Правительство Республики Калмыкия отмечает, что в 2001 году работа органов исполнительной власти республики была направлена на создание условий для дальнейшего экономического роста и реализацию задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства", в программах Президента Республики Калмыкия, в Плане участия Правительства Республики Калмыкия в реализации социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в 2001 году и в Постановлении Правительства Республики Калмыкия от 31 января 2001 г. N 29 "Об итогах социально-экономического развития Республики Калмыкия за 2000 год и задачах на 2001 год".
За 2001 год объем валового регионального продукта оценочно определяется в сумме 3523,4 млн.рублей, что составляет 102,3% к уровню 2000 года.
Доходы бюджета Республики Калмыкия за январь-декабрь 2001 г. исполнены в сумме 1701,7 млн.руб. Доля собственных доходов консолидированного бюджета республики составила 43,5% (741 млн.рублей). В их структуре доля налоговых поступлений составляет 94,8%, неналоговых - 5,2%.
Удалось добиться роста производства промышленной продукции. Индекс физического объема (ИФО) промышленного производства в целом за 2001 год составил 120,8% к уровню 2000 года. Рост промышленного производства наблюдается практически во всех отраслях, за исключением электроэнергетики и машиностроения.
Наибольший рост (в 3,8 раза) обеспечен в промышленности строительных материалов за счет производства стеновых материалов, сборных железобетонных конструкций, керамзита.
В отчетном периоде по сравнению с 2000 годом увеличились в 2 раза темпы строительства и ввода в эксплуатацию жилья. За счет всех источников финансирования построено и введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 74,7 тыс.кв.м.
Объем валовой продукции сельского хозяйства за 2001 год во всех категориях хозяйств составил 1660,8 млн.рублей, или 118% к уровню 2000 года, что позволило сельхозпредприятиям получить прибыль в сумме 122,9 млн.рублей.
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств в 2001 году по сравнению с 2000 годом возросло на 6,2%, овец - на 11,6%, свиней - на 34%, лошадей - на 6,4%. Сельскохозяйственными предприятиями получено 214,0 тысяч ягнят или 101 на 100 овцематок, 24,5 тыс.телят или 85 на 100 коров и нетелей, 61 жеребенок на 100 конематок, 16,9 тыс.поросят или 997 на 100 свиноматок.
В сравнении с 2000 годом в хозяйствах всех категорий производство мяса (скот и птица на убой в живом весе) увеличилось на 11,6%, молока - на 0,8%, яиц - на 4,9%, шерсти - на 8,8%.
В отчетный период всеми категориями хозяйств произведено 383,8 тыс.тонн зерна, что на 168,1 тыс.тонн больше, чем в 2000 году.
Сложившаяся тенденция роста сельскохозяйственного производства улучшила состояние сельхозпредприятий. В 2001 году по сравнению с 2000 годом удельный вес убыточных хозяйств сократился на 13% (с 35 до 22%).
Правительством Республики Калмыкия принимаются меры по финансовой поддержке сельхозтоваропроизводителей и реализации Президентской целевой программы "Возрождение традиционного пастбищного животноводства (2001-2010 гг.)", выполнению республиканских целевых программ "Развитие птицеводства в Республике Калмыкия", "Повышение плодородия почв Республики Калмыкия", "Развитие свиноводства в Республике Калмыкия" и других. В 2001 году предприятиям агропромышленного комплекса было предоставлено 37,7 млн.рублей кредитных ресурсов.
Оборот розничной торговли в 2001 году сложился в объеме 2069,2 млн.руб., что на 18,5% больше, чем в соответствующем периоде 2000 года.
Стабилизация положения в промышленном и аграрном секторах экономики республики привели к позитивным тенденциям в социальной сфере.
В 2001 году финансовые средства, выделенные из консолидированного бюджета республики на реализацию мероприятий социальной политики, составили 62,1% от объема всех расходов.
Нормализовалась ситуация по своевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, текущих государственных ежемесячных пособий семьям, имеющим детей. На 30% уменьшена задолженность по выплатам детских пособий за предыдущие годы. В соответствии с указами Президента Республики Калмыкия введены 20% надбавки к должностному окладу молодым специалистам общеобразовательных учреждений, 50% - работникам районных газет, 100% - работникам театров, клубных учреждений и музеев. Ликвидирована задолженность по компенсационным выплатам учителям за книгоиздательскую продукцию из республиканского бюджета, из муниципальных бюджетов - уменьшена в сравнении с 2000 годом на 30%. Данные меры также способствовали сохранению в республике тенденции повышения уровня жизни населения, увеличения реальных доходов населения и снижения масштабов бедности. Среднедушевой доход в декабре 2001 года составил 1866 рублей (прожиточный минимум в IV квартале прошлого года - 1399 руб.).
Численность экономически активного населения к концу декабря 2001 года возросла до 141,6 тыс.чел. и составила 45% от общей численности населения республики. Официально зарегистрировано в качестве безработных 3,8 тыс.чел., или 2,7% экономически активного населения, в районных центрах - 75,5% от общего числа зарегистрированных безработных.
Наметились позитивные тенденции роста рождаемости и снижения смертности населения. Естественный прирост населения достиг в январе-ноябре 186 человек, или на 1000 человек - (+)0,6%.
В республике реализуются 17 федеральных и 30 республиканских социальных (целевых) программ, направленных преимущественно на улучшение положения детей, подростков, организацию их отдыха, оздоровления и занятости, поддержку и социальную защиту молодежи, развитие массового спорта. В 2001 году на финансирование мероприятий данных программ из различных источников выделено около 36 млн.руб., израсходованных в основном на укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы, организацию оздоровления детей из малообеспеченных семей. В 2001 году организованным отдыхом охвачено 42 тыс.детей (80% от общего числа детей).
В области образования обеспечены необходимые условия для реализации и совершенствования дошкольного, общего и профессионального образования, повышения качества образовательных услуг. В том числе для развития национальной системы образования в 2001 году в республике открыты Национальная гимназия, 68 (из 191) национальных классов. Осуществлена, в т.ч. за счет средств республиканского бюджета (5 млн.руб.), компьютеризация всех сельских школ.
Наряду с позитивными процессами, происходившими в социально-экономическом развитии республики в 2001 году, существует ряд серьезных проблем, препятствующих стабилизации отраслей экономики республики.
Негативное влияние на экономику республики продолжают оказывать неплатежи, недостаточна активность банков в кредитовании реального сектора экономики, высока степень износа производственных мощностей, убыточна работа отдельных предприятий.
Финансовый результат деятельности промышленных предприятий на 1 декабря 2001 года отрицательный - 44,4 млн.рублей.
В сельском хозяйстве, несмотря на полученные положительные результаты, одной из самых серьезных проблем остается состояние машинно-тракторного парка. Из-за высокой стоимости электроэнергии, крайней степени изношенности водополивной, сельскохозяйственной и мелиоративной техники сдерживается развитие орошаемого земледелия.
Долги сельхозтоваропроизводителей по всем обязательствам составили более 925 млн.рублей, что в 5,2 раза выше дебиторской задолженности.
Сохраняется напряженная ситуация на рынке труда, не в полном объеме реализуются права граждан, имеющих социальные льготы, достаточно высок уровень преступности среди несовершеннолетних, требует значительного улучшения материально-техническая база учреждений образования, культуры, строительных сооружений, особенно в сельской местности.
По-прежнему одной из главных проблем остается погашение сумм недоимки по платежам в федеральный и республиканский бюджеты, которая выросла в 1,8 раза и составила 5654,8 млн.рублей.
При существующем дефиците бюджетных средств имеют место факты нецелевого использования финансовых средств. В 2001 году КРУ МФ РФ в РК проведено 309 ревизий и проверок организаций, по результатам которых в 42,3% выявлены нецелевые и незаконные расходы на сумму 16,8 млн.руб., в 14,6% обнаружены недостачи и хищения денежных средств и материальных ценностей на сумму 5,2 млн.руб. По сравнению с 2000 годом наблюдается рост числа организаций на 11,7%, допустивших нецелевые расходы, привлечено к административной и материальной ответственности 60 человек, что на 20% больше, чем в 2000 году.
В целях закрепления позитивных тенденций в экономике, повышения уровня благосостояния населения, обеспечения условий для наращивания производства сельскохозяйственной продукции, улучшения финансового состояния хозяйств, промышленных предприятий, развития предпринимательства, крестьянско-фермерских хозяйств и преодоления негативных факторов в социально-экономическом развитии республики в 2002 году Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Руководителям министерств и ведомств Республики Калмыкия, главам администраций районных муниципальных образований, мэру г.Элисты обратить особое внимание на решение следующих задач в области экономической политики в 2002 году:
- направлять свои усилия на создание позитивных предпосылок для динамичного развития республики, для чего добиваться реализации мероприятий и проектов, предусмотренных федеральной целевой программой "Юг России", республиканских целевых программ "Жилище", "Возрождение традиционного пастбищного животноводства (2001-2010 гг.)", "Социальное развитие села";
- сосредоточить усилия на успешном выполнении основных показателей социально-экономического развития 2002 года на основе анализа итогов работы в 2001 году;
- принять меры по повышению эффективности промышленного производства, увеличению выпуска товаров народного потребления и услуг для полного удовлетворения потребностей населения Республики Калмыкия;
- проводить работу по формированию благоприятных условий для инвестирования и развития малого предпринимательства;
- принять меры по внедрению современных информационных технологий;
- организовать работу по реализации мероприятий по повышению рентабельности предприятий и организаций реального сектора экономики республики, снижению числа убыточных предприятий и привлечению инвестиций в основной капитал;
- способствовать увеличению сети предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, ее реализации, дальнейшему укреплению и развитию КФХ, личных подсобных хозяйств, вести поиск рынков сбыта сельскохозяйственной продукции с развитой финансовой инфраструктурой;
- обеспечить доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг в области здравоохранения, образования и культуры, адресность социальной поддержки населения, своевременность социальных выплат, дальнейшее формирование рынка труда;
- обеспечить выполнение комплекса мер, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности, профилактику правонарушений несовершеннолетних, улучшение их положения, защиту их прав и интересов, оказание им помощи в получении общеобразовательной и профессиональной подготовки, социальной адаптации и реабилитации;
- принять меры по укреплению здоровья, утверждению здорового образа жизни среди подростков и молодежи, улучшению материального положения молодых семей, стимулированию рождаемости;
- разработать и реализовать мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий и повышению производства основных отраслей;
- принять меры по увеличению доходной части бюджета на основе эффективного управления государственным имуществом, путем улучшения финансово-экономических показателей деятельности предприятий и организаций.
2. Министерству финансов Республики Калмыкия (Иванова Л.Н.), Контрольно-ревизионному управлению Минфина Российской Федерации по Республике Калмыкия (Лиджиев Н.Б.) усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств.
3. Министерству промышленности и торговли Республики Калмыкия (Боваев В.Э.), Министерству экономики Республики Калмыкия (Сенглеев В.Б.), Министерству финансов Республики Калмыкия (Иванова Л.Н.) до 1 апреля 2002 года представить информацию о ходе выполнения Постановления Правительства Республики Калмыкия от 1 ноября 2001 года N 312 "О реализации Указа Президента Республики Калмыкия от 8 августа 2001 года N 175 "О государственной поддержке промышленных предприятий".
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия (Демкин О.В.) совместно с главами администраций районных муниципальных образований:
- проводить целенаправленную работу по восстановлению традиционного пастбищного животноводства, специализирующегося на комплексном разведении калмыцких пород крупного рогатого скота, курдючных овец, лошадей и верблюдов, улучшению селекционно-племенной работы в хозяйствах;
- стабилизировать производство зерна, масличных, овоще-бахчевых культур, кормов за счет совершенствования структуры посевных площадей, применения средств химизации и защиты растений, внедрение новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур;
- разработать программу производства, заготовок и реализации животноводческой продукции с целью формирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов (обслуживающих, перерабатывающих) с привлечением к участию в них предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
- принять меры по улучшению материально-технического обеспечения сельхозтоваропроизводителей за счет увеличения объемов поставок по лизингу сельскохозяйственных животных и техники;
- обеспечить контроль за целевым использованием сельхозтоваропроизводителями республики бюджетных средств и кредитных ресурсов, предоставляемых под гарантии Правительства республики, а также их своевременным возвратом;
- обратить особое внимание на развитие производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и возобновление производства молочной продукции.
5. Министерству по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия (Джимбеев Ш.Н.) принять меры по расширению возможностей граждан заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния.
6. Министерству культуры, национальной политики и по делам религии Республики Калмыкия (Санджиев Н.Д.):
- принять меры по охране историко-культурного наследия Республики Калмыкия;
- разработать дополнительные меры, направленные на расширение хозяйственной самостоятельности учреждений культуры и искусства.
7. Министерству образования и науки Республики Калмыкия (Соловьев А.А.):
- организовать разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции модернизации российского образования в республике;
- продолжить работу по совершенствованию национальной системы образования, сохранению и развитию калмыцкого языка и языков народов Республики Калмыкия.
8. Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (Тачиев Б.А.):
- принять меры по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам республики бесплатной медицинской помощи;
- продолжить работу по дальнейшей реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений республики, эффективного использования ресурсного потенциала отрасли.
9. Департаменту федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Калмыкия (Лиджиев В.Ц.) и главам администраций районных муниципальных образований, мэру г.Элисты обеспечить реализацию государственной политики занятости, в том числе посредством реализации программ активной политики, создания дополнительных рабочих мест, с учетом направления развития экономики, социальную защиту безработных граждан через реализацию программ материальной поддержки.
10. Министерству социальной защиты и труда Республики Калмыкия (Бакаев В.Б.) совместно с мэрией г.Элисты и главами администраций районных муниципальных образований:
- продолжить работу по развитию и совершенствованию сети учреждений социального обслуживания населения, в том числе для несовершеннолетних;
- принять меры по совершенствованию механизма реализации прав льгот, установленных федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законов Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
11. Региональной энергетической комиссии Республики Калмыкия (Джальчинов С.Б.), Департаменту цен Республики Калмыкия (Семенов С.Б.):
- активизировать деятельность по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен, сдерживанию роста цен и тарифов на социально значимые товары и услуги для населения, включая подготовку мер по повышению эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти республики с органами местного самоуправления по вопросам ценовой политики, в пределах предоставленных полномочий;
- обеспечить реализацию мероприятий по ресурсо- и энергосбережению в отраслях естественных монополий;
- продолжить работу по прекращению перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
12. Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Калмыкия (Мирошниченко В.И.), Управлению федеральной службы налоговой полиции по Республике Калмыкия (Бюрчиев В.О.) совместно с главами администраций районных муниципальных образований, мэром г.Элисты:
- повысить уровень собираемости налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней за счет мобилизации дополнительных резервов;
- продолжить работу по снижению и ликвидации недоимки по налоговым платежам в бюджетную систему.
13. Министерству экономики Республики Калмыкия (Сенглеев В.Б.), министерствам и ведомствам Республики Калмыкия - заказчикам федеральных и региональных целевых программ, Управлению федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Республике Калмыкия (Пашнанов Э.Л.), Министерству финансов Республики Калмыкия (Иванова Л.Н.):
- активизировать работу по привлечению в полном объеме средств федерального бюджета в соответствии с Перечнем федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год";
- обеспечить программные мероприятия, включенные для финансирования в 2002 году за счет средств федерального и республиканского бюджетов, утвержденных проектно-сметной документацией.
14. Главам администраций районных муниципальных образований и мэру г.Элисты:
- принять меры по погашению задолженности прошлых лет по выплате социальных пособий;
- содействовать сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, в т.ч. за счет активизации деятельности субъектов малого предпринимательства;
- организовать контроль за бесперебойной работой предприятий жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период 2002-2003 гг.;
- обеспечить погашение задолженности по заработной плате работникам жилищно-коммунального хозяйства;
- оптимизировать численность и профессиональный состав работников в жилищно-коммунальных службах;
- принять меры по 100% оплате текущих платежей и погашению задолженности за использованные энергоресурсы учреждениями и организациями, финансируемыми из местных бюджетов.
15. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителей Председателя Правительства Республики Калмыкия.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия |
А.Дорждеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 9 февраля 2002 г. N 29 "Об итогах социально-экономического развития Республики Калмыкия за 2001 год и задачах на 2002 год"
Текст постановления официально опубликован не был