Постановление Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 5 ноября 1996 г. N 295-I
"О Программе развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996-2000 гг."
26 декабря 2006 г.
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, рассмотрев и обсудив Программу развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996-2000 гг., постановляет:
1. Утвердить Программу развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996-2000 гг. (прилагается).
2. Поручить Правительству Республики Калмыкия принять соответствующие меры по реализации Программы развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996-2000 гг.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель Народного Хурала |
К.Максимов |
г. Элиста,
5 ноября 1996 г.,
N 295-I
Законом Республики Калмыкия от 26 декабря 2006 г. N 323-III-З в настоящую Программу внесены изменения
Программа
развития высшего профессионального образования
Республики Калмыкия на 1996-2000 гг.
(утв. постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия
от 5 ноября 1996 г. N 295-I)
26 декабря 2006 г.
Реализация государственной политики в области высшего образования на региональном уровне требует выработки качественно новых подходов и средств для достижения поставленной главной цели и решения программных задач.
Система высшего образования, функционирующая в конкретном регионе, являясь одним из важнейших ее социально-культурных и научно-технических элементов, должна ориентироваться на ее реальные условия и специфические требования на основе сочетания общегосударственных, национальных, местных и индивидуальных интересов.
Настоящая Программа развития высшего профессионального образования включает следующие разделы:
1. Социально-экономическая ситуация в Республике Калмыкия, условия и факторы, определяющие развитие высшего образования в регионе.
2. Анализ состояния и проблемы высшего образования.
3. Цели, принципы формирования и главные задачи Программы.
4. Приоритетные направления развития университета как центра образования, науки и культуры.
5. Источники финансирования реализации Программы.
6. Управление реализацией Программы.
1. Социально-экономическая ситуация в Республике
Калмыкия, условия и факторы, определяющие
развитие высшего образования в регионе
Республика Калмыкия - равноправный субъект Российской Федерации. Относится к числу слаборазвитых регионов аграрного типа, финансово-дефицитный, национально-стабильный.
Депортация всего калмыцкого народа в Сибирь, ликвидация автономной республики в годы сталинских репрессий и тоталитаризма остановили и разрушили хозяйственное развитие территории в 40-50 годах. Огромный экономический, социальный и культурный ущерб, нанесенный народу и республике войной и депортацией, стал восстанавливаться только в 60-70-е годы. Эти факторы, а также однобокое аграрное развитие республики в последующий период обусловили отставание социально-экономического развития Калмыкии по сравнению с другими регионами страны. Диспропорции в развитии народно-хозяйственного комплекса, низкий уровень стартовых возможностей проявились в республике в полной мере при переходе к рыночным отношениям.
Численность населения республики на 1.01.95 г. по расчетным данным составила 319, 7 тыс. чел., в том числе городского - 121,0 тыс. чел. (38%), сельского - 198,7 тыс.чел. (62%).
В 1994 году в республику прибыло 9830 чел., выбыло 12203. Миграционный прирост был отрицательным (-2373 чел.).
Уровень естественного воспроизводства населения продолжает падать. Это обусловлено не только продолжающимся уменьшением рождаемости, но и ростом смертности.
Процесс реформирования экономики Калмыкии, как и в стране в целом, идет сложно и противоречиво. Кризис, начавшийся с потребительского рынка, охватывает все новые и новые секторы экономики. Более ощутимо проявляются тенденции спада производства продукции и оказания услуг, нарастает инфляция, нарушается денежное обращение. Либерализация цен приводит к снижению жизненного уровня населения.
Индекс физического объема промышленного производства в 1995 году составил 79,7% к уровню 1994 года, а на крупным и средних предприятиях - 77,7%.
Снижение объема производства в 1995 году произошло по всем обрабатывающим отраслям. И это прежде всего касается таких отраслей, как машиностроение, пищевая и легкая промышленность.
Производство валовой продукции в сельском хозяйстве (в сопоставимых ценах) в 1995 году по сравнению с 1994 г. снизилось на 13 процентов, в том числе продукции растениеводства - на 20, продукции животноводства - 12 процентов. Почти 51% продукции произведен в негосударственном секторе.
Бездефицитность республиканского бюджета в 1995 году достигнута за счет поступлений из федерального бюджета, которые составили 65,9% от общего дохода.
Численность экономически активного населения к концу 1995 года составила 143,1 тыс. чел. В их числе 129,2 тыс. чел. (90,3%) заняты в экономике и 13,9 тыс. человек (9,7%) не имели работы и были зарегистрированы в органах службы занятости.
Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой департамента по труду Республики Калмыкия, в 1995 году составила 229,2 тыс. рублей на человека. Среднедушевые денежные доходы 68,1% населения в январе-ноябре были ниже прожиточного минимума.
Изменения, которые происходят в экономической, политической и социальной системах России и Калмыкии, создают принципиально новую ситуацию для высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, требующую соответствующих изменений в его организации и проведении научных исследований.
Реформирование профессионального образования, проведение эффективной региональной политики в этой области зависят от результатов экономических реформ, перераспределением финансовых ресурсов между федеральными и местными бюджетами, изменением налоговой политики в Российской Федерации.
Процессы, происходящие в социально-экономической и других сферах Калмыкии, требуют соответствующих структурных преобразований, включающих прежде всего систему подготовки и переподготовки кадров, Калмыцкого государственного университета, как единственного государственного вуза в республике, освоения нового механизма хозяйствования с учетом экономической и хозяйственной самостоятельности вуза, прямых связей с потребителями и создания системы маркетинга образовательных услуг населению.
Структура и состав предлагаемых Калмыцким госуниверситетом населению и предприятиям профессионально-образовательных программ вузовской и послевузовской подготовки кадров в регионе определяются следующими факторами:
- усиливающейся потребностью населения в образовательных услугах (гибкие, разнообразные, диверсифицированные, многоуровневые профессионально-образовательные программы);
- необходимостью в интеграции КалмГУ с республиканскими учреждениями общего и профессионального образования разного уровня для обеспечения многоуровневой системы подготовки специалистов и оптимизации сети профессионального образования республики;
- потребностью в подготовке кадров для рыночной инфраструктуры республики, развития предпринимательской деятельности, включая крестьянские и фермерские хозяйства;
- потребностью в обновлении и расширении набора специальностей для всех отраслей АПК республики с учетом многоукладности сельского хозяйства;
- потребностью в подготовке и переподготовке педагогических кадров с учетом роста числа малокомплектных сельских школ, развития сети нетрадиционных учебных заведений (гимназии, лицеи), внедрения современных информационных систем;
- необходимостью подготовки кадров для учреждений науки, культуры, социальной сферы, а также кадрового и научного сопровождения ряда федеральных, региональных и республиканских научных и научно-технических программ;
- необходимостью кадрового, научно-учебно-методического сопровождения республиканской программы возрождения калмыцкого языка и национальной культуры;
- потребностью подготовки и переподготовки специалистов государственной и муниципальной службы;
- развитием внешнеэкономической, торгово-промышленной и коммерческой деятельности и связей Калмыкии, создание совместных предприятий, банков, инвестиционных фондов и т.п.
Мероприятия программы должны быть направлены как на повышение роли Калмыцкого госуниверситета в решении проблем развития республики, так и на создание регионального механизма поддержки профессионального образования со стороны местных органов власти (финансирования регионально-национальной составляющей образовательно-профессиональных программ, научно-исследовательских проектов, мероприятий социальной защиты студентов, долевое участие в укреплении материально-технической базы и в улучшении жилищно-бытовых условий коллектива вуза).
2. Анализ состояния и проблемы высшего образования
Высшая школа Республики Калмыкия представлена Калмыцким государственным университетом, который в своей деятельности ориентируется на народно-хозяйственный комплекс и систему образования республики.
Университет относится к молодым вузам страны. Он создан на базе педагогического института в 1970 году, имевшего в своем составе три факультета (биологический, филологический и физико-математический) и 9 кафедр, которые готовили учителей по пяти специальностям. Контингент студентов составлял 900 человек, на кафедрах работало 72 преподавателя, из них 28 (39%) имели ученые степени и звания.
В настоящее время университет представляет собой многопрофильный вуз с 9 факультетами и 36 кафедрами. На этих факультетах ведется подготовка квалифицированных кадров по 22 специальностям и направлениям, как гуманитарной, естественно-научной, так и прикладной, технической, сельскохозяйственной направленности.
Общий контингент студентов по всем формам обучения составляет около 6000 человек, в том числе 3870 - по дневному отделению.
Ежегодно университет выпускает 600-700 специалистов. Сегодня основная часть (от 70 до 90%) педагогов в школах, специалистов в сельском хозяйстве республики, большой отряд руководителей хозяйственных органов - выпускники КГУ. Всего за весь период существования университета подготовлено свыше 14 тыс. специалистов, в т.ч. по очной форме - более половины.
В университете работает 980 сотрудников, в т.ч. более 370 преподавателей (30 докторов, профессоров, включая 10 академиков и член-корреспондентов различных академий России, 170 доцентов, кандидатов наук). Остепененность по вузу составляет 57%. 29 ученых и сотрудников университета имеют почетные звания России и Республики Калмыкия.
В структуру университета входят Межотраслевой региональный центр переподготовки и повышения квалификации специалистов, подотделение, Центр довузовской подготовки, учебно-научно-методический центр возрождения и развития калмыцкого языка, проблемные научно-исследовательские лаборатории. В университете функционирует аспирантура, в которой ведется подготовка научно-педагогических кадров по 18 специальностям.
Вуз располагает необходимой материально-технической базой: 5 учебных корпусов, блок поточных аудиторий, спортивный комплекс, 4 общежития, санаторий-профилакторий, научная библиотека с книжным фондов более 1 млн. экземпляров, центр программно-технического обслуживания.
Переход страны к рыночной экономике, изменение экономической системы в Калмыкии потребовали от руководства университета осуществить серьезные изменения и перестройку в структуре вуза. Деятельность его коллектива, несмотря на сложные, кризисные явления в развитии России и Калмыкии, в последние годы была направлена на поиск путей и средств сохранения потенциала высшей школы, внедрение новых форм, методов и технологий обучения, а также перспективных механизмов функционирования.
Были приняты меры по дальнейшей компьютеризации учебного процесса, открытию новых специальностей и специализации наряду с закрытием неперспективных, укреплению факультетов и подразделений, укреплению учебно-лабораторной базы, подготовке высококвалифицированных преподавательских и научных кадров, развитию вузовской науки.
Совместная деятельность Госкомвуза России, местных органов власти и ректората университета позволила обеспечить его относительно стабильную работу. За период с 1993 по 1995 гг. Главой Республики Калмыкия были изданы три Указа, направленные на развитие университета и поддержку его коллектива. Подписано Соглашение о разграничении компетенции и полномочий между Госкомвузом России и органами власти Республики Калмыкия. Во исполнение указанных документов местный бюджет направил 1055 млн. рублей на укрепление материально-технической базы университета, развитие научных исследований, решение жилищной программы. В целях социальной поддержки студентов из бюджета республики было выделено 336 млн. рублей.
Руководством республики и г. Элисты учреждены 12 именных Президентских и 9 городских ежегодных стипендий для особо одаренных студентов и аспирантов.
Весь комплекс принятых мер позволил не допустить резкого снижения показателей деятельности коллектива, значительного оттока научно-педагогических кадров, социально-политических выступлений студентов и сотрудников.
Отмечая роль университета как центра подготовки кадров, науки и культуры в республике, необходимо отметить, что в нем, как и в вузах России, наметились сложные проблемы в дальнейшем развитии, вызванные новыми социально-экономическими условиями в стране. Среди них падение темпов развития материально-технической базы учебного и научного процессов, дефицит учебной и научной отечественной и зарубежной литературы, уход части молодых перспективных преподавателей и ученных из вуза, падение престижа аспирантуры и докторантуры, ухудшение материального обеспечения студенческой молодежи.
Кроме того, со всей остротой встал вопрос о перепрофилировании ряда специальностей в КалмГУ, создании в республике единой сети образования с гибкой системой планирования, подготовки и выпуска специалистов с учетом потребностей рынка труда, образовательных и культурных запросов населения.
До настоящего времени практически все общеобразовательные и профессиональные учебные заведения республики (9 средних профтехучилищ, 7 средних специальных учебных заведений и госуниверситет) принадлежат разным ведомствам и развиваются обособленно, без единой программы подготовки кадров. Малоэффективно используется их материально-техническая база.
Общий план приема в эти учебные заведения пришел в полное противоречие с кадровой потребностью производства и прогнозируемым количеством выпускников школ республики. Остается невостребованной часть выпускников учебных заведений по ряду специальностей.
Одним из важнейших факторов регионализации образовательной политики является необходимость самообеспечения республики кадрами специалистов с высшим и послевузовским образованием.
Общее сокращение миграции населения в силу ряда социально-политических и экономических причин в стране привело к практическому прекращению межрегионального обмена абитуриентами. Резко сократилось и количество выпускников, трудоустраивающихся в других регионах. Таким образом, особо возрастает роль и ответственность университета в подготовке кадров по широкому спектру специальностей.
Вуз стал перед необходимостью выработать стратегию более динамического включения высшей школы в социально-экономические потребности республики, проявляющиеся и действующие во многом через рыночные механизмы, стратегию сбалансированного взаимодействия с формирующейся новой социально-экономической реальностью - рынком образовательных услуг населению, рынком труда специалистов. То есть, речь идет о выработке региональной стратегии и механизмов адаптации высшей школы к новой экономической, социальной и демографической ситуации, сложившейся к настоящему времени в Калмыкии.
Модель образовательного поведения населения республики должна все более ориентироваться на гибкие, разнообразные, многоуровневые, интегрированные профессионально-образовательные программы вузовского и послевузовского образования, удовлетворяющие культурные и образовательные запросы общества и потребности формирующейся многоукладной экономики, предпринимательской деятельности и бизнеса.
Масштабы и динамика объема образовательных услуг университета будут определяться экономической конъюктурой и ситуацией, складывающейся на рынке труда специалистов. Пока же в этой сфере для университета сложились неблагоприятные тенденции. В сельском хозяйстве, потребляющем основную часть специалистов аграрного и экономического профиля, происходит постоянное снижение объема производства. Сократился спрос на специалистов в области строительства, в сфере науки и научного обслуживания.
По оперативным данным опросов факультетов в 1994-1995 годах не испытали сложностей с трудоустройством только выпускники педагогических специальностей. По некоторым специальностям обеспеченность выпускников рабочими местами составляет до 30%.
Хотя демографическая ситуация в Республике Калмыкия, обеспечивающая высшую школу контингентом новых абитуриентов, остается до конца девяностых годов достаточно стабильной и благоприятной, под давлением указанных обстоятельств университет может столкнуться с проблемой уменьшения числа абитуриентов, поступающих на традиционные формы вузовской подготовки специалистов.
Поэтому сокращение спроса на услуги университета по подготовке новых кадров может быть компенсировано возрастанием потребности со стороны населения и отраслей народного хозяйства в услугах, связанных с переподготовкой кадров, обучением второй специальности. По некоторым расчетам, это может обеспечить университету до 20% всего объема выполняемых образовательных услуг.
Этому же будет способствовать начавшийся процесс интеграции высшей школы с учреждениями среднего общего и профессионального образования - создание в структуре университета лицеев, гимназий, специализированных классов, колледжей, с одной стороны, и процесс интеграции вуза с отраслевой наукой и производством, с другой, - формирование региональных научно-образовательных (производственных), инновационных центров, технопарков и т.п. Еще один аспект этого направления - интеграция с другими вузами с целью организации совместной подготовки специалистов, потребность в которых единичная. Этот путь организационно-структурной перестройки содействует эффективной адаптации высшей школы к потребностям региональных образовательных структур. Важнейшим направлением деятельности вуза, повышающим его статус на рынке труда интеллектуальной продукции, является научное обеспечение экономических реформ, в целях стабилизации экономики, преодоления дезинтеграции, разработка проектов и программ развития производительных сил республики. В этой связи университет должен выступить в качестве центра разработки социальных, экологических, инновационных проектов и программ, центра оказания местной власти информационно-аналитических, экспертно-консультационных услуг.
3. Цели, принципы формирования и главные задачи программы
Главной целью программы в области высшего профессионального образования являются формирование динамичной и адаптивной системы, обеспечивающей равноправный доступ населению республики к высшему образованию, представленному широким спектром образовательных программ, отвечающих индивидуальным запросам обучающихся по овладению культурными ценностями и научными знаниями, подготовке к разнообразным видам профессиональной деятельности, создание условий для непрерывного профессионального образования.
Принципы формирования программы
Основными принципами, определяющими выбор средств, форм и методов формирования и реализации программы являются:
- развитие высшей школы в республике в соответствии с основными направлениями совершенствования высшего профессионального образования в России;
- индикативный характер планирования и программирования учебно-научной деятельности университета с учетом экономических, национальных и культурных особенностей региона;
- обеспечение многоуровневой вертикальной структуры профессиональной подготовки специалистов;
- принцип согласованных действий с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Правительством Республики Калмыкия и университета по планированию набора, взаимодействию с рынком труда и госзаказом, по целевому приему с районами республики, по реорганизации направлений и структуры специальностей подготовки кадров и др.;
- принцип разделения полномочий и компетенций в области высшего и послевузовского профессионального образования между федеральными органами управления и республиканскими органами власти;
- согласование между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и республиканскими органами управления вопросов дополнительного финансирования, ресурсного обеспечения, формирования образовательно-профессиональных программ в части регионального компонента, льготного налогообложения и проблем социальной защиты коллектива Калмыцкого госуниверситета.
Главные задачи программы
- сохранение и развитие потенциала университета, расширение возможностей получения желаемого уровня образования, профессии, квалификации в соответствии с индивидуальными намерениями граждан, интересами общества, потребностями развития культуры, науки и производства в республике;
- интеграция и структурная перестройка образовательных учреждений разного уровня в единую систему профессионального образования в соответствии со структурной перестройкой и реформированием отраслей производства, социальных и культурных потребностей общественной практики;
- развитие научных школ и направлений, способствующих научному, научно-техническому и кадровому обеспечению социально-экономических преобразований в регионе;
- формирование и проведение политики устойчивой финансово-материальной поддержки высшего образования со стороны федеральных и республиканских органов власти и общества;
- укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы Калмыцкого госуниверситета;
- кадровое обеспечение университета в условиях реформирования высшего образования;
- интеграция университета в общероссийскую и мировую научно-образовательную систему с учетом традиционных культурных и образовательных связей ("евразийский проект", образовательная программа "Север-Юг").
Выполнение поставленных задач позволит решить проблемы сохранения и развития потенциала университета, его структурной перестройки, создать нормативно-правовую базу (на республиканском и федеральном уровнях) реформирования и развития высшего образования.
Для анализа состояния и прогнозирования потребностей в кадрах специалистов с высшим образованием с учетом интересов хозяйственного комплекса Республики Калмыкия и координации взаимодействия со стороны всех заинтересованных министерств и ведомств планируется создать республиканский Совет по профессиональной подготовке специалистов при Правительстве Республики Калмыкия и организовать при Совете Фонд развития высшего образования и науки.
Предполагается продолжение программы в 2001-2005 гг., которое будет характеризоваться системным развитием структуры в высшем и среднем профессиональном образовании на оформленной законодательной базе, на основе федеральных и региональных программ.
4. Приоритетные направления развития университета
как центра образования, науки и культуры
Результаты анализа социально-экономических условий развития республики и состояния высшей школы позволяют определить главные, приоритетные направления в деятельности Калмыцкого госуниверситета, способствующим выходу из кризисного состояния системы образования и региональной экономики в целом.
В области образования:
I. Удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах и обеспечение отраслей народнохозяйственного комплекса республики специалистами, необходимыми в современных условиях. Развитие этого направления предполагает:
а) открыть в КалмГУ подготовку специалистов по новым специальностям и направлениям:
- 021300 - Регионоведение (востоковедение);
- 031100 - Педагогика и методика дошкольного образования;
- 040000 - Здравоохранение (общепрофессиональная подготовка);
- 050000 - Культура и искусство (актерское искусство, хореографическое искусство, музыковедение, инструментальное исполнительство, народное художественное творчество);
- 310800 - Ветеринария;
- 320100 - Природопользование;
- 521900 - Физическая культура;
- 022100 - Социальная работа.
б) организовать на базе инженерного факультета общепрофессиональную подготовку (общетехнический поток) по ряду технических и технологических специальностей с завершением обучения в ведущих вузах;
в) с учетом изменений в структурах хозяйственного комплекса и учебных заведений, прежде всего малокомплектных школ, предусмотреть расширение образовательных услуг путем введения дополнительных специальностей и новых специализаций;
- педагогика и методика начального образования для национальных школ и классов;
- педагогика и методика дошкольного образования для национальных образовательных учреждений;
- журналистика (со знанием калмыцкого языка);
- физическая культура;
- экономика природопользования;
- социальная работа.
г) осуществлять прогнозирование потребностей специалистов для народнохозяйственного комплекса на перспективу с учетом основных направлений социально-экономического развития республики, занятости населения социально-демографических факторов;
д) разработать схему развития сети профессиональных образовательных учреждений Республики Калмыкия;
е) проводить (по заданию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации или Правительства Республики Калмыкия) экспертизу для лицензирования, аттестации и аккредитации всех образовательных учреждений (в т.ч. филиалов вузов), работающих или открываемых на территории республики по программе высшего профессионального образования в соответствии с Соглашением о разграничении компетенции и полномочий между Госкомвузом России и органами власти Республики Калмыкия.
II. Интеграция Калмыцкого госуниверситета с учреждениями общего и профессионального образования разного уровня в рамках многоступенчатой системы подготовки специалистов. Для координации такой структурной перестройки образовательных учреждений в составе единого Министерства общего и профессионального образования планируется создать Калмыцкий профессионально-образовательный округ, основными задачами которого являются:
а) создание многоуровневой системы профессионального образования, интегрирующей начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование;
б) активное участие в становлении и развитии инновационных образовательных учреждений разного уровня (гимназий, лицеев, школ-комплексов, национальных школ) г.Элисты и республики, оказание помощи в разработке для них учебных планов, обеспечивающих высокое качество обучения и преемственность всех ступеней общего и профессионального образования;
в) разработка национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов для всех ступеней образования и включение их в учебные программы;
г) разработка современных программ изучения и возрождения калмыцкого языка и литературы, учебно-методической и справочной литературы;
д) интеграция учебно-лабораторной и социальной базы, организационно-методической, научной и редакционно-издательской работы субъектов округа, создание филиалов кафедр и других совместных структур образовательных учреждений;
е) развитие и внедрение новых педагогических методик и современных форм обучения.
Для решения этих задач предполагается открыть ряд новых колледжей, а также по согласованию с Правительством и Министерством образования Республики Калмыкия ввести в состав округа существующие средние профессиональные образовательные учреждения. Их вхождение в округ может проводится с использование различных форм интеграции от полного объединения с КалмГУ до совместной работы на основе договоров о сотрудничестве.
III. Дальнейшее развитие системы послевузовского и дополнительного образования как приоритетное направление деятельности университета по удовлетворению спроса со стороны населения и отраслей народного хозяйства. С этой целью расширяется подготовка в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров при Калмыцком госуниверситете по следующим направлениям:
а) обеспечить совместную деятельность Центра с Институтом повышения квалификации педагогических кадров Министерства образования Республики Калмыкия по расширению подготовки, переподготовки и повышению квалификации педагогических кадров по новым программам и методикам;
б) на базе основного базового высшего педагогического образования осуществлять переподготовку по следующим специальностям:
- психология;
- физическая культура;
в) в соответствии с решением Правительства РФ и по представлению Правительства республики осуществлять переподготовку (после года работы) и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих республики по специальностям:
- государственное и муниципальное управление;
- социальная работа;
- экономическая и социальная политика;
- управление государственной собственностью;
- управление персоналом;
- информационные технологии в управлении;
- охрана природы и экологическая безопасность;
г) по договорам с заинтересованными предприятиями и учреждениями осуществлять подготовку специалистов (на базе среднего специального и высшего образования) по специальностям:
- бухгалтерский учет и аудит;
- менеджмент;
- физическая культура;
д) по договорам с Комитетом по занятости населения республики осуществляет переподготовку безработных.
IV. Включение КалмГУ в информационное пространство России и мира. Для этого предполагается:
а) расширение парка ВТ современными компьютерами и программным обеспечением;
б) подключение к информационным сетям RUNNET и INTERNET;
в) использование новых форм обучения, в частности дистанционного образования;
г) создание автоматизированного библиотечного комплекса.
В области науки:
I. Научно-исследовательская деятельность университета осуществляется по следующим научным направлениям:
1. Проблемы истории, литературных и языковых процессов в Калмыкии.
2. Социально-экономические проблемы региона.
3. Исследования физических свойств структуры твердых тел (полупроводники, сегнетоэлектрики) и создание на их основе материалов с заданными свойствами.
4. Изучение и разработка рационального природопользования и повышение продуктивности природных ресурсов в Калмыкии.
5. Повышение продуктивности животноводства и растениеводства.
6. Совершенствование содержания методов обучения и воспитания.
7. Медико-социальные аспекты активного долголетия.
Становление университета как центра науки в Республике Калмыкия предполагает формирование и дальнейшее развитие научных школ и направлений, способствующих научному, научно-техническому и кадровому обеспечению социально-экономических преобразований в Республике Калмыкия, возрождению национального языка и культуры, разработке фундаментальных проблем. С этой целью планируется:
а) создать республиканский научный центр при Главе Республики Калмыкия для координации научной деятельности для развития и координации научно-исследовательской деятельности;
б) образовать при КалмГУ филиал НИИ "Регионология" при Мордовском госуниверситете;
в) возобновить деятельность научно-учебно-методического центра по возрождению и развитию калмыцкого языка и культуры;
г) организовать на базе КалмГУ Центр международного сотрудничества в области евразийской цивилизации и монголоведения;
д) провести научно-исследовательскую, природоохранную и просветительскую работу в рамках федеральной программы "Экология бассейна Волги и Северного Прикаспия";
е) сформировать региональные научные программы:
- "Калмыкия";
- "Выделение биологически активных соединений из рогов сайгака";
- "Калмыцкий народный эпос "Джангар" (1997-2000 гг.) (в соответствии с Указом Президента Республики Калмыкия от 23.09.96 N 152);
ж) предусмотреть широкое привлечение внебюджетных средств для подготовки и издания учебной и научной, в т.ч. монографической литературы.
II. Интеграция и сотрудничество с российскими и зарубежными вузами имеет своей целью улучшение подготовки специалистов в университете, в том числе и высшей квалификации, методическую помощь в становлении новых направлений, специальностей, специализаций. Для этого предполагается:
а) углубление сотрудничества с ведущими вузами (МГУ, СПГУ, РГУ и другие), предусматривающего всестороннюю помощь Калмыцкому госуниверситету в подготовке и повышении квалификации кадров, методическое руководство по новым образовательным и научным направлениям, совместную подготовку учебно-методической литературы и издательскую деятельность:
б) установление партнерских отношений с рядом вузов страны (ВГУ, ВГТУ, МордГУ, КБГУ и другие), предполагающих:
- перевод и обмен студентами старших курсов;
- направление в магистратуру и аспирантуру;
- разработка совместных образовательных и научно-технических программ;
- проведение совместных заседаний диссертационных советов;
- совместное использование учебно-лабораторных и спортивно-оздоровительных комплексов, баз учебных и производственных практик;
- организация межвузовских учебных, научно-производственных и социальных структур;
в) расширение международного сотрудничества путем заключения договоров с вузами КНР, МНР, прикаспийских государств и др.
III. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Существующий уровень социальной защищенности работников Калмыцкого госуниверситета не способствует закреплению кадров, повышению престижа педагогической профессии. Это ведет к оттоку научно-педагогических кадров из вуза в другие сферы деятельности, наблюдается уменьшение конкурса и сокращение численности обучающихся в аспирантуре университета. Практически нет заявок на поступление в докторантуру и аспирантуру других вузов и научно-исследовательских институтов страны.
В целях кадрового обеспечения высшего и послевузовского профессионального образования предусматривается:
а) разработать программу подготовки и закрепления научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру, обратив первоочередное внимание на профессиональный рост молодых преподавателей и ученых;
б) расширить подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре КГУ по ныне существующим и новым научным специальностям с учетом потребностей как университета, так и научно-образовательных учреждений республики (КИГИПИ, КНИИСХ и др.);
в) практиковать проведение разовых выездных заседаний диссертационных Советов при соответствующем согласии вузов и разрешении ВАКа РФ;
г) предусмотреть организацию диссертационных советов при Калмыцком госуниверситете в 1998-2000 гг. по ряду гуманитарных научных специальностей;
д) разработать меры стимулирования и поддержки ведущих ученых, работающих над завершением докторских диссертаций;
е) оказывать содействие в издании монографий по результатам докторских и кандидатских исследований.
В области культуры:
I. Содействие возрождению и развития национальной культуры и традиций является одной из важнейших функций и задач Калмыцкого госуниверситета. При этом КалмГУ отводится ведущая роль в разработке научно-методических основ программы возрождения национальной культуры калмыцкого народа и подготовке кадров для ее реализации. Университет должен сделать все необходимое, чтобы активно содействовать цивилизованному развитию коренной нации, укреплению ее дружбы и сотрудничества со всеми другими народами.
Для чего предусматривается:
а) ввести подготовку по специальностям: педагогика и методика дошкольного образования, культура и искусство (актерское искусство, хореографическое искусство, музыковедение, инструментальное исполнительство, народное художественное творчество), природопользование, регионоведение (востоковедение) с последующей организацией факультета национальной культуры;
б) образование национальных отделений (групп) на факультетах, выпускающих кадры для профессиональной деятельности во всех сферах образования и культуры (дошкольное и начальное образование, журналистика, история, культурология и т.п.);
в) ориентация деятельности кафедр, лабораторий, музеев, Дома культуры и других подразделений КалмГУ на учебную, научную и просветительскую профессиональную работу в различных сферах национальной культуры;
г) формирование и развитие системы культурно-просветительских учреждений в Республике Калмыкия;
д) формирование программ подготовки кадров национальной интеллигенции по всем направлениям деятельности университета, включая подготовку специалистов высшей квалификации для научно-педагогической работы;
е) организация изучения калмыцкого языка, истории и культуры на всех факультетах и отделениях;
ж) организация изучения культурных и философских традиций родственных народов стран Востока (Монголия, Китай, Тибет, Тайвань) и буддизма как одного из мировых общефилософских и общекультурных учений.
5. Источники финансирования мероприятий по реализации
программным укреплению материально-технической базы
высшего профессионального образования республики
В новых условиях хозяйствования должна сформироваться многоканальная система финансирования программы развития высшего образования в Республике Калмыкия:
- сохранится и увеличится объем финансирования из федерального бюджета, который будет направляться в первую очередь на основную деятельность университета и развитие его материально-технической базы;
- должны возрасти объемы финансирования университета за счет республиканского бюджета для решения задач культурного, социально-экономического и научно-технического развития Калмыкии;
- возрастут объемы финансово-материальной поддержки университета от районов республики и различных субъектов хозяйствования в рамках целевой и контрактной подготовки специалистов, научно-технической помощи предприятиям;
- сформируются внебюджетные источники финансирования за счет собственной научной и производственной деятельности университета, благотворительных пожертвований организаций, предприятий, коммерческих структур и частных лиц.
В настоящий момент материально-техническая база университета не в полной мере соответствует современным требованиям образовательного процесса, что выражается в недостаточной обеспеченности учебно-лабораторными площадями, учебным оборудованием, техническими средствами обучения, объектами социальной инфраструктуры. Значительно устарела активная часть основных фондов.
В еще более неблагополучном состоянии находятся здания учебных корпусов, общежитий и общественного питания, где проживают и питаются студенты. В последние годы практически прекращено выделение средств для капитального и текущего ремонта зданий и сооружений, многие из которых находятся в аварийном состоянии.
Обвальный рост цен на все виды промышленных товаров, учебно-лабораторного оборудования, строительных материалов, топливо и электроэнергию при существующих объемах финансирования не позволяют расширять и обновлять средства обучения и материально-техническую базу университета.
Учитывая особую роль КалмГУ как единственного вузовского центра республики в социально-экономическом и культурном возрождении региона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.01.93 г. N 1 "О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Республики Калмыкия - Хальмг Тангч", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 23.07.92 г. N 800, предусматривалось по линии Госкомвуза и Минсельхозпрода России осуществление в 1993-2000 гг. строительства ряда объектов производственной и социальной сферы для КалмГУ. Это Постановление в 1993-1995 гг. в силу ряда объективных и субъективных причин практически не выполнялось. В связи с этим Правительством России в 1995 г. было принято новое постановление "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Калмыкия в 1995-2000 гг." (N 389 от 03.04.95 г.), в котором дано поручение Госкомвузу, Минсельхозпроду, Минэкономики и Минфину России, а также Правительству Республики Калмыкия по выделению соответствующих средств для завершения строительства объектов комплекса КалмГУ: учебно-лабораторного корпуса, общежития для малосемейных студентов, биологической станции, учебно-производственной базы аграрного факультета, а также жилищного строительства и проектно-изыскательских работ 2-й очереди университета. Объемы финансирования в 1996-2000 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования
укрепления материально-технической базы и
объектов капитального и жилищного строительства
на период 1996-2000 гг.
Объемы и источники | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
1. Капитальное строительство | ||||||
а) за счет федерального бюджета* | ||||||
Комплекс зданий и сооружений Калмыцкого госуниверситета (проектно-изыскательские работы) - 7,68 млрд.руб. |
0,8 | 3,44 | 3,44 | |||
Учебно-производственная база (биостанция) в п. Цаган-Аман - 3,23 млрд.руб. |
0,26 | 1,37 | 1,6 | |||
Учебно-лабораторный корпус (инженерный факультет) - 20,07 млрд.руб. |
1,44 | 7,21 | 11,42 | |||
Общежитие для малосемейных студентов (пристройка) - 2-й пуск.комплекс - 0,66 млрд.руб. |
0,5 | 0,16 | ||||
Научная библиотека университета на 1 млн. томов - 10 млрд.руб. |
5 | 5 | ||||
Объекты второй очереди университета - 13,1 млрд.руб. |
0,3 | 1,2 | 1,6 | 5 | 5 | |
2. Жилищное строительство | ||||||
а)за счет федерального бюджета* - 8,5 млрд.руб. |
2,1 | 2,5 | 1,5 | 1,4 | 1 | |
б) за счет бюджета Республики Калмыкия - 9,22 млрд.руб. |
2,13 | 2,59 | 1,5 | 1,4 | 1 | |
в) за счет собственных средств университета - 5,6 млрд.руб. |
0,8 | 1 | 1,2 | 1,2 | 1,4 | |
3. Развитие парка вычислительной техники, учебно-научного и полиграфического оборудования |
||||||
а) за счет федерального бюджета* - 2,7 млрд.руб. |
0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | |
б) за счет бюджета Республики Калмыкия - 2,2 млрд.руб. |
0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | |
в) за счет собственных средств университета - 3,7 млрд.руб. |
0,1 | 0,1 | 0,8 | 1,2 | 1,5 |
* В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.04.95 г. N 389
В рамках реализации настоящей программы Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия будут приняты необходимые меры по выполнению Постановления Правительства России в части укрепления материально-технической базы университета по указанным таблице 1 объектам.
В соответствии с Указами Главы Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинова для социальной помощи студенчеству вуза и развитию научных исследований предусмотрено выделение дополнительных средств из республиканского бюджета, которые будут направлены на поддержку талантливой студенческой молодежи, помощи малообеспеченным студентам, обеспечение льготного проезда на транспорте и на другие цели (таблица 2).
Таблица 2
Объемы затрат
из республиканского бюджета на социальную
поддержку студенческой молодежи и развитие научных
исследований на период 1996-2000 гг. (млн.руб.)
Наименование мероприятий | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | Примечание |
Финансирование именных стипендий Главы Республики Калмыкия |
31 | 34 | 38 | 42 | 45 | Указ Президента РК от 22.06.93 N 115 п.2.1.1, 2.1.2 |
Материальная помощь студентам из малообеспеченных семей, студентам - сиротам |
167 | 184 | 202 | 223 | 245 | Указ Президента РК от 22.06.93 N 115, п.3.1 |
Дополнительная компенсация студентам и аспирантам в связи с удорожанием питания |
205 | 230 | 250 | 280 | 320 | Указ Президента РК от 22.06.93 N 115, п.3.2 |
Единовременные компенсации иногородним студентам и аспирантам за наем жилья |
64 | 68 | 72 | 76 | 80 | Указ Президента РК от 22.06.93 N 115, п.3.3 |
Оплата проезда студентов и аспирантов, проживающих в сельской местности |
150 | 170 | 190 | 210 | 230 | Указ Президента РК от 22.06.93 N 115, п.5 |
Ежегодное санаторно- профилактическое лечение студентов и аспирантов |
256 | 270 | 285 | 300 | 320 | Указ Президента РК от 22.06.93 N 115, п.4 |
Образование фонда развития высшего образования |
30 | 80 | 150 | 180 | 220 | |
Финансирование НИР по республиканской тематике |
90 | 320 | 320 | 340 | 350 | |
Финан-е учебно-научно- методического Центра возрождения калмыцкого языка и культуры |
20 | 60 | 120 | 150 | 170 |
6. Управление реализацией программы
Управление реализацией программы осуществляется республиканским Советом по профессиональной подготовке специалистов при Правительстве Республики Калмыкия, который возглавляется Председателем Правительства и состоит из представителей участников выполнения программы.
Участники выполнения программы:
- Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации;
- Правительство Республики Калмыкии;
- Калмыцкий госуниверситет;
- Министерство образования Республики Калмыкии;
- Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкии;
- Министерство промышленности и торговли Республики Калмыкии;
- Министерство культуры Республики Калмыкии;
- Министерство здравоохранения Республики Калмыкии;
- Государственный комитет труда Республики Калмыкии;
- Государственный комитет по занятости населения Республики Калмыкия;
- Министерство по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия;
- Министерство по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Калмыкии;
- Министерство строительства Республики Калмыкия.
Участниками Программы могут быть региональные объединения предпринимателей, банков, акционерных обществ, фонды, благотворительные общества и другие организации.
Организационно-правовой основой реализации Программы является соглашение, заключенное между Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Главой Республики Калмыкия в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
Программа рассматривается и принимается на заседании Правительства республики и на коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ.
Совет по профессиональной подготовке специалистов осуществляет: корректировку и согласование с университетом и республиканскими финансовыми и другими органами годовых планов программной деятельности; организацию исполнения и координацию программных мероприятий и целевых проектов; обеспечение связи и взаимодействия университета с объединениями общественности.
В интересах реализации программы по мере необходимости созываются совещания и конференции, могут создаваться временные творческие общественные органы.
Совет по профессиональной подготовке специалистов распоряжается средствам Фонда развития высшего образования и науки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 5 ноября 1996 г. N 295-I "О Программе развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996-2000 гг."
Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативных документов, 1998 г., N 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Калмыкия от 26 декабря 2006 г. N 323-III-З