Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Развитие дополнительного образования и воспитания
В целях создания условий для творческой самореализации учащихся в общеобразовательных учреждениях города Элисты развивается система дополнительного образования.
В настоящее время в 337 детских объединениях занимается 8872 учащихся, что составляет 74,2% от общего числа учащихся в городе. Наибольшее количество детских объединений художественно-эстетического направления - 122, с охватом 4300 учащихся; спортивного направления - 77, с охватом 1909 учащихся.
В развитие системы дополнительного образования детей особый вклад вносят 5 муниципальных учреждений дополнительного образования, на базе которых занимаются 2816 учащихся города. В МОУ ДОД "Дворец детского творчества" организовано 123 детских объединения по 25 направлениям с охватом 1250 учащихся. В 2008 году МОУ ДОД "Дворец детского творчества" стал победителем во Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей по ЮФО, МОУ ДОД "Детская школа искусств N 1" лауреатом Премии Главы Республики Калмыкия "Лучшее учреждение дополнительного образования детей".
Учреждения дополнительного образования добиваются высоких результатов в развитии одаренных детей, подтверждение тому их победы в республиканских, всероссийских, международных конкурсах.
В развитии воспитательной системы города немаловажную роль играет обеспеченность кадрами. Воспитательную деятельность осуществляют 615 классных руководителей; 537 педагогов дополнительного образования; 20 заместителей директоров по воспитательной работе; 20 заместителей директоров по социально-правовым вопросам; 18 психологов, 9 педагогов - организаторов общеобразовательных учреждений города.
С целью улучшения профилактической работы и реализации мероприятий комплексной целевой программы "Профилактика правонарушений в Республике Калмыкия на 2006-2010 годы" ежегодно разрабатывается план мероприятий Управления образования Мэрии города Элисты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разработан и утвержден план взаимодействия Управления, муниципальных общеобразовательных учреждений города Элисты с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Элисты, Управлением внутренних дел города Элисты по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2008-2009 учебный год. В рамках данного плана проводятся различные мероприятия: Дни профилактики, родительский всеобуч, рейды в неблагополучные семьи, дежурства в местах массового скопления молодежи, обеспечение занятости детей во внеурочное время, вовлечение в кружковую и секционную деятельность, санитарно-просветительская работа.
Анализ состояния преступности и правонарушений среди учащихся муниципальных образовательных учреждений города Элисты за 12 месяцев 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 года показывает, что за данный период произошло повышение количества правонарушений в 1,1 раза (с 118 до 131) и снижение количества преступлений в 2,9 раза (с 64 до 22).
Работа с родителями в муниципальных образовательных учреждениях направлена на организацию сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение психофизических особенностей ребенка, выработку единых требований.
Педагогические коллективы муниципальных образовательных учреждений используют разнообразные формы совместной деятельности с родительской общественностью: тематические недели, конкурсы, конференции отцов "Осознанное отцовство", родительские лектории; индивидуальная работа с родителями из неблагоприятных семей и др. Необходимо отметить целенаправленную работу с родительской общественностью в Элистинском техническом лицее, средних общеобразовательных школах NN 4, 10, 12, 17, 20, 21, 23.
Одним из важных и основных направлений в воспитательной системе является организация детского лидерского движения в городе Элисте, взаимодействие с детскими и юношескими общественными организациями. На базе МОУ ДОД "Дворец детского творчества" действует Школа лидеров ученического самоуправления общеобразовательных учреждений города Элисты, организатором которой является городская детская общественная организация "Гилвксн одд" (рук. Мухленова Г.С.).
С 2007 года ежегодно проводится городской конкурс лидеров и моделей ученического самоуправления. Так, в марте 2008 года прошел городской конкурс лидеров ученического самоуправления, победителем которого стала Андреева Делгир (Средняя общеобразовательная школа N 20). На республиканском конкурсе Андреева Делгир была отмечена в номинации "Лидер ученического самоуправления общеобразовательного учреждения" и ей присвоена номинация "Лидер-эрудит". Победителем в номинации "Лидер ученического самоуправления учреждения дополнительного образования" стала Эльдышева Валентина, президент городской детской организации "Гилвксн одд".
В целях развития активной социализации учащихся образовательных учреждений, формирования их гражданской позиции в Элистинской многопрофильной гимназии, Элистинском техническом лицее, Элистинской классической гимназии, Этнокультурной гимназии N 8, средних общеобразовательных школах NN 23, 12, 21, 20, 23, 4, 10, 2 развивается проектная деятельность, в которой участвуют учащиеся, педагоги и родительская общественность. Проектная деятельность стала одной из основных форм воспитательной работы в школе. Действует центр гражданского образования в средней общеобразовательной школе N 21. В 2008-2009 учебном году планируется создать на базе данной школы городской центр "Гражданин".
В целях повышения эффективности воспитательной работы в общеобразовательном учреждении ежегодно проводится мониторинг уровня воспитанности, оценка деятельности классных руководителей.
На основании приказа Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 19.09.2006 г. N 655 "О рейтинговой оценке деятельности образовательных учреждений Республики Калмыкия", в муниципальных образовательных учреждениях города Элисты разработана рейтинговая оценка школ по итогам городских смотров, конкурсов, спортивных и других мероприятий, Положение об оценке воспитательной деятельности классных руководителей.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" разработаны критерии оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения, Положение о Премии Мэра города Элисты лучшим классным руководителям в номинации "Лучшие педагоги" (постановление Мэра города Элисты от 22.09.2006 г. N 2449), Положение о Премии Мэра города Элисты лучшим образовательным учреждениям в номинации "Лучшая воспитательная система".
Обобщен опыт лучших педагогов города по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, физическому воспитанию:
- "Содержание и основные формы и методы воспитательной работы в школе" - Бембеева Т.А. (средняя общеобразовательная школа N 20);
- "О содержании и формах работы с детьми по профилактике безнадзорности и правонарушений" - Манджиева Н.С. (средняя общеобразовательная школа N 20);
- "Система работы с родительской общественностью в школе" - Мукукенова Н.А. (средняя общеобразовательная школа N 17);
- "Организация физкультурно-оздоровительной работы в гимназии" - Бадма-Гаряев Г.И. (Элистинская многопрофильная гимназия).
В создании воспитательной среды важную роль играет разработка программ развития воспитательных систем школ. Такие программы разработаны в 8 общеобразовательных учреждениях города.
Ежегодно проводится городской конкурс воспитательных систем общеобразовательных учреждений города. В 2008 году лучшими признаны воспитательные системы средних общеобразовательных школ N 20, N 21, которые представляли городскую систему воспитания в республике. По результатам республиканского конкурса 1 место присуждено средней общеобразовательной школе N 20 (директор Саранова Г.Б.), 2 место - средней общеобразовательной школе N 21 (директор Сим Т.Ч.-Ю.).
Управлением проводится городской конкурс авторских программ педагогов дополнительного образования МОУ, УДО. В 2008 году лучшими стали авторские программы педагогов Сангаджиевой Д.В. (детская художественная школа), Хейчиевой М.Б., Евгеевой О.Д. (Калмыцкая национальная гимназия), Манцыновой Ж.Р. (средняя общеобразовательная школа N 12), Галушкиной Г.И. (детская школа - искусств N 1), Цакировой И.Г. (детская музыкальная школа N 1). На республиканском конкурсе 1 место завоевала авторская программа Манцыновой Ж.Р. (средняя общеобразовательная школа N 12), 2 место - Хейчиевой М.Б., Евгеевой С.Д. (Калмыцкая национальная гимназия), 3 место - Цакировой И.Г. (детская музыкальная школа N 1).
В марте 2008 года проведен городской конкурс методических пособий педагогов дополнительного образования.
Отмечая большую работу педагогических коллективов города по созданию условий для творческой самореализации учащихся, выявлению и развитию одаренности следует отметить, что за 2008 год в системе воспитания и дополнительного образования произошли изменения:
- увеличен охват детей дополнительными образовательными услугами;
- целенаправленно велась работа по повышению профессионального мастерства педагогов, которое подтверждается успехами воспитанников и учителей на городских, республиканских, всероссийских, международных конкурсах, форумах и соревнованиях;
- активно развивается изобразительное и декоративно-прикладное творчество.
Управление основными направлениями работы в области воспитания на 2009 год определяет:
- увеличение доли занятости учащихся во внеурочное время;
- создание системы психолого-педагогической помощи учащимся и родителям;
- совершенствование работы по развитию ученического самоуправления и авторских моделей воспитательских систем общеобразовательных учреждений;
- создание системы правового всеобуча учащихся и родителей:
- организация "Школ здоровья".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.