С целью реализации направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить проект Концепции развития здравоохранения Республики Калмыкия до 2020 года (приложение).
2. Главным врачам медицинских организаций при разработке планов мероприятий по организации медицинской помощи населению Республики Калмыкия до 2020 года руководствоваться данной Концепцией.
3. Заведующей сектором организационно-хозяйственного обеспечения и делопроизводства (Пандиновой О.В.) довести настоящий приказ до главных врачей медицинских организаций республики.
4. Начальнику отдела аналитической информации, статистики и программного обеспечения (Эрендженов А.В.) разместить настоящий приказ на сайте Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Маньшина В.П.
Министр |
В.А. Шовунов |
Проект
Концепция развития здравоохранения Республики Калмыкия до 2020 г.
I. Общие положения
II. Состояние системы здравоохранения республики
2.1. Основные черты современной демографической ситуации
2.2. Показатели здоровья населения республики
2.3. Система организации медицинской помощи населению республики
2.4. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения
2.5. Лекарственное обеспечение населения республики в амбулаторных условиях
2.6. Информатизация здравоохранения
III. Цели, задачи и основные направления концепции.
IV. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции развития здравоохранения Республики Калмыкия до 2020 года
I. Общие положения
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и республиканскими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Калмыкия, Концепцией развития здравоохранения в Российской Федерации.
II. Состояние системы здравоохранения республики.
2.1. Основные черты современной демографической ситуации:
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Калмыкия численность населения Республики Калмыкия на 1 января 2012 года составила 286689 человек.
В структуре численности населения Республики Калмыкия удельный вес детского населения в возрасте до 18 лет составляет 23%, лиц трудоспособного возраста - 63%, лиц в возрасте старше трудоспособного - 16% (в среднем по Российской Федерации - 21,6%). При этом в 2007 году доля жителей Республики Калмыкия в возрасте старше трудоспособного составляла 14%, что свидетельствует об ускорении процесса старения населения.
В 2011 году в республике зарегистрировано родившихся живыми 4191 ребенка, что на 226 человек меньше в сравнении с предыдущим годом. Несмотря на незначительное снижение рождаемости в 2011 г. в сравнении с 2010 годом с 15,3 до 14,6, уровень его остается достаточно высоким и превышает среднероссийский показатель на 16,9% (Российская Федерация - 12,4).
В 2011 году в республике зарегистрировано 2920 умерших. Показатель общей смертности составил 10,1 на 1000 населения. Величина показателя общей смертности республики ниже, чем в среднем по Российской Федерации (в 2011 году - на 22,3%). За десятилетний период (2002-2011 годы) общая смертность населения снизилась на 18,3% (2002 г. - 1234,1).
Наблюдаемая в последние годы положительная динамика показателей рождаемости и смертности обусловила благоприятную тенденцию к увеличению коэффициента естественного прироста населения республики. Так, коэффициент естественного прироста населения за последние десять лет увеличился с 0,4 в 2002 году до 4,5 в 2011 году.
Продолжительность жизни населения республики увеличилась с 65,4 лет в 2000 году до 68,6 лет в 2011 году, на уровне показателя в среднем в Российской Федерации (2009 г. - 68,7 лет). Вместе с тем, разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается высокой и составляет 12,5 лет.
В 2011 году, как и в прошлые годы, основными причинами смерти населения Республики Калмыкия являются болезни системы кровообращения (49,2%), травмы и несчастные случаи (13,7%), злокачественные новообразования (13,2%). На долю всех остальных причин смерти приходится 23,9%.
В 2011 году показатель смертности жителей республики от болезней системы кровообращения составил 496,7 на 100 тыс. населения (на 5,4% ниже уровня 2010 года).
Показатель смертности от новообразований составил 135,7 на 100 тыс. населения (на 11,3% ниже, чем в 2010 году).
Уровень пятилетней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза поднялся с 49,8% в 2009 г. до 52,1% в 2011 г., больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями с 70% в 2009 г. до 76%.
Смертность населения республики от травм и несчастных случаев в 2011 году увеличилась в сравнении с 2010 годом на 1,8% и составила 138,8 на 100 тыс. населения.
Сохраняется отрицательная динамика показателя смертности от самоубийств. В 2011 г. смертность по причине самоубийств составила 38,4 на 100 тыс. населения (в среднем по Российской Федерации - 23,6).
Смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, снизилась в сравнении с 2010 годом почти в два раза и составила в 2011 г. 3,8 на 100 тыс. населения (в среднем по Российской Федерации - 13,5).
Продолжилась благоприятная тенденция уменьшения показателя младенческой смертности: с 16,0 на 1 тыс. родившихся живыми в 2000 году до 5,7 в 2011 году. В Российской Федерации данный показатель в 2010 году составлял 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми.
Вместе с тем, в республике сохраняется высокий показатель материнской смертности. В 2010-2011 гг. смертность возросла с 45,3 до 71,6 на 100 тыс. родившихся живыми и составила в абсолютном значении три случая против двух случаев в 2010 году (в среднем по Российской Федерации - 16,7).
2.2. Показатели состояния здоровья населения республики.
Показатель заболеваемости всего населения по республике в динамике последних пяти лет остается стабильным и ниже, чем по Российской Федерации, в 2011 году он составил 665,3 на тысячу населения против среднероссийского уровня - 785,2.
Отмечается рост заболеваемости детей (0-14 лет) с 1240,7 на 1000 детского населения в 2000 г. до 1579,8 - в 2011 году.
В возрастной группе 15-17 лет заболеваемость составила в 2011 году 1193,6 на 1000 населения соответствующего возраста. Травмы у подростков занимают третье место в структуре заболеваний - 5,8%.
Уровень заболеваемости взрослого населения Республики Калмыкия составил в 2011 г. - 419,0 на 1000 населения. В структуре зарегистрированных заболеваний у взрослого населения на первом месте регистрируются заболевания органов дыхания - 23,7%, , второе место занимают болезни мочеполовой системы - 13,9%, на третьем месте - травмы и отравления - 10,7%.
Отмечается тенденция к снижению болезней системы кровообращения в целом на 11%, в том числе болезней характеризующихся повышением артериального давления на 14,6%, повторных инфарктов миокарда на 32%. Удалось стабилизировать заболеваемость острыми инфарктами миокарда (2009 г. - 0,92; 2011 г. - 0,93). Вместе с тем отмечается рост заболеваемости инсультом с 2,2 в 2009 г. до 2,7 в 2011 г.
По данным Регионального сегмента Государственного регистра больных Сахарным диабетом по состоянию на 01.01.2012 г. среди взрослого населения состоит на учете 5992 больных, в т.ч. 17 детей в возрасте от 0 до 17 лет. В течение последних трех лет количество больных СД в республике увеличилось на 18% или 918 пациентов.
За последние 3 года заболеваемость злокачественными новообразованиями в республике выросла до 224,9 случая на 100 тыс. населения в 2011 году против 213,3 в 2009 году, рост составил 5,1%. В структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями в 2011 году на первом месте зарегистрирован рак молочной железы 20,8%, на втором месте - рак легкого 14,0%; на третьем месте - рак кожи 10,2%.
Эпидемическая ситуация по туберкулезу в Республике Калмыкия продолжает оставаться неблагополучной. Об этом свидетельствует высокий уровень основных эпидемиологических показателей. Показатель общей заболеваемости туберкулезом по республике снизился по сравнению с 2009 годом на 21% и составил в 2011 году 87,9 на 100 тыс. населения (2009 г. - 111,1) данный показатель остается выше российского (2010 г. - 77,4).
Растет заболеваемость населения республики психическими расстройствами и расстройствами поведения. В 2011 году показатель общей заболеваемости психическими заболеваниями в сравнении с 2010 годом увеличился на 11% и составил 243,3 больных на 100 тыс. населения против 181,6 в 2009 г. (РФ - 358,3).
Заболеваемость наркологическими заболеваниями в Республике Калмыкия в 2011 году составила 74,3 случая на 100 тысяч населения, в сравнении с 2009 г. заболеваемость снизилась на 39,5% (РФ 2010 г. - 126,6). В структуре заболеваемости по причине психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ на первом месте синдром зависимости от алкоголя - 72% (53,3 на 100 тыс. населения), на втором месте психические расстройства, связанные с употреблением алкоголя (алкогольные психозы) - 23% (16,9), на третьем месте синдром зависимости от наркотических веществ - 5% (3,8). Основная опасность психических расстройств выражается в утяжелении социального положения пациентов. В то же время возможность проведения полноценной реабилитации лиц, страдающих психическими заболеваниями, на сегодняшний день в республике отсутствует.
Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в 2011 г. составила 4,5 на 100 тыс. населения, что в 1,7 раза ниже показателя 2009 г. (7,7).
Анализ распространенности и динамики основных модифицируемых факторов риска развития неинфекционных заболеваний, оказывающих наибольшее влияние на уровень и структуру общей смертности и заболеваемости населения Республики Калмыкия, выявил следующие тенденции.
Злоупотребление алкоголем - важнейшая проблема общественного здоровья. Этот фактор в наибольшей степени оказывает влияние на уровень смертности населения и количество лет жизни с утратой трудоспособности. Распространенность потребления алкоголя в республике составила в 2011 г. 1164,8 на 100 тыс. населения. Увеличилось число лиц, состоящих на профилактическом учете в группе "употребление алкоголя с вредными последствиями". За трехлетний период отмечается рост распространенности потребления алкоголя среди несовершеннолетних, в 2011 г. этот показатель составил 292,7 на 100 тыс. детского населения. Только за последний год уровень потребителей алкоголя среди подростков вырос на 13,3%, потребителей наркотических средств - на 5%.
Курение является одним из главных факторов, обуславливающих развитие хронических заболеваний системы кровообращения, органов дыхания и провоцирует многие онкологические болезни. В настоящее время распространенность курения в республике составила среди женщин 29,7% (в РФ 30%), среди мужчин - 65,4% (в РФ - 63%).
Негативным фактором является нерациональное питание, которое приводит к стойким нарушениям пищевого статуса населения республики, что, в свою очередь, влечет за собой снижение уровня здоровья и способствует развитию алиментарно-зависимых заболеваний. Так, за пятилетний период наблюдается рост заболеваемости ожирением среди детей на 4%, среди подростков и взрослых в 5 и 2,7 раза соответственно. Заболеваемость язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки в сравнении с 2007 годом выросла на 12,5% среди подростков и в 1,6 раза среди детей. Зарегистрирован рост заболеваемости артериальной гипертонией среди подростков за последние пять лет на 27%. Состояние соматического здоровья детей и подростков существенно влияет на состояние репродуктивного здоровья населения и демографическую ситуацию в целом.
Инвалидность всего населения в Республике Калмыкия за последние пять лет снизилась на 16%, трудоспособного населения - на 5%, детского населения - на 14%. Однако инвалидность среди детей за последние три года выросла на 10,5% (2009 г. - 47,6; 2010 г. - 48,1 на 10 тыс. детского населения). Несмотря на некоторые успехи в снижении уровня инвалидизации населения, прежде всего взрослого, сохраняются проблемы качества медицинской помощи и социальной реабилитации этого контингента населения.
2.3. Система организации медицинской помощи населению республики.
Медицинская помощь жителям республики оказывается в 12-ти государственных учреждениях здравоохранения, подчиненных непосредственно министерству, 5-ти муниципальных учреждениях здравоохранения города Элисты, 13 центральных районных больницах, в состав которых входят 2 участковые больницы, 12 врачебных амбулаторий, 33 офиса врача общей практики, 13 отделений скорой медицинской помощи и 88 ФАП.
В республике функционируют 18 учреждений здравоохранения третьего уровня, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, 14 учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь и их количество превышает рекомендуемые Минздравсоцразвития России нормативы. Учреждения первого уровня, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь и второго уровня, представленную межрайонными центрами в республике отсутствуют.
Амбулаторно-поликлиническую помощь в республике осуществляют муниципальные учреждения: 13 ЦРБ, 2 городские поликлиники, женская консультация г. Элисты, а также консультативно-диагностические отделения двух многопрофильных больниц и республиканская стоматологическая поликлиника.
Скорая медицинская помощь жителям республики оказывается одной станцией скорой медицинской помощи и 13 отделениями скорой медицинской помощи при ЦРБ. Жителям г. Элиста скорая медицинская помощь оказывается станцией скорой медицинской помощи 1 категории, рассчитанной на 50 тысяч выездов в год. В городе на линии работают ежедневно 10 выездных бригад, из них: общепрофильных - 5, кардиологических - 1, педиатрических бригад - 2, фельдшерских - 2.
Стационарную помощь жителям республики оказывают 22 больничных учреждения, из них 19 функционируют в учреждениях, имеющих в своем составе как стационарные, так и амбулаторно-поликлинические подразделения.
Общее число круглосуточных коек, функционирующих в лечебной сети на 01.01.2011 года, составляет 2554 единицы. В результате проведенной поэтапной реструктуризации обеспеченность круглосуточными койками за пять лет снизилась на 14% и составила на начало 2012 года 88,4 на 100 тыс. населения, средняя занятость круглосуточных коек возросла с 310 до 329,0, оборот койки увеличился на 3%, средняя длительность пребывания больного на койке составила 12,4 дня.
Анализ коечного фонда учреждений здравоохранения Республики Калмыкия показывает, что имеется превышение числа необходимых коек по отдельным профилям: патологии беременности, терапевтического профиля, инфекционного профиля, педиатрического, общего хирургического профиля, коек для беременных и рожениц, патологии новорожденных, гинекологических. Вместе с тем, в республике отмечается дефицит коечного фонда по профилям: психиатрия, психиатрия-наркология, фтизиатрия. Дефицит коек вышеперечисленных профилей обусловлен отсутствием типовых зданий наркологического и психиатрического стационаров и нехваткой имеющихся площадей.
Объем коечного фонда больничных учреждений Республики Калмыкия достаточен для полного обеспечения населения республики стационарной помощью. Однако существующая в настоящее время организация стационарной помощи не эффективна, что проявляется высокими показателями нецелесообразной и непрофильной госпитализации, неадекватным увеличением или сокращением сроков пребывания больного в стационаре.
Специализированная медицинская помощь населению республики оказывается в государственных учреждениях здравоохранения.
В системе здравоохранения республики для специализированного стационарного лечения больных злокачественными новообразованиями, диспансерного наблюдения функционирует республиканский онкологический диспансер со стационаром на 60 коек и 20 коек хирургического профиля на базе республиканской многопрофильной больницы. Обеспеченность койками на 10000 населения по республике в 2011 г. составила 2,7, ввиду отсутствия детских онкологических коек фактически данный показатель составляет 3,7 на 100 тыс. взрослого населения, тогда как среднероссийский показатель по расчету на все население составляет 2,7.
Фтизиатрическая помощь населению оказывается в республиканском противотуберкулезном диспансере. В 2011 году коечный фонд составил 210 коек, обеспеченность составила на 10000 населения 7,3, тогда как по РФ данный показатель составил 5,2 по итогам 2010 года.
Инфраструктура кожно-венерологической службы республики представлена стационаром с коечным фондом в 40 коек круглосуточного пребывания, в том числе 30 коек для взрослых или 75% и 10 коек для детей, что составляет 25%. Койки для взрослых распределены на 5 коек для венерических заболеваний и 25 коек для кожных болезней. Кожно-венерологический стационар является структурным подразделением ГУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи" и составляет 32% коечного фонда учреждения. Обеспеченность койками составляет 1,39 на 10 тыс. населения и превышает среднероссийский показатель на 24,5%.
Наркологическая помощь больным оказывается республиканским наркологическим диспансером с коечным фондом 20 коек круглосуточного пребывания. Обеспеченность составила 0,7 на 10000 населения, учитывая, что койки для взрослых, то в расчете на 10000 взрослого населения 0,93. По Российской Федерации данный показатель выше практически в 2,6 раза и составляет 1,8 на 10 тыс. населения.
Психиатрическая помощь населению республики оказывается Республиканским психоневрологическим диспансером на 224 коек, в составе которого 8 соматопсихиатрических кабинетов, расположенных в ЦРБ. Средняя длительность лечения больных в стационаре для взрослых составила 140 дней.
В республике на сегодняшний момент практически отсутствует система восстановительного лечения и реабилитации, особенно на амбулаторном уровне. Не развита патронажная служба, недостаточно активно работают "стационары на дому", что не обеспечивает преемственность в лечении между стационаром и поликлиникой.
Служба крови Республики Калмыкия представлена Бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Центр крови РК" .
2.4. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения республики.
Состояние материально-технической базы.
В настоящее время для оказания медицинской помощи эксплуатируется 196 зданий учреждений муниципального и республиканского подчинения, из которых 2 здания находятся в аварийном состоянии, 7 - требуют реконструкции и 27 нуждаются в капитальном ремонте. Капитальные ремонты необходимы зданиям МБУ "Яшкульская ЦРБ", БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер", МБЛПУ "Приютненская ЦРБ", МБУ "Черноземельская ЦРБ", МБЛПУ "Целинная ЦРБ", БУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи", КУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер".
Количество зданий и сооружений, прошедших капитальный ремонт из числа нуждающихся в нем составит на 01 января 2013 г. - 41 процент от общего числа.
Вместе с тем существующее состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, несоответствие их санитарным нормам и правилам, нехватка площадей для осуществления основной деятельности требует проведение не только капитального и текущего ремонтов, но и строительства различного типа медицинских учреждений.
Несмотря на процессы интенсивного обновления медицинского оборудования, средний фактический срок его эксплуатации в учреждениях здравоохранения еще достаточно высок и составляет свыше десяти лет. Важно отметить, что значительная часть медицинского оборудования в соответствии с регламентными сроками эксплуатации имеет 100-процентный износ и фактически полностью нуждается в замене. Требует обновления морально и физически устаревшее оборудование и автотранспорт. В большинстве учреждений здравоохранения Республики Калмыкия отсутствуют резервные автономные источники электроснабжения.
В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения республики эксплуатируется почти 2 тыс. единиц медицинского оборудования, из которых:
оборудование с износом более 75 процента - 1343 единиц, или 67 процентов от общего количества;
оборудование, эксплуатируемое более пяти лет, - 1575 единиц, или 78 процентов.
Средний процент износа медицинского оборудования составляет 65 процентов.
Кадровое обеспечение отрасли здравоохранения
Медицинские кадры обеспечивают результативность и эффективность деятельности не только всей системы здравоохранения в целом, но и отдельных структурных подразделений.
В 2011 году в учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия работало 1231 врачей (352 - на селе), 3103 медицинских работника со средним образованием.
Обеспеченность врачами в 2011 году составила 42,3 на 10 тыс. населения (2007 г. - 43,0), средним медицинским персоналом - 107,4 (2007 г. - 74,1). Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" значительно возросла обеспеченность врачами участковой службы.
Коэффициент совместительства врачей в 2011 году в среднем по республике составил 1,5 и в ряде медицинских организаций достигает до 2,0 и выше, у среднего медицинского персонала 1,3. Это свидетельствует о дефиците кадров и о высокой интенсивности их труда.
Наиболее высокий уровень совместительства и потребности отмечается по ряду "труднокомплектуемых" врачебных специальностей: врачи клинической лабораторной диагностики, эндоскописты, рентгенологи, психиатры-наркологи, анестезиологи-реаниматологи, онкологи.
Общая потребность в медицинских кадрах системы здравоохранения Республики Калмыкия на 1 января 2012 года составляет около 160 врачей и 120 средних медицинских работников.
Отмечается тенденция старения медицинских кадров, растет число работающих пенсионеров - 29% (2011 г.).
С целью закрепления врачебных кадров в сельской местности выпускникам общеобразовательных учреждений выдаются целевые направления для поступления в медицинские ВУЗы Российской Федерации. Практикуется система заключения многосторонних договоров на обучение и на подготовку врачей в интернатуре, ординатуре (студент - высшее учебное заведение - администрация муниципального района - МО - Минздравсоцразвития РК). Согласно контракту врач должен отработать в республике 3 года после завершения интернатуры, ординатуры.
Стабилизация кадровой ситуации, прежде всего, с врачами-специалистами узкого профиля и врачами, работающими в сельской местности, ожидается по итогам реализации программы модернизации здравоохранения, а также осуществления комплекса мер, запланированных в связи с принятием Федерального закона от 30.11.2011 г. N 369-ФЗ, вносящего изменения в Федеральный закон от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
2.5. Лекарственное обеспечение населения республики в амбулаторных условиях
В настоящее время существуют три модели лекарственного обеспечения граждан Республики Калмыкия: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку в виде набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственное обеспечение отдельных групп населения и категорий заболеваний бесплатно или с 50% скидкой по рецептам врача в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890, обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами больных с редкими (орфанными) заболеваниями и больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Система дополнительного лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг функционирует с 2005 года. В рамках указанной системы осуществляются закупки лекарственных препаратов по процедурам закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ, с 2008 года функции организации лекарственного обеспечения федеральных льготников на территории республики, осуществляются за счет субвенций и трансфертов федерального бюджета. Ежегодно происходит законодательный отказ до 73% льготников от получения набора социальных услуг, и в системе остаются пациенты с хроническими заболеваниями, которые нуждаются в постоянном приеме лекарственных препаратов. В результате чего, финансовых средств выделяемых из федерального бюджета недостаточно.
2.6. Информатизация здравоохранения
Оснащенность рабочих мест врачей современной вычислительной техникой остается низкой. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения находится 696 единиц компьютерной техники. Более половины компьютеров используется в административно-хозяйственной деятельности, и лишь малая часть - в работе медицинского персонала.
Высокоскоростной доступ к сети Интернет имеют лишь три медицинские организации республики. Скорость подключения остальных остается низкой.
Одновременно с невысокой оснащенностью учреждений здравоохранения республики компьютерной техникой, используемые прикладные системы не позволяют обеспечить поддержку решений актуальных задач как для управления отраслью, так и при непосредственном оказании населению медицинской помощи.
III. Цели, задачи и основные направления Концепции.
Сохранение и укрепление здоровья населения сегодня является одной из ключевых тем совершенствования социальной политики Республики Калмыкия. В ее основу заложено формирование здорового образа жизни и повышение доступности и качества медицинской помощи.
Стратегические цели и задачи.
С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, целью принятия Концепции развития здравоохранения Республики Калмыкия до 2020 г. является:
улучшение здоровья населения Республики Калмыкия на основе повышения качества и доступности оказания медицинской помощи.
Для достижения поставленной цели определены следующие стратегические задачи:
- создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи
- приведение мощности и структуры сети учреждений системы здравоохранения в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи;
- совершенствование технологий оказания медицинской помощи;
- поэтапное создание единого информационного пространства в системе здравоохранения Республики Калмыкия;
- ликвидация диспропорций в структуре и численности медицинских кадров, повышение квалификации кадров.
Реализация комплекса задач в рамках программы будет способствовать улучшению демографической ситуации, сохранению здоровья населения региона, что окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие республики. Ожидается рост удовлетворенности населения качеством медицинской помощи (до 40 процентов), рост показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 70,6 лет. Кроме того, меры, направленные на совершенствование организации медицинской помощи, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, будут способствовать формированию современной модели здравоохранения, отвечающей потребностям общества и граждан.
Основные направления развития здравоохранения республики:
- Формирование эффективной системы организации медицинской помощи;
- трехуровневая система оказания медицинской помощи.
- совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи.
- развитие стационарозамещающих технологий.
- совершенствование специализированных видов медицинской помощи.
- развитие паллиативной помощи.
- развитие медицинской реабилитации
- развитие государственно-частного партнерства
- Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями:
"Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Психические заболевания", "Артериальная гипертония".
- Совершенствование оказания скорой медицинской помощи.
- Медицинская профилактика.
Комплексные меры по ограничению потребления алкоголя и табака; развитие спортивной медицины и лечебной физкультуры; программы "Здоровое питание - основа профилактики неинфекционных заболеваний у населения Республики Калмыкия"; "Медицинская профилактика, формирование здорового образа жизни и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Калмыкия", "Профилактика неинфекционных заболеваний в трудовых коллективах Республики Калмыкия".
- Совершенствование лекарственного обеспечения
- Совершенствование службы детства и родовспоможения
- развитие специализированной медицинской помощи детям и подросткам по профилям "акушерство и гинекология", "детская урология андрология", "детская эндокринология", "нейрохирургия", "травматология и ортопедия", "детская хирургия", "иммунология и аллергология", "офтальмология", "неврология" (создание детского специализированного центра медицинской помощи);
- совершенствование выездной формы работы по профилям "акушерство-гинекология" и "неонатология" путем создания выездной акушерско-анестезиологической и неонатальной бригад;
- усиления диагностических лабораторных возможностей детских стационаров и учреждений родовспоможения;
- обеспечения проведения диспансеризации детей первого года жизни в соответствии со стандартом диспансеризации и углубленной диспансеризации подростков 14-ти летних подростков с целью раннего выявления, лечения и профилактики нарушений репродуктивной сферы;
Текст приводится в соответствии с источником
- внедрения современных диагностических технологий по раннему выявлению туберкулеза у детей и подростков и оптимизации оказания противотуберкулезной помощи;
- дальнейшая оптимизация педиатрической коечной сети и развитие стационарозамещающих технологий в первичном звене.
- Кадровое обеспечение здравоохранения
- совершенствование профессионального уровня медицинских работников и укомплектования медицинских организаций республики специалистами.
- Развитие инфраструктуры здравоохранения
- создание необходимых условий для оказания медицинской помощи населению.
- укрепление материально-технической базы медицинских организаций Республики Калмыкия и оснащение современным медицинским оборудованием.
- Информатизация здравоохранения Республики Калмыкия.
- создать единую информационную систему здравоохранения Республики Калмыкия охватывающую все медицинские учреждения.
IV. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции развития здравоохранения Республики Калмыкия до 2020 года
I этап: 2013-2017 годы:
- формирование модели здравоохранения, отвечающей современным требованиям;
- создание условий для внедрения Порядков и стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных Минздравсоцразвития РФ;
- создание условий для безопасного и бесперебойного функционирования учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия;
- создание условий для инновационного развития здравоохранения Республики Калмыкия;
- внедрение информационных технологий, в том числе в части персонифицированного учета оказанной медицинской помощи, ведения электронного документооборота, перехода на ведение электронной амбулаторной карты и электронной истории болезни, развития телемедицинской помощи и др.;
- последовательная реализация кадровой политики, направленной на привлечение кадров с высшим медицинским образованием на работу в республику, закрепление кадров на работе в сельской местности;
- совершенствование условий и механизмов реализации комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у населения республики.
Ожидается дальнейшее улучшение демографических показателей, создание равных условий доступа к высокопрофессиональной медицинской помощи для жителей сельских районов и городов республики.
II этап: 2018-2020 годы - завершение начатых на первом этапе стратегических проектов, ориентированных на модернизацию существующей системы здравоохранения.
В целом реализация всех направлений Концепции развития здравоохранения Республики Калмыкия к 2020 году позволит создать систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Республики Калмыкия в долгосрочной перспективе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведена оценка состояния системы здравоохранения республики в разрезе основных черт современной демографической ситуации, показателей состояния здоровья населения республики, системы организации медицинской помощи населению республики, материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения республики, лекарственного обеспечения населения республики в амбулаторных условиях и информатизации здравоохранения.
К основным направлениям развития здравоохранения республики отнесены:
формирование эффективной системы организации медицинской помощи;
совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи;
развитие стационарозамещающих технологий;
совершенствование специализированных видов медицинской помощи;
развитие медицинской реабилитации;
развитие государственно-частного партнерства;
предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями;
совершенствование оказания скорой медицинской помощи;
медицинская профилактика и др.
В результате реализации Концепции ожидается создание системы здравоохранения, позволяющей оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Республики Калмыкия в долгосрочной перспективе.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (Минздравсоцразвития РК) от 31 августа 2012 г. N 846пр "О проекте Концепции развития здравоохранения Республики Калмыкия до 2020 года"
Текст приказа официально опубликован не был