Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Калмыкия от 10 сентября 2001 г. N 261 "О республиканской целевой программе "Повышение плодородия почв Республики Калмыкия в 2002-2005 гг."

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия (Демкин О.В.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить выполнение настоящей Программы, направить на ее исполнение целевые средства, получаемые из федерального и республиканского бюджетов, средства земельного налога и собственные средства сельхозтоваропроизводителей.

4. Министерству экономики Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия предусмотреть ежегодно, начиная с 2002 г. при формировании проекта бюджета Республики Калмыкия выделение средств на реализацию мероприятий Программы.

Председатель Правительства

Республики Калмыкия

А.Дорждеев

 

Республиканская целевая Программа
"Повышение плодородия почв Республики Калмыкия
в 2002-2005 гг."
(утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия
от 10 сентября 2001 г. N 261)

 

Паспорт

 

 Название   Прог-  Республиканская целевая Программа "Повышение плодоро-
 раммы             дия почв Республики Калмыкия" (2002-2005 гг.)

 

 Дата    принятия  Во исполнение  распоряжения  Правительства Российской
 решения о разра-  Федерации от 15 февраля 2001 года N 223-р,  поручения
 ботке  Программы  Минсельхозпрода   России   от  19   марта  2001  года
 и   наименование  N 6-22/701  "О разработке региональных программ повы-
 соответствующих   шения плодородия почв"
 нормативных  ак-
 тов

 

 Государственный   Министерство сельского  хозяйства  и   продовольствия
 заказчик   Прог-  Республики Калмыкия
 раммы

 

 Разработчики      Министерство сельского  хозяйства  и   продовольствия
 Программы         Республики Калмыкия, КНИИСХ

 

 Исполнители  ос-  Министерство сельского  хозяйства  и   продовольствия
 новных мероприя-  Республики Калмыкия,  администрация глав районных му-
 тий               ниципальных образований и г.Элиста Республики  Калмы-
                   кия, сельскохозяйственные предприятия всех форм собс-
                   твенности, научно-исследовательские учреждения и дру-
                   гие министерства и ведомства Республики Калмыкия

 

 Цели              Предотвращение дальнейшего снижения плодородия  почв.
                   Сохранение  земельных  ресурсов степной зоны Юга Рос-
                   сии,  как основы жизни и деятельности населения, соз-
                   дание  условий для устойчивого развития сельских тер-
                   риторий на основе восстановления рационального аграр-
                   ного природопользования.
                   Вывод аграрной  экономики  республики  из  кризисного
                   состояния путем ускорение роста производства сельско-
                   хозяйственной  продукции и продовольствия,  повышения
                   экономической эффективности агропромышленного  произ-
                   водства,  социального обновления села. Предотвращение
                   развития деградации почв, создание глубокого окульту-
                   ренного  пахотного слоя,  защита от ветровой и водной
                   эрозии

 

 Ожидаемые конеч-  Экономика: Среднегодовой  прирост  валовой  продукции
 ные результаты    сельского хозяйства за 2002-2005 гг.   будет не менее
                   4-5%.  К  2005 году производство зерновых во всех ка-
                   тегориях  хозяйств составит около 400 тыс.тонн,  под-
                   солнечника более 15  тыс.тонн,  овощей  21  тыс.тонн,
                   бахчевых 17 тыс.тонн, мяса скота и птицы в живом весе
                   более 30 тыс. тыс.тонн, молока 53 тыс.тонн. Увеличит-
                   ся  удельный  вес  сельского хозяйства в общем объеме
                   валового регионального продукта.
                   Социум: Снижение социальной напряженности в  обществе
                   за  счет создания дополнительных рабочих мест в сель-
                   скохозяйственном производстве.
                   Экология: Экологический  эффект будет состоять в при-
                   менении рациональной практики землепользования.
                   Предотвращение дальнейшего опустынивания территории и
                   снижения плодородия почв как  основы  жизнеообеспече-
                   ния; ослабление отрицательного влияния природных фак-
                   торов на сельскохозяйственное  производство  (засуха,
                   ветровая и водная эрозии и др.).
 Источники финан-  Общая потребность   в  финансировании  на  реализацию
 сирования         Программы - 2498,79 млн.рублей,  в том числе за  счет
                   средств федерального бюджета 975,12 млн.рублей, рес-
                   публиканского бюджета - 772,28  млн.рублей,  местного
                   бюджета   -  104,3  млн.рублей,  собственных  средств
                   предприятий - 647,06 млн.рублей (сводная таблица при-
                   лагается).
 Система  органи-  Система контроля  предусматривает ежегодную оператив-
 зации   контроля  ную и годовую отчетность и систематическое обсуждение
 за   исполнением  на комиссии Правительства Республики Калмыкия по воп-
 Программы         росам агпромышленного комплекса (пост.  Правительства
                   Республики Калмыкия от 06.03.2001 г. N 58)

 

Введение

 

Основанием для разработки Программы является распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.02.2001 г. N 223-р и поручение Минсельхоза России от 19.03.2001 г. N 6-22/701 "О разработке региональных программ повышения плодородия почв". Настоящая Программа представляет собой дальнейшее развитие президентской целевой Программы "Возрождение традиционного пастбищного животноводства" (2001-2010 гг.), утвержденная Указом Президента Республики Калмыкия от 10 мая 2001 года N 7З "О президентской целевой программе "Возрождение традиционного пастбищного животноводства" (2001-2010 гг.).

Программа призвана закрепить комплексный подход к осуществлению всех мероприятий, обеспечивающих сохранение и повышение плодородия почв.

Характерной особенностью реализации является то, что ее осуществление будет проходить в условиях развивающейся аграрной реформы, одной из важнейших задач которой является повышение плодородия почв в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции.

Программа разработана на основе материалов и с участием заинтересованных министерств и ведомств, научных учреждений с учетом требований природоохранного законодательства.

 

I. Современное состояние сельскохозяйственных угодий Республики
Калмыкия и обоснование разработки Программы

 

Республика Калмыкия является самым аридным регионом Европейской части России. Высокая засушливость климата, безводность территории, засоленность материнских пород обусловили формирование малоплодородных почв и низкую продуктивность растительности. Сильные антропогенные нагрузки в экстремальных природных условиях привели к ускоренной деградации земель, опустыниванию и снижению природного потенциала.

По структуре земельного фонда и развитию производства республика относится к аграрной с высоким удельным весом земель сельскохозяйственного назначения (73,1%). В связи с этим наибольшую антропогенную нагрузку на земельные ресурсы оказывают сельскохозяйственные производители, развитие которых по экстенсивному затратному принципу природопользования привело к значительному разрушению естественных экосистем.

Роль земли в сельском хозяйстве особая. Являясь главным средством производства, она пространственно ограничена и ничем не заменима.

Исключительное значение в функционировании, устойчивости и сохранении различных экосистем играют почвы, которые составляют бесценное и вечное богатство народа.

Сельскохозяйственное производство в Калмыкии ведется в крайне жестких почвенно-климатических условиях и без проведения комплекса необходимых защитных мероприятий способствует усилению деградации земель.

Основными негативными процессами, снижающими плодородие почв, являются водная и ветровая эрозия, дегумификация, солонцеватость, засоленность, подтопление, переувлажнение, затопление и др.

В целях сохранения и рационального использования земельных ресурсов необходимо:

- обеспечение управления земельными ресурсами в части организации систематического изучения состояния земель всех категорий путем проведения почвенных, геоботаническнх и других обследований в системе землеустройства и ведения наблюдений за состоянием и использованием земель на представительных объектах (полигонах) в системе мониторинга земель на различных уровнях (федеральный, республиканский, локальный);

- разработка и реализация федеральных и республиканских целевых программ, включающих мероприятия по изучению состояния и использования земель, созданию и осуществлению проектов землеустройства с организацией территории на агроландшафтной основе.

При разработке данной программы учитывались основные требования среднесрочной программы стабилизации и развития агрпромышленного производства на 1999-2005 годы. Программа призвана закрепить комплексный подход к осуществлению мероприятий, обеспечивающих сохранение и повышение плодородия почв.

Осуществление программы повышения плодородия почв будет проходить в условиях развивающей аграрной реформы, одной из важнейших задач которой является повышение плодородия почвы для увеличения производства сельскохозяйственной продукции.

 

II. Основные цели и задачи программы

 

Основной целью Программы является предотвращение дальнейшего снижения плодородия почв и их деградация.

Программа "Плодородие" направлена на реализацию ряда приоритетных направлений повышения плодородия почв.

В условиях Калмыкии - это прежде всего защита почв от ветровой и водной эрозии, регулирование водно-воздушного режима, улучшение агрохимических свойств почв, рациональное использование эродированных земель.

Немаловажное значение имеет улучшение мелиоративного состояния лиманных сенокосов и орошаемых земель, играющих приоритетную роль в кормовом балансе республики.

В программе предусмотрено осуществление мероприятий "Генеральной схемы борьбы с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ", предусматривающих временное исключение деградированных сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, для прекращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановление природных кормовых угодий и закрепление песчаных массивов, что, в конечном счете, позволит перейти к адаптивным технологиям использования восстановленных угодий Черных земель и наращивание производства сельскохозяйственной продукции.

Реализация настоящей программы с учетом других мероприятий позволит восстановить сельскохозяйственное производство Республики до уровня 1990 года.

 

III. Комплекс мероприятий по сохранению и повышению
плодородия почв

 

3.1. Защита почв от эрозии.

Эрозия является одним из самых опасных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение почвенного покрова и наносящих невосполнимый ущерб земельным ресурсам и окружающей среде.

Отсутствие эффективных мер по регулированию стока и накоплений почвенной влаги, физическая деградация почв от интенсивной механической обработки и тяжелой техники являются основными причинами развития эрозионных процессов и деградации почв.

В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим и лесомелиоративным мероприятиям.

Как показывает практика, весьма эффективны организационные и агротехнические мероприятия, которые необходимо выполнять согласно технологии обработки почв в соответствии с системой земледелия.

Предусматривается освоить в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, внедрив безотвальную обработку в 2002 году на площади 180,0 тыс.га. в 2005 году 250,0 тыс.га.

Дальнейшее распространение должны получить рыхлители чизельные и безотвальные орудия, способные производить обработку почвы на глубину до 35 см, без выворачивания подпахотного слоя и без образования плужной подошвы, оставляя поверхность почвы ровной и достаточно рыхлой, обеспечивающей необходимые условия для посева.

Широкое применение получат другие агротехнические противоэрозионные мероприятия, включая щелевание почв, рыхление уплотненного слоя, полосное размещение сельскохозяйственных культур и паров, создание кулис, минимальная обработка почв, обеспечивающая снижение энергетических затрат за счет уменьшения глубины обработки и применения гербицидов.

Предполагается обеспечить залужение сильноэродированных земель и посев многолетних трав в 2002 году на площади 33,7 тыс.га, в 2005 году - 76,4 тыс.га.

Предусматривается более широко освоить приемы снижения отрицательного воздействия технических средств на почвы: совмещение нескольких технологических операций за один проход агрегата; применение широкозахватных агрегатов, ограничение проведения полевых работ при высокой влажности почв, перегрузочных и перевалочных работ на уборке и перевозке урожая.

Затраты на осуществление указанных мероприятий предусматривается относить на себестоимость обработки почвы и получаемой продукции. Поэтому отдельно в программе они не выделяются.

В условиях дефицита удобрений, средств защиты растений, мелиорантов и других средств повышения плодородия почв особое внимание будет уделено освоению научно-обоснованных севооборотов.

Повышению плодородия почв и росту урожайности сельскохозяйственных культур в сухостепной и полупустынной зоне Калмыкии значительное место отводится защитному лесоразведению, которое обеспечивает защиту почв от ветровой и водной эрозии, борьбу с засухой и суховеями.

К настоящему времени в республике создано 17,3 тыс.га полезащитных лесных полос. Защищенность пашни в среднем по республике составляет 1,9%, что намного ниже нормативной, которая не полностью обеспечивает защиту сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии.

При осуществлении запроектированных облесительных работ в республике по созданию полезащитных лесных полос на период с 2001-2005 годы на площади 1900 га позволит увеличить защитную лесистость пашни в зерноводческих хозяйствах.

Это позволит надежно защищать почвы и сельскохозяйственные культуры от выдувания, создать микроклимат на полях, что позволит получить высокие устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур.

Генеральным заказчиком на проектирование и осуществление всех защитных лесных насаждений является Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК, выполнение работ по посадке и выращиванию этих насаждений осуществляется предприятиями службы лесного хозяйства Калмыкии.

В качестве региональной программы уточняется Генеральная схема по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ, в соответствии с которой в этой зоне продолжится осуществление мер по коренному улучшению земель и проведено пастбищезащитных фитомелиоративных насаждений с одновременным обустройством пастбищ.

 

Основные проекты Программы

 

1. Проект N 1 "Агрохимическая мелиорация почв
и агрохимическое обследование"

 

Значительная часть площади пашни республики имеет низкое содержание основных элементов питания растений. Так, 162,9 тыс.га пашни или 23, % имеют очень низкое и низкое содержание подвижного фосфора, 433,1 тыс.га или 62% имеют среднее его содержание и всего 103 тыс.га или 14,7% имеют повышенное и высокое содержание указанного вещества.

По содержанию гумуса в почвах картина складывается еще хуже: 604,2 тыс.га или 86,4% пахотных земель имеют низкое и очень низкое содержание гумуса, 82,7 тыс.га или 11,8% имеют среднее содержание и всего 12,1 тыс.га или 1,8% имеют повышенное и высокое содержание гумуса. Резервы естественного плодородия почв в основном исчерпаны. Без использования удобрений и средств защиты растений сельское хозяйство не сможет получать уже в ближайшей перспективе более 300 тыс.тонн зерна, что явно недостаточно для обеспечения потребности республики. Для получения намеченных на 2005 год объемов производства зерна и подсолнечника необходимо не менее 6,5 тыс.тонн минеральных удобрений в действующем веществе и органических до 483 тыс.тонн.

Цель проекта - агрохимическое обследование и химическая мелиорация почв, применение органических и минеральных удобрений; мелиоративная обработка почв, гипсование солонцовых почв, применение средств защиты растений и т.д.

 

Основные показатели

 

/---------------------------------------------------------------------------------------\
|                             | един.  |                      Годы                      |
|                             | измер. |------------------------------------------------|
|                             |        | 2001 | 2002  | 2003  | 2004  | 2005  |  Итого  |
|                             |        |      |       |       |       |       |  2001-  |
|                             |        |      |       |       |       |       |2005 гг. |
|-----------------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+---------|
\---------------1-----------------2-------3-------4-------5-------6-------7-------8-----/

 

 1. Мелиоративная   обработка  тыс.га    5,5    6,0     6,5     7,0     7,5     32,5
 солонцов
                               млн.руб.  2,65   3,6     4,68    5,96    8,18    25,07
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.  2,3    2,88    3,27    3,57    4,09    16,11
 республиканский бюджет        млн.руб.  0,35   0,72    1,41    2,39    4,09     8,96
 2. Гипсование     солонцовых  тыс.га    1,0    1,2     1,5     1,7     2,0      7,4
 почв
                               млн.руб.  1,6    2,18    3,36    4,57    6,46    18,17
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.  1,2    1,31    1,68    1,83    1,94     7,96
 республиканский бюджет        млн.руб.  0,4    0,87    1,68    2,74    4,52    10,21
 3. Применение   органических  тыс.тн    330    363     400     440     483      2016
 удобрений
                               млн.руб. 31,7   41,37   54,44    71,3    93,7   292,51
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.  9,5   12,41   16,32    21,4    28,1    87,73
 республиканский бюджет        млн.руб.  9,5   12,41   16,32    21,4    28,1    87,73
 собств. средства предпр.      млн.руб. 12,7   16,55   21,8     28,5    37,5   117,05
 4. Применение    минеральных   тонн    4341    4637   4999     5945    6546    26468
 удобрений в действующем
 веществе
                               млн.руб. 30,4   38,94   47,47    59,4    67,7   243,91
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.  9,1   11,68   14,24    17,8    20,3    73,12
 республиканский бюджет        млн.руб.  9,1   11,68   14,24    17,8    20,3    73,12
 собств. средства предпр.      млн.руб. 12,2   15,58   18,99    23,8    27,1    97,67
 5. Применение средств защиты  тыс.га     -    130,6   132,1   134,1   138,1    534,9
 растений
                               млн.руб.   -     59,0    59,5    60,3    61,7    240,5
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.   -     17,7    17,9    18,1    18,5     72,2
 республиканский бюджет        млн.руб.   -     11,8    11,9    12,1    12,3     48,1
 местный бюджет                млн.руб.   -      8,8     8,9     9,0     9,3     36,0
 собств. средства предпр.      млн.руб.   -     20,7    20,8    21,1    21,6     84,2
 6. Агрохимические работы      млн.руб.  2,0     2,2     2,4     2,7     3,0     12,3
 в т.ч.
 агрохимобследование           млн.руб.  0,8     0,9     1,0     1,1     1,2      5,0

 

 федеральный бюджет            млн.руб.  2,0     2,2     2,4     2,7     3,0     12,3
 Итого финансовых затрат       млн.руб. 68,35  147,29  171,85  204,23  240,74   832,46
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб. 24,1    48,18   55,81   65,4    75,93   269,42
 республиканский бюджет        млн.руб. 19,35   37,48   45,55   56,43   69,31   228,12
 местный бюджет                млн.руб.   -      8,8     8,9     9,0     9,3     36,0
 собств. средства предпр.      млн.руб. 24,9    52,83   61,59   73,4    86,2    298,92

 

Для реализации проекта на период 2001-2005 гг. необходимы дополнительные капитальные вложения в сумме 832,46 млн.рублей в ценах 2001 года. Финансирование предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета на сумму - 269,42 млн.рублей, республиканского - 228,12 млн.рублей, местного бюджета - 36 млн.рублей, собственных средств предприятий - 298,92 млн.рублей.

2. Проект N 2 "Восстановление и обводнение деградированных
пастбищ"

 

Земельные ресурсы республики находятся в критическом состоянии. Особую тревогу вызывает усиление эрозионных процессов, ухудшение водно-физических свойств почвы, опустынивание и наступление песков.

Для преодоления разрушительных процессов, стабилизации ситуации с деградированием пастбищ, восстановления и сохранения плодородия почв намечено осуществление мероприятий "Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярскнх пастбищ", предусматривающих временное исключение деградированных сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, для прекращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановление природных кормовых угодий и закрепление песчаных массивов, что в конечном итоге, позволит перейти к адаптивным технологиям использования восстановленных угодий Черных земель и наращивание производства сельскохозяйственной продукции.

Намечено известкование и гипсование почв, проведение агролесомелиоративных и противоэрозионных работ, обводнение пастбищ, залужение неиспользуемой пашни, коренное улучшение сельскохозяйственных угодий.

 

Основные показатели

 

/---------------------------------------------------------------------------------------\
|                             | един.  |                      Годы                      |
|                             | измер. |------------------------------------------------|
|                             |        | 2001 | 2002  | 2003  | 2004  | 2005  |  Итого  |
|                             |        |      |       |       |       |       |  2001-  |
|                             |        |      |       |       |       |       |2005 гг. |
|-----------------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+---------|
\---------------1-----------------2-------3-------4-------5-------6-------7-------8-----/

 

 1. Пастбищшая фитомелиорация  тыс.га    7,0    16,0    17,5    18,0    18,5     77,0
                               млн.руб.  5,78   32,0    35,0    37,75   39,78   150,31
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.  4,18   26,9    29,4    31,95   33,28   125,71
 республиканский бюджет        млн.руб.  1,6     5,1     5,6     5,8     6,5     24,6
 2. Лесомеолиоративные работы  тыс.га     -      0,15    0,5     0,6     0,65     1,9
                               млн.руб.  5,2     8,8    11,2    12,5    13,0     50,7
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.  5,2     7,4     8,0     8,5     9,0     38,1
 республиканский бюджет        млн.руб.   -      1,0     2,0     2,5     2,5      8,0
 местный бюджет                млн.руб.   -      0,4     1,2     1,5     1,5      4,6
 3. Залужение  неиспользуемой  тыс.га   20,1    33,7    40,7    41,7    76,4    212,6
 пашни
                               млн.руб. 23,4    38,4    46,4    49,4    87,1    244,7
 в т.ч.
 собств. средства предпр.      млн.руб. 23,4    38,4    46,4    49,4    87,1    244,7
 4. Обводнение пастбищ         тыс.га   42,5    26,0    26,0    26,0    30,0    150,5
                               млн.руб.  6,72    4,11    4,11    4,11    5,74    24,79
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.  6,72    4,11    4,11    4,11    5,74    24,79
 5. Коренное улучшение  сель-  тыс.га    5,0     8,5     7,1     6,7     6,5     33,8
 хозугодий
                               млн.руб.  5,5    17,89   14,89   14,14   12,48    64,9
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.  4,1    14,99   12,49   11,94   10,48    54,0
 республиканский бюджет        млн.руб.  1,4     2,9     2,4     2,2     2,0     10,9
 Итого финансовых затрат       млн.руб. 46,6   101,2   111,6   117,9   158,1    535,4
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб. 20,2    53,4    54,0    56,5    58,5    242,6
 республиканский бюджет        млн.руб.  3,0     9,0    10,0    10,5    11,0     43,5
 местный бюджет                млн.руб.   -      0,4     1,2     1,5     1,5      4,6
 собств. средства предпр.      млн.руб. 23,4    38,4    46,4    49,4    87,1    244,7

 

Общий объем капитальных вложений на 2001-2005 гг. по проекту составляет 535,4 млн.рублей в ценах 2001 года. Финансирование предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета на сумму - 242,56 млн.рублей, республиканского - 43,5 млн.рублей, местного бюджета - 4,6 млн.рублей, собственных средств предприятий - 244,7 млн.рублей.

3. Проект N 3 "Мелиорация земель и сельхозводоснабжение"

 

Одной из причин снижения урожайности и валовых сборов кормов на орошаемых землях является неудовлетворительное мелиоративное состояние орошаемых земель.

Цель проекта обеспечить нормальное функционирование межхозяйственных и внутрихозяйственных мелиоративных систем, проведение гидротехнических и восстановительных работ для получения дополнительных объемов сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях республики.

Проектом предусмотрено:

- восстановление и комплексная реконструкция внутрихозяйственных оросительных систем;

- содержание и ремонт внутрихозяйственных оросительных систем;

- содержание и ремонт межхозяйственных оросительных систем;

- строительство и ремонт водопроводов для обеспечения водопотребления животноводческих ферм, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, для полива орошаемых земель;

- операционные расходы по оплате за электроэнергию.

 

Основные показатели

 

/--------------------------------------------------------------------------------------\
|         Показатели          | един.  |                     Годы                      |
|                             | измер. |-----------------------------------------------|
|                             |        |2001 | 2002  | 2003  | 2004  | 2005  |  Итого  |
|                             |        |     |       |       |       |       |  2001-  |
|                             |        |     |       |       |       |       |2005 гг. |
|-----------------------------+--------+-----+-------+-------+-------+-------+---------|
\---------------1-----------------2-------3------4-------5-------6-------7-------8-----/

 

 1. Восстановление и  реконс-  млн.руб.        67,3    87,3   113,7   147,7    416,0
 трукция  внутрихозяйственных
 оросительных систем - всего
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.        20,2    26,2    34,1    44,3    124,8
 республиканский бюджет        млн.руб.        26,2    34,9    45,5    59,1    165,7
 местный бюджет                млн.руб.         8,1     9,2    11,7    15,2     44,2
 собств. средства предпр.      млн.руб.        12,8    17,0    22,4    29,1     81,3
 2. Содержание и ремонт внут-  млн.руб.         0,62    0,78    1,0     1,3      3,7
 рихозяйственных оросительных
 систем
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.   -     -       -       -       -         -
 республиканский бюджет        млн.руб.         0,4     0,46    0,6     0,8      2,26
 собств. средства предпр.      млн.руб.         0,22    0,32    0,4     0,5      1,44
 3. Содержание и ремонт внут-  млн.руб.        32,0    38,4    48,0    62,4    180,8
 рихозяйственных оросительных
 систем
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.        12,4    15,0    18,7    24,2     70,3
 республиканский бюджет        млн.руб.        12,4    15,0    18,7    24,2     70,3
 местный бюджет                млн.руб.         3,0     4,2     5,3     7,0     19,5
 собств. средства предпр.      млн.руб.         4,2     4,2     5,3     7,0     20,7
 4. Оплата  электроэнергии по  млн.руб.        27,5    33,0    41,3    53,6    155,4
 работе межрегиональных   на-
 сосных станций
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.        27,5    33,0    41,3    53,6    155,4
 5. Сельхозводоснабжение (ре-  млн.руб.        60,7    79,0   102,3   133,0    375,0
 монт групповых водопроводов)
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.        18,3    23,7    30,7    39,9    112,6
 республиканский бюджет        млн.руб.        42,4    55,3    71,6    93,1    262,4
 Итого финансовых затрат       млн.руб.       188,12  238,48  306,3   398,0   1130,0
 в т.ч.
 федеральный бюджет            млн.руб.        78,4    97,9   124,8   162,0    463,1
 республиканский бюджет        млн.руб.        81,4   105,66  136,4   177,2    500,66
 местный бюджет                млн.руб.        11,1    13,4    17,0    22,2     63,7
 собств. средства предпр.      млн.руб.        17,22   21,52   28,1    36,6    103,44

 

Общий объем затрат на 2001-2005 гг. составляет 1130,9 млн.рублей в ценах 2001 года, в том числе: федеральный бюджет - 463,1 млн.рублей, республиканский бюджет - 500,66 млн.рублей, местный бюджет - 63,7 млн.рублей, собственные средства предприятий - 103,44 млн.рублей.

 

IV. Реализация Программы повышения плодородия почвы
и контроль за ее выполнением

 

Механизм реализации программы включает в себя организационное, ресурсное, научное, правовое и финансовое обеспечение.

Организационное обеспечение предусматривает реализацию намеченных мероприятий, строгое соблюдение научно обоснованных систем земледелия, осуществляемых через ландшафтное землеустройство, учитывающее особенности аграрной реформы.

Государственным заказчиком по программе является Министерство сельского хозяйства и продовольствия, которое организует выполнение совместно с Госкомземом, комитетом по природным ресурсам и КНИИСХ.

В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров", Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и во исполнение постановления Правительства Республики Калмыкия от 30 июля 1997 года N 195 договоры и контракты на выполнение работ предусмотренных программными мероприятиями, заключаются на конкурсной основе.

Государственный заказчик по созданию защитных лесных насаждений является служба лесного хозяйства Комитета по природным ресурсам.

Общий контроль за реализацией программы "Плодородие" в целом осуществляется Правительством РК.

Непосредственная реализация землевладельцами, землепользователями и собственниками земли мероприятий, направленных на сохранение и недопущение дальнейшего снижения, поддержания и повышения плодородия почв, предусмотренных в программах осуществляется на основе выполнения утвержденных проектов землеустройства, содержащих мероприятия по рациональному использованию и охране земель, разрабатываемых проектно-изыскательскими организациями по самоустройству, имеющих соответствующие лицензии на проведение этих работ, по заказам местных сельскохозяйственных органов.

Государство оказывает экономическую поддержку и стимулирует землепользователей в выполнении почвоулучшающих мероприятий. Местные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству определяют степень их участия в реализации проектов землеустройства и осуществляют контроль за рациональным и эффективным использование земель.

Землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектами землеустройства мероприятия и другие обязательные требования по повышению плодородия почв, несут ответственность в соответствии с земельным законодательством, вплоть до прекращения права на пользование землей.

Ресурсное обеспечение представляется существующими государственными водохозяйственными и агрохимическими предприятиями, лесхозами, лесомелиоративными станциями, и другими предприятиями, привлекаемыми в качестве подрядчиков. Часть работ будет выполняться непосредственно землепользователями.

При определении объемов предстоящих к выполнению работ, наличии надежного финансирования будет рассчитана потребность в технике, платежеспособный спрос на нее и сформирован заказ промышленным предприятиям.

Развитие базы эксплуатационных организаций и оснащение складами для минеральных удобрений и других химикатов предусматривается решать с учетом местных условий.

 

1. Научное обеспечение

 

Реализация программы повышения плодородия почв на базе восстановления достигнутого в прошлые годы уровня работ в области мелиорации, химизации, лесомелиорации и интенсификации сельскохозяйственного производства, широкого применения технологий в земледелии при многоукладном типе хозяйствования возможна только при самом надежном научном обеспечении. Научное обеспечение программы "Плодородие" предусматривает комплексное решение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям:

- методы и системы управления плодородия почв, направленных на повышение ее продуктивности, обеспечение устойчивого сельхозпроизводства и получение экологически чистой продукции;

- создание и освоение новых технологий и систем экологически безопасного применения агрохимических и биологических средств в основных природно-сельскохозяйственных регионах страны, направленные на сохранение и повышение плодородия почв;

- в целях своевременного выявления, оценки и предупреждения негативных процессов опустынивания, дифляции, засоления, подтопления др. осуществлять мониторинги аридных земель;

- провести почвенное обследование земель, используемых хозяйствами Астраханской области в административно-территориальных границах Черноземельского и Юстинского районов на площади 390 тыс.га;

- выполнить почвенное и геоботаническое обследование земельных угодий в границах Лаганского района;

- на основе полученных данных по качественному состоянию земель провести государственную кадастровую оценку сельскохозяйственных угодий, используемых хозяйствами Республики Дагестан и Астраханской области для целей обоснованного налогообложения;

- разработать проекты территориального землеустройства, включающие систему научно-обоснованных пастбищеоборотов;

- новые системы агрохимического, санитарно-токсикологического и радиационного состояния почв и сельскохозяйственных культур, в том числе, на мелиорированных землях - обеспечивающие их экологическую безопасность;

- создание базовых ландшафтных систем земледелия для основных природно-сельскохозяйственных, обеспечивающие воспроизводство и управление плодородием почв;

- комплексные экологические чистые технологии и методы интенсивного ведения сельскохозяйственного производства, на мелиорированных землях за счет сбалансированного водно-воздушного, теплового и пищевого режимов;

- создание новых технологий и адаптивных систем агролесомелиорации на основе нормативов и критериев, обеспечивающих повышение плодородия и предотвращения эрозии пашни;

- новые системы и технологии восстановления и использования загрязненных земель, направленные на повышения их продуктивности и получения экологически чистой продукции;

- создание экономического механизма, стимулирующего сохранение и воспроизводство плодородия почв в новых экономических условиях хозяйствования;

- организация повышения квалификации кадров по проблемам реализации программы повышения плодородия почв в современных условиях рыночных отношений;

- создание и освоение перспективных ресурсосберегающих технологий, процессов, техники, оборудования и приборов, обеспечивающих повышение воспроизводства плодородия почв, повышение продуктивности пашни и охраны природной среды.

В результате проведения НИОКР будут разработаны и апробированы в производстве мероприятия, позволяющие приостановить деградацию и снижение уровня плодородия почв, повысить продуктивность сельскохозяйственных угодий и эффективность производства сельского хозяйства в целом, что обеспечит устойчивое развитие эффективного земледелия, экономически целесообразное и социально обоснованное использование природных ресурсов.

2. Правовое обеспечение

 

Представлено Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "О мелиорации земель", указом Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Финансовое обеспечение

 

Финансирование намеченных программой мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета РК, земельного налога, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей земель, кредитов банка и других источников, определенных Федеральным Законом.

Объемы финансирования мероприятий, предусмотренных программой, устанавливаются ежегодно при формировании федерального бюджета и бюджета РК в пределах средств, выделяемых на государственную поддержку сельского хозяйства.

Финансирование осуществляется в соответствии с Порядком финансирования работ по выполнению повышения плодородия почв России, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

 

Сводный расчет потребностей в финансировании по Программе
"Повышение плодородия почв Республики Калмыкия
в 2001-2005 гг."

 

/-----------------------------------------------------------------------------------------\
|                              |  ед.   |                       Годы                      |
|                              |  изм.  |-------------------------------------------------|
|                              |        | 2001  | 2002  | 2003  | 2004  | 2005  |  Итого  |
|                              |        |       |       |       |       |       |2001-2005|
|------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+---------|
\---------------1------------------2--------3-------4-------5-------6-------7-------8-----/

 

 Проект "Химическая  милеора-   млн.руб.  68,35  147,29  171,85  204,23  240,74   832,46
 ция почв   и  агрохимическое
 обследование"
 в т.ч.
 федеральный бюджет             млн.руб.  24,1    48,18   55,81   65,4    75,93   269,42
 Республиканский бюджет         млн.руб.  19,35   37,48   45,55   56,43   69,31   228,12
 местный бюджет                 млн.руб.           8,8     8,9     9,0     9,3     36,0
 Собственные ср-ва предприятий  млн.руб.  24,9    52,38   61,59   73,4    86,2    298,92
 Проект "Восстановление и об-   млн.руб.  46,6   101,2   111,6   117,9   158,1    535,4
 воднение     деградированных
 пастбищ"
 в т.ч.
 федеральный бюджет             млн.руб.  20,2    53,4    54,0    56,5    58,5    242,6
 Республиканский бюджет         млн.руб.   3,0     9,0    10,0    10,5    11,0     43,5
 местный бюджет                 млн.руб.   -       0,4     1,2     1,5     1,5      4,6
 Собственные ср-ва предприятий  млн.руб.  23,4    38,4    46,4    49,4    87,1    244,7
 Проект "Мелиорация  земель  и  млн.руб.         188,12  238,48  306,3   398,0   1130,9
 сельхозводоснабжение"
 в т.ч.
 федеральный бюджет             млн.руб.          78,4    97,9   124,8   162,0    463,1
 Республиканский бюджет         млн.руб.          81,4   105,66  136,4   177,2    500,66
 местный бюджет                 млн.руб.          11,1    13,4    17,0    22,2     63,7
 Собственные ср-ва предприятий  млн.руб.          17,22   21,52   28,1    36,6    103,44
 Итого финансовых затрат        млн.руб. 114,95  436,61  521,93  628,43  796,84  2498,76
 в т.ч.
 федеральный бюджет             млн.руб.  44,3   179,98  207,71  246,7   296,43   975,12
 Республиканский бюджет         млн.руб.  22,35  127,88  161,21  203,33  257,51   772,28
 местный бюджет                 млн.руб.          20,3    23,5    27,5    33,0    104,3
 Собственные ср-ва предприятий  млн.руб.  48,3   108,45  129,51  150,9   209,9    647,06

 

V. Оценка эффективности реализации Программы

 

Основными критериями оценки эффективности Программы могут быть предотвращение дальнейшего опустынивания территории и повышение плодородия почв как основы жизнеобеспечения, ослабление отрицательного влияния природных факторов на сельскохозяйственное производство (засуха, ветровая и водная эрозия и др.).

Дополнительный экономический эффект, выражающийся в росте продуктивности пастбищ и предотвращения ущерба от опустынивания и деградации территории. Среднегодовой прирост валовой продукции сельского хозяйства за 2002-2005 гг. будет не менее 4-5%. К 2005 году производство зерновых во всех категориях хозяйств составит более 400 тыс.тонн (185,4% к уровню 2000 г.), овощей 21 тыс.овощей (172,1%), бахчевых 17 тыс.тонн (232%), мяса скота и птицы более 30 тыс.тонн (165,7%), молока 53 тыс.тонн (110,6%). Увеличится удельный вес сельского хозяйства в общем объеме валового регионального продукта.

Реализация данной Программы создаст необходимые условия для улучшения продовольственного обеспечения населения основными продуктами питания собственного производства.

Социум: Снижение социальной напряженности в обществе за счет создания дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственном производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Калмыкия от 10 сентября 2001 г. N 261 "О республиканской целевой программе "Повышение плодородия почв Республики Калмыкия в 2002-2005 гг."


Текст постановления официально опубликован не был