Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлениюАдминистрации ЯМР
от 3 июня 2014 г. N 2037
Муниципальная целевая программа
"Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославского муниципального района на 2010 - 2014 годы" в новой редакции
25 августа 2014 г.
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославского муниципального района на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Ярославской области от 5 апреля 2010 г. N 187-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на 2010 - 2014 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" |
Заказчик Программы |
Администрация Ярославского муниципального района. |
Разработчик Программы |
Управление развития агропромышленного комплекса, экологии и природопользования Администрации Ярославского муниципального района (далее - УРАПК, ЭиП) |
Исполнители программы |
- управление развития агропромышленного комплекса, экологии и природопользования Администрации Ярославского муниципального района; |
- управление образования Администрации Ярославского муниципального района; | |
- управление труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района; | |
- муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр развития" Ярославского муниципального района. | |
Координатор Программы |
Управление развития агропромышленного комплекса, экологии и природопользования Администрации Ярославского муниципального района |
Цели Программы |
Целью Программы является обеспечение эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса муниципального района на основе повышения конкурентоспособности и эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции |
Перечень разделов Программы |
1. Паспорт Программы |
2. Сведения об общей потребности в ресурсах | |
3. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы | |
4. Цели и задачи Программы | |
5. Перечень и описание программных мероприятий | |
6. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам | |
7. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации | |
8 Методика оценки экономической эффективности реализации Программы | |
Сроки реализации Программы |
- 2010 - 2014 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая потребность в финансовых ресурсах составляет 5469749,4 тыс. рублей, в том числе: |
- за счет средств местного бюджета - 45962,0 тыс. рублей; | |
- предполагаемое привлечение средств из областного и федерального бюджетов 2277452,4 тыс. рублей; | |
- за счет внебюджетных источников - 3146335,0 тыс. рублей . | |
Контроль за исполнением Программы |
Начальник управления развития агропромышленного комплекса, экологии и природопользования Администрации Ярославского муниципального района Тимофеев Александр Николаевич тел. 32-95-82 |
Основные ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 27,4 процента по отношению к 2008 году; |
- повышение производительности труда в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2008 годом на 35,5 процента. | |
- повышение доли прибыльных сельскохозяйственных предприятий на 0,7 процента по сравнению с уровнем 2008 года; | |
- комплексное обустройство населенных пунктов, где предполагается развитие сельскохозяйственного производства - 73,3 процента; | |
- уровень обеспечения сельского населения учреждениями здравоохранения, отвечающими требуемым нормам - 100 процентов; | |
- уровень обеспечения сельского населения спортивными сооружениями, отвечающими требуемым нормам - 100 процентов; | |
- уровень обеспечения сельского населения детскими дошкольными учреждениями, отвечающими требуемым нормам - 100 процентов; | |
- уровень обеспечения сельского населения общеобразовательными учреждениями, отвечающими требуемым нормам - 100 процентов; | |
- уровень обеспечения сельского населения учреждениями культуры, отвечающими требуемым нормам - 100 процентов; | |
- уровень газификации сельских населенных пунктов сетевым газом - 70 процентов; | |
- рост обеспеченности сельского населения жильем - 0,20 процента. |
Постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 25 августа 2014 г. N 3084 раздел II настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента опубликования названного постановления
II. Сведения об общей потребности в ресурсах
Наименование ресурсов |
ед. изм. |
всего |
в том числе по годам: |
||||
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2014 г |
|||
Финансовые ресурсы - всего, в том числе: |
тыс. руб. |
5464804,4 |
755445,0 |
908917,0 |
1102629,9 |
1465822,5 |
1231990,0 |
областной бюджет |
тыс. руб. |
1477878,1 |
133730,0 |
248750,0 |
346835,0 |
490663,1 |
257900,0 |
федеральный бюджет |
тыс. руб. |
799574,3 |
192930,0 |
126710,0 |
132572,2 |
170452,1 |
176910,0 |
местный бюджет |
тыс. руб. |
40849,0 |
4380,0 |
3965,0 |
17582,7 |
12434,3 |
2487,0 |
внебюджетные источники |
тыс. руб. |
3146503,0 |
424405,0 |
529492,0 |
605640,0 |
792273,0 |
794693,0 |
III. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства Ярославского муниципального района, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Ярославский муниципальный район активно участвует в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" (далее - Государственная программа).
В агропромышленном комплексе Ярославского муниципального района резкого сокращения посевных площадей с 2000 года по 2009 год в целом не наблюдается. Однако посевная площадь под зерновыми культурами сократилась на 24 процента, посадочная площадь под картофелем на 19 процентов, посадочная площадь под овощами открытого грунта на 26 процентов, но значительно увеличились площади, занятые под кормовыми культурами. Валовое производство зерна сократилось на 3 процента, овощей открытого грунта на 6 процентов, а производство картофеля возросло на 25 процентов.
В отрасли животноводства за этот период наблюдается рост поголовья крупного рогатого скота на 4 процента, в том числе коров на 15 процентов. Производство реализованного мяса всех видов скота возросло на 12 процентов. Валовое производство молока возросло на 39 процентов.
Быстрыми темпами снижается численность работающих в сельскохозяйственном производстве. В 2009 году в сельскохозяйственных предприятиях число работающих составило 4,0 тысячи человек, что на 34,8 процента меньше, чем в 2000 году.
Среднемесячная заработная плата в 2009 году в сельскохозяйственных предприятиях района составила 11033 рубля, что на 24 процента выше, чем зарплата в среднем по сельскому хозяйству в Ярославской области.
Показатель обновления машинотракторного парка в среднем за год не превышает - 3 процентов, в тоже время выбытие (списание) техники составляет более 5 процентов (разница более чем в 1,7 раза). В связи с этим в 2009 году по сравнению с 2000 годом парк тракторов уменьшился на 23 процента, кормоуборочных комбайнов на 10 процентов.
На низком уровне остается рентабельность производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий. На этот показатель в значительной мере влияет неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, в связи с опережающим ростом цен, прежде всего на топливо, электроэнергию, промышленную продукцию, услуги связи по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;
- неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых форм хозяйствования, к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- недостаточное количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов по всем видам деятельности, без которых невозможно дальнейшее успешное экономическое развитие на селе.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем. Повышение уровня продовольственного обеспечения населения района будет способствовать успешной реализации всего комплекса целей социально-экономического развития района.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного секатора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие аграрного комплекса", Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслей экономики села.
Оптимальное размещение и специализация сельскохозяйственных производств составляет одну из важнейших проблем развития сельского хозяйства. Ее решение находится в прямой зависимости от установления правильных пропорций между промышленностью, сельским хозяйством и другими отраслями экономики, а также между различными отраслями сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственными предприятиями.
Современная экономика призвана обеспечить рациональное размещение производительных сил, рост общественного производства, сокращение общественно необходимых затрат на производство всей сельскохозяйственной продукции. Особенность этой проблемы состоит в том, что решать ее надо зонально, по хозяйствам, опираясь на природные, экономические и социальные условия. Для полного и рационального использования экономических и природных факторов целесообразно развивать в каждом хозяйстве не одну, а несколько отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные условия. Только при правильном подборе и рациональном сочетании отраслей достигаются наилучшие результаты. Специфику специализации сельскохозяйственного производства обуславливают объективно существующие его особенности.
Сущность правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства состоит в том, чтобы исходя из потребностей сельского хозяйства в районе, в хозяйствах возделывались культуры и разводились виды животных в сочетании, которое позволяет получать максимум продукции с единицы земельной площади при минимальных затратах труда.
Каждая отрасль становится выгодной в том случае, если она достаточно крупная по объему производства, позволяющему применять современную технику, технологии и необходимые формы кооперации и разделения труда.
В районе основное направление производства продукции (45 процентов в структуре денежной выручки) является производство молока. Растениеводство в основном направлено на обеспечение кормами отрасль животноводства.
Технологическое оборудование (молокопроводы, система водоснабжения, холодильники, транспортеры и т.д.) в большинстве животноводческих ферм физически и морально устарело. В растениеводстве практически отсутствует оборудование для первичной подработки продукции (сортировально-упаковочные и моечные аппараты, весовое хозяйство и т.д.).
Недостаток высокопроизводительной техники и оборудования, крайняя изношенность имеющейся техники и оборудования сдерживает увеличение производства сельскохозяйственной продукции и улучшение ее качества.
Для обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции необходимо систематически снижать трудовые, материальные и энергетические затраты при ее производстве.
В настоящее время при опережающем росте тарифов и цен на топливо и электроэнергию по сравнению с ценами сельхозпродукции доля энергозатрат в ее себестоимости возросла.
Одним из направлений и резервом экономии топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве является его технологическое перевооружение. Оно предусматривает изменение существующих или привлечение новых, менее энергоемких технологий и техники в растениеводстве и животноводстве.
В растениеводстве наиболее эффективными формами в рамках этого направления можно считать замену энергоемких операций, их сокращение и совмещение.
В животноводстве наиболее оправданы такие способы экономии энергоресурсов как применение энергосберегающих технологий при заготовке, хранении, приготовлении и раздаче кормов, внедрение современных энергосберегающих технологий для первичной обработки животноводческой продукции.
Своевременное обновление машинно-тракторного парка является весьма важным мероприятием в деле экономии горюче-смазочных материалов. Выработавшая свой нормативный срок службы машина, как правило, расходует больше топлива, чем новая, что повышает энергетическую составляющую затрат на производство сельскохозяйственной продукции.
Остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство. В 2009 году объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства района составил 21 процент. Это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков экономического и природного характера, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
Сложившая на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. Для выполнения мероприятий по эффективному и устойчивому развитию аграрной экономики огромное значение имеет обеспечение достойного уровня жизни сельского населения.
IV. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса муниципального района на основе повышения конкурентоспособности и эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Для достижения этой цели необходимо решение основных задач:
- достижение запланированных уровня производительности труда и объемов производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий и обеспечение роста доли прибыльных сельскохозяйственных предприятий;
- развитие сельских территорий до значений индикативных показателей.
Для решения основной задачи по достижению запланированных уровня производительности труда и объемов производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий и обеспечению роста доли прибыльных сельскохозяйственных предприятий необходимо совершенствовать структуру сельскохозяйственного производства, а также выполнить следующие задачи:
- техническую и технологическую модернизацию АПК;
- развитие отрасли животноводства и птицеводства;
- развитие отрасли растениеводства;
- развитие и поддержка малых форм хозяйствования на селе;
- улучшение информационно-консультативного, кадрового обеспечения отрасли и создание ЕСИО АПК;
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях;
Для развития сельских территорий до значений индикативных показателей необходимо решение следующих задач:
- повышение доступности и улучшение качества оказания медицинской помощи сельскому населению района;
- создание условий для укрепления здоровья, развития инфраструктуры спорта и приобщения к регулярным занятиям физической культурой и спортом сельского населения;
- развитие инфраструктуры образования сельских территорий;
- модернизация сферы культуры на селе;
- повышение уровня газо- и водоснабжения сельских населенных пунктов;
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений, в том числе в рамках пилотных проектов;
- укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания на селе.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2014 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2008 году на 27,4 процентов. Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 5,5 процентов.
V. Перечень и описание программных мероприятий
В ходе реализации данной Программы должны быть выполнены основные показатели и целевые индикаторы развития агропромышленного комплекса Ярославского муниципального района, которые приведены в приложении 1 к Программе. Для их достижения необходимо выполнение следующих мероприятий:
1. Техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники.
В последние годы в условиях низкой покупательской способности сельскохозяйственных товаропроизводителей, из-за диспаритета цен на энергоносители и сельскохозяйственную продукцию, происходит сокращение машинно-тракторного парка и технологического оборудования. Ежегодное сокращение тракторов составляет 20 - 30 единиц, а по итогам 2009 года в сельхозпредприятиях муниципального района осталось 754 единица или 88% к уровню 1991 года.
Аналогичная обстановка и по зерновым, кормоуборочным комбайнам.
Обновление машинно-тракторного парка за последние 10 лет происходит менее одного процента в год, при норме 10%.
В целях недопущения дальнейшего снижения технического потенциала, необходимо провести мероприятия по технической и технологической модернизации сельского хозяйства.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и животноводства.
Для этих целей за счет средств областного бюджета предусмотрена государственная поддержка по следующим направлениям:
- предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями (кроме граждан, ведущих ЛПХ) в российских кредитных организациях, в т.ч. и в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на приобретение сельскохозяйственной техники Российского и зарубежного производства в размере одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам (займам), оформленным после 01 января 2010 года, в пределах одной второй, но не менее одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа);
- компенсация части затрат в форме субсидий на приобретенную сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование;
- предоставление субсидий из областного бюджета на частичное погашение лизинговых платежей организациям агропромышленного комплекса;
- пополнение уставного фонда на приобретение техники по областному лизингу. Данная мера государственной поддержки осуществляется через департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области, который в рамках своих полномочий финансирует пополнение уставного капитала лизинговой областной компании.
Кроме того, предприятия агропромышленного комплекса Ярославского района и используют возможности федерального лизинга, осуществляемого за счет средств федерального бюджета.
Всего за счет средств различных источников финансирования в сельскохозяйственные предприятия Ярославского муниципального района предусматривается приобретение высокотехнологичных сельхозмашин и оборудования для ведения прогрессивных ресурсосберегающих технологий в течение 5 лет на сумму 1800,0 млн рублей, в том числе по областному лизингу 415,0 млн руб. (Таблица N 1)
Таблица N 1
Приобретение техники и технологического оборудования в сельскохозяйственных предприятиях Ярославского муниципального района в 2010 - 2014 годах.
(млн рублей)
Показатели |
Всего |
годы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Объем привлеченных кредитов на приобретение с/х. техники и оборудования |
1800,0 |
287,0 |
333,0 |
366,2 |
403,3 |
410,5 |
в том числе, по областному лизингу |
415,0 |
81,0 |
82,0 |
83,0 |
84,0 |
85,0 |
В целях более полного удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей в современных энерго- и ресурсообеспечивающих машинах предусматривается приобретение специализированной сельскохозяйственной техники на предприятиях области и за ее приделами.
При реализации энергосберегающих мероприятий в рамках областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2012 годы и перспективу до 2015 года, сельскохозяйственные предприятия нашего района снизят затраты за потребленную электрическую энергию.
Реализация намеченных мероприятий позволит к 2014 году достигнуть энергообеспеченности в сельскохозяйственных организациях на 100 гектаров посевной площади 480 лошадиных сил.
Основные показатели и целевые индикаторы по технической и технологической модернизации АПК указаны в приложении 1 к Программе.
2. Развитие отрасли животноводства и птицеводства
Задачу по развитию животноводства и птицеводства предусматривается решать по следующим направлениям:
2.1 развитие молочного скотоводства.
Дальнейшее развитие молочного скотоводства предусматривает реализацию мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации производственных объектов, внедрению прогрессивных технологий, приобретению техники, оборудования и племенных животных, улучшению кормления и содержания животных. Реализация этих мероприятий позволит повысить удой на корову в сельскохозяйственных предприятиях до 5465 килограммов и увеличить производство молока в хозяйствах до 90,062 тысяч тонн, увеличение к уровню 2008 года составит 26 процентов.
В целях сокращения затрат труда в животноводстве и получения качественной молочной продукции Программой предусматривается продолжение работы по приобретению и установке соответствующего оборудования для механизации кормления, доения, охлаждения молока.
Мероприятия по государственной поддержке развития молочного скотоводства предусматривают предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат:
- на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота на одну условную голову из расчета учтенного племенного поголовья (сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской
- на приобретение племенных быков-производителей, нетелей и телок за одну голову;
- на поддержку молочного животноводства за молоко, произведенное и реализованное сверх уровня предыдущего года при условии сохранения поголовья коров, имевшегося на начало года.
Основные показатели производства молока и продуктивности коров отражены в таблице N 2
Таблица 2
Производство молока и продуктивность коров в хозяйствах всех категорий района
Показатели |
един. измерения |
200 г факт |
2009 г факт |
2010 г прогноз |
2011 г прогноз |
2012 год прогноз |
2013 г прогноз |
2014 г прогноз |
Производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. т. |
75,650 |
78,340 |
79,165 |
83,003 |
87,747 |
90,883 |
93,562 |
в том числе сельхозпредприятия |
тыс. т. |
71,558 |
74,840 |
75,165 |
79,103 |
83,947 |
87,183 |
90,062 |
продуктивность коров в сельскохозяйственных предприятиях |
кг. |
5149,000 |
5143,000 |
5210,000 |
5285,000 |
5325,000 |
5365,000 |
5465,000 |
2.2 развитие свиноводства.
Развитие свиноводства в районе предусматривает осуществление мероприятий по увеличению производства свинины в ОАО "Курба" за счет увеличения продуктивности животных и реконструкции комплекса. Показатели по поголовью и производству мяса свиней в хозяйствах отражены в приложении 1 к Программе.
Планируется расширить работу по трехпородному скрещиванию животных, при котором многоплодие свиней увеличить на 10 - 15 процентов, приросты живой массы молодняка - на 15 - 20 процентов при снижении затрат кормов на 1 килограмм прироста на 0,2 - 0,5 кормовой единицы.
Свиноводческий комплекс с законченным циклом производства в ОАО "Курба" прогнозируется модернизировать с максимальным использованием существующих зданий и сооружений и оснастить их перспективным технологическим оборудованием.
Реализация мероприятий позволит довести объем производства мяса свиней в живом весе с 0,9 тысяч тонн в 2008 году до 3,5 тысячи тонн в 2014 году.
Мероприятия по государственной поддержке свиноводства предусматривают предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат:
- на приобретение племенных хряков и свинок.
Основные показатели по свиноводству приведены в таблице N 3
Таблица N 3
Поголовье и производство мяса свиней в хозяйствах всех категорий района
N п/п |
Показатель |
ед. изм. |
2008 год факт |
2009 год факт |
2010 год прогноз |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз |
2014 год прогноз |
1. |
Поголовье свиней: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в сельхозпредприятиях |
гол. |
8375 |
8741 |
22035 |
23035 |
33035 |
35035 |
37040 |
|
в ЛПХ и КФХ |
гол. |
1100 |
1000 |
1000 |
900 |
800 |
700 |
600 |
|
всего в хозяйствах всех категорий |
гол. |
9475 |
9741 |
23035 |
23935 |
33835 |
35735 |
37640 |
2. |
Производство мяса свиней в живом весе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в сельхозпредприятиях |
т. |
928 |
633 |
1802 |
1982 |
2150 |
2522 |
3593 |
|
в ЛПХ, КФХ |
т. |
311 |
300 |
300 |
280 |
250 |
200 |
150 |
|
всего в хозяйствах всех категорий |
т. |
1239 |
933 |
2102 |
2262 |
2400 |
2722 |
3743 |
3. |
Производство мяса свиней в хозяйствах всех категорий в убойном весе, тонн |
т. |
941 |
710 |
1597 |
1719 |
1824 |
2069 |
2845 |
Используемые сокращения:
КФХ - крестьянские (фермерские) хозяйства
ЛПХ - личные подсобные хозяйства
2.3 развитие птицеводства.
Главным направлением в развитии птицеводства в районе является реализация мероприятий по техническому и технологическому перевооружению процесса производства яиц в ООО "Север" в первую очередь, направленных на применение ресурсосберегающих технологий:
- при содержании птицы планируется применение режимов прерывистого освещения как эффективного энергосберегающего технологического приема, позволяющего более экономно использовать электроэнергию;
- внедрение клеточного оборудования для выращивания и содержания кур несушек с применением экологически чистого метода пометоудаления, обеспечивающего экономию топливных и сырьевых ресурсов;
- замена традиционных централизованных систем отопления на экономный обогрев от газовых теплогенераторов и других экономных средств обогрева;
- полное использование имеющихся мощностей птицефабрики.
В настоящее время в хозяйстве используется птица кроссов "Хайсекс белый" и "Хайсекс коричневый" Предусматривается совершенствовать структуру поголовья птицы за счет внедрения новых высокопродуктивных кроссов отечественной и зарубежной селекции, которые позволят достичь более высоких результатов
Планируется увеличить производство куриных яиц с 95,3 млн штук до 140,0 млн штук, производство мяса птицы с 323,8 тонн до 750 тонн.
Основные показатели по птицеводству ООО "Север" приведены в таблице N 4
Таблица N 4
Производство яйца и мяса птицы в ООО "Север" Ярославского района
N п/п |
Показатели |
ед. изм. |
2008 год факт |
2009 год факт |
2010 год прогноз |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз |
2014 год прогноз |
1. |
производство яиц |
млн шт. |
95,3 |
125,6 |
140,0 |
140,0 |
140,0 |
140,0 |
140,0 |
2. |
производство мяса птицы в живом весе |
т. |
323,8 |
761,3 |
750,0 |
750,0 |
750,0 |
750,0 |
750,0 |
3. |
Производство мяса птицы в убойном весе - всего (тонн) |
т. |
233,1 |
548,0 |
548,0 |
548,0 |
548,0 |
548,0 |
548,0 |
2.4 развитие рыбоводства.
Для удовлетворения потребностей населения Ярославского района, области и других регионов в осетровой икре, а также живой и свежей рыбе, в том числе ценных видов, общество с ограниченной ответственностью "Ярославский рыбоводный завод" осуществляет строительство индустриального комплекса с системой установок замкнутого водоснабжения для производства 5 тонн осетровой икры в год от собственного маточного стада и 30 тонн рыбы осетровых пород. Основные показатели развития промышленного рыбоводства в Ярославском районе отражены в таблице N 5
Таблица N 5
Основные показатели развития товарной рыбы осетровых пород в Ярославской районе.
N п/п |
Показатель |
един. изм. |
2008 год факт |
2009 год факт |
2010 год прогноз |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз |
2014 год прогноз |
1. |
производство товарной рыбы осетровых пород |
т. |
- |
- |
268,8 |
483,8 |
412,5 |
336,4 |
62,9 |
2. |
производство пищевой икры осетровых рыб |
т. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5,0 |
2.5 проведение противоэпизоотических мероприятий.
Решение подзадачи по противоэпизоотическим мероприятиям прогнозируется осуществить при реализации следующих мероприятий:
- формирование и реализация плана противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на оперативную диагностику, эффективную профилактику и ликвидацию инфекционных и инвазионных болезней животных;
- проведение комплекса профилактических мероприятий по охране территории района и от заноса заразных болезней животных из неблагополучных регионов России и зарубежья;
- проведение специальных ветеринарных и хозяйственных мероприятий, направленных на профилактику и ликвидацию незаразных болезней животных, массовых отравлений, повышение сохранности молодняка сельскохозяйственных животных, предупреждение бесплодия маточного поголовья;
- проведение ветеринарно-хозяйственных оздоровительных мероприятий для стабилизации эпизоотической обстановки по лейкозу крупного рогатого скота, гиподерматозу и бешенству;
- ремонт и реконструкция зданий и сооружений ветеринарного назначения, оснащение их современным оборудованием для проведения лечебных мероприятий. Предусматриваются меры государственной поддержки за счет средств областного бюджета на проведение противоэпизоотических мероприятий.
3. Развитие отрасли растениеводства
Комплексное развитие отрасли растениеводства в Ярославском муниципальном районе предусматривает сохранение посевных площадей по всем основным видам возделываемых сельскохозяйственных культур, увеличение их урожайности и валового производства.
Задачи по развитию растениеводства предусматривается осуществить по следующим подзадачам.
3.1 Вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
Решение подзадачи обеспечивается за счет:
- оформления сельхозтоваропроизводителями права собственности и долгосрочной аренды сельскохозяйственных угодий с государственной регистрацией;
- сохранение и поддержка почвенного плодородия.
Сегодня сельхозтоваропроизводители имеют в собственности всего 22 процента земель от всех сельскохозяйственных угодий. Поэтому необходимо решить следующие вопросы:
- оформления земель в собственность путем выкупа земельных участков или земельных долей с последующей государственной регистрацией права;
- заключения договоров долгосрочной аренды на земельные участки с физическими или юридическими лицами (несельскохозяйственными организациями) с последующей государственной регистрацией сделок;
- выкупа земель, предоставленных сельхозтоваропроизводителям на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Задача будет решаться путем оказания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям в форме субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на государственную регистрацию прав земельных долей и сделок с ними;
Постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 25 августа 2014 г. N 3084 в пункт 3.2 подраздела 3 раздела V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного постановления
3.2 сохранение и поддержание почвенного плодородия.
Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса района по увеличению производства сельскохозяйственной продукции является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия сельскохозяйственных угодий. Для этого необходимо проведение комплекса агрохимических мероприятий по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, что предусматривает:
- проведение агрохимического обследования;
- проведение известкования, фосфоритования почв;
- внесение минеральных удобрений;
- внесение органических удобрений;
- применение комплекса мер по защите почв и сельскохозяйственных растений от возбудителей болезней и вредителей, в том числе химических средств защиты;
- выполнение мелиоративных и культуртехнических мероприятий.
Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства, оценка динамики качественных показателей земель свидетельствует, что без принятия необходимых мер, основные негативные тенденции в состоянии плодородия земель в перспективе значительно усилятся.
Комплекс и объемы планируемых мероприятий по повышению плодородия почв в сельскохозяйственных предприятиях Ярославского муниципального района на 5 лет приводится в таблице N 7
Таблица N 7
Мероприятия по повышению плодородия почв в сельскохозяйственных предприятиях Ярославского муниципального района на 2010 - 2014 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ед. изм. |
Всего |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1. |
Известкование почв |
га. |
17500,0 |
2500,0 |
3000,0 |
3500,0 |
4000,0 |
4500,0 |
2. |
Фосфоритование почв |
га. |
17000,0 |
2000,0 |
3000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
3. |
Внесение органических удобрений |
тыс. т. |
1057,6 |
203,5 |
206,7 |
213,1 |
216,3 |
218,0 |
4. |
Применение минеральных удобрений |
т.д. в. |
11200,0 |
2300,0 |
2500,0 |
2600,0 |
2800,0 |
3000,0 |
5. |
Использование с/х культур на седиральные удобрения |
га. |
3500,0 |
700,0 |
700,0 |
700,0 |
700,0 |
700,0 |
6. |
Подсев многолетних трав |
га. |
29000,0 |
5600,0 |
5700,0 |
5800,0 |
5900,0 |
6000,0 |
7. |
Протравливание семян |
т. |
8900,0 |
1300,0 |
1600,0 |
1800,0 |
2000,0 |
2200,0 |
8. |
Химпрополка с/х культур |
тыс. га. |
56,5 |
10,0 |
11,0 |
11,5 |
12,0 |
12,0 |
9. |
Агрохимическое обследование |
га. |
57000,0 |
- |
- |
57000,0 |
- |
- |
10. |
Реконструкция мелиоративных систем |
га. |
2500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
Одним из основных мероприятий по сохранению и увеличению содержания гумуса в почве является внесение органических удобрений. При имеющемся поголовье животных сельскохозяйственные предприятия Ярославского муниципального района обеспечены собственными органических удобрениями. Вывозка на поля и внесение их в почву требуют больших финансовых затрат. Расчет затрат на указанные мероприятия приводится в таблице N 8
Таблица N 8
Расчет затрат на вывозку и внесение органических удобрений в сельскохозяйственных предприятиях Ярославского муниципального района на 2010 - 2014 годы
Для решения поставленных задач в рамках данной Программы из средств бюджета Ярославского муниципального района предусматривается компенсация части затрат в форме субсидий на вывозку и внесение органических удобрений.
Порядок начисления выплаты субсидий сельскохозяйственным предприятиям Ярославского муниципального района на компенсацию части затрат по внесению и вывозке органических удобрений на 2010 - 2014 годы отражен в приложении 8 к Программе.
Решение задачи предусматривает также оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям района в форме субсидий из областного бюджета:
- на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации;
- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на проведение агрохимического обследования почв сельскохозяйственных угодий;
3.3 развитие кормопроизводства.
Решающим условием дальнейшего развития молочного скотоводства является прочная кормовая база, полное обеспечение скота всеми видами кормов высокого качества, скармливание их скоту в подготовленном сбалансированном виде. Для получения продуктивности на уровне 5465 кг требуется довести объемы заготовок всех видов кормов собственного производства не менее 32,4 условных кормовых единиц на условную голову скота, качество заготавливаемых кормов не ниже 2 класса. Главное направление в укреплении кормовой базы - это сохранение посевных площадей зерновых культур, создание новых площадей долголетних культурных пастбищ. Улучшению качества силоса способствует внедрение технологии по закладке подвяленной зеленой массы на силос, закладка зеленой массы на силос с консервантами.
Развитие кормопроизводства предполагает создание прочной кормовой базы для животноводства и птицеводства, что будет способствовать достижению целевых индикаторов данной отрасли. Предусматривается реализация следующих мероприятий:
- расширение площадей кормовых высокобелковых культур (козлятника восточного, и других) и увеличение их урожайности;
- увеличение количества кормов, заготовленных по прогрессивным технологиям;
- внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий по производству кормов;
- повышение качества заготовки кормов за счет применения химических и микробиологических консервантов;
- создание и эффективное использование долголетних культурных пастбищ.
Основные показатели и целевые индикаторы по развитию кормопроизводства указаны в приложении 1 к Программе.
3.4 развитие семеноводства.
Развитие семеноводства является составной частью работы по увеличению производства сельскохозяйственных культур.
Предусматривается реализация мероприятий в районе первичного и элитного семеноводства, что позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям обеспечить:
- увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно обоснованной нормы исходя из расчета не менее 39 процентов общей площади посевов в 2014 году;
- размножение оригинальных семян сельскохозяйственных культур, саженцев, рассады и их реализация;
- доступность приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами. Из посевной площади зерновых культур - 11,5 тысяч гектаров - планируется довести до 4,6 тысячи га площади засеваемой элитными семенами или 40%.
Целью осуществления мероприятий по производству семян многолетних трав является повышение урожайности семян многолетних трав в целях создания прочной кормовой базы животноводства, сохранению и повышению содержания органического вещества в почве, накоплению биологического азота, использование многолетних трав на седиральные удобрения. Довести валовой сбор семян клевера на заложенных семенниках до 78 тонн, запашку клеверов на седиральные удобрения - до 700 гектаров.
Основные показатели производства семян многолетних бобовых трав приведены в таблице N 9.
Таблица N 9
Показатели производства многолетних бобовых трав в сельскохозяйственных предприятиях Ярославского муниципального района на 2010 - 2014 годы
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2014 г |
1. |
Закладка семенников |
га. |
450,0 |
500,0 |
620,0 |
650,0 |
650,0 |
2. |
Производство семян |
т. |
45,0 |
50,0 |
74,0 |
78,0 |
98,0 |
3. |
Урожайность |
ц/га. |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
Предусматривается оказание государственной поддержки за счет средств областного бюджета по предоставлению субсидий на поддержку элитного семеноводства и питомников размножения плодово-ягодных культур.
Основные показатели и целевые индикаторы по развитию семеноводства указаны в приложении 1 к Программе.
3.5 развитие производства зерновых культур.
Производство зерновых и зернобобовых культур в районе направлено в основном на обеспечение отрасли животноводства концентрированными кормами и частично на выращивание пивоваренного ячменя и продовольственного овса.
Для этого необходимо обеспечить:
- увеличение посевных площадей и повышение урожайности зерновых культур. Показатели по производству зерновых и зернобобовых культур в районе указаны в таблице N 6 Программы. За счет оптимизации структуры посевных площадей и планируется :
- доведение зерновых и зернобобовых культур с10670 гектаров в 2008 году до 11500 гектаров в 2014 году;
- увеличение валового сбора за счет повышения урожайности с 23889 тонн в 2008 году до 36800 тонн в 2014 году;
- внедрение высокоурожайных сортов в производство за счет постоянного сортообновления и сортосмены;
- применение современных технологий возделывания зерновых и зернобобовых культур.
Основные показатели и целевые индикаторы по развитию производства зерновых культур указаны в приложении 1 к Программе.
3.6 Развитие овощеводства открытого и закрытого грунта
Развитие овощеводства открытого и закрытого грунта направлено на обеспечение потребности населения области овощами.
Для увеличения объемов производства овощей открытого и закрытого грунта ставится задача:
- расширение посевных площадей овощей открытого грунта в хозяйствах всех категорий;
- внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий производства овощей в сельскохозяйственных организациях;
- использование новых высокопродуктивных сортов и гибридов;
- выращивание рассады овощей открытого грунта кассетным способом для полного обеспечения потребности сельскохозяйственных организаций и населения;
- укрепление материальной базы для хранения овощей;
- строительство тепличного комплекса общей площадью 8,3 гектара, в том числе 3,3 гектара - в 2010 году и еще 5 гектаров - к 2014 году.
Государственная поддержка за счет средств областного бюджета на производство овощей предусматривается путем компенсации части затрат на приобретение средств химизации.
Основные показатели и целевые индикаторы по развитию овощеводства открытого и закрытого грунта указаны в приложении 1 к Программе.
3.7 Развитие картофелеводства
Развитие картофелеводства направлено на удовлетворение в полном объеме потребности картофелем населения района и области. Показатели по производству картофеля в хозяйствах всех категорий района отражены в таблице N 6 Программы.
Для решения этой подзадачи необходимо:
- создание производственно-экономических условий для увеличения объемов производства картофеля;
- повышение конкурентоспособности картофеля;
- обеспечение доходности и финансовой устойчивости производства картофеля.
Достижение целевых показателей, указанных в приложении 1 к Программе, обеспечивается за счет:
- доведения объемов производства в хозяйствах всех категорий с учетом необходимости насыщения рынка картофелем исходя из рекомендованных норм потребления 118 килограммов на одного жителя области;
- повышения средней урожайности в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ до 235 центнеров с гектара;
- расширения посевных площадей, обрабатываемых по индустриальным технологиям с использованием современного комплекса машин и оборудования в сельскохозяйственных предприятиях и крупных КФХ района;
- повышения эффективности использования сортовых ресурсов картофеля, в том числе и зарубежной селекции, обеспечивающих наиболее полное использование природного потенциала с высокими вкусовыми качествами, хорошей лежкостью, выносливых к распространенным патогенам, пригодных к механизированной уборке;
- совершенствования системы семеноводства.
Ускоренное внедрение достижений селекции в производство, постоянное сортообновление и сортосмена, использование высококачественного посевного материала - это наиболее эффективное направление, обеспечивающее наращивание производства картофеля. Доведение в структуре посевных площадей посевов элитными семенами за счет сортосмены и сортообновления картофеля до 30 процентов, увеличить валовой сбор до 40,655 тысяч тонн. Система обеспечения ЛПХ высококачественным семенным материалом пока еще не налажена в районе и остается одной из актуальных проблем в семеноводстве картофеля;
- совершенствование системы семеноводства.
Основные показатели развития отрасли растениеводства до 2014 года приводятся в таблице N 6
Таблица N 6
Основные производственные показатели развития отрасли растениеводства в Ярославском муниципальном районе на 2010 - 2014 годы
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2008 г факт |
2009 г факт |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2014 г |
1. |
Посевная площадь : |
|
|
|
|
|
|
|
|
зерно |
га. |
10588,0 |
9581,0 |
10000,0 |
10500,0 |
10600,0 |
11000,0 |
11500,0 |
|
картофель |
га. |
1529,0 |
1552,0 |
1675,0 |
1690,0 |
1700,0 |
1730,0 |
1730,0 |
|
овощи |
га. |
880,0 |
890,0 |
906,0 |
927,0 |
947,0 |
949,0 |
954,0 |
|
2. |
Урожайность: |
|
|
|
|
|
|
|
|
зерно |
ц/га. |
23,3 |
29,4 |
25,8 |
26,3 |
28,0 |
29,0 |
32,0 |
|
картофель |
ц/га. |
213,0 |
242,0 |
220,0 |
225,0 |
225,0 |
235,0 |
235,0 |
|
овощи |
ц/га. |
290,0 |
300,0 |
301,0 |
302,0 |
342,0 |
343,0 |
346,0 |
|
3. |
Валовое производство |
|
|
|
|
|
|
|
|
зерно |
т. |
23821,0 |
28204,0 |
25855,0 |
27630,0 |
29680,0 |
31950,0 |
36800,0 |
|
картофель |
т. |
32345,0 |
37522,0 |
36850,0 |
38025,0 |
38250,0 |
40655,0 |
40655,0 |
|
овощи |
т. |
25520,0 |
26700,0 |
27245,0 |
27975,0 |
32441,0 |
32532,0 |
33014,0 |
4. Развитие и поддержка малых форм хозяйствования на селе
Целями осуществления мероприятий по развитию и поддержке малых форм хозяйствования на селе являются:
- создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - потребительские кооперативы) в сфере заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта.
- создание условий для увеличения сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ) и в личных подсобных хозяйств населения (далее - ЛПХ), в садоводческих, огороднических и в некоммерческих объединениях (далее - садоводы).
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- содействие созданию потребительских кооперативов;
- создание условий для поддержки развития потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов;
- привлечение инвестиций в сельское хозяйство области;
- создание условий для доступности финансового обеспечения потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов;
- стабилизация производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- организация повышения квалификации и подготовки кадров;
- информационно-консультационное обеспечение;
- создание дополнительных рабочих мест;
- развитие земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений для эффективного производства сельскохозяйственной продукции.
Предполагается финансовое обеспечение мероприятий по развитию и поддержке малых форм хозяйствования на селе из областного бюджета.
5. Улучшение информационно-консультативного, кадрового обеспечения отрасли и создание ЕСИО АПК
5.1. Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере агропромышленного комплекса.
В рамках создания государственной системы информационного обеспечения предусматривается выполнение следующих мероприятий:
- формирование государственных информационных ресурсов в сфере агропромышленного комплекса и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения;
- обеспечение предоставления государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий агропромышленного комплекса Ярославского района.
Выполнение мероприятий, позволит систематизировать данные по агропромышленному комплексу, повысить оперативность их обработки, устранить дублирование информации, снизить вероятность ошибочных данных и предоставить удобный пользовательский доступ к различным видам информации, а также создать условия для широкого распространения и использования средств системы информационного обеспечения при подготовке и принятии решений на всех уровнях управления в сфере агропромышленного комплекса.
Предусматриваются мероприятия по государственной поддержке за счет средств областного бюджета по следующим направлениям:
- организационное, нормативное, методическое и научно-техническое обеспечение системы;
- формирование материально-технической базы;
- отработка опытной эксплуатации и внедрение системы.
5.2. Развитие информационно-консультационной деятельности.
Развитие информационно-консультационной деятельности предусматривает осуществление мероприятий по расширению доступа к консультационным услугам и информационным ресурсам.
Информационно-консультационная деятельность будет производиться государственным образовательным учреждением Ярославской области "Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса" (далее - ГОАУ ЯО ИКС АПК), содержание которого будут осуществляться за счет средств областного бюджета.
На базе ГОАУ ЯО ИКС АПК областного учебно-методического центра по оказанию консультационной помощи организациям агропромышленного комплекса, сельскохозяйственным товаропроизводителям предусматривается оказание услуг по следующим направлениям:
- квалифицированное предоставление консультационной помощи, в том числе по оформлению кредитов, по которым предоставляются субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области;
- методическая работа учебно-методического центра;
- подготовка специалистов по оказанию консультационной помощи;
- мониторинг, маркетинг и публикация материалов для распространения опыта консультационной помощи;
- интеграция консультационной помощи с системой государственного информационного обеспечения.
Постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 25 августа 2014 г. N 3084 в пункт 5.3 подраздела 5 раздела V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного постановления
5.3 Совершенствование кадрового обеспечения .
Совершенствование кадрового обеспечения села предусматривается осуществить реализацией мероприятий по подготовке и переподготовке кадров, повышению их квалификации и закреплению на производстве молодых специалистов, что повысит уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий муниципального района управленческими кадрами и специалистами, уровень подготовки которых будет соответствовать современным требованиям, предъявляемым к производству.
В целях внедрения передовых методов работы, повышения мастерства операторов машинного доения и техников по искусственному осеменению животных в Ярославском муниципальном районе традиционно проводятся конкурсы и работа клуба доярок шеститысячниц. Ежегодно к профессиональному празднику Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в районе организуются праздничные мероприятия, где подводятся итоги работы сельскохозяйственных предприятий и района в целом.
Острой остается проблема текучести кадров и закрепление молодежи на селе, а также мало прибывает молодых специалистов в сельскохозяйственные предприятия района. Для закрепления молодых специалистов, прибывшим на работу в сельскохозяйственные предприятия района или в аграрные научно-исследовательские институты области после окончания высших и средних учебных заведений, из средств местного бюджета предусмотреть выплату средств на хозяйственное обзаведение.
Порядок начисления и выплаты пособий на хозяйственное обзаведение молодым специалистам, приступившим к работе по специальности на сельскохозяйственных предприятиях Ярославского муниципального района или в аграрные научно-исследовательские институты области после окончания в 2010 - 2014 годах учебных заведений высшего и среднего профессионального образования и форма заявления приведены в приложении 7 к Программе.
Финансовая потребность на проведение данных мероприятий приводится в таблице N 10
Таблица N 10
Финансовая потребность в средствах на проведение районных массовых мероприятий и кадровое обеспечение
(тыс. руб.)
В процессе реализации Программы необходимо обеспечить как абсолютный рост числа занятых в сельхозпроизводстве в целом, так и увеличение числа работающих специалистов, улучшение числа работающих специалистов, улучшение их качественного состава и профессионального уровня.
6. Развитие социальной инфраструктуры сельских поселений Ярославского муниципального района
Для развития сельских территорий до значений индикативных показателей предполагается развивать социальную инфраструктуру в местах наиболее вероятной концентрации сельскохозяйственного производства. Необходимо создать на указанных территориях благоприятные условия для комфортного проживания коренного сельского населения, составляющего основу трудового потенциала, а также привлечения новых квалифицированных работников и специалистов для развития производства.
В ходе разработки Программы исследовались различные варианты достижения поставленных целей. Экономически обоснованным является достижение целевых индикаторов Программы при обеспечении поддержки предприятий, имеющих реальные предпосылки по развитию производства и достаточно развитую инфраструктуру населенных пунктов, на которых они расположены. Состав сельскохозяйственных предприятий формировался исходя из соответствия финансовых возможностей (с учетом всех источников финансирования) уровню развития производства и инфраструктуры села и полученному экономическому эффекту в виде достижения намеченных целей.
В результате исследования совместно с отраслевыми департаментами Ярославской области сформирован перечень населенных пунктов, где предполагается развитие сельскохозяйственного производства. Перечень населенных пунктов Ярославского района, где предполагается развитие сельскохозяйственного производства, приведен в приложении 2 к Программе. Указанный перечень состоит из 15 сельскохозяйственных предприятий и 15 сельских населенных пунктов, на развитие которых направлены мероприятия Программы. Сельскохозяйственные предприятия, включенные в данный перечень, на сегодняшний день составляют основу производства продукции сельского хозяйства, имеют кадровый потенциал, мощную производственную базу, а сельские населенные пункты - лучшую по сравнению с остальными сельскими населенными пунктами инфраструктуру сельских территорий. Кроме того, в данных предприятиях имеются четкие планы по развитию производства на основе реализации инвестиционных проектов и внедрения прогрессивных технологий.
Данной Программой предусматривается развитие инфраструктуры и социальное обустройство сельских населенных пунктов, на территории которых наиболее вероятна концентрация производства и которые обеспечат выполнение целей и задач Программы Перечень населенных пунктов, где предполагается развитие сельскохозяйственного производства в районе отражен в приложении 2 к Программе.
Для этого необходимо решение следующих задач:
- повышение доступности и улучшение качества оказания медицинской помощи сельскому населению области.
В настоящее время действует областная целевая программа "Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ярославской области" на 2009 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 01.09.2009 N 897-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ярославской области" на 2009 - 2015 годы и внесении изменений в постановление Правительства области от 24.12.2008 N 703-п", направленная на повышение эффективности работы системы здравоохранения в сельской местности. Мероприятия указанной программы направлены на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи для всего населения области независимо от места проживания.
Основная цель проведения мероприятий в рамках настоящей Программы - это проведение перераспределения объемов оказываемой медицинской помощи со стационарного на амбулаторный вид с повышением роли и ответственности врача первичного звена за здоровье населения, развитие профилактического направления на отобранной для дальнейшего развития территории. Для повышения доступности медицинской помощи сельскому населению планируется создание межмуниципальных медицинских центров, офисов врачей общей практики, строительство и реконструкция зданий учреждений здравоохранения. Основные показатели и целевые индикаторы по повышению доступности и улучшению качества оказания медицинской помощи сельскому населению области приведены в приложении 1 к Программе.
- создание условий для укрепления здоровья, развития инфраструктуры спорта и приобщения к регулярным занятиям физической культурой и спортом сельского населения.
Данное мероприятие предусматривает строительство новых и реконструкцию имеющихся спортивных сооружений в сельской местности. Основные показатели и целевые индикаторы приведены в приложении 1 к Программе;
- развитие инфраструктуры образования сельских территорий.
Данная задача предусматривает строительство новых, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт сельских дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений района, а также использование высвобождающихся площадей общеобразовательных учреждений под детские дошкольные учреждения. Мероприятия по строительству и реконструкции дошкольных образовательных учреждений и школ в сельской местности района отражены в приложениях 3 и 4 к Программе.
Основные показатели и целевые индикаторы приведены в приложении 1 к Программе;
- модернизация сферы культуры на селе.
Данная задача предусматривает строительство новых, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт сельских объектов культуры, создание сельских музеев и улучшение библиотечной деятельности, развитие сельского туризма.
Основные показатели и целевые индикаторы приведены в приложении 1 к Программе;
- повышение уровня газо и водоснабжения сельских населенных пунктов. Мероприятия по строительству межпоселковых и распределительных газопроводов и по реконструкции объектов водоснабжения в сельской местности района отражены в приложении 8 к Программе.
Реализация мероприятий по газификации населенных пунктов позволит обеспечить к концу 2014 года природным газом сельских населенных 15 пунктов из 15, включенных в Программу.
В целях повышения уровня газификации в сельской местности предусматривается привлечение средств федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных источников.
Основные показатели и целевые индикаторы по газификации сельских населенных пунктов указаны в приложении 1 к Программе;
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
В целях улучшения жилищных условий сельских жителей, привлечения в сельское хозяйство молодых семей и молодых специалистов предусматривается выплата субсидий за счет средств федерального, областного и местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья в сельской местности в соответствии с условиями федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Порядок выплаты субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе приведен в приложении 9 к Программе. Кроме того, предусматривается строительство жилых домов, преимущественно усадебного типа, за счет средств сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств, предприятий, учреждений и граждан, осуществляющих свою деятельность в населенных пунктах с развитым сельскохозяйственным производством. Мероприятия по строительству жилых домов сельскохозяйственными организациями в сельских населенных пунктах Ярославской области отражены в приложении 6 к Программе. При реализации мероприятий по улучшению жилищных условий приоритетным направлением является обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном государственном, муниципальном и частном жилом фонде.
Основные показатели и целевые индикаторы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, указаны в приложении 1 к Программе.
- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений, в том числе в рамках пилотных проектов.
Государственная поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов осуществляется в виде субсидий, в соответствии с условиями федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Размер субсидий определяется исходя из стоимости пилотных проектов с учетом предельного ее значения, устанавливаемого Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, объемов средств федерального бюджета, выделяемых на очередной финансовый год на государственную поддержку комплексной застройки, размера средств областного бюджета и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Основные показатели и целевые индикаторы приведены в приложении 1 к Программе.
VI. Сведения о распределении объемов по источникам финансирования по годам
Задачу по достижению финансовой устойчивости агропромышленного комплекса предусматривается осуществить путем реализации мероприятий по повышению доступности кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов привлекаемыми сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Реализацию данных мероприятий предусматривается осуществить путем стимулирования сельскохозяйственных организаций, крестьянских хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей через государственную поддержку посредством предоставления субсидий за счет средств федерального и областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей прогнозируется проведение мероприятий по развитию земельной ипотеки, размеры которой будут расти по мере увеличения количества земельных долей, прошедших государственную регистрацию.
Предусматривается предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на частичное возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, земельные доли и сделок с ними, что способствует увеличению залоговой базы и соответственно доступности кредитных ресурсов.
Предполагается пополнение уставного капитала открытого акционерного общества "Росагролизинг" за счет средств федерального бюджета, что также повысит доступность кредитных ресурсов для организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и потребительских сельскохозяйственных кооперативов.
Предусматривается продолжение реализации мероприятий по реструктуризации финансовой задолженности в соответствии с Федеральным законом от 09 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Прогнозируется, что при условии реализации мероприятий Программы и достижении устойчивого развития агропромышленного комплекса инвестиционная привлекательность данной отрасли Ярославского муниципального района для потенциальных инвесторов повысится.
Поставленная задача по снижению рисков в агропромышленном комплексе предусматривает снижение потерь при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера.
Для решения поставленной задачи необходимо выполнение следующих мероприятий:
- увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 25 процентов;
- осуществление государственной поддержки по предоставлению субсидий за счет средств федерального и областного бюджета для возмещения затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования
Общий свод потребности в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий, предусмотренных данной Программой и источники финансирования, в том числе из средств Ярославского муниципального района, приводится в приложении N 10 к Программе.
VII. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Программа осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ. Реализация мероприятий, определенных настоящей Программой, осуществляется заказчиком Программы - Администрацией Ярославского муниципального района. Главным условием успешной реализации Программы является привлечение дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения технического перевооружения и реконструкции животноводческих помещений, повышения плодородия почв, повышения продуктивности крупного рогатого скота.
В ходе реализации Программы заказчик организует оперативное взаимодействие отдельных исполнителей, структурных подразделений Администрации области и Ярославского муниципального района.
1. Заказчик Программы:
- ежегодно определяет объем средств, выделяемых из бюджета Ярославского муниципального района на реализацию мероприятий программы;
- осуществляет расходование финансовых средств, направленных на реализацию Программы;
- осуществляет контроль по расходованию бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Программы.
2. Ответственный исполнитель Программы:
- осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Программы;
- определяет формы и методы управления реализацией Программы;
- осуществляет общую координацию и мониторинг работ по реализации Программы;
- разрабатывает предложения по совершенствованию отдельных механизмов реализации Программы;
- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и расходования бюджетных средств;
3. Исполнители Программы:
Муниципальное казенное учреждение "МФЦР" Ярославского муниципального района осуществляет технический и финансовый контроль по строящимся объектам данной Программы. Представляет сведения по формам и срокам установленным Правительством Ярославской области в управление развития АПК Администрации ЯМР.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации ЯМР курирует вопросы по строительству и приобретению жилья на селе в рамках данной Программы. Представляет сведения по формам и срокам установленным Правительством Ярославской области в управление развития АПК Администрации ЯМР.
В реализации мероприятий участвуют сельские поселения, сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, малые формы хозяйствования, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
В своей работе государственный заказчик Программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Ярославской области и другими нормативными правовыми актами.
VIII. Методика оценки экономической эффективности и результативности реализации Программы
Эффективность и результативность реализации Программы оценивается ответственным исполнителем в установленные сроки отчетности.
Показатель эффективности реализации Программы R рассчитывается по формуле:
%
где:
Ki - весовой коэффициент параметра;
Xi тек. - текущее значение показателя;
Xi план. -плановое значение показателя;
I - количество показателей;
F тек. - сумма финансирования на текущую дату;
F - сумма финансирования по плану.
Оценка эффективности реализации Программы производится по следующим критериям:
Критерии оценки эффективности Программы в зависимости от уровня достигнутого целевого индикатора, в процентах | ||
низкоэффективная |
эффективная |
высокоэффективная |
менее 70 |
от 70 до 90 |
свыше 90 |
При расчете эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы, приведенные в приложении 1 к Программе.
Значение весового коэффициента всех целевых индикаторов равно 1.
При невыполнении показателя по производству валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий критерий оценки эффективности реализации Программы понижается на одну ступень.
Расчет оценки эффективности реализации Программы производится по соответствующим официальным статистическим и отчетным данным ежеквартально - до 15 числа, следующего за отчетным кварталом; ежегодно - до 15 февраля года, следующим за отчетным.
Критерии оценки эффективности реализации Программы, отраженные в данной методике, не могут быть применимы при возможном возникновении в ходе реализации мероприятий Программы следующих рисков:
- макроэкономических, обусловленных ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса и усилиться зависимость развития отрасли от государственных инвестиций;
- природно-климатические, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, резкие колебания которых оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами. Данные риски могут существенно повлиять на степень достижения целевых показателей, а также на снижение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса;
- социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и в сельской местности, которые усилят демографический кризис в сельской местности и поставят под угрозу срыва реализацию мероприятий Программы;
- международные торгово-политические, обусловленные функционированием агропромышленного комплекса в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией;
- законодательные, выражающиеся в несовершенстве законодательной базы по регулированию деятельности агропромышленного комплекса (в частности, возникающие сложности при оформлении прав собственности на землю, ограничивающие возможности сельскохозяйственных организаций по использованию земли в качестве предмета залога и не позволяющие им привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.