Волгоградская областная Дума постановляет:
1. Принять обращение Волгоградской областной Думы "К Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение в Правительство Российской Федерации.
Председатель Волгоградской |
В.В. Ефимов |
Обращение
Волгоградской областной Думы
"К Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
Опыт реализации законодательства, регулирующего предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, указывает на необходимость его дальнейшего совершенствования с учетом расширения правовых гарантий соблюдения потребительских прав граждан. В частности, требует изменений существующая регламентация отношений, связанных с обеспечением надлежащего качества коммунальных услуг, а также с обеспечением обоснованности и справедливости расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" качество и безопасность воды - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), как следует из содержания части 3 статьи 1 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, а также правила контроля качества воды, подаваемой в системы централизованного горячего водоснабжения, применяются независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения согласно указанным СанПиН должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Однако соблюдение данного требования к температурному режиму подачи горячей воды через системы централизованного горячего водоснабжения в настоящее время не обеспечено необходимыми правовыми гарантиями.
Правительство Российской Федерации, определив в приложении N 1 к "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, далее - Правила) требования к качеству коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению (раздел II), и, установив в пункте 5 указанного приложения допустимые отклонения от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, в качестве правовых гарантий соблюдения указанного требования СанПиН закрепило дифференцированные по размеру санкции, применяемые к исполнителям соответствующих коммунальных услуг. За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. Вместе с тем полагаем, что взимание с потребителей коммунальных услуг платы по тарифу за холодную воду, в том случае, если необходимая им коммунальная услуга по горячему водоснабжению не соответствует установленным требованиям к температурному режиму, является необоснованным. Как правило, такая вода не может заменить по своим характеристикам горячей воды, поэтому потребители вынуждены ее сливать до тех пор, пока не получат воду приемлемой температуры.
Кроме того, считаем, что размер санкции, подлежащей применению в целях изменения размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, в случае подачи горячей воды, температура которой в точке разбора не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, но находится в пределах от 40°С до 60°С, является явно заниженным. Эта санкция не обеспечивает неукоснительное соблюдение исполнителями коммунальной услуги по горячему водоснабжению требований к температурному режиму, предписанному СанПиН 2.1.4.2496-09 (не ниже 60°С). Снижение размера платы за коммунальные услуги с учетом перерасчета, основанного на применении указанной санкции, зачастую исчисляется в незначительных денежных суммах, явно несоразмерных неблагоприятным последствиям нарушений в подаче горячей воды и слишком малых для того, чтобы потребители коммунальных услуг эффективно защищали свои потребительские права. Одной из причин подачи горячей воды, температура которой в точке разбора не соответствует установленным требованиям, является непринятие организациями, осуществляющими эксплуатацию систем горячего водоснабжения, мер по восстановлению внутриквартальных циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, наличие которых предусматривается СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
Вопрос о соответствии пункта 5 приложения N 1 к Правилам уже рассматривался в судебном порядке. В рамках судебного спора положение о размерах вышеуказанных санкций не оспаривалось. Тем не менее, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 31 мая 2013 г. N АКПИ13-394 справедливо оценил значение санитарно-эпидемиологических требований к системам горячего централизованного водоснабжения, отметив, что они направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
Волгоградская областная Дума также отмечает необходимость внесения изменений в Правила, которые позволят применять при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, показания коллективных приборов обособленного учета объема (количества) коммунального ресурса, использованного непосредственно для общедомовых нужд и только в помещениях общего пользования многоквартирного дома или для содержания придомовой территории. Объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, определенным исходя из показаний коллективного прибора обособленного учета объема (количества) коммунального ресурса, использованного непосредственно для общедомовых нужд, исполнитель коммунальной услуги в таком случае должен оплачивать за счет собственных средств.
Указанное изменение Правил позволит более эффективно стимулировать исполнителей коммунальных услуг к принятию мер по снижению потерь коммунальных ресурсов, которые, в отличие от собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, обладают, в том числе, в предусмотренных федеральным законодательством пределах полномочиями на доступ в жилое или нежилое помещение потребителей для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования.
На основании вышеизложенного, Волгоградская областная Дума убедительно просит Правительство Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, в части ужесточения санкций за несоблюдение требований к температурному режиму, определенному СанПиН 2.1.4.2496-09 для подачи горячей воды, в части, понуждающей организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, к принятию мер по восстановлению внутриквартальных циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, а также в части, позволяющей применять при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, показания коллективных приборов обособленного учета объема (количества) коммунального ресурса, использованного непосредственно для общедомовых нужд.
Принято Волгоградской областной Думой
5 июня 2014 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградской областной Думы от 5 июня 2014 г. N 116/5304 "Об обращении Волгоградской областной Думы "К Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
Текст постановления официально опубликован не был