Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 мая 2006 г. N 197
"Об утверждении Энергетической стратегии Республики Калмыкия на период до 2020 года"
26 марта 2008 г.
На основании распоряжения Президента Республики Калмыкия от 12 марта 2004 года N 23-рп (с изменениями от 11.10.2004 года), в целях обеспечения устойчивого развития Республики Калмыкия на долгосрочную перспективу, создания условий для решения проблемы занятости и повышения уровня жизни населения республики, достижения сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса, соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р, Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Энергетическую стратегию Республики Калмыкия на период до 2020 года.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2008 г. N 113 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Министерству природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия (Эняев С.В.), Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия (Бадмаев Э.Э.) осуществлять контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Энергетической стратегией Республики Калмыкия на период до 2020 года.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2008 г. N 113 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Рекомендовать предприятиям и организациям нефтяной и газовой промышленности Республики Калмыкия, независимо от форм собственности, представлять ежеквартально до 10 числа следующего месяца в Министерство природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия информацию о результатах производственно-хозяйственной деятельности.
4. Органам исполнительной власти Республики Калмыкия руководствоваться Энергетической стратегией Республики Калмыкия на период до 2020 года при разработке и реализации мер государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2008 г. N 113 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия Циркунова А.А.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия |
А. Козачко |
Энергетическая стратегия Республики Калмыкия на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 мая 2006 г. N 197)
Элиста 2006 год
1. Введение
Основой Энергетической стратегии Республики Калмыкия является система приоритетов (основных направлений), целей и народнохозяйственных задач, на основании которых строится долгосрочная энергетическая политика и механизм регулирования отношений хозяйствующих субъектов топливно-энергетического комплекса и энергетического хозяйства республики, как между собой, так и со структурами государственного управления всех уровней.
Настоящий документ носит Программный характер и разработан в соответствии с "Энергетической стратегией России на период до 2020 года", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. N 1234-р, а также в целях реализации "Программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 годы", одобренной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.08.2005 г. N 263, распоряжений Президента Республики Калмыкия от 12 марта 2004 г. N 23-рп и 11 октября 2004 г. N 97-рп, определяющих направление и задачи развития энергетики республики.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящей Стратегии допущена опечатка, дату постановления Правительства Республики Калмыкия N 263 следует читать как 25 августа 2005 г.
С точки зрения содержательного результата Энергетическая стратегия Республики Калмыкия является системообразующим документом, определяющим взаимодействие объектов ТЭК, расположенных на территории Республики Калмыкия, субъектов экономики региона и государственных структур всех уровней.
Методологическую основу разрабатываемой энергетической политики Калмыкии определяют федеральные и республиканские законы и нормативные документы, регулирующие комплекс правоотношений в сфере использования ресурсной базы и функционирования отраслей и производств ТЭК. В основу раздела Электроэнергетический комплекс Республики Калмыкия легла Концепция развития электроэнергетического комплекса и создания предпосылок к организации оптово-розничного регионального рынка электроэнергии и мощности Республики Калмыкия, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 23 октября 2003 года N 274.
Энергетическая стратегия РК является документом, на базе которого организуется работа по обеспечению потребностей республики в энергоресурсах, по развитию предприятий ТЭК и определению их места и роли в достижении целей долговременного социально-экономического развития Республики Калмыкия. В документе конкретизируются цели, задачи и основные направления региональной энергетической политики, учитывающей современное состояние отраслей ТЭК, тенденции, масштабы и структуру удовлетворения потребностей в энергоресурсах сопредельных территорий Российской Федерации и предусматривающей создание предпосылок для устойчивого экономического роста, обеспечивающего рост благосостояния и жизненного уровня населения Калмыкии.
2. Цели и задачи Энергетической стратегии Республики Калмыкия на период до 2020 года
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Республики Калмыкия является составной частью ТЭК России и призван способствовать решению задач энергообеспечения быстрорастущего хозяйства страны, наращиванию экспортного потенциала Российской Федерации.
Топливно-энергетический комплекс Калмыкии является базой развития экономики республики, инструментом решения социальных проблем. Он характеризуется наличием сырьевой базы (нефть, газ), действующей нефте- и газодобывающей промышленностью, отсутствием нефте- и газоперерабатывающей промышленности и собственных источников электроэнергии.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства Республики Калмыкия, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей республики. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики Калмыкии на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
Главная цель энергетической политики Калмыкии состоит в максимизации экономической и энергетической эффективности использования природных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), накопленного научно-технического и экономического потенциала ТЭК и энергетического хозяйства для повышения качества жизни населения и социально-экономического развития республики.
Кроме того, целью Энергетической стратегии Республики Калмыкия является координация энергетической политики между региональными и федеральными органами власти для повышения надежности энергоснабжения по секторам экономики республики при увеличении эффективности использования энергоресурсов и снижении экологической нагрузки в регионе за счет:
- укрепления собственной топливно-энергетической базы региона;
- упорядочивания потоков финансовых и энергетических ресурсов на государственные и региональные нужды и свободный рынок ТЭР;
- экономии финансовых средств федерального, регионального и местных бюджетов посредством внутренних энергосберегающих технологий.
Достижение этой цели должно осуществляться в увязке с функционированием всей экономики республики и с учетом совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на развитие взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов рынка ТЭР. Структурная многогранность этой цели и возникающих в связи с ее реализацией проблем требует решения следующих взаимоувязанных народнохозяйственных задач:
- повышение эффективности взаимодействия энергетического сектора Калмыкии с экономикой страны и интересами российского общества в целом путем экономически обоснованной минимизации издержек на удовлетворение энергетических потребностей республики;
- оптимизация вклада энергетического сектора в социально-экономическое развитие Калмыкии с учетом воспроизводства потенциала ТЭК;
- обеспечение энергетической безопасности республики на основе достаточного, экономически эффективного и экологически приемлемого ее энергоснабжения, при сохранении финансово-экономической стабильности и устойчивости функционирования ТЭК;
- повышение эффективности использования энергии как средства снижения затрат на энергообеспечение, уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду с учетом энерго-технологического совершенствования производительных сил в целях интенсификации энергоснабжения и повышения рыночной конкурентоспособности продукции;
- обеспечение государственной поддержки развития сырьевого потенциала ТЭК Калмыкии путем своевременного воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- формирование механизмов государственного регулирования развития ТЭК Республики Калмыкия путем совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы в ценовой, налоговой, экспортно-импортной, инвестиционной, инновационной, финансовой и других сферах деятельности федерации и региона.
Приоритетами Энергетической стратегии являются:
полное и надежное обеспечение населения и экономики республики энергоресурсами по доступным, и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении;
снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования,
повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития республики;
минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
В целях обеспечения решения приоритетных задач Энергетической стратегии России, к числу основных задач Энергетической стратегии Республики Калмыкия следует отнести:
- повышение уровня и качества жизни населения;
- проведение анализа развития ТЭК региона в ретроспективный период и составление прогноза показателей на 5-10 летнюю перспективу;
- повышение эффективности производства и использования энергоресурсов;
- минимизацию издержек и снижение совокупных затрат на продукцию ТЭК за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования;
- возможно полное использование сырьевой базы;
- сокращение потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.
Последовательное достижение заявленных целей обеспечит решение главной задачи настоящего документа - оценить потенциал энергетического сектора, сформировать приоритеты его развития, государственную политику в этой сфере, меры, механизмы и прогнозируемые результаты, в увязке с целями и прогнозами социально-экономического развития Республики Калмыкия на долгосрочную перспективу.
3. Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса Республики Калмыкия
Основные факторы, сдерживающие развитие ТЭК Республики Калмыкия
За период 1995-2004 гг. в промышленности Республики Калмыкия нарастали технико-экономические диспропорции (массовая недогрузка производственных мощностей, рост технологических потерь, экстенсивное использование ресурсов), не хватало инвестиций производственного характера. Дефицит ликвидных ресурсов не позволял в полной мере использовать производственные мощности, что интенсифицировало значительный спад производства. Все эти проблемы в полной мере присущи и топливно-энергетическому комплексу республики.
В последние годы нефтегазодобывающая отрасль экономики Республики Калмыкия имела характерные признаки стагнации. И выражалось это не только в снижении объемов добычи, но и в самих масштабах производства. Они необоснованно низки как к потенциалу ресурсной базы, так и к уже подтвержденным запасам. К числу неблагоприятных факторов следует отнести и сложившее# отставание объемов прироста разведанных запасов углеводородов, высокую долю износа основных фондов, дефицит инвестиционных ресурсов, нестабильное финансовое положение ряда предприятий. Все это не обеспечивало условий для прихода инвесторов, обладающих прогрессивными технологиями добычи, организации менеджмента и т.д.
Возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе в связи с высокой степенью износа основных производственных фондов, низкой производственной дисциплиной персонала и недостатками управления.
Производственный потенциал ТЭК не соответствует современному научно-техническому уровню. Коэффициент извлечения нефти (КИН) остается низким из-за отсутствия технологий воздействия на пласт, повышения дебитов скважин.
Законодательная база, регулирующая хозяйственную деятельность в отраслях ТЭК, на сегодня не способствует активизации геологоразведочных работ и увеличению темпов воспроизводства ресурсной базы ТЭК, привлечению высокоэффективных технологий извлечения энергоносителей, а также обеспечению гарантий риска неисполнения лицензионных обязательств. По этой причине бюджеты всех уровней, в первую очередь, Республики Калмыкия, несут огромные потери, а необходимых в правовом плане легитимных рычагов воздействия нет.
Сохраняется высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности, несмотря на произошедшее снижение добычи нефти и газа.
Также к основным факторам, сдерживающим развитие ТЭК Республики Калмыкия, можно отнести:
- отсутствие действенных мер административно-экономических рычагов, нацеленных на удешевление транзитных энергетических ресурсов и доступ к ним в соответствии с региональной политикой использования собственных энергетических ресурсов;
- отсутствие законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК республики и сложившуюся структуру потребления энергоресурсов;
- деформация соотношения цен, не обеспечивающая равную эффективность для предприятий и организаций ТЭК, работающих на внутреннем и внешнем рынках ТЭР;
- наличие излишних нормативно-правовых и административных ограничений частной инициативы в ТЭК, препятствующих становлению и развитию малых и средних предприятий, занимающихся разработкой месторождений с мелкими и трудноизвлекаемыми запасами.
Основные факторы, которые будут определять развитие ТЭК Республики Калмыкия в прогнозном периоде:
- возрастающая роль России на мировом рынке энергоресурсов, как крупнейшего продавца углеводородного сырья и продуктов его переработки;
- растущий спрос на ТЭР со стороны развивающейся мировой экономики (до 3,5-4,5% в год по оценке МВФ) и постоянное общее увеличение доли нефти в общем потреблении энергоресурсов (в 2000 г. - 65%);
- устойчивое развитие минерально-сырьевой базы на основе применения передовых технологий геофизических исследований;
- формирование благоприятного инвестиционного климата, с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
- создание экономических стимулов для инновационного развития предприятий ТЭК;
- масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
- динамичное увеличение внутрироссийского спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье, обусловленное прогнозируемым темпом роста национальной экономики (от 2,3 до 3,3 раза относительно уровня 2000 г.) и ее удельной энергоемкости, ценами на энергоносители, а также дальнейшей газификацией жилищного фонда, коммунального хозяйства;
Заметную роль в развитии ТЭК Калмыкии, рационализации перспективных топливно-энергетических балансов сыграет возобновляемая энергетика, использующая нетрадиционные источники энергии - солнца, ветра. Для республики данное направление является экономически обоснованным, несмотря на высокую стоимость получаемой тепловой и электрической энергии по сравнению с традиционными источниками.
Обусловлено это как наличием соответствующих природных условий, так и следующими факторами:
- сложившейся дисперсной системы# расселения, обусловливающей наличие обширных зон децентрализованного энергоснабжения с низкой плотностью населения;
- наличием зон с проблемами энергообеспечения индивидуального жилья, фермерских хозяйств, мест сезонной работы;
- повышением надежности энергообеспечения за счет создания резервных источников.
Существенным фактором развития ТЭК республики, роль которого будет возрастать в перспективе, является развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры. Происходить это будет за счет роста пропускной способности, строительства на территории Республики Калмыкия двух дополнительных насосных перекачивающих станций, аналогичных НПС "Комсомольская", и загрузки мощности магистрального трубопровода КТК до 67 млн. тонн сырой нефти в год уже за пределами прогнозного периода. Ключевое значение имеет завершение, в конце 2005 года, строительства нефтеперевалочного комплекса в поселке Улан-Хол Лаганского района, что позволит осуществлять транзит нефти из Калмыкии и других сопредельных регионов России до 10-12 млн. тонн к 2020 году.
Эффективной реализации действующих факторов развития ТЭК Калмыкии, достижению поставленных целей и решению стоящих задач будет способствовать последовательное и целенаправленное использование государством своих прав собственника недр и активов в ТЭК в процессе реструктуризации и акционирования государственной собственности. Обеспечению потребностей республики в других, не производимых на ее территории видах энергоресурсов, будет способствовать предполагаемая реконструкция, модернизация и увеличение генерирующих энергетических мощностей в ЮФО, а также дальнейшее развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры и обеспечение доступа к ней в соответствии с республиканской политикой использования собственных энергетических ресурсов.#
4. Нефтяной и газовый комплекс Республики Калмыкия
На современном этапе в структуре ТЭК республики ведущая роль принадлежит нефтедобыче. Выгодное экономико-географическое положение республики, близость к крупным индустриальным центрам с нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью, наличие транспортных артерий (газо- и нефтепроводов), позволяют рассматривать ее как потенциальный район России для создания территориально-производственных комплексов по добыче и переработке газа, нефти и конденсата.
Для специфических условий развития и функционирования ТЭК Республики Калмыкия крайнюю актуальность приобретает решение следующих задач:
- рационального использования созданной ресурсной базы углеводородного сырья;
- расширения налоговой базы за счет ввода новых месторождений;
- развития транспортной инфраструктуры экспорта углеводородов и формирования хозяйственных механизмов участия в деятельности иностранных компаний, занимающихся транзитом нефти и нефтепродуктов на экспорт через территорию республики;
- разработки истощенных месторождений и месторождений, перешедших в стадию падающей добычи;
- разработки низкорентабельных, мелких месторождений нефти и газа;
- обеспечения достаточных налоговых стимулов для поддержания и наращивания уровня добычи за счет применения новых технологий и соблюдения технологических схем разработки месторождений;
- достижения необходимого уровня инвестиций в геологоразведку с целью восстановления отработанных запасов, повышения прироста промышленных категорий запасов углеводородного сырья;
- привлечения прямых производственных инвестиций в нефтегазовую отрасль за счет использования договорных форм при пользовании недрами.
Полномасштабная реализация имеющихся сегодня предпосылок позволяет рассчитывать, что уже к 2008-2010 гг. возможно добиться не только значительного роста объемов добычи нефти, но и обеспечить его на качественно иной основе. Прогнозируется за счет привлечения стратегических инвесторов, способных произвести техническое перевооружение нефтяной отрасли, существенно улучшить ситуацию в нефтедобывающем комплексе.
4.1. Ресурсная база ТЭК Республики Калмыкия
Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря.
Недра республики характеризуются наличием извлекаемых прогнозноперспективных ресурсов углеводородов в объеме 1,14 млрд. т УТ, в том числе жидких 374,3 млн. т (по данным НВНИИГГ). К настоящему времени на территории республики разведано и учтено государственным балансом 30 месторождений нефти с извлекаемыми запасами 10,3 млн. т (по состоянию на 01.01.2005 г.). При этом степень разведанности территории не превышает 4%, что на порядок ниже изученности соседних регионов. Все разведанные месторождения углеводородов расположены на суше, хотя по предварительным оценкам геофизической разведки большие потенциальные ресурсы нефти и газа сосредоточены на участке шельфа Каспийского моря, примыкающего к территории Республики Калмыкия.
В настоящее время состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности Республики Калмыкия, так как основные залежи, например, нефти, прогнозируются на горизонтах глубиной свыше 4,5-5 км, а не 1,0-3,2 км, как на ныне эксплуатируемых месторождениях. Вновь подготавливаемые запасы сосредоточены в основном в средних и мелких месторождениях, являющихся в значительной части трудноизвлекаемыми.
Современная нефтегазодобывающая промышленность Республики Калмыкия базируется преимущественно на месторождениях кряжа Карпинского, приуроченных к мезозойскому нефтегазоносному этажу. Однако, основные перспективы нефтегазоносности связываются с подсолевым палеозоем, промышленная нефтегазоносность которого доказана открытием в смежных областях Прикаспийской впадины крупных месторождений. На высокие перспективы Калмыцкого Прикаспия указывает и огромная мощность осадочной толщи, достигающая 20 км в осевой части Сарпинского мегапрогиба. К числу высокоперспективных следует отнести и палеозойские отложения кряжа Карпинского, имеющие мощность до 10-20 км, промышленно нефтегазоносных# в смежных областях Днепровско-Донецко-Припятского авлакогена. Большой интерес представляют и триасовые отложения кряжа Карпинского и северного борта Кумо-Манычского прогиба, где установлены рифогенные ловушки.
К Российскому сектору Каспийского моря прилегают территории Республики Калмыкия, Дагестана и Астраханской области. Это весьма перспективный в нефтегазоносном отношении регион.
Общая площадь мелководной и неразведанной зоны морского дна Каспийского моря, примыкающего к территории Республики Калмыкия в Российском секторе Каспийского моря, где проводятся геолого-геофизические работы, составляют# 80 тыс. км2.
На данной территории проводятся сейсморазведочные работы. Официальные оценки прогнозных ресурсов Каспийского моря производились по состоянию на 1979, 1984 и 1989 годов#.
По оценке специалистов Территориального агентства по недропользованию по Республике Калмыкия, прогнозные ресурсы могут быть существенно повышены, если в рассмотрение включить следующие факторы:
- увеличенная мощность нижнемеловых и юрских нефтегазоносных отложений в северо-западной части моря, прилегающей к Калмыкии и Астраханской области;
- вероятное развитие рифовых построек в нефтекумских известняках на морском продолжении Кумо-Манычского прогиба.
С учетом указанных факторов, потенциальные ресурсы Российского сектора Каспия могут превысить 2 млрд. т УТ.
Необходимо отметить, что структура НСР (начальные суммарные ресурсы) территории рассматривалась более 12 лет назад, да и то по отдельным комплексам, в силу отсутствия достаточной геологической информации. Поэтому возникает необходимость пересмотра структуры НСР на базе новой геолого-геофизической информации, которая будет получена в результате проведения регионального изучения с применением новейших технологий и технических средств.
На весь период до 2020 года главными районами прироста запасов углеводородного сырья будут шельф Каспийского моря, а также выявленные перспективные участки в пределах Сарпинского мегапрогиба, Каракульско-Смушковской зоны, кряжа Карпинского. Определенные перспективы имеет Совхозное месторождение природного газа. Известный прирост промышленных запасов нефти может быть обеспечен и при доразведке действующих месторождений с использованием новых технологий поиска и разведки. По самым скромным оценкам уже в ближайшие пять лет возможно довести рост ежегодных объемов подготовленных к промышленной добыче запасов в 3-4 раза. К концу прогнозного периода в рамках Федеральной программы геологоразведки необходимо довести уровень геолого-геофизической изученности территории Калмыкии до уровня не менее 15%, что обеспечит устойчивое экономическое развитие республики, повысит ее вклад в решение общефедеральных задач социально-экономического роста страны. Также это предусмотрено "Энергетической стратегией России на период до 2020 года", прямо указывающей на продолжение поиска новых месторождений нефти и газа в нефтегазоносных провинциях с падающей добычей нефти - Волго-Уральской и Северо-Кавказской, а также шельфе Каспийского моря с разведанностью начальных суммарных ресурсов углеводородов менее 20%.
Основными направлениями научно-технического развития в данной сфере являются:
1. разработка новых научно-технических и технологических методов поиска и разведки неструктурных ловушек УВС, освоение которых позволит значительно расширить ресурсную базу нефтяной промышленности;
2. использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геологоразведочных работ, что позволит исключить высоко затратное# механическое наращивание объемов поисково-разведочного бурения;
3. широкое использование трехмерной сейсмики, использование технологии и аппаратуры для радиогеопросвечивания с целью сканирования межскважинного пространства, что позволит получить более достоверную информацию о строении продуктивных пластов.
Важной задачей на ближайшие годы является совершенствование законодательных основ и практики недропользования, порядка получения лицензий на право геологического изучения недр, а также совмещенных лицензий на право геологического изучения и разработки месторождений с целью привлечения инвестиций в геологоразведочное производство и увеличение уровней прироста запасов нефти, свободного газа и конденсата. При этом все отмеченные меры будут реализоваться исходя из принципа сохранения государственной собственности на недра.
4.2. Нефтяная отрасль Республики Калмыкия
Всего на территории Республики Калмыкия по состоянию на 01.01.2006 года числится 41 месторождение углеводородного сырья, в том числе 19 нефтяных, 11 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконденсатных. По степени промышленного освоения месторождения Республики Калмыкия подразделяются на находящиеся: в разработке - 25 месторождений, многим из них более 30 лет; в разведке - 4 месторождения; в консервации - 11 мелких месторождений.
По состоянию на 01.01.2006 г. на территории республики имеют лицензии на право пользования недрами 16 предприятий.
Добыча нефти ведется на 23 нефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсантных месторождениях.
В 2005 г. суммарная добыча нефти на территории республики составила - 246,3 тыс. тонн, что составляет 99% к уровню 2004 г. Прогнозный объем добычи нефти на 2006 г. составляет 308,3 тыс. тонн.
В настоящее время состояние нефтегазодобывающей отрасли характеризуется:
1. Падением уровней добычи нефти и газа с 400 тыс. т - в 1993 г. до 246,3 тыс. т - в 2005 г., а газа со 120 млн. м3 в 1993 г. до 82,6 млн. м3 в 2005 г.;
2. Естественным "старением" и ухудшением технического состояния скважин;
3. Высоким износом технологического оборудования (в 2003 г. степень износа основных фондов составила 63,7%);
4. Выработанностью разрабатываемых месторождений (более 80-90%);
"Динамика добычи нефти в Республике Калмыкия"
Для обеспечения долговременных целей и задач развития топливно-энергетического комплекса на первом этапе предполагается особое внимание уделить формированию инструментов правового регулирования следующих аспектов деятельности в сфере недропользования и добычи углеводородного сырья, как основного направления развития ТЭК РК:
- четкое распределение между Российской Федерацией и Республикой Калмыкия полномочий в области управления недропользованием на малых, низкорентабельных месторождениях углеводородного сырья, а также транзитных трубопроводах, принадлежащих иностранным компаниям;
- закрепление в лицензиях, лицензионных соглашениях на пользование нефте-, газоносными участками обязательств недропользователя по этапам и срокам освоения месторождений, выполнению объемов и видов работ, связанных с пользованием недрами;
- стимулирования# применения передовых технологий разведки и добычи ТЭР, минимизации негативного воздействия на окружающую среду при проведении геологоразведочных работ;
- развитие системы государственного мониторинга геологической среды за выполнением условий лицензий и договоров на право пользования участками недр;
- обеспечение гарантий соблюдения интересов государства, республики и недропользователя.
Последовательное решение поставленных задач позволит в период до 2020 года преодолеть негативные тенденции и проблемы в развитии ТЭК Калмыкии, наблюдаемые на современном этапе:
- серьезное отставание прироста разведанных запасов, не компенсирующее извлечение запасов углеводородного сырья;
- избирательная отработка наиболее экономически привлекательной части месторождений углеводородного сырья;
- износ основных производственных фондов, неэффективные технологии добычи, рост фонда простаивающих скважин (более 40% эксплуатационного фонда скважин);
- дефицит инвестиций;
- нестабильное финансовое положение производственных структур, необеспечение стабильности уровня налоговых изъятий;
- высокая нагрузка на окружающую среду.
Уровни добычи нефти в Калмыкии на период до 2020 года будут определяться в основном следующими факторами - выполнением лицензионных условий всеми предприятиями-недропользователями, подтверждением геологических прогнозов и успешным вводом в эксплуатацию новых месторождений в шельфовой зоне Каспийского моря и на перспективных участках на суше (Ики-Багутовский блок, Кануковско-Сарпинский участок, Малодербетовский блок и др.), развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и внедрением научно-технических достижений в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.
Перспективные объемы добычи нефти будут существенно различаться в зависимости от конъюнктуры мирового рынка нефти, инвестиционных ресурсов и организационно-технологических условий деятельности нефтяных компаний.
При сочетании благоприятных внутренних и внешних факторов (оптимистический вариант развития) добыча нефти в Калмыкии может составить порядка 5 млн. тонн в 2010 году и возрасти до 7 млн. тонн к 2020 году.
При внешних и внутренних факторах, формирующих умеренный вариант социально-экономического развития России, добыча нефти прогнозируется существенно ниже - до 2 млн. тонн в 2010 году и 5 млн. тонн в 2020 году.
Добыча нефти, тыс. тонн | оценка 2006 г. |
прогноз | ||||
2007 г. | 2008 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | ||
Умеренный вариант Оптимистический вариант |
308,3 | 406,6 | 541,8 1500 |
2000 5000 |
3200 5800 |
5000 7000 |
Однако, при любой динамике добычи нефти стратегическими задачами развития отрасли остаются обеспечение добычи необходимой структурой запасов, постепенное наращивание добычи без преждевременного спада со стабилизацией достигнутого уровня добычи на максимально длительный срок.
Для решения данных задач предполагается проведение ряда мероприятий:
1. По эксплуатационному фонду скважин:
- уменьшение фонда бездействующих и простаивающих скважин до 10%;
- перевод на другие способы эксплуатации (электроприводные насосы) с целью увеличения межремонтного периода работы и увеличения производительности скважин;
- проведение ремонтно-изоляционных работ в скважинах;
- проведение методов интенсификации (стимулирования) производительности скважин;
- обновление, составление новой проектно-методологической документации на разработку месторождений, включая обустройство.
2. Для увеличения КИН (коэффициента извлечения нефти) необходимо использование новых методов увеличения нефтеотдачи:
- гидродинамических;
- термических;
- газо-химических#;
- микробиологических.
3. Широкое внедрение 3Д сейсмики, межскважинной томографии для построения геологических моделей месторождений.
4. На основе программных комплексов внедрение геолого-гидродинамических моделей для проектирования на их базе системы разработки месторождений с проведением уплотняющего эксплуатационного бурения, бурения БС (боковых скважин), БГС (боковых горизонтальных скважин), ГС (горизонтальных скважин) и МЗС (многозабойных скважин).
4.3. Газовая промышленность
В настоящее время в Республике Калмыкия большое внимание уделяется развитию и совершенствованию газовой отрасли с целью повышения экономических результатов ее деятельности, обеспечения стабильных поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней, обеспечение# всего населения республики природным газом.
Запасы природного газа числятся по 18 месторождениям, в том числе по 11 газовым, 4-м нефтегазовым и 3-м нефтегазоконденсантным.
Промышленная добыча газа природного ведется на 4 месторождениях.
В 2005 году наблюдалось увеличение добычи природного газа. Всего добыто газа 82,6 млн. м3, что составило 113% к уровню 2004 г.
"Динамика добычи природного газа в Республике Калмыкия"
В прогнозируемом периоде предусматривается реализация мероприятий, направленных на техническое перевооружение производственных объектов по добыче и транспортировке газа, совершенствование структуры газопотребления и рациональное использование газа, а также на освоение новых месторождений, разведку перспективных нефтегазовых участков. Исходя из социальных и экономических критериев, приоритетными направлениями использования природного газа являются коммунально-бытовые потребности с соответствующим развитием газификации поселений Калмыкии.
С целью достижения надежного удовлетворения потребностей республики в газе необходимо содействие осуществлению долгосрочной государственной политики, предусматривающей либерализацию рынка газа при планомерном снижении государственного регулирования, создание условий для развития независимых производителей газа, совершенствование недропользования и налогообложения и создания на этой основе условий и стимулов для наращивания добычи и разработки мелких и средних газовых месторождений, эксплуатации месторождений на поздних стадиях разработки и с трудноизвлекаемыми запасами газа.
Для достижения этих целей предполагается решение следующих основных задач:
- рациональное использование разведанных запасов газа, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы отрасли;
- ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче и транспорте газа.
В целом добычу газа предполагается осуществлять независимыми производителями, ныне приступившими к разведке и подготовке запасов к добыче. Суммарный потенциал ресурсов на разведываемых участках по категории С3 оценивается в 302 млрд. м3.
Однако, даже в этом случае, в силу особенностей территориального размещения газовых месторождений, следует решать задачу обеспечения газом северных районов республики (строительство газопровода-отвода от пос. Октябрьский Волгоградской области - с. Садовое, п. Кетченеры, с. Малые Дербеты).
Учитывая ограниченные финансовые возможности отрасли для перспектив ее развития, газификации быта, важнейшее значение имеет включение объектов отрасли в Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, составляемых# ежегодно Правительством Российской Федерации, а также в соответствующие инвестиционные проекты, реализуемые в рамках Южного федерального округа, особенно это касается проблем развития газораспределительных сетей.
В рамках реализации договоренностей, достигнутых между Республикой Калмыкией и открытым акционерным обществом "Газпром", ведется работа по разработке:
1. Инвестиционного договора газификации Республики Калмыкия, включающего:
- генеральную схему газификации Республики Калмыкия и обоснование инвестиций в строительство объектов газоснабжения на основе комплексного подхода к использованию газа, включая рынок газа, тепла и электроэнергии;
- расчет экономической эффективности строящихся газопроводов;
- проведение комплекса газосберегающих мероприятий в сфере потребления и распределения газа с целью обеспечения дополнительных объемов газа для нужд газоснабжения;
- реконструкцию объектов газоснабжения, восстановление их технического состояния, создание системы мониторинга, диагностики, контроля и учета расхода газа с целью обеспечения надежности и стабильности поставок газа потребителям;
- создание комплексной автоматизированной системы измерений расхода и параметров качества природного газа на основе действующих коммерческих узлов учета газа, газотранспортных, газораспределительных, промышленных и коммунально-бытовых организаций;
- обеспечение загрузки действующих, а также вновь вводимых газопроводов-отводов и других объектов газификации;
- внедрение нового газоиспользующего оборудования и технологий с целью повышения эффективности использования газа;
- использование альтернативных источников газоснабжения для газификации удаленных от магистральных газопроводов населенных пунктов.
2. Региональной программы энергосбережения, предусматривающей проведение следующих работ:
- анализ и мониторинг текущего потребления энергоресурсов;
- обоснование баланса энергоресурсов в Республике Калмыкия;
- разработка и проведение энергосберегающих мероприятий.
3. Программы по переводу автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники на комбинированный и сжиженный природный газ.
На основе инвестиционного проекта газификации Республики Калмьжия с участием ООО "Межрегионгаз" будет сформирована поэтапная программа газификации Республики Калмыкия, определены источники и схемы финансирования.
Финансирование объектов газификации будет осуществляться:
За счет средств федерального бюджета - по федеральной целевой программе "Юг России" на 2007-2011 годы, по федеральной адресной инвестиционной программе - непрограммная часть, федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года". За счет внебюджетных источников - в составе Программы газификации регионов Российской Федерации на 2007 год и последующие годы.
4.4. Развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса
Ключевым фактором привлечения инвестиций в нефтедобычу республики является проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкурентных отношений. Для Калмыкии особо значимым фактором выступает обеспечение равного доступа на рынки сбыта продукции всем производителям на основе установленных правил использования производственной инфраструктуры (внутри- и межпромысловые нефтепроводы, станции подготовки нефти, насосные станции). Это обеспечит возможность создания высокотехнологичных, специализированных совместных компаний, осуществляющих добычу нефти из небольших месторождений, в том числе с трудноизвлекаемыми запасами.
Развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса Калмыкии обусловлено также и следующими основными факторами:
- развитием маршрутов транзита нефти прикаспийских стран СНГ через территорию республики, а также достижение проектной мощности (67 млн. тонн в год) нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-Р);
- обеспечением реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, предусматривающей государственную поддержку проектов, направленных на создание транспортной инфраструктуры в направлении российских морских терминалов для экспорта нефти в Новороссийске и Туапсе;
- необходимостью создания высоконадежных, ресурсосберегающих экологически чистых технологий, оборудования, приборов, обеспечивающих высокое качество работ при строительстве, эксплуатации и реконструкции систем трубопроводного транспорта. Трубопроводы будут оснащены техническими средствами обнаружения, локализации и ликвидации аварий.
Главными источниками инвестиций для реализации предусмотренных настоящим документом направлений развития ТЭК являются собственные средства предприятий. Государство возьмет на себя лишь установление тарифов на транспортировку нефти на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность жидкого топлива и учитывающем необходимость формирования финансовых ресурсов, достаточных для реализации принятых инвестиционных решений и гарантирующих обоснованную доходность инвестируемого капитала.
С учетом определенных приоритетных задач развития транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса в конце 2005 года введен в действие комплекс сооружений с блокировочным нефтепроводом, коммерческим узлом учета и другими объектами по подготовке и сдаче нефти в нефтепроводную систему "Тенгиз - Новороссийск" на НПС "Комсомольская". Также получит развитие железнодорожный нефтеналивной терминал в пос. Улан-Хол, что даст возможность принимать и перекачивать нефть, добываемую не только в республике, но и в соседних регионах России - Ставропольском крае, Астраханской области, Республике Дагестан. Общая мощность пункта приема и перекачки нефти в систему КТК составит 2 млн. тонн нефти в год.
За пределами 2010 года, при начале разработки месторождений Калмыцкого участка шельфа Каспийского моря, потребуется создание нефтяного терминала завершенного цикла на основе морского порта г. Лагань.
Достижение поставленных целей и задач реформирования и развития нефтяного и газового комплекса Республики Калмыкия предполагается реализовать в порядке их приоритетов в несколько этапов.
I. Этап (2006 г.)
Ввод в эксплуатацию комплекса сооружений по подготовке и сдаче нефти в нефтепроводную систему "Тенгиз - Новороссийск" на НПС "Комсомольская" и железнодорожного нефтеналивного терминала на ст. Улан-Хол.
II. Этап (до 2008 г.)
Совершенствование законодательной основы функционирования нефтяной и газовой отраслей ТЭК Республики Калмыкия.
III. Этап (до 2009 г.)
Разработка и внедрение государственной программы геологического изучения недр и переоценки сырьевой базы углеводородов.
IV. Этап (до 2010 г.)
Разработка и внедрение программы газификации Республики Калмыкия.
5. Электроэнергетический комплекс Республики Калмыкия
5.1. Оценка текущего состояния электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия
В настоящее время отрасль "Электроэнергетика" представлена в республике двумя сбытовыми организациями - ОАО "Калмэнергосбыт" и МУП "ГорЭнергоСбыт" (г. Элиста), 16 предприятиями, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии. Из них 13 - являются многопрофильными предприятиями коммунального хозяйства, обслуживающими 14 населенных пунктов, и одно специализированное сетевое предприятие - ОАО "Калмэнерго", обслуживающее всю остальную территорию республики. Все населенные пункты охвачены системой централизованного электроснабжения. Вне системы централизованного электроснабжения находится примерно 500 животноводческих стоянок, на которых постоянно проживает до 2,5 тысяч человек.
Электроснабжение республики осуществляется за счет электроэнергии, закупаемой ОАО "Калмэнергосбыт" на Федеральном Оптовом Рынке Электроэнергии и Мощности. Потребление электроэнергии по приему в сети составляет около 470 млн. кВт ч. в год, что в 2,5 раза меньше максимума потребления 1,2 млрд. кВт ч., приходящегося на начало 90-х годов 20 века. Спад потребления в равной степени обусловлен как спадом производства в промышленности и сельском хозяйстве (сокращение поливного земледелия), так и неплатежеспособностью потребителей.
Сокращение потребления электроэнергии привело к возрастанию доли условно постоянных затрат в тарифах. Помимо этого причинами роста тарифов являются: рост цен на первичные энергоносители; увеличение непроизводственных расходов по страхованию, переоценке основных фондов, организации управления. Объективным фактором, влияющим на увеличение тарифов, является низкая плотность населения (4 чел/кв. км), разбросанность населенных пунктов по территории республики, что обуславливает большую протяженность линий электропередачи и большие затраты по их содержанию.
Техническое состояние распределительных сетей характеризуется высокой степенью износа, что ведет к увеличению нормативных технологических потерь в электрических сетях, включаемых в тариф и снижению надежности энергоснабжения.
5.2. Основные цели, направления и приоритеты развития электроэнергетики
Основные направления развития электроэнергетики определяются исходя из "Основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации", одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526, "Плана мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005-2006 гг.", утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 865-p (с изменениями от 21 октября, 28 ноября 2003 г., 10, 25 февраля, 17 июля 2004 г., 15 апреля 2005 г., 6 февраля 2006 г.), "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р применительно к условиям Республики Калмыкия.
Критическим параметром, определяющим развитие электроэнергетики республики на долгосрочную перспективу, являются темпы роста потребления электроэнергии и достижение потребления экономически целесообразного для Калмыцкой энергосистемы уровня порядка 800 млн. кВт ч.
В краткосрочной перспективе основные направления и приоритеты развития электроэнергетики определяются темпами и условиями реформирования отрасли электроэнергетика и реформированием смежной отрасли жилищно-коммунального хозяйства. При этом не маловажную роль будут играть инициативы и решения органов местного самоуправления на которые, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возложена организация в границах поселения электро-, теплоснабжения.#
Достижение экономически целесообразного для Калмыцкой энергосистемы уровня потребления электроэнергии в 800 млн. кВт ч в год возможно только при реализации планов развития нефтегазовой отрасли и развития транспортной инфраструктуры. К таким проектам относятся проект строительства порта в г. Лагань, железнодорожного пути Элиста-Астрахань, нефтеперевалочная база в п. Улан-Хол, перекачка нефти по экспортному трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума и некоторые другие проекты по нефтегазовой отрасли, реализуемые в восточных районах республики и по совокупности способные обеспечить рост потребления электроэнергии в 1,5-2 раза.
В рамках реформирования отрасли "электроэнергетика" в республике произведено реформирование предприятий энергетики путем их разделения по видам деятельности на сетевые и сбытовые организации, в результате чего появилось два новых предприятия ОАО "Калмэнергосбыт" и МУП "Горэнергосбыт" (г. Элиста).
Ближайшей задачей реформирования отрасли Республики Калмыкия является обеспечение технической возможности функционирования регионального конкурентного рынка электроэнергии и организация его работы.
"Энергетической стратегией России на период до 2020 года", как одно из важнейших направлений в электроэнергетике в современных условиях, определено развитие распределенной генерации на базе строительства электростанций небольшой мощности. В первую очередь небольших тепловых электростанций с парогазовыми, газотурбинными установками и другими современными технологиями, ориентированных на обслуживание потребителей с тепловыми нагрузками малой и средней мощности. Применительно к условиям Республики Калмыкия реализация этого направления возможна путем решения задачи модернизации существующих котельных с переводом их на совместную выработку тепла и электроэнергии (когенерация). В результате в процессе развития теплофикации и когенерации будет сформирована собственная база генерации электроэнергии, независимая от акционерных обществ энергетики и электрификации, будут созданы условия конкуренции производителей и поставщиков электрической энергии.
Основными источниками финансирования предполагаются внебюджетные инвестиции, привлекаемые на основе концессионных соглашений инвесторов и органов местного самоуправления в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", прямые инвестиции в отрасль, инвестиции в рамках федеральных программ.
Целью реализации выше названных# задач являются:
1. Сдерживание темпов роста тарифов на электрическую энергию в интересах потребителей не только методами государственного регулирования, но и оптимизацией системы сбыта энергии, повышения платежной дисциплины потребителей, а в перспективе и за счет рыночных (конкурентных) механизмов работы регионального оптово-розничного рынка электроэнергии и мощности - демонополизации рынка электроэнергии.
2. Обеспечение энергетической независимости республики, отдельных удаленных населенных пунктов и отдельных потребителей.
3. Создание технических возможностей для работы конкурентного оптово-розничного рынка электроэнергии и мощности.
4. Формирование условий для развития конкуренции на оптово-розничном рынке электроэнергии.
5.3. Пути достижения поставленных целей и задач реформирования и развития электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия
В целом для успешной реализации поставленных задач необходимо решение следующего:
1. Объединение потребителей - юридических лиц в пулы, обеспечивающих# по уровню потребления электроэнергии и мощности выход на ФОРЭМ (оптовый рынок) для прямых закупок энергии, включая предприятия коммунальной энергетики.
2. Строительство генерирующих мощностей республиканского и районного уровней.
3. Создание благоприятного инвестиционного климата в отрасли.
4. Техническое перевооружение и реконструкция распределительных сетей, с внедрением автоматизированных систем учета электроэнергии, для осуществления контроля и учета электроэнергии на всех узлах коммерческого учета в реальном масштабе времени (система АСКУЭ), как элемента обеспечения технической возможности функционирования конкурентного рынка.
5. Привлечение средств потребителей, в том числе населения, в строительство локальных систем электроснабжения (поселковых, совхозных, колхозных мини электростанций#).
6. Обеспечение гарантиями Правительства Республики Калмыкия возврата кредитов предоставленных коммерческими банками на развитие электроэнергетического комплекса.
7. Предоставление бюджетных кредитов на развитие электроэнергетического комплекса.
8. Формирование методов стимулирования энергосбережения и сокращения энергоемкости производств.
Достижение поставленных целей и задач реформирования и развития электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия предполагается реализовать в порядке их приоритетов по видам работ:
I. 2006-2015 гг.
- Строительство генерирующих мощностей в объеме базового потребления электроэнергии и мощностей Калмыцкой энергосистемы.
II. 2006-2009 гг.
- Обеспечение технической возможности функционирования регионального оптово-розничного рынка.
III. 2006-2009 гг.
- Организация работы регионального оптово-розничного рынка.
IV. до 2020 г.
- Строительство генерирующих мощностей до полного покрытия потребностей республики в электроэнергии (мощности).
6. Перспективы возобновляемой энергетики в Республике Калмыкия
"Энергетической стратегией России на период до 2020 года" предполагается более широкое вовлечение в энергетический баланс страны возобновляемых источников энергии. Предполагается разработать и принять федеральный закон "О возобновляемых источниках энергии" и соответствующий акт Правительства Российской Федерации.
Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии являются:
снижение экологической нагрузки от ТЭК;
обеспечение небольших поселков, прокладка газопроводов к которым экономически не целесообразна;
снижение расходов на привозное топливо.
При проведении региональной энергетической политики важное значение имеет оптимальное использование возобновляемых источников энергии.
Необходимость развития возобновляемой энергетики определяется ее ролью в решении следующих проблем:
обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения населения и производства в зонах децентрализованного энергоснабжения, в первую очередь;
обеспечение гарантированного минимума энергоснабжения населения и производства в зонах централизованного энергоснабжения, испытывающих дефицит энергии;
предотвращение ущербов от аварийных и ограничительных отключений;
снижение тарифов и расходов на транспортировку;
снижение вредных выбросов от энергетических установок в республике.
Возобновляемость и экологическая чистота этих ресурсов обуславливают необходимость их интенсивного использования.
Природно-климатические условия Республики Калмыкия в силу ее географического расположения и рельефа местности благоприятны для использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии, в первую очередь ветро- и гелиоустановок.
Технический ветроэнергетический потенциал, как доля от суммарной энергии движения воздушных масс территории республики, оценивается величиной 170 тыс. МВт и годовой выработкой в 590 млрд кВт ч., может быть использован с применением апробированных и успешно эксплуатируемых технических средств. Наиболее благоприятными для размещения ветроэнергетических установок являются район Ергенинской возвышенности и территории, прилегающие к Каспийскому морю, на которых выделено 19 площадок, удовлетворяющих по критериям топографии наветренных склонов, занятости, близости к энергосети и автомобильным дорогам. Общая площадь площадок составляет 425 кв. км, из которых по условиям экологических, хозяйственных и системных ограничений может быть использовано 255 кв. км с технически доступным потенциалом 751 МВт и годовой выработкой 2,4 млрд. кВт ч электроэнергии. Одна из площадок используется для строительства Калмыцкой ВЭС.
По характеристикам гелиоресурсов Республика Калмыкия относится к наиболее благоприятным районам Российской Федерации для строительства солнечных электростанций и широкого применения солнечных коллекторов для теплоснабжения. Суммарная солнечная радиация за год составляет - 1250-1400 кВт ч/кв. м, продолжительность солнечного сияния за год - 2150-2400 часов или 48-50% от возможной, число дней без солнца 75-80 или 20% от числа дней в году. Исходя из технических характеристик апробированного и успешно эксплуатируемого в настоящее время технологического оборудования удельная годовая выработка электрической энергии при их внедрении может составить от 145-200 кВт ч/кв. м, удельная годовая выработка тепла - 800-900 кВт ч/кв. м.
Учитывая изменения экономических условий, темпы роста тарифов на электроэнергию и тепло, применение нетрадиционных возобновляемых источников энергии становится экономически оправданным.
7. Теплоснабжение
Важнейшими задачами перспективного периода в области теплоснабжения являются:
надежное теплоснабжение населения, объектов социальной сферы и предприятий республики;
повышение эффективности, надежности и устойчивости функционирования систем теплоснабжения за счет их оптимизации и модернизации, а также за счет применения методов управления и реформирования системы отношений на локальных рынках тепла и изменения их организации.
Постановка данных задач определяется крайней изношенностью оборудования и тепловых сетей (около 50%), и потерями в сетях до 30% тепловой энергии. Накопившиеся проблемы в теплоснабжении отрицательно сказываются на нормальном функционировании жилищно-коммунальной сферы, увеличивают социальную нагрузку на расходную часть республиканского бюджета и т.д.
Исходя из оценки современного положения и задач на долгосрочную перспективу предусматривается:
- поддерживать сложившуюся на современном этапе степень централизации теплоснабжения и теплофикации, что должно обеспечить минимизацию тарифов на производство и передачу тепловой энергии, при этом, исходя из технико-экономических расчетов, потенциальный потребитель тепловой энергии должен осознанно выбирать тип системы теплоснабжения централизованно или автономно;
- повышение надежности, качества и эффективности услуг по теплоснабжению;
- обеспечение инвестиционной привлекательности и привлечение инвестиций в модернизацию и реабилитацию систем теплоснабжения;
- формирование источников окупаемости инвестиций в системах теплоснабжения, в том числе за счет снижения энергетических потерь и издержек;
- создание условий мотивации всех участников рынка тепла к снижению издержек за счет изменения системы и содержания договорных отношений и схем тарифообразования;
- внедрение приборных комплексов для учета тепла и систем автоматического регулирования на тепловых пунктах, обеспечивающих регулирование параметров теплоснабжения у потребителей;
- создание систем управления, мониторинга и контроля за повышением надежности и эффективности функционирования систем теплоснабжения;
- разработка нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, реально стимулирующей реализацию энергосберегающих технологий.
В области технического перевооружения отрасли предусмотрено:
- обеспечение совершенствования технологий за счет малой энергетики на основе применения газотурбинных, парогазовых установок, и нетрадиционных энергоустановок, использующих солнечную энергию;
- принятие мер по повышению уровня проектирования, строительства, монтажа новых тепловых сетей и внедрение современных теплоизоляционных материалов.
Намеченные уровни развития теплоснабжения, коренная модернизация и техническое перевооружение отрасли потребуют значительных инвестиций, которые могут быть получены за счет привлечения частных инвесторов при удовлетворительных гарантиях защиты прав собственников и кредиторов.
8. Ожидаемые результаты и система организационно-правовых мер по реализации Энергетической стратегии Республики Калмыкия
В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития республики, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах.
Основные ожидаемые результаты при этом характеризуются следующим:
- предусматривается более чем двукратное снижение удельной энергоемкости валового регионального продукта и почти пятикратный рост энергоэффективности экономики;
- предусматривается в 2006-2020 годах уступающий росту доходов населения рост среднедушевых расходов на топливо- и энергосбережение населения в 1-2 раза против 3,5-4 раза#;
- ежегодная выручка от деятельности ТЭК к 2010 г. возрастет в 5-6 раз с увеличением в 3,2-3,5 раза налоговых поступлений в государственный бюджет;
- экспорт и поставка энергетических ресурсов (нефти) за пределы республики возрастет не менее чем на порядок, что резко укрепит экономическое положение республики, обеспечит развитие социальной инфраструктуры и повышение уровня жизни без малого в 3 раза.
Предусмотренное поэтапное формирование энергетического рынка с развитием соответствующей инфраструктуры позволит обеспечить постепенную рационализацию топливно-энергетического баланса, самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности организаций и предприятий ТЭК.
Прогнозируемый внутренний рост спроса на энергоносители и определенный рост их производства и добычи на 70% будет осуществляться за счет собственных и заемных средств предприятий и компаний ТЭК. За счет государственных источников, в основном, будет осуществляться развитие сетевого хозяйства - распределительных электросетей и газоснабжения населения.
Таким образом, предполагаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, соответствуют основным направлениям развития страны и Республики Калмыкия, а также основным положением Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации (Распоряжение от 26 августа 2003 года N 1234-р).
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящей Стратегии допущена опечатка, дату распоряжения Правительства Российской Федерации N 1234-р следует читать как 28 августа 2003 г.
Для обеспечения целенаправленной и скоординированной деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия по реализации положений данного документа предусматривается осуществить следующие организационные мероприятия:
- включить в план действий Правительства Республики Калмыкия по реализации основных направлений социально-экономического развития на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию данного документа;#
- разработать систему показателей результативности Энергетической стратегии Калмыкии;
- сформировать информационно-аналитическое обеспечение системы мониторинга основных отраслей ТЭК Республики Калмыкия с использованием государственного информационного ресурса.
Поставленная задача достижения качественно нового состояния ТЭК требует вести целенаправленную работу по координации и обеспечению эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Калмыкия, диктует жесткие требования к нацеленности и точности осуществляемых мер, взаимной ответственности всех участников процесса.
Система мониторинга основных отраслей ТЭК Республики Калмыкия должна предусматривать непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в ТЭК и реализацией государственной долгосрочной энергетической стратегии.
Доработка и уточнение параметров Энергетической стратегии должны осуществляться не реже чем один раз в пять лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 мая 2006 г. N 197 "Об утверждении Энергетической стратегии Республики Калмыкия на период до 2020 года"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2008 г. N 113