Богаева обратилась в суд к Музраеву о выселении из жилого помещения, ссылаясь на то, что с 1986 г. она состоит с ответчиком в незарегистрированном браке. В 1994 г. им на состав семьи из 3 человек был предоставлен жилой дом по ул. 50 лет ВЛКСМ, 10 в п. Ики-Бурул. Во время совместной жизни Музраев постоянно устраивал ссоры и скандалы в семье, привлекался к административной и уголовной ответственности, бил дома посуду и мебель, выгонял ее с дочерью из дома.
Поскольку Музраев систематически нарушает правила общежития, создавая обстановку невозможную для проживания других членов семьи, то поэтому просила выселить последнего без предоставления другого жилого помещения.
Решением Ики-Бурульского районного суда требования истицы удовлетворены, Музраев выселен из занимаемого жилья без предоставления другого жилого помещения.
Президиум Верховного суда Республики Калмыкия состоявшееся судебное решение отменил, указав следующее.
Удовлетворяя требования истицы, суд указал, что Музраев дважды привлекался к административной ответственности, был осужден судом за кражу чужого имущества и тем самым систематически нарушал правила общежития, а потому на основании ст. 98 ЖК РСФСР он подлежит выселению, поскольку меры предупреждения оказались безрезультатными.
Правильно сославшись на материальный закон, суд, тем не менее, неверно истолковал его содержание.
В соответствии со ст. 98 ЖК РСФСР если наниматель, члены его семьи или другие совместно проживающие с ним лица систематически нарушают правила общежития, делая невозможным проживание с ними других лиц, а меры предупреждения или общественного воздействия оказались безрезультатными, то выселение виновных производится без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу закона выселение без предоставления другого жилого помещения возможно только в том случае, когда виновное поведение нарушителя в быту уже было предметом рассмотрения суда, правоохранительных органов или общественных организаций и за указанное поведение нарушителю сделано предупреждение, но принятые к нему меры реагирования оказались безрезультатными.
Как видно из материалов дела, а именно из постановления об административном правонарушении от 15 декабря 1999 г., Музраев был подвергнут административному аресту за оказание сопротивления работникам милиции в общественном месте.
Из приговора Ики-Бурульского районного суда от 18 октября 1999 г. следует, что ответчик совершил кражу двух алюминиевых ножек от парковой скамейки со склада коммунхоза и за указанное преступление осужден к условному наказанию.
Таким образом, факт привлечения Музраева к административной и уголовной ответственности сам по себе не может служить основанием для его выселения, поскольку эти нарушения не связаны с его поведением в быту.
Кроме того, сославшись на справку Ики-Бурульского РОВД о привлечении ответчика к административной ответственности 17 августа 1998 г. и 19 мая 1999 г. за мелкое хулиганство, суд тем не менее, в нарушение требовании процессуального закона, не истребовал и не исследовал эти материалы в судебном заседании, а потому вывод суда первой инстанции о создании невозможной обстановки для проживания истицы и ее дочери со стороны Музраева является преждевременным.
С учетом изложенных обстоятельств, состоявшееся судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июля 2000 г. "Решение суда о выселении лица без предоставления другого жилого помещения отменено ввиду неправильного применения материального закона" (Извлечение)
Текст определения официально опубликован в Бюллетене Верховного Суда РК N 2, 2000 год