Приложение
к приказу МОКиН РК
от 27.12.2011 г. N 1120
Временные правила проведения общеобразовательным учреждением самообследования
I. Пояснительная записка
1. Самообследование является необходимым предварительным этапом государственной аккредитации общеобразовательного учреждения.
2. Цель самообследования:
- Определение готовности общеобразовательного учреждения к внешней экспертизе;
Развитие системы контроля качества подготовки выпускников;
- Формирование базы данных о деятельности общеобразовательного учреждения;
- Сокращение затрат на проведение внешней экспертизы на основе выборочной оценки (по усмотрению комиссии) объектов и показателей, представленных в самообследовании.
3. Самообследование проводится по решению педагогического совета образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии. Председателем комиссии является руководитель образовательного учреждения, заместителем председателя комиссии является заместитель директора по учебной работе.
4. Для проведения самообследования в состав комиссии рекомендуется включать внешних представителей от других образовательных учреждений, общественно-государственных организаций, родительской общественности и т.д.
5. Комиссия общеобразовательного учреждения рассматривает материалы самообследования и выносит их на обсуждение педагогического совета, который принимает решение о готовности образовательного учреждения к государственной аккредитации.
6. По результатам самообследования составляется отчет, в котором подводятся итоги и содержатся конкретные выводы по отдельным направлениям и общеобразовательному учреждению в целом.
7. Не позднее, чем за две недели до проведения внешней экспертизы в Отдел лицензирования, аккредитации и надзора в сфере образования Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия предоставляется аккредитационное дело ОУ.
8. На основании полученных материалов Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия принимает решение о порядке и сроках проведения внешней экспертизы и составе комиссии.
9. Представление общеобразовательным учреждением недостоверных сведений в отчете о результатах самообследования влечет за собой прекращение внешней экспертизы с отрицательным заключением.
II. Отчет о результатах самообследования общеобразовательного учреждения (примерная модель)
Часть А (текстовая часть)
1. Общие сведения об образовательном учреждении, характеристика ОУ.
1.1. Общая характеристика образовательного учреждения (краткая историческая справка, ступени развития общеобразовательного учреждения).
1.2. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения
Дать сведения о пакете документов, регламентирующих деятельность ОУ (Устав, изменения в устав; документ, подтверждающий факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; документ о постановке на учет в налоговом органе; лицензия с приложением (приложениями), свидетельство о государственной аккредитации; документы на имущество, документы на землю; заключения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений для ведения образовательной деятельности установленным законодательством Российской Федерации требованиям; указать группу санитарно-эпидемиологического благополучия; локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения).
1.3. Особые цели и отличительные черты общеобразовательного учреждения, ожидаемые результаты деятельности
Кратко описать следующие положения:
- перевод образовательного учреждения в разряд образовательного учреждения с особым статусом (если ОУ уже является таковым, то опишите основные изменения, произошедшие вследствие этого;
- особые группы, расширенные сферы деятельности, предоставление дополнительных услуг, не включенных в перечень основных образовательных программ;
- сотрудничество, социальное партнерство с другими учреждениями или организациями.
Сформулируйте особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению характеристики образовательного учреждения, например:
- проблемы набора и сохранения кадрового состава;
- недавняя или предстоящая реорганизация;
- мобильность обучающихся; -важные события в недавней истории ОУ.
Приведите любые дополнительные характеристики ОУ, на которые Вы хотели бы обратить особое внимание.
На чем Вы собираетесь сосредоточить свои усилия в том, что касается ожидаемых результатов от поставленных ОУ задач. Определите область деятельности сделав упор на аспектах, касающихся учебного плана, методов преподавания.
Перечислите поставленные задачи по выполнению стандарта и задачи на учебный год. Укажите намеченные задачи для повышения качества образования.
1.4. Мнения участников образовательного процесса и других заинтересованных лиц об общеобразовательном учреждении, источник знаний о них (описать, выявив проблемы, пути решения)
Анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц. Открытость информации с результатах деятельности образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки в образовательном учреждении, презентации).
Какие методы (анкетирование, собеседование, тестирование) используются для сбора информации о мнениях обучающихся, родителей (законных представителей) и других заинтересованных лиц, например, по поводу нововведений, как Вы проверяете объективность полученной информации? Периодичность проведения опросов, изменения в образовательном процессе по итогам опросов. Применяются ли новые формы работы с общественностью с целью получения "обратной связи" (форум на сайте образовательного учреждения, интервьюирование, "горячая линия", "День открытых дверей" и другие)?
Какие сведения Вы получили путем исследования мнений участников образовательного процесса и других заинтересованных лиц об уровне знаний обучающихся, их индивидуальном совершенствовании и условиях обучения, а также с качестве средств обеспечения образовательного процесса?
Каким образом Вы сообщаете родителям (законным представителям) и другим заинтересованным лицам о выводах, сделанных в результате проведенных исследований?
Приведите примеры мер, которые были предприняты по результатам опросои участников образовательного процесса или других заинтересованных лиц, а также дайте оценку эффективности подобных мер. Существуют ли примеры действий, которые Вы решили не предпринимать (по каким причинам)? В каком случае Вы отстаивали свою позицию, несмотря на мнения, полученные от участников образовательного процесса?
2. Содержание образования и организация образовательного процесса (описать выявив проблемы, пути решения)
В данном разделе покажите изменения в сравнении с предыдущими учебными годами (за 5 последних лет). Влияние сложившейся урочной и внеурочной деятельности на сохранность контингента.
В ходе самоанализа рассмотреть учебный план учреждения, годовой календарный учебный график учреждения, утвержденные приказом руководителя; документацию для проведения государственной (итоговой) аттестации; рабочие программы по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям; расписание уроков; материалы по воспитательной работе и материалы, отражающие контрольную деятельность администрации, режим работы ОУ. Дайте оценку полноты реализации рабочих программ, их соответствие федеральным государственным образовательным стандартам.
Образовательная программа, концепция развития учреждения. Характеристика, структура образовательной программы: аналитическое обоснование программы, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи, принципы построения образовательного процесса, прогнозируемый педагогический результат, инновационная деятельность образовательного учреждения. Какие образовательные программы реализуются в Вашем общеобразовательном учреждении?
Анализ реализации образовательных программ.
Учебный план. Охарактеризуйте учебный план, по которому работает Ваше учреждение. Механизмы составления учебного плана. Соответствие его Базисному учебному плану. Выполнение инвариантной части учебного плана. Особенности использования часов вариативной части учебного плана.
Соблюдение предельно допустимых норм учебной нагрузки. Анализ нагрузки обучающихся. Дозирование домашнего задания в соответствии с рекомендациями.
Реализация предпрофильного обучения (в т.ч. введение элективных курсов: предметно-ориентированных, профориентационных, межпредметных).
Реализация профильного обучения
Введение элективных учебных предметов, учебных практик, проектов, индивидуальных и групповых занятий в поддержку конкретного профиля обучения.
Организация предпрофессиональной и профессиональной подготовки.
Механизмы определения списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе.
2.1. Состояние воспитательной работы и дополнительного образования (описать, выявив проблемы, пути решения)
Охарактеризуйте систему воспитательной работы и дополнительного образования образовательного учреждения. Является ли воспитательная работа именно системой, а не формальным набором внеурочных мероприятий? Какие из направлений внеурочной работы реализуются в учреждении? Наличие специфичных, нетрадиционных,, характерных именно для данного образовательного учреждения, форм внеурочной работы.
Система работы по воспитанию здорового образа жизни (антиалкогольная, антиникотиновая, антинаркотическая пропаганда). Соответствие направлений и форм воспитательной работы по профилактике правонарушений качественному составу контингента обучающихся.
Наличие необходимых условий, материально-технического, программно-методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования детей. Направленности реализуемых программ дополнительного образования детей. Охват обучающихся дополнительным образованием (указать по ступеням).
Перечислить мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса, проводимые общеобразовательным учреждением совместно с учреждениями культуры (за 5 лет). Участие в акциях благотворительности и общественных работах (праздник для ветеранов, благотворительный концерт, ярмарка, шефство и другое).
Результативность системы воспитательной работы, анализ эффективности реализации программ дополнительного образования детей.
3. Участники образовательного процесса (кратко описать, выявив проблемы, пути решения)
3.1. Кадровое обеспечение
Основные статистические данные отражены в информационной карте, поэтому необходимо дать оценку состояния и перспектив развития кадрового состава образовательного учреждения.
Состояние и динамика кадрового обеспечения образовательного процесса в целом. Стабильность педагогического состава, обновление кадров, перспективы роста.
Обратите внимание на следующие положения:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогами (указать имеющиеся вакансии);
- процент педагогов, работающих на штатной основе;
- процент педагогов, имеющих базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам;
- преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания;
- движение кадров за последние пять лет;
- возрастной состав;
- уровень квалификации;
- работа с молодыми специалистами;
- творческие достижения педагогов.
Система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность. Формы повышения профессионального мастерства.
3.2. Сведения об обучающихся
Обозначьте ключевые характеристики контингента обучающихся, учитывая их экономический и социальный статус, этнический состав.
Перспективная численность контингента на 5 лет. Сохранность контингента. Укажите уровень текучести обучающихся со ссылкой на поступление и перевод в другие образовательные учреждения за 5 лет. Краткий анализ причин движения контингента. Анализ трудоустройства выпускников. Данные о правонарушениях обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся на момент поступления в образовательное учреждение и источник Ваших знаний об этом. Число обучающихся, для которых базисный учебный план является слишком сложным полностью или частично. Укажите основные предметы, с которыми они не справляются. Формы работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.
Соотношение состава (содержания) профилей обучения в образовательном учреждении с профилями обучения, выбранными выпускниками при поступлении в ВУЗ, учреждения СПО.
Соотношение динамики успешности обучающихся на разных ступенях обучения.
Соблюдение принципа преемственности обучения на разных ступенях.
Сведения о наполняемости классов, результаты государственных (итоговых) аттестаций обучающихся за 5 лет, соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям Госстандарта.
3.3. Сведения о родителях (законных представителях) обучающихся Характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития микрорайона. Анализ качественного, социального состава родителей, характеристика семей.
4. Руководство и управление (кратко описать, выявив проблемы, пути решения)
4.1. Структура образовательного учреждения и система его управления Сложившаяся в образовательном учреждении система управления образовательным
процессом и ее результативность. Перечень структурных подразделений образовательного учреждения, оценка соответствия имеющейся структуры целям и задачам, а также уставным функциям образовательного учреждения.
Какими органами управления (персональными, коллегиальными) представлена управленческая система образовательного учреждения?
Каково распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе? Каковы основные формы координации деятельности аппарата управления образовательного учреждения? Осуществляется ли административный контроль за работой по сохранению здоровья обучающихся?
Определите ключевые приоритеты развития системы управления образовательного учреждения.
4.2. Результативность и эффективность руководства и управления Насколько эффективно осуществляется контроль? Системный или эпизодический контроль осуществляется в образовательном учреждении? Является ли система контроля понятной всем участникам образовательного процесса?
Разумное и эффективное использование ресурсной базы образовательного учреждения.
Наличие связей с организациями-партнерами (поставщиками, службами, предпринимателями, организациями) для обеспечения образовательного процесса и любых дополнительных услуг по улучшению качества образования.
Применение инновационных методов менеджмента в образовательном учреждении, информационное обеспечение, освоение' современных информационно-коммуникативных технологий в управлении.
Дайте оценку эффективности воздействия руководства и управления на повышение качества образования (повышение успеваемости обучающихся, снижение отсева из образовательного учреждения детей из различных социальных групп и др.).
5. Условия реализации образовательной деятельности (кратко описать, выявив проблемы, пути решения)
5.1. Использование материально-технической базы
Уровень социально-психологической комфортности образовательной среды.
Выдерживается ли лицензионный норматив по площади на одного обучающегося в соответствии с требованиями? Какова реальная площадь на одного обучающегося в образовательном учреждении?
Охарактеризовать площади, занятые под образовательный процесс.
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса. Наличие школьного сайта, количественные характеристики посещаемости, форум и т.д.
Динамика материально-технического состояния образовательного учреждения за последние 5 лет. Определите основные позитивные и негативные моменты в материально-техническом оснащении образовательного процесса. Меры по обеспечению развития материально-технической базы.
5.2. Обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой
Наличие в общеобразовательном учреждении библиотеки, читального зала. Общее количество единиц хранения фонда библиотеки. Объем фонда учебной, учебно-методической, художественной литературы в библиотеке, пополнение и обновление фонда.
Какова реальная обеспеченность на одного обучающегося основной учебной литературой по каждому циклу дисциплин реализуемых образовательных программ. Соответствие обеспеченности литературой существующим требованиям.
Обеспечено ли образовательное учреждение современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.)?
Рациональность использования книжного фонда, читального зала. Востребованность библиотечного фонда и информационной базы.
5.3. Социально-бытовое обеспечение обучающихся, сотрудников
Насколько эффективны и результативны условия образования и другие услуги, отвечающие потребностям всех участников образовательного процесса. Улучшение условий труда и быта педагогов.
Условия для полноценного питания. Наличие собственной столовой, буфета. Работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи. Договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием обучающихся и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты правомочных документов). Охват горячим питанием обучающихся. Обеспечение бесплатным горячим питанием (за счет субсидии, за счет муниципалитетов) льготных категорий обучающихся.
Медицинское обслуживание, условия для лечебно-оздоровительной работы (наличие в образовательном учреждении лицензированного медицинского кабинета; договор с территориальным лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания обучающихся и сотрудников).
Защита обучающихся от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Какими нормативными документами и учебно-методическими пособиями руководствуется образовательное учреждение в работе по данному направлению? Сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм и представленности в нем предметов, обеспечивающих смену характера деятельности обучающихся. Соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования детей.
Использование здоровьесберегающих технологий (указать конкретно по ступеням), отслеживание их эффективности. Результативность работы в данном направлении (показать динамику состояния здоровья по ступеням). Важно показать динамику, с какими группами здоровья дети приходят в первый класс, покидают начальную школу и т.д.
В какой мере обучающиеся соблюдают здоровый образ жизни? Углубляется ли их понимание здорового образа жизни в рамках образовательного процесса? Наличие мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни. Работа по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний.
Объекты физической культуры и спорта - собственные (крытые, открытые, какова их площадь); арендуемые (что, на какой срок, наличие договоры). Их использование в соответствии с расписанием.
Состояние службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении
Наличие социально-психологической службы, цель и методы ее работы. Психологический климат в образовательном учреждении. Как решаются проблемы психологической помощи всем участникам образовательного процесса? Обеспечение отсутствия у обучающихся чрезмерной нервно-эмоциональной и физической напряженности.
Работа по повышению безопасности и комфортности образовательного процесса. Насколько обучающиеся чувствуют себя в безопасности и как усваивают меры безопасности? Чувствуют ли себя обучающиеся достаточно уверенно, чтобы обратиться к учителям или иным взрослым за помощью?
Насколько обучающимся нравится процесс обучения? Отметьте отношение обучающихся к учебе, их поведение и посещаемость. Работа по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов обучающихся. Создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учет возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
6. Качество подготовки выпускников (4 кл., 9 кл, 11 кл.) (описать, выявив проблемы, пути решения)
Указать формы проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Достижения обучающихся по сравнению с их первоначальным уровнем (обратите особое внимание на значительную разницу между уровнями групп обучающихся, пояснить, есть ли группы обучающихся, которые учатся ниже своих возможностей и могли бы успевать лучше).
Статистические результаты мониторинговых исследований выпускников 4-х классов, единого государственного экзамена выпускников 11-х классов, результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме. Обратите внимание на аналитическое описание качества подготовки выпускников. В ходе самообследования необходимо провести тестирование учащихся 4 кл., 9 кл., 11 кл. по КИМам, разработанным образовательным учреждением или муниципальным органом управления образованием и представить анализ.
7. Методическая работа (описать, выявив проблемы, пути решения)
Охарактеризуйте систему методической работы Вашего образовательного учреждения. Оцените соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед образовательным учреждением, в том числе в образовательной программе. Как вопросы методической работы просматриваются в деятельности руководства образовательного учреждения, педагогического совета и других структурных подразделений?
Организация методической работы. Наличие методического совета и документов, регламентирующих его работу (положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их выполнения). Формы организации методической работы (работа методобъединений, проблемных групп и др.). Организуются ли совместные заседания различных методических объединений? Проводились ли в истекшем учебном году (планируются ли в текущем) методические семинары и др. в масштабе школы, района, города, области?
Ведется ли экспериментальная работа? Внедряются ли инновационные идеи?
Влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников (конкретные примеры).
Работа по обобщению и распространению передового опыта. Наличие в образовательном учреждении публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно). Организация работы с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов).
Дайте оценку состояния в образовательном учреждении документации, регламентирующей методическую работу. Определите качество методической работы и наметьте пути ее совершенствования.
8. Общие выводы и предложения
Соответствует ли содержание деятельности образовательного учреждения поставленным целям и задачам, ожидаемым результатам? Что является главным критерием в оценке системы работы Вашего образовательного учреждения?
Определите основные проблемы в деятельности образовательного учреждения и укажите реальные пути их решения. (Указать конкретно).
Результаты самообследования обсуждены и приняты педагогическим советом
|
(наименование ОУ) |
|
Директор |
|
|
|
|
(подпись) |
|
(ФИО) |
"___" ____________ 20___ |
Часть В. Информационная карта (заполнить по форме)
В информационной карте указывать сведения за три учебных года, в т.ч. показатели образовательной деятельности за текущий учебный год (см. форму 2009 г.)
III. Перечень документов, входящих в аккредитационное дело общеобразовательного учреждения
Для проведения государственной аккредитации организация представляет в аккредитационный орган заявление о проведении государственной аккредитации с приложением документов, необходимых для проведения государственной аккредитации.
В заявлении о проведении государственной аккредитации указываются следующие сведения:
а) полное наименование, организационно-правовая форма и местонахождение организации в соответствии с уставом организации;
б) полное наименование и местонахождение филиала (филиалов) организации в соответствии с уставом организации (при проведении государственной аккредитации в отношении филиала (филиалов));
в) государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
г) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
д) реквизиты действующего свидетельства о государственной аккредитации (при наличии);
е) государственный статус (тип и вид) образовательного учреждения, заявляемый для государственной аккредитации;
ж) перечень заявляемых для государственной аккредитации образовательных программ.
К заявлению о проведении государственной аккредитации прилагаются следующие документы:
а) копия устава организации;
б) отчет о результатах самообследования;
в) копии учебных планов организации по всем образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации (за исключением основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования);
г) копия основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (для организации, реализующей указанную образовательную программу);
д) копия положения о филиале организации (в случае проведения государственной аккредитации в отношении филиала, а также в случае установления иного государственного статуса образовательного учреждения в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации);
е) копии документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложением (приложениями), а так>:е свидетельства о государственной аккредитации организации с приложением (приложениями) (при наличии указанных документов, выданных иным лицензирующим или аккредитационным органом);
ж) копия документа об уплате государственной пошлины, подтверждающего уплату государственной пошлины
з) опись представленных документов.
Примечание: оформить опись документов и поместить (вклеить) на внутренней стороне бумажного скоросшивателя (аккредитационного дела).
IV. Образец
ОПИСЬ ДОКУМЕНТОВ
(указать наименование образовательного учреждения)
N п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ ДОКУМЕНТА |
Стр. |
1 |
Заявление |
|
2 |
|
|
3 |
................. |
|
|
Всего документов - , страниц - . |
|
Документы сдал |
|
|
|
|
|
(должность, подпись, ФИО) |
|
дата сдачи |
Документы принял
|
|
|
(должность, подпись, ФИО) |
|
дата приема |
Документы должны быть помещены в бумажный скоросшиватель с заголовком на обложке.
Заголовок включает в себя наименование соискателя лицензии, год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временные правила проведения общеобразовательным учреждением самообследования (утверждены приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 27 декабря 2011 г. N 1120)
Текст Временных правил официально опубликован не был