Приказ департамента здравоохранения и фармации
Ярославской области от 27 августа 2009 г. N 8
"Об утверждении базовых требований к качеству оказания государственных услуг по предоставлению амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи"
В соответствии с постановлением Правительства области от 10.12.2008 N 629-п "Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области на 2008-2011 годы", департамент здравоохранения и фармации Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемые:
- базовые требования к качеству оказания государственной услуги по предоставлению амбулаторно-поликлинической помощи;
- базовые требования к качеству оказания государственной услуги по предоставлению стационарной медицинской помощи.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора департамента Груздеву И.И.
3. Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Директор департамента |
И.Н.Каграманян |
Базовые требования к качеству оказания государственной услуги по предоставлению амбулаторно-поликлинической помощи
(утв. приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 27 августа 2009 г. N 8)
N п/п |
Структура | Пояснения |
1 | 2 | 3 |
1. | Общие положения | |
Наименование государственной услуги |
амбулаторно-поликлиническая помощь | |
Категория получателей государственной услуги |
население Ярославской области | |
2. | Нормативно-правовое регулирование оказания государственной услуги |
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I; - законы Российской Федерации: от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании"; от 28 июня 1991 года N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; - федеральные законы: от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"; от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"; - приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации: от 30 июля 2001 года N 291 "О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем"; от 20 ноября 2002 года N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации"; - приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России): от 29 июля 2005 года N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи"; от 13 октября 2005 года N 633 "Об организации медицинской помощи"; - типовые штатные расписания и табели оснащения учреждений здравоохранения, стандарты оказания амбулаторно-поликлинической помощи по видам заболеваний, утверждённые приказами Минздравсоцразвития России; - приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)"; - Санитарные правила и нормы: СанПин 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", утверждённые постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 1 октября 1996 года N 21; СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 1999 года N 2; - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: от 13 июля 2001 года N 18 "О введении в действие санитарных правил. СП 1.1.1058-01"; от 6 марта 2002 года N 8 "О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика дифтерии". СП 3.1.2.1108-02"; от 10 апреля 2002 года N 15 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.3.2.1120-02"; от 25 ноября 2002 года N 42 "О введении в действие санитарных правил. СП 3.1.2.1176-02 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита"; от 3 апреля 2003 года N 30 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.1.1275-03"; от 8 апреля 2003 года N 34 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03"; от 30 апреля 2003 года N 85 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил. СП 1.2.1318-03"; от 6 июня 2003 года N 124 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03"; от 9 июня 2003 года N 129 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03"; от 9 июня 2003 года N 131 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.5.1378-03"; от 28 января 2008 года N 4 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил. СП 1.3.2322-08"; от 28 февраля 2008 года N 14 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.1.1.2341-08"; от 4 июня 2008 года N 34 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.3.2367-08"; - Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения, утверждённые департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 1998 года N МУ-287-113; - Строительные нормы и правила СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утверждённые постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 16 мая 1989 года N 78; - Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области"; - Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи, утверждаемая ежегодно постановлением Правительства области |
3. | Состав государственной услуги |
1. Амбулаторно-поликлиническая специализированная медицинская помощь включает консультативно-диагностическую, лечебную, реабилитационную помощь; организацию обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, и граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение по виду заболевания; решение экспертных вопросов; проведение диспансерного наблюдения больных с социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в том числе регулярные медицинские осмотры, диагностическое обследование и лечение в соответствии с планом лечебно-профилактических мероприятий, разработанных для конкретного больного; организацию мер по профилактике и раннему выявлению заболеваний и факторов риска; оказание организационно-методической помощи учреждениям здравоохранения области 2. Амбулаторно-поликлиническая помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи включает: оказание первой (доврачебной, врачебной) медицинской помощи больным при острых заболеваниях; проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; диагностику и лечение различных заболеваний и состояний; восстановительное лечение; клинико-экспертную деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности; диспансерное наблюдение больных, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, и граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение по виду заболевания; установление медицинских показаний и направление в другие учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи; установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; осуществление санитарно-гигиенического образования, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни |
4. | Показатели качества оказания государственной услуги | |
4.1. | Требования к организации оказания государственной услуги |
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь должна оказываться в специально предназначенном либо приспособленном здании (помещении), доступном для населения. Прилегающая территория должна быть благоустроена, озеленена. 2. В состав помещений должны входить: санитарно-бытовые и административно-хозяйственные помещения (регистратура, гардероб, санузлы для персонала и посетителей); кабинеты врачей; кабинеты для проведения диагностических и лечебных мероприятий; места для размещения пациентов, ожидающих приёма. 3. Здание (помещения) должны соответствовать необходимым санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, утверждённым нормативными документами, указанными в пункте 2 настоящих базовых требований. 4. Набор помещений, номенклатура и количество медицинского оборудования и инвентаря, количество основного и вспомогательного персонала должны в основном соответствовать типовым штатным расписаниям и табелям оснащения учреждений здравоохранения, утверждённым приказами Минздравсоцразвития России по организации и совершенствованию работы отдельных служб. 5. Персонал, оказывающий медицинскую помощь, должен иметь высшее или среднее медицинское образование, сертификаты специалиста на выполняемые виды деятельности. Повышение квалификации специалистов учреждения здравоохранения должно проводиться не реже одного раза в пять лет, в период между плановым повышением квалификации специалисты учреждения здравоохранения должны посещать специализированные курсы, семинары, конференции, тренинги. 6. Учреждение здравоохранения должно иметь лицензию на право занятия медицинской деятельностью. Наличие лицензии предусматривает: - соответствие материально-технической базы учреждения здравоохранения установленным санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, наличие требуемого состава помещений, оснащение учреждения здравоохранения с учётом его мощности мебелью, мягким инвентарём, медицинским и технологическим оборудованием, санитарным транспортом, необходимыми для оказания медицинской помощи населению и деятельности учреждения здравоохранения; - наличие у медицинского персонала необходимого набора документов, подтверждающих образование, право на оказание данного вида медицинской помощи и квалификацию. Каждые пять лет учреждение здравоохранения предоставляет установленный пакет документов в лицензирующий орган для получения лицензии. 7. Деятельность учреждения здравоохранения должна соответствовать утверждённым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, указанным в пункте 2 настоящих базовых требований. 8. Государственная услуга по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи должна осуществляться в соответствии со стандартами оказания амбулаторно-поликлинической помощи по отдельным видам заболеваний, утверждёнными приказами Минздравсоцразвития России. |
4.2. | Требования к процессу оказания государственной услуги |
1. Режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения регламентируется правилами внутреннего распорядка учреждения. 2. Приём населения в разных амбулаторно-поликлинических учреждениях может осуществляться по обращению гражданина и/или по предварительной записи (в том числе по телефону). Запись пациента на амбулаторный приём осуществляется в регистратуре. Допускается очерёдность при оказании плановой медицинской помощи. Время ожидания плановых осмотров, консультаций врачей и диагностических исследований определяется согласно журналам (листам) ожиданий, ведущимся в медицинском учреждении по каждой службе. Допустимые сроки ожидания предоставления плановой медицинской помощи устанавливаются в соответствии с требованиями Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год. 3. Описание процесса организации приёма населения: 3.1. При явке на амбулаторный приём пациент должен обратиться в порядке очерёдности в регистратуру учреждения. При обращении в регистратуру пациент должен предъявить документы: удостоверение личности (паспорт), полис обязательного медицинского страхования, направление врача первичного звена (при оказании амбулаторно-поликлинической специализированной помощи), талон на приём к врачу или сообщить время приёма (при наличии предварительной записи). Регистратор осуществляет подбор (заведение при первичном обращении) медицинской карты амбулаторного больного и оформление учётной медицинской документации. Обслуживание у окна регистратора не должно превышать 20 минут. 3.2. Ожидание приёма у кабинета не должно превышать: при наличии талонной системы 60 минут от момента времени, установленного в талоне, при наличии "живой очереди" 4 часов от времени начала приёма. Время ожидания медицинского работника при вызове врача на дом (при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи) не должно превышать 7 часов с момента вызова. 3.3. На приёме врач должен провести медицинский осмотр больного и назначение при необходимости диагностических и лечебных манипуляций, осуществить оформление медицинской документации. По решению лечащего врача осмотр тяжелобольных и сложных в диагностическом или тактическом плане пациентов может осуществляться коллегиально: совместно с заведующим отделением (центром), заведующим (главным врачом) амбулаторно-поликлиническим учреждением, врачебной комиссией учреждения. Объём диагностических и лечебных мероприятий определяется лечащим врачом индивидуально для конкретного пациента в соответствии со стандартами оказания амбулаторно-поликлинической помощи по данному виду заболевания, утверждёнными соответствующими приказами Минздравсоцразвития России, с учётом тяжести и характера течения заболевания, наличия сопутствующей патологии, сведений о предыдущих обследованиях и лечении, индивидуальных особенностей пациента. Медицинские работники обязаны информировать пациента о лечебно-охранительном режиме, порядке диагностики, лечения, приобретения лекарств, а также предоставлять пациенту необходимые документы, обеспечивающие возможность лечения амбулаторно или на дому (рецепты, справки, листок нетрудоспособности, направления на лечебно-диагностические процедуры, направления в стационар), при наличии медицинских показаний организовать госпитализацию пациента в стационар. 3.4. При обращении за амбулаторно-поликлинической помощью пациент обязан: - соблюдать правила внутреннего распорядка поликлиники; - бережно относиться к имуществу учреждения здравоохранения; - уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи; - уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очерёдность; - представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесённых и наследственных заболеваниях; - выполнять медицинские предписания; - соблюдать санитарно-гигиенические нормы: при посещении учреждения здравоохранения пользоваться сменной обувью или бахилами, верхнюю одежду оставлять в гардеробе; - соблюдать правила запрета курения в учреждениях здравоохранения, курить только в специально отведённых для курения местах. |
4.3. | Требования к результату оказания государственной услуги |
1. Выполнение (с учётом индивидуальных особенностей пациента) стандарта оказания медицинской помощи при данном заболевании, утверждённого соответствующим приказом Минздравсоцразвития России. 2. Выздоровление при остром течении заболевания, предотвращение и купирование рецидивов при хроническом течении заболевания, облегчение состояния при инкурабельных состояниях, направление пациентов в стационар или другие лечебно-профилактические учреждения. |
5. | Порядок оказания государственной услуги |
1. Порядок информирования населения о процессе оказания государственной услуги: 1.1. Информирование при личном обращении гражданина. Медицинские регистраторы, медицинские работники, сотрудники справочных служб во время работы учреждения здравоохранения в случае личного обращения граждан должны предоставлять разъяснения о порядке предоставления амбулаторно-поликлинической помощи в пределах своих функциональных обязанностей. 1.2. Телефонная консультация. Медицинские регистраторы, медицинские работники, сотрудники справочных служб во время работы учреждения здравоохранения в случае обращения граждан по телефону должны предоставлять разъяснения о порядке предоставления амбулаторно-поликлинической помощи в пределах своих функциональных обязанностей. 1.3. Информация у входа в здание должна включать наименование учреждения здравоохранения, режим его работы. 1.4. Информация в помещении учреждения здравоохранения в доступных для посетителей местах должна включать: - расписание приёмов врачей: - режим работы подразделений, кабинетов; - копию лицензии на медицинскую деятельность; - перечень видов медицинской помощи, оказываемых бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год; - перечень медицинских и иных услуг, предоставляемых учреждением здравоохранения за плату, с указанием их цены, сведения о квалификации специалистов учреждения, оказывающих платные медицинские услуги, условия предоставления платных медицинских услуг и порядок их оплаты; - права, обязанности, ответственность пациента и учреждения здравоохранения; - льготы, предоставляемые учреждением здравоохранения отдельным категориям граждан и перечень документов, которые должен представить (предъявить) потребитель, в том числе относящийся к льготной категории, для получения амбулаторно-поликлинической помощи; - адреса и телефоны контролирующих организаций; - график приёма граждан должностными лицами учреждения здравоохранения и порядок рассмотрения обращений; - иные сведения. 2. Информация о поставщике государственной услуги. Государственная услуга по предоставлению амбулаторно-поликлинической помощи оказывается государственными учреждениями здравоохранения Ярославской области, имеющими в своём составе амбулаторно-поликлинические подразделения, получившие государственное задание на оказание амбулаторно-поликлинической помощи в соответствии с действующим законодательством. На сайте департамента здравоохранения и фармации Ярославской области размещены сведения об учреждениях здравоохранения, включая их наименования, адреса, контактные телефоны, режимы работы, схемы проезда. 3. Условия предоставления/отказа в государственной услуге. 3.1. Условия предоставления государственной услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи устанавливаются в соответствии с требованиями Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год. 3.2. Гражданину может быть отказано в предоставлении государственной услуги при оказании плановой медицинской помощи при отсутствии медицинских документов, а также возможности у данного учреждения здравоохранения для предоставления необходимого вида амбулаторно-поликлинической помощи (в связи с отсутствием лицензии на данный вид помощи, необходимого специалиста, оборудования и т.д.). 3.3. Оказание государственной услуги может быть прекращено при оказании плановой медицинской помощи в случае отказа пациента от дальнейшего предоставления услуги, несоблюдения пациентом правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения. 4. Права пациента и врача установлены статьями 30 и 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I. 5. Порядок обжалования получателем государственной услуги действий её поставщика. 5.1. Потребитель имеет право обжаловать действия (бездействия) поставщика государственной услуги в досудебном и судебном порядке. Потребитель имеет право обратиться лично на приём должностного лица учреждения здравоохранения (либо в вышестоящие органы власти, надзорные органы) или направить письменное обращение. 5.2. Письменное обращение должно содержать следующую информацию: - должность, фамилию, имя, отчество руководителя учреждения здравоохранения, в адрес которого направляется обращение, наименование учреждения, почтовый адрес; - фамилию, имя, отчество заявителя; - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения, контактные телефоны; - изложение сути обращения; - личную подпись заявителя и дату написания обращения. Дополнительно в письменном обращении заявитель вправе указать должность, фамилию, имя и отчество специалиста, действие (бездействие) или решение которого обжалуется (при наличии информации), иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к письменному обращению документы и материалы, либо их копии. 5.3. Ответы на письменные обращения должны направляться в письменном виде и содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, имя, отчество и номер телефона исполнителя, дату и исходящий номер ответа на обращение. Срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 календарных дней с момента регистрации обращения. 6. Платные медицинские услуги могут осуществляться государственным учреждением здравоохранения при наличии лицензии и разрешения на оказание платных медицинских услуг, предоставленного департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области. Перечень дополнительных медицинских и иных услуг, оказываемых за счет средств предприятий, учреждений, организаций, личных средств граждан (далее - перечень) в каждом государственном учреждении здравоохранения должен формироваться на основании соответствующего перечня, утверждённого постановлением Правительства области, с учётом имеющейся у учреждения лицензии на право занятия медицинской деятельностью и утверждаться директором департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. Формирование цен должно осуществляться в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации от 6 декабря 1995 года N СИ-484/7-982, Инструкцией по расчёту стоимости медицинских услуг, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации 10 ноября 1999 года N 01-23/4-10, приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 14.02.2003 N 79 "Об одобрении методических рекомендаций по расчёту стоимости платных медицинских услуг". Условия предоставления платных медицинских услуг учреждением здравоохранения должны быть определены в Положении об оказании платных медицинских услуг. |
6. | Порядок контроля за соблюдением базовых требований к качеству оказания государственной услуги |
Перечень случаев осуществления контроля за качеством оказания государственной услуги: - контроль качества оказания медицинской помощи в рамках переданных полномочий в субъекты Российской Федерации по лицензированию и контролю качества медицинской помощи; - контроль за соблюдением законодательства при оказании платных медицинских услуг; - комплексные проверки учреждений здравоохранения; - мониторинг выполнения учреждением здравоохранения государственных заданий. Процедура контроля устанавливается соответствующим регламентом или приказом департамента. 2. Основания для проведения контроля качества оказания государственной услуги: - плановые проверки в соответствии с утверждёнными департаментом планами-графиками; - внеплановые проверки по представлениям контрольных и надзорных органов, жалобам населения. 3. Перечень показателей оценки качества оказания государственной услуги: - выполнение стандартов диагностики и лечения (в процентном выражении от количества произведённых экспертиз); - доля пациентов с достигнутым результатом лечения: "выздоровление" для острых больных, "улучшение" для хронических больных (процентов); - показатель удовлетворённости потребителей качеством оказания государственной услуги учреждением здравоохранения (процентов); - здания учреждения здравоохранения, находящиеся в аварийном состоянии, требующие проведения реконструкции, капитального ремонта (единиц); - количество врачей учреждения здравоохранения, имеющих первую и высшую квалификационные категории (процентов). 4. Перечень медицинских документов для оценки показателей качества оказания государственной услуги: - медицинские карты амбулаторных больных (форма 025/у); - талоны амбулаторных пациентов (форма 025-10/у97); - сведения о медицинских кадрах (форма N 17); - сведения о лечебно-профилактическом учреждении (форма N 30); - результаты социологических опросов или анкетирования потребителей. 5. Периодичность контроля за соблюдением базовых требований к качеству оказания государственной услуги - не реже одного раза в год. 6. Перечень решений, которые могут быть приняты по итогам оценки фактического качества оказания государственной услуги: - оформление по итогам проверки справки/акта/предписания с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения с предоставлением в департамент здравоохранения и фармации Ярославской области письменного уведомления об исполнении (при необходимости с приложением подтверждающих документов); - организация внеплановой проверки для контроля устранения выявленных нарушений; - оказание дополнительной организационно-методической помощи учреждению здравоохранения; - применение мер дисциплинарного воздействия к руководителю государственного учреждения здравоохранения; - материалы проверок, проведённых в рамках реализации переданных полномочий по контролю качества оказания медицинской помощи, могут быть направлены в правоохранительные органы. |
Базовые требования к качеству оказания государственной услуги по предоставлению стационарной медицинской помощи
(утв. приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 27 августа 2009 г. N 8)
N п/п |
Структура | Пояснения |
1 | 2 | 3 |
1. | Общие положения | |
Наименование государственной услуги |
стационарная медицинская помощь | |
Категория получателей государственной услуги |
население Ярославской области | |
2. | Нормативно-правовое регулирование оказания государственной услуги |
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I; - законы Российской Федерации: от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании"; от 28 июня 1991 года N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; - федеральные законы: от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"; от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"; - приказ Министерства здравоохранения СССР от 5 мая 1983 года N 530 "Об утверждении инструкции по учёту продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР"; - приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации: от 26 ноября 1997 года N 345 "О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах"; от 30 июля 2001 года N 291 "О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем"; от 5 августа 2003 года N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации"; - приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России): от 29 июля 2005 года N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи"; от 13 октября 2005 года N 633 "Об организации медицинской помощи"; - типовые штатные расписания и табели оснащения учреждений здравоохранения, стандарты оказания стационарной медицинской помощи по видам заболеваний, утверждённые приказами Минздравсоцразвития России; - приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)"; - Санитарные правила и нормы: СанПин 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", утверждённые постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 1 октября 1996 года N 21; СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 1999 года N 2; - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: от 13 июля 2001 года N 18 "О введении в действие санитарных правил. СП 1.1.1058-01"; от 6 марта 2002 года N 8 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика дифтерии". СП 3.1.2.1108-02"; от 10 апреля 2002 года N 15 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.3.2.1120-02"; от 25 ноября 2002 года N 42 "О введении в действие санитарных правил. СП 3.1.2.1176-02 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита"; от 3 апреля 2003 года N 30 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.1.1275-03"; от 8 апреля 2003 года N 34 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03"; от 30 апреля 2003 года N 85 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил. СП 1.2.1318-03"; от 6 июня 2003 года N 124 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03"; от 9 июня 2003 года N 129 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03"; от 9 июня 2003 года N 131 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.5.1378-03"; от 28 января 2008 года N 4 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил. СП 1.3.2322-08"; от 28 февраля 2008 года N 14 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.1.1.2341-08"; от 4 июня 2008 года N 34 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил. СП 3.3.2367-08"; - Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения, утверждённые департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации 30 декабря 1998 года N МУ-287-113; - Строительные нормы и правила СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утверждённые постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 16 мая 1989 года N 78; - Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области"; - Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи, утверждаемая ежегодно постановлением Правительства области |
3. | Состав государственной услуги |
стационарная медицинская помощь, в том числе, специализированная, включает оказание медицинской помощи больным при острых заболеваниях, отравлениях; диагностику, лечение острых, хронических заболеваний, отравлений, состояний при патологии беременности, в родах, в послеродовом периоде, при абортах, периоде новорожденности и прочих состояниях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения или изоляции, а так же восстановительное лечение и реабилитацию |
4. | Показатели качества оказания государственной услуги | |
4.1. | Требования к организации оказания государственной услуги |
Стационарная медицинская помощь должна оказываться в специально предназначенном либо приспособленном здании (помещении), доступном для населения. Прилегающая территория должна быть благоустроена, озеленена. В состав помещений должны входить: приёмное отделение; больничные палаты; помещения для проведения лечебно-диагностических мероприятий; помещения для персонала; помещения для стерилизационных; пищеблок; санитарно-гигиенические, туалетные комнаты; служебные, бытовые и вспомогательные помещения. Здания (помещения) должны соответствовать необходимым санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, утверждённым нормативными документами, указанными в пункте 2 настоящих базовых требований. Номенклатура и количество медицинского оборудования и инвентаря, количество основного и вспомогательного персонала должны, в основном, соответствовать типовым штатным расписаниям и табелям оснащения учреждений здравоохранения, утверждённым приказами Минздравсоцразвития России по организации и совершенствованию работы отдельных служб. Персонал, оказывающий стационарную медицинскую помощь, должен иметь высшее или среднее медицинское образование, сертификаты специалиста на выполняемые виды деятельности. Повышение квалификации специалистов учреждения здравоохранения должно проводиться не реже одного раза в пять лет, в период между плановым повышением квалификации специалисты учреждения здравоохранения должны посещать специализированные курсы, семинары, конференции, тренинги. Учреждение здравоохранения должно иметь лицензию на право занятия медицинской деятельностью. Наличие лицензии предусматривает: - соответствие материально-технической базы учреждения здравоохранения установленным санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, наличие требуемого состава помещений, оснащение учреждения здравоохранения с учётом его мощности мебелью, мягким инвентарём, медицинским и технологическим оборудованием, санитарным транспортом, необходимыми для оказания медицинской помощи населению и деятельности учреждения здравоохранения; - наличие у медицинского персонала необходимого набора документов, подтверждающих образование, право на оказание данного вида медицинской помощи и квалификацию. Каждые пять лет учреждение здравоохранения предоставляет установленный пакет документов в лицензирующий орган для получения лицензии. Деятельность учреждения здравоохранения должна соответствовать утверждённым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, указанным в пункте 2 настоящих базовых требований. Государственная услуга по оказанию стационарной медицинской помощи, должна выполняться в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по отдельным видам заболеваний, утверждёнными приказами Минздравсоцразвития России. Обеспечение больных медикаментами, изделиями медицинского назначения и расходными материалами должно проводиться в соответствии с формулярным перечнем учреждения здравоохранения, сформированным на основании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, расходных материалов и изделий медицинского назначения, применяемых при оказании скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи, утверждённого в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год, с учётом профильности учреждения здравоохранения, спектра заболеваний, при которых оказывается медицинская помощь. 10. Организация питания больных в учреждении здравоохранения должна осуществляться в соответствии с нормами и правилами, утверждёнными приказом Министерства здравоохранения СССР от 5 мая 1983 года N 530 "Об утверждении инструкции по учёту продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" |
4.2. | Требования к процессу оказания государственной услуги |
1. Предоставление стационарной медицинской помощи по экстренным показаниям должно осуществляться незамедлительно при поступлении больного в учреждение здравоохранения вне имеющейся очерёдности на госпитализацию, без обязательного предоставления документа, удостоверяющего личность и полиса обязательного медицинского страхования. При оказании плановой стационарной медицинской помощи допускается наличие очерёдности. Длительность ожидания плановой госпитализации определяется согласно журналам (листам) ожидания, ведущимся в учреждении здравоохранения по отделениям. Допустимые сроки ожидания предоставления плановой медицинской помощи устанавливаются в соответствии с требованиями Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год. В случае невозможности госпитализации больного в назначенный срок врач приёмного отделения учреждения здравоохранения обязан известить больного не менее чем за 3 дня до даты плановой госпитализации и согласовать с ним новый срок госпитализации. 2. При явке на госпитализацию больной должен обратиться в приёмное отделение учреждения здравоохранения. При обращении больной обязан предъявить документы: удостоверение личности (паспорт), полис обязательного медицинского страхования, направление на госпитализацию. В приёмном отделении больной должен быть осмотрен врачом (при угрожающих жизни состояниях - немедленно). В случаях, когда для окончательного установления диагноза требуется динамическое наблюдение, допускается нахождение больного в приёмном отделении до 24 часов. За этот период больному должен быть предоставлен полный объём неотложных лечебно-диагностических мероприятий. 3. Размещение больных должно производиться в палатах учреждения здравоохранения. Допускается временное размещение больных, поступивших по экстренным показаниям, вне палаты. Направление в палату пациентов, поступивших на плановую госпитализацию, должно осуществляться в течение первого часа с момента поступления в стационар. 4. Питание больных, рожениц, родильниц, проведение лечебно-диагностических манипуляций, лекарственное обеспечение должны быть организованы с момента их поступления в стационар. 5. Администрация учреждения здравоохранения обязана обеспечить хранение одежды и личных вещей больных. 6. Лечащий врач ежедневно (кроме субботы, воскресенья, когда осмотр осуществляется дежурным медицинским персоналом по показаниям) обязан проводить медицинский осмотр больного, назначение диагностических и лечебных манипуляций, осуществлять оформление медицинской документации. Осмотр больного заведующим отделением должен выполняться в течение трёх суток от момента госпитализации, осмотр тяжелобольного - в первые сутки после поступления (в дальнейшем - по показаниям). 7. Объём диагностических и лечебных мероприятий определяется лечащим врачом индивидуально для конкретного пациента в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по данному виду заболевания, утверждёнными соответствующими приказами Минздравсоцразвития России, с учётом тяжести и характера течения заболевания, наличия сопутствующей патологии, сведений о предыдущих обследованиях и лечении, индивидуальных особенностей пациента. Медицинские работники обязаны информировать пациента о лечебно-охранительном режиме, порядке диагностики и лечения. В случаях, когда необходимый объём помощи выходит за рамки возможностей учреждения здравоохранения, больной должен быть переведён в учреждение здравоохранения с необходимыми возможностями либо к его лечению должны быть привлечены соответствующие специалисты. 8. Средний медицинский персонал стационара должен выполнять врачебные назначения: проведение медицинских процедур (инъекции, забор биологических материалов для лабораторных исследований, термометрию, перевязки и т.п.), выдачу лекарственных средств и контроль за их приёмом, наблюдение за пациентами, оформление медицинской документации в рамках своих функциональных обязанностей. 9. Младший медицинский персонал стационара должен осуществлять уход за тяжелобольными: смену нательного и постельного белья, кормление, профилактику пролежней, обтирание, обмывание и т.п., выполнять ежедневную влажную уборку, проветривание помещений, осуществление их текущей и заключительной дезинфекции. 10. По окончании курса лечения больному должна быть предоставлена медицинская документация о проведённом обследовании, результатах лечения с рекомендациями по тактике ведения на амбулаторном этапе. 11. При обращении за стационарной медицинской помощью пациент обязан: - соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения здравоохранения; - бережно относиться к имуществу учреждения здравоохранения; - уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи; - уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очерёдность при выполнении лечебно-диагностических манипуляций; - представлять лечащему врачу достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесённых и наследственных заболеваниях; - выполнять медицинские предписания; - соблюдать правила запрета курения в учреждениях здравоохранения, курить только в специально отведённых для курения местах. |
4.3. | Требования к результату оказания государственной услуги |
1. Выполнение (с учётом индивидуальных особенностей пациента) стандарта оказания медицинской помощи при данном заболевании, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России. 2. Отсутствие показаний к круглосуточному наблюдению за состоянием здоровья пациентов. |
5. | Порядок оказания государственной услуги |
1. Порядок информирования населения о процессе оказания государственной услуги: 1.1. Информирование при личном обращении гражданина. Медицинские работники, сотрудники справочных служб во время работы учреждения здравоохранения в случае личного обращения граждан должны предоставлять разъяснения о порядке предоставления стационарной медицинской помощи в пределах своих функциональных обязанностей. 1.2. Телефонная консультация. Медицинские работники, сотрудники справочных служб во время работы учреждения здравоохранения в случае обращения граждан по телефону должны предоставлять разъяснения о порядке предоставления стационарной медицинской помощи в пределах своих функциональных обязанностей. 1.3. Информация у входа в здание должна включать наименование учреждения здравоохранения, режим работы учреждения. 1.4. Информация в помещении учреждения здравоохранения в доступных для посетителей местах должна включать: - правила внутреннего распорядка отделений, в том числе порядок посещения пациентов, находящихся в отделении; - копию лицензии на медицинскую деятельность; - перечень видов медицинской помощи, оказываемых бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год; - перечень медицинских и иных услуг, предоставляемых учреждением здравоохранения за плату, с указанием их цены, сведения о квалификации специалистов учреждения, оказывающих платные медицинские услуги, условия предоставления платных медицинских услуг, порядок оплаты медицинских услуг; - права, обязанности, ответственность пациента и учреждения здравоохранения; - льготы, предоставляемые учреждением здравоохранения отдельным категориям граждан и перечень документов, которые должен представить (предъявить) потребитель, в том числе относящийся к льготной категории, для получения стационарной медицинской помощи; - адреса и телефоны контролирующих организаций; - график приёма граждан должностными лицами учреждения здравоохранения и порядок рассмотрения обращений; - иная информация. 2. Информация о поставщике государственной услуги. Государственная услуга по предоставлению стационарной медицинской помощи оказывается государственными учреждениями здравоохранения Ярославской области, имеющими в своём составе стационарные подразделения, получившими государственное задание на оказание стационарной помощи в соответствии с действующим законодательством. На сайте департамента здравоохранения и фармации Ярославской области размещены сведения об учреждениях здравоохранения, включая их наименования, адреса, контактные телефоны, режимы работы, схемы проезда. 3. Условия предоставления/отказа в государственной услуге. 3.1. Условия предоставления государственной услуги по оказанию стационарной медицинской помощи устанавливаются в соответствии с требованиями Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год. 3.2. Гражданину может быть отказано в предоставлении государственной услуги при оказании плановой медицинской помощи при отсутствии медицинских документов, а также возможности у данного учреждения здравоохранения для предоставления необходимого вида стационарной медицинской помощи (в связи с отсутствием лицензии на данный вид помощи, необходимого специалиста, оборудования и т.д.). 3.3. Оказание государственной услуги может быть прекращено при оказании плановой медицинской помощи в случае отказа пациента от дальнейшего предоставления услуги, несоблюдения пациентом правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения. 4. Права пациента и врача установлены статьями 30 и 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I. 5. Порядок обжалования получателем государственной услуги действий её поставщика. 5.1. Потребитель имеет право обжаловать действия (бездействия) поставщика государственной услуги в досудебном и судебном порядке. Потребитель имеет право обратиться лично на приём должностного лица учреждения здравоохранения (либо в вышестоящие органы власти, надзорные органы) или направить письменное обращение. 5.2. Письменное обращение должно содержать следующую информацию: - должность, фамилию, имя, отчество руководителя учреждения здравоохранения, в адрес которого направляется обращение, наименование учреждения, почтовый адрес; - фамилию, имя, отчество заявителя; - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения, контактные телефоны; - изложение сути обращения; - личную подпись заявителя и дату написания обращения. Дополнительно в письменном обращении заявитель вправе указать должность, фамилию, имя и отчество специалиста, действие (бездействие) или решение которого обжалуется (при наличии информации), иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к письменному обращению документы и материалы, либо их копии. 5.3. Ответы на письменные обращения должны направляться в письменном виде и содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, имя, отчество и номер телефона исполнителя, дату и исходящий номер ответа на обращение. Срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 календарных дней с момента регистрации обращения. 6. Платные медицинские услуги могут осуществляться государственным учреждением здравоохранения при наличии лицензии и разрешения на оказание платных медицинских услуг, предоставленного департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области. Перечень дополнительных медицинских и иных услуг, оказываемых за счет средств предприятий, учреждений, организаций, личных средств граждан (далее - перечень) в государственном учреждении здравоохранения должен формироваться на основании соответствующего перечня, утверждённого постановлением Правительства области, с учётом имеющейся у учреждения здравоохранения лицензии на право занятия медицинской деятельности и утверждаться директором департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. Формирование цен должно осуществляться в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации от 6 декабря 1995 года N СИ-484/7-982, Инструкцией по расчёту стоимости медицинских услуг, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации 10 ноября 1999 года N 01-23/4-10, приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 14.02.2003 N 79 "Об одобрении методических рекомендаций по расчёту стоимости платных медицинских услуг". Условия предоставления платных медицинских услуг учреждением здравоохранения должны быть установлены в Положении об оказании платных медицинских услуг. |
6. | Порядок контроля за соблюдением базовых требований к качеству оказания государственной услуги |
Перечень случаев осуществления контроля за качеством оказания государственной услуги: - контроль качества оказания медицинской помощи в рамках переданных полномочий в субъекты Российской Федерации по лицензированию и контролю качества медицинской помощи; - контроль за соблюдением законодательства при оказании платных медицинских услуг; - комплексные проверки учреждений здравоохранения; - мониторинг выполнения учреждением здравоохранения государственных заданий. Процедура контроля устанавливается соответствующим регламентом или приказом департамента. 2. Основания для проведения контроля качества оказания государственной услуги: - плановые проверки в соответствии с утверждёнными департаментом планами-графиками; - внеплановые проверки по представлениям контрольных и надзорных органов, жалобам населения. 3. Перечень показателей оценки качества оказания государственной услуги: - выполнение стандартов диагностики и лечения (в процентном выражении от количества произведённых экспертиз); - доля пациентов с достигнутым результатом лечения: "выздоровление" для острых больных, "улучшение" для хронических больных (процентов); - показатель удовлетворённости потребителей качеством оказания государственной услуги учреждением здравоохранения (процентов); - здания учреждения здравоохранения, находящиеся в аварийном состоянии, требующие проведения реконструкции, капитального ремонта (единиц); - количество врачей учреждения здравоохранения, имеющих первую и высшую квалификационные категории (процентов). 4. Перечень медицинских документов для оценки показателей качества оказания государственной услуги: - медицинские карты стационарных больных (форма N 003/у); - статистические карты выбывших из стационара (форма N 066/у); - сведения о медицинских кадрах (форма N 17); - сведения о лечебно-профилактическом учреждении (форма N 30); - результаты социологических опросов или анкетирования потребителей. 5. Периодичность контроля за соблюдением базовых требований к качеству оказания государственной услуги - не реже одного раза в год. 6. Перечень решений, которые могут быть приняты по итогам оценки фактического качества оказания государственной услуги: - оформление по итогам проверки справки/акта/предписания с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения с предоставлением в департамент здравоохранения и фармации Ярославской области письменного уведомления об исполнении (при необходимости с приложением подтверждающих документов); - организация внеплановой проверки для контроля устранения выявленных нарушений; - оказание дополнительной организационно-методической помощи учреждению здравоохранения; - применение мер дисциплинарного воздействия к руководителю государственного учреждения здравоохранения; - материалы проверок, проведённых в рамках реализации переданных полномочий по контролю качества оказания медицинской помощи, могут быть направлены в правоохранительные органы. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 27 августа 2009 г. N 8 "Об утверждении базовых требований к качеству оказания государственных услуг по предоставлению амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи"
Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" N 6 от 15 сентября 2009 г.
Приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 27 августа 2012 г. N 15 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 22 марта 2010 г. N 3
Изменения вступают в силу через 10 дней с момента официального опубликования названного приказа