Республиканская (региональная) программа
"Одаренные дети"
на 1998-2000 гг.
(Утв. Указом Президента Республики Калмыкия от 8 мая 1998 г. N 92)
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Одаренные дети"
Наименование "Одаренные дети"
программы
Гос.заказчик Министерство образования Республики Калмыкия
Гос.заказчик -
НИОКР
Основные - Министерство образования Республики Калмыкия
исполнители: - Калмыцкий Госуниверситет
- Министерство по делам молодежи, туризма и спорта
- Республиканская служба занятости населения
- Фонд социального страхования
Основные - Министерство образования Республики Калмыкия
разработчики
Основная цель Оказание поддержки личностному росту, раскрытию инди-
Программы видуальности и самореализации учащихся; содействие
формированию национального интеллектуального потенци-
ала республики.
Важнейшие целе- Качественное пополнение состава кадров республики та-
вые показатели лантливыми специалистами, способными решить задачи
национального возрождения и достойного представитель-
ства народа в федеральном экономическом и социокуль-
турном пространстве и в мировом сообществе.
Сроки реализа- 1998-2000 гг.
ции Программы
Наименование подпрограмм:
Подпрограмма N 1. Формирование общественного мнения по отношению к "элитарному образованию" в условиях возрождения РК.
Подпрограмма N 2. Научное обеспечение работы с учащимися по их личному росту, а также с творчески одаренными детьми и школьниками.
Подпрограмма N 3. Научно-методические работы с творчески одаренными детьми и учащимися.
Подпрограмма N 4. Опытно-экспериментальная работа с творчески одаренными детьми и учащимися, а также со школьниками по отслеживанию их личностного роста.
Подпрограмма N 5. Опытно-экспериментальная работа среди студентов КГУ I-II курсов по отслеживанию их личностного роста и творческой одаренности.
Подпрограмма N 6. Инновационные формы работы во внеурочное время с творчески одаренными учащимися.
Подпрограмма N 7. Подготовка учителей с творчески одаренными учащимися. Повышение квалификации работников Центра "Одаренные дети".
Подпрограмма N 8. Социально-психологическая служба помощи и поддержки одаренных детей и учащихся.
Подпрограмма N 9. Организация работы по расширению сферы деятельности Центра "Одаренные дети".
Подпрограмма N 10. Координация работы с творчески одаренными детьми и учащимися.
Подпрограмма N 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение с творчески одаренными детьми и учащимися.
Объемы и источники финансирования
(тыс.руб.)
на период реализа- ции Программы |
годы | |||
1998 | 1999 | 2000 |
Всего 5766,0 2033,0 2176,0 1557,0
в том числе:
федеральный бюджет 3765,0 1319,0 1425,0 1021,0
республиканский бюджет 2001,0 714,0 751,0 536,0
внебюджетные источники - - - -
капитальные вложения
в том числе:
(по источникам финансирования) - - - -
НИОКР
в том числе:
(по источникам финансирования)
Прочие текущие расчеты 5766,0 2033,0 2176,0 1557,0
в том числе:
(по источникам финансирования)
федеральный бюджет 3765,0 1319,0 1425,0 1021,0
республиканский бюджет 2001,0 714,0 751,0 536,0
Внебюджетные источники:
Ожидаемые конечные результаты Программы:
1. Создание основ системы отслеживания творческой одаренности, личностного роста учащихся образовательных учреждений республики.
2. Стимулирование личного роста учащихся, развития их творчества посредством регулярной опытно-экспериментальной работы среди детей.
3. Формирование информационного банка данных творчески одаренных детей.
4. Организация элементов практической психологической службы образования в школах республики.
Система контроля
Программы: - коллегия Министерства общего и профессионального
образования Республики Калмыкия
Периодичность
контроля: - 1 раз в полгода.
Наименование документа
"Комплексная программа поиска, выявления и развития творческой одаренности детей и учащихся"
Государственный заказчик
Министерство образования Республики Калмыкия
Исполнители
Министерство образования Республики Калмыкия и Центр "Одаренные дети".
Перечень разделов
3. Подпрограмма N 1. Формирование общественного мнения по отношению к "Элитарному образованию" в условиях возрождения РК.
4. Подпрограмма N 2. Научное обеспечение работы с учащимися по их личному росту, а также с творчески одаренными детьми и школьниками.
5. Подпрограмма N 3. Научно-методические работы с творчески одаренными детьми и учащимися.
6. Подпрограмма N 4. Опытно-экспериментальная работа с творчески одаренными детьми и учащимися, а также со школьниками по отслеживанию их личностного роста.
7. Подпрограмма N 5. Опытно-экспериментальная работа среди студентов КГУ I-II курсов по отслеживанию их личностного роста и творческой одаренности.
8. Подпрограмма N 6. Инновационные формы работы во внеурочное время с творчески одаренными учащимися.
9. Подпрограмма N 7. Подготовка учителей с творчески одаренными учащимися. Повышение квалификации работников Центра "Одаренные дети".
10. Подпрограмма N 8. Социально-психологическая служба помощи и поддержки одаренных детей и учащихся.
11. Подпрограмма N 9. Организация работы по расширению сферы деятельности Центра "Одаренные дети".
12. Подпрограмма N 10. Координация работы с творчески одаренными детьми и учащимися.
13. Подпрограмма N 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение с творчески одаренными детьми и учащимися.
Ожидаемые проблемы
Исследование творческой одаренности учащихся - одна из глобальных и малоизученных проблем. В условиях тоталитарного режима на нее был наложен запрет под предлогом соблюдения принципа равенства и социальной справедливости, фактически понимаемого на одинаковость.
Все люди разные от природы и отличаются прежде всего качественным составом способностей. Вместе с тем каждый способен к определенной деятельности, причем по-своему. В этой связи очевидна важность обращения к генетическим знаниям, в частности, роли наследственности в становлении и развитии личности, ее творческой одаренности. Учеными установлено, что, например, интеллект и отдельные способности на 45-47% определяются генетическим фактором, остальные - средой. (Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993, с.122-123).
Насколько несостоятельным в этом контексте звучит утверждение известного советского генетика Н.П.Дубинина: "Талант - феномен социальный, а не генетический, как бы не спорили сегодня по этому поводу некоторые специалисты". (Дубинин Н.П. Генетика вчера, сегодня, завтра. М., 1961, с.213).
Выявление, развитие и сохранение одаренности подрастающего поколения в свете достижений современных наук выступает как альфа и омега прогресса общества, реализации его творческого потенциала.
Для республики Калмыкия эта проблема - не только одна из приоритетных, но характеризуется особым звучанием. 13 лет депортации калмыцкого народа во время сталинщины нанесли тяжелый урон генофонду этноса, национальной культуре, в том числе, образованию, многовековым традициям и обычаям предков, языковой жизни.
В условиях демократизации и гуманизации общественных отношений, курса на экономическое и духовное возрождение Республики Калмыкия выявление творческой одаренности учащейся молодежи и развитие ее имеет первостепенной важности значение. Речь идет о формировании на перспективу кадрового корпуса, который пополнится особо одаренными и талантливыми представителями подрастающего поколения. Им предстоит умножать авторитет и имидж степного края на федеральном уровне и международной арене.
После распада советской системы образования в ходе преобразовательных процессов складывается постепенно новая школа. Она избавляется от единообразия, единомыслия и единоначалия, утверждается принцип вариативности, меняется структура и содержание образования, его управление. Учащиеся получают возможность учиться в соответствии со своими способностями, интересами, возможностями. Эти задачи решаются с помощью гуманистической педагогики, опирающейся на личностно-ориентированный подход к ученику, на многоуровневое обучение. В такой ситуации отслеживание личностного роста школьника, выявление творческой одаренности, ее развитие и поддержка становятся одной из приоритетных функций образования.
Научный поиск и опытно-экспериментальная работа в этом направлении, апробация и распространение в совокупности с адаптированным к местным условиям научным арсеналом позволят создать предпосылки и ориентиры обогащения содержания обучения в школе XXI века.
Цели и задачи программы
Основными целевыми установками программы являются:
- в контексте демократизации и гуманизации общества, в соответствии с Законом "Об образовании" оказание поддержки личностному росту, раскрытию индивидуальности и самореализации подрастающего поколения;
- содействие формированию национального, интеллектуального потенциала, способного принять активное участие в возрождении экономики и культуры Республики Калмыкия, в укреплении ее авторитета и имиджа на международной арене.
Программа предусматривает реализацию следующих задач:
- создание среди общественности и педколлективов республики благоприятной атмосферы для внедрения в учебно-воспитательный процесс в дошкольных и школьных учреждениях индивидуализированного, личностно-ориентированного, многоуровневого подходов, в том числе, для "элитарного образования";
- организация комплекса мероприятий по диагностике и развитию творческой одаренности дошкольников и школьников (с помощью педагогических, социологических и психологических методик);
- проведение социально-психологических и педагогических исследований по изучению личностного роста дошкольников и школьников, их реабилитации коррекции развития;
- организация комплекса мероприятий практического характера по развитию творческой одаренности учащихся: конкурсов, "летних" и "зимних" школ, системы стажировки старшеклассников из сельских школ в авангардных образовательных учебных заведениях г.Элисты, занятий в республиканской очно-заочной многопрофильной школе и др.;
- социально-психологическая и педагогическая поддержка учащихся в осуществлении их жизненных планов, подготовке талантливых специалистов для республики;
- формирование информационного "банка данных" творчески одаренных учащихся республики;
- содействие в открытии республиканских инновационных образовательных учреждений: очно-заочной школы, школы-интерната для одаренных учащихся из сельской местности.
Ожидаемые результаты
1. Создание основ системы отслеживания творческой одаренности, личностного роста учащихся образовательных учреждений республики:
- информационное обеспечение населения: педагогических коллективов, учащихся, родительской общественности о ходе опытно-экспериментальной работы по обозначенным направлениям.
2. Создание нормативно-правовой базы для деятельности воплощения в жизнь разработанной комплексной программы: (Примерные положения о "летней" и "зимней" школах, городском, районных и республиканском конкурсе "Юный эрудит", о художественно-музыкальном салоне для старшеклассников г.Элисты (X-XI классы); об очно-заочной школе для одаренных детей, о филиале Центра "Одаренные дети";
- стимулирование личностного роста учащихся, развитие их творческой одаренности посредством регулярной опытно-экспериментальной работы на школьных площадках в г.Элисте и районах республики, работы дополнительных образовательных учреждений (летняя и зимняя школы, очно-заочная школа, художественно-музыкальный салон и др.).
3. Создание основ системы отслеживания творческой одаренности, личностного роста учащихся на базе опытно-экспериментальных площадок; формирование информационного банка данных об этой категории учащейся молодежи; открытия филиалов Центра в Цаган-Амане и Кетченерах.
4. Организация элементов практической психологической службы образования в школах республики; открытие в г.Элисте кабинета психологической разгрузки (для учащихся и учителей).
5. Повышение профессиональной квалификации научных работников Центра "Одаренные дети".
Подпрограмма N 1
Формирование общественного мнения о работе с одаренными
детьми и учащимися как одном из приоритетных направлений
становления национальной школы, процесса возрождения
калмыцкого народа
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
1. Систематическая информация населения 1. Эффективно дейс-
РК о работе с одаренными детьми и твующий комплекс
учащимися с помощью средств массовой методик формиро-
информации: вания обществен-
а) в передачах республиканского ра- Группа психо- Постоянно ного мнения.
дио и телевидения ("Круглые сто- логов при от- 2. Положительное об-
лы", пресс-конференции, интервью, деле молодежи щественное мнение
интеллектуальные соревнования г.Элисты, ка- необходимости и
школьников и студентов, в т.ч. федра методи- объективной пот-
Элистинского городского и респуб- ки и психоло- ребности выявле-
ликанского конкурса "Юный эру- гии ГКУ, учи- ния и развития
дит"; теля-практики творческой ода-
б) в местной республиканской печати ЦРО. ренности школьни-
(с использованием многообразия ков и студентов.
журналистских жанров) в т.ч. на 3. Просвещение насе-
страницах "Известий Калмыкии" и ления, вооружение
"Хальмг Унн" открытие новых руб- учителей и роди-
рик: "В помощь социальному педа- телей знаниями из
гогу", "В помощь классному руко- области психоло-
водителю", "В помощь родителям", гии и педагогики
"Советы психолога"; по выявлению и
в) в районных газетах (в частности, РСО, кафедра раз в 2 развитию творчес-
выходящих в Цаган-Амане, в Кетче- педагогики и месяца кой одаренности
нерах, Троицком, где предполага- психологии личности (детей и
ется открыть филиалы ЦИРТОУС), в КГУ. студентов)
многотиражке "Калмыцкий универси-
тет";
г) в альманахе "Теегин герл" (обоще- Министерство раз в по-
ние материалов социологических и образования лугодие
психологических исследований по
выявлению и развитию творческой
одаренности учащихся и студентов)
2. Выступления по психологии и педаго- Министерство ежегодно 4. Информированность
гике творческой одаренности на сове- образования учительства об
щаниях работников РОО, директоров опытно-экспери-
школ республики и г.Элисты, на пед- ментальной работе
советах образовательных учреждений и проводимых ЦИР-
(Информация о проделанной работе, о ТОУС исследований
планах) и учащихся их возрастных пе-
риодов жизненного цикла, индивиду-
альности, типа учебного и воспита-
тельного учреждения, влияния семьи,
микроклимата, других существенных
факторов
3. Содействие в разработке специальных Министерство 1998 г. Развивающие продви-
(развивающих, продвинутых) программ образования нутые программы для
для одаренных детей и учащихся с творчески одаренных
учетом современных достижений наук, детей и учащихся
а также приоритетных направлений
развития РК
4. Участие в научно-практических, зо- По плану Обогащение опытом,
нальных, региональных, российских апробация принятой
конференциях, семинарах, посвященных концепции
работе с одаренными детьми и учащи-
мися
5. Комплектование фонда научной, науч- -"- В течение Создание источни-
но-методической литературы, пособий года ко-ведческой базы
программ по работе с творческими
детьми и учащимися, а также по тех-
нике и методике их исследования
Подпрограмма N 2
Научное обеспечение работы с творчески
одаренными детьми и учащимися
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
1. Разработка и совершенствование и Министерство 1996-2000 Концептуальная
коррекция концептуальной модели образования модель
творческой одаренности детей и уча-
щихся, а также техники и методы их
диагностики с учетом достижений наук
психолого-педагогического цикла.
А) Изучение и обобщение зарубежной и
отечественной научной литературы
теоритического и методического
характера по обозначенной пробле-
матике.
Б) Изучение и обобщение зарубежной и
отечественной практики, опыт-
но-экспериментальной работы с
одаренными детьми и учащимися.
В) Определение научной стратегии по март
обозначенной проблеме и ее теори- 1998 г.
тическое и методологическое обос- февраль
нование с учетом особенности сос- 1999 г.
тава детей, учащихся, потребнос-
тей РК в повышении своего интел-
лектуального потенциала, приори-
тетов процесса возрождения и раз-
вития калмыцкого народа, посте-
пенного перехода к рыночным отно-
шениям
2. Разработка совершенстования и кор-
рекции концепции поиска, выявления
и развития творческой одаренности
детей и учащихся
А) Изучение зарубежного и отечест- -"- март Комплекс техник
венного научно-методического инс- декабрь и методик поис-
трументария (техники и методики) 1998 г. ка, выявления и
исследования творческого потенци- развития твор-
ала одаренных детей и учащихся. ческо одаренных
Б) Обоснование приоритета (преиму- детей и учащих-
ществ) комплексного подхода в ди- ся.
агностике и развитии творческой
одаренности детей, учащихся (ис-
пользования многообразия методов
и средств конкретно-социологичес-
ких, конкретно-психологических,
методических и др. исследований).
3. Открытие городского лектория на те- Министерство раз в 2 Подготовка к
му: "Творческая одаренность детей: образования месяца ранней диагнос-
теория и практика" для руководителей тике творческой
детских дошкольных учреждений одаренности де-
тей
4. Проведение разъяснительной работы -"- март-май Комплектование
среди родителей (дети которых - вос- экспиремент.
питанники дошкольных учреждений, го- первых классов
товятся к обучению в начальной шко- в СШ 20, 19, 1,
ле) о сути педагогического экспери- 21
мента по комплектованию первых клас-
сов различных типов ускоренного обу-
чения, возрастной нормы, повышенного
интеллектуального внимания, нацио-
нальных классов
Подпрограмма N 3
Научно-методическое обеспечение работы
с творчески одаренными детьми и учащимися
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
1. Разработка и обновление на основе Кафедра педа- В течение Комплексные ме-
концептуальной модели комплексных гогики и пси- 1998-1999 тодики поиска,
методик (психологических, социологи- хологии выявления, раз-
ческих). вития творчески
А) Поиск выявления и развития твор- -"- -"- одаренных детей
ческой одаренности детей дошколь- и учащихся
ного возраста.
Б) Выявления разных уровней личност- -"- -"-
ного развития и на этой основе
комплектование (в качестве экспе-
римента) первых классов разного
типа: ускоренного обучения, воз-
растной нормы, повышенного интел-
лектуального внимания (дифферен-
циация обучения на основе мест-
но-ориентированного подхода).
В) Поиск, выявления и равития твор- -"- -"-
ческой одаренности учащихся на-
чальной школы и подготовка к
комплектованию классов, групп в
среднем звене для углубленного
изучения предметов в соответствии
с наклонностями, способностями и
интересами.
Г) Поиск, обнаружения и развития -"- -"-
творческой одаренности учащихся
среднего школьного звена и комп-
лектование на этой основе старших
классов и групп разных профилей,
сообразно выявленным наклоннос-
тям, способностям и интересам.
Д) Поиск диагностики и развития Кафедра педа- -"-
творческой одаренности студентов гогики и пси-
I-II курсов КГУ с целью индивиду- хологии КГУ,
ализации обучения и воспитания, ректорат де-
направления в другие ВУЗы для канаты.
продолжения учебы сообразно выяв-
ленным наклонностям, способностям
и интересам, а также для отбора в
системе бакалавриата
2. Разработка примерных положений о фи- -"- III кв. Подготовка к
лиале Центра изучения и развития 1998 г. открытию филиа-
творческой одаренности учащихся, оч- лов ЦИРТОУС
но-заочной и "летней" школах для
одаренных.
3. Разработка примерных Положений о фи- -"- январь- Создание опор-
лиале Центра изучения и развития февраль ных пунктов в
творческой одаренности учащихся, оч- 1998 г. СШ г.Элисты
но-заочной и "летней" школах для
этой категории подростков и юношей
4. Разработка Положения и методик кон- Министерство апрель- Подготовка к
курсного отбора и аттестации учите- образования, май конкурсному от-
лей и воспитателей дошкольных учреж- ЦРО, Кафедра 1998 г. бору учителей и
дений для работы с одаренными педагогики и воспитателей
психологии детсадов для
работы с ода-
ренными детьми
5. Разработка Положений и критериев оп- Министерство декабрь Нормативная ос-
ределения победителей конкурсов образования, 1998 г. нова для прове-
"Юный эрудит", "Знаток степного Деп. молодежи январь дения конкурса
края" и других интеллектуальных со- и спорта, 1999 г.
ревнований учащихся и студентов Элистинский
горотдел мо-
лодежи, ДДТ,
ЦИРТОУС
Подпрограмма N 4
Опытно-экспериментальная работа с творчески
одаренными детьми и учащимися
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки испол- нения |
Ожидаемые результаты |
1. Комплексное социально-психологичес- Педколлективы По плану Комплектование IX
кое и педагогическое обследование школ (в том кл. с учетом нак-
личности учащихся VII-VIII кл. в числе) школь- лонностей, спо-
школах N 21, 20, 19, 18, 10, 1, 4 ные психологи собностей, инте-
г.Элисты, Ц-Аманских СШ N 1, 2, Кет- и социальные ресов учащихся,
ченеровская СШ N 2, Троицкой СШ N 2. педагоги) содействие в вы-
Профориентационная и профконсульта- боре профессии в
ционная работа в этих классах. соответствии с
желанием
2. Комплексное социально-психологичес- -"- -"- Комплектование
кое и педагогическое обследование КГУ, факуль- классов с углуб-
личности учащихся IX-X кл. в СШ N теты ленным изучением
21, 20, 19, 18, 10, 1, 4 г.Элисты, выбранных учащи-
являющихся экспериментальными пло- мися предметов (с
щадками ЦИРТОУС. Профориентационная учетом способнос-
и профконсультационная работа с тей, интересов)
целью комплектования классов с уг-
лубленным изучением отдельных пред-
метов в соответствии с наклонностями
и способностями учащихся.
А) СШ N 19 - "Бизнес-класса"
Б) СШ N 20 - инженерно-технический
класс
В) СШ N 10 - экологические классы
Г) СШ N 1 - гимназические классы
Е) СШ N 23 - классы углубленного
изучения математики, химии.
3. Комплексное обследование СШ в п.Ца- РСО, школьные апрель - Научно-обоснован-
ган-Аман и п.Кетченеры в целях ока- педколлективы май ное основание для
зания содействия в комплектовании 1998 г. комплектования
профильных (IX-X) и специализирован- профилированных
ных классов классов
4. Комплексное обследование (психо- школьные март - Основание для
физиологическое и медицинское) педколлективы май комплектования 1
воспитанников старших групп д/садов 1999 г. классов трех ти-
8, 6 и 4 микрорайонов г.Элисты с пов
целью:
- комплектования в СШ 19, 10, 1 экс-
периментальных классов различных
типов:
а) ускоренного обучения;
б) возрастной нормы;
в) повышенного интеллектуального
внимания;
г) национальных классов.
5. Распространение в г.Элисте и двух Министерство 1998 г. Расширение масш-
районах апробированной методики вы- образования, табов работы с
явления и развития творческой ода- РСО, ГСО творчески одарен-
ренности детей и учащихся на детские ными детьми и
дошкольные учреждения и школы рес- учащимися
публики
Подпрограмма N 5
Опытно-экспериментальная работа среди студентов
I-II курса Калмыцкого Государственного Университета
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки испол- нения |
Ожидаемые результаты |
1. Проведение социологических и психо- Центр, дека- По плану Выявление твор-
логических исследований студентов наты факуль- чески одаренных
I-II курсов с целью диагностики их тетов педаго- студентов.
наклонностей, способностей, выявле- гических про-
ния творчески одаренных детей, а филей
также оказания содействия в органи-
зации
2. Организация выставок студенческого Центр, студп- -"- Выявление твор-
творчества на темы: "Мир моих увле- рофком, фа- чески одаренных
чений", "Тернистый путь научного культет, студентов и ра-
творчества (или поиска)", "Овладеваю профбюро, вы- бота с ними.
профессией", "Завтра войду учителем пускающие ка-
в класс", "Твори добро...", "Лидер - федры, дека-
это я!", "У дружбы нет пределов..." наты
и др. дальнейшей работы с ними
3. Проведение олимпиад, конкурсов среди -"- Раз в -"-
студентов I и II курсов сообразно их году
наклонностям, способностям, интере-
сам (по отдельным дисциплинам или
профилям, а также на эрудицию) в
академических группах, между ними,
отделениями, спциальностями, факуль-
тетами. Поощрение победителей
4. Чтение спецкурсов "Одаренные дети": Центр, дека- Февраль- Повышение деловой
концепции диагностики, технология наты пед.про- апрель квалификации бу-
обучения, "Психолого-физиологический филей, выпус- ежегодно дущих школьных
портрет подростка". Некоторые вопро- кающие кафед- учителей.
сы коррекционной работы, а также ры
психитренинга и использование психо-
логических игр среди студентов стар-
ших курсов педагогического профиля
Для студентов
5. Разработка заданий по пед.практике Центр, Май- -"-
(на всех курсах обучения по выявле- каф.педагоги- июнь
нию одаренных школьников и оказанию ки и психоло- с.г.
им соц-пед.помощи, а также по овла- гии, декана-
дению методик работы с одаренны- ты, профил.
ми учениками (по месту пед.практики) кафедры
6. Методическое обеспечение студентов -"- -"- -"-
для выполнения заданий пед.практики
по выявлению одаренных школьников и
работе с ними
7. Оказание содействия КГУ при отборе Каф.ГО и УС Июнь- Выработка реко-
кандидатов в студенты из числа ода- зав.чл.корр. июль мендаций для при-
ренных выпускников школ (соц. и пси- Колокольцев с.г. емных комиссий и
холог. исследования) экспресс-опро- Е.Ф. Центр. ректората КГУ.
сы, тестирование приемн. ко-
миссии КГУ.
8. Организация "летней школы" для ода- Мин.образова- Июль- Оперативная воз-
ренных учащихся X-XI кл.школ респуб- ния Центр, август можность управле-
лики, республиканской и межрайоннных ректорат, ежегод. ния процессом
("Сайгачок" - Целлинный район, "Год- КГУ, центр, развития творчес-
жур" - Сарпинский район, Ца- ВЦ КГУ дека- кой одаренности
ган-Аман). наты. студ.
9. Создание банка данных об одаренных -"- Сентябрь -"-
студентах I-II курсов, запись инфор-
мации на дискетах, хранение ее в ВЦ
КГУ
10. Ежегодный отчет о проделанной работе Центр, ректо- Апрель, Повышение внима-
на заседании Ученого Совета КГУ рат. по плану ния к работе
ЦИРТОУС
Подпрограмма N 6
Инновационные формы работы с творчески одаренными
учащимися во внеурочное время
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки испол- нения |
Ожидаемые результаты |
1. Подготовка с открытию республиканс- МО, Минис- Январь- Открытие очно-за-
кой очно-заочной школы для одаренных терство по сентябрь очной школы.
детей и ее городского филиала (Элис- делам молоде- 1998 г.
та) для одаренных учащихся на базе жи и спорта,
КГУ КГУ, РСО, от-
дел молодежи
г.Элисты, ДДТ
2. Открытие республиканской очно-заоч- -"- 2 раза
ной школы для одаренных детей и ее в году
городского филиала (Элиста) для ода- ноябрь-
ренных учащихся на базе КГУ декабрь
март -
апрель
3. Подготовка к открытию республиканс- -"- Январь- Открытие "летней
кой и городской разнопрофильной июнь школы".
"летней школы" для одаренных уч-ся: ежегод-
Открытие разнопрофильной "летней но
школы" для одаренных учащихся:
- городской (Элиста)
- республиканской
4. Разработка постоянно действующей -"- Июль Систематическое
системы проведения в д/садах различ- ежегод- проведение интел-
ных интеллектуальных соревнований но лект.соревнований
(игр. "Угадайка"), викторин, решения август детей и уч-ся как
простых логических соревнований, за- ежегод- I индикаторов их
даний, а также выставок детского но творческой ода-
творчества. Реализация постоянно ренности
действующей системы
5. Разработка постоянно действующей В тече-
системы проведения анкетирования, ние го-
тестирования среди учащихся школь- да по
ных, районных, городских, республи- плану
канских, интеллектуальных и спортив-
ных соревнований (предметных олимпи-
ад, конкурсов, турниров, фестивалей,
КВН и др.) в целях выявления юных
дарований. Реализация постоянно
действующей системы
6. Организация выставок разного харак- МО, РОО, ГСО В тече- Выявление юных
тера творчества учащихся в школах, Министерство ние го- дарований. Усиле-
районах, городах республиканского по делам мо- да 1998 ние внимания об-
масштаба с целью выявления юных да- лодежи и -1999 щественности к
рований спорта отд. одаренным.
молодежи
г.Элисты, ДХШ
7. Проведение разнопрофильных интеллек- КГУ В тече- -"-
туальных и спортивных соревнований ние го-
студентов КГУ (между академ.группа- да по
ми, отделениями, курсами) с целью плану
выявления юных дарований (олимпиады,
конкурсы, фестивали, турниры, КВН,
викотрины)
8. Организация выставок творчества -"- В тече- -"-
(разного характера) студентов (на ние го-
факультете, в университете) с целью да
выявления одаренных.
9. Участие победителей интеллектуальных МО РОО, КГУ По плану -"-
и спортивных соревнований учащихся и
студентов в зональных, региональных
и всероссийских турах состязаний.
10. Организация и проведение конкурса МО, Минис- Май -"-
"Юный эрудит", учащихся VII-IX кл.: терство по 1998 г.
- Элистинского городского; делам молоде- Апрель
- республиканского жи и спорта, 1998 г.
РОО, ЭСО, от-
дел молодежи
города, ЦРО
11. Организация и проведения конкурсов -"- Декабрь -"-
учащихся X-XI кл. - знатоков калмыц- 1998 г.
кого языка, фольклора, литературы,
культуры калмыцкого народа, знатоков
русского языка, фольклора, литерату-
ры, культуры русского народа
12. Систематическая публикация на стра- Редакция га- В тече- Стимуляция детс-
ницах гор. газеты и детского журнала зеты "Элис- нии кого и ученичес-
"Байр" целевых подборов, посвященных тинские но- года кого творчества.
детскому и ученическому творчеству вости", жур- раз в
(мини-рассказов, стихов, рисунков, нал "Байр" две
фотографий, отрывков из сочинений и недели
домашних работ, а также заданий из раз в
детского психологического практикума два
и головоломок) под рубриками "Теегин месяца
Сувон", "Теегин Булг"
13. Проведение конкурсов детского твор- -"- 2 раза
чества на страницах газеты "Элис- в год
тинские новости" и журнала "Байр"
"Элистинские новости"
Подпрограмма N 7
Подготовка учителей для работы с творчески одаренными детьми,
учащимися, повышение квалификации научных сотрудников ЦИРТУОС
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки испол- нения |
Ожидаемые результаты |
1. Организация повышения квалификации Министерство
на курсах и стажировка работников оразования,
Центра в г. Ростове н/д, Москве, Центр, отдел
Ставрополе, Волгограде: молодежи
А) На семинарах, проводимых Ставро- г.Элисты, Февраль-
польскими психологами в г.Элисте РИПКРО март
Б) На семинарах проводимых Волго- апрель-
градскими психологами в г.Элисте май
В) На семинаре по буддийским практи- январь
кам, проводимым в г.Элисте спе-
циалистами из Санкт-Петербурга
2. Курсовая подготовка школьных учите- Министерство С апреля
лей для работы в начальных классах образования, до конца
различного типа ускоренного обуче- РИПКРО. учебного
ния, возрастной нормы, повышенного года
интелектуального внимания 1998 -
2000 гг.
3. Курсовая подготовка школьных учите- -"- В тече-
лей для работы в средних и старших ние
классах с одаренными школьниками (С учебного
учетом профилей обучения, в т.ч. в года
"бизнес-классе", "Педагогическом 1998 -
классе" и др.углубленных направлений) 1999 гг.
4. Отбор группы учителей для направле- Министерство
ния в курсовое обучение в ВУЗы РФ образования,
(гг. Волгоград, Ярославль, Ставро- РИПКРО
поль) по специальности "Школьный
психолог")
5. Чтение курсов "Одаренные дети: Кон- -"- Февраль
цепция, диагностика, технология обу- кафедра пе- 1998 г.
чения" и "Психофизиологический порт- дагогики и июнь
рет подростка: Коррекционная работа психологии 1998 г.
в классах "Выравнивания" на курсах КГУ январь
школьных психологов в КГУ. 1999 г.
6. Проведение семинара с воспитателями Министерство Июнь- Повышения качест-
дет.дошк. учреждений г.Элисты по ра- образования, июль ва работы с твор-
боте с одаренными детьми. Гор.ОО 1999 г. чески одаренными
детьми
7. Проведение консультаций с родителями -"- -"- Улучшение условий
по работе с одаренными детьми (на в семье для рабо-
базе дет. дошкольных учреждений VI, ты с творчески
VIII, IV микрорайона) одаренными деть-
ми, учащимися
8. Периодическое проведение занятий с Уч-пед. Совет С сен- Улучшение пед.
педагогами КГУ по работе с одаренны- КГУ, Кафед- тября работы с творчес-
ми студентами (изучение концепции, ра педагогики 1998 г. ки одаренными
методов диагностики, отечественного и психологии студентами.
и зарубежного опыта работы с этой
категорией студентов)
9. Изучение передовой практики работы Кафедра педа- В тече- -"-
учителей с одаренными школьниками и гогики и пси- ние
студентами в России, РК, странах СНГ хологии учебного
и др. государствах. Обмен опытом в года
этой области.
Подпрограмма N 8
Социально-психологическая служба помощи
и поддержки одаренных детей и учащихся
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки испол- нения |
Ожидаемые результаты |
1. Формирование в ДОУ, учебных заведе- Руководители В тече- Повышение прес-
ниях, на предприятиях, в организаци- учреждений, ние года тижа творчески
ях атмосферы уважения к одаренным организаций, одаренных детей
детям и учащимся, их поддержки, предприятий и учащихся
признания яркой индивидуальности
2. Содействие творческому росту одарен- Министерство В тече- Качественное по-
ных детей и учащихся, получению ими образования, ние 1998 полнение интел-
высшего образования и трудоустройс- по делам мо- и 1999 лект. потенциала
тву сообразно проявленным наклоннос- лодежи и гг. пос- республики.
тям, способностям, интересам в целях спорта, КГУ. тоянно
приумножения творческого потенциала
республики
3. Формирование и проведение выборочно- Министерство В тече- Повышение внима-
го психологического обследования обр-я, Минис- ние ния специалистов
творчески одаренных детей (дошколь- терство здра- 1 п/г и общества к
ного возраста) и учащихся в г.Элисте воохр., рук. 1998 г. улучшению меди-
школ и д/са- цинского обсле-
дов, Комитет дования детей и
соц. защ. на- школьников
селения
4. Участие в работе школьной психо-те- Министерство Конец Улучшение психо-
рапевтической службы в профилакти- образования, 1999 г. логического сос-
ческих целях (в т.ч. и творчески здравоохране- тояния детей и
одаренных), а также для ознакомления ния, по делам учащихся.
учащихся с элементарными методами и молодежи и
способами психотерапии, автотренин- спорта, отде-
га, (буддийских практик), направлен- ла молодежи
ных на самовоспитание, самосовер- г.Элисты, Ко-
шенствование личности митет СЗН
5. Участие в деятельности школьной пси- Министерство Июнь- Улучшение психо-
хологической службы "Телефон доверия" образования, июль логического сос-
отдел молоде- 1998 г. тояния школьни-
жи г.Элисты, ков, подростков
Комитет СЗН в т.ч. одаренных
6. Организация в КГУ на базе студенчес- КГУ, ректо- III-кв Улучшение психо-
кого профилактория кабинета психо- рат, медпер- 1998 г. логического сос-
лог. реабилитации (релаксации). сонал студ. тояния студентов
профилактория в т.ч. одаренных
при КГУ
Подпрограмма N 9
Организационная работа по расширению сферы деятельности
ЦИРТОУС (Центра изучения и развития
творческой одаренности детей и учащихся)
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки испол- нения |
Ожидаемые результаты |
1. Подготовка к открытию филиалов ЦИР- Министерство II п/г Открытие филиа-
ТОУС в районах: образования 1998 г. лов ЦИРТОУС в
- Кетченеровском (п.Кетченеры) РОО, школьные Кетченеровском и
- Юстинском (п.Цаган-Аман). педколлективы Юстинским р-ах
(в конце 1996)
2. Подготовка к включению пригородного -"- Июль- Включение школ
района: ноябрь Целлинского ра-
- Целинного в городскую зону дея- 1998 г. йона в городскую
тельности ЦИРТОУС. орбиту деятель-
ности ЦИРТОУС
3. Подготовка к открытию филиала ЦИРТО- -"- I кв. Открытие филиала
УС в Яшкульском районе (п.Яшкуль). 1998 г. ЦИРТОУС в Яшкуле
(в 1995 г.)
4. Организационная работа по подготовке Министерство Открытие оч-
к открытию очно-заочной и "летней" образования, но-заочной и
школ для одаренных уч-ся школ по делам мо- "летней" школ
г.Элисты и республики лодежи и для одаренных
спорта отд. учащихся
молодежи
г.Элисты, КГУ
5. Подготовительная работа по созданию СШ N 19, 1 Март - Создание в пои-
опытно-экспериментальных площадок в д/сады N 20, июнь менованных дошк.
дет. дошкольных учреждениях NN 20, 12 г.Элисты 1998 г. детских учр.
12 г.Элисты в целях раннего выявле- опорн. пунктов
ния творческой одаренности детей ЦИРТОУС для ран-
ней диагностики
и разв. твор.
одаренных детей
6. Введение в практику школьных психо- Отдел молоде- В тече- -"-
логов и соцпсихологических служб, жи г.Элисты, ние
проведение групповых треннингов, ин- Министерство действия
дивидуальных консультаций образования програм-
мы
7. Организация цикла семинаров по груп- Отдел молоде- В тече- Повышение дело-
повому треннингу для школьных психо- жи г.Элисты, ние го- вой квалификации
логов и работников школьных педаго- РИПКРО да, по работников пси-
гических служб с участием высококва- плану хо-терапевтичес-
лифицированных специалистов кой службы
Подпрограмма N 10
Координация работы с творчески одареными детьми
и учащимися в Республике Калмыкия
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки испол- нения |
Ожидаемые результаты |
1. Разработка и реализация нормативных Министерство В тече- Нормативные акты.
актов о взаимовыгодном сотрудничест- образования, ние
ве РИПКРО с дошкольными учреждения- здравоохране- года
ми, довузовскими учебными заведения- ния, культу-
ми, университетом, учреждениями ры, по делам
здравоохранения и культуры, предпри- молодежи и
ятиями промышленности и сельского спорта, КГУ,
хозяйства, государственными структу- отраслевые
рами по работе с молодежью министерства
2. Создание совета РИПКРО по координа- -"- Июнь Координация дея-
ции совместных действий, направлен- 1998 г. тельности (науч-
ных на реализацию разработанных пла- но-исследоват. и
нов и программ опытно-эксперим.
по работе с ода-
ренными детьми и
учащимися
3. Формирование при Совете РИПКРО ини- -"- По
циативных групп (в дошкольных детс- плану
ких учреждениях, довузовских учебных
заведениях, университете, учреждени-
ях здравоохранения, культуры, на
предприятиях) для оказания содейс-
твия в реализации разработанных пла-
нов и программ
4. Координация работы по выявлению и -"- Февраль Сотрудничество
развитию творческой одаренности де- апрель по обозначенной
тей, учащихся (в т.ч. студентов) с май проблематике с
другими центрами РК (РИПКРО, центром ежегод- соседними регио-
по возрождению калмыцкого языка и но нами
культуры при КГУ, Центром по интен-
сивному обучению иностранным и кал-
мыцкому языкам, КИОНом и др.)
5. Координация работы по выявлению и -"- -"- -"-
развитию творческой одаренности де-
тей, учащихся с Центрами аналитичес-
кого характера, действующими в со-
седних регионах (Волгоград, Ставро-
поль, Ростов-на-Дону)
6. Установление контактов и сотрудниче- Министерство В тече- Помощь и содейс-
ство с НИИ общей и педагогической образования, ние твие в работе с
психологии РАО, а также НИКЦ "Русс- НИИ общей и дейст- одаренными деть-
кие таланты" г.Москва и Евроталанты. педагогичес- вия ми и учащимися.
кой психоло- прог-
гии РАО, НИКЦ раммы
"Русские та-
ланты"
7. Участие детей в лагерных сменах в Минобразова- В тече- Помощь и содейс-
ВДЦ "Орленок". ние ние твие детям в ра-
года скрытии творчес-
ких способностей
Подпрограмма N 11
Финансовое и материально-техническое обеспечение
работы с творчески одаренными детьми и учащимися
N п/п |
Разделы программ, виды работ |
Исполнители | Сроки испол- нения |
Ожидаемые результаты |
1. Создание постоянно действующей сис- Министерство 1998 г. Система распре-
темы распределения и учета матери- образования, деления и учета
ально-технических ресурсов для обес- Министерство средств
печения республиканской программы по делам моло-
выявления и развития творчески ода- дежи и спорта,
ренных детей и учащихся, а также их Ком. соц. за-
социально-психологической защиты. щиты, службы
занятости Фе-
дерации профс.
2. Разработка нормативных актов, стиму- -"- -"- Нормативные
лирующих предприятия, организации, акты
учреждения и коммерческие структуры
оказывать финансовую помощь и мате-
риально-техническую поддержку работе
с творчески одаренными детьми и уча-
щимися
3. Учреждение республиканского фонда -"- -"- Республиканский
помощи и поддержки творчески одарен- фонд помощи.
ных детей и учащихся
4. Создание в КГУ специального фонда Ректорат, Уче- -"- Фонд помощи в
помощи и поддержки творчески одарен- ный Совет КГУ КГУ
ных студентов
Мероприятия
по обеспечению выполнения программы "Одаренные дети"
(тыс.руб.)
N п/п |
Мероприятия | Исполнители | Сроки | Всего | в том числе ориентировочные затраты по годам | ||||||||
Всего 1998 |
в т.ч. | Всего 1999 |
в т.ч. | Всего 2000 |
в т.ч. | ||||||||
федер. | респ. | федер. | респ. | федер. | респ. |
Подпрограмма 6
1. Открытие и функциони- Минобразование 1-98 г. 411,0 137,0 83,0 54,0 137,0 83,0 54,0 137,0 83,0 54,0
рование очно-заочной
школы
2. Открытие и функциони- МО РК, КГУ Ми- VII-VIII 754,0 302,0 187,0 115,0 264,0 153,0 111,0 188,0 113,0 75,0
рование: нистерство по (ежегод.)
а) республиканской делам молодежи
"летней" школы и спорта,
Респ. служба
занятости на-
селения, Фонд
соц.страх.
б) межрайонных "лет- -"- -"- 525,0 196,0 118,0 78,0 181,0 110,0 71,0 148,0 90,0 58,0
них" школ (в пе-
риод летних кани-
кул в т.ч. по
г.Элиста 200,0 66,0 40,0 26,0 67,0 41,0 26,0 67,0 41,0 26,0
3. Организация и функ- -"- I 600,0 210,0 126,0 84,0 240,0 144,0 96,0 150,0 90,0 60,0
ционирование "зимней" (ежегод.)
школы (в период зим.
каникул) для уч-ся
XI кл. сельских школ
республики.
4. Организация и прове- Миноразование, V 300,0 105,0 63,0 42,0 120,0 72,0 48,0 75,0 45,0 30,0
дение респ. конкурса Мин. по делам (ежегод.)
"Юный эрудит". молодежн. ту-
ризма и спор-
та.
5. Открытие литературно- Минобразование IX.98 г. 186,0 74,0 44,0 30,0 65,0 39,0 26,0 47,0 28,0 19,0
художест. салонов для муниципальные и далее
старшеклассников школ органы г.Элис- ежемесячно
г.Элисты. ты.
6. Участие детей в ла- Минобразование
герных сменах ВДЦ
"Орленок"
Смена "Лидер" (село) с 9.01-7 155,0 54,0 43,0 11,0 62,0 50,0 12,0 39,0 32,0 7,0
11 чел. 02.1998 г.
"Лидер" (город) с 11.02-11 265,0 93,0 79,0 14,0 106,0 90,0 16,0 66,0 56,0 10,0
16 чел. 03.1998 г.
Смена "Будущие интел- с 15.03-13 142,0 36,0 29,0 7,0 58,0 46,0 12,0 48,0 38,0 10,0
лекты России" (побед. 04.1998 г.
предмет. олимпиад 10
чел.)
Смена "Маленкий принц с 17.04-17 142,0 36,0 29,0 7,0 58,0 46,0 12,0 48,0 38,0 10,0
Земли" (активы эколо- 05.1998 г.
гических объединений)
Смена "Фестиваль с 25.05-17 142,0 36,0 29,0 7,0 58,0 46,0 12,0 48,0 38,0 10,0
творчества юнных" 10 06.1998 г.
чел.
Смена "Организаторы с 22.06-15 75,0 26,0 16,0 10,0 30,0 20,0 10,0 19,0 11,0 8,0
досуга" 5 чел. 07.1996 г.
Смена "Активисты тур- с 21.09-20 200,0 70,0 45,0 25,0 80,0 50,0 30,0 50,0 32,0 18,0
объединения" 13 чел. 10.1998 г.
7. Проведение республи-
канских олимпиад
а) по предметам с 1.02-5 125,0 40,0 8,0 32,0 50,0 16,0 34,0 35,0 10,0 25,0
естест-мат.цик. 02.1998 г.
(9 предметов)
б) по предметам гума- с 10.03- 125,0 40,0 8,0 32,0 50,0 16,0 34,0 35,0 10,0 25,0
нитарн. 14.03
в) экономическая с 14.02- 15,0 5,0 - 5,0 6,0 - 6,0 4,0 - 4,0
олимпиада 16.02
1998 г.
8. Зональные олимпиады 150,0 53,0 53,0 - 60,0 60,0 - 37,0 37,0 -
школы 350,0 120,0 120,0 - 130,0 130,0 - 100,0 100,0 -
Подпрограмма 8.
1. Открытие кабинета Минобразование 09.98 г. 180,0 70,0 42,0 28,0 65,0 39,0 26,0 45,0 27,0 18,0
психологич. разгрузки КГУ
для школьников и пе-
дагогов.
Подпрограмма 9.
1. Открытие филиала Минобразование 1998- 159,0 64,0 36,0 28,0 56,0 34,0 22,0 39,0 23,0 16,0
центра в районах рес- РИПКРО 1999 гг.
публики.
2. Создание банка данных 60,0 20,0 12,0 8,0 20,0 12,0 8,0 20,0 12,0 8,0
"Одарен. дети" и его
систематическое по-
полнение.
Подпрограмма 1.
1. Участие в научно- 1 р. в 180,0 63,0 37,0 26,0 72,0 43,0 29,0 45,0 27,0 18,0
практических конфе- квартал
ренциях, семинарах, а ежегодно
также стажировка.
2. Открытие городского ежемесячно 45,0 15,0 10,0 5,0 18,0 12,0 6,0 12,0 8,0 4,0
лектория для руковод.
дошк. учреждений.
3. Организация и прове- 2 р. в год 150,0 53,0 32,0 21,0 60,0 36,0 24,0 37,0 22,0 15,0
дение цик-семенаров
по психол. тренингам
для шк. и социальн.
педагогов.
4. Комплектование биб- 75,0 26,0 16,0 10,0 30,0 18,0 12,0 19,0 11,0 8,0
лиотеки работников
Центра.
Подпрограмма 2, 5
1. Проведение комплекс- 216,0 76,0 46,0 30,0 85,0 51,0 34,0 55,0 33,0 22,0
ных соц.-психолог. и
педаг. обслед. уч.
школ (VII-XI) и студ.
I и II курсов.
Подпрограмма 18
1. Установление контак- 39,0 13,0 8,0 5,0 15,0 9,0 6,0 11,0 7,0 4,0
тов и сотр. с НИИ об-
щей педагогики и пси-
хологии РАО и Мос-
ковским филиалом меж-
дународн. организации
"Евроталанты"
Всего: 5966,0 2099,0 1359,0 740,0 2243,0 1466,0 771,0 1624,0 1062,0 562,0
В том числе по г.Элисте 876,0 318,0 215,0 103,0 321,0 221,0 100,0 237,0 168,0 77,0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканская (региональная) программа "Одаренные дети" на 1998-2000 гг. (Утверждена Указом Президента Республики Калмыкия от 8 мая 1998 г. N 92)
Текст программы официально опубликован не был