Бочаров обратился в суд с жалобой на отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Элиста (далее Управление Пенсионного фонда) в перерасчете получаемой им пенсии по старости с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
В судебном заседании Бочаров поддержал свои требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г.Элиста Коптев заявленные требования не признал и пояснил, что заявителю более выгодно получать пенсию без применения индивидуального коэффициента пенсионера.
Решением Элистинского городского суда жалоба Бочарова удовлетворена. На Управление Пенсионного фонда возложена обязанность произвести заявителю перерасчет получаемой им пенсии в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия решение суда оставила без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в перерасчете пенсии с применением ИКП, пенсионный орган исходил из того, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" отношение среднего заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране ограничивается значением 0,7, исходя из этого индивидуальный коэффициент заявителя составил бы 0,483, а размер его пенсии, исчисленный с применением указанного коэффициента, - 367 руб. 08 коп., что меньше размера пенсии, получаемой им в настоящее время.
Между тем отказ пенсионного органа г.Элиста в перерасчете Бочарову пенсии с применением индивидуального коэффициента не основан на требованиях пенсионного законодательства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 настоящего Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.
Таким образом, по смыслу закона значение 0,7 ограничивает не отношение среднемесячного заработав пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, а индивидуальный коэффициент пенсионера.
Это также подтверждается Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17.03.1999 г. "О реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г.", о том, что в статье 4 указанного Федерального закона установлено предельное значение индивидуального коэффициента пенсионера, а не предельное значение отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране.
Ограничивая отношение заработков значением 0,7, а не значением 1,2, как это предусмотрено ст. 1 вышеназванного Федерального закона, орган Пенсионного фонда занизил размер индивидуального коэффициента Бочарова с 0,7 до 0,483, вследствие чего он неправомерно был лишен права на исчисление и увеличение пенсии в связи с ростом заработной платы в стране путем применения ИКП. При этом судебная коллегия считает, такое право у него возникло с момента вступления в силу Федерального закона - 1 февраля 1998 г., поскольку закон является актом прямого действия, не содержит отлагательных условий и в соответствии с ним обязанность по перерасчету пенсий с указанной даты лежит на органах, осуществляющих пенсионное обеспечение.
Согласно ст. 1 Федерального закона ИКП определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Как видно из дела, Бочаров имеет стаж работы 39 лет, следовательно, размер пенсии заявителя в процентах в зависимости от продолжительности трудового стажа составляет 69% (ст. 16 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране выражается в 1,3, что не оспаривается сторонами. Однако это отношение, как того требует ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г., должно ограничено значением 1,2.
Таким образом, индивидуальный коэффициент заявителя фактически составляет 0,83 (69% х 1,2), но, поскольку ст. 4 вышеназванного Федерального закона установлен предельный размер ИКП - 0,7, то при определении размера его пенсии с применением коэффициента следует исходить из этой величины (0,7).
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г.) для увеличения пенсии индивидуальный коэффициент пенсионера применяется к среднемесячной заработной плате в стране.
На момент рассмотрения дела среднемесячная заработная плата в стране составляла 760 руб., а ИКП Бочарова - 0,7. Следовательно, с 1 февраля 1998 г. ему ежемесячно причиталась пенсия, рассчитанная с применением его коэффициента, в размере 532 руб. (0,7 х 760 руб.), выплачивалось же 372 руб. 93 коп., что меньше на 159 руб. 07 коп.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал отказ Управления Пенсионного фонда незаконным и возложил на него обязанность произвести перерасчет пенсии заявителю в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. исходя из его индивидуального коэффициента - 0,7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июля 1999 г. "Отказ пенсионного органа лицу в перерасчете получаемой им пенсии по старости с применением индивидуального коэффициента пенсионера признан судам незаконным" (Извлечение)
Текст определения официально опубликован в Бюллетене Верховного Суда РК N 2, 1999 год