Ответы на вопросы судов Республики Калмыкия
По гражданским делам
Вопрос 1: С какого момента может быть начислена пеня в случае разрешения спора о страховых выплатах в судебном порядке?
Ответ: Согласно ст. 330 ГК РФ пеней признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является решение суда.
В случае возникновения спора о праве на назначение страховых выплат (о размере страховых выплат), то есть по существу обязательства, пеня должна начисляться с момента вступления решения суда в законную силу (обращения к немедленному исполнению), поскольку именно с этого момента субъекту страхования становится известно о том, что он должен производить вышеназванные выплаты в определенном размере. При этом восстановление прав истца осуществляется посредством взыскания основной суммы долга по страховым платежам.
Таким образом, в случае разрешения спора о страховых выплатах в судебном порядке пеня может быть начислена только с момента неисполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда о назначении истцу страховых выплат.
Вопрос 2: Имеются ли правовые основания для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения ими возраста 23 лет?
Ответ: В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 17 декабря 2009 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако обеспечение жильем данной категории граждан ограничивается возрастом. По смыслу закона, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.
Вопрос 3: Каким судам - общей юрисдикции или арбитражным - подведомственны дела по искам налоговых органов к физическим лицам, требования которых основаны на положениях Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (например, к председателям ликвидационных комиссий о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности юридических лиц по налогам)?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены экономические споры и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка, вместо "настоящим Кодексом" следует читать "названным Кодексом"
По смыслу приведенных норм отнесение дел к подведомственности арбитражных судов по общим правилам осуществляется на основе совокупности двух критериев: по характеру спора и по субъектному составу участников спора.
Положения ст. 33 АПК РФ о специальной подведомственности дел определяют подведомственность дел арбитражным судам независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 АПК РФ установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о несостоятельности (банкротстве).
В таких случаях, если материально-правовое требование налоговых органов к физическим лицам вытекает из отношений, возникающих при неплатежеспособности юридических лиц, регулируемых нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", то по смыслу ст. 59 указанного Закона такое требование должно рассматриваться арбитражным судом.
Согласно ч. 2 ст. 33 Кодекса дела, подведомственные арбитражному суду в соответствии с частью 1 этой статьи, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Вопрос 4: Вправе ли суд устанавливать юридический факт владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности, или эта категория дел может быть рассмотрена только в исковом производстве?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 264 и ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Вместе с тем, как следует из ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Возможность установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом в порядке, предусмотренном в изложенных выше нормах, установлена в п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ.
Данная норма не исключает возможности установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом, в том числе на праве собственности.
Например, если у заявителя имелся, но был им утрачен правоустанавливающий документ о принадлежности ему недвижимого имущества на праве собственности, то суд вправе установить факт владения и пользования данным имуществом на праве собственности в целях регистрации этого имущества при условии, что такой документ не может быть восстановлен в ином порядке.
Таким образом, суд вправе установить юридический факт владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности в случае, если отсутствует спор о праве и если данный факт не может быть установлен в ином порядке.
По уголовным делам
Вопрос 1: Предусмотрены ли законом сроки для назначаемых несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия?
Ответ: В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
В качестве принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетнему могут быть назначены:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей, или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Часть 3 названной статьи предусматривает сроки только для принудительных мер воспитательного воздействия, указанных выше в пунктах "б" и "г": при совершении несовершеннолетним преступления небольшой тяжести - на срок от 1 месяца до 2 лет; при совершении преступления средней тяжести - от 6 месяцев до 3 лет.
Таким образом, законом предусмотрены сроки для принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи несовершеннолетних под надзор родителей и в виде ограничения досуга, продолжительность которых зависит от степени тяжести совершенного несовершеннолетним преступления.
В резолютивной части постановления судам обязательно следует указывать конкретный срок, на который определена мера воспитательного воздействия, в противном случае она будет считаться не назначенной.
Вопрос 2: При назначении наказания по совокупности преступлений возможно ли сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания за одно из совершенных лицом преступлений, и штрафа в качестве дополнительного наказания за другое преступление?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 45 УК РФ наказание в виде штрафа может быть назначено в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.
Следует иметь в виду, что за одно и то же преступление штраф не может быть назначен в качестве как основного, так и дополнительного наказания.
При назначении наказания по совокупности преступлений в соответствии с ч. 2 ст. 69, ч. 2 ст. 71 УК РФ при назначении штрафа в качестве основного вида наказания за одно из преступлений, образующих совокупность, суд при сложении наказаний должен указать, что штраф исполняется самостоятельно.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в п. 11 постановления от 29 октября 2009 года N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" разъяснил, что частями 2 и 3 статьи 32 УИК РФ предусмотрен различный порядок исполнения основного наказания и дополнительного наказания в виде штрафа. Исходя из этого, при назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания за одно из совершенных преступлений, и штрафа в качестве дополнительного наказания за другое преступление.
Вопрос 3: Может ли суд продлить время рассмотрения вопроса о применении в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу или залога, если в течение 48 часов после задержания подозреваемого или обвиняемого залог не был внесен?
Ответ: Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога или домашнего ареста" в тех случаях, когда при рассмотрении ходатайства следователя или дознавателя в порядке ст. 108 УПК РФ о применении меры пресечения в виде заключения под стражу будет заявлено ходатайство подозреваемого, обвиняемого, его защитника или законного представителя об избрании меры пресечения в виде залога, судья, при условии признания судом задержания подозреваемого, обвиняемого законным и обоснованным, в установленном законом порядке с участием сторон рассматривает это ходатайство и при наличии к тому оснований решает вопрос о применении к такому лицу в соответствии со ст. 106 УПК РФ меры пресечения в виде залога с определением его вида и размера. Такое решение в силу ч. 7.1 ст. 108 УПК РФ может быть принято судом по собственной инициативе. При внесении залога на депозитный счет суда подозреваемый, обвиняемый освобождается из-под стражи, о чем судья выносит постановление в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ.
Если залог не внесен в течение 48 часов со времени задержания подозреваемого, обвиняемого, судья, исходя из смысла п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, вправе продлить рассмотрение ходатайства о применении к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу или залога на 72 часа. В случае невнесения залога в срок, указанный в постановлении суда, судья в установленном порядке рассматривает ходатайство следователя или дознавателя о применении к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу.
В случае избрания судом залога в качестве меры пресечения при рассмотрении ходатайства о продлении срока содержания под стражей, суд устанавливает вид и размер залога. Одновременно в судебном решении указывается срок, на который продлевается действие меры пресечения в виде заключения под стражу в случае, если залог не будет внесен.
Вопрос 4: Возможна ли выдача в порядке экстрадиции иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и заявивших ходатайство о признании их беженцами?
Ответ: Согласно п. 2 ч. 1 ст. 464 УПК РФ не допускается выдача лица, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, которому на основании Федерального закона "О беженцах" предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.
Запрет на выдачу беженцев в порядке экстрадиции является важнейшим условием соблюдения международного законодательства об основных правах и свободах человека.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О беженцах" лицами, ходатайствующими о признании беженцами, признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и заявляющие о желании быть признанными беженцами, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут или не желают пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; или, не имеющие определенного гражданства лица, находящиеся вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких последствий.
В настоящее время вопрос о выдаче в порядке экстрадиции лиц, находящихся на территории Российской Федерации в процедуре признания их беженцами, не урегулирован действующим российским законодательством.
Между тем, в случае выдачи таких лиц на территории запрашивающего государства в отношении них возможно допущение нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, связанных с жестоким обращением, пытками и другим унижающим достоинство обращением или наказанием.
Следовательно, лица, ходатайствующие о признании беженцами, до принятия окончательного решения по заявленному ими ходатайству не могут быть выданы иностранному государству в порядке экстрадиции или высланы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответы на вопросы судов Республики Калмыкия
Текст ответов опубликован в Бюллетене Верховного Суда Республики Калмыкия и Управления Судебного департамента в Республике Калмыкия, 2010, N 2