В соответствии с распоряжением Губернатора области от 06.03.2013 N 112-р "О мерах, принимаемых органами и учреждениями системы профилактики, по предупреждению преступности несовершеннолетних на территории Ярославской области" и в целях координации действий в сфере воспитания обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый комплексный проект "Молодое поколение Ярославии".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области обеспечить участие в реализации проекта, указанного в пункте 1.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
С.Н. Ястребов |
Комплексный проект "Молодое поколение Ярославии"
(утв. постановлением Правительства области от 13 февраля 2014 г. N 114-п)
I. Общие положения и краткий анализ ситуации
1. Модернизация и поддержка среды воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области требуют участия различных субъектов, обеспечиваются ресурсами государственных и общественных организаций и ведомств. Управлять такой структурой затруднительно без действующих и постоянно актуализирующихся механизмов согласования планов, видов и форм инициируемой в интересах детей и молодежи деятельности.
Содержание социализации и воспитания в сферах образования, культуры, спорта, молодежной политики, деятельности общественных организаций задается государством, оно многоаспектно и фиксирует необходимость выработки каждым субъектом Российской Федерации системообразующего решения, гарантирующего комплексность регионального подхода.
Важно разработать и согласовать региональную концепцию воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области на перспективу до 2018 года - взаимосвязанные и вытекающие друг из друга идеи, принципы и механизмы, реализующиеся на межведомственной основе, с учетом интеграции ресурсов ведомств и организаций социальной сферы.
Комплексный проект "Молодое поколение Ярославии" (далее - проект) должен быть осмыслен как целостность, сопровожден и поддержан разными специалистами (от учителя до педагога дополнительного образования, от психолога до тренера, вожатого, тьютора, воспитателя и др.).
2. К сильным сторонам деятельности по воспитанию и социализации в регионе относятся:
- государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций;
- стабильная сеть государственных организаций в сфере образования, культуры, спорта, обеспечивающая занятость детей и молодежи на должном уровне;
- действующая модель поддержки одаренных детей, в том числе программа поддержки детей с математической одаренностью;
- многообразие видов и форм социальной деятельности детей и молодежи, инициированной различными организациями и ведомствами (проекты, фестивали, конкурсы, соревнования, конференции, лагеря и др.);
- реализация волонтерских программ и проектов в социальной сфере;
- функционирование органов государственно-общественного управления и других форм согласования интересов граждан (управляющие советы в образовании, общественные и координационные советы, ассоциации и др.);
- успешная реализация программ формирования информационной грамотности населения, телекоммуникационных проектов;
- опыт возрождения комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
- интеллектуальные программы и медиаконкурсы ( "Умники и умницы" и др.);
- региональные инновационные разработки отдельных организаций и ведомств в сфере воспитания и социализации (технология саморазвития личности, опыт организации проблемно-тематических дней, марафоны добрых дел, формирование портфолио и др.), признанные на уровне Российской Федерации, научные школы в сфере педагогики и культуры;
- опыт интеграции общего и дополнительного образования детей, взаимодействия организаций образования, культуры, спорта;
- поддержка социально значимой и спортивной деятельности по месту жительства (возрождение дворовых команд, создание необходимой инфраструктуры, подготовка аниматоров);
- реализация региональных программ инклюзивного образования ("Доступная среда" и др.).
3. Слабыми сторонами можно считать:
- несистемное привлечение инвесторов в социальные программы и проекты;
- недостаточную реализацию дополнительных образовательных программ, учитывающих интересы и потребности современного поколения Ярославии, отсутствие инфраструктуры, обслуживающей эти интересы и потребности;
- действующие программы поликультурного образования.
4. К возможностям можно отнести:
- образовательные центры образования, спорта, культуры (социокультурные комплексы);
- переговорные площадки социальной сферы;
- существующие дистанционные и телекоммуникационные региональные проекты в сфере воспитания и социализации;
- поликультурное образование;
- интеграционную и координирующую деятельность государственных образовательных организаций;
- развитие инфраструктуры досуга и спорта по месту жительства.
5. Выделяются следующие риски:
- низкий инновационный потенциал населения области;
- ориентация высококвалифицированных специалистов на отъезд в г. Москву и в г. С-Петербург;
- зависимость социальной сферы от бюджетных ассигнований (в том числе федеральных программ);
- необходимость капитальных вложений в инфраструктуру (в сфере образования, культуры, спорта);
- пассивность отдельных групп молодежи, приоритет занятости в сфере торговли, досуга и развлечений.
6. Основные проблемы:
- отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых в качестве ключевых результатов воспитания и социализации, таких как гражданская идентичность, общественная активность, социально полезный труд, здоровье и безопасный стиль жизни;
- невыстроенность регионального механизма взаимодействия организаций и ведомств образования, культуры, спорта, молодежной политики, государственного и негосударственного секторов;
- высокая степень нетерпимости между социальными группами - субкультурами богатых/бедных, русских/мигрантов;
- слабая включенность родителей, общественности в управление процессами социализации и воспитания;
- низкая степень развития "социальной инфраструктуры" (музеев, внутренних туристических маршрутов, театров, зон отдыха, досуга, спорта) в большинстве муниципальных районов области;
- недостаточное владение работниками социальной сферы, педагогами, населением, работающим с детьми и молодежью, методиками проектной деятельности (социальным проектированием), ориентированными на детей и подростков.
Коллективы организаций социальной сферы и общественность зачастую не имеют ясного понимания стратегических задач воспитания и социализации, в том числе в формировании навыков разработки и реализации социально значимых проектов. Это ведет к дезорганизации систем воспитательной работы разного уровня, разрушению единого воспитательного пространства образовательного учреждения, муниципального района, региона. Однако социальная сфера Ярославской области обладает богатым творческим потенциалом и способна изыскать внутренние резервы для разрешения сегодняшних проблем.
Стратегическая цель воспитания и социализации в Ярославской области - подготовка поколения ("класса развития") нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
7. Ключевые ценности проекта:
- ценность труда (поддержка школьных компаний, волонтерского движения, программ летнего отдыха, праздников труда и т.п.);
- ценность книги и чтения (библиотеки, фестивали доступной книги, просветительские программы и т.п.);
- ценность здоровья (спортивные площадки по месту жительства, социальная реклама и т.п.);
- ценность Ярославии (поддержка музеев, программ по краеведению, детского просветительского школьного телевидения и т.п.);
- ценность толерантности (организация инклюзивного образования, реализация программ поликультурного образования, поддержка проектов межрегионального и международного сотрудничества);
- ценность гражданской активности (детские и молодежные организации, переговорные площадки, школа молодых политиков, школа предпринимателей и социального проектирования);
- ценность развивающего досуга (организация семейного отдыха, в том числе выходного дня, развитие внутреннего туризма).
8. Планируемые результаты проекта:
- разработана, обсуждена и принята региональная концепция воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области на перспективу до 2018 года;
- функционирует региональный портал "Молодое поколение Ярославии";
- обеспечена поддержка социально значимой деятельности детей и молодежи (подготовка координаторов, методические рекомендации с примерами успешных социальных проектов и инициатив);
- организовано ведение летописи добрых дел (на уровне государственных и общественных организаций, муниципальном и региональном уровне, с использованием возможностей портала "Молодое поколение Ярославии");
- реализована программа регионального фестиваля "Летопись добрых дел" с представлением результатов лучших социально значимых проектов Ярославской области.
II. Этапы реализации проекта
N п/п |
Наименование этапа, мероприятия |
Координатор |
Организационный (до 25 февраля 2014 года) | ||
1.1. |
Разработка и утверждение плана мероприятий по реализации проекта |
ДО |
1.2. |
Информирование о проекте всех заинтересованных организаций и ведомств |
ДО |
Инфраструктурный (до 20 марта 2014 года) | ||
2.1. |
Формирование постоянно действующей рабочей группы по реализации проекта |
ДО |
2.2. |
Разработка и обсуждение концепции портала "Молодое поколение Ярославии" |
ДО, ДК, АДМ, АФКиС |
2.3. |
Разработка и тестирование первой версии портала "Молодое поколение Ярославии" |
ДО, ДК, АДМ, АФКиС |
2.4. |
Разработка, издание, тиражирование методических рекомендаций по разработке и реализации социально значимых проектов, ведению летописи добрых дел |
ДО, ДК, АДМ, АФКиС, ДТР |
Этап разработки (до 01 июня 2014 года) | ||
3.1. |
Организация разработки и обсуждения региональной концепции воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области на перспективу до 2018 года |
ДО, ДК, АДМ, АФКиС, УСД |
3.2. |
Формирование на портале "Молодое поколение Ярославии" региональной версии летописи добрых дел (для представления результатов лучших социально значимых проектов) |
ДО, ДК, АДМ, АФКиС, УСД, УМК |
3.3. |
Разработка и обсуждение положения о региональном фестивале "Летопись добрых дел", информирование заинтересованных организаций и ведомств о проведении муниципального этапа регионального фестиваля |
ДО, ДК, ДОС, АДМ, АФКиС, ДТР, УСД |
Апробационный (до 01 ноября 2014 года) | ||
4.1. |
Утверждение региональной концепции воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области на перспективу до 2018 года |
заместитель Губернатора области Костин В.Г. |
4.2. |
Проведение муниципального этапа регионального фестиваля "Летопись добрых дел" |
ДО, ДК, АДМ, АФКиС, ДТР, УСД, ОМС |
Презентационный (до 01 января 2015 года) | ||
5.1. |
Выставление лучших социально значимых проектов региона на портале "Молодое поколение Ярославии" |
ДО, ДК, АДМ, АФКиС |
5.2. |
Проведение регионального фестиваля "Летопись добрых дел" |
ДО, ДК, ДОС, АДМ, АФКиС |
5.3. |
Обсуждение итогов проекта |
рабочая группа по реализации проекта |
5.4. |
Формирование по итогам проекта электронной версии книги "Летопись добрых дел" |
ДО |
Список сокращений, используемых в таблице
АДМ - агентство по делам молодежи Ярославской области
АФКиС - агентство по физической культуре и спорту Ярославской области
ДК - департамент культуры Ярославской области
ДО - департамент образования Ярославской области
ДОС - департамент общественных связей Ярославской области
ДТР - департамент территориального развития Ярославской области
ОМС - органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области
УМК - управление массовых коммуникаций Правительства области
УСД - управление по социальной и демографической политике Правительства области
III. Управление проектом
Управление проектом осуществляет рабочая группа по реализации проекта, состоящая из представителей структурных подразделений аппарата Правительства области и органов исполнительной власти области, в компетенцию которых входят вопросы управления социальной сферой: департамента образования Ярославской области, агентства по делам молодежи Ярославской области, агентства по физической культуре и спорту Ярославской области, департамента культуры Ярославской области, департамента территориального развития Ярославской области, управления по социальной и демографической политике Правительства области, управления массовых коммуникаций Правительства области.
Рабочая группа по реализации проекта собирается по инициативе департамента образования Ярославской области по мере необходимости, но не реже 1 раза квартал, заслушивает отчет о ходе реализации проекта, принимает решение о его корректировке.
По мере необходимости органы исполнительной власти области, в компетенцию которых входят вопросы управления социальной сферой, могут назначать координаторами отдельных направлений проекта государственные учреждения, находящиеся в их функциональной подчиненности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 13 февраля 2014 г. N 114-п "Об утверждении комплексного проекта "Молодое поколение Ярославии"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Документ-Регион" от 21 февраля 2014 г. N 13