Постановление Правительства Республики Калмыкия
от 11 октября 2007 г. N 364
"Об организации и проведении аварийно-спасательных работ
при чрезвычайных ситуациях на территории Республики Калмыкия"
1 сентября 2008 г., 31 августа 2017 г.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях на территории Республики Калмыкия.
2. Рекомендовать Мэру г. Элиста, главам муниципальных образований Республики Калмыкия, руководителям организаций привести планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствие с утвержденным Положением.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 1 сентября 2008 г. N 296 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия Циркунова А.А.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия |
А. Козачко |
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ
при чрезвычайных ситуациях на территории Республики Калмыкия
(утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия
от 11 октября 2007 г. N 364)
31 августа 2017 г.
I. Общие положения
Настоящее Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях на территории Республики Калмыкия (далее - Положение) определяет порядок осуществления необходимых действий и мероприятий по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов, а также иных неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Калмыкия.
Основные понятия и определения, данные в настоящем Положении, употребляются в том значении, в каком они использованы в федеральных законах от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
II. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307 в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения
1. Подготовка к проведению аварийно-спасательных работ.
До ввода аварийно-спасательных служб и формирований в зону чрезвычайной ситуации, в ней, при необходимости, проводится комплексная (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) разведка.
К проведению разведки привлекаются аварийно-спасательные службы и формирования, первыми прибывшие на место возникновения чрезвычайной ситуации.
При быстроразвивающихся чрезвычайных ситуациях (пожар, авария с выбросом (розливом) активных химически опасных веществ и т.д.) разведка проводится одновременно с принятием мер по подавлению опасных факторов чрезвычайной ситуации.
При поисково-спасательных работах в состав сил разведки включаются специалисты и средства для оказания медицинской помощи, жизнеобеспечения и обозначения местоположения пострадавших.
В ходе разведки устанавливается: наличие радиационного, химического и бактериологического заражения, кратчайшие и наиболее безопасные маршруты движения к объектам работ, степень и характер разрушений зданий и сооружений, сетей коммунально-энергетического хозяйства, местонахождение пострадавших людей и степень угрожающей им опасности, наиболее удобные места для разборки завалов и извлечения пострадавших, а также для прокладки путей их эвакуации, состояние водоисточников и возможность их использования для хозяйственно-питьевых и других нужд, условия и целесообразную# очередность производства работ, возможность применения средств механизации и ведения взрывных работ, опасность возникновения (распространения) пожаров и другое.
Результаты разведки немедленно докладываются руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.
На основании данных разведки определяются:
объем и способы ведения аварийно-спасательных работ;
силы и средства, необходимые для проведения аварийно-спасательных работ;
способы поиска и спасения людей;
необходимость организации комендантской службы в районе чрезвычайной ситуации и на прилегающей территории;
необходимость непрерывного метеонаблюдения и порядок информирования о его результатах;
необходимость создания резерва сил и средств, организации посменной работы, питания и отдыха личного состава аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых к аварийно-спасательным работам;
мероприятия по всестороннему обеспечению проводимых работ;
иные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.
Место возникновения чрезвычайной ситуации разбивается на участки проведения аварийно-спасательных работ, а также по видам выполнения таких работ.
После проведения разведки проводится рекогносцировка территорий с определением объемов и способов ведения аварийно-спасательных работ, необходимых для этого сил и средств. Территории разбиваются на участки проведения работ, а также по видам работ.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307 настоящее Положение дополнено пунктом 1.1
1.1. Аварийно-спасательные работы включают в себя:
прием и обработку вызовов;
выдвижение и ввод аварийно-спасательных служб и формирований в зону чрезвычайной ситуации;
развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайной ситуации;
разведку зоны чрезвычайной ситуации;
поиск, спасение пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации, оказание им первой помощи и подготовку к эвакуации в безопасные районы; локализацию чрезвычайной ситуации;
выполнение специальных работ и документальное подтверждение их завершения;
сбор и возвращение аварийно-спасательных служб и формирований к месту дислокации.
2. Проведение аварийно-спасательных работ.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307 в подпункт 2.1 пункта 2 настоящего Положения внесены изменения
2.1. Руководство аварийно-спасательными работами.
Руководитель аварийно-спасательной службы и аварийно-спасательного формирования, прибывший в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает полномочия руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации назначается Правительством Республики Калмыкия по представлению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Калмыкия.
Руководитель обязан:
обеспечить проведение разведки и оценить обстановку в месте проведения спасательных работ;
поставить задачу подразделениям аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменением обстановки в ходе аварийно-спасательных работ и принимать соответствующие решения;
при необходимости вызывать дополнительные силы и средства и организовать их встречу и расстановку;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, питание и отдых;
назначить ответственного за соблюдением# мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;
организовать пункты сбора пострадавших от чрезвычайной ситуации и оказания им медицинской помощи;
по окончании работ заслушать командиров (руководителей) подразделений аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
определить порядок убытия с места проведения аварийно-спасательных работ подразделений аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и иных привлеченных организаций.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель должен учитывать:
динамику развития чрезвычайной ситуации до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ;
необходимость привлечения специальных служб и средств.
2.2. Технология аварийно-спасательных работ.
Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ выбираются в зависимости от вида аварии (катастрофы, стихийного бедствия), объекта поражения, объемов зон поражения, наличия источников первичного и вторичного заражения, возможности использования средств большой и малой механизации работ, необходимости использования средств защиты, необходимости проведения работ по локализации первичных и вторичных источников поражения и иных критериев.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307 в подпункт 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Положения внесены изменения
2.2.1. Технология проведения аварийно-спасательных работ при разрушении зданий, сооружений.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.
Последовательность мероприятий по выполнению поисково-спасательных работ и способы их проведения определяются конкретно на объекте, подвергнувшемуся разрушению с целью решения главной задачи - быстрейшего нахождения пострадавших и оказания им медицинской помощи.#
Поиск пострадавших осуществляется следующими способами:
сплошное визуальное обследование участка спасательных работ (объекта, здания) поисково-спасательным подразделением, подразделением разведки или специально организованным для этой цели подразделением (группой, командой);
поиск пострадавших с применением специально обученных собак (кинологический);
поиск пострадавших с использованием специальных акустических приборов в условиях невысоких шумов от работающих механизмов и оборудования;
поиск пострадавших по свидетельствам очевидцев путем опроса спасенных пострадавших, жильцов здания, подвергшегося разрушению, работников предприятия и служащих учреждений, оказавшихся вне здания в момент его разрушения, представителей администрации предприятия, работников жилищно-коммунального хозяйства, воспитателей школьных и детских учреждений и других, личного состава подразделений аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Как правило, на одном участке аварийно-спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при смене состава спасателей. Смены составов спасателей по возможности организуются поэтапно.
Деблокирование пострадавших осуществляется следующими способами:
устройство лаза в завале с использованием механизмов (приспособлений) или вручную;
абзац утратил силу с 31 августа 2017 г. - Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307;
абзац утратил силу с 31 августа 2017 г. - Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307;
разборка завалов с применением средств механизации и ручного труда;
устройство прохода (проема) в блокированное помещение с применением механических средств разрушения и ручного труда;
обеспечение доступа к пострадавшим на верхние этажи (уровни) разрушенных зданий с дальнейшим использованием для спасения людей автолестниц, коленчатых подъемников;
спасение людей по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам.
Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
Для подъема и перемещения конструкций по возможности максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации одновременно с поисково-спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушной смеси, выброса (розлива) активных химических опасных веществ, поступления горячей, холодной и канализационных вод и иных последствий чрезвычайной ситуации.
2.3. Мероприятия по устранению непосредственной угрозы (опасности) для жизни и здоровья людей.
Для устранения непосредственной угрозы (опасности) для жизни и здоровья людей выполняются следующие мероприятия:
оповещение населения в районе чрезвычайной ситуации (зоне заражения, очаге поражения) о сложившейся обстановке, доведение информации о действиях при чрезвычайной ситуации;
оказание медицинской помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации;
эвакуация из опасных районов (зон, очагов) в безопасные места и размещение;
восстановление жизнеобеспечения населения в районах чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307 в подпункт 2.3.1 пункта 2.3 настоящего Положения внесены изменения
2.3.1. Организация оповещения и информирования населения, а также органов управления, сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах чрезвычайной ситуации.
Оповещение и информирование населения Республики Калмыкия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 января 2014 г. N 27 "Об утверждении Положения о системе оповещения и информирования населения Республики Калмыкия об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера".
Оповещение сил, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, производится через Единую дежурно-диспетчерскую службу Республики Калмыкия, дежурно-диспетчерские службы организаций и ведомств, входящих в состав сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия с привлечением государственных и ведомственных средств связи и оповещения.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307 подпункт 2.3.2 пункта 2.3 настоящего Положения изложен в новой редакции
2.3.2. Для оказания экстренной помощи населению при возникновении чрезвычайной ситуации привлекаются силы и средства службы медицины катастроф, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
2.3.3. Эвакуация из опасных районов (зон, очагов) в безопасные места и размещение.
При возникновении чрезвычайной ситуации и в случае угрозы попадания населенных пунктов в район чрезвычайной ситуации (очаг поражения) население выводится (вывозится) в безопасные места (районы) временного размещения.
Координацию деятельности по выделению транспортных средств осуществляют автотранспортные службы звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия.
Абзац утратил силу с 31 августа 2017 г. - Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307.
2.3.4. Восстановление системы жизнеобеспечения населения производится в безопасных местах и районах непосредственно после его вывода (вывоза) из зоны возникновения чрезвычайной ситуации и включает в себя:
доведение необходимой информации до пострадавшего населения по обстановке и условиям размещения в местах эвакуации (временного размещения);
организацию питания и водоснабжения пострадавшего населения;
расселение (временное размещение) в районах (местах) эвакуации (временного размещения);
оказание медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим;
страховое и социальное обеспечение;
временное трудоустройство трудоспособного населения, организацию обучения детей школьного возраста;
другие мероприятия исходя из сложившейся обстановки.
Объемы и сроки выполнения мероприятий по восстановлению жизнеобеспечения населения определяются исходя из сложившейся обстановки и численности пострадавшего населения.
Абзац утратил силу с 31 августа 2017 г. - Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307.
2.4. Организация аварийно-спасательных работ по отдельным видам чрезвычайных ситуаций.
2.4.1. Аварии с выбросом (розливом) активных химических опасных веществ.
Организация работ по ликвидации аварий с выбросом (розливом) активных химических опасных веществ зависит от их масштабов и последствий.
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварий с выбросом (розливом) активных химических опасных веществ, кроме перечисленных в пункте 2.3 настоящего Положения, включает:
прогнозирование химического заражения;
ведение химической разведки;
локализацию и ликвидацию последствий аварий.
Прогнозирование химической обстановки осуществляется дежурным диспетчером аварийного химически опасного объекта. Данные прогноза немедленно докладываются руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации для принятия неотложных мер по защите населения и территории и проведению аварийно-спасательных работ.#
Химическая разведка осуществляется с привлечением разведывательных звеньев (групп) специализированных формирований химически опасных объектов и учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (объектовых лабораторий и территориальных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора).
При возникновении аварии, повлекшей выброс (розлив) активных химических опасных веществ, силы и средства территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются поэтапно:
I этап работ (локализация аварии, проведение первоочередных аварийно-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи и охрана общественного порядка) осуществляется силами постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации:
специализированных формирований организаций, на объектах и территории которых возникла чрезвычайная ситуация;
территориальных подразделений государственной противопожарной службы;
бригад скорой медицинской помощи;
абзац утратил силу с 31 августа 2017 г. - Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307.
II этап работ (наращивание сил за счет приведения в готовность специализированных формирований организаций, на объектах и территории которых возникла чрезвычайная ситуация, взаимодействующих аварийно-спасательных подразделений и территориальных формирований повышенной готовности, сил специализированной экстренной медицинской помощи и воинских частей (подразделений) - согласно плану взаимодействия.
III этап работ (восстановление жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации) включает:
оказание специализированной медицинской помощи в лечебных учреждениях;
дегазацию улиц, транспорта и техники, при необходимости санитарную обработку людей и обеззараживание одежды;
восстановление готовности сил, участвующих в ликвидации последствий аварии.
2.4.2. Аварии на магистральных трубопроводах.
При аварии на магистральных трубопроводах комплекс мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварии включает следующие мероприятия, кроме перечисленных в пункте 2.3 настоящего Положения:
разведку и сбор данных об обстановке;
локализацию и ликвидацию последствий аварии на трубопроводах и компрессорных станциях.
Для ликвидации последствий аварий в первую очередь привлекаются аварийно-восстановительные бригады компрессорных станций.
При возникновении аварии вблизи населенных пунктов или аварии, повлекшей гибель, а также создавшей угрозу гибели людей к аварийно-спасательным и другим неотложным работам привлекаются в первую очередь силы и средства постоянной готовности дежурных служб муниципального образования, на территории которого произошла авария, а при необходимости - силы постоянной готовности иных звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Республики Калмыкия.
2.4.3. Возникновение эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.
При возникновении эпидемий, эпизоотии, эпифитотий выполняются следующие специальные мероприятия:
выявление, изоляция, госпитализация и лечение заболевших и контактных;
принятие решения по введению ограничительных мероприятий (карантина, обсервации) на территориях, подвергшихся заражению;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся биологическому заражению;
оценка сил и средств учреждений здравоохранения, сохранившихся в зонах чрезвычайных ситуаций, а также возможности их использования для проведения противоэпидемических мероприятий;
постановка задач силам учреждений здравоохранения по проведению мероприятий, направленных на предотвращение дальнейшего распространения инфекционного заболевания;
организация строгого медицинского контроля за соблюдением режимов пребывания в зонах заражения, за проведением дезинфекции территории, сооружений, имущества; дератизации, биологической и химической борьбы с переносчиками инфекции;
проведение экстренной неспецифической профилактики антибиотиками широкого спектра действия, а после установления характера заболевания - специфической профилактики;
проведение дезинфекционных мероприятий по обеззараживанию территории, производственных и жилых помещений, транспорта, коммунально-бытовых отходов и санитарной обработки населения в зависимости от вида возбудителя инфекционного заболевания;
осуществление контроля за эффективностью проведения дезинфекционных мероприятий и санитарной обработки населения в зависимости от вида возбудителя, за организацией питания и снабжения доброкачественной питьевой водой населения, проведение санитарной экспертизы продовольствия и питьевой воды, забор проб материалов от людей и животных для лабораторных исследований.
2.4.4. Возникновении# чрезвычайной ситуации на взрыво- и пожароопасных объектах.
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах включает, кроме перечисленных в пункте 2.3 настоящего Положения:
разведку очагов пожаров (взрывов);
локализацию и ликвидацию очагов пожаров;
разборку завалов, извлечение пострадавших, расчистку путей подъезда техники.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307 в подпункт 2.4.5 пункта 2.4 настоящего Положения внесены изменения
2.4.5. Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на водных бассейнах.
При возникновении аварий, крушений и столкновений судов на водных бассейнах выполняется следующий комплекс мероприятий:
поиск и спасание терпящих бедствие на воде - силами органов государственной инспекции по маломерным судам, Территориальной поисково-спасательной службы Казенного учреждения Республики Калмыкия "Центр гражданской защиты" с привлечением сил и средств муниципальных образований, на территории которых произошло бедствие;
эвакуация пострадавших в лечебные и медицинские учреждения данной территории;
организация поиска и спасение людей в местах аварий, потоплений# и пожаров на водных судах силами команд с привлечением добровольцев и имеющихся сил и средств муниципального образования, где потерпело бедствие судно;
подъем затонувших судов, расчистка фарватера от последствий аварии;
ликвидация последствий розлива нефтепродуктов при авариях нефтеналивных барж и танкеров, отбуксировка поврежденных судов;
сбор разлившихся нефтепродуктов с поверхности бассейна, очистка береговой линии от последствий розлива с вывозом и захоронением зараженного грунта.
При подтоплении территорий выполнение спасательных и других неотложных работ при затоплении (наводнении), а также порядок их организации и проведения зависит от того, развилось затопление (наводнение, подтопление) внезапно, или до его возникновения были проведены соответствующие мероприятия по защите населения и материальных ценностей.
Разведывательные группы и звенья, действующие на плавсредствах и вертолетах, определяют места скопления людей на затопленной территории и самостоятельно спасают небольшие группы людей. Для вывоза большого количества людей используются баржи, автотранспорт.
2.4.6. При возникновении чрезвычайной ситуации природного метеорологического характера выполняются следующие мероприятия:
расчистка транспортных магистралей от снежных заносов;
организация жизнеобеспечения населения и функционирования предприятий в населенных пунктах, отрезанных в результате стихийного бедствия от источников обеспечения;
оказание помощи пострадавшему населению, эвакуация и отселение из пострадавших районов в места временного отселения;
разборка завалов, образовавшихся в результате прохождения фронтов смерчей, ураганов и сильных ветров через населенные пункты;
локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических и инженерных сетях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 11 октября 2007 г. N 364 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях на территории Республики Калмыкия"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 августа 2017 г. N 307
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 1 сентября 2008 г. N 296