По гражданским делам
Вопрос 1: При продаже собственником принадлежащего ему жилого помещения иному лицу сохраняется ли право пользования этим помещением за бывшим членом семьи собственника, который ранее уже реализовал свое право на приватизацию другого жилого помещения, а затем вселился в новое жилое помещение, и в момент его приватизации имел равное с остальными, проживающими в нем, право пользования этим помещением, и дал свое согласие на его приватизацию? Применяются ли к указанным лицам положения ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"?
Ответ: Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 292 ГК РФ).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как видно из содержания названной нормы права, приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, в том числе бывших членов семьи нанимателя (ч. 4 ст. 69 ЖК РФ). Данная норма права не устанавливает каких-либо исключений для проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе и для тех, кто ранее участвовал в приватизации другого жилого помещения.
Следовательно, при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, реализовавшим свое право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие. Данное право пользования жилым помещением сохраняется за бывшим членом семьи собственника и при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу.
Вопрос 2: Необходимо ли участнику общей долевой собственности на квартиру (в том числе однокомнатную), получение согласия другого собственника этого жилого помещения на вселение членов своей семьи или иных граждан, вселяемых им в качестве членов своей семьи?
Ответ: Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением (ст. 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ).
Для осуществления правомочия владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, необходимо согласие других сособственников (ст. 247 ГК РФ).
Данной нормой следует руководствоваться и при решении вопросов, связанных с владением и пользованием жилым помещением, находящимся в общей долевой собственности.
Вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем необходимо согласие всех сособственников этого жилого помещения.
Вместе с тем при вселении в жилое помещение несовершеннолетних детей следует учитывать, что на родителей возложена обязанность воспитывать своих детей (ст. 54 Семейного кодекса РФ), что обусловливает необходимость их проживания совместно с родителями.
В связи с этим вселение несовершеннолетних детей в жилое помещение, где проживают их родители, осуществляется независимо от мнения остальных собственников жилого помещения.
Вопрос 3: Вправе ли военный прокурор обратиться в суд в интересах федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования с иском к военнослужащему о взыскании денежных средств, затраченных на обучение и военную подготовку?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ) предусмотрено, что финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений. За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 78 "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования..." расходы, связанные с реализацией настоящего Постановления, производятся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
С учетом приведенных норм материального закона, поскольку денежные средства, затрачиваемые на обучение студентов (курсантов) в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования являются федеральной (государственной) собственностью, исковое заявление военного прокурора о взыскании с военнослужащего таких денежных средств в пользу указанного учреждения следует признать как поданное в интересах Российской Федерации. Прокурор вправе обратиться в суд с таким заявлением, так как это прямо предусмотрено частью 1 статьи 45 ГПК РФ.
Вопрос 4: С какого момента вступает в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в случае, если копия такого постановления, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, с отметкой на почтовом извещении об отсутствии лица по указанному адресу?
Ответ: Частью 1 ст. 30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
При направлении органом (должностным лицом) копии постановления о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 (далее - Правила). В частности, в соответствии с п. 22 Правил на почтовых отправлениях отправителем должны быть указаны точные адреса отправителя и адресата.
Выполнение требований указанных Правил будет свидетельствовать о том, что органом (должностным лицом), вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности, органом почтовой связи были приняты необходимые меры по направлению и надлежащему вручению лицу копии постановления.
Пункт 36 Правил устанавливает, что почтовое отправление возвращается по обратному адресу, в частности, при отказе адресата (его законного представителя) от его получения, а также при отсутствии адресата по указанному адресу.
В связи с вышеизложенным днем вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении будет являться дата поступления копии постановления по делу об административном правонарушении, в орган, должностному лицу, его вынесшим, указанная на возвращенном почтовом извещении, по мотиву отсутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, либо уклонения данного лица от получения постановления.
По уголовным делам
Вопрос 1: Должен ли суд в ходе судебного разбирательства по уголовному делу на основании заявления адвоката рассматривать вопрос о взыскании процессуальных издержек, связанных с оплатой труда адвоката, участвовавшего в рассмотрении уголовного дела по назначению суда?
Ответ: Согласно п. 5 ч. 2 ст. 131 УПК РФ суммы, выплачиваемые адвокату за оказание юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению, отнесены к процессуальным издержкам.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 299 УПК РФ вопрос о взыскании процессуальных издержек входит в число вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора, и подлежит исследованию в судебном заседании.
По смыслу названных норм закона и согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12 ноября 2008 года N 1074-О-П, вопрос о взыскании процессуальных издержек должен решаться на основе общих принципов и правил, действующих в стадии судебного разбирательства, то есть с участием заинтересованного лица, которое имеет право выразить свое мнение по вопросу о возмещении расходов, связанных с оплатой труда адвоката, участвующего в деле по назначению.
Таким образом, заявление адвоката об оплате его труда за участие в рассмотрении уголовного дела по назначению, подлежит рассмотрению в ходе судебного разбирательства по делу. При этом суд должен исследовать в судебном заседании имущественное положение осужденного и выяснить его мнение по данному вопросу.
Если вопрос о процессуальных издержках, в том числе об оплате труда адвоката по назначению суда, не был решен при постановлении приговора, он подлежит разрешению судом, вынесшим приговор, в порядке ст. 397 УПК РФ.
Вопрос 2: Обязательно ли проведение судебного заседания с участием осужденного при рассмотрении в порядке ст. 397 УПК РФ вопроса о взыскании расходов на оплату труда адвоката по назначению суда?
Ответ: Да, обязательно. В силу ч. 2 ст. 132 УПК РФ процессуальные издержки, в том числе расходы на оплату труда адвоката, могут быть взысканы с осужденного.
Поскольку вопрос о взыскании процессуальных издержек затрагивает интересы осужденного, суд обязан известить его о дате, времени и месте судебного заседания, обеспечить участие осужденного при обсуждении данного вопроса и предоставить ему возможность довести до суда свою позицию.
Вопрос 3: В какой суд может обратиться реабилитированное лицо с требованием о возмещении вреда, причиненного ему уголовным преследованием, если уголовное дело в отношении него прекращено вышестоящим судом?
Ответ: В течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, со дня получения копии документов, указанных в ч. 1 ст. 134 УПК РФ, и извещения о порядке возмещения вреда реабилитированный вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в суд, постановивший приговор, вынесший постановление, определение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, либо в суд по месту жительства реабилитированного, либо в суд по месту нахождения органа, вынесшего постановление о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования либо об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений. Если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то требование о возмещении вреда направляется в суд, постановивший приговор.
Данная норма закона подлежит применению с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2011 года N 18-П, согласно которому все реабилитированные имеют единый статус лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, и имеют равную возможность выбора по собственному усмотрению соответствующего суда для разрешения вопроса о возмещении имущественного вреда как судом, постановившим приговор или иное решение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, так и судом по месту жительства реабилитированного.
Таким образом, реабилитированное лицо, если уголовное дело в отношении него прекращено вышестоящим судом, может обратиться с требованием о возмещении вреда, причиненного ему незаконным уголовным преследованием, как в суд, постановивший приговор, так и в суд по месту жительства.
Вопрос 4: Может ли суд рассмотреть вопрос об отмене условного осуждения к лишению свободы без участия самого осужденного?
Ответ: Согласно ч. 3 ст. 7 УПК РФ любое судебное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
Учитывая данную норму закона, при рассмотрении вопроса об отмене условного осуждения в порядке ст. 399 УПК РФ суд обязан проверить обоснованность поступившего представления органа, исполняющего наказание, а также проверить достоверность и достаточность представленных материалов, подтверждающих требование о необходимости обращения назначенного судом наказания к реальному отбыванию.
При этом осужденный имеет право ознакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять документы.
Таким образом, в целях обеспечения гарантированного законом права осужденного на защиту вопрос об отмене условного осуждения должен разрешаться судом в присутствии лица, в отношении которого принимается такое решение, за исключением случаев, когда подтверждено, что условно осужденный скрылся от контроля и находится в розыске.
Кроме того, при рассмотрении вопроса об отмене условного осуждения в судебном заседании суд обязан разъяснить осужденному его гарантированные законом процессуальные права, в том числе и право на помощь адвоката, и предоставить ему возможность воспользоваться таким правом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответы на вопросы судов Республики Калмыкия
Текст ответов опубликован в Бюллетене Верховного Суда Республики Калмыкия и Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Калмыкия, 2011, N 3