Приложение
к письму МОКиН РК
от 03.02.2012 г. N 284
Программа
"Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2012 год
(утв. Приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 16 января 2012 г. N 24)
I. Актуальность проблемы
В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Данная проблема нашла свое отражение в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и поручениях Президента Российской Федерации, направленных на его реализацию, предусматривающих разработку и реализацию программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.
В Республике Калмыкия не уменьшается число детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время зарегистрированы 1087 детей данной категории в возрасте от 0 до 18 лет. Из них на полном государственном обеспечении находятся 150 детей, среди которых - 90 детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 60 детей в учреждениях профессионального образования.
Кроме того, в 2011-2012 учебном году в учреждениях начального, среднего и высшего образования получают профессию и находятся на полном государственном обеспечении 247 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них в возрасте от 18 до 23 лет - 224 чел., старше 23 лет - 23 чел. Приведенные данные являются подтверждением необходимости постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обусловлено рядом факторов.
Во-первых, выпускники интернатных учреждений имеют низкий уровень готовности к самостоятельной жизни, пребывание на полном государственном обеспечении формирует у них позицию иждивенчества. Многие из них не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не могут самостоятельно распределить имеющиеся денежные средства, не имеют представления о семейной жизни, распределении обязанностей.
Во-вторых, у большинства из них не сформировано чувство родного дома, поэтому быстро формируются вредные привычки, развивается наследственная тяга к алкоголю. У большинства детей наблюдаются нарушения в психике вследствие перенесенных психических травм и алкоголизации родителей.
В-третьих, неблагополучные социально-бытовые и социально-психологические условия проживания детей в неблагополучных семьях, приводят к развитию хронических соматических заболеваний.
Кроме того, большинство выпускников интернатных учреждений, как правило, не способно самостоятельно решить вопросы трудоустройства, регистрации по месту жительства, оформления социальных пенсий и пособий. Подростки покидают детские дома и начинают самостоятельную жизнь не только не приспособленными (не адаптированными) к ней из-за специфики пребывания в интернатном учреждении, но и физически, морально не окрепшими.
Самой острой проблемой жизнеустройства детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является жилищный вопрос.
В 2011 году в соответствии с Законом Республики Калмыкия "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия" от 25.04.2006 г. N 262 на учете состоят 1064 человека, не имеющие жилья.
По-видимому, в предыдущем абзаце раздела I настоящей Программы допущена опечатка, номер названного Закона следует читать как N 262-III-З
В связи с этим Республика Калмыкия предлагает рассмотреть возможность по отнесению расходных обязательств по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к бюджету Российской Федерации, разработать и принять федеральную целевую программу на 2013-2015 годы "Жилье - детям-сиротам".
Из-за отсутствия регистрации по месту жительства многие выпускники детских домов не имеют возможности трудоустроиться, к тому же их мотивация к приобретению профессиональных знаний недостаточно высока.
Сегодня эту проблему Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия решает во взаимодействии с Агентством занятости населения и труда Республики Калмыкия.
Важнейшим условием социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений является их подготовленность к браку и семейной жизни. Далеко не все бывшие воспитанники детских домов и дети, оставшиеся без попечения родителей, сумели создать семью.
Фактором, обуславливающим низкий уровень социализации выпускников интернатных учреждений, является также образовательная дезадаптация, которая проявляется в следующем: низкая учебная мотивация детей-сирот, отсутствие профессиональной направленности и неумение прогнозировать свое будущее.
Кроме того, выпускники испытывают правовую незащищенность, выражающуюся в неумении отстаивать свои личные и имущественные права, в незнании законов и органов и учреждений, в которых им может быть оказана различного рода помощь.
Их социальная дезадаптированность приводит к тому, что часть из них попадают в группу "социального риска".
Для решения проблем постинтернатной социальной адаптации детей-сирот в республике уже сделаны определенные шаги.
В Республике Калмыкия обеспечены меры по предоставлению бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения детей-сирот, в том числе проведение ежегодной диспансеризации.
В настоящее время в республике разработана необходимая нормативно-правовая база, определяющая деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по защите законных интересов, личных, имущественных, иных прав детей-сирот.
На основании распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2011 г. N 310-р создано бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования" (далее - БУ РК "ЦПППСО").
II. Цели, задачи и направления программы.
Цель: обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов, детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и построение системы взаимодействия вневедомственных структур по их постинтернатному сопровождению.
Задачи:
1. систематизация банка данных о выпускниках детских домов, детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. оказание социально-правовой, психолого-педагогической помощи детям данной категории;
3. оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми данной категории;
Основные направления:
1. Методическая и аналитическая работа с целью сбора данных о выпускниках детского дома, их анализа и обобщения с последующей разработкой предложений по работе с выпускниками детских домов, по коррекции их социопатического опыта и по профилактике их дезадаптации, выпуск методических материалов.
2. Организация и оказание социально-правовой помощи выпускникам детских домов и поддержки их в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере в рамках Российского законодательства, правовое просвещение (выпуск памяток, рекомендаций, индивидуальное и групповое консультирование и т.д.).
3. Методическая и психолого-педагогическая работа с коллективами детских домов и интернатных учреждений (семинары, рекомендации, консультирование, оказание помощи в построении содержательной работы).
4. Разработка и построение модели взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения выпускников детского дома (специалисты Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия (далее - МОКиН РК), Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее - МЗиСРК); Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия (далее - МСТиМПРК), Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия (далее - Агентство), Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - МСТиДХРК), специалисты органов опеки и попечительства муниципальных образований Республики Калмыкия, руководители учреждений интернатного типа, образовательных, медицинских учреждений Республики Калмыкия; секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы по делам несовершеннолетних; специалисты комплексных центров социального обслуживания населения Республики Калмыкия, средства массовой информации, Молодежная спортивная общественная организация "Наш дом г. Элиста");
5. Мониторинг социально-психологической адаптации выпускников детского дома и интернатных учреждений и сотрудничество с отделом социологических исследований Института комплексных исследований аридных территорий при Министерстве образования, культуры и науки Республики Калмыкия.
6. Создание методической базы по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений.
III. Ожидаемые результаты реализации программы и показатели ее эффективности:
1. создание в учреждениях индивидуальных и групповых программ сопровождения воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. создание системы межведомственного взаимодействия по вопросам постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. увеличение доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов;
4. увеличение доли выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессиональное образование;
5. увеличение доли трудоустроенных выпускников.
6. увеличение доли выпускников, решивших имущественные и жилищные проблемы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
IV. Перечень мероприятий по реализации республиканской программы
N |
Наименование |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Направление 1. Методическая и аналитическая работа по сбору данных | |||
1. |
Разработка единой системы сбора данных |
БУ РК "ЦПППСО" |
январь-февраль 2012 г. |
2. |
Взаимодействие со специалистами районных отделов опеки и попечительства |
БУ РК "ЦПППСО" |
ежеквартально |
3. |
Корректировка и обновление банка данных |
БУ РК "ЦПППСО" |
ежеквартально |
4. |
Анализ и обобщение банка данных с целью изучения динамики |
БУ РК "ЦПППСО" |
2 раза в год |
Направление 2. Оказание социально-правовой помощи | |||
5. |
Предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
МОК и Н РК |
постоянно |
6. |
Защита имущественных прав воспитанников детского дома и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая своевременную постановку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обеспечение сохранности жилья |
Органы опеки и попечительства, МОК и Н РК |
постоянно |
7. |
Повышение правовой грамотности воспитанников через индивидуальные и групповые консультации и информационные бюллетени |
юристы отделов и управлений образования, юрист БУ РК "ЦПППСО" |
постоянно |
8. |
Повышение правовой компетентности специалистов, работающих с данной категорией детей |
юристы отделов и управлений образования, юрист БУ РК "ЦПППСО" |
постоянно |
9. |
Предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов |
МОК и Н РК, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия |
постоянно |
Направление 3. Методическая и психолого-педагогическая работа с коллективами детского дома и интернатных учреждений | |||
10. |
Организация и проведение Республиканской конференции "Чужих детей не бывает!". |
МОК и Н РК БУ РК "ЦПППСО" |
январь 2012 |
11. |
Республиканский слет выпускников детских домов в честь 90-летия Городовиковского детского дома. |
МОК и Н РК БУ РК "ЦПППСО" |
май |
12. |
Проведение конкурса программ образовательного, социально-правового, психолого-педагогического сопровождения |
БУ РК "ЦПППСО" |
май |
13. |
Проведение творческих конкурсов среди воспитанников детского дома и интернатных учреждений |
БУ РК "ЦПППСО" |
в течение года |
14. |
Организация и проведение практических семинаров, консультаций, психологических тренингов для специалистов, работающих с данной категорией детей |
БУ РК "ЦПППСО" |
в течение года |
Направление 4. Разработка и построение модели взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения | |||
15. |
Создание Республиканского Совета по социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений при МОК и Н РК |
МОК и Н РК |
январь |
16 |
Координация деятельности республиканского Совета по социализации выпускников детских домов |
МОК и Н РК |
в течение года |
17. |
Дальнейшая работа по взаимодействию всех структур по реализации модели постинтернатного сопровождения (проведение совещаний с различными Министерствами и ведомствами по различным проблемам) |
МОК и Н РК, БУ РК "ЦПППСО" |
в течение года |
18. |
Организация и проведение ведомственных конкурсов среди специалистов, занимающихся данной проблемой |
МОКиНРК БУ РК "ЦПППСО" |
в течение года |
Направление 5. Мониторинг социально-психологической адаптации выпускников детского дома и интернатных учреждений и сотрудничество с отделом социологических исследований бюджетного научного учреждения "Институт комплексных исследований аридных территорий" (далее - БНУ "ИКИАТ") при МОК и Н РК | |||
19. |
Создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
БУ РК "ЦПППСО" БНУ РК "ИКИАТ" |
в течение года |
20. |
Психологическая диагностика изучения личностной и эмоциональной сферы воспитанников детского дома и интернатных учреждений |
БУ РК "ЦПППСО" |
в течение года |
21. |
Изучение удовлетворенности качеством жизни выпускников детских домов и интернатных учреждений |
БУ РК "ЦПППСО" БНУ РК "ИКИАТ" |
в течение года |
22. |
Определение уровня социализированности личности воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов |
БУ РК "ЦПППСО" |
в течение года |
Направление 6. Создание методической базы по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения бывших воспитанников детских домов и интернатных учреждений | |||
23. |
Информационное сопровождение программы (подготовка методических рекомендаций, буклетов, памяток) |
БУ РК "ЦПППСО" |
в течение года |
24. |
Разработка Положения о конкурсе программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов |
БУ РК "ЦПППСО" |
февраль |
25. |
Проведение консультирования специалистов по разработке образовательных, социально-правовых, психолого-педагогических и воспитательных программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов |
БУ РК "ЦПППСО" |
февраль-май |
26. |
Разработка программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов |
Казенные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: "Городовиковский детский дом (смешанный)", "Матросовский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" |
в течение года |
27. |
Разработка программы социально-психологических тренингов по развитию жизненных навыков у воспитанников детского дома и специальных (коррекционных) школ-интернатов |
БУ РК "ЦПППСО" |
январь, февраль |
28. |
Анализ и подведение итогов республиканского конкурса программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов |
МОК и Н РК, БУ РК "ЦПППСО" |
июнь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа принята с целью обеспечения успешной социальной адаптации выпускников детских домов, детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и построения системы взаимодействия вневедомственных структур по их постинтернатному сопровождению.
К направлениям Программы отнесены:
сбор данных о выпускниках детского дома, их анализ и обобщение с последующей разработкой предложений по коррекции их социопатического опыта и по профилактике их дезадаптации, выпуск методических материалов;
организация и оказание социально-правовой помощи выпускникам детских домов и поддержки их в трудных жизненных ситуациях;
методическая и психолого-педагогическая работа с коллективами детских домов и интернатных учреждений;
разработка и построение модели взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;
мониторинг социально-психологической адаптации выпускников детского дома и интернатных учреждений;
создание методической базы по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений.
В результате реализации Программы ожидается:
создание в учреждениях индивидуальных и групповых программ сопровождения воспитанников;
создание системы межведомственного взаимодействия;
увеличение доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением;
увеличение доли выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессиональное образование;
увеличение доли трудоустроенных выпускников;
увеличение доли выпускников, решивших имущественные и жилищные проблемы.
Программа "Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2012 год (утв. приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 16 января 2012 г. N 24)
Текст Программы опубликован в газете "Хальмг Унн" от 8 февраля 2012 г. N 21
Постановлением Администрации Балезинского района от 17 июня 2016 г. N 902 настоящий документ признан утратившим силу