Зарегистрирован Принят:
в Народном Хурале (Парламенте) решением Собрания депутатов
Республики Калмыкия __________________сельского
муниципального образования
Республики Калмыкия
"___"_____________ 2001 г. "___"____________ 2001 г.
Регистрационный N_____ N _______
Устав
____________ сельского
муниципального образования
Республики Калмыкия
2001 г.
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, федеральными законами, законами Республики Калмыкия, исходя из интересов населения Багатугтунского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, утверждая неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, считая основной задачей создание необходимых условий для достойной жизни населения _______________ сельского муниципального образования Республики Калмыкия, Собрание депутатов _________________ сельского муниципального образования Республики Калмыкия принимает настоящий Устав.
Глава I.
Наименование, границы и состав территории
_____________ сельского муниципального
образования Республики Калмыкия
Статья 1.
1. Местное самоуправление осуществляется на территории ________________ сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - муниципальное образование) с учетом исторических, национальных, социально-этнических и иных местных традиций.
2. Схема границ муниципального образования, установленная в соответствии с законами Республики Калмыкия, прилагается к настоящему уставу и является неотъемлемой частью данного устава.
Статья 2.
1. Территория муниципального образования включает в себя земли села _____________, а также прилегающие к нему земли общего пользования, земли, необходимые для развития села и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
2. Центр _________________ сельского муниципального образования - село ____________________________, образованное в _____ г.
Статья 3.
Установление, изменение границ и наименования муниципального образования производится с учетом мнения населения муниципального образования в порядке, предусмотренном законами Республики Калмыкия.
Глава II.
Понятие, принципы и основные направления
деятельности местного самоуправления
Статья 4.
1. Местное самоуправление в муниципальном образовании - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципального образования по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Субъектом местного самоуправления является население муниципального образования.
Статья 5.
1. Правовую основу муниципального образования составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- другие федеральные законы;
- Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия;
- Закон Республики Калмыкия "О местном самоуправлении в Республике Калмыкия";
- другие законы Республики Калмыкия;
- настоящий Устав;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
2. Местное самоуправление осуществляется на основе принципов:
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- государственных гарантий местного самоуправления;
- законности;
- гласности;
- самостоятельности муниципального образования в пределах собственных полномочий, в том числе финансовой и экономической;
- выборности и отчетности органов местного самоуправления;
- ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования за решение задач социально-экономического развития муниципального образования.
Статья 6.
1. Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования, имеет право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Право на осуществление местного самоуправления может быть реализовано посредством:
- участия в местных референдумах, опросах, собраниях, сходах, конференциях граждан по месту их жительства, митингах, демонстрациях и других формах прямого волеизъявления;
- участия в выборах органов местного самоуправления;
- избрания в органы местного самоуправления;
- равного доступа к муниципальной службе;
- получения полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления;
- получения ответов на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;
- выступлений в средствах массовой информации по вопросам местного самоуправления;
- судебной защиты участия в местном самоуправлении.
Статья 7.
1. Приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления являются создание необходимых условий для достойной жизни населения муниципального образования, повышение его благосостояния, охрана здоровья, обеспечение равного доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность населения муниципального образования.
2. Обеспечение в муниципальном образовании прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Степном Уложении (Конституции) Республики Калмыкия, принадлежит к числу основных функций органов местного самоуправления муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития муниципального образования, используя для этого средства массовой информации.
4. Органы местного самоуправления организуют прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение поступивших обращений граждан.
Глава III.
Вопросы местного значения, относящиеся к
ведению муниципального образования
Статья 8.
1. К основным вопросам местного значения, находящимся в компетенции муниципального образования относятся:
1) принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территории муниципального образования;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных объектов энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения, канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципального архива;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности на территории муниципального образования, организация муниципальной пожарной службы.
2. Муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Республики Калмыкия, а также вопросы, не исключенные из его ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Статья 9.
В ведении муниципального образования помимо вопросов местного значения могут находиться отдельные государственные полномочия, возложенные на органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Республики Калмыкия
Глава IV.
Структура, правовое положение и порядок формирования
органов местного самоуправления
Статья 10.
1. Муниципальное образование, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, возглавляет глава ___________________ сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - глава муниципального образования).
2. Глава муниципального образования в своей деятельности подотчетен населению непосредственно и Собранию депутатов.
Статья 11.
В структуру органов местного самоуправления муниципального образования входят:
представительный орган - Собрание депутатов ________________ сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Собрание депутатов);
исполнительно-распорядительный орган - администрация ________________ сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация муниципального образования);
иные органы местного самоуправления.
Статья 12.
1. Собрание депутатов - выборный представительный орган муниципального образования, состоит из _____ депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы по многомандатному округу, при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования.
2. Основными функциями Собрания депутатов являются:
а) правотворчество - разработка, принятие, изменение и отмена решений по вопросам местного самоуправления;
б) контроль за исполнением на территории муниципального образования принятых органами местного самоуправления актов.
Собрание депутатов по вопросам своего ведения обладает правом законодательной инициативы в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия.
3. Срок полномочий Собрания депутатов составляет четыре года.
Собрание депутатов текущего созыва не может изменять срок своих полномочий.
Статья 13.
1. В исключительном ведении Собрания депутатов находятся:
1) принятие общеобязательных правил на территории муниципального образования, предусмотренных настоящим уставом;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их выполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим уставом.
2. В ведении Собрания депутатов также находятся вопросы:
1) утверждения программы приватизации муниципального имущества;
2) определения правил пользования природными ресурсами на территории муниципального образования;
3) определения в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков;
4) утверждения генерального плана развития муниципального образования, правил его застройки, перспективных градостроительных программ;
5) объявления природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или иную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и пользования;
6) назначения выборов депутатов Собрания депутатов;
7) образования депутатских комиссий (мандатной, по законности и охране общественного порядка, по социальным вопросам, по бюджету и налоговой политике и др.);
8) внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования;
9) защиты прав депутатов, досрочного прекращения полномочий депутатов, лишение депутатской неприкосновенности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
3. Собрание депутатов рассматривает иные вопросы, отнесенные действующим законодательством и настоящим уставом к компетенции представительного органа местного самоуправления или переданные на его рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
4. Полномочия Собрания депутатов прекращаются досрочно:
в случае самороспуска, при условии, что за самороспуск проголосовано единогласно;
в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Калмыкия.
Статья 14.
1. Глава муниципального образования председательствует на заседаниях Собрания депутатов.
Глава муниципального образования в качестве председательствующего:
1) созывает заседания Собрания депутатов, информирует депутатов и население образования о времени, месте их проведения и проекте повестки дня заседания;
2) ведет заседания Собрания депутатов;
3) ведает вопросами внутреннего распорядка заседания Собрания депутатов в соответствии с Регламентом Собрания депутатов, а также настоящим уставом;
4) организует работу Собрания депутатов;
5) вправе вносить предложения по кандидатуре заместителя председателя Собрания депутатов, персональному составу постоянных депутатских комиссий;
6) представляет Собрание депутатов в отношениях с населением, должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, иными субъектами;
7) направляет поступившие в Собрание депутатов проекты нормативных правовых актов, иные материалы для рассмотрения в депутатские комиссии в соответствии с вопросами их ведения;
8) подписывает решения, иные акты Собрания депутатов;
9) направляет при необходимости в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, иные органы государственной власти для рассмотрения соответствующие решения Собрания депутатов;
10) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
11) представляет Собранию депутатов отчет о деятельности Собрания депутатов;
12) решает иные вопросы, возложенные на него настоящим уставом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. В случае отсутствия главы муниципального образования либо при невозможности выполнения им своих обязанностей, полномочия главы образования как председательствующего могут быть возложены на одного из депутатов Собрания.
Статья 15.
1. Депутатом Собрания депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования, обладающий избирательным правом, достигший ко дню выборов 21 года.
Статус, полномочия, социальные гарантии Собрания депутатов, порядок выборов депутатов определяется федеральными законами, законами Республики Калмыкия, настоящим уставом, а также иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Полномочия депутата Собрания депутатов могут быть досрочно прекращены в случаях:
1) удовлетворения письменного заявления об освобождении его от депутатской деятельности;
2) вступление в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;
3) утраты гражданства Российской Федерации;
4) смерти, признания судом безвестно отсутствующим либо объявления умершим, признания недееспособным, ограниченно дееспособным;
5) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Калмыкия.
В случаях досрочного прекращения полномочий депутата Собранием депутатов назначаются выборы взамен выбывшего депутата в соответствии с федеральными законами и законами Республики Калмыкия.
Выборы могут не проводиться, если до прекращения срока полномочий Собрания депутатов осталось менее одного года.
Статья 16.
1. Собрание депутатов осуществляет свою деятельность в форме сессии.
2. Сессия Собрания депутатов правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 депутатов от числа депутатов.
Сессия Собрания состоит из заседаний.
Порядок отзыва и проведения сессий Собрания депутатов, продолжительность сессии, основания для созыва внеочередных сессий устанавливаются Регламентом Собрания депутатов.
Первая сессия Собрания депутатов нового созыва созывается соответствующей избирательной комиссией либо инициативной группой из числа избранных депутатов не позднее чем в 3-х недельный срок, если избрано не менее 2/3 от числа депутатов.
Статья 17.
1. Собрание депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения.
Решения Собранием депутатов принимаются коллегиально, каждый депутат обладает одним голосом.
2. Правом внесения проектов решений, предложений в Собрание депутатов обладают депутаты Собрания депутатов, глава муниципального образования, граждане индивидуально или в коллективном порядке.
Проекты решений, внесенные в установленном порядке в Собрание депутатов, подлежат обязательному рассмотрению на сессии с участием инициатора внесения проекта в срок, установленный Регламентом Собрания депутатов.
3. Решения Собрания депутатов, принятые в пределах его компетенции и в соответствии с действующим законодательством, а также настоящим уставом, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями на всей территории муниципального образования.
Решения Собрания депутатов могут быть отменены самим Собранием депутатов либо в судебном порядке.
4. Решения принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от числа депутатов. Дополнения и изменения к ним принимаются в том же порядке.
Решения могут быть приняты поименным голосованием, в этом случае решения должны быть опубликованы (обнародованы) в обязательном порядке.
5. Решения нормативного характера, затрагивающие права, интересы населения муниципального образования, вступают в силу со дня опубликования (обнародования), остальные решения вступают в силу с момента подписания, если иное предусмотрено в самом решении Собрания депутатов.
6. Собрание депутатов в пределах своей компетенции вправе принимать иные акты.
Статья 18.
1. Глава муниципального образования - выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое из состава Собрания депутатов, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
2. Полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены в случаях:
1) добровольного сложения им своих полномочий;
2) стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности;
3) утраты доверия населения муниципального образования;
4) утраты доверия Собрания депутатов.
3. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные должности.
Статья 19.
1. Глава муниципального образования в рамках своей компетенции:
1) обеспечивает на территории муниципального образования исполнение законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия, решений собрания (схода) граждан, Собрания депутатов, а также собственных актов;
2) руководит деятельностью администрации муниципального образования, разрабатывает и представляет на утверждение Собранию депутатов его структуру, штаты, организует работу кадров;
3) определяет схему управления муниципальным образованием;
4) назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц администрации муниципального образования, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
5) учреждает муниципальные предприятия и учреждения;
6) по поручению Собрания депутатов заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, заключает договоры с коммерческими и некоммерческими организациями;
7) распоряжается средствами местного бюджета, муниципальными внебюджетными фондами, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы;
8) вносит на утверждение Собранием депутатов проект местного бюджета и муниципальных внебюджетных фондов, представляет отчет о его выполнении и расходовании средств муниципальных внебюджетных фондов;
9) управляет муниципальной собственностью;
10) признает жилые дома (помещения) муниципального жилого фонда пригодными для постоянного проживания в установленном порядке;
11) организует в соответствии с законодательством торговое и бытовое обслуживание населения;
12) представляет Собранию депутатов ежегодный отчет о деятельности администрации муниципального образования;
13) организует прием граждан, рассматривает предложения и заявления граждан и принимает по ним решения;
14) по поручению Собрания депутатов представляет интересы населения и соответствующего органа местного самоуправления, принимает меры по обеспечению и защите интересов муниципального образования в суде, а также в соответствующих органах власти и управления;
15) принимает в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников органов и структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления;
16) оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов и иных мероприятий;
17) принимает решение об образовании и персональном составе постоянных комиссий (административной, наблюдательной, по делам несовершеннолетних, по охране памятников истории, культуре и иных), осуществляет общее руководство их работой, вправе вносить проекты положений о данных комиссиях;
18) заключает трудовые договоры (контракты) с муниципальными служащими;
19) осуществляет иные полномочия;
2. В случае отсутствия главы муниципального образования либо при невозможности выполнения им своих обязанностей вопрос об осуществлении полномочий главы муниципального образования определяется распоряжением главы муниципального образования либо решением Собрания депутатов соответственно.
Статья 20.
1. Администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в целях организации исполнения законов, решений Собрания депутатов, собственных, а также иных нормативных актов, обеспечивая при этом законные права и интересы населения муниципального образования.
2. Администрация муниципального образования действует под непосредственным руководством главы муниципального образования, является юридическим лицом, имеет печать и расчетный счет.
3. Структура и штаты администрации муниципального образования утверждаются решением Собрания депутатов по представлению главы муниципального образования.
Статья 21.
1. Для реализации своих полномочий администрация муниципального образования вправе создать соответствующие структурные подразделения (комитеты, управления, отделы и другие).
2. Структурные подразделения администрации муниципального образования могут наделяться правами юридического лица в установленном законом порядке.
Вопросы образования структурных подразделений администрации муниципального образования, их полномочий, финансирования, порядка реорганизации, упразднения регламентируются соответствующими положениями, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 22.
1. Глава муниципального образования по вопросам, отнесенным к его ведению, издает постановления и распоряжения.
Постановления издаются по вопросам нормативного характера.
Распоряжения издаются по вопросам правоприменения и организации деятельности администрации муниципального образования.
2. Акты главы муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Глава муниципального образования в пределах своей компетенции вправе издавать иные акты. Иные акты главы муниципального образования вступают в силу с момента подписания, если иное не оговорено в самом акте.
Глава V.
Экономические и финансовые основы
местного самоуправления
Статья 23.
1. Экономическую основу муниципального образования составляют муниципальная (сельская) собственность, имущество, находившееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, местные финансы, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления муниципального образования вправе в соответствии с законодательством создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их организации, реорганизации и ликвидации.
Статья 24.
1. Муниципальная (сельская) собственность является достоянием населения муниципального образования.
2. В состав муниципальной (сельской) собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
3. Органы местного самоуправления образования вправе обратиться к соответствующим органам государственной власти с просьбой о передаче или продаже в муниципальную собственность предприятий, их структурный подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения муниципального образования, функционирования его хозяйственного комплекса.
4. Средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют местную казну.
Статья 25.
1. Представительный орган - Собрание депутатов от имени муниципального образования осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной (сельской) собственности.
2. Исполнительно-распорядительный орган - администрация муниципального образования управляет муниципальной (сельской) собственностью.
3. Распоряжение объектами муниципальной (сельской) собственности муниципального образования осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия, настоящим уставом, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления муниципального образования в соответствии с законом, настоящим уставом, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в праве передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящемся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
5. Органы местного самоуправления муниципального образования в соответствии с законом, настоящим уставом, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления вправе устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Статья 26.
Администрация муниципального образования учреждает муниципальные предприятия, учреждения и организации, утверждает их уставы, назначает и увольняет их руководителей, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), принимает решения о реорганизации, ликвидации в соответствии с законом, настоящим уставом, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 27.
1. Муниципальным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленные за ней органами местного самоуправления имущества. Имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
2. Имущество, являющееся муниципальной (сельской) собственностью, закрепляется за муниципальным предприятием на праве хозяйственного введения.
3. Имущество муниципального унитарного предприятия образуется за счет ассигнований бюджета муниципального образования, полученных доходов, других законных источников.
4. Муниципальное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Муниципальное унитарное предприятие не отвечает по обязательствам учредителя.
Статья 28.
1. Муниципальное учреждение - это организация, функционирующая на основе муниципальной (сельской) собственности выполняющая управленческие, социальные и иные функции для нужд населения муниципального образования и финансируемая за счет средств местного бюджета.
2. Имущество, являющееся муниципальной (сельской) собственностью закрепляется за муниципальным учреждением на праве оперативного управления.
Статья 29.
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной (сельской) собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления муниципального образования определяют участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Статья 30.
Администрация муниципального образования вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производство продукции, оказания услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения муниципального образования, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств в соответствии с законами, настоящим уставом, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 31.
1. Финансовые ресурсы муниципального образования состоят из средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитных ресурсов, дотаций и субвенций от органов государственной власти, а также средств органов территориального общественного самоуправления.
2. Финансовые ресурсы муниципального образования могут объединяться на договорной основе с республиканскими финансовыми ресурсами, а также с финансовыми ресурсами других муниципальных образований в целях совместного финансирования сельских и районных программ и проектов.
3. Исполнение местного бюджета и обслуживание средств муниципальных внебюджетных фондов, организация финансирования муниципальных программ и проектов осуществляются муниципальными и уполномоченными (доверенными) банками в соответствии с законом, настоящим уставом, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Перечень уполномоченных (доверенных) банков утверждается собранием депутатов по представлению главы администрации муниципального образования.
Статья 32.
1. Муниципальное образование имеет самостоятельный единый бюджет.
Бюджет муниципального образования состоит из минимального бюджета и бюджета развития.
2. Финансовым годом является календарный год.
Статья 33.
1. В доход бюджета муниципального образования зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Республики Калмыкия в соответствии с нормативами, установленными законами Российской Федерации и Республики Калмыкия, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию, остается в распоряжении органов местного самоуправления и используется по их усмотрению.
3. В местном бюджете предусматриваются суммы, необходимые для возврата полученных ссуд, долгов и оплаты по ним процентов. В доходной и расходной части местного бюджета раздельно предусматриваются финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Республики Калмыкия.
Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникающее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Калмыкии, компенсируются органами, принявшими эти решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 34.
1. Органы местного самоуправления муниципального образования вправе образовывать целевые муниципальные внебюджетные фонды в порядке и на условиях установленных законодательством Российской Федерации.
2. Средства муниципальных внебюджетных фондов хранятся на специальных счетах в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и используются администрацией муниципального образования самостоятельно в соответствии с Положением об указанных фондах, принимаемым Собранием депутатов.
Статья 35.
Порядок и условия представление проекта местного бюджета Собранию депутатов, его рассмотрение, утверждение и уточнение в ходе его исполнения устанавливаются Положением о бюджетном процессе, утвержденным Собранием депутатов на основе законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Статья 36.
1. Местные налоги, сборы и иные платежи, а также льготы по их уплате устанавливаются Собранием депутатов самостоятельно.
2. Население муниципального образования путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан, Собрание депутатов, с учетом мнения населения, может предусматривать разовое, добровольное внесение жителями муниципального образования средств для финансирования отдельных вопросов местного значения.
Глава VI.
Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления
Статья 37.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами Республики Калмыкия.
Статья 38.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования определяется в порядке, предусмотренном законами Республиками Калмыкия и настоящим уставом.
Статья 39.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования перед государством определяется в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Статья 40.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования перед физическими и юридическими лицами наступает в соответствии с федеральными законами, законами Республики Калмыкия и настоящим уставом.
Статья 41.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан Российской Федерации постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Глава VII.
Гарантии местного самоуправления
Статья 42.
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан Российской Федерации постоянно и преимущественно проживающих на территории муниципального образования, решение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также всеми органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Статья 43.
1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, в которые эти обращения направлены.
2. Споры между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципального образования разрешаются посредством проведения согласительных процедур или в судебном порядке.
Статья 44.
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального образования вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными, нарушающими права местного самоуправления, акты органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Глава VIII.
Муниципальная служба
Статья 45.
1. Муниципальной службой является профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной.
2. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Статья 46.
Принятие на должность муниципального служащего, перевод, перемещение, прекращение трудовых отношений муниципального служащего осуществляются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде, с учетом особенностей, установленным Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и Законом Республики Калмыкия "О муниципальной службе в Республике Калмыкия".
Статья 47.
Статус муниципальных служащих, порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы определяется законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия, настоящим уставом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Глава IX.
Формы прямого волеизъявления граждан
и другие формы осуществления местного
самоуправления
Статья 48.
1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
Местным референдумом является голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, законами Республики Калмыкия, а также уставами муниципальных образований.
Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
2. Решение о проведении местного референдума принимается Собранием депутатов по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
3. Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Решения, принятые путем местного референдума обязательны для исполнения Собранием депутатов, администрацией муниципального образования, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами.
4. Порядок назначения, проведения местного референдума, принятия изменения решений местного референдума устанавливаются настоящим уставом в соответствии с законами Республики Калмыкия.
Статья 49.
1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведение органов местного самоуправления.
2. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, должна обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на поставленный вопрос.
Статья 50.
Выборы депутатов Собрания депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Республики Калмыкия.
Статья 51.
Население муниципального образования вправе осуществлять местное самоуправление и в иных формах, предусмотренных Федеральными законами, законами Республики Калмыкия.
Глава X.
Заключительные положения
Статья 52.
1. Устав муниципального образования принимается Собранием депутатов не менее чем 2/3 голосов депутатов от общего числа депутатов.
2. Устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия и вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 53.
1. Предложения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут вноситься главой муниципального образования, группой депутатов Собрания депутатов численностью не менее 1/2 от состава Собрания депутатов по инициативе не менее 10 процентов населения от числа граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, обладающих избирательным правом. Решение о принятии изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается Собранием депутатов не менее 2/3 голосов депутатов от общего числа депутатов.
2. Изменения и дополнения в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия и вступают в силу после официального опубликования (обнародования).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.