В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р и Программой проведения административной реформы в Волгоградской области в 2006-2008 годах, утвержденной постановлением главы администрации Волгоградской области от 18 мая 2006 года N 554 "О проведении административной реформы в Волгоградской области в 2006-2008 годах", постановлением главы администрации Волгоградской области от 18 июля 2007 года N 1285 "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Волгоградской области", постановлением главы Николаевского муниципального района от 10.09.2007 года N 806 "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов администрации Николаевского муниципального района" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Солодушинского сельского поселения".
2. Возложить полномочия и назначить ответственным сотрудником по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Солодушинского сельского поселения специалиста 1 категории администрации Солодушинского сельского поселения Вдовенко Л.Я.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Солодушинского |
С.И. Рогоза |
Положение
об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов
(утв. Постановлением главы Солодушинского сельского поселения от 18 июля 2008 г. N 25)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, порядок и методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Солодушинского сельского поселения.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов главы Солодушинского сельского поселения; проектов, вносимых главой Солодушинского сельского поселения на рассмотрение Совета депутатов Солодушинского сельского поселения; проектов, поступающих на заключение главе Солодушинского сельского поселения.
1.3. Целью антикоррупционной экспертизы является устранение (недопущение принятия) правовых норм, которые создают предпосылки и (или) повышают вероятность совершения коррупционных действий.
1.4. Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов, содержащихся в проектах нормативных правовых актов главы Солодушинского сельского поселения, в проектах, вносимых на рассмотрение совета депутатов Солодушинского сельского поселения и проектов, поступающих на заключение главе Солодушинского сельского поселения, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
1.5. Под коррупциогенным фактором для целей настоящего Положения понимается отдельная правовая норма или совокупность правовых норм, которые увеличивают риск совершения субъектами, осуществляющими реализацию нормативного правового акта, коррупционных действий.
1.6. Представление главе Солодушинского сельского поселения проекта нормативного правового акта на подписание или для внесения в Совет депутатов Солодушинского сельского поселения без визирования этого проекта ответственным сотрудником администрации Солодушинского сельского поселения (далее именуется - ответственный сотрудник) либо без наличия отметки ответственного сотрудника о том, что проект нормативного правового акта не нуждается в проведении антикоррупционной экспертизы, или при наличии отрицательного заключения антикоррупционной экспертизы не допускается.
2. Предмет антикоррупционной экспертизы
2.1. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в следующих сферах:
- оказания материальной помощи;
- предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, грантов, пособий и иных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Солодушинского сельского поселения;
- управления муниципальным имуществом и приватизации;
- выдачи разрешений;
- предоставления прав и преимуществ хозяйствующим субъектам;
- осуществления муниципального земельного контроля;
- размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Солодушинского сельского поселения;
- реализации полномочий Солодушинского сельского поселения в сфере земельных отношений;
- осуществления полномочий по привлечению к административной ответственности.
2.2. По решению главы Солодушинского сельского поселения антикоррупционная экспертиза может проводиться в отношении проектов нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений, не указанных в пункте 2.1. настоящего Положения.
2.3. Глава Солодушинского сельского поселения вправе поручить ответственному сотруднику проведение антикоррупционной экспертизы в отношении действующих нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится в соответствии с методикой, предусмотренной настоящим Положением, в сроки, установленные главой Солодушинского сельского поселения и завершается представлением главе Солодушинского сельского поселения заключения антикоррупционной экспертизы, оформленного в соответствии с требованиями настоящего Положения.
2.4. В предмет антикоррупционной экспертизы не входит рассмотрение вопросов, связанных:
- с мотивами и целями разработчика проекта нормативного правового акта;
- с соответствием проекта нормативного правового акта требованиям действующего законодательства и юридической техники, иными вопросами, входящими в предмет юридической экспертизы.
3. Методика проведения антикоррупционной экспертизы
3.1. При проведении антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:
а) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия органов местного самоуправления, учреждений, их должностных лиц (отсутствие сроков для совершения должностными лицами обязательных действий в отношении граждан и юридических лиц, оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, возможность должностного лица по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры и т.п.);
б) повышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права (большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации права, экономически необоснованные размеры сборов или платы за оказание государственных услуг или получение разрешения, необходимость получения большого числа согласований, установление большого числа специальных признаков, которыми должно обладать физическое или юридическое лицо для занятия определенным видом деятельности или получения государственной поддержки и т.п.);
в) большое количество отсылочных норм;
г) неоднозначность (неясность) терминологии;
д) наличие в проекте нормативного правового акта пробела в правовом регулировании отношений, которые призван регулировать данный нормативный правовой акт;
е) отсутствие административных процедур (недостаточно четкое установление порядка принятия управленческих решений, отсутствие гарантий прав физического или юридического лица на представление необходимых документов и пояснений и т.п.);
ж) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества, (отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора и т.п.);
з) значительная свобода нормотворчества структурных подразделений администрации Солодушинского сельского поселения;
и) неверная концепция проекта нормативного правового акта (отсутствие целесообразности принятия нормативного правового акта по данному вопросу и создание излишних административных барьеров и т.п.).
3.2. Ответственный сотрудник, проводящий антикоррупционную экспертизу, оценивает коррупциогенные факторы, указанные в пункте 3.1. настоящего Положения, в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности проекта нормативного правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов и принимает решение о согласовании или подготовке заключения на проект нормативного правового акта.
3.3. В случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, ответственный сотрудник обосновывает это в отношении каждого фактора в отдельности.
3.4. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы ответственный сотрудник не обязан предлагать новую редакцию положений проекта нормативного правового акта, содержащих коррупциогенные факторы.
Ответственный сотрудник вправе предложить конкретные формулировки отдельных положений проекта нормативного правового акта.
3.5. Для проведения антикоррупционной экспертизы могут использоваться судебная практика по соответствующему вопросу, информация о практике применения действующих нормативных правовых актов, мотивированные мнения органов, организаций и граждан, осуществляющих деятельность или обладающих специальными познаниями в регулируемой сфере, данные социологических опросов, научные исследования и другие сведения, способные помочь правильно оценить наличие и степень влияния коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
4.1. Проект нормативного правового акта представляется ответственному сотруднику на согласование вместе с прилагающимися материалами, непосредственно перед его направлением на согласование в заинтересованные органы и организации.
4.2. Рассмотрение вопроса о наличии оснований для проведения антикоррупционной экспертизы, предусмотренных пунктами 2.1. и 2.2. настоящего Положения, производится ответственным сотрудником в течение трех рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта на согласование.
4.3. В случае если ответственный сотрудник придет к выводу об отсутствии оснований для проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, он ставит на бланке согласования надпись "не подлежит антикоррупционной экспертизе", личную подпись с расшифровкой и дату.
4.4. Антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта, в случае, когда проведение такой экспертизы необходимо, проводится ответственным сотрудником в течение семи рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта.
При необходимости истребования и исследования дополнительных материалов, связанных с проектом, срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен по решению главы Солодушинского сельского поселения.
В случае повторного поступления ответственному сотруднику проекта нормативного правового акта, доработанного в соответствии с заключением антикоррупционной экспертизы, указанный выше срок исчисляется вновь с момента поступления доработанного проекта.
4.5. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы ответственный сотрудник вправе ходатайствовать перед главой Солодушинского сельского поселения о запросе необходимых материалов и информации у органов местного самоуправления, организаций и граждан.
4.6. Структурные подразделения администрации Солодушинского сельского поселения обязаны представить запрашиваемые ответственным сотрудником материалы и информацию в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
4.7. В случае внесения в проект нормативного правового акта изменений после его согласования, он подлежит повторному согласованию ответственным сотрудником.
4.8. После проведения антикоррупционной экспертизы проект нормативного правового акта визируется ответственным сотрудником внизу лицевой стороны последней страницы проекта.
Виза ответственного сотрудника включает в себя надписи "антикоррупционная экспертиза", "см. заключение" (в случае наличия письменного заключения антикоррупционной экспертизы), личную подпись ответственного сотрудника с расшифровкой, дату визирования. Вместо надписи "антикоррупционная экспертиза" допускается использование соответствующего штампа.
4.9. В случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов ответственный сотрудник прикладывает к проекту заключение антикоррупционной экспертизы.
5. Заключение антикоррупционной экспертизы
5.1. Заключение антикоррупционной экспертизы подписывается ответственным сотрудником, проводившим антикоррупционную экспертизу.
Заключение антикоррупционной экспертизы печатается в двух экземплярах, один из которых передается вместе с проектом нормативного правового акта его разработчику, а другой хранится у ответственного сотрудника.
5.2. Заключение антикоррупционной экспертизы состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
5.3. В вводной части заключения антикоррупционной экспертизы указываются:
- наименование проекта нормативного правового акта, в отношении которого проведена антикоррупционная экспертиза;
- отношения, на регулирование которых направлен данный проект нормативного правового акта;
- основания для проведения антикоррупционной экспертизы из числа указанных в пунктах 2.1. и 2.2. настоящего Положения.
5.4. В описательной части заключения антикоррупционной экспертизы описываются коррупциогенные факторы, имеющиеся в проекте нормативного правового акта, степень их влияния на общий уровень коррупциогенности проекта нормативного правового акта, возможность устранения или уменьшения данных факторов.
Описательная часть заключения антикоррупционной экспертизы может содержать также рекомендации по устранению или уменьшению действия коррупциогенных факторов, в том числе в виде конкретных формулировок отдельных положений проекта нормативного правового акта.
5.5. В заключительной части заключения антикоррупционной экспертизы делается вывод о результатах антикоррупционной экспертизы, включающий в себя суждения о коррупциогенности проекта нормативного правового акта, о возможности устранения или уменьшения действия коррупциогенных факторов и о том, может ли проект нормативного правового акта быть рекомендован к принятию главой Солодушинского сельского поселения (внесению в Совет депутатов Солодушинского сельского поселения).
5.6. Заключение антикоррупционной экспертизы может быть положительным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые не могут быть устранены и чье действие не может быть уменьшено) или отрицательным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые могут быть устранены или чье действие может быть уменьшено).
5.7. Положительное заключение антикоррупционной экспертизы подлежит учету при реализации нормативного правового акта органами исполнительной власти Солодушинского сельского поселения и является основанием для разработки соответствующими органами мероприятий по противодействию коррупции при применении коррупциогенных положений нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Солодушинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области от 18 июля 2008 г. N 25 "Об утверждении Положения "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Солодушинского сельского поселения Николаевского муниципального района"
Текст постановления официально опубликован не был