Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 27 февраля 2007 г. N 73
Республиканская целевая программа
"Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения
Республики Калмыкия" (2005-2008 гг.)
Элиста 2007 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Республиканская целевая Программа "Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения Республики Калмыкия" (2005-2008 гг.). |
||||||||||
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы |
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 5 марта 2004 г. N 81 "Об обеспечении занятости и повышении доходов сельского населения", распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 7 апреля 2004 г. N 149-р. |
||||||||||
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия. |
||||||||||
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия, Министерство экономики Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство промышленности и торговли Республики Калмыкия, Фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при Правительстве Республики Калмыкия, Ассоциация личных подсобных хозяйств Республики Калмыкия, Комитет по занятости населения Республики Калмыкия, Некоммерческая организация "Фонд поддержки аграрных реформ Республики Калмыкия" (далее НО "ФПАР РК"). |
||||||||||
Основные исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия, Министерство экономики Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство промышленности и торговли Республики Калмыкия, Министерство труда и социального развития Республики Калмыкия, Фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции при Правительстве Республики Калмыкия, Ассоциация личных подсобных хозяйств Республики Калмыкия, Комитет по занятости населения Республики Калмыкия, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия, НО "ФПАР РК", Государственное Учреждение "Калмыцкий центр информационно-консультационной службы АПК РК" (далее ГУ КЦ ИКС АПК РК), органы местного самоуправления Республики Калмыкия. |
||||||||||
Цели Программы | Основная цель Программы заключается в обеспечении занятости и повышении доходов сельского населения. |
||||||||||
Основные задачи Программы |
Формирование эффективных, рыночно-ориентированных сельскохозяйственных организаций; развитие крестьянских фермерских хозяйств, повышение товарности личных подсобных хозяйств за счет роста их производственного потенциала; развитие кооперации и совершенствование взаимоотношений с коллективными предприятиями; развитие и поддержка в сельской местности предпринимательской активности в несельскохозяйственной сфере, бизнес-инкубаторов и других отраслей. |
||||||||||
Срок реализации программы |
2005-2008 гг. | ||||||||||
Основные приоритетные направления Программы |
- Повышение уровня производства в сельхозпредприятиях; - Развитие личных подсобных хозяйств граждан; - Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств; - Развитие несельскохозяйственного бизнеса; - Развитие потребительских кооперативов; - Развитие бизнес-инкубаторов; - Развитие институтов микрокредитования; - Развитие многопрофильных предприятий на территории экономически депрессивных СМО. |
||||||||||
Объемы и источники финансирования |
На период реали- зации Прог- раммы |
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||||
Всего, млн. руб. |
3504,5 | 390,6 | 899,3 | 991,9 | 1222,7 | ||||||
В том числе: | |||||||||||
фед. бюджет | 940,5 | 238,3 | 130,2 | 258,4 | 313,6 | ||||||
респ. бюджет | 221,6 | 10,5 | 33,3 | 73,7 | 104,1 | ||||||
мест. бюджет | 1,6 | - | - | 0,1 | 1,5 | ||||||
Займы и кре- диты |
2165,7 | 107,5 | 697,4 | 608,7 | 752,1 | ||||||
Собственные средства НО "ФПАР РК" |
68,5 | 13,5 | 16,0 | 18,0 | 21,0 | ||||||
Прочие средс- тва |
106,6 | 20,8 | 22,4 | 33,0 | 30,4 | ||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|||||||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | За 2005 - 2008 гг. |
|||||||
Создание рабочих мест, ед. |
2280 | 3421 | 4342 | 4999 | 15042 | ||||||
Снижение уровня без- работицы в сельской местности, % |
6,0 | 1,9 | 1,8 | 3,2 | 12,9 | ||||||
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Калмыкия. |
1. Введение
Основанием для разработки республиканской целевой Программы "Обеспечение занятости и повышения доходов сельского населения Республики Калмыкия" (далее именуется Программа) явились Указ Президента Республики Калмыкия от 27 августа 2002 г. N 168 "О Стратегии экономической безопасности Республики Калмыкия", постановление Правительства Республики Калмыкия от 5 марта 2004 г. N 81 "Об обеспечении занятости и повышении доходов сельского населения".
Программа ориентирована на решение проблем занятости и стимулирования экономической активности сельского населения, повышения их доходов.
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2008 гг., разработанного органами исполнительной власти Республики Калмыкия и органами местного самоуправления Республики Калмыкия, предприятиями и организациями.
2. Проблема и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
В Республике Калмыкия в сельской местности проживает 161,7 тыс. человек, что составляет 55,6% от общей численности населения (в среднем по России этот показатель равен 27%).
Уровень зарегистрированной безработицы в сельской местности из года в год растет, причем фактическая безработица намного превышает официально зарегистрированную, присутствует скрытая безработица. Численность официально зарегистрированных безработных в сельской местности по состоянию на начало года составляла: в 2000 г. - 2777 человек, в 2001 г. - 3797 человек, в 2002 г. - 4045 человек, в 2003 г. - 4556 человек. По данным Комитета по занятости населения Республики Калмыкия на 1.01.2007 г. их число составляет 4421 человек.
По данным статистики, общее количество граждан, классифицируемых по методологии международной организации труда (МОТ), как безработные, на 1.04.2004 г. составило 23,8 тыс. человек или 22% от экономически активного населения. На 01.01.2007 г. по данным выборочного обследования численность граждан, классифицируемых по методологии международной организации труда (МОТ), как безработные, составила 14,0 тыс. человек или 17,1% от экономически активного населения. Несмотря на снижение показателей безработицы, проблема по ней остается еще не решенной.#
Наряду с низкой занятостью сельского населения возникла проблема сельской бедности. Снижение мотивации к труду - низкий уровень оплаты труда и падение доли заработной платы в структуре доходов явились одним из наиболее заметных факторов падения уровня жизни в сельской местности. Среднемесячная оплата в сельском хозяйстве остается низкой#, чем в любой другой отрасли экономики.
Заработная плата у работников сельскохозяйственных предприятий в 2003 г. составила 1271 рубль (72,3% от прожиточного минимума) при средней заработной плате по республике во всех отраслях экономики 2961 рубль.
О величине прожиточного минимума в Республике Калмыкия см. справку
Для решения проблемы содействия занятости и повышения доходов сельского населения республики необходимо реализовать комплекс мер в сельскохозяйственном производстве, промышленности, в сфере малого бизнеса и предпринимательства, а также в развитии личных подсобных хозяйств, что позволит сохранить рабочие места и создать новые.
Программа определяет основные направления и приоритеты в сфере занятости населения, проживающего в сельской местности, и базируется на перспективном развитии агропромышленного комплекса, других несельскохозяйственных отраслей экономики с учетом изменения обеспеченности села трудовыми ресурсами.
3. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - обеспечение занятости и повышения доходов сельского населения.
Основные задачи Программы:
- формирование эффективных, рыночно-ориентированных сельскохозяйственных организаций;
- развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее К(Ф)Х);
- повышение товарности продукции личных подсобных хозяйств (далее ЛПХ) за счет роста их производственного потенциала;
- развитие кооперации и совершенствование взаимоотношений с коллективными предприятиями;
- развитие и поддержка в сельской местности предпринимательской активности в несельскохозяйственной сфере, бизнес-инкубаторов и других отраслей.
4. Основные направления программных мероприятий
4.1. Обеспечение занятости и повышение доходов работников
в сельхозпредприятиях
Участие сельскохозяйственных предприятий в Программе важно по двум причинам: (1) они остаются основным, а во многих сельских поселениях и единственным (наряду с ЛПХ) местом приложения труда большинства населения; (2) ресурсы сельскохозяйственных предприятий могут быть использованы их совладельцами для создания новых рабочих мест, расширения производства эффективных видов продукции, формирования новых предприятий, К(Ф)Х, расширения ЛПХ.
В процессе реорганизации возможно формирование новых рабочих мест на предприятиях, в К(Ф)Х и других структурах, возникших на месте реорганизованного предприятия.
Основными предпосылками повышения доходов сельского населения является восстановление экономического роста в сельскохозяйственных предприятиях.
Предусматривается:
- проведение переговоров с работодателями о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в сельском хозяйстве. За период реализации программы к 2008 году планируется повысить среднемесячную заработную плату в сельскохозяйственных предприятиях до 2835 рублей, или в 2,2 раза к уровню 2003 года и в дальнейшем довести ее до величины прожиточного минимума;
- наличие в сельскохозяйственных предприятиях коллективных договоров работодателей с работниками;
- соблюдение условий коллективного договора по своевременной выплате заработной платы, сохранению рабочих мест;
- мониторинг задолженности по заработной плате в разрезе каждого предприятия и разработка плана мероприятий по ее сокращению.
Основными мерами, обеспечивающими расширение занятости и повышение доходов работников предприятия, являются:
- улучшение управления, системы организации и оплаты труда;
- оптимизация ресурсного потенциала предприятия;
- привлечение инвестиций и другие.
Программой предусматривается произвести зерна (в весе после доработки) по сельхозпредприятиям в 2008 году до 239,0 тыс. тонн, что в 1,5 раза превышает уровень 2003-2004 годов, в 2,1 раза увеличится производство подсолнечника.
Планируемый рост производства продукции растениеводства будет достигнут за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
В животноводстве планируется увеличить на 78,9% производство мяса скота и птицы в живом весе на убой в 2008 году по сельхозпредприятиям (8809 тонн в 2008 году против 4925 тонн в 2003 году), шерсти в физическом весе увеличить на 48% (приложение N 5).
Производство валовой сельскохозяйственной продукции в действующих ценах в 2008 году по сельхозпредприятиям составит 1773,4 млн. руб., или в 1,9 раза больше в сопоставимой оценке к 2003 году.
Реализация планируемых мероприятий позволит увеличить доходы сельскохозяйственных работников за счет развития производства на 52,0% и создать дополнительно 593 рабочих места (приложение NN 6#, 15).
Программой предусматривается направить на государственную поддержку отраслей сельскохозяйственного производства в 2005-2008 гг. - 688,4 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 149,5 млн. рублей.
4.2. Развитие личных подсобных хозяйств граждан
Обеспечение самозанятости и увеличение доходов сельского населения путем расширения и повышения товарности личных подсобных хозяйств - одно из основных направлений Программы. Увеличение семейного дохода за счет развития ЛПХ доступно практически каждой сельской семье и является наиболее оптимальным способом обеспечения занятости и повышения доходов населения в условиях безработицы.
Созданию условий и механизмов для устойчивого развития и повышения товарности личных подсобных хозяйств сельского населения, могут содействовать следующие мероприятия:
- обеспечение реализации конституционных прав граждан на землю;
- обеспечение личных подсобных хозяйств кормами, инвентарем, качественным семенным материалом, удобрениями и препаратами агрохимии, молодняком скота;
- совершенствование взаимоотношений и развитие интеграционных связей ЛПХ с сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими, агросервисными и торговыми предприятиями, организациями потребительской кооперации и предпринимателями;
- создание механизмов финансово-кредитной поддержки личных подсобных хозяйств, предусматривающей их кредитование на льготных условиях;
- мобилизация собственных финансовых средств населения;
- обеспечение сбыта продукции, производимой личными подсобными хозяйствами;
- информационно-консультационное обслуживание.
В развитии личных подсобных хозяйств имеются неиспользованные резервы, как в росте численности подворий, так и в наращивании объемных показателей производства. Прежде всего, это касается молодых семей, проживающих в селе, сельской интеллигенции, а также значительной части населения, проживающей в районных центрах.
Закон Российской Федерации "О личном подсобном хозяйстве" создал правовую основу деятельности ЛПХ, определил юридический статус личного подсобного хозяйства.
Объем производства продукции в личных подсобных хозяйствах в 2008 г. составит 3057,5 млн. рублей в фактических ценах (или 2,8 раза к уровню 2003 г. в сопоставимой оценке). Производство мяса скота и птицы на убой в живом весе возрастет до 41,0 тыс. тонн (189,9% к уровню 2003 г.), молока до 63,0 тыс. тонн (124,0%), яиц до 40,1 млн. штук (115,8%), шерсти до 1,9 тыс. тонн в физическом весе (145%), картофеля до 8,6 тыс. тонн (140,2%), овощей до 9,9 тыс. тонн (в 2 раза), бахчевых до 4,4 тыс. тонн (139,4%) (приложение NN 9#, 10).
Программными мероприятиями планируется за период 2005-2008 гг. направить на развитие личных подсобных хозяйств 775,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 56,3 млн. рублей, республиканского бюджета - 1,85 млн. рублей, займы и кредиты - 717,4 млн. рублей (приложение N 1).#
В 2005-2008 гг. планируется создать рабочие места за счет дополнительной регистрации ЛПХ - 7987 единиц, за счет организации новых ЛПХ - 2572 единиц# (приложение N 15).
4.3. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
В ходе реализации Программы необходимо разработать и осуществить вовлечение ресурсов существующих К(Ф)Х в механизм обеспечения занятости и доходов сельского населения. Имеющиеся ресурсы К(Ф)Х могут быть использованы для повышения доходов, прежде всего их членов, а также других сельских жителей путем их найма на работу, привлечения к участию в совместном производстве на основе кооперации.
Основными направлениями работы с К(Ф)Х:#
- расширение земельной площади К(Ф)Х за счет аренды земельных участков, привлечение земельных долей;
- передача эффективным К(Ф)Х неиспользуемых производственных помещений неплатежеспособных предприятий;
- микрокредитование К(Ф)Х (кредитование на льготных условиях);
- взаимодействие К(Ф)Х с сельхозпредприятиями и ЛПХ.
Поддержка и развитие товарного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствам# позволит увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства и, соответственно, увеличатся доходы работников этой категории хозяйств.
Производство валовой продукции К(Ф)Х в 2008 году составит 1043,6 млн. рублей или по сравнению с уровнем 2003 года увеличится в 3 раза, в том числе мяса в 2,0 раза, молока в 2,4 раза, шерсти в 2,7 раза, зерновых в 3,8 раза, овощей на 88%, бахчевых культур на 50,4% (приложение NN 6, 7).#
Количество К(Ф)Х в 2008 году составит 2560 единицы#, будет создано 774 единицы рабочих мест.
На развитие К(Ф)Х требуется на 2005-2008 годы ресурсов в сумме - 1378,7 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 311,7 млн. рублей, республиканского бюджета - 16,55 млн. рублей (приложение N 1).
4.4. Развитие несельскохозяйственного бизнеса
Развитие несельскохозяйственного бизнеса и предпринимательства - одно из основных направлений по обеспечению занятости и повышения# доходов сельского населения.
4.4.1. Развитие сельской торговли, бытового обслуживания населения и объектов социальной сферы
Основные направления бытового обслуживания сельского населения - обеспечение товарами и услугами первой необходимости в достаточном количестве, улучшение на этой основе уровня и качества жизни.
Предусматриваются следующие мероприятия:
- открытие, модернизация и реконструкция предприятий розничной торговли;
- расширение торговли в населенных пунктах посредством создания и обустройства мест для организации мини-рынков, увеличение числа оказываемых услуг;
- создание пунктов приема заказов на бытовые услуги;
- развитие объектов социальной сферы: организация мини-библиотек, организация детских площадок и т.д.
В результате реализации мероприятий будет осуществлено строительство и реконструкция 9 торговых точек. Дополнительно будет создано 137 единиц новых рабочих мест (приложение N 15).
Общий объем потребности в финансовых средствах для организации развития торговли и бытового обслуживания населения в сельской местности составит 1,5 млн. рублей, в том числе средства местного бюджета - 0,5 млн. рублей, займы и кредиты - 1,0 млн. рублей (приложение N 1).
4.4.2. Развитие народных промыслов
Предусматривается организация надомного труда и производство:
- изготовление вязаных изделий из пуха и шерсти;
- изготовление веников и метелок;
- изготовление садово-огородного инвентаря и изделий из соломы.
За счет развития народных промыслов планируется за 2005-2008 годы дополнительно создать 30 единиц рабочих мест (приложение N 15).
4.5. Развитие бизнес-инкубаторов
Развитие бизнес-инкубации начинающих предпринимателей необходимо для развития малого предпринимательства Калмыкии. Это связано с отсутствием у начинающих предпринимателей стартового капитала, а также недостаточным уровнем профессиональных навыков и практического опыта.
Под "бизнес-инкубатором" понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Цель создания системы бизнес-инкубации - организация системы адаптации начинающего предпринимателя к условиям существующей рыночной экономики.
Задачи:
- создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития бизнес-инкубации;
- обеспечение комплекса программ деловой и учебной поддержки участников Программы;
- использование оптимального сочетания, сложившихся на территории Калмыкии народных традиций и методов ведения сельского хозяйства, а также современных технологий (инноваций), имеющих в условиях Калмыкии экономическую целесообразность;
- содействие процессам кооперации и интеграции инкубируемых фермерских хозяйств, установлению их деловых отношений с потенциальными партнерами;
- привлечение отечественных и иностранных инвестиций для создания конкурентной среды и развития малого агробизнеса в Калмыкии.
Принципы:
- личная заинтересованность участников бизнеса;
- оптимизация сочетания современных методов и народных традиций ведения животноводства;
- комплексная поддержка движения со стороны государственных органов власти и управления.
Механизм реализации базируется на вышеуказанных принципах и предполагает организацию непрерывного процесса, состоящего из трех этапов: конкурсный отбор - профессиональная подготовка (бизнес-инкубирование) - собственный бизнес.
За счет развития бизнес-инкубаторов будет создано 80 дополнительных рабочих мест (приложение N 15).
На развитие бизнес-инкубаторов потребуется на 2005-2008 гг. 18,6 млн. рублей денежных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1,7 млн. рублей, республиканский бюджет - 11,8 млн. руб., местный бюджет - 1,1 млн. рублей, займы и кредиты - 3,0 млн. руб., прочие средства - 1,0 млн. руб. (приложение N 1).#
4.6. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Малые формы хозяйствования являются полноправным и неотъемлемым элементом современного АПК и сельской экономики. В настоящее время производственный и социальный статус К(Ф)Х, ЛПХ и других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд проблем связанных с отсутствием правовой основы для развития, острого дефицита финансово-кредитных ресурсов, отсутствием налаженной системы сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания, низкой информированностью и отсутствием возможности получения консультационных услуг правового, экономического и технологического характера.#
Создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволит:
1. проводить договорную ценовую политику на сельхозпродукцию за пределами Республики Калмыкия;
2. стимулировать увеличение производства качественной сельхозпродукции, отвечающей требованиям рынка;
3. организовать и развить систему сбыта сельхозпродукции на выгодных для сельхозтоваропроизводителей условиях;
4. реанимировать перерабатывающие предприятия республики;
5. улучшить доступ крестьян к рынкам сельскохозяйственной продукции и сырья, и, следовательно, будет способствовать повышению товарности аграрного производства;
6. расширить налогооблагаемую базу муниципальной экономики, что укрепит местные бюджеты и создаст благоприятные условия для реформы местного самоуправления.
8. установить контроль ресурсных и продуктовых рынков со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей.
За счет развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов за 2005-2008 гг. будет создано 563 дополнительных рабочих места (приложение N 15).
На развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов потребуется на 2005-2008 гг. 252,2 млн. рублей денежных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета - 6,3 млн. рублей, республиканский бюджет - 1,0 млн. руб., займы и кредиты - 227,9 млн. руб., прочие средства - 17,0 млн. руб. (приложение N 1).#
Нумерация пунктов подраздела 4.6 раздела 4 настоящей Программы приводится в соответствии с источником
4.7. Развитие системы сельской кредитной кооперации,
районных фондов поддержки аграрных реформ.
В рамках реализации программы в республике предусмотрено развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства через сельские кредитные потребительские кооперативы (СКПК), фонды поддержки аграрных реформ районных муниципальных образований. В создавшихся условиях данный механизм реализации Программы позволяет мобилизовать свободные средства населения и направить их на развитие экономики и повышения# уровня жизни.
Кредитная кооперация в Калмыкии находится на начальном этапе развития, многие из созданных кооперативов медленно, но постепенно осваивают финансовую деятельность, на практике воспринимают возможности и преимущества концентрации финансовых ресурсов по сравнению с их единоличным использованием. Через кредитные кооперативы все большему числу людей становятся доступными кредитные ресурсы, которые помогают им решать как производственные, так и социально-бытовые потребности. В состав кредитных кооперативов входят К(Ф)Х, ЛПХ, сельскохозяйственные предприятия и другие субъекты малого предпринимательства.
Созданные в районах республики СКПК занимаются организацией расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции на основе взаимного кредитования. Оказание финансовой поддержки в форме предоставления займов, субсидирования части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, создают# условия для производственно-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства на селе, увеличения дополнительных рабочих мест и снижения социальной напряженности на селе.
В республике также образованы другие формы микрофинансовых организаций. На основании постановления Правительства Республики Калмыкия от 2 апреля 2004 г. N 125 "О Фонде поддержки аграрных реформ Республики Калмыкия" создана некоммерческая организация "Фонд поддержки аграрных реформ Республики Калмыкия" (далее по тексту именуемый Фонд).
Фонды поддержки аграрных реформ оказывают финансовую поддержку СКПК в виде предоставления займов на платной и возвратной основе при обязательном условии финансирования мероприятий бизнес-планов средствами местных бюджетов и собственными средствами членов кооператива.
Цель: оказание поддержки развитию сельской территории Республики Калмыкия путем привлечения государственных и иных источников финансовых ресурсов для стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов.
Основные задачи:
- определение места и роли кредитной кооперации;
- создание широкой сети кредитных кооперативов в сельской местности;
- разработка и внедрение унифицированных стандартов деятельности кредитных кооперативов;
- разработка механизмов стимулирования объединения сельских кредитных кооперативов в общую систему сельской кредитной кооперации;
- привлечение инвестиций для формирования фондов финансовой взаимопомощи сельских кредитных кооперативов;
- создание условий для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере кредитной кооперации.
На развитие сельской кредитной кооперации на 2005-2008 гг. предусматривается ресурсное обеспечение в объеме 325,2 млн. руб., в том числе за счет федерального бюджета 4,8 млн. руб., республиканского бюджета - 28,2 млн. руб., внебюджетных источников - 292,2 млн. рублей.
4.8. Мероприятия по содействию занятости сельского населения,
реализуемые Комитетом по занятости населения Республики Калмыкия
Помимо обеспечения социальных гарантий сельским гражданам, потерявшим работу (пособие по безработице), службой занятости при содействии министерств и ведомств республики, работодателей всех форм собственности осуществляются мероприятия по содействию трудоустройству безработных граждан:
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
- организация общественных работ;
- организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- содействие самозанятости населения.
Одной из эффективных форм работы с населением, работодателями и учебными заведениями является проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для оперативной помощи населению в поиске рабочих и учебных мест, а работодателям - в подборе кандидатов на имеющиеся вакансии.
В рамках Программы за 2005-2008 гг. предполагается провести 134 ярмарки вакансий в сельской местности. Сумма финансирования мероприятий из федерального бюджета, выделенных# в виде субвенций Республике Калмыкия, 711,2 тыс. рублей.
В условиях напряженной ситуации на рынке труда трудоустройство граждан на общественные работы относится к числу приоритетных и перспективных направлений содействия занятости. Цель привлечения безработных к общественным работам состоит в оказании им адресной государственной поддержки, сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан в период активного поиска работы, приобретении трудовых навыков молодежью, начинающей трудовую деятельность, а также смягчении общей ситуации на рынке труда республики.
Предполагается создать за счет организации общественных работ для сельского населения республики за 2005-2008 годы 5703 единицы временных рабочих мест, с привлечением из федерального бюджета выделенных в виде субвенций Республике Калмыкия в сумме 5748,9 тыс. рублей.
По-видимому, в предыдущем абзаце подраздела 4.8 раздела 4 настоящей Программы и далее по тексту пропущена часть текста, вместо "с привлечением из федерального бюджета выделенных в виде субвенций" следует читать "с привлечением средств из федерального бюджета, выделенных в виде субвенций"
За счет организации мероприятий временного трудоустройства граждан, проживающих в сельской местности и особо нуждающихся в социальной защите, за четыре года предполагается временно трудоустроить 1127 человек с привлечением из федерального бюджета, выделенных в виде субвенций Республике Калмыкия, в сумме 1774,0 тыс. рублей.
Эффективным методом решения проблем безработицы на селе являются мероприятия по содействию самозанятости населения. В 2005-2008 гг. предполагается трудоустроить 126 человек. Ожидаемая сумма финансовой помощи из федерального бюджета, выделенных# в виде субвенций Республике Калмыкия, составит 603,4 тыс. рублей. Эти средства выделяются на подготовку учредительных документов, оплату госпошлины за регистрацию малого предприятия, получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, на приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов.
Одним из направлений деятельности Комитета является организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. За четыре года предполагается временно трудоустроить 152 человека с привлечением средств федерального бюджета, выделенных в виде субвенций Республике Калмыкия, в сумме 213,2 тыс. руб.
Направления деятельности органов службы занятости:
- профессиональное обучение безработных граждан;
- совершенствование профессиональной подготовки, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда ("Клуб ищущих работу" и т.п.);
- профессиональная ориентация населения;
- обучение безработных граждан и незанятого населения основам предпринимательства и подготовка их к самостоятельной занятости.
4.9. Развитие многопрофильных предприятий на территории экономически
депрессивных сельских муниципальных образований
В настоящее время, в силу объективных и субъективных причин часть хозяйств республики до сих пор не смогла оправиться от результатов проведенных рыночных реформ, и практически не имеет перспективы экономического оздоровления, за счет собственных ресурсов.
Вышеуказанные предприятия находятся на территории соответствующих сельских муниципальных образований. Поэтому основной вопрос для большей части населения, проживающего в пределах данных сельских муниципальных образований, является обеспечение занятости и повышение уровня собственных доходов.
Для решения данной проблемы будет создаваться система государственного стимулирования инвестиционной деятельности предпринимателей Калмыкии, направленная на развитие на данных территориях многопрофильных селообразующих предприятий.
Цель - обеспечение занятости и повышение уровня доходов населения, проживающего на территории экономически депрессивных сельских муниципальных образованиях# за счет комплекса государственных мер по стимулированию инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Задачи:
- создание организационных, экономических и правовых условий для использования кооперации и интеграции;
- многопрофильность, имеющая в современных условиях экономическую целесообразность.
Принципы:
- комплексная поддержка участников подпрограммы со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Калмыкия - РМО и СМО;
- обеспечение основного финансирования за счет участников;
- первоочередное трудоустройство населения экономически депрессивных сельских муниципальных образований.
Механизм реализации:
- определение перечня экономически депрессивных сельских муниципальных образований;
- проведение конкурса среди субъектов малого бизнеса Калмыкии на получение комплексной государственной поддержки по созданию многопрофильного предприятия (предприятий) на территории экономически депрессивного сельского муниципального образования;
- заключение с победителями конкурса Договоров об административном сопровождении инвестиционного проекта и Договоров о субсидировании процентной ставки по кредитам коммерческих банков или о выделении субсидии или займа при использовании собственных средств.
На создание многопрофильных предприятий требуется средств на 2005-2008 гг. - 23,4 млн. руб., в том числе федеральный бюджет - 2,4 млн. руб., республиканский бюджет - 12,0 млн. руб., займы и кредиты - 4,0 млн. рублей, прочие средства - 5,0 млн. рублей.
За счет развития многопропрофильных мероприятий на территории экономически-депрессивных сельских муниципальных образований будет создано за 2005-2008 гг. 170 рабочих мест (приложение N 15).#
5. Механизмы обеспечения реализации Программы
Программой предусмотрена реализация основных программных мероприятий с целью решения задач Программы по всем ее направлениям. В состав данных мероприятий включено:
5.1. Административно-организационное обеспечение Программы
Административно-организационное обеспечение Программы включает в себя:
- образование Координационных советов с участием представителей районной администрации, депутатов муниципального собрания, службы занятости, налоговой инспекции, землеустроительной службы, руководителей сельскохозяйственных предприятий, фермеров, сельских предпринимателей;
- налоговые льготы для сельских предпринимателей, реструктуризация# задолженности перед местным бюджетом и другие;
- создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов для снабжения, переработки, обслуживания и организации сбыта продукции ЛПХ и других сельскохозяйственных производителей;
- создание сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК) для кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов;
- создание гарантийного (залогового) фонда, который позволял бы кооперативам брать кредиты в коммерческих банках и займы в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах и фондах;
- проведение ежегодных весенних и осенних ярмарок продукции ЛПХ и других сельхозтоваропроизводителей района;
- поиск инвесторов, грантодателей и организация# спонсорской поддержки ЛПХ;
- организацию и проведение занятий по трудоустройству сельской молодежи в возрасте до 18 лет, выпускников учебных заведений;
- ориентирование жителей на освоение профессий, востребуемых на местном рынке труда, а также на развитие фермерских хозяйств, сельского подворья, социально-бытовой сферы на селе;
- проведение образовательных программ, в т.ч. повышение квалификации, разовые лекции, стажировки, семинары;
- проведение комплекса мер, направленных на повышение конкурентоспособности граждан, проживающих в сельской местности, посредством предоставления профориентационных и образовательных услуг.
5.2. Правовое обеспечение Программы
Создание правовых условий реализации Программы, в том числе:
- разработка предложений по совершенствованию законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях в целях достижения целевых установок Программы;
- совершенствование земельных отношений;
- разработка правовых документов (положения, договоры, учредительные документы, акты, претензии) в процессе реализации программы.
5.3. Информационно-консультационное обеспечение Программы
Для достижения целевых показателей предусматривается выполнение следующих программных мероприятий:
- консультирование участников по вопросам действующего законодательства, разъяснение им их прав и обязанностей, особенностей правового оформления хозяйственных операций и пр.;
- постоянное информирование участников о мероприятиях Программы, предоставление им правовой и маркетинговой информации;
- создание филиалов информационно-консультационного центра для К(Ф)Х, ЛПХ и других сельхозтоваропроизводителей;
- проведение обучающих семинаров, лекций и других учебных мероприятий для участников Программы;
- содействие владельцам ЛПХ в подготовке правовых документов, технико-экономических обоснований, бизнес-планов и других документов по организации производства, кооперированию ЛПХ, совершенствованию связей с рыночными интеграторами;
- создание опытно-показательных (демонстрационных) ЛПХ и К(Ф)Х по: картофелеводству, овощеводству, гусеводству, откорму КРС, производству молока, кролиководству, пчеловодству.
5.4. Финансовое обеспечение Программы
Для реализации Программы на период 2005-2008 гг. потребуется 3504,5 млн. рублей денежных средств, из них: федеральный бюджет 940,5 млн. рублей, (26,84% от общих финансовых затрат), республиканский бюджет - 221,6 млн. рублей (6,32%), местный бюджет - 1,6 млн. рублей (0,05%), средства фонда поддержки аграрных реформ - 68,5 млн. рублей (1,95%), займы и кредиты 2165,7 млн. рублей (61,8%), прочие средства - 106,6 (3,04%). Эти средства будут использованы:
- на поддержку мероприятий по развитию сельскохозяйственных предприятий - 688,4 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 538,3 млн. рублей, республиканский бюджет - 149,5 млн. рублей, прочие средства - 0,6 млн. рублей;
- на развитие личных подсобных хозяйств граждан всего на 2005-2008 гг. - 775,55 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 56,3 млн. рублей, республиканского бюджета - 1,85 млн. рублей, займы и кредиты - 717,4 млн. рублей;
- на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств всего на 2005-2008 гг. - 1378,7 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 311,7 млн. рублей, республиканский бюджет - 16,55 млн. рублей займы и кредиты - 1046,8 млн. рублей, прочие средства - 3,6 млн. рублей;
- на развитие несельскохозяйственного бизнеса всего на 2005-2008 гг. - 1,5 млн. рублей, в том числе местный бюджет - 0,5 млн. рублей, займы и кредиты - 1,0 млн. рублей;
- на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов всего на 2005-2008 гг. - 252,2 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 6,3 млн. рублей, республиканский бюджет - 1,0 млн. рублей, займы и кредиты - 227,9 млн. рублей, прочие средства - 17,0 млн. рублей;
- на развитие бизнес-инкубаторов всего на 2005-2008 гг. - 18,6 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 1,7 млн. рублей, республиканский бюджет - 11,8 млн. рублей, местный бюджет - 1,1 млн. рублей, займы и кредиты - 3,0 млн. рублей, прочие средства - 1,0 млн. рублей;
- на развитие системы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, районных фондов поддержки аграрных реформ потребуется на 2005-2008 гг. 325,2 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 4,8 млн. рублей, республиканский бюджет - 28,2 млн. рублей, займы и кредиты - 165,6 млн. рублей, средства ФПАР РК - 68,5 млн. рублей, прочие средства - 58,1 млн. рублей;
- на мероприятия по содействию занятости сельского населения, реализуемые Комитетом по занятости населения Республики Калмыкия на 2005-2008 гг. - 41,0 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 19,0 млн. рублей, республиканский бюджет - 0,7 млн. рублей, прочие средства - 21,3 млн. рублей;
- на развитие многопрофильных предприятий на территории экономически депрессивных СМО всего на 2005-2008 гг. - 23,4 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 2,4 млн. рублей, республиканский - 12,0 млн. рублей, займы и кредиты - 4,0 млн. рублей, прочие средства - 5,0 млн. рублей.
Объемы финансирования программных мероприятий из республиканского бюджета подлежат ежегодной корректировке с учетом сумм, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Средства республиканского бюджета на реализацию программы финансируются в пределах бюджетных ассигнований.
6. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия несет ответственность за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации Программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета, кредитных ресурсов, выполнению соглашений с районами о финансировании программных мероприятий за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников, составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнование из республиканского бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации.
Главы районных муниципальных образований в соответствии с заключенными Соглашениями представляют ежеквартально Государственному заказчику-координатору отчеты выполнения мероприятий по реализации республиканской целевой программы "Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения Республики Калмыкия", согласно приложению N 17. Министерство осуществляет сводный анализ принятых отчетов и представляет ежеквартально информацию о ходе реализации Программы в Министерство экономики Республики Калмыкия и в Аппарат Правительства Республики Калмыкия.
6.1. Мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов
выполнения программы
В российской статистике используются два способа измерения безработицы. Первый - по регистрациям в органах службы занятости, второй - по результатам регулярных обследований рабочей силы, в которых статус безработного определяется по критериям Международной организации труда (МОТ). Соответственно рассчитываются и публикуются два показателя - регистрируемой и общей (или "мотовской") безработицы.
Данные способы не отражают реальную ситуацию в конкретных поселениях, и зачастую имеют расхождения связанные с тем, что, во-первых, часть безработных предпочитает вести поиск работы, не вставая на учет в государственных службах занятости, и что, во-вторых, лица имеющие работу или же представляющие экономически неактивное население, нередко регистрируются в качестве безработных ради получения пособий. Кроме того, имеющаяся статистическая информация, к сожалению, не всегда имеет разбивку на город и село.
Для отслеживания процессов, происходящих в сфере занятости населения республики, с целью разработки мероприятий по формированию благоприятных условий для снижения уровня безработицы и повышения занятости, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия предложена система показателей, позволяющая контролировать воздействие проекта на развитие экономической активности и изменение уровня доходов населения, проживающего в сельской местности.
Основа мониторинга - данные похозяйственного учета и существующие данные государственной и административной статистики.
По сведениям СМО и РМО составляется форма отчета, содержащая сведения, необходимые для расчета показателей среднедушевого дохода сельского населения, согласно приложению N 18.
Предложенный подход позволяет минимизировать затраты на проведение работ и получить при этом достаточно полную информацию о динамике занятости, доходов, расширению инфраструктуры и состоянию сельскохозяйственных организаций в ходе реализации Программы.#
Часть показателей мониторинга, например, такие как уровень дохода сельских семей, невозможно определить на всей территории РК, так как способ сбора этих показателей очень трудоемок. Достаточно надежный источник данных о положении сельских семей - похозяйственный учет, однако обработать данные обо всех сельских семьях на основе данных похозяйственного учета практически невозможно.
Для осуществления мониторинга Программы должны быть выбраны пилотные объекты наблюдения. Критериями выбора сельских администраций служат:
- типичность (они не должны иметь каких-либо особенностей, сильно отличающих их от населения района);
- участие в программе;
- общее число жителей в двух пилотных сельских администрациях в одном районе должно быть не менее 1000 человек и составлять не менее 10% от численности населения района;
- налаженный похозяйственный учет и грамотный специалист, ведущий этот учет с тем, чтобы получаемые из похозяйственного учета данные были достоверны.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит значительно расширить возможности занятости населения, увеличить доходы сельского населения, ослабить социальную напряженность в сельской местности. Наряду с основным социальным эффектом ожидается рост объемов производства продукции сельского хозяйства, увеличение численности поголовья сельскохозяйственных животных.
Ожидаемые результаты реализации программы
Показатель | Ед. изм. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | За 2005 - 2008 гг. |
Всего по программе; | ||||||
Создание рабочих мест | ед. | 2280 | 3421 | 4342 | 4999 | 15042 |
Снижение уровня безработицы в сельской местности |
% | 6,0 | 1,9 | 1,8 | 3,2 | 12,9 |
Повышение занятости и доходов работников в сельхозпредприятиях | ||||||
Создание рабочих мест | ед. | 248 | 232 | 54 | 59 | 593 |
Объем производства в сельхозпредприя- тиях |
||||||
- скота и птицы в живом весе на убой | тонн | 5284 | 5599 | 8724 | 8809 | 28416 |
- молока | тонн | 2537 | 2584 | 2622,5 | 1052 | 8795,5 |
- шерсти | тонн | 1874 | 1799,7 | 2252,1 | 2650,9 | 8576,7 |
- зерна (после доработки) | тыс. тонн | 267,1 | 258,3 | 223,4 | 250,7 | 999,5 |
- подсолнечника | тыс. тонн | 15,7 | 11,1 | 12,0 | 12,1 | 50,9 |
- овощей | тонн | 2167 | 1646 | 1670 | 1670 | 7153 |
- бахчевых | тонн | 3599 | 3130 | 1900 | 1900 | 10529 |
Развитие личных подсобных хозяйств граждан | ||||||
Создание рабочих мест | ед. | 361 | 1811 | 4022 | 4365 | 10559 |
в т.ч.: - дополнительно зарегистриро- ванных ЛПХ |
ед. | - | - | 3822 | 4165 | 7987 |
- организация новых ЛПХ | ед. | 361 | 1811 | 200 | 200 | 2572 |
Поголовье в ЛПХ | ||||||
- Крупный рогатый скот | тыс. гол. | 108,7 | 140,7 | 142,5 | 146,0 | - |
- Овцы и козы | тыс. гол. | 593,2 | 810,1 | 780,7 | 818,2 | - |
- Свиньи | тыс. гол. | 26,35 | 31,64 | 35,0 | 39,0 | - |
- Птица | тыс. гол. | 401,2 | 415,9 | 420,0 | 481,1 | - |
Объем производства в ЛПХ | ||||||
- мяса в живом весе | тыс. тонн | 35,7 | 37,8 | 38,5 | 41,0 | 153,0 |
- молока | тыс. тонн | 56,5 | 58,5 | 59,9 | 63,0 | 237,9 |
- яиц | млн. шт. | 35,17 | 36,03 | 37,3 | 40,1 | 148,6 |
- шерсти | тонн | 1891,4 | 2039,3 | 2176,8 | 1960,0 | 8067,5 |
- овощей | тонн | 7817 | 8106 | 9119 | 9920 | 34962 |
- картофель# | тонн | 7433 | 7493 | 8180 | 8677 | 31783 |
- бахчевых | тонн | 1386 | 1680 | 4203 | 4377 | 11646 |
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств | ||||||
Создание рабочих мест | ед. | 293 | 325 | 72 | 84 | 774 |
Производство ВП | тыс. руб. | 687,5 | 781,9 | 950,0 | 1043,6 | 3463,0 |
Объем производства в К(Ф)Х | ||||||
- мяса в живом весе | тонн | 5628 | 6066 | 6534 | 7019 | 25247 |
- молока | тонн | 21749 | 23620 | 24630 | 25475 | 95474 |
- шерсти | тонн | 1157,3 | 1663,0 | 1658,6 | 1711,5 | 6190,4 |
- зерна | тонн | 75600 | 99400 | 100000 | 107330 | 382330 |
- подсолнечника | тонн | 8500 | 12700 | 12700 | 12700 | 46600 |
- овощей | тонн | 6058 | 7595 | 7500 | 7500 | 28653 |
- бахчевых | тонн | 6511 | 7007 | 7000 | 7200 | 27718 |
Развитие несельскохозяйственного бизнеса и предпринимательства | ||||||
Создание рабочих мест, всего | ед. | - | - | - | 167 | 167 |
Развитие сельской торговли и бытового обслуживания населения |
||||||
Создание рабочих мест | Ед. | - | - | - | 137 | 137 |
Строительство и реконструкция торговых точек |
Ед. | - | - | - | 9 | 9 |
Развитие народных промыслов | ||||||
Создание рабочих мест | Ед. | - | - | - | 30 | 30 |
Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов | ||||||
Создание рабочих мест в СПОКах | ед. | 295 | - | 134 | 134 | 563 |
Объем заготовок с/х сырья (мяса) | тыс. тонн | 1,28 | 1,38 | 16,98 | 19,58 | 39,22 |
Реконструкция и ввод новых объектов переработки мяса |
ед. | - | - | 12 | 2 | 14 |
Развитие бизнес-инкубаторов | ||||||
Создание рабочих мест | ед. | - | - | - | 80 | 80 |
Развитие системы сельской кредитной кооперации, районных фондов поддержки аграрных реформ | ||||||
Создание сельскохозяйственных кредит- ных потребительских кооперативов |
ед. | 9 | 10 | 17 | 2 | 38 |
Финансовая поддержка сельским товаро- производителям через СКПК |
млн. руб. | 12,12 | 13,925 | 15,0 | 17,0 | 58,045 |
Финансовая поддержка сельским товаро- производителям через ФПАРы районов |
млн. руб. | 1,44 | 2,03 | 3,0 | 4,0 | 10,47 |
Мероприятия по содействию занятости сельского населения, реализуемые комитетом по занятости населения Республики Калмыкия (временное трудоустройство) |
||||||
Создание рабочих мест | ед. | 1712 | 1896 | 1260 | 1535 | 6403 |
Развитие многопрофильных предприятий на территории экономически депрессивных сельских муниципальных образований |
||||||
Создание рабочих мест | ед. | - | - | 60 | 110 | 170 |
Количество СМО, исключенных из перечня экономически депрессивных |
ед. | - | - | - | 2 | 2 |
Перечень основных терминов используемых в Программе
- "трудовые ресурсы" - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов, труда и войны 1 и 2 групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие граждане нетрудоспособного возраста;
- "занятость" - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход;
- "занятые" - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан, без оплаты на семейном предприятии;
- "незанятые" - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия);
- "безработица" - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающие# работать, не может применить свою рабочую силу.
- "безработные" - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости населения и получившие этот статус в соответствии с законодательством РФ о занятости населения;
- "уровень общей безработицы" - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
- "уровень регистрируемой безработицы" - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
- "экономически активное население (рабочая сила)" - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан;
- "уровень экономической активности" - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %);
- "прожиточный минимум" - это стоимостная оценка минимального набора продуктов питания (продовольственной корзины), необходимого для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, а также минимальные расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи;
- "доход" - это деньги или материальные ценности, полученные от производственной, коммерческой, посреднической или иной деятельности;
- "среднедушевые денежные доходы в среднем в месяц в рублях" исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения и на 12 месяцев.
-------------------------
Текст приложений NN 1, 5-7, 9-10, 15, 17-18 не приводится
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Калмыкия от 27 февраля 2007 г. N 73 "О продлении срока реализации Республиканской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.