Налоговая просит пояснить
В ходе налоговых проверок у проверяющих нередко возникают вопросы, требующие пояснения налогоплательщиков. Когда налогоплательщик обязан давать такие пояснения?
В число прав, закрепленных в ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", и которыми пользуются налоговые органы, входит их право получать необходимые объяснения. Аналогичная норма содержится в ст. 31 НК РФ: "налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах" (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Кроме того, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученных в ходе контроля, об этом сообщается налогоплательщику. После этого он обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Сообщение об ошибке в данной ситуации является обязанностью налогового органа, а не правом.
Вызов по форме
Как уже упоминалось ранее, для дачи пояснений налогоплательщик вызывается на основании письменного уведомления. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Уведомление должно содержать:
- реквизиты организации, индивидуального предпринимателя или физического лица;
- порядковый номер уведомления;
- в обязательном порядке в тексте уведомления должна быть ссылка на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
- Ф.И.О., должность лица, вызвавшего налогоплательщика, наименование налогового органа, с указанием точного места нахождения налогового органа и номера комнаты;
- указание на день и время, в которое налогоплательщику необходимо явиться в налоговый орган;
- налоговый орган обязан указывать подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
- подпись должностного лица налогового органа;
- отметка о получении налогоплательщиком уведомления.
Следует обратить внимание, что налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следовательно, неправильно оформленные требования инспекторов налогоплательщик вправе оставить без рассмотрения или обратиться в прокуратуру с жалобой на их незаконные действия.
Обязан явиться
К праву налоговых органов, приведенному в п. 4 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика для объяснений не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков перечислены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.
Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу, финансисты в письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей.
При этом ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Так, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет:
- для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.;
- на должностных лиц - наложение штрафа от 1000 до 2000 руб.
Что касается штрафных санкций, то не следует забывать и о ст. 129.1 НК РФ. В практике имелись случаи, когда налогоплательщики представляли информацию не в полном объеме либо не ту, которая запрашивалась. В подобных ситуациях инспекция вправе применить норму ст. 129.1 НК РФ, согласно которой неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. При повторном таком нарушении в течение календарного года штраф составит уже 20000 руб.
Приведем несколько примеров, какие требования о представлении пояснений выставляются налоговыми органами в настоящее время, и дадим к ним комментарий.
Пример 1.
Налогоплательщик, применяющий УСН, после сдачи декларации получил следующее сообщение:
СООБЩЕНИЕ
(с требованием представления пояснений)
В соответствии со ст. 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации по декларации "Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" за 2012 год необходимо представить в пятидневный срок со дня получения (вручения) настоящего сообщения пояснения по факту заявленной по строке 230 раздела 2 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога" налоговой декларации суммы убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающего налоговую базу за налоговый период.
Ответ может быть таким:
ООО "Техно-сервис" ИНН 3446851654 КПП 344135685 на Ваше сообщение о представлении пояснений N ____ от 04.04.2013 сообщает, что в декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2012 год в разделе 2 по строке 230 отражена сумма убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, уменьшающего налоговую базу за налоговый период в сумме 234233 (Двести тридцать четыре тысячи двести тридцать три) рубля в соответствии с п. 7 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: на письмо инспекции о представлении пояснений у налогоплательщика возникает обязанность, как уже указывалось, представить именно пояснения (информацию), а не документы. Пояснения представляются в свободной форме, главное, чтобы они содержали точный ответ на поставленный вопрос.
Документы также могут быть представлены налогоплательщиком только по собственному желанию. Впрочем, такое желание может возникнуть, если инспекцией истребуется информация, изложение которой в свободной форме займет значительное время. Например, инспекция (при наличии достаточных оснований) просит представить сведения по определенной сделке: номера и даты счетов-фактур, товарных накладных, наименование товара, его количество, цену и стоимость этого товара и т.д. При большом количестве документов организации бывает проще представить копии, чем в свободной форме сообщить об их реквизитах.
Пример 2.
Налогоплательщик получил следующее сообщение:
СООБЩЕНИЕ
(с требованием представления пояснений)
На основании п. 3 ст. 88 НК РФ Инспекция N 8 предлагает Вам представить в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего сообщения необходимые пояснения или внести в течение пяти рабочих дней соответствующие исправления в налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 и 2012 годы, в связи с выявлением в ней ошибок, а именно неверное заполнение Раздела 2, а также несоответствие бухгалтерского и налогового учета.
Комментарий. Из сообщения не ясно, какие именно нарушения выявлены, какие строки неверно заполнены, по каким строкам имеется несоответствие бухгалтерского и налогового учета и в каких формах отчетности. Кроме того, сообщение инспекция вправе направить только в рамках проводимой камеральной проверки. Вероятно, что и сроки проведения проверки по указанным в сообщении декларациям не совпадают (если, конечно, это не уточненные декларации).
Пример 3.
После сдачи декларации было получено следующее сообщение:
СООБЩЕНИЕ
(с требованием представления пояснений)
На основании п. 3 ст. 88 НК РФ Инспекция N 8 предлагает Вам представить в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего сообщения необходимые пояснения или внести в течение пяти рабочих дней соответствующие исправления в налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в связи с неверным исчислением налога за период 2010-2011 гг.
Комментарий. Из сообщения не ясно, какие именно нарушения выявлены, в чем заключается неверное исчисление налога, по каким конкретно декларациям. Как уже было отмечено выше, сообщение инспекция вправе направить только в рамках проводимой камеральной проверки. Сроки проверки деклараций за налоговые периоды 2010 и 2011 гг. в общем случае не совпадают.
Как видно из примеров, инспекции до настоящего времени зачастую не утруждают себя соблюдением требований Налогового кодекса. В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам. В подобных ситуациях рекомендуется не отвечать на письма инспекций, в которых не сформулированы четко требования или содержатся нарушающие положения налогового законодательства.
В случае если организацией будут выявлены ошибки в представленной отчетности с помощью писем инспекции, достаточно ограничиться представлением уточненной декларации без представления соответствующих пояснений.
Бортников В.В.,
практикующий юрист
Экспертиза статьи:
Морозов И.В.,
налоговый консультант,
член Палаты налоговых консультантов,
редактор-эксперт журнала
"Упрощенная бухгалтерия"
От редакции
Органам контроля уплаты страховых взносов, так же как и налоговым, дано право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля уплаты страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах (пп. 3 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).
Подпунктом 5 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено право плательщика страховых взносов представлять органам контроля уплаты страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок.
Кроме того, плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля уплаты страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля уплаты взносов при исполнении ими служебных обязанностей (пп. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ).
"Упрощенная бухгалтерия", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Удобный, качественный журнал об УСН, зарплате и кадрах. Отдельная рубрика по проверкам. Содержит практические примеры, наглядные схемы и грамотные комментарии. Статьи написаны ведущими российскими аудиторами, юристами, налоговыми консультантами.
Издается в электронном виде
Подробнее о журнале можно узнать на www.buhpressa.ru
Учредитель и издатель: ООО "Волга Пресс Информ"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-36059 от 28.04.2009