В последнее время на территории России и всего мира терроризм приобретает все более угрожающий размах, став одной из самых болезненных проблем как локального, так и глобального масштаба. За последние пять лет теракты потрясли многие города Российской Федерации - Владикавказ, Махачкалу, Назрань, Пятигорск, Хасавюрт, Буйнакск, Москву и другие.
В 2013 году три террористические атаки совершены на город Волгоград, в результате которых погибло 40 человек, пострадало 135 человек. Мишенью террористов стали мирные граждане. От действий террористов пострадали самые уязвимые - старики, женщины, дети. Целью террористов были дестабилизация системы управления городом и областью, создание паники среди мирного населения, особенно в канун новогодних праздников и в преддверии XXII Олимпийских зимних игр.
Все жители Волгоградской области глубоко потрясены кровавой террористической атакой и осуждают любые проявления насилия и терроризма.
Террористические акты в г. Волгограде в 2013 году показали, что усилия власти по предотвращению терроризма недостаточны. Органами власти недооценивается степень террористической опасности, а меры, принимаемые исполнительной и законодательной властью, неадекватны угрозе.
Приближенность Волгоградской области к Северо-Кавказскому региону требует полной мобилизации сил и применения исчерпывающих мер по недопущению подобных случаев, обеспечению защиты граждан от вероломных атак террористов. Эта задача осложняется значительным сокращением численности личного состава сотрудников органов внутренних дел Волгоградской области, отвлечением сил и средств полиции для несения службы в других регионах, а также невозможностью оказания органами власти Волгоградской области финансовой помощи правоохранительным органам.
В связи с отсутствием превентивной информации о готовящихся террористических актах органы власти всех уровней в Волгоградской области работали в обычном режиме. Уже после совершения первого теракта 21 октября 2013 года в области был установлен высокий ("желтый"), а 1 ноября 2013 года - повышенный ("синий") уровень террористической опасности. Органы внутренних дел Волгоградской области были переведены в режим повышенной боевой готовности, реализовывался ряд мероприятий по обеспечению общественной безопасности, усилена охрана особо важных объектов, привлечен резерв из числа военнослужащих, курсантов Волгоградской академии МВД России, членов муниципальных казачьих и добровольных народных дружин.
В оперативном режиме семьям погибших и пострадавшим были выплачены компенсации. Всего из федерального бюджета на эти цели было выделено более 71 миллиона рублей, из областного бюджета - более 73 миллионов рублей, из муниципальных бюджетов - более 5 миллионов рублей.
Для предотвращения террористических угроз депутаты Волгоградской областной Думы считают необходимым принятие комплекса мер как со стороны законодательной, так и со стороны исполнительной власти.
В первую очередь на федеральном уровне необходимо законодательно закрепить ужесточение ответственности за терроризм. Участники парламентского часа поддерживают проекты федеральных законов, разработанные депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, направленные на усиление защиты гражданина и общества от терроризма.
Также необходимо пересмотреть подход к формированию органов внутренних дел в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, усилив их дополнительной штатной численностью.
Для законодательного регулирования правовых основ участия граждан в охране общественного порядка необходимо ускорить принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 238654-6 "Об участии граждан в охране общественного порядка".
Подлежат пересмотру вопросы обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры, торгово-развлекательной сферы и в других местах массового скопления граждан. Все усилия органов власти необходимо аккумулировать в государственной программе по противодействию терроризму и экстремизму, которая до настоящего времени в области не принята. Отсутствуют такие программы и на муниципальном уровне. Недостаточно средств предусмотрено и на государственную программу Волгоградской области "Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности на территории Волгоградской области" на 2014-2016 годы, на реализацию которой в 2014 году предусмотрено 51497 тысяч рублей. Истощен резервный фонд Правительства Волгоградской области.
Требует серьезных усилий решение вопроса о создании комплексной информационной системы видеонаблюдения в Волгоградской области. На содержание действующих комплексов, а также на приобретение новых устройств видеонаблюдения и видеофиксации в областном бюджете предусмотрено 25 миллионов рублей. Этой суммы явно недостаточно для полноценного контроля за ситуацией в регионе. Несмотря на дефицитный областной бюджет средства на создание такой системы видеонаблюдения необходимо изыскать, особенно в преддверии проведения в городе Волгограде чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Заслушав и обсудив информацию о мерах, принятых по ликвидации последствий террористических актов, произошедших в городе Волгограде в 2013 году, а также рассмотрев проекты федеральных законов N 428889-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ужесточающий наказание за террористическую деятельность и расширяющий полномочия ФСБ в сфере борьбы с терроризмом) и N 428896-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (снижающий риски использования неперсонифицированных (анонимных) средств платежа в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем), Волгоградская областная Дума постановляет:
1. Рекомендовать Волгоградской областной Думе:
обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением о необходимости увеличения штатной численности личного состава органов внутренних дел субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также их технической оснащенности;
направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части расширения полномочий органов местного самоуправления по охране общественного порядка;
обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить принятие проекта федерального закона N 238654-6 "Об участии граждан в охране общественного порядка";
в целях перекрытия каналов финансирования террористической деятельности, пресечения снабжения террористов оружием и боеприпасами, ужесточения мер ответственности за террористическую деятельность поддержать проекты федеральных законов N 428889-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и N 428896-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
принять закон Волгоградской области (проект N 11-2014з) "О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших от террористических актов, и членов их семей".
2. Рекомендовать Правительству Волгоградской области:
разработать и принять государственную программу Волгоградской области о противодействии терроризму и экстремизму в Волгоградской области;
увеличить размер резервного фонда Правительства Волгоградской области;
создать в Волгоградской области комплексную информационную систему видеонаблюдения с использованием механизма государственно-частного партнерства;
рассмотреть возможность увеличения финансирования деятельности казачьих обществ по несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области с целью наращивания их численности.
3. Рекомендовать Волгоградской городской Думе:
рассмотреть вопрос об увековечении памяти старшего сержанта полиции отдельной роты МПС Волгоградского линейного управления МВД на транспорте Дмитрия Маковкина и инспектора участка по досмотру пассажиров железнодорожного вокзала г. Волгограда Сергея Наливайко;
об установлении памятника жертвам террористических актов.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Волгоградской области:
активизировать работу антитеррористических комиссий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма;
наращивать усилия по привлечению граждан к охране общественного порядка в составе добровольных народных дружин;
принять муниципальные программы по профилактике правонарушений;
решить вопрос о финансировании и реализации мероприятий по освещению населенных пунктов.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению.
Председатель Волгоградской |
В.В. Ефимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградской областной Думы от 30 января 2014 г. N 107/4600 "О рекомендациях парламентского часа "О мерах, принятых по ликвидации последствий террористических актов, произошедших в городе Волгограде в 2013 году"
Текст постановления официально опубликован не был