Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования
Ярославской области
от 2 апреля 2009 г. N 15
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2009 - 2011 годы"
В целях проведения единой государственной политики и осуществления государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в Ярославской области и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 N 448-п "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области"на 2009 - 2011 годы
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой
3. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Первый заместитель |
С.И. Игнатьев |
Ведомственная целевая программа "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области"на 2009 - 2011 годы
(утв. приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 2 апреля 2009 г. N 15)
Паспорт ведомственной целевой Программы
Наименование исполнителя Программы - департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
Наименование Программы - ведомственная целевая программа "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области"(далее - Программа)
Фамилия, имя, отчество должностного лица, утвердившего Программу, дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта - Игнатьев Сергей Игоревич - первый заместитель директора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области;
приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 02.04.2009 N 15 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области"на 2009 - 2011 годы
Наименования задач Программы
задачи:
- обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;
- осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений;
- управление особо охраняемыми природными территориями и сохранение уровня биоразнообразия на территории Ярославской области;
- обеспечение органов управления специализированной информацией;
- формирование экологической культуры населения, экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования;
- геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Ярославской области
Сроки реализации Программы - 2009 - 2011 годы
Объемы и источники финансирования Программы - всего 88 164,0 тыс. рублей на 2009 - 2011 гг., в том числе:
средства федерального бюджета:
2009 г. - 25 393,0 тыс. рублей;
2010 г.- 16 369,0 тыс. рублей;
2011 г. - 16 369,0 тыс. рублей;
- средства областного бюджета.
2009 г. - 6 537,0 тыс. рублей;
2010 г. -11233,0 тыс. рублей;
2011 г. -12 263,0 тыс. рублей.
Должностное лицо, ответственное за реализацию Программы - Игнатьев Сергей Игоревич - первый заместитель директора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, телефон 40-01-81;
Васильева Вера Викторовна - начальник отдела анализа и регулирования природоохранной деятельности, телефон 40-01-95
I. Описание проблем и характеристика задач
Большинство долгосрочных направлений развития Ярославской области, определенных стратегией социально-экономического развития области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, предполагают улучшение состояния окружающей среды, ориентацию на устойчивое развитие территорий области и эффективное использование природно-ресурсного потенциала.
Заявленные стратегические цели развития Ярославской области, прежде всего, "Улучшение условий жизни людей и качества социальной среды" и "Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста" задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент). Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории может состояться хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.
Департамент осуществляет полномочия, предоставленные Ярославской области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраной окружающей среды, разрабатывает проекты законов, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.
Ярославская область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевые, водные и пр.), однако на сегодняшний день накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих использовать природные богатства в полной мере.
Полезные ископаемые Ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьем, строительными песками, торфом, сапропелем. В области учтено 28 месторождений гравийно-песчаного материала с общим запасом более 200 млн. м3, из них эксплуатируется 19 месторождений. Зарегистрировано 13 месторождений песка с общим запасом 50 млн. м3. В Ярославской области разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал Ярославской области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.
Основным и наиболее важным природным ресурсом Ярославской области является вода. Территория области пересечена реками общей протяженностью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 км2. В Ярославской области имеется 83 озера, из них 2 крупных: оз. Неро в Ростовском районе и оз. Плещееве в Переславском районе. На крупнейшей р. Волге, имеющей на территории области протяженность 340 км, находятся Рыбинское, Горьковское и Угличское водохранилища. Общие запасы поверхностных вод в области составляют 254 км3. Дефицита в природной воде область не испытывает. Вместе с тем основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объем используемой воды (с учетом 20 млн. м3 подземных вод) приближается к 1 млрд. м3/год. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство (36 процентов) и электроэнергетику (33 процента). Для обеспечения удовлетворения потребностей населения и экономики области в водных ресурсах имеется 73 гидротехнических сооружения, многие из которых построены 30 - 40 лет назад и требуют капитального ремонта или реконструкции. Однако отсутствие необходимых финансовых средств не позволяет содержать их в надлежащем техническом состоянии. Широкое развитие получили эрозия берегов, подтопление земель, а также загрязнение водных объектов.
В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории Ярославской области остается напряженной, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревших технологий.
Основной экологической проблемой остается загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанной проблемы является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи, помимо упомянутых выше причин, связана также с происходящим и планируемым в будущем ростом производства в регионе. В значительной степени увеличение объемов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, то есть на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время, для которых характерно значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Две трети объема загрязняющих веществ, попадающих в окружающую природную среду, вносят промышленное производство и транспорт. Тревогу вызывают состояние водных объектов и загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах, а также проблема обращения с отходами производства и потребления. Крупные населенные пункты Ярославской области, города Ярославль, Рыбинск, Тутаев, являются городами с неблагоприятной экологической обстановкой. Загрязнение атмосферы в населенных пунктах возрастает, особенно в части выбросов от автотранспорта. Остается высокой антропогенная нагрузка на водные объекты, вызванная отсутствием современных очистных сооружений в большинстве муниципальных районов.
Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2007 г. 242 тыс. т (в 2006 г. - 218 тыс. т), в том числе от стационарных источников - 77,1 тыс. т (в 2006 г. - 73,4 тыс. т), от автотранспорта - 163,0 тыс. т (в 2006 г. - 144,6 тыс. т).
Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории г. Ярославля (49,1 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы составляет 61 процент (в 2000 г. - 38 процентов). В 2007 году наблюдалось значительное увеличение выбросов от автотранспорта, что связано с увеличением численности автотранспорта в Ярославской области с 284 тысяч единиц в 2000 году до 335,6 тысячи единиц в 2007 году.
За последние пять лет (2003 - 2007 гг.) выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились на 22,11 тыс. т (32 процента), в то время как от автотранспорта - увеличились на 18,6 тыс. т (35 процентов). Суммарные выбросы уменьшились на 3,51 тыс. т (2,8 процента).
Суммарная мощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты Ярославской области в 2007 году составила 377,08 млн.м3/год, что больше чем в 2006 году на 0,73 млн.м3 (в 2006 г. - 376,35 млн.м3/год). Основной объем загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство действующих очистных сооружений области морально и физически устарели и работают с перегрузкой. Часть городов имеет устаревшие и неэффективные очистные сооружения, некоторые поселки городского типа и большинство сельских населенных пунктов вообще не имеют действующих очистных сооружений.
В крупных промышленных городах области Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется еще и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключенные к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн.м3/год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества. Качество сточных вод, сбрасываемых в водные объекты после очистных сооружений большинства предприятий, не отвечает нормативным требованиям на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты. Многие очистные сооружения средних и малых промышленных предприятий, а также предприятий сельского хозяйства требуют ремонта и реконструкции. Ряд очистных сооружений, находясь в удовлетворительном техническом состоянии и имея службу эксплуатации, работают с нарушением технологического режима из-за неграмотности обслуживающего персонала и отсутствия какой-либо нормативно-технической документации.
Одной из традиционных форм природоохранной работы по сохранению биоразнообразия в Ярославской области и в целом в России является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которая обеспечивает поддержание стабильности природной среды путем установления административным порядком особых режимов природопользования. Конечной целью создания ООПТ является формирование их рациональной системы, которая должна обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда животных, растений и грибов, регулирование и компенсирование различных нарушений в структуре экосистем, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей.
Выявление природных территорий, ценных в хозяйственном, научно-познавательном, культурно-эстетическом и рекреационном отношениях, начато в области с момента образования в 1956 году Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы (далее - ВООП). Благодаря многолетней совместной деятельности ярославских ученых, представителей широкой общественности, энтузиастов и членов актива Ярославской областной общественной организации ВООП в области к концу 80-х годов была сформирована достаточно обширная сеть охраняемых природных территорий. Завершением этого периода работы стала карта-схема "Охраняемые объекты природы Ярославской области "Карта-схема дала представление о количестве и разнообразии охраняемых природных территорий, их пространственном размещении на территории области.
Дарвинский государственный заповедник (в границах Ярославской области находится почти половина его территории), национальный парк "Плещеево озеро"и государственный заказник "Ярославский" имеют федеральный ранг охраны 18 болот включены в международный реестр ТЕЛМА, как типичные болотные ландшафты зоны тайги подзоны смешанных лесов в пределах России. Болотные массивы "Сомино" и "Пыханское" включены в список ценных болот России, охраняемых Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение и подлежащих особой охране 10 участков в области, в первую очередь Рыбинское водохранилище с прибрежными территориями, также имеют международный статус и отнесены к Ключевым орнитологическим территориям Европейской России (проект КОТР). Перечень ООПТ регионального значения в Ярославской области включает 258 территорий и объектов (общая площадь - более 283 тыс. га). Самые распространенные категории региональных ООПТ - памятники природы и охраняемые природно-исторические ландшафты. Кроме того, в области выделены 106 ООПТ местного значения. Наиболее крупные и значимые из особо охраняемых природных территории и объектов нанесены на карту "Ярославская область. Природное и культурное наследие".
Дальнейшая работа по выявлению новых, изучению существующих ООПТ Ярославского края, разработке режимов природопользования и контроля за состоянием ООПТ, обеспечению их устойчивого функционирования требует скоординированных действий, проведения природоохранных мероприятий и финансирования со стороны федеральных органов и органов исполнительной власти Ярославской области.
Охрана биологического разнообразия требует решения конкретных задач - частных и общих, локальных и планетарных. Все они связаны с необходимостью сохранения живых организмов, населяющих Землю. Каждый вид уникален, а свойства многих видов изучены недостаточно. Исчезновение любого вида является невосполнимой утратой.
В 19841 был создан Международный союз охраны природы (далее - МСОП), при котором организуется постоянная комиссия по исчезающим видам животных и растений. Одним из первых решений МСОП стала подготовка Красной книги. Первая Красная книга МСОП опубликована в 1978 г. В 1983 г. выходит "Красная книга РСФСР Животные", в 1984 г. - "Красная книга СССР", в 1988 г. - "Красная книга РСФСР Растения". Красная книга в нашей стране является государственным юридическим документом и служит правовой основой в области сохранения редких видов в регионах и в России в целом. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Россия обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких видов животных и растений.
Красная книга Ярославской области имеет целью выявление и регистрацию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, дикорастущих растений и грибов (в 2004 году в нее вошли 172 вида животных, 173 вида растении, 14 видов грибов), а также осуществление специальных мер по их охране в соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" и постановлением Губернатора Ярославской области от 31.07.2007 N 702 "О Красной книге Ярославской области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 08 12 2003 N 767".
Вопросы экологическою просвещения и информирования населения о качестве окружающей среды приобретают огромное значение. Экологическое образование и просвещение - актуальная задача всего международного сообщества, получившая отражение в решениях Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), к которым присоединилась и Россия.
Статья 74 Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять экологическое просвещение и информирование населения.
Ежегодно на территории Ярославской области, в г Ярославле и во всех муниципальных образованиях Ярославской области, в том числе в городах Рыбинске, Переславле-Залесском, Угличе, Ростове, Данилове, Любиме, Мышкине, Гаврилов-Яме, пос. Борисоглебском и т.д., проводятся ставшие традиционными Дни защиты от экологической опасности. В Днях защиты принимают участие население, представители государственных и муниципальных органов управления, предприятий и организаций области, экологическая общественность.
Ежегодно департамент проводит целый ряд природоохранных мероприятий, среди которых областной детский экологический фестиваль, Марш Парков, летний палаточный лагерь "Мы - дети Волги".
Одним из наиболее значимых стал просветительский экомарафон "Планета Земля - наш общий дом". Цели и задачи экомарафона: привлечь внимание взрослых и детей к проблемам сохранения природных и культурных богатств планеты, способствовать воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к окружающему миру и чувства ответственности за будущее Земли, стимулировать творческую деятельность на основе идей мира и сотрудничества. Экомарафон включает в себя ряд мероприятий и конкурсов, таких как День Земли, День воды, День птиц, День памяти Мологи и другие.
Организуются межрегиональные научные конференции "Актуальные проблемы экологии Ярославской области", "Экология и Культура", Российская научная конференция школьников "Открытие".
Экологические проблемы гораздо легче предотвратить, чем впоследствии их решать. Для устойчивого развития России в XXI веке необходимы грамотные в экологическом отношении специалисты.
В настоящее время продолжается формирование системы экологического просвещения в Ярославской области. Для ее поддержки и дальнейшего развития необходимо постоянное финансирование этого направления работы.
Система государственного управления в области охраны окружающей среды на сегодняшний день строится исходя из сложившейся экологической ситуации. Обеспечение охраны окружающей среды - задача всего государственного механизма, всех государственных органов. Вместе с тем особо выделяются органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды.
Создание эффективной системы управления и контроля только на федеральном уровне весьма проблематично, поэтому Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" как базовый нормативный правовой акт в этой области разделил полномочия в области охраны окружающей среды между Федерацией и ее субъектами. Всего законодательно за субъектами Российской Федерации было закреплено более девятнадцати полномочий в сфере охраны окружающей среды, в том числе осуществление правового регулирования отношений в этой сфере. Закон предоставил право субъектам Российской Федерации осуществлять государственный экологический контроль.
Федеральный закон от 31 декабря 2005 года N 199-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" значительно расширил круг полномочий субъектов Российской Федерации в сфере управления окружающей средой в части:
- учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
- контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
- установления лимитов на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействии на окружающую природную среду.
Внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми с 01 января 2006 года субъекты Российской Федерации осуществляют государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установил, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Так как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и проводят государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, круг объектов, получающих разрешения на выбросы, является таким же, что и для государственного контроля.
С 01 января 2007 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы права по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы:
- принятие нормативных правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации;
- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
- осуществление контроля над соблюдением законодательства об экологической экспертизе на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
- информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.
Для реализации новых полномочий субъекта Российской Федерации постановлением Администрации Ярославской области от 20.03.2007 N 95 "О реорганизации департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области" был создан департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. Департамент, как орган исполнительной власти Ярославской области в сфере охраны окружающей среды, осуществляет государственное управление в сфере охраны окружающей среды, водных отношений и недропользования на территории Ярославской области, в том числе:
- формирование нормативной правовой основы в порученной сфере деятельности,
- нормирование допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
- разработку и реализацию программ и мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию;
- государственный экологический, водный и геологический контроль объектов регионального уровня;
- регулирование, учет и рациональное использование, охрану и воспроизводство водных объектов и объектов недропользования регионального уровня;
- управление особо охраняемыми природными территориями и сохранением уровня биоразнообразия;
- участие в формировании экологической культуры населения.
Такое многообразие, сложность и комплексность задач свидетельствует о необходимости их решения программно-целевым методом. Департамент в силу своих полномочий предусматривает разработку, участие в разработке и реализации комплекса областных целевых программ.
В то же время ряд мероприятий, связанных с этими стратегическими задачами, должен быть осуществлен в рамках компетенции самого департамента. Для достижения главной цели деятельности департамента - стабилизации состояния окружающей среды и рационального природопользования - в рамках Программы решаются следующие задачи:
- обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования путем осуществления контрольно-надзорной деятельности, нормирования, экологической экспертизы и полномочий в сфере водных отношений;
- осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений путем проведения мероприятий по охране водных объектов и предотвращению вредного воздействия вод;
- управление особо охраняемыми природными территориями и сохранение уровня биоразнообразия на территории Ярославской области путем проведения согласований и регулирования деятельности на территории ООПТ, а также финансирования научно-исследовательских и проектных работ;
- обеспечение органов управления специализированной информацией путем формирования и поддержки в актуальном состоянии специализированных информационных ресурсов;
- формирование экологической культуры, экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования;
- геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Ярославской области путем финансирования геологических работ по поиску и оценке минерально-сырьевых ресурсов.
Проблемы улучшения качества окружающей среды и эффективного использования природных ресурсов области не являются новыми для органов власти Ярославской области, однако они далеки от своего решения. Область все еще не выработала оптимальной модели экологического менеджмента. Так, департамент в своем нынешнем виде сформирован менее двух лет назад, а функции, связанные с соответствующей проблематикой, выполняются и другими органами исполнительной власти региона (далее - ОИВ ЯО). Программа совершенствования управления охраной окружающей среды и природопользованием должна учитывать сильные и слабые стороны ОИВ ЯО в данной сфере.
К сильным сторонам, в частности, относятся:
- наличие высокопрофессиональных отраслевых кадров;
- опыт разработки и реализации экологических программ;
- достаточный уровень материально-технического оснащения ОИВ ЯО;
- стабильный кадровый состав и стабильные условия работы;
- понимание руководством области принципиальной важности экологической проблематики для стратегического развития региона.
Среди слабых сторон можно отметить:
- доминирование функционального подхода, ориентация на "выполнение функций", а не на достижение конкретных результатов;
- недостаточность финансовых ресурсов;
- ведомственная разобщенность;
- низкая эффективность коммуникации;
- требующие серьезной модернизации механизмы комплексного и рационального использования природных ресурсов.
Выявление сильных и слабых сторон ОИВ ЯО важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К возможностям следует отнести:
- политическую, нормативную и содержательную поддержку совершенствованию системы экологического менеджмента на федеральном уровне;
- возможность привлечения ОИВ ЯО дополнительных средств в рамках федеральных целевых программ;
- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте государственного управления.
Основные угрозы выглядят следующим образом:
- напряженная экологическая обстановка в области, антропогенное загрязнение воды, воздуха и почвы;
- влияние измененного гидрологического режима зарегулированной Волги на водные и наземные экосистемы;
- сокращение биологического разнообразия;
- "пробелы" в федеральном законодательстве;
- незавершенность процесса разграничения предметов ведения и полномочий в природоохранной сфере.
При этом следует отметить, что совокупности слабых сторон и угроз при неэффективной деятельности органов власти может в длительной перспективе стать причиной возникновения непоправимых экологических катастроф разного масштаба.
Решение проблем повышения эффективности и результативности деятельности ОИВ ЯО в целом и совершенствования системы экологического менеджмента в частности, возможно только на межфункциональной основе с вовлечением в эту работу всех ОИВ ЯО и высших должностных лиц. Речь должна идти как об отдельных улучшениях, так и о реализации системных комплексных решений. Поэтому необходимы областные целевые программы как механизм комплексной реализации задач и ведомственная программа, нацеленная на достижение конкретных результатов.
Актуальность этих и других вопросов со всей очевидностью подчеркивалась в протоколе заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 30 января 2008 года:
"В последние годы возросло негативное воздействие предприятий промышленности, транспорта, сельского и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду, состояние здоровья и качество жизни населения России.
Устарела практика выдачи предприятиям индивидуальных разрешении на временно согласованные сбросы и выбросы загрязняющих веществ. Экологические требования должны основываться на технологических нормативах и обеспечивать безопасность экосистем и среды жизнедеятельности человека.
До настоящего времени не завершен процесс разграничения предметов ведения и полномочий в природоохранной сфере между федеральными органами исполнительной власти, а также между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
II. Перечень программных мероприятий и целевых индикаторов
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Наименование целевого индикатора, единица измерения |
Значение целевого индикатора | Сумма расходов (тыс рублей) | ||||||||
отчетный год |
текущий финансовый год |
очередной финансовый год |
1-й год планового периода |
2-й год планово- го периода |
отчетный год |
текущий финансо- вый год |
очередной финансовый год |
1-й год планово- го периода |
2-й год планового периода |
|||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | Обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования |
поступление в областной бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. рублей, количество контрольно-надзорных мероприятий, штук; количество выявленных и устранённых нарушений, штук; количество рассмотренных административных дел по постановлениям прокуратуры, штук; сумма взысканных административных штрафов, тыс. рублей; число предприятий, получивших разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, штук; число предприятий, получивших (подтвердивших) лимиты на размещение отходов, штук; количество проведённых государственных экологических экспертиз, штук |
61931 664 1014 225 3190,7 152 1695 22 |
68660 718 898 330 4503,7 235 1464 12 |
69812 715 898 337 4544,4 230 1260 33 |
74978 730 915 344 4628,4 230 1540 35 |
80601 745 931 350 4712,8 240 1600 45 |
|||||
1.1. | Проведение государственного экологического, водного и геологического контроля соблюдения законодательства на объектах надзора с привлечением аккредитованных лабораторий для контроля источников загрязнения |
400 | 0 | 150 | 300 | 350 | ||||||
1.2. | Выдача разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
|||||||||||
13. | Выдача лимитов на размещение отходов производства и потребления |
|||||||||||
1.4. | Проведение государственной экологической экспертизы |
|||||||||||
1.5. | Финансирование проведения лабораторного контроля за источником питьевого водоснабжения г. Переславля-Залесского (оз. Плещеево) |
1400 | 1400 | 1300 | 1400 | 1500 | ||||||
2. | Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений |
поступление в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами, тыс. рублей; длина расчищенных русел рек, метров; количество выданных договоров на пользование водными объектами, штук |
0 0 11 |
604,9 0 18 |
1073,4 1800 18 |
1408,7 1500 12 |
2041,2 1500 12 |
|||||
2.1. | Финансирование осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности (расчистка русел рек) |
4283,3 | 6161,9 | 25393 | 16369 | 16369 | ||||||
2.2 | Подготовка материалов и предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования и решений |
|||||||||||
3 | Управление особо охраняемыми природными территориями и сохранение уровня биоразнообразия на территории Ярославской области |
количество выданных заключений по вопросам использования ООПТ, штук |
101 | 294 | 300 | 315 | 330 | |||||
3.1. | Ведение государственного кадастра региональных ООПТ |
|||||||||||
3.2 | Ведение Красной книги Ярославской области |
|||||||||||
3.3. | Финансирование проведения научно-исследовательских работ для обеспечения актуальной информацией о состоянии региональных ООПТ и биоразнообразия на территории Ярославской области |
150,0 | 700,2 | 800 | 900 | 1000 | ||||||
4. | Обеспечение органов управления специализированной информацией |
количество бюллетеней и обзоров о состоянии окружающей среды, штук: -ежедневных - месячных - годовых, количество обследованных родников, штук |
275 250 24 1 20 |
275 250 24 1 - |
379 354 24 1 20 |
431 406 24 1 25 |
529 504 24 1 30 |
|||||
4.1. | Финансирование проведения мониторинговых работ с целью получения информации о загрязнении окружающей среды, в том числе высоком загрязнении и предупреждении о неблагоприятных гидрометеорологических явлениях |
2180 | 2180 | 1900 | 2000 | 2100 | ||||||
4.2 | Финансирование проведения исследований родников и других источников питьевого водоснабжения |
866,7 | 589,9 | 500 (в т.ч. кредиторка за 2008 год 99,992 тыс. рублей) |
600 | 700 | ||||||
5 | Формирование экологической культуры населения, экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования |
количество экологических изданий и публикаций в средствах массовой информации, включая электронные, штук; количество природоохранных мероприятий, штук; число участников природоохранных мероприятий, человек |
30 30 1262 |
50 15 1627 |
122 9 1800 |
134 9 2000 |
150 10 2500 |
|||||
5.1. | Финансирование подготовки и издания государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области |
450 | 75 | 350 | 350 | 400 | ||||||
5.2. | Финансирование подготовки информационных материалов для издания и размещения в средствах массовой информации, включая электронные, всего, в том числе: |
99,4 | 317,5 | 357 | 533 | 543 | ||||||
5.2. 1. |
Финансирование издания "Определитель птиц Ярославской области" |
100 | ||||||||||
5.2. 2. |
Финансирование освещения природоохранных мероприятий в средствах массовой информации |
99,4 | 317,5 | 257 | 333 | 543 | ||||||
5.2. 3. |
Финансирование издания бюллетеня по Красной книге Ярославской области |
200 | ||||||||||
5.3. | Финансирование комплектования областной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова изданиями экологической тематики |
226,9 | 159,6 | 150 | 160 | 170 | ||||||
5.4. | Финансирование проведения природоохранных мероприятий - всего, в том числе: |
732,4 | 1170,3 | 1030 | 1090 | 1300 | ||||||
5.4. 1. |
Финансирование Международной акции "Марш парков" |
249,9 | 300 | 200 | 300 | 250 | ||||||
5.4. 2. |
Финансирование детского эколого-краеведческого палаточного лагеря "Мы - дети Волги" |
249,5 | 399,8 | 400 | 400 | 400 | ||||||
5.4. 3. |
Финансирование Российской научной конференции школьников "Открытие" |
59 | 50 | 40 | 50 | 50 | ||||||
5.4. 4. |
Финансирование областного детского экологического фестиваля |
54 | 50 | 50 | 50 | 50 | ||||||
5.4. 5. |
Финансирование эколого-просветительского марафона "Планета Земля - наш общий дом" |
- | - | 100 | 100 | 100 | ||||||
5.4. 6. |
Финансирование научно-практической конференции "Экология и культура: от прошлого к будущему" |
- | 50 | 50 | 50 | 50 | ||||||
5.4. 7. |
Финансирование пятой научно-практической конференции "Актуальные проблемы экологии Ярославской области" |
- | 230 | - | - | 250 | ||||||
5.4. 8. |
Финансирование экологической программы для старшеклассников в рамках летнего образовательного лагеря для одарённых детей |
40 | 40 | 40 | 40 | 50 | ||||||
5.4. 9. |
Финансирование реализации проекта "Возрождение широколиственных лесов и дубрав" |
40 | 10,5 | 10 (в т.ч. кредиторка за 2008 год 50,0 тыс. рублей) |
80 | 50 | ||||||
5 4.10 . |
Финансирование реализации проекта "Помочь может каждый" |
40 | 40 | 50 | 50 | 50 | ||||||
6. | Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Ярославской области* |
количество выявленных перспективных участков полезных ископаемых, штук; выявленный объём прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых, млн.м3; количество ликвидированных аварийных и бесхозяйных самоизливающихся гидрогеологических скважин, штук; информация о геологическом изучении недр на территории области с рекомендациями недропользователям по рациональному пользованию недрами, штук; количество обследованных и подготовленных к освоению участков недр, штук; количество проведённых аукционов, штук; количество проведённых экспертиз по утверждению и списанию запасов, штук; сумма платежей в бюджеты за пользование недрами, тыс. рублей |
5* 1* 33* - - - - 16968* |
5* 5* 8* 1* 1* - 18* 21743* |
10* 5* 32* 1* 2* 4* 5* 28200 |
16 9,5 15 1 1 8 6 36370 |
10 4,5 25 1 2 12 7 46400 |
|||||
6.1. | Финансирование выявления и оценки месторождений строительных материалов, приближенных к центрам потребления; получение информации, необходимой инвесторам для обоснования экономической целесообразности пользования участками недр |
- | - | - | - | - | 540* | 1750* | 1530,3* | 1997,7 | 1000 | |
6.1. 1. |
Финансирование поиска и оценки месторождений строительных материалов на территории муниципальных районов, не имеющих достаточного количества месторождений и запасов строительных материалов |
- | - | - | - | - | 540* | 1250* | 1530,3* | 1219,7 | 1000 | |
6 1.2. |
Финансирование поиска и оценки дефицитных видов нерудного сырья для обеспечения потребностей строительной индустрии и агропромышленного комплекса Ярославской области |
- | - | - | - | - | - | 500* | - | 778 | - | |
6.2. | Финансирование сбора информации об аварийных бесхозяйных самоизливающихся гидрогеологических скважинах, находящихся в нераспределённом фонде недр, и их ликвидации для обеспечения защиты подземных вод от загрязнения и истощения |
- | - | - | - | - | 700* | 680* | 999,8* | 370 | 1000 | |
6.3. | Финансирование изучения качества питьевых подземных вод, вод для хозяйственно-бытовых нужд основных эксплуатируемых водоносных горизонтов области с оценкой их защищённости для обеспечения подсчёта запасов и предоставления участков недр в пользование для добычи питьевых подземных вод, вод для хозяйственно-бытовых нужд |
- | - | - | - | - | - | 1050* | 949,9* | 372,3 | 740 | |
6.4. | Финансирование анализа состояния минерально-сырьевой базы в Ростовском и Переславском районах и выработка рекомендаций по рациональному использованию запасов общераспространённых полезных ископаемых |
- | - | - | - | - | - | - | - | 500 | 1300 | |
6.5. | Финансирование издания специальных выпусков журнала "Вестник Ярославского регионального отделения Российской академии естественных наук" |
- | - | - | - | - | - | 60* | 60* | 60 | 60 | |
6.6. | Финансирование оценки геотермальных ресурсов приповерхностного грунта на территории Ярославской области |
- | - | - | - | - | - | - | - | 500 | - | |
6.7. | Финансирование обследования геологических памятников Ярославской области с целью подготовки объектов к лицензированию |
- | - | - | - | - | - | 100* | 100* | 100 | 100 | |
6.8. | Финансирование сбора материалов для издания книги "Объекты геологического наследия Ярославской области" |
- | - | - | - | - | - | - | 60* | - | - | |
6.9. | Проведение аукционов на право пользования недрами для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
6.10 . |
Формирование на основании фондовых материалов пакетов геологической информации об участках недр, предоставляемых в пользование |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
6.11 . |
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в части общераспространённых полезных ископаемых |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
6 12. |
Составление территориального баланса запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых |
процент учтённой геологической информации |
- | - | 60 | 100 | 100 | - | - | - | - | - |
ИТОГО по программе |
12028,7 | 16 394,4 | 31930 | 27 602 | 28 632 |
* В разделе 6 таблицы целевые индикаторы и суммы расходов на 2007-2009 годы показаны справочно в соответствии с завершённой и действующей областными целевыми программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области.
III. Поквартальный план-график достижения значений целевых индикаторов Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора | Год | В том числе | |||
январь- март | январь- июнь | январь- сентябрь |
январь- декабрь |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Поступление в областной бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. рублей |
2009 | 14000 | 31500 | 50200 | 69812 |
2010 | 15000 | 33700 | 54000 | 74978 | ||
2011 | 16100 | 36300 | 58030 | 80601 | ||
2. | Количество контрольно-надзорных мероприятий, штук |
2009 | 175 | 353 | 534 | 715 |
2010 | 180 | 362 | 546 | 730 | ||
2011 | 183 | 368 | 556 | 745 | ||
3. | Количество рассмотренных административных дел по постановлениям прокуратуры, штук |
2009 | 84 | 168 | 254 | 337 |
2010 | 85 | 171 | 259 | 344 | ||
2011 | 87 | 174 | 263 | 350 | ||
4. | Количество выявленных и устранённых нарушений, штук |
2009 | 224 | 449 | 675 | 898 |
2010 | 228 | 457 | 688 | 915 | ||
2011 | 232 | 465 | 700 | 931 | ||
5. | Сумма взысканных административных штрафов, тыс. рублей |
2009 | 1133,6 | 2277,2 | 3420,8 | 4544,4 |
2010 | 1154,6 | 2319,2 | 3483,8 | 4628,4 | ||
2011 | 1175,7 | 2361,4 | 3547,1 | 4712,8 | ||
6. | Число предприятий, получивших разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, штук |
2009 | 70 | 120 | 170 | 230 |
2010 | 70 | 120 | 170 | 230 | ||
2011 | 70 | 130 | 180 | 240 | ||
7. | Число предприятий, получивших (подтвердивших) лимиты на размещение отходов, штук |
2009 | 480 | 800 | 960 | 1260 |
2010 | 500 | 850 | 1100 | 1540 | ||
2011 | 500 | 900 | 1200 | 1600 | ||
8. | Количество проведённых государственных экологических экспертиз, штук |
2009 | 2 | 13 | 23 | 33 |
2010 | 3 | 13 | 24 | 35 | ||
2011 | 5 | 18 | 32 | 45 | ||
9. | Поступление в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами, тыс. рублей |
2009 | 250,5 | 494,6 | 763,1 | 1073,4 |
2010 | 322,1 | 640,2 | 982,7 | 1408,7 | ||
2011 | 449,6 | 893,6 | 1448,3 | 2041,2 | ||
10. | Длина расчищенных русел рек, метров | 2009 | 0 | 0 | 1000 | 1800 |
2010 | 0 | 0 | 1000 | 1500 | ||
2011 | 0 | 0 | 1000 | 1500 | ||
11. | Количество выданных договоров и решений на пользование водными объектами, штук |
2009 | 3 | 7 | 12 | 18 |
2010 | 2 | 5 | 8 | 12 | ||
2011 | 2 | 5 | 8 | 12 | ||
12. | Количество выданных заключений по вопросам использования ООГГГ, штук |
2009 | 70 | 145 | 223 | 300 |
2010 | 73 | 152 | 234 | 315 | ||
2011 | 76 | 159 | 245 | 330 | ||
13. | Количество бюллетеней и обзоров о состоянии окружающей среды, штук |
2009 | 94 | 188 | 282 | 379 |
2010 | 107 | 214 | 321 | 431 | ||
2011 | 132 | 264 | 396 | 529 | ||
14. | Количество обследованных родников, штук | 2009 | - | - | 20 | 20 |
2010 | - | - | 25 | 25 | ||
2011 | - | - | 30 | 30 | ||
15. | Количество изданий и публикаций в средствах массовой информации, включая электронные, штук |
2009 | 18 | 43 | 79 | 122 |
2010 | 18 | 55 | 90 | 134 | ||
2011 | 23 | 60 | 101 | 150 | ||
16. | Количество природоохранных мероприятий, штук |
2009 | 1 | 5 | 8 | 9 |
2010 | 1 | 5 | 8 | 9 | ||
2011 | 1 | 6 | 9 | 10 | ||
17. | Число участников природоохранных мероприятий, человек |
2009 | 300 | 1150 | 1697 | 1800 |
2010 | 330 | 1210 | 1850 | 2000 | ||
2011 | 350 | 1850 | 2350 | 2500 | ||
18 | Количество выявленных перспективных участков полезных ископаемых, штук* |
2009 | 2 | 5 | 8 | 10 |
2010 | 3 | 8 | 13 | 16 | ||
2011 | 2 | 5 | 8 | 10 | ||
19 | Выявленный объём прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых, млн. м3* |
2009 | 1,0 | 2,5 | 4,0 | 5,0 |
2010 | 3,5 | 4,5 | 8,0 | 9,5 | ||
2011 | 1 | 2 | 3,5 | 4,5 | ||
20. | Количество ликвидированных аварийных, бесхозяйных самоизливающихся гидрогеологических скважин, штук* |
2009 | 0 | 8 | 24 | 32 |
2010 | 0 | 6 | 12 | 15 | ||
2011 | 0 | 10 | 20 | 25 | ||
21. | Информация о геологическом изучении недр на территории области с рекомендациями недропользователям по рациональному пользованию недрами, штук* |
2009 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2010 | 0 | 0 | 0 | 1 | ||
2011 | 0 | 0 | 0 | 1 | ||
22. | Количество обследованных и подготовленных к освоению участков недр, штук* |
2009 | 0 | 1 | 2 | 2 |
2010 | 0 | 0,5 | 1 | 1 | ||
2011 | 0 | 1 | 2 | 2 | ||
23 | Количество проведённых аукционов, штук* | 2009 | 0 | 0 | 2 | 4 |
2010 | 2 | 4 | 6 | 8 | ||
2011 | 3 | 6 | 9 | 12 | ||
24. | Количество проведённых экспертиз по утверждению и списанию запасов, штук* |
2009 | 2 | 4 | 6 | 5 |
2010 | 2 | 4 | 7 | 6 | ||
2011 | 2 | 5 | 7 | 7 | ||
25. | Сумма платежей в местный и областной бюджеты за пользование недрами, тыс. руб.лей |
2009 | 5640 | 12690 | 20304 | 28200 |
2010 | 7274 | 16366,5 | 26186,4 | 36370 | ||
2011 | 9280 | 20880 | 33408 | 46400 |
* Индикаторы, оценивающие эффективность реализации мероприятий раздела "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы" в 2009 году, показаны в соответствии с действующей областной целевой программой "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2008 - 2009 годах" и приводятся для справки.
IV. Планируемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы:
- будет обеспечено проведение государственного контроля за соблюдением законодательства в области и охраны окружающей среды и природопользования,
- в полном объеме будут выполнены переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений,
- в результате проведения природоохранных мероприятий будет уменьшено негативное воздействие на окружающую природную среду;
- будут пополнены бюджеты всех уровней за счет своевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами и недрами, штрафов за нарушение законодательства;
- органы власти и управления области будут обеспечены специализированной информацией о загрязнении окружающей среды на мониторинговой основе;
- будут актуализированы специализированные государственные информационные ресурсы Ярославской области ("Государственный кадастр Ярославской области особо охраняемых природных территории регионального значения"и "Красная книга Ярославской области");
- население области будет обеспечено информацией о состоянии окружающей среды, состоятся мероприятия по экологическому просвещению и пропаганде, нацеленные на формирование экологической культуры населения (в том числе через публикацию в средствах массовой информации, проведение конференций и выставок, поддержание в актуальном состоянии сайта департамента, подготовку и распространение официального ежегодного доклада об охране окружающей среды в области);
- будут проведены научно-исследовательские работы экологической тематики, в ходе которых будет получена информация о состоянии окружающей среды, подготовлены материалы о различных аспектах ее охраны;
- будут получены прогнозные ресурсы и запасы общераспространенных полезных ископаемых в объеме около 14 млн м3, выявлены 26 перспективных участков недр, выработаны экономически обоснованные рекомендации по рациональному использованию запасов общераспространенных полезных ископаемых, обеспечена защита питьевых подземных вод от загрязнения и истощения за счет ликвидации 40 аварийных и бесхозяйных гидрогеологических скважин, получена база данных о режиме подземных вод основных водоносных горизонтов с элементами прогноза уровней на будущие годы, на основании оценки состояния подземных вод будут построены карты по основным загрязняющим водоносные горизонты компонентам;
- будут созданы новые ООПТ, а также приняты меры для решения вопроса контроля над использованием ООПТ, что в целом укрепит экологический каркас области;
- будет проведена расчистка русел рек, что позволит предотвратить наводнения, заморы рыбы и улучшить санитарно-экологическое состояние окружающей среды.
Мероприятия Программы учитывают Концепцию геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области, утвержденную постановлением Губернатора области от 18.06.2001 N 406, с поправкой на современные потребности области в разведанных запасах нерудных материалов для строительной индустрии, сельского хозяйства, промышленности и будут способствовать привлечению инвесторов для разработки перспективных участков недр. Также Программой предусмотрены мероприятия, позволяющие провести ревизию активных запасов нерудных полезных ископаемых для обоснования необходимости вовлечения в освоение резервных участков недр.
Реализация программных мероприятий позволит повысить эффективность использования минеральных ресурсов региона и будет способствовать рациональному развитию промышленности, строительства и сельского хозяйства Ярославской области.
Важной особенностью сферы охраны окружающей среды и природопользования является то, что основные результаты природоохранной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в улучшении окружающей среды и состояния здоровья населения, изменении ценностных ориентации и норм поведения индивидуумов, сказываются на качестве жизни населения области. Социально-экономический эффект выражается в повышении социальной роли экологических знаний.
Внешними рисками реализации Программы является:
- изменение федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- последствия мирового финансового кризиса;
- стихийные бедствия и техногенные катастрофы.
Внутренние риски реализации Программы могут быть обусловлены:
- увеличением сроков выполнения отдельных мероприятий Программы в связи с необходимостью привлечения сторонних экспертов при решении сложных комплексных задач;
- возможным увеличением сроков выполнения своих обязательств взаимодействующими организациями.
Указанные внутренние риски не имеют фатального характера и могут быть, во-первых, предотвращены, во-вторых, компенсированы организационными мерами воздействия.
Реализация Программы внесет существенный вклад в достижение стратегической цели Правительства области - создание обновляемой базы знаний по природным ресурсам, усовершенствование механизмов их комплексного и рационального использования.
Ожидаемая результативность Программы
Результативность реализации Программы определяется степенью достижения основных целевых индикаторов, установленных для каждой задачи Программы. Планируется достижение следующих результатов:
N п/п |
Наименование индикатора, единица измерения | Значения по годам | ||
2009 | 2010 | 2011 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Поступление в областной бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. рублей |
69812,0 | 74978,0 | 80601,0 |
2. | Количество контрольно-надзорных мероприятий, штук | 715 | 730 | 745 |
3. | Количество рассмотренных административных дел по постановлениям прокуратуры, штук |
337 | 344 | 350 |
4. | Количество выявленных и устраненных нарушений, штук | 898 | 915 | 931 |
5. | Сумма взысканных административных штрафов, тыс. рублей |
4544,4 | 4628,4 | 4712,8 |
6. | Число предприятий, получивших разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, штук |
230 | 230 | 240 |
7. | Число предприятий, получивших (подтвердивших) лимиты на размещение отходов, штук |
1260 | 1540 | 1600 |
8. | Количество проведенных государственных экологических экспертиз, штук |
33 | 35 | 45 |
9. | Поступление в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами, тыс. рублей |
1073,4 | 1408,7 | 2041,2 |
10. | Протяжённость расчищенных русел рек, метров | 1800 | 1500 | 1500 |
11. | Количество выданных договоров и решений на пользование водными объектами, штук |
18 | 12 | 12 |
12. | Количество выданных заключений по вопросам использования ООПТ, штук |
300 | 315 | 330 |
13. | Количество бюллетеней и обзоров о состоянии окружающей среды, штук |
379 | 431 | 529 |
14. | Количество обследованных родников, штук | 20 | 25 | 30 |
15. | Количество экологических изданий и публикаций в средствах массовой информации, включая электронные, штук |
122 | 134 | 150 |
16. | Количество природоохранных мероприятий, штук | 9 | 9 | 10 |
17. | Число участников природоохранных мероприятий, человек |
1800 | 2000 | 2500 |
18. | Количество выявленных перспективных участков полезных ископаемых, штук |
10* | 16 | 10 |
19. | Объём прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых, млн. м3 |
5,0* | 9,5 | 4,5 |
20. | Количество ликвидированных аварийных бесхозяйных самоизливающихся гидрогеологических скважин, штук |
32* | 15 | 25 |
21. | Информация о геологическом изучении недр на территории области с рекомендациями недропользователям по рациональному пользованию недрами, штук |
1* | 1 | 1 |
22. | Количество обследованных и подготовленных к освоению участков недр, штук |
2* | 1 | 2 |
23. | Количество проведенных аукционов, штук | 4* | 8 | 12 |
24. | Количество проведённых экспертиз по утверждению и списанию запасов, штук |
5* | 6 | 7 |
25. | Сумма платежей в местный и областной бюджеты за пользование недрами, тыс. рублей |
28200,0 | 36370,0 | 46400,0 |
* Показатели приведены для действующей областной целевой программы геологического изучения недр и обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2008 - 2009 годы.
Методика оценки эффективности Программы приведена в разделе V.
Формируемая система индикаторов обеспечит возможность осуществления оперативного анализа мер Программы, прогнозирования состояния окружающей среды и природопользования в регионе, выявление актуальных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления Ярославской области на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
В оценке эффективности Программы предполагается использовать систему индикаторов, характеризующих лишь текущие результаты природоохранной деятельности, ее объемные показатели. При этом конкретные мероприятия, включенные в Программу, могут содержать показатели результативности их реализации.
V. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется исполнителем Программы в сроки, установленные для сдачи отчетности.
Эффективность реализации Программы с учетом бюджетного финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов Программы с уровнем ее бюджетного финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности () рассчитывается по формуле:
,
где:
- значение n-го целевого индикатора на начало реализации программы;
- плановое значение индикатора;
- текущее значение индикатора;
- плановая сумма финансирования по программе;
- сумма финансирования на текущую дату;
- весовой коэффициент параметра.
При расчете комплексного показателя эффективности используются следующие основные целевые индикаторы и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Наименование индикатора | Значение весового коэффициента | |
2009 год | 2010-2011 годы | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Протяжённость расчищенных русел рек, метров | 0,1 | 0,1 |
2. | Количество обследованных родников, штук | 0,1 | 0,05 |
3. | Количество бюллетеней и обзоров о состоянии окружающей среды, штук |
0,4 | 0,15 |
4. | Количество экологических изданий и публикаций в средствах массовой информации, включая электронные, штук |
0,4 | 0,2 |
5. | Количество выявленных перспективных участков полезных ископаемых, штук* |
- | 0,2 |
6. | Выявленный объём прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых, млн. м3* |
- | 0,2 |
7. | Количество ликвидированных аварийных и бесхозяйных самоизливающихся гидрогеологических скважин, штук* |
- | 0,1 |
ИТОГО | 1,0 | 1,0 |
* Индикаторы, оценивающие эффективность реализации мероприятий раздела "Геологическое изучение недр и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы", применяются только с 2010 года.
При значении показателя R 95 процентов и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении R 80 процентов и менее - низкой.
VI. Обоснование потребности в ресурсах
Расходные обязательства Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования определяются следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
- Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
- Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха",
- Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",
- Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях",
- Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах",
- Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов",
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г N 636 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации",
- Законом Ярославской области от 29 апреля 2002 г N 38-з "Об экологическом контроле на территории Ярославской области"
Общая потребность в финансовых ресурсах приведена в таблице:
тыс. рублей
2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Субвенция из федерального бюджета | 25393,0 | 16369,0 | 16369,0 |
Областной бюджет | 6537,0 | 11233,0 | 12263,0 |
Всего | 31930,0 | 27602,0 | 28632,0 |
Данные средства будут использованы на финансирование отдельных мероприятий Программы, не финансируемых за счет средств на содержание и обеспечение деятельности департамента, а именно:
- расчистка русел рек,
- проведение мониторинговых и научно-исследовательских работ в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- проведение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы;
- проведение природоохранных мероприятий.
Планирование объемов субвенции из федерального бюджета осуществляйся Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Методикой определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г N 636 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Объемы субвенций из федерального бюджета бюджету Ярославской области на 2009 - 2011 годы утверждены Федеральным законом от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Большая часть мероприятий Программы выполняется силами и средствами сотрудников департамента. Другая часть мероприятий выполняется подрядными организациями на коммерческой основе, что также отражается в расходах Программы.
Затраты, предусмотренные в программе, рассчитаны исходя из сложившегося уровня цен на соответствующие работы и услуги, что зафиксировано в прайс-листах и/или коммерческих предложениях компании и организации, которые их оказывают на территории Ярославской области. Расходы будущих периодов рассчитаны исходя из темпов инфляции, предусматриваемых дефлятором ВВП, который предлагает использовать в прогнозах Министерство экономического развития Российской Федерации.
Все указанные средства будут расходоваться целевым образом в соответствии со сметами расходов, утвержденными в установленном порядке.
VII. Механизм реализации и система управления
Программа реализуется через систему ежегодного уточнения программных показателей и оценку промежуточных и итоговых результатов, выполнение мероприятий в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользование. В ходе выполнения Программы планируется тесное взаимодействие департамента с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральной государственной власти Ярославской области, Министерством природных ресурсов и другими федеральными структурами в части полномочий, касающихся достижения целей, поставленных в Программе. Для выполнения ряда мероприятий Программы предполагается привлечение образовательных, общественных организации и различных средств массовой информации.
Реализует Программу и управляет процессами ее реализации департамент. Для организации выполнения Программы после ее опубликования департаментом планируется принять приказ о распределении обязанностей по осуществлению Программы между структурными подразделениями департамента.
За реализацию мероприятий Программы 1.1 и 5.2 отвечает председатель комитета экологического контроля; за реализацию мероприятий 1.1, 2.1, 2.2, 5.2, 6.1 - 6.12 - председатель комитета по учету и использованию природных ресурсов; за реализацию мероприятий 1.2 - 1.4, 5.2 - председатель комитета нормирования и экологической экспертизы; за реализацию мероприятий 1.5, 3.1 - 3.3, 4.1, 4.2, 5.1- 5.4, - начальник отдела анализа и регулирования природоохранной деятельности.
Должностные лица департамента, участвующие в реализации мероприятий Программы, несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной гражданской службе.
В целях успешной реализации задач будет обеспечено информационное сопровождение, информационная открытость и общий доступ ко всем данным о мероприятиях Программы посредством размещения информации на сайте департамента в сети Интернет.
Механизм управления Программой состоит из следующих действий:
- периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий Программы ответственным должностным лицом;
- рассмотрение результатов указанного мониторинга и анализа руководством департамента, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
- внесение изменений в мероприятия Программы (при необходимости);
- ежеквартальное информирование департамента экономического развития Ярославской области о ходе реализации мероприятий Программы, предоставление в установленном порядке необходимой отчетности;
- предоставление в установленном порядке годовой отчетности с оценкой эффективности и результативности Программы в департамент экономического развития Ярославской области, департамент финансов Ярославской области;
- проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур Контроль за реализацией Программы будет осуществляться заказчиком Программы - Правительством области в лице заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
Департамент обеспечивает реализацию Программы и ее финансирование, осуществляет координацию деятельности ее участников, оценку эффективности Программы, формирует и представляет заказчику отчет о реализации Программы, организует проведение мероприятий.
Отдельные мероприятия Программы предполагается реализовать путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 2 апреля 2009 г. N 15 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2009 - 2011 годы"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Губернские вести" N 31 от 7 апреля 2009 г.
Приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 11 декабря 2015 г. N 164-н настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 20 декабря 2011 г. N 42Н
Изменения вступают в силу с момента государственной регистрации названного постановления
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 27 декабря 2010 г. N 38н
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 20 июля 2010 г. N 32н
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа
Приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 23 декабря 2009 г. N 22
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного приказа