Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы постановления Губернатора Волгоградской области от 30 октября 2012 г. N 1050 "Об утверждении административного регламента по исполнению комитетом лесного хозяйства Волгоградской области государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Волгоградской области" (в редакции от 17 декабря 2013 г. N 1304) (далее - Постановление), на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления Губернатора Волгоградской области от 17 декабря 2013 г. N 1304 "О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден административный регламент по исполнению комитетом лесного хозяйства Волгоградской области государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Волгоградской области (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления федерального государственного лесного надзора.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 N 445-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 N 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 28.12.2013 N 414-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 27.12.2012 N 1404);
- Уставом Волгоградской области;
- Постановлением администрации Волгоградской области от 10.10.2011 N 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций" (в редакции от 27.11.2012 N 506-п);
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 19.11.2013 N 646-п "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Волгоградской области";
- Постановлением Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 N 1109 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013 г. N 128-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 11.12.2013 N 1388).
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего экспертного заключения допущена опечатка, номер постановления от 11 декабря 2013 г. следует читать как N 1288
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
- осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8, подпунктом 3.1. пункта 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Губернатор Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Исследуемый Регламент направлен на исполнение государственной функции комитетом лесного хозяйства Волгоградской области.
Вместе с тем, абзацем 6 пункта 3 Постановления Правительства "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013 г. N 128-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено реорганизовать министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области, комитет лесного хозяйства Волгоградской области и комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Волгоградской области путем присоединения к министерству природных ресурсов и экологии Волгоградской области комитета лесного хозяйства Волгоградской области и комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Волгоградской области.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Волгоградской области от 19.11.2013 N 646-п "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Волгоградской области" министру природных ресурсов и экологии Волгоградской области, председателю комитета лесного хозяйства Волгоградской области и председателю комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Волгоградской области до 15 января 2014 г. завершить реорганизацию соответствующих органов исполнительной власти.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 07 ноября 2012 г. N 208.
Постановление Губернатора Волгоградской области от 17 декабря 2013 г. N 1304, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 25 декабря 2013 г. N 242.
Вывод: постановление Губернатора Волгоградской области от 30 октября 2012 г. N 1050 "Об утверждении административного регламента по исполнению комитетом лесного хозяйства Волгоградской области государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Волгоградской области" (в редакции от 17 декабря 2013 г. N 1304) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 21 января 2014 г. N 81с "На постановление Губернатора Волгоградской области от 30 октября 2012 г. N 1050 "Об утверждении административного регламента по исполнению комитетом лесного хозяйства Волгоградской области государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Волгоградской области" (в редакции от 17 декабря 2013 г. N 1304)"
Текст заключения официально опубликован не был