет их апробацию,
разрабатывает и формирует принципы своей педагогической системы,
обобщает новаторский опыт в виде методических рекомендаций, научных публикаций,
владеет основами диагностической работы, умеет разрабатывать тесты,
обеспечивает высокую результативную учебно-воспитательную работу,
развивает творческие способности кружковцев, готовит призеров олимпиад, конкурсов, смотров, выставок, может руководить творческой группой или ВНИКом по разработке актуальных проблем образования, быть членом экспертной группы,
имеет высокий рейтинг среди сотрудников, педагогов города, области, среди учащихся и родителей,
повышает квалификацию по программе соответствующей категории,
имеет звания, награды за достижения педагогической или культурно-просветительской деятельности.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности преподаватель высшего профессионального училища, колледжа
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
планирует учебную работу в соответствии с базовым учебным планом и профилем обучения
корректирует программы по учебным предметам, вносит на утверждение цикловых комиссий,
проводит качественно обучение молодежи добивается от них глубокого прочного, осознанного усвоения знаний, навыков и умений в объеме программ, готовит их к практическому применению знаний,
использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения,
проводит внеклассную работу по преподаваемому предмету, осуществляет руководство одним из отделений, НСО,
расширяет степень социально-экономической свободы личности студентов в условиях рыночных отношений,
обеспечивает соблюдение учебной дисциплины и режима посещения занятий,
осуществляет воспитание студентов,
руководит педагогической практикой студентов,
изучает социально-психологические особенности коллектива и конкретных педагогических ситуаций, изучает уровень сформированных базовых основ культуры студентов,
сочетает внимание к студентам с разумной требовательностью к ним, изучает личность ребенка, его интересы, склонности, состояние здоровья,
участвует в методической работе предметно-цикловой комиссии училища, базовых школ, ЯГПИ соответствующие кафедры
систематически повышает профессиональный уровень используя разнообразные формы повышения квалификации в системе непрерывного педагогического образования, овладевает новейшими педагогическими технологиями,
разрабатывает планы оснащения учебного кабинета по предмету, пополняя его современным оборудованием,
несет ответственность за жизнь и здоровье студентов во время проведения различных мероприятий, организованных училищем, постоянно контролирует выполнение техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования, имеет высшее педагогическое образование, при наличии непедагогического образований проходит курсы переподготовки или поступает учиться в педагогическое учебное заведение,
участвует в управлении учебными учреждениями через педсовет, методический совет, совет училища и хозяйственные организации.
Знает:
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для качественного решения педагогических, научно-методических организационно-управленческих задач,
решения республиканского правительства по вопросам народного образования, нормативные акты и документы,
дисциплины психолого-педагогического цикла: современную педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподаваемого предмета в колледже, необходимым специалисту,
содержание и принципы организация обучения по предмету, программы и учебники, место и значение предмета в системе знаний, формировании личности человека,
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, методику воспитательной работы в училище, вопросы формирования различных студенческих коллективов и руководство ими в условиях демократизации,
основные направления и перспективы образования, педагогической науки, опыт зарубежных стран.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
осуществляет преподавание предмета на высоком научно-методическом уровне, знает, творчески использует в своей работе положительные идеи научных разработок учителей-новаторов, разрабатывает учебно-методический комплекс по преподаваемому предмету,
обеспечивает устойчивые положительные результаты учебно-воспитательной работы почти у всех студентов,
формирует средствами своего предмета базовые основы культуры личности,
самостоятельно разрабатывает содержание и методику преподавания отдельных тем курса, осуществляет лекторскую работу в ИПК по профилю преподаваемого предмета,
активно повышает уровень профессиональной компетенции, окончил курсы повышения квалификации на соответствующую категорию,
представляет и защищает свой педагогический опыт в любой форме: доклады, выступления на научно-практических конференциях, методические разработки,
является наставником молодых преподавателей, активно
участвует в работе творческих и продвинутых групп, МО, базовых школах,
имеет звания, награды за педагогическую деятельность,
имеет положительные рекомендации соответствующего факультета ЯГПИ, методического совета училища.
Первая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
самостоятельно разрабатывает учебно-методический комплекс преподаваемого предмета,
проводит урочную и внеурочную работу по предмету на высоком профессиональном уровне,
обеспечивает устойчивые и высокие результаты в учебно-воспитательной работе: все учащиеся развивают свои потенциальные познавательные возможности,
является руководителем ПЦК творческих и проблемных групп, постоянно формирует научно обоснованный опыт решения актуальных педагогических проблем, имеющих перспективное значение активно распространяет в своем коллективе, школе, регионе,
ведет большую и результативную деятельность по по связи училища с другими образовательными и профессиональными учреждениями,
принимает участие в экспериментальной работе по проверке
новых учебников и программ,
успешно работает в школах, на факультетах ЯГПИ, имеет высокий рейтинг среди студентов, коллег в городе, области,
имеет звания, знаний, ордена и медали.
Высшая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее: владеет системой знаний по методологии, общей и социальной педагогике, психологии, преподаванию предмета,
постоянно занимается научно-исследовательской деятельностью, создает новые технологии обучения, воспитания, развития, разрабатывает методические рекомендации для педагогической работы,
имеет научно-методические публикации,
умеет прогнозировать и разрабатывать профильные, целевые, комплексные программы деятельности учреждений народного образования,
принимает участие в работе экзаменательных комиссий,
обеспечивает высокую результативность учебно-воспитательного процесса,
возглавляет творческую группу по разработке путей решения актуальных проблем образования области, города, района, руководит постоянно действующим семинаром или ВНИКом ведущих жителей района, города, области, осуществляет лекторскую работу
окончил курсы повышения квалификации на соответствующую категорию, имеет рекомендации совета педучилищ области,
имеет ордена и медали, полученные за достижения в педагогическом труде, ученую степень и звания, другие награды.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности мастер производственного обучения профессионального учебного заведения
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
формирует у учащихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой рабочего и программой производственного обучения,
проводит уроки производственного обучения в учебной мастерской обучая учащихся рациональным способам и приемам выполнения учебно-производственных работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, бережному расходованию материалов и энергетических ресурсов, передовым формам организации и методам труда,
инструктирует учащихся по вопросам охраны труда и техники безопасности, несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время уроков производственного обучения,
контролирует соблюдение учащимися технологической дисциплины и техники безопасности, выполнение ученических норм времени и выработки, качество изготовляемой продукции,
обеспечивает выполнение планов производственной деятельности учебной группой,
оборудует рабочее место мастера производственного обучения и рабочие места учащихся в учебно-производственной мастерской е соответствии в требованиями учебной программы, техники безопасности и производственной санитарии,
подбирает учебно-производственные работы, изготовляет эталонные образцы учебно-производственных работ, работает над методическим обеспечением производственного обучения
принимает участие в оборудовании и оснащении учебно-производственной мастерской материалами и инструментом, технологической оснасткой, инструкционно-технологической документацией,
содержит оборудование учебной мастерской в работоспособном состоянии в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации, обеспечивает его сохранность,
организует производственное обучение и практику учащихся на предприятиях,
подбирает рабочие места, соответствующие учебным программам и требованиям правил и норм по охране труда,
участвует в оформлении с предприятием соответствующего договора,
осуществляет контроль за перечислением предприятиями денежных сумм за работы, выполненные учащимися в процессе производственного обучения и практики, своевременной выплатой им в училище установленных вознаграждений, а также оплатой непосредственно на производстве за перевыполнение норм выработки и выплатой премий учащимся, проходящим производственную практику в составе рабочих бригад,
организует подготовку учащихся к поэтапной аттестации, выпускному квалификационному экзамену, участвует в их проведении, осуществляет планирование, учет и отчетность по производственному обучению в соответствии с установленной документацией, в ходе обучения развивает у учащихся интерес к профессии, стремление к техническому творчеству, рационализаторском и изобретательской деятельности,
привлекает учащихся к участию в конкурсах профессионального мастерства,
использует в учебном процессе передовой педагогический и производственный опыт, научно-методические рекомендации, участвует в методической работе,
повышает свой профессиональный и методический уровень, принимает участие в осуществлении мероприятий по профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии, пропаганде профессиональных училищ,
совместно с классным руководителем группы активно участвует в комплектовании учебных групп, сохранении контингента учащихся и распределении выпускников по предприятиям (согласно договорам),
изучает индивидуальные особенности учащихся, организует с ними внеклассную воспитательную работу,
осуществляет связь с родителями учащихся, проводит родительские собрания,
проявляет заботу о здоровье учащихся, их медико-санитарном и жилищно-бытовом обслуживании, организации питания и материального обеспечения,
содействует физическому развитию учащихся, подготовке их к службе в рядах Вооруженных Сил.
Знает:
учебные программы и учебники по специальным предметам и производственному обучению,
основы профессиональной педагогики и психологии труда, основы организации и методики производственного обучения, требования к оборудованию учебных мастерских, рабочего места мастера п/о и учащегося,
технические требования к продукции, изготовляемой учащимися, нормативные документы по вопросам профессионального образования молодежи, организации учебно-производственного процесса в профессиональных училищах,
основы трудового законодательства.
Имеет:
уровень профессиональной деятельности - репродуктивный или адаптивный,
ориентируется в задачах и целях обучения, правильно определяет учебно-воспитательные задачи в зависимости от периодов обучения,
умеет рационально распределить программный материал по урокам, осуществлять взаимосвязь производственного обучения с теоретически планировать производственное обучение (составлять перечень учебно-производственных работ, план п/о на месяц, план урока).
Принимает участие в научно-методической работе:
изучает и использует методические рекомендации, передовой педагогический опыт, делится собственным опытом на заседаниях методической комиссии.
Обладает педагогическим тактом, умеет правильно строить взаимоотношения с учащимися, пользуется авторитетом среди учащихся и их родителей.
Успешно решает задачи профессионального обучения и воспитания учащихся.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
имеет высокий уровень профессиональных знаний: знает новую технику и технологию производства, передовые методы труда по профессии, передовой педагогический опыт, методические рекомендации по улучшению профессионального обучения,
уровень профессиональной деятельности локально-моделирующий (или осознанный): умеет анализировать свою педагогическую деятельность, причины пробелов в профессиональных знаниях, умениях и навыках учащихся, вносить необходимые, коррективы в организацию и методику обучения, обоснованно выбирает и сочетает различные методы обучения, умело использует методы,активизирующие познавательную деятельность учащихся, способствующие формированию и развитию технического мышления, познавательной самостоятельности,
формирует у учащихся навыки самоконтроля, высокой культуры труда,
может организовать производственное обучение по бригадной форме,
разрабатывает и использует документацию письменного инструктирования,
использует тренажеры в п/о учащихся, - совместно с преподавателями разрабатывает межпредметные комплексные задания для учащихся,
умело реализует воспитательные возможности производственного обучения, в т. ч. для решения задач экономического воспитания
может осуществлять индивидуальный подход к учащимся в обучении и воспитании, работать с педагогически запущенными подростками,
умеет вести индивидуальную работу с родителями учащихся.
Участие в научно-методической работе:
изучает и творчески использует передовой педагогический опыт, обменивается опытом работы с коллегами, проводит открыты уроки,
принимает активное участие в разработке и создании учебно-методического комплекса по разделам, темам производственного обучения,
его опыт используют в работе другие мастера производственного обучения училища.
успешно решает задачи профессионального обучения и воспитания учащихся: проводит уроки производственного обучения, поддерживает дисциплину учащихся на. уроке и внеклассном мероприятии,
формирует у учащихся интерес к профессии,
владеет основами организации и методики производственного обучения: методикой вводного, текущего и заключительного инструктажей, показа трудовых приемов, контроля и оценки учебно-производственных работ, выполняемых учащимися,
изготовляет эталоны учебно-производственных работ, выполняемых учащимися, простейшие наглядные пособия.
Первая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
Уровень профессиональной, деятельности - системно-моделирующий (или системный):
разрабатывает и создает учебно-методический комплекс по производственному обучению, эффективно его использует в учебно-производственном процессе,
ведет кружок технического творчества учащихся, занимается рационализаторской деятельностью, вовлекает в нее учащихся,
владеет методами изучения личности учащихся, успешно обучает и воспитывает педагогически запущенных учеников,
умеет рецензировать учебно-программную документацию для профессионального обучения, вести работу по ее совершенствованию.
Участие в научно-методической работе:
ведет экспериментальную работу по апробированию новых организационных форм и методов производственного обучения,
обобщает свой педагогический опыт в форме докладов и методических разработок по изучению тем, разделов, решению актуальных проблем производственного обучения учащихся,
его опыт изучают и используют мастера производственного обучения других профтехучилищ области,
может руководить методическим объединением мастеров производственного обучения, вести школу передового опыта.
Имеет высокий авторитет среди учащихся и родителей. Обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки учащихся, готовит победителей конкурсов профессионального мастерства.
Обучает учащихся сгруппированным профессиям широкого профиля, обеспечивает их конкурентоспособность на рынке труда.
Должен пройти специальные курсы повышения квалификации для мастеров производственного обучения I категории.
По остальным показателям отвечает квалификационным требованиям к мастеру производственного обучения II категории.
Имеет звания, награды за педагогическую деятельность.
Высшая квалификационная категория
Помимо требований,предъявленных ранее:
Уровень профессиональной деятельности - системно-моделирующий деятельность и поведение. Является новатором в вопросах организации и методики производственного обучения учащихся.
Участие в научно-методической работе:
принимает активное участие в экспериментальной работе по подготовке новых сложных профессий, создании и апробировании учебных программ, новых организационных форм производственного обучения.
Имеет звания, награды за педагогическую деятельность.
Повышает свою квалификацию на курсах соответствующей категории
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душна |
УТВЕРЖДАЮ
Директор департамента лицензирования
и контроля образовательных услуг
администрации Ярославской области
В.И. Рыбакова
Квалификационные требования
к должности преподаватель профессионального учебного заведения
Базовая (третья) квалификационная категория
Выполняет должностные обязанности:
формирует у учащегося общетехнические и профессиональные знания и умения, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой предмета, готовит учащихся к применению полученных знаний,
проводит уроки на должном научном и методическом уровне, используя разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины,
принимает участие в оборудовании и оснащении учебного кабинета необходимыми учебно-наглядными пособиями, учебниками, работает над методическим обеспечением темы, разделов учебной программы,
осуществляет подготовку учащихся к поэтапной аттестации, выпускному квалификационному экзамену, участвует в их проведении осуществляет планирование и обучение по своему предмету в соответствии с установленной документацией,
организует внеклассную воспитательную работу по предмету, в ходе обучения и внеклассной работы формирует и развивает у учащихся интерес к предмету, профессии, стремление к техническому творчеству, привлекает их к участию в конкурсах профессионального мастерства,
использует в учебно-воспитательном процессе передовой педагогический опыт, научно-методические рекомендации. Участвует в методической работе, повышает свой профессиональный и методический уровень,
несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проведения уроков и внеклассных мероприятий,
при назначении классным руководителем совместно с мастером производственного обучения:
организует внеклассную воспитательную работу, изучает индивидуальные особенности учащихся, осуществляет связь с родителями, проводит родительские собрания,
- анализирует состояние успеваемости и дисциплины учащихся в учебной группе, при необходимости организует учебную помощь,
- добивается согласованности требований и усилий педагогического коллектива и семьи,
- принимает меры по сохранению контингента учащихся,
- проявляет заботу о здоровье учащихся, их медико-санитарном и жилищно-бытовом обслуживании, организации питания и материального обеспечения,
- содействует физическому развитию учащихся;
принимает участие в осуществлении мероприятий по профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии, пропаганде профессиональных училищ,
ведет преподавание в объеме государственных программ по общетеоретическим и производственным дисциплинам,
распределяет программный материал по урокам, устанавливает внутрипредметные связи, связь с производственным обучением согласно методическим рекомендациям,
осваивает принципы,организационные формы и методы обучения контроля профессиональных знаний и умении учащихся,
ориентируется в целях и задачах обучения, правильно определяет и формулирует учебно-воспитательные задачи,
разрабатывает и создает простейшие наглядные пособия, дидактические материалы по предмету,
осваивает приемы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельной учебной деятельности, анализирует результаты своей педагогической деятельности, причины пробелов в знаниях учащихся,
повышает квалификацию на курсах, в методических объединения комиссиях.
Вторая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
качественно владеет программным материалом по предмету, достижениями педагогической науки, техники соответствующей отрасли, знает основы смежных дисциплин и педагогической практики, владеет современными методами преподавания, осуществляет их оптимальный отбор,
на основе диагностического анализа вносит необходимые коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса,
самостоятельно разрабатывает содержание и методику преподавания отдельных тем курса,
работает с группами учащихся, требующих интенсивного интеллектуального труда,
обеспечивает устойчивые положительные результаты учебно-воспитательной работы,
руководит творческой, проблемной группой преподавателей, методическим объединением в училище,
имеет обобщенный опыт по проблемам в форме выступлений, докладов, разработок,
имеет положительный рейтинг среди учащихся и коллег, повышает квалификацию на курсах соответствующей категории, имеет звания, значки, другие награды, полученные за педагогическую деятельность.
Первая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
разрабатывает и создает учебно-методический комплекс по предмету, используя новейшие технические средства,
анализирует и оценивает новые учебные программы, учебники, пособия, ведет экспериментальную работу по апробированию и внедрению передовых педагогических технологий,
использует достижения педагогической науки для создания своей технологии обучения,
может вести факультативные курсы, курсы повышенной сложности, преподавать в высшем профессиональном училище,
обобщает свой опыт и делится им на секциях, семинарах в городе, районе, области,
руководит методическим объединением, возглавляет школу передового опыта,
обеспечивает высшие устойчивые результаты в профессиональном обучении и развитии способностей учащихся,
имеет высокий рейтинг среди учащихся и коллег в городе, области,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории, имеет положительные рекомендации ИПК и отдела образования, имеет звания, значки и другие награды за педагогическую деятельность.
Высшая квалификационная категория
Помимо требований, предъявленных ранее:
имеет высокие результаты учебно-воспитательной деятельности ведет исследовательскую работу по проблемам образования,
является автором программ, методик, технологий преподавания проводит экспериментальную работу на базе учреждения, ряда учреждений,
возглавляет творческую группу по наиболее актуальным проблемам профессионального образования,
владеет системой знаний по методологии, педагогике, психологии предметного преподавания,
обобщает новаторский опыт в виде научно-методических трудов публикаций,
имеет высокий рейтинг среди учащихся, коллег и общественности в районе, области, республике,
имеет звания, ордена, медали и другие награды республики,
повышает квалификацию на курсах соответствующей категории и имеет положительные рекомендации ИПК и отдела образования.
Начальник отдела аттестации педагогических кадров и педагогических учебных заведений |
Т.В. Душина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.