Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 3 марта 2014 г. N 365с
"На приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 05 апреля 2010 г. N 191 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 22 июня 2010 г. N 347, от 31 января 2011 г. N 54, от 13 апреля 2011 г. N 200, от 12 декабря 2011 г. N 859, от 31 января 2012 г. N 49, от 29 июня 2012 г. N 419, от 27 декабря 2012 г. N 1308, от 07 ноября 2013 г. N 1078, от 05 февраля 2014 г. N 155)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 05 апреля 2010 г. N 191 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 22 июня 2010 г. N 347, от 31 января 2011 г. N 54, от 13 апреля 2011 г. N 200, от 12 декабря 2011 г. N 859, от 31 января 2012 г. N 49, от 29 июня 2012 г. N 419, от 27 декабря 2012 г. N 1308, от 07 ноября 2013 г. N 1078, от 05 февраля 2014 г. N 155) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего Заключения пропущена часть текста, после "проведены правовая и антикоррупционная экспертизы" следует читать "приказа"
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской приказа министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 05 февраля 2014 г. N 155 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области и приказ министерства социальной защиты населения Волгоградской области".
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего Заключения пропущена часть текста, вместо "по Волгоградской приказа" следует читать "по Волгоградской области приказа"
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент министерства социальной защиты населения Волгоградской области предоставления государственной услуги "Выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 N 421-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции от 28.12.2013 N 421-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 21.02.2014 N 19-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 23.07.2013 N 251-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 N 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (в редакции от 23.07.2013 N 205-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 28.12.2013 N 444-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2005 N 528 "О порядке предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 25.03.2013 N 257);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 N 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 06.02.2014 N 19-ОД);
- Постановлением администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.10.2012 N 413-п);
- Постановлением Правительства Волгоградской от 16.12.2013 N 737-п "Об утверждении Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Волгоградской области";
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего Заключения пропущена часть текста, после "Волгоградской" следует читать "области"
- Постановлением главы администрации Волгоградской области от 26.05.2009 N 563 "Об утверждении Правил выплаты инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 10.07.2012 N 586);
- Приказом Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 21.01.2009 N 20 "Об утверждении административного регламента министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области предоставления государственной услуги "Организация работы по приему граждан в режиме "одного окна" на территории Волгоградской области" (в редакции от 10.02.2014 N 187).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацами 1-5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" определено, что инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями.
Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования являются расходным обязательством Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно пункту 5 Правил предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области, который вносится Губернатором Волгоградской области в Волгоградскую областную Думу.
Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области, как орган исполнительной власти Волгоградской области, ранее было предусмотрено Законом Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Вместе с тем обозначенный выше региональный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
В соответствии с Приложением к указанному выше областному Закону, в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 N 737-п, министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере занятости населения, социально-трудовой сфере, включая вопросы оплаты труда и его охраны, государственной экспертизы условий труда, альтернативной гражданской службы, а также в сфере государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий населения, нуждающихся в государственной социальной поддержке и помощи, а также государственной семейной политики на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного Положения, Министр издает приказы Министерства.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Пунктом 2.7 исследуемого Регламента установлено, что для назначения государственной услуги заявитель представляет:
заявление на предоставление государственной услуги установленной формы в соответствии с административным регламентом "Организация работы по приему граждан в режиме "одного окна" на территории Волгоградской области";
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
страховой полис;
квитанцию об уплате страховой премии по договору;
паспорт транспортного средства, выписанный на имя инвалида или законного представителя;
документ, подтверждающий наличие медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами;
справку (выписку) к акту освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы о наличии медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами, программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания с отметкой об обеспечении специальными транспортными средствами или паспорт технического средства с отметкой о его получении через органы социальной защиты населения, в том числе через Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
сведения об открытом в кредитной организации счете.
Вместе с тем, пунктом 5 Правил выплаты инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением главы администрации Волгоградской области от 26.05.2009 N 563 установлено, что для назначения компенсации страховых премий в центр социальной защиты населения по месту жительства представляются:
заявление;
документ, удостоверяющий личность;
страховой полис;
квитанция об уплате страховой премии по договору;
паспорт транспортного средства, выписанный на имя инвалида или законного представителя;
справка (выписка) к акту освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы о наличии медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами либо программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания с отметкой об обеспечении специальным транспортным средством.
Кроме того, административным регламентом министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области предоставления государственной услуги "Организация работы по приему граждан в режиме "одного окна" на территории Волгоградской области" утвержденным приказом Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 21.01.2009 N 20, предоставления сведений об открытом в кредитной организации счете не предусмотрено.
Пунктом 2.12 анализируемого Регламента определено, что к основаниям для отказа в предоставлении государственной услуги относится представление заявителем, документов, не соответствующих требованиям пункта 2.7 настоящего административного регламента.
Таким образом, нарушение правил юридической техники, заключается в установлении перечня документов несоответствующего требованиям регионального законодательства.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 14 апреля 2010 г. N 66.
Приказы Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 22 июня 2010 г. N 347, от 31 января 2011 г. N 54, от 13 апреля 2011 г. N 200, от 12 декабря 2011 г. N 859, от 31 января 2012 г. N 49, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 30 июня 2010 г. N 116, от 09 февраля 2011 г. N 23, от 20 апреля 2011 г. N 70, от 21 декабря 2011 г. N 240, от 08 февраля 2012 г. N 22.
Приказы министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 29 июня 2012 г. N 419, от 27 декабря 2012 г. N 1308, от 07 ноября 2013 г. N 1078, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 июля 2012 г. N 122, от 09 января 2012 г. N 1, от 13 ноября 2013 г. N 212.
Приказ министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 05 февраля 2014 г. N 155, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 12 февраля 2014 г. N 25.
Вывод: приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 05 апреля 2010 г. N 191 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 22 июня 2010 г. N 347, от 31 января 2011 г. N 54, от 13 апреля 2011 г. N 200, от 12 декабря 2011 г. N 859, от 31 января 2012 г. N 49, от 29 июня 2012 г. N 419, от 27 декабря 2012 г. N 1308, от 07 ноября 2013 г. N 1078, от 05 февраля 2014 г. N 155) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 3 марта 2014 г. N 365с "На приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 05 апреля 2010 г. N 191 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 22 июня 2010 г. N 347, от 31 января 2011 г. N 54, от 13 апреля 2011 г. N 200, от 12 декабря 2011 г. N 859, от 31 января 2012 г. N 49, от 29 июня 2012 г. N 419, от 27 декабря 2012 г. N 1308, от 07 ноября 2013 г. N 1078, от 05 февраля 2014 г. N 155)"
Текст заключения официально опубликован не был