25 мая 2016 г., 3 февраля, 6, 30 марта 2017 г.
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законами Ярославской области от 7 апреля 2003 г. N 19-з "О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 7 декабря 2004 г. N 52-з "О пожарной безопасности в Ярославской области" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение безопасности жизнедеятельности населения" на 2016 - 2018 годы.
Постановлением Правительства Ярославской области от 3 февраля 2017 г. N 64-п в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
2. Контроль за исполнением постановления возложить на руководителя аппарата Правительства области Валдаева Ю.В.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства области |
А.Л. Князьков |
Областная целевая программа
"Повышение безопасности жизнедеятельности населения" на 2016 - 2018 годы
(утв. постановлением Правительства области от 14 марта 2016 г. N 262-п)
25 мая 2016 г., 3 февраля, 6, 30 марта 2017 г.
Постановлением Правительства Ярославской области от 3 февраля 2017 г. N 64-п в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
Паспорт ОЦП
Постановлением Правительства Ярославской области от 30 марта 2017 г. N 243-п раздел "Общая потребность в финансовых ресурсах" настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента подписания названного постановления
Общая потребность в финансовых ресурсах
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП
1. Разработка ОЦП обусловлена необходимостью продолжения реализации на региональном уровне государственной политики в сфере повышения безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области в соответствии с федеральными законами от декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом Российской Федерации от 15 ноября 2011 года N Пр-3400, путем осуществления мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) через совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, по обеспечению развития системы проведения превентивных мер по снижению риска и смягчению последствий ЧС техногенного и природного характера и повышению уровня личной и общественной безопасности населения и территорий.
2. В настоящее время ЧС все чаще становятся серьезной угрозой общественной стабильности, наносят непоправимый ущерб здоровью и материальному достатку людей, объектам экономики и территориям.
По данным государственного статистического учета, на территории Ярославской области в 2014 году зарегистрировано 2 ЧС (6 человек погибли, 9 человек пострадал), произошло 2 техногенные ЧС локального характера. Несмотря на то что в области наблюдается снижение количества пожаров по сравнению с 2013 годом на 7,89 процента, в 2014 году общий материальный ущерб от пожаров составил 176,9 млн. рублей, что на 265,2 процента больше, чем в 2013 году (48,46 млн. рублей).
3. Анализ состояния пожарно-спасательных сил области показывает, что их возможности в настоящее время недостаточны для обеспечения необходимого уровня безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области.
В настоящее время замены требует 85 процентов пожарных автомобилей, которые являются главным боевым средством реагирования на пожары.
Из 164 единиц основной и специальной техники, положенных по штату, на вооружении пожарных подразделений имеется в наличии только 127 единиц, из которых у 89 единиц превышен предельный срок эксплуатации (3 единицы эксплуатируются от 11 до 15 лет, 28 единиц эксплуатируются от 16 до 20 лет и 58 единиц в эксплуатации свыше 20 лет).
Расчеты показывают, что непринятие мер для решения поставленной проблемы может привести к тому, что к 2018 году в подразделениях пожарной охраны области будет находиться техника со 100-процентным износом. В целях замены устаревшей техники, выработавшей моторесурс, необходимо приобретение новых современных образцов пожарных автомобилей.
Важным аспектом действий пожарных при ликвидации пожаров является оснащение их средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) для выполнения обязанностей по спасению людей и тушению пожаров в непригодной для дыхания среде.
К настоящему времени газодымозащитная служба создана только в 11 из 19 подразделений противопожарной службы области, где такая служба должна быть организована. Имеющиеся в подразделениях противопожарной службы СИЗОД, находящиеся в эксплуатации свыше 7 лет, выходят из строя и требуют замены на более современные модели. Такое положение дел не позволяет эффективно выполнять задачи по спасению людей и тушению пожаров.
4. Заметно отставание в обеспеченности подразделений пожарно-спасательных сил области современными инновационными технологиями, средствами управления, связи, разведки по сравнению с обеспеченностью подразделений федеральной противопожарной службы, находящихся на территории области.
Так, укомплектованность современными средствами связи, в том числе средствами радиосвязи, составляет 58 процентов. В то же время подразделения федеральной противопожарной службы и службы поиска и спасения людей полностью укомплектованы новыми радиостанциями.
Полная несовместимость режимов работы и частот старых средств радиосвязи, состоящих на вооружении подразделений пожарно-спасательных сил области, с новыми средствами не позволяет достичь требуемого уровня взаимодействия, координации деятельности федеральных и областных пожарно-спасательных сил при спасении людей, тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС.
Очевидно, что решение данной проблемы потребует внедрения новых инновационных технологий, позволяющих обеспечить подразделения пожарно-спасательных сил всеми современными видами телекоммуникационных услуг и значительно увеличивающих спектр их возможностей.
При этом следует учитывать, что решение указанных задач позволит обеспечить выполнение требований к развитию системы пожаротушения, поиска и спасения людей, а именно:
- укрепить материально-техническую базу и повысить оснащенность элементов системы, позволяющих с наибольшей эффективностью осуществлять поиск и спасение людей;
- повысить мобильность (подвижность) системы, то есть способность к быстрому изменению её состояния и положения относительно места произошедшей ЧС;
- достичь необходимого уровня своевременного реагирования элементов системы на возникающие ЧС для оказания помощи пострадавшим, локализации и ликвидации последствий ЧС;
- оперативно осуществлять локализацию и ликвидацию последствий ЧС;
- обеспечить всеситуационность системы с целью решения всего спектра задач по пожаротушению, поиску и спасению людей, локализации и ликвидации последствий ЧС.
5. В среднесрочной перспективе аварии, катастрофы и ЧС по-прежнему будут представлять одну из серьезных угроз стабильному экономическому развитию Ярославской области.
Важным аспектом деятельности органов государственной власти Ярославской области является обеспечение всестороннего (межфункционального и межтерриториального) взаимодействия в сфере повышения безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области.
Необходимость этого обусловлена тем, что местное самоуправление в соответствии с действующим законодательством представляет собой самостоятельный институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов, поэтому в настоящее время необходимо продолжить совершенствование форм взаимодействия между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области (далее -органы местного самоуправления), особенно в сфере повышения безопасности жизнедеятельности населения на территории Ярославской области.
Решение данной проблемы возможно через развитие системы межфункционального и межтерриториального взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере повышения безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области в рамках реализации мероприятий ОЦП.
При этом основные требования к системе межфункционального и межтерриториального взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, исполнения которых возможно достичь через мероприятия ОЦП, включают:
- формирование общих методологических подходов заинтересованных органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к вопросам повышения безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области;
- повышение знаний и навыков руководителей органов местного самоуправления и организаций в области подготовки к управлению силами и средствами, входящими в состав звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, решению задач в сфере защиты населения, территорий и объектов экономики от ЧС;
- разработку (уточнение) документов межтерриториального взаимодействия и методических документов для добровольных формирований (общественных организаций), регламентирующих вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территории муниципальных районов и городских округов области.
6. Таким образом, анализ ситуации, сложившейся в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области, показывает, что современное состояние социально-экономического развития Ярославской области по-прежнему характеризуется высоким уровнем риска возникновения ЧС, в том числе и техногенного характера, и требует продолжения деятельности по повышению безопасности населения области.
Так как имеющиеся проблемы носят комплексный характер, их решение требует продуманной координации действий и общих усилий органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Это возможно осуществить только на основе единого методологического подхода к их решению с учетом взаимосвязи, исключающей дублирование с другими реализуемыми и планируемыми к реализации мероприятиями в рамках программно-целевого метода планирования деятельности.
Это в свою очередь позволило определить цели и задачи ОЦП, выработать перечень и содержание мероприятий, направленных на обеспечение условий безопасной жизнедеятельности населения, смягчения последствий экологических бедствий и техногенных катастроф на территории Ярославской области. Данный перечень мероприятий увязывается с возможностями областного бюджета, что значительно повысит эффективность вложения финансовых средств. Кроме того, применение программно-целевого метода обеспечит концентрацию усилий на определенных приоритетных направлениях и позволит получить значительный положительный эффект от деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере повышения безопасности жизнедеятельности населения Ярославской области.
В конечном итоге в результате реализации ОЦП будет решена важнейшая задача по заблаговременному осуществлению комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное снижение риска возникновения ЧС, снижение размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь и приведет к снижению количества погибших и пострадавших людей, что в совокупности обеспечит качественное социально-экономическое развитие Ярославской области.
II. Цель ОЦП
Наименование цели |
Показатель |
|||||
наименование |
единица измерения |
базовое значение* (2015 год) |
Плановое значение |
|||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Повышение уровня защищенности населения и территорий от воздействия ЧС (стихийных бедствий, пожаров, техногенных аварий и катастроф) |
количество погибших в ЧС граждан |
процентов (человек) |
100 (116) |
97 (112) |
95 (110) |
93 (107) |
сумма материального ущерба от ЧС |
процентов (млн. руб.) |
100 (180,8) |
95 (171,7) |
93 (168,1) |
92 (166,3) |
* В качестве базовых значений показателей цели ОЦП использованы данные по Ярославской области за 2015 год, которые представлены в материалах для ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году, подготовленных Правительством области на основе отчетных материалов, справочных данных и отчетных форм территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций Ярославской области за 2015 год.
Материалы направлены в декабре 2015 года в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки ежегодного государственного доклада "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году" Президенту Российской Федерации.
III. Задачи ОЦП
IV. Механизм реализации ОЦП
Механизм реализации ОЦП предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач ОЦП. Механизм разработан в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Реализация ОЦП (оперативное планирование, проведение мероприятий, контроль проведения мероприятий, внесение изменений в ОЦП) осуществляются ответственным исполнителем ОЦП - ДРБ.
Соисполнителями ОЦП являются органы местного самоуправления и учреждения, подведомственные ДРБ.
Мероприятия ОЦП реализуются в соответствии с разделом V ОЦП и сроками оперативного плана реализации ОЦП.
Финансирование ОЦП осуществляется за счёт средств областного бюджета путём выделения ДРБ целевых бюджетных ассигнований.
Приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для реализации программных мероприятий, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Субсидии добровольным пожарным командам за участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ предоставляются в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета на государственную поддержку добровольной пожарной охраны, утвержденным постановлением Правительства области от 14.06.2012 N 541-п "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета на государственную поддержку добровольной пожарной охраны".
При возникновении необходимости в ходе реализации ОЦП ДРБ инициирует внесение изменений в ОЦП. Ответственным за своевременное выполнение всех процедур процесса внесения изменений в ОЦП является ДРБ.
Органы местного самоуправления, являющиеся соисполнителями ОЦП, в соответствии с подпунктами 1.1 - 1.3 пункта 1 раздела V ОЦП представляют в ДРБ отчеты о проведенных мероприятиях в течение 10 дней после их завершения в письменной форме с информацией о содержании мероприятий, сроках их проведения и выявленных проблемах.
Постановлением Правительства Ярославской области от 30 марта 2017 г. N 243-п раздел V настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента подписания названного постановления
V. Перечень мероприятий ОЦП
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 14 марта 2016 г. N 262-п "Об утверждении областной целевой программы "Повышение безопасности жизнедеятельности населения" на 2016 - 2018 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 16 марта 2016 г., в газете "Документ-Регион" от 18 марта 2016 г. N 23
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 26 января 2018 г. N 33-п
Изменения вступают в силу с 26 января 2018 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 26 декабря 2017 г. N 990-п
Изменения вступают в силу с 26 декабря 2017 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 30 марта 2017 г. N 243-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление правительство Ярославской области от 6 марта 2017 г. N 162-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 3 февраля 2017 г. N 64-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Ярославской области от 25 мая 2016 г. N 604-п
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления