Вышел из строя дорогостоящий элемент ОС
В сложном основном средстве, состоящем из нескольких конструктивно сочлененных сегментов, выходит из строя дорогостоящий элемент. При этом сам объект учета числится как в бухгалтерском, так и в налоговом учете как единый инвентарный объект. Естественно, в такой ситуации возникают затраты на ремонт этого элемента основного средства. Разберемся в классификации ремонтных работ.
В подобной ситуации немаловажно правильно классифицировать проведенные ремонтные работы, ибо это может быть капитальный ремонт с заменой изношенного сегмента, может быть и реконструкция/модернизация, а также возможна частичная ликвидация.
Обратите внимание: решающее значение при классификации проведенных работ имеет не только цель их проведения, но и последствия для основного средства. Так, если целью ремонта является устранение неисправностей путем замены пришедших в негодность деталей либо конструкций, наличие которых делает невозможной или опасной саму эксплуатацию объекта основного средства, то в результате проведенного ремонта просто восстанавливается работоспособность инвентарного объекта в целом, функции которого остались без изменений.
Порядок отражения ремонтных работ по восстановлению основных средств в бухучете и в целях применения организацией УСН рассмотрим на практическом примере.
Пример 1.
ООО "Ангара" применяет УСН ("доходы минус расходы"). Организация имеет на балансе в качестве основного средства уже самортизированный в бухгалтерском учете собственный автомобиль. У этого автомобиля в январе 2015 года вышел из строя двигатель. В этом же месяце был приобретен точно такой же новый двигатель с теми же техническими характеристиками за 140000 руб. После замены двигателя собственными силами эксплуатация автомобиля продолжилась. Расходы по замене двигателя составили 50000 руб. с учетом страховых взносов.
Считаем, что в этой ситуации замена двигателя является ремонтом автомобиля. Поэтому все расходы, связанные с заменой двигателя, организация вправе учесть в целях налогообложения на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В бухгалтерском учете затраты на ремонт являются текущими и признаются в расходах в виде фактических затрат в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п.п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99).
В бухгалтерском учете были даны следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 60, 70, 69 - 190000 руб.
Пример 2.
Производственная фирма ООО "Вихрь" является собственником помещения. Организация применяет УСН ("доходы минус расходы"). В связи с тем, что часть производственных площадей организацией не используется, она сдает их в аренду. При этом предоставление объекта основных средств в аренду относится к прочим доходам организации, т.к. сдача имущества в аренду не относится к основной деятельности ООО "Вихрь".
Арендатор ООО "Витязь" за счет собственных средств и с согласия арендодателя провел ремонтные работы по замене деревянных оконных рам и дверей на пластиковые, общая стоимость которых составила 172000 руб. (без учета НДС). Эта величина в соответствии с условиями договора аренды будет возмещена арендодателем с последующим зачетом этой суммы в счет будущей арендной платы.
Поскольку оконные рамы и двери являются частью помещения и самостоятельно использоваться не могут, то, соответственно, замена оконных рам и дверей - это восстановление объекта ОС (п.п. 5, 6, 26 ПБУ 6/01). К тому же замена оконных рам в помещении не привела к изменению его функционального назначения, поэтому эти затраты должны быть отражены арендодателем в составе текущих расходов того отчетного периода, к которому они относятся (п. 27 ПБУ 6/01).
Однако, поскольку помещение сдается в аренду и учитывается как прочая деятельность организации-арендодателя, то расходы на ремонт арендодатель отразил в составе прочих расходов.
В бухгалтерском учете организации были даны следующие бухгалтерские проводки:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Операция |
76.рем | 172000 | Отражена стоимость ремонта в соответствии с актом приема-сдачи объектов ОС | |
76.ар | 172000 | Начислена арендная плата в соответствии с договором аренды и счетом на оплату | |
76.рем | 76.ар | 172000 | Зачет стоимости ремонта в счет оплаты арендной платы в соответствии с соглашением о зачете |
В налоговом учете арендодатель вправе согласно пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с ремонтом ОС. К тому же согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ эти расходы, как и все остальные, для цели налогообложения можно учесть только после их фактической оплаты. В нашем примере оплатой признается зачет взаимных требований между арендатором и арендодателем.
Однако по поводу замены деревянных окон и дверей на пластиковые есть и противоположная точка зрения. Так, в письме Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/772 разъяснено, что в случае проведения указанных работ улучшаются технико-экономические показатели функционирования здания, а значит, проведенные работы классифицируются как реконструкция/модернизация. При этом расходы, связанные с проведением указанных работ, в бухгалтерском учете увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС и погашаются путем начисления амортизации. Этот вывод подкрепляется также п. 1 ст. 256 и п. 2 ст. 257, п. 4 ст. 346.16 НК РФ. В налоговом же учете в период применения УСН эти оплаченные расходы уменьшают налоговую базу в момент ввода реконструированного объекта в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Отличительные особенности видов ремонта
В отличие от восстановления ОС путем проведения ремонтных работ целью проведения реконструкции/модернизации является улучшение первоначальных показателей функционирования объекта основных средств. Например, увеличение мощности, срока полезного использования, функциональных возможностей и т.п. Одним словом, реконструкция/модернизация - это полное либо частичное переустройство и переоборудование зданий, сооружений и других объектов основных средств. При этом заострим внимание на том, что реконструкция/модернизация приводит к изменению основных технических характеристик либо экономических показателей объекта. Так, реконструкция здания может привести к увеличению его высоты, площади. А модернизация компьютера - может быть увеличение его оперативной памяти.
Чтобы минимизировать риск претензий налоговиков по классификации вида ремонта, при выполнении работ силами подрядчиков в договоре с подрядчиками целесообразно прямо прописать, что целью указанных работ является ремонт или реконструкция.
И еще рекомендуем для большей убедительности в том, что проводится ремонт, как в представленном нами примере по замене оконных рам и дверей, подготовить дефектную ведомость, утвержденную руководителем организации, а в смете на проведение ремонта указать, что старые окна/двери демонтированы, а новые установлены. При реконструкции демонтаж, как правило, отсутствует.
Пример 3.
ООО "Сигма" применяет УСН ("доходы минус расходы"). В 2013 году организация приобрела оборудование по выпечке хлеба. В период приобретения стоимость этого оборудования была полностью отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу по УСН. В 2014 году были начаты работы по реконструкции этого оборудования в связи с его моральным износом. В апреле 2015 года работы были закончены, и оборудование после реконструкции в этом же месяце введено в эксплуатацию. Стоимость реконструкции по модернизации оборудования составила 300000 руб. Работы были проведены подрядной организацией и были полностью оплачены в мае 2015 года.
Как видим из примера, все условия, необходимые для отнесения расходов по реконструкции на затраты для цели налогообложения, выполнены во II квартале 2015 года. Поэтому в налоговом учете "упрощенца" стоимость работ по реконструкции можно включить в расходы равными долями в течение трех кварталов 2015 года. А именно: 30 июня, 30 сентября, 31 декабря по 100000 руб. (300000 руб. : 3) в соответствии с п. 4 ст. 346.17 НК РФ.
В бухгалтерском учете были даны следующие проводки:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) |
В течение 2014 года по мере освоения работ были сформированы капитальные вложения. Для простоты покажем это одной проводкой: | ||
300000* | ||
На дату завершения работ в апреле 2015 года в бухгалтерском учете состоялась такая запись: | ||
300000. Тем самым увеличена первоначальная стоимость оборудования, показанная в бухгалтерском учете** | ||
На дату окончательного расчета с подрядчиком в мае 2015 года была дана следующая запись: | ||
300000 | ||
А далее с месяца, следующего за месяцем завершения реконструкции, в бухгалтерском учете была начислена амортизация. При этом дана следующая бухгалтерская запись: | ||
Обратите внимание: после проведенной реконструкции может увеличиться срок полезного использования объекта. В таком случае для целей бухучета в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 и п. 60 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, нужно пересмотреть оставшийся срок полезного использования модернизированного объекта ОС. Амортизация же в таком случае начисляется исходя из остаточной стоимости объекта ОС с учетом затрат на реконструкцию/модернизацию.
Амортизация ОС, прошедших реконструкцию либо модернизацию
Так, если объект основных средств был реконструирован или модернизирован, то срок его полезного использования в бухгалтерском учете может быть увеличен. Норму амортизации по такому основному средству при использовании линейного метода определяют по следующей формуле:
Годовая норма амортизации = 100% : Оставшийся срок полезного использования ОС
Заметим при этом, что в расчет берется остаточная, а не первоначальная стоимость. Покажем это на практическом примере.
Пример 4.
ООО "Стандарт" применяет УСН ("доходы минус расходы"). В 2013 году организация приобрела токарный станок, первоначальная стоимость которого составила 480000 руб. Организацией был установлен 5-летний срок полезного использования приобретенного станка. Амортизация начисляется линейным способом.
В 2014 году в связи с производственной необходимостью и экономической целесообразностью была проведена модернизация станка, в результате которой была установлена еще одна шпиндельная бабка. Стоимость станка увеличилась до 600000 руб., а срок полезного использования был увеличен организацией до 7 лет. На момент проведения модернизации станок проработал 1 год. За этот год была начислена амортизация в размере 96000 руб.
После проведенной модернизации организация определила новую годовую норму амортизации, которая составила:
100% : (7 лет - 1 год) = 16,667%;
(600000 руб. - 96000 руб.) х 16,667% = 84002 руб.
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений по станку, эксплуатируемому в новом качестве, составила:
84002 руб. : 12 мес. = 7000 руб.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целях минимизации налоговых рисков определяющим инструментом, который поможет профессионально подойти к классификации ремонта, являются грамотно оформленные документы.
Документооборот
Обозначим основные документы, с помощью которых можно подтвердить, что выполненные работы являются ремонтом ОС, а не реконструкцией /модернизацией.
Такими документами могут быть:
1. Дефектная ведомость. Этот документ может быть составлен в произвольной форме, но при этом должен содержать следующую информацию:
наименование, место нахождения, инвентарный номер объекта ОС;
проявленные и непроявленные дефекты (неисправности, изношенные детали, поломки и т.п.);
перечень работ, которые необходимо выполнить, чтобы объект ОС привести в состояние, пригодное к эксплуатации.
Этот документ должен утвердить руководитель организации, а подписать его должна комиссия в составе:
руководителя подразделения, ответственного за эксплуатацию этого объекта ОС;
руководителя ремонтного подразделения организации либо подрядчика, ответственного за ремонт этого объекта.
2. Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных/модернизированных объектов ОС, который можно оформить в произвольной форме после завершения работ по ремонту, реконструкции/модернизации ОС. В нем фиксируется перечень выполненных работ и проведенных мероприятий, связанных с этим процессом. Можно, конечно, применить и унифицированную форму N ОС-3.
Частичная ликвидация
На практике случается и такое, что в сложных конструкциях основных средств, состоящих из нескольких сочлененных предметов и числящихся и в бухгалтерском, и в налоговом учете как единый инвентарный объект, возникает необходимость удалить непригодный к эксплуатации механизм без последующего его восстановления. При этом сам объект после частичной его ликвидации сохранит свои функциональные возможности и продолжит использоваться в предпринимательской деятельности организации. В такой ситуации мы говорим, что произошла частичная ликвидация объекта основных средств. Нередко частичная ликвидация объекта основных средств проводится в отношении недвижимого имущества, когда часть здания либо пристройка к нему подлежит сносу ввиду, скажем, ветхости и непригодности к дальнейшему использованию.
В подобной ситуации первоначальная стоимость основного средства может измениться, ибо происходит выбытие части основного средства. При этом необходимо внести коррективы в инвентарную книгу учета объектов основных средств либо в инвентарную карточку, а дата внесения этих изменений и будет датой частичной ликвидации основного средства для цели бухгалтерского учета. Порядок отражения указанных изменений следует отразить и в бухгалтерском учете.
Пример 5.
В декабре 2014 года ООО "Восток", применяющее УСН ("доходы минус расходы") в целях экономической целесообразности ликвидировало часть здания, уменьшив тем самым величину складского помещения.
Первоначальная стоимость здания - 6400000 руб. Амортизационные начисления по нему составили 400000 руб. В соответствии с проектно-сметной документацией часть первоначальной стоимости в размере 800000 руб. приходится на ликвидированную часть здания. Соответственно и часть амортизационных отчислений приходится на ликвидированную часть здания. Эта величина составит 50000 руб. = (800000 руб. х 400000 руб. : 6400000 руб.).
В связи с ликвидацией части здания организация понесла и расходы (это и разборка здания, и демонтаж оборудования, и вывоз мусора, и расчистка территории и т.п.). Общая величина этих расходов составила 16000 руб.
К тому же в результате частичной ликвидации были оприходованы высвободившиеся материалы на общую сумму 24000 руб.
Бухгалтер ООО "Восток" эти хозяйственные операции отразил на счетах бухгалтерского учета следующими записями:
Дебет | Кредит | Сумма (руб.) | Операция |
800000 | Списана стоимость ликвидированной части здания | ||
50000 | Списана амортизация, приходящаяся на ликвидированную часть здания | ||
16000 | Списаны расходы, образованные при ликвидации части здания | ||
24000 | Оприходованы материалы, полученные в результате проведения ликвидационных работ |
В результате остаточная стоимость здания уменьшится на 750000 руб. = (800000 руб. - 50000 руб.) не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете.
К сожалению, ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не дают понятию "частичная ликвидация сложного объекта основного средства" определение. Однако в п. 14 ПБУ 6/01 и в п. 2 ст. 257 НК РФ есть только упоминание о том, что в случае частичной ликвидации основного средства изменяется его первоначальная стоимость.
Поскольку имеющиеся законодательные акты по бухгалтерскому и налоговому учету не содержат норм по частичной ликвидации основного средства, обратимся к правилам, регулирующим выбытие объектов.
Итак, процесс частичной ликвидации объекта должен начаться с создания ликвидационной комиссии, которая назначается для частичной ликвидации конкретного основного средства либо создается на длительный срок (обычно на календарный год) и осуществляет свою деятельность на постоянной основе.
В состав такой комиссии желательно включить главного бухгалтера или бухгалтера по учету основных средств, а также специалиста, на которого возложена ответственность за сохранность данного объекта. Можно включить состав комиссии и приглашенных специалистов различных инспекций, выполняющих функции по регистрации и надзору за отдельными видами имущества (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Комиссия после осмотра объекта ОС проводит следующие мероприятия:
выявляет конкретные части цельного объекта ОС, подлежащие частичной ликвидации;
принимает решение о частичной ликвидации объекта ОС;
составляет и подписывает акт о частичной ликвидации объекта ОС и передает этот акт руководителю организации на утверждение.
Акт о частичной ликвидации объекта организацией может быть составлен в произвольной форме. А также организация вправе использовать одну из унифицированных форм ОС-4 (ОС-4а; ОС-4в). Можно также за основу принять унифицированную форму и на ее основе разработать и утвердить собственную. Акт о частичном списании ОС может быть полностью оформлен по завершении всей процедуры частичной ликвидации и составлен в двух экземплярах. Один из них передается в бухгалтерию, второй - лицу, ответственному за сохранность объектов ОС.
Если в результате частичной ликвидации основного средства остались детали и материалы, пригодные для дальнейшего использования, они принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической (рыночной стоимости).
______________________________
* Если бы работы выполнялись собственными силами, то вместо счета 60 применялись бы счета 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.
** Заметим, что списание стоимости основного средства произошло только в налоговом учете.
Барбой А.Я.,
налоговый консультант, аудитор,
лектор профессиональных семинаров
"Упрощенная бухгалтерия", N 7, июль 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Удобный, качественный журнал об УСН, зарплате и кадрах. Отдельная рубрика по проверкам. Содержит практические примеры, наглядные схемы и грамотные комментарии. Статьи написаны ведущими российскими аудиторами, юристами, налоговыми консультантами.
Издается в электронном виде
Подробнее о журнале можно узнать на www.buhpressa.ru
Учредитель и издатель: ООО "Волга Пресс Информ"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-36059 от 28.04.2009