2. Мэрии города Элисты обеспечить финансирование мероприятий Программы в соответствии с утвержденными суммами.
3. Контроль за реализацией Программы возложить на и.о. заместителя Мэра города Элисты по социальным вопросам Шепелеву Л.В., Управление труда и социальной защиты населения Мэрии города Элисты (Очирова М.С.).
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Элистинская панорама".
Глава города Элисты - Мэр |
Р. Бурулов |
Председатель Элистинского
городского Собрания |
С. Тадонов |
Городская целевая программа
улучшения условий и охраны труда в городе Элисте на 2007-2009 годы
(утв. решением Элистинского городского Собрания
от 22 ноября 2007 г. N 6)
Элиста, 2007
Паспорт
городской целевой программы улучшения условий и охраны труда в городе
Элисте на 2007-2009 годы
Наименование Программы |
Городская целевая программа улучшения условий и охраны труда в городе Элисте на 2007-2009 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Республики Калмыкия от 28.02.2003 г. N 288-II-З "Об охране труда в Республике Калмыкия"; Постановление Правительства Республики Калмыкия от 25.10.2006 г. N 426 "О республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда на 2006-2009 годы" |
Заказчик Программы |
Мэрия города Элисты |
Разработчик Программы |
Управление труда и социальной защиты населения Мэрии города Элисты |
Цели и задачи Программы |
Целями Программы являются: - разработка комплекса взаимосвязанных мер, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда; - сокращение производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости; - повышение безопасности труда и социальной защиты работников от профессиональных рисков, сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Задачами Программы являются: - повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков; - создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; - повышение числа работников, прошедших обучение по охране труда; - повышение эффективности использования правовой и нормативной базы в улучшении условий и охраны труда работающих за счет усиления ответственности работодателей и уровня социальной защиты работников; - активизация работы по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов. |
Сроки реализации Программы |
2007-2009 годы |
Объемы и источники финансирования Программы: - бюджет города Элисты |
Всего: 55,0 тыс. руб. Всего 55,0 тыс. руб., в том числе: 2007 г. - 18 тыс. руб.; 2008 г. - 18 тыс. руб.; 2009 г. - 19 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Снижение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и повышение безопасности условий труда и уровня социальной защищенности работников. |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Управление труда и социальной защиты населения Мэрии города Элисты. Отчеты о ходе реализации Программы ежегодно представляются в Элистинское городское Собрание. |
1. Обоснование Программы
Программа разработана Управлением труда и социальной защиты населения Мэрии города Элисты в развитие Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2006-2009 годы, а также в целях обеспечения реализации единой государственной политики в области охраны труда и предупреждения вредного воздействия промышленных объектов на здоровье работающих, населения и окружающую природную среду.
Анализ состояния охраны труда и профессиональной заболеваемости в городе Элисте показывает, что ситуация в области обеспечения условий и охраны труда во многих организациях отраслей экономической деятельности продолжает оставаться сложной и является серьезной социально-экономической проблемой.
Это связано с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, внедрение новых технологий, замену изношенного оборудования.
На территории города Элисты расположено 27 крупных и средних промышленных предприятий, доля которых составляет около 60% всего промышленного производства республики.
По данным выборочного обследования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия условий труда работающих в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, количество работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм на конец 2006 года - 398 человек (в 2005 году - 529 человек, в 2004 году - 295 человек):
- в промышленности - 301 человек;
- на транспорте и связи - 79 человек;
- в строительстве - 18 человек.
В связи с неблагоприятными условиями труда велика доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций по условиям труда. Среди лиц, пользующихся компенсациями за неблагоприятные условия труда в 2006 году - 1499 работников пользуются правом на дополнительный отпуск (2005 год - 1751 человек), 365 работников - на бесплатное получение молока (2005 год - 601 человек), 137 работников - на государственную пенсию на льготных условиях по спискам N 1 и N 2 (2005 год - 167 человек).
Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Анализ профессиональной заболеваемости в городе Элиста, представленный ГУ "Республиканский центр профессиональной патологии", показал, что в 2003 году установлено 7 случаев профзаболеваний или 0,84 случая на 10 тыс. работающих, в 2004 году - 13 случаев или 16,6 случая на 10 тыс. работающих, в 2005 году - 8 случаев или 1,04 случая на 10 тыс. работающих, в 2006 году - 21 случай или 2,74 случая на 10 тыс. работающих.
Профессиональная заболеваемость в городе Элиста возросла в 2006 году в 2,6 раза по сравнению с 2005 годом (2005 г. - 8 случаев).
Главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма, как и профессиональных заболеваний, являются:
- старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает более 50%, заметное сокращение капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;
- ухудшение контроля за технической безопасностью производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях;
- ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;
- ослабление трудовой, производственной и технической дисциплины.
Программой социально-экономического развития города Элисты на 2007-2010 годы, в числе одной из задач программы предусматривается достижение существенного роста числа рабочих мест на территории города, в числе основных мероприятий - укрепление социального статуса, обеспечение безопасности работающих.
Реализация мероприятий программы социально-экономического развития города Элисты на 2007-2010 годы позволит создать 3000 рабочих мест, соответственно будут созданы новые предприятия.
В связи с созданием новых предприятий возрастает необходимость в активизации деятельности в области охраны труда, связанной с увеличением количества отдельных категорий застрахованных, обучением специалистов по охране труда, проведением работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Активизировалась работа по обучению охране труда руководителей и специалистов организаций, организована система обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В 2006 году прошли обучение по охране труда 223 человека, в том числе руководители бюджетных организаций - 25 человек, специалисты и руководители служб охраны труда - 91 человек, члены комитетов (комиссий) по охране труда - 86 человек, уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюзов - 21 человек.
По результатам надзорно-контрольной деятельности Государственной инспекции труда в РК по соблюдению на предприятиях города Элисты законодательства об охране труда выявлено, что на предприятиях города не в полной мере обеспечиваются права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Анализ нарушений показывает, что работодатели не выполняют свои обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда на предприятиях, организациях. Вследствие такого положения дел с охраной труда работников за 2006 год по оперативным данным Государственной инспекции труда в РК, на предприятиях города произошло 17 несчастных случаев на производстве (групповых, тяжелых и со смертельным исходом), что составляет 47,2% от их общего числа в республике.
В 2006 г. гострудинспекторами по охране труда в хозяйствующих субъектах города Элисты проведено 93 проверки по соблюдению трудового законодательства в сфере охраны труда, в том числе: 48 - комплексные, 24 - тематические (по отдельным вопросам трудового законодательства) и 21 - целевые проверки.
Наибольшее количество проверок проведено на предприятиях следующих отраслей: строительство - 25, торговля - 22, промышленность - 10, жилищно-коммунальное хозяйство - 9.
В ходе проверок всех видов выявлено 769 нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, в том числе: строительство - 195, торговля - 193, промышленность - 117, жилищно-коммунальное хозяйство - 52 нарушения.
Основные нарушения, выявленные в результате проверок всех видов, связаны с организацией работы по охране труда на предприятиях, а именно:
- отсутствие локальных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- инструкции по охране труда разработаны не на все профессии и виды работ;
- журналы регистрации инструктажей ведутся с нарушением нормативных требований;
- не разработаны программы проведения первичных инструктажей;
- инструктажи на рабочем месте, стажировка, обучение и проверка знаний по охране труда проводятся с нарушением нормативных требований;
- руководители и специалисты не проходят обучение и проверку знаний по охране труда;
- не организованы медицинские осмотры лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда;
- работники, работающие во вредных условиях труда не получают компенсации и льготы, предусмотренные трудовым законодательством, договором;
- не выдаются или выдаются с нарушением норм средства индивидуальной и коллективной защиты.
Из 21 целевой проверки, 20 проверок проведено в связи с расследованием несчастных случаев.
Принятие Программы будет способствовать реализации единой государственной политики в области охраны труда, активизации деятельности работодателей в части улучшения условий и охраны труда, явится средством реализации приоритетных направлений социально-экономической политики республики, будет способствовать достижению стратегических целей в части обеспечения безопасных условий труда, предупреждения вредного воздействия промышленных объектов на здоровье работающих, населения и окружающую природную среду.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации,
целевые индикаторы и показатели
Цели Программы:
- обеспечение государственных гарантий по вопросам охраны труда;
- разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического и организационного характера, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда;
- снижение производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости;
- повышение безопасности труда и социальной защиты работников от профессиональных рисков, сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.
Задачи Программы:
- повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков;
- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- повышение числа обученных по охране труда;
- повышение эффективности использования правовой и нормативной базы в улучшении условий и охраны труда, работающих за счет усилия ответственности работодателей и уровня социальной защиты работников;
- активизация работы по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов.
Программа рассчитана на 2007-2009 годы.
Для оценки достижения поставленных проблем применяются целевые индикаторы и показатели реализации мероприятий согласно Приложению 1.
3. Ресурсное обеспечение Программы. Механизм реализации Программы
Мероприятия Программы распределены по следующим направлениям - правового, организационно-технического, информационного, социального партнерства в области охраны труда.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Управление труда и социальной защиты населения Мэрии города Элисты.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города Элисты, а также средств предприятий, организаций и учреждений.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляется городской комиссией по охране труда и промышленной безопасности. Информацию о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно заслушивать на заседании Городской комиссии по охране труда и промышленной безопасности.#
Мероприятия, сроки реализации и финансовое обеспечение Программы изложены в Приложении 1 к данной Программе.
4. Оценка эффективности Программы
Принятие и выполнение Программы позволит усовершенствовать систему управления охраной труда, снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость, а также существенно сократить государственные расходы на компенсации за неблагоприятные условия труда и возмещение вреда, причиненного здоровью работников.
Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы обусловлены деятельностью организаций, предприятий экономики района в сфере охраны труда на ближайшие годы, связанной с реализацией двух Федеральных законов - "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний".
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы выражается в:
- сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда;
- обеспечении социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- снижении уровня заболеваемости и производственного травматизма;
- снижении уровня смертности населения в трудоспособном возрасте;
- повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда.
Экономический эффект от реализации Программы обуславливается за счет снижения материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью, повышения производительности труда, сокращения потерь рабочего времени, снижения затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда, предотвращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профзаболеваемости, уменьшения страховых взносов, сокращения штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда.
Общеэкономический эффект от улучшения условий труда проявляется в увеличении доходов организаций, учреждений и предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшения расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение и обеспечение инвалидов труда приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами.
Приложение
к городской целевой программе
улучшения условий и охраны труда
в городе Элиста на 2007-2009 годы
Перечень
программных мероприятий городской целевой программы улучшения условий
и охраны труда в городе Элиста на 2007-2009 годы
N п/п | Наименование мероприятия | Источник финансирования (тыс. руб.) |
Срок исполнения |
Исполнители | Целевые индикаторы и показатели реализуемого мероприятиями# по годам |
||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Нормативное обеспечение охраны труда | |||||||
1.1. | Анализ состояния условий и ох- раны труда в г. Элисте за 2007-2009 годы, подготовка ме- роприятий по дальнейшей профи- лактике производственного трав- матизма и профессиональной за- болеваемости. |
2007-2009 годы | УТ и СЗН Мэрии г. Элисты Управление здравоохранения Мэрии г. Элисты (медстатис- тика) с ТУФС Роспотребнад- зора в РК, Госинспекцией труда в РК, Федерацией профсоюзов Калмыкии, орга- низациями и учреждениями независимо от формы собс- твенности |
контроль за ди- намикой состоя- ния условий и охраны труда, производствен- ного травматиз- ма и профзабо- леваемости |
контроль за ди- намикой состоя- ния условий и охраны труда, производствен- ного травматиз- ма и профзабо- леваемости |
контроль за ди- намикой состоя- ния условий и охраны труда, производствен- ного травматиз- ма и профзабо- леваемости |
|
2. Информационное обеспечение программы | |||||||
2.1. | Информирование общественности через средства массовой инфор- мации о состоянии условий и ох- раны труда работающих, соблюде- ние# ими правил безопасности труда, культуры производства, оздоровительных мероприятиях в организациях и других вопросах по охране труда |
2007-2009 годы | Структурные подразделения Мэрии г. Элиста, совместно с ГИТ по РК, ТУ ФС Роспот- ребнадзора в РК, Федерацией профсоюзов РК, Территори- альным объединением работо- дателей г. Элисты |
||||
2.2. | Приобретение нормативной и ме- тодической документации, видео- фильмов в области условий и ох- раны труда. |
Средства предп- риятий, органи- заций и учреж- дений |
2007-2009 годы | Руководители предприятий, организаций и учреждений г. Элисты |
повышение уров- ня работы в об- ласти охраны труда на 10-15% |
повышение уров- ня работы в об- ласти охраны труда на 10-15% |
повышение уров- ня работы в об- ласти охраны труда на 10-15% |
3. Организационное и техническое обеспечение охраны труда | |||||||
3.1. | Осуществление мероприятий по охране труда в организациях и учреждениях г. Элисты бюджетных отраслей (ЖКХ, образование, здравоохранение, культура и т.д.) |
Средства предп- риятий, органи- заций и учреж- дений |
2007-2009 годы | Руководители предприятий, организаций и учреждений г. Элисты |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве 5% |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве 10% |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве 10% |
3.2. | Проведение городских семина- ров-совещаний по вопросам охра- ны труда с руководителями и специалистами по охране труда организаций |
средства бюдже- та г. Элисты, всего 10,0 тыс. руб.: 2007 г. - 3,0 2008 г. - 3,0 2009 г. - 4,0 |
Согласно гра- фика# работы городской Ко- миссии по ох- ране труда и промышленной безопасности на 2006-2009 годы |
Структурные подразделения Мэрии г. Элиста совместно с ГИТ в РК, Федерацией проф- союзов РК, РО ФСС РФ в РК, Территориальным объединени- ем работодателей г. Элисты |
охват специа- листов, повы- сивших квалифи- кацию и опыт работы по охра- не труда 30 чел. |
охват специа- листов, повы- сивших квалифи- кацию и опыт работы по охра- не труда 40 чел. |
охват специа- листов, повы- сивших квалифи- кацию и опыт работы по охра- не труда 45 чел. |
3.3. | Обеспечение разработки меропри- ятий по охране труда с включе- нием их в коллективные договоры и соглашения, предусматривающие создание здоровых и безопасных условий труда, снижение профес- сиональной заболеваемости, с обязательным выделением в необ- ходимом объеме денежных средств для их выполнения |
Средства предп- риятий, органи- заций и учреж- дений |
2007-2009 годы | Руководители предприятий, организаций, учреждений г. Элисты |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве на 5% |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве на 10% |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве на 10% |
3.4. | Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в орга- низациях с охватом не менее 15% рабочих мест с вредными услови- ями труда. |
Средства предп- риятий, органи- заций и учреж- дений |
2007-2009 гг. | Руководители предприятий, организаций, учреждений г. Элисты |
улучшение и оз- доровление ус- ловий труда в организациях учреждениях на 10% |
улучшение и оз- доровление ус- ловий труда в организациях учреждениях на 10% |
улучшение и оз- доровление ус- ловий труда в организациях учреждениях на 15% |
3.5. | Обеспечение работающих совре- менными средствами индивидуаль- ной и коллективной защиты по установленным нормам |
Средства предп- риятий, органи- заций и учреж- дений |
2007-2009 гг. | Руководители предприятий, организаций, учреждений г. Элисты |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве на 5% |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве на 10% |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве на 10% |
3.6. | Принятие участия в комплексных проверках организаций по вопро- сам соблюдения законодательства об охране труда. |
2007-2009 годы ежегодно по отдельному плану |
Структурные подразделения Мэрии г. Элиста, ГИТ в РК, совместно с Федерацией профсоюзов РК |
||||
3.7. | Обеспечение контроля за предос- тавлением организациями льгот и доплат за работу с вредными и тяжелыми условиями труда |
2007-2009 годы | Управление труда социальной защиты населения Мэрии г. Элиста, профсоюзные ко- митеты предприятий совмест- но с Министерством труда и социального развития РК, Федерацией профсоюзов РК |
||||
3.8. | Проведение периодических меди- цинских осмотров застрахованных лиц, занятых на работах с вред- ными и опасными веществами и производственными факторами. |
Средства предп- риятий, органи- заций и учреж- дений |
2007-2009 годы | Руководители предприятий и организаций |
предупреждение профессиональ- ных заболеваний и своевременное выявление слу- чаев профессио- нальных заболе- ваний 10% |
предупреждение профессиональ- ных заболеваний и своевременное выявление слу- чаев профессио- нальных заболе- ваний 15% |
предупреждение профессиональ- ных заболеваний и своевременное выявление слу- чаев профессио- нальных заболе- ваний 20% |
3.9. | Обеспечение проведения в орга- низациях Дня охраны труда и Ме- сячника охраны труда. |
Средства предп- риятий, органи- заций и учреж- дений |
2007-2009 годы | Руководители предприятий, организаций, учреждений |
создание безо- пасных условий труда в органи- зациях профи- лактика произ- водственного травматизма и профзаболеваний |
создание безо- пасных условий труда в органи- зациях профи- лактика произ- водственного травматизма и профзаболеваний |
создание безо- пасных условий труда в органи- зациях профи- лактика произ- водственного травматизма и профзаболеваний |
3.10. | Проведение ежегодных городских конкурсов на лучшее состояние охраны и условий труда среди организаций, победители которых награждаются грамотами Мэра г. Элисты, денежными премиями или ценными подарками |
средства бюдже- та г. Элисты, всего 45,0 тыс. руб.: 2007 г. - 15,0 2008 г. - 15,0 2009 г. - 15,0 |
2007-2009 годы | Городская комиссия по охра- не труда и промышленной бе- зопасности |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве на 3% |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве на 5% |
снижение коли- чества несчаст- ных случаев на производстве на 5% |
3.11. | Организация и обеспечение дей- ствий общественного контроля на объектах города по охране труда в организациях города независи- мо от их организационно-право- вой формы и формы собственности |
2007-2009 годы | Руководители организаций города, профсоюзные комите- ты организаций |
||||
3.12. | Организация и оснащение кабине- тов по охране труда в организа- циях, учреждениях и предприяти- ях г. Элисты |
Средства предп- риятий, органи- заций и учреж- дений |
2007-2009 годы | Руководители предприятий, организаций, учреждений |
повышение ка- чества работы специалиста по охране труда в организации на 10% |
повышение ка- чества работы специалиста по охране труда в организации на 10% |
повышение ка- чества работы специалиста по охране труда в организации на 10% |
4. Социальное партнерство в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений | |||||||
4.1. | Обеспечение взаимодействия по вопросам охраны труда ГИТ в РК, УТ и СЗН Мэрии г. Элисты, Тер- риториальным Объединением рабо- тодателей г. Элисты, Координа- ционным Советом организаций профсоюзов г. Элисты, а также городскими органами надзора и контроля |
Постоянно | УТ и СЗН Мэрии г. Элисты | урегулирование коллективных трудовых споров |
урегулирование коллективных трудовых споров |
урегулирование коллективных трудовых споров |
|
5. Объемы и источники финансирования (тыс. руб.) | |||||||
5.1. | Всего необходимо средств на ре- ализацию Программы: |
55,0 тыс. руб., в т.ч. из: бюджета города Элисты - 55,0 тыс. руб. |
2007 г. - 18,0 2008 г. - 18,0 2009 г. - 19,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия третьего созыва (заседание N 23) от 22 ноября 2007 г. N 6 "Об утверждении городской целевой программы улучшения условий и охраны труда в городе Элисте на 2007-2009 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Элистинская панорама" от 1 декабря 2007 г. N 217