Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2012 г. N 2-2089/2012
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Чи-Жо-Одо С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными распоряжение Элистинского городского Собрания четвертого созыва от ххх N "О созыве внеочередного тридцать третьего заседания Элистинского городского Собрания", решений N внеочередного заседания N Элистинского городского Собрания четвертого созыва от ххх "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" и "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты".
В обоснование заявленных требований указал, что ххх в газете "ххх" за N опубликовано распоряжение Элистинского городского Собрания четвертого созыва (далее по тексту - ЭГС, Собрание) от ххх N, подписанное заместителем Председателя ЭГС ФИО1, из которого следовало властное волеизъявление о созыве внеочередного тридцать третьего заседания ЭГС ххх в ххх часов. В приложении к распоряжению указана повестка дня, состоящая из трех пунктов: "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты".
ххх в газете "ххх" за N опубликованы решения внеочередного заседания N ЭГС от ххх N "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", N "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", N "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты".
Вышеуказанные оспариваемые решения ЭГС нарушают его права и законные интересы как кандидата для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты. Так, по итогам проведенного ххх конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, конкурсной комиссий он был отобран из числа других претендентов и приобрел статус кандидата для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты. Результаты конкурсной комиссии по выдвижению кандидатов для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты оформлены решением N от ххх, которое в установленном порядке направлено в ЭГС и до настоящего времени никем не оспорено и не отменено. В силу п. 2.7 Положения о назначении на должность Главы Мэрии города Элисты (приложение N к решению ЭГС от ххх N), если назначение на должность Главы Мэрии города Элисты не состоялось, в этот же день ЭГС объявляет о проведении повторного конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, при этом кандидатам предоставляется возможность повторного участия в конкурсе.
Однако, поскольку до настоящего времени ЭГС не рассмотрел в установленном порядке вопрос о назначении на должность Главы Мэрии города Элисты из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией согласно решению N от ххх, и нарушена процедура созыва внеочередного заседания, ссылаясь на ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и тот факт, что оспариваемым решением N внеочередного заседания N ЭГС от ххх "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" проведение конкурса назначено на ххх, просил признать незаконными и отменить распоряжение ЭГС от ххх N, решения внеочередного заседания N ЭГС от ххх под председательством заместителя Председателя ЭГС ФИО1 - N "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", N "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", N "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты"; запретить заинтересованным лицам до назначения ЭГС Главы Мэрии города Элисты из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией согласно решению N от ххх, издавать распоряжения о созыве заседаний ЭГС по вопросам, связанным с объявлением нового конкурса; приостановить действие оспариваемых решений N внеочередного заседания N ЭГС от ххх под председательством заместителя Председателя ЭГС ФИО1 до вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание заявитель Чи-Жо-Одо С.В. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя по доверенности Андреевой Л.В.
В судебном заседании представитель заявителя Андреева Л.В. от требований в части признания незаконным и подлежащим отмене распоряжения ЭГС от ххх N "О созыве внеочередного тридцать третьего заседания ЭГС", подписанного заместителем Председателя ЭГС ФИО1, отказалась, просила в этой части прекратить производство по делу. В остальной части требования уточнила, просила признать незаконными и отменить решения внеочередного заседания N ЭГС от ххх N "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", N "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", N "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты"; запретить ЭГС до проведения в установленном порядке процедуры голосования по вопросу о назначении на должность Главы Мэрии города Элисты из числа кандидатов, представленных решением конкурсной комиссии N от ххх, издавать распоряжения о созыве заседаний ЭГС по вопросам, связанным с объявлением конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, а также рассматривать вопросы по объявлению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты; приостановить действие оспариваемых решений N внеочередного заседания N ЭГС от ххх под председательством заместителя Председателя ЭГС ФИО1 до вступления в законную силу решения суда.
Представитель заинтересованного лица Элистинского городского Собрания Очир-Горяев Ю.А. вопрос о принятии отказа от заявленных требований и прекращении производства по делу оставил на усмотрение суда, остальные уточненные требования Чи-Жо-Одо С.В. в части признания незаконными решений N ЭГС, принятых на внеочередном заседании N ЭГС ххх, признал, ссылаясь на нарушения, допущенные при их принятии.
Заинтересованное лицо - заместитель Председателя ЭГС Бадаев Б.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Представитель заинтересованного лица - заместителя Председателя ЭГС Бадаева Б.В. - Ильжиринов В.И. возражал против удовлетворения заявленных требований и принятия отказа от требований в части признания незаконным распоряжения ЭГС от ххх N и прекращения производства по делу в указанной части, ссылаясь на злоупотребление правами заявителем и необоснованность отказа Чи-Жо-Одо С.В. от заявленных требований.
В силу ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Определением Элистинского городского суда РК от ххх был принят отказ представителя Чи-Жо-Одо С.В. Андреевой Л.В. от заявленных требований в части признания незаконным и подлежащим отмене распоряжение ЭГС четвертого созыва от ххх N "О созыве внеочередного тридцать третьего заседания Элистинского городского собрания четвертого созыва", производство по настоящему делу в части требований Чи-Жо-Одо С.В. о признании незаконным и подлежащим отмене распоряжение ЭГС от ххх N "О созыве внеочередного тридцать третьего заседания Элистинского городского собрания четвертого созыва" прекращено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив двух свидетелей, исследовав письменные материалы, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относятся: органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения; должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
Таким образом, предметом данной категории дел является оспаривание любых решений, действий (бездействия), вышеуказанных органов и лиц, осуществляющих, в частности, контролирующие, регистрационные, разрешительные функции от имени государства (муниципальных образований) практически во всех областях деятельности граждан и организаций. К данной категории дел следует отнести и дела об оспаривании ненормативных правовых актов.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 32 Устава города Элисты Республики Калмыкия, принятого решением ЭГС от ххх N (с изменениями от ххх N), Мэрией города Элисты руководит Глава Мэрии города Элисты.
Глава Мэрии города Элисты назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Элистинского городского Собрания, принявшего решение о назначении (до дня начала работы Элистинского городского Собрания нового созыва), но не менее чем на два года.
Лицо назначается на должность Главы Мэрии города Элисты Элистинским городским Собранием из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты устанавливается Элистинским городским Собранием. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в городе Элисте устанавливается Элистинским городским Собранием.
При формировании конкурсной комиссии две трети ее членов назначаются Элистинским городским Собранием, а одна треть Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия по представлению Главы Республики Калмыкия.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.7, 6.8, 6.9, 7.1, 7.2, 7.3 Положения "О порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", утвержденного решением Элистинского городского Собрания четвертого созыва от 06 апреля 2010 г. N 9, для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия. Общее число членов конкурсной комиссии составляет шесть человек. Организационной формой деятельности конкурсной комиссии являются заседания. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух претендентов. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от установленной численности конкурсной комиссии.
По результатам открытого голосования конкурсная комиссия оформляет решение по выдвижению кандидата (кандидатов) для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты без проведения дополнительного голосования.
Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются на заседании и направляются лицам, принимавшим участие в конкурсе в течение пяти дней.
Решение конкурсной комиссии, подписанное председателем (заместителем председателя) конкурсной комиссии, направляется в Элистинское городское Собрание в течение трех дней с момента его принятия.
По завершении работы конкурсной комиссии все материалы и документы формируются в дело и передаются в Элистинское городское Собрание на хранение.
Глава Мэрии города Элисты назначается Элистинским городским Собранием в соответствии с Положением "О назначении на должность Главы Мэрии города Элисты" из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса на срок полномочий, определенный в Уставе города Элисты.
Как установлено судом и следует из материалов дела ххх решением N внеочередного заседания N ЭГС сформирована конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, в состав членов конкурсной комиссии включены из числа депутатов: (данные изъяты).
ххх решением N внеочередного заседания N ЭГС объявлен конкурс на замещение должности Главы Мэрии города Элисты и проведение конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты назначено на ххх На этом же заседании утверждены текст объявления о проведении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты и проект контракта с Главой Мэрии города Элисты.
Решением конкурсной комиссии N от ххх председателем конкурсной комиссии избран Андреев А.Н.
Решением конкурсной комиссии N от ххх ко второму этапу конкурса в форме собеседования допущены пять претендентов: (данные изъяты).
Согласно решению N конкурсной комиссии по выдвижению кандидатов для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты от ххх по результатам открытого голосования для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты были включены 2 кандидата: Чи-Жо-Одо С.В. и ФИО2.
Принятое конкурсной комиссией решение направлено в ЭГС в установленные сроки, что подтверждается сопроводительным письмом от ххх за исх. N, подписанным председателем конкурсной комиссии Андреевым А.Н.
В соответствии с п. 2.1, 2.7 Положения "О назначении на должность Главы Мэрии города Элисты" (приложение N к решению ЭГС от ххх N), после поступления решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты в ЭГС, Глава города Элисты - Мэр города Элисты, являющийся Председателем ЭГС, выносит на заседание ЭГС, но не позднее одного месяца со дня поступления документов конкурсной комиссии, вопрос о назначении на должность Главы Мэрии города Элисты из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
Если назначение на должность Главы Мэрии города Элисты не состоялось, в этот же день ЭГС объявляет о проведении повторного конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, при этом кандидатам предоставляется возможность повторного участия в конкурсе.
Судом установлено, что Председателем ЭГС ФИО3 принимались распоряжения о созыве внеочередного тридцать третьего заседания ЭГС на ххх в 10 час. 00 мин., ххх в 10 час. 00 мин., ххх в 10 час. 00 мин. ххх в 10 час. 00 мин. и ххх в 10 час. 00 мин. по вопросу рассмотрения представленных конкурсной комиссией кандидатов для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты. Однако внеочередное тридцать третье заседание ЭГС по указанному вопросу не было проведено в установленном порядке, ввиду отсутствия необходимого кворума.
Данные обстоятельства подтверждаются распоряжениями Председателя ЭГС ФИО3 "О созыве внеочередного тридцать третьего заседания ЭГС четвертого созыва" от ххх N, от ххх N, от ххх N, от ххх N, от ххх N, Списками депутатов ЭГС внеочередного заседания N от ххх, от ххх, от ххх, от ххх, от ххх, пояснениями представителя ЭГС Очир-Горяева Ю.А. и показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО6, являющихся депутатами ЭГС четвертого созыва.
Так, согласно распоряжению Председателя ЭГС ФИО3 от ххх N внеочередное заседание ЭГС четвертого созыва назначено на ххх на 10 час. На заседание ЭГС явились в указанный день ххх депутатов, из избранных населением ххх депутатов.
Согласно распоряжению Председателя ЭГС ФИО3 от ххх N внеочередное заседание ЭГС четвертого созыва назначено на ххх на 10 час. На заседание ЭГС явились в указанный день ххх депутатов.
Согласно распоряжению Председателя ЭГС ФИО3 от ххх N внеочередное заседание ЭГС четвертого созыва назначено на ххх на 10 час. На заседание ЭГС в указанный день явились ххх депутатов.
Согласно распоряжению Председателя ЭГС ФИО3 от ххх N внеочередное заседание ЭГС четвертого созыва назначено на ххх на 10 час. На заседание ЭГС в указанный день, то ххх явились только ххх депутатов.
Согласно распоряжению Председателя ЭГС Шогджиева Э.А. от ххх N внеочередное заседание ЭГС четвертого созыва назначено на ххх на 10 час. На заседание ЭГС явились в указанный день ххх депутатов.
Как следует из пояснений представителя ЭГС Очир-Горяева Ю.А., ххх распоряжением N Главы города Элисты - Мэра города Элисты он (Очир-Горяев Ю.А.) был назначен секретарем конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты. После проведения в два этапа конкурса путем прямого открытого голосования конкурсной комиссии было принято ххх решение N по выдвижению для назначения на должность Главы Мэрии города двух кандидатов Чи-Жо-Одо С.В. и ФИО2. Принятое конкурсной комиссией решение, которое было подписано председателем конкурсной комиссии ФИО4, направлено в ЭГС ххх Председателем ЭГС ФИО3 несколько раз принимались распоряжения о созыве внеочередного тридцать третьего заседания по вопросу рассмотрения представленных конкурсной комиссией кандидатов для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты. Но ввиду отсутствия кворума, внеочередное тридцать третье заседание ЭГС не было проведено.
Данные пояснения представителя ЭГС Очир-Горяева Ю.А. суд не подвергает сомнению, поскольку указанное лицо, являясь руководителем Аппарата ЭГС, в соответствии со ст. 102 Регламента ЭГС обязано обеспечивать деятельность ЭГС.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО5 и ФИО6, являющиеся депутатами ЭГС четвертого созыва, также подтвердили тот факт, что сформированная решением внеочередного заседания N ЭГС конкурсная комиссия, проведя в установленном порядке конкурс на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, направила в ЭГС свое решение, которым по результатам открытого голосования представила двух кандидатов на должность Главы Мэрии города Элисты - Чи-Жо-Одо С.В. и ФИО2. Председатель ЭГС ФИО3 издавал неоднократно распоряжения о созыве внеочередного тридцать третьего заседания по вопросу рассмотрения представленных конкурсной комиссией кандидатов для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты, но ввиду отсутствия кворума внеочередное тридцать третье заседание ЭГС не было проведено, и кандидаты, представленные конкурсной комиссией, до настоящего времени депутатами ЭГС не рассмотрены.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности показаний свидетелей ФИО5 и ФИО6 являющихся депутатами ЭГС четвертого созыва, поскольку они не заинтересованы в исходе дела. Их показания являются последовательными и не противоречат установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, депутатами ЭГС в установленном порядке не рассматривался вопрос о назначении на должность Главы Мэрии города Элисты из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией согласно решению N от ххх
ххх ЭГС четвертого созыва принято распоряжение N "О созыве внеочередного тридцать третьего заседания Элистинского городского Собрания четвертого созыва" на ххх в 10 час., которое было подписано заместителем Председателя ЭГС ФИО1, и ххх опубликовано в газете "ххх" за N В приложении к данному распоряжению указана повестка дня: "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты".
По итогам внеочередного тридцать третьего заседания ЭГС от ххх приняты три решения: N "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты"; N "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты"; N "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты".
Согласно ст. 22 Устава г. Элисты ЭГС возглавляет Председатель, избираемый представительным органом из числа депутатов, он руководит работой ЭГС, созывает заседания, ведет заседания в соответствии с регламентом.
В соответствии со ст. 9 Регламента ЭГС решение о дате созыва заседания ЭГС должно быть принято и оформлено распоряжением Председателя Собрания не менее чем за 7 дней до его проведения. Сообщение о созыве очередного заседания Собрания, о дате и времени его проведения публикуется в газете "ххх" не позднее чем за 7 дней до его заседания.
Статья 10 указанного Регламента устанавливает, что внеочередные заседания ЭГС могут созываться Председателем Собрания по собственной инициативе, по инициативе Мэра г. Элисты или по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов. При этом, распоряжение о созыве внеочередного заседания также должно быть принято Председателем Собрания.
Согласно п. 2 ст. 23 Устава г. Элисты заместитель Элистинского городского Собрания исполняет обязанности председателя ЭГС в полном объеме в его отсутствие либо по его поручению.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Устава г. Элисты в случае временного отсутствия Главы города Элисты - Мэра города Элисты (нахождение в отпуске, командировке, болезни и т.д.) полномочия Главы города Элисты - Мэра города Элисты временно исполняет должностное лицо на основании распоряжения Главы города Элисты - Мэра города Элисты.
В судебном заседании установлено, что по истечении одного месяца, со дня направления конкурсной комиссией в ЭГС своего решения N от ххх по выдвижению кандидатов для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты, издается распоряжение ЭГС за подписью заместителя Председателя ЭГС "О созыве внеочередного тридцать третьего заседания ЭГС четвертого созыва" на ххх в ххх час.
Однако, как следует из табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за ххх г., утвержденного Председателем ЭГС ххх, Председатель Собрания Шогджиев ФИО3 с ххх по ххх находился на рабочем месте.
Каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих возложение в установленном порядке исполнение обязанностей Председателя ЭГС на заместителя Председателя ЭГС ФИО1, суду представлено не было.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО5 и ФИО6, являющиеся депутатами ЭГС четвертого созыва, суду пояснили, что о созыве очередных или внеочередных заседаний ЭГС их информируют сотрудники аппарата ЭГС посредством телефонной связи, а также посредством публикации в городском печатном издании. О том, что ххх созывается внеочередное заседание ЭГС, сотрудники аппарата ЭГС их не ставили в известность.
Представленные суду требование о созыве внеочередного заседания ЭГС от ххх и три акта, подписанные ххх депутатами ЭГС, три проекта решений внеочередного заседания N ЭГС с пояснительными записками к ним и приложениями, протокол внеочередного заседания N ЭГС от ххх, не свидетельствуют о том, что ФИО3 с ххх по ххх не мог выполнять возложенные на него полномочия Председателя ЭГС.
Сам факт наличия требования о созыве внеочередного заседания по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов ЭГС, при имеющихся нарушений требований, установленных Уставом города Элисты и Регламентом ЭГС, подтверждают доводы заявителя и представителя ЭГС о незаконном созыве ххх внеочередного заседания N ЭГС.
Из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 (ред. от 09 февраля 2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что основанием для созыва и проведения ххх внеочередного заседания N ЭГС послужило требование депутатов ЭГС, которые утверждали, что ххх было обращение двух членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты Очир-Горяева А.В. и ФИО7 к депутатам ЭГС, в котором члены конкурсной комиссии указали на многочисленные нарушения в работе конкурсной комиссии, выразившихся в проявлении необъективности оценки профессиональных качеств отдельных участников конкурса, нарушении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, что привело, по мнению двух членов конкурсной комиссии, к принятию субъективного решения и лишило депутатов возможности выбора наиболее достойного кандидата на должность Главы Мэрии города Элисты.
Депутаты ЭГС четвертого созыва, принимая оспариваемые решения, исходили из того, что конкурс на замещение должности Главы Мэрии города Элисты был проведен конкурсной комиссией, сформированной решением ЭГС от ххх, с грубейшими нарушениями норм действующего законодательства. Все пятнадцать депутатов ЭГС, присутствовавших на внеочередном заседании N ЭГС, единогласно проголосовали за решения, которыми выразили недоверие четырем членам конкурсной комиссии (данные изъяты), прекратили их полномочия, признали утратившим силу решение ЭГС от ххх N "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", назначили новых четырех членов конкурсной комиссии (данные изъяты), объявили конкурс на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, проведение которого назначили на ххх, утвердили текст объявления о проведении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, а также утвердили проект контракта с Главой Мэрии города Элисты.
Между тем, в день проведения внеочередного заседания и на день рассмотрения заявления в суде, решение конкурсной комиссии N от ххх в установленном законном порядке не отменено и не признано незаконным. Кроме того, ни в одном из нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Элисты, органов государственной власти Республики Калмыкия не урегулирована процедура недоверия конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты. При этом возможность проведения повторного конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты предусмотрена только в случае, если назначение на должность Главы Мэрии города Элисты из числа представленных конкурсной комиссии кандидатов не состоялось.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что при назначении новой конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты не соблюдены требования Устава города Элисты, который принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, законами Республики Калмыкия, а также не соблюдены и другие акты представительного органа местного самоуправления города Элисты, и по одному и тому же вопросу, при наличии действующего решения N конкурсной комиссии от ххх назначен фактически повторный конкурс, что приводит к правовой неопределенности положения заявителя, как одного из кандидатов для назначения на указанную должность, и создает препятствия к осуществлению его прав и свобод, оспариваемые решения ЭГС не могут быть признаны законными, поскольку не соответствуют нормам действующего законодательства.
В связи с чем, требования Чи-Жо-Одо С.В. о признании незаконными решения N N внеочередного заседания N Элистинского городского Собрания четвертого созыва от ххх "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии г. Элисты", "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии г. Элисты" и "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии г. Элисты" являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования Чи-Жо-Одо С.В. об отмене оспариваемых решений и запрещении ЭГС до проведения в установленном порядке процедуры голосования по вопросу о назначении на должность Главы Мэрии города Элисты из числа кандидатов, представленных решением конкурсной комиссии N от ххх, издавать распоряжения о созыве заседаний ЭГС по вопросам, связанным с объявлением конкурса на замещение должности главы Мэрии города Элисты, а также рассматривать вопросы по объявлению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой из них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.
Поскольку решение вопросов, связанных со структурой органов местного самоуправления, организации и деятельности указанных органов, а также принятия актов местного значения отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, суд не вправе запретить органу местного самоуправления принимать либо не принимать какой-либо акт.
При таких данных заявленные требования в части запрещения ЭГС до проведения в установленном порядке процедуры голосования по вопросу о назначении на должность Главы Мэрии города Элисты из числа кандидатов, представленных решением конкурсной комиссии N от ххх, издавать распоряжения о созыве заседаний ЭГС по вопросам, связанным с объявлением конкурса на замещение должности главы Мэрии города Элисты, а также рассматривать вопросы по объявлению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, согласно со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, несоответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут признаны судом недействительными.
Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иным, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом.
Принимая во внимание положения вышеприведенных норм материального и процессуального права, суд, считает необходимым обязать Элистинское городское Собрание в установленном порядке рассмотреть решение конкурсной комиссии N от ххх по выдвижению кандидатов для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты.
Что касается требования Чи-Жо-Одо С.В. об отмене оспариваемых решений, то в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также принимая во внимание, что решения N, принятые ххх на внеочередном заседании N ЭГС, признаны судом незаконными, требования заявителя об отмене указанных решений удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на нормах права.
В соответствии с ч. 4 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Определением Элистинского городского суда РК от ххх по ходатайству заявителя приостановлено действие решений N внеочередного заседания N ЭГС четвертого созыва от ххх "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" и "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", до вступления в законную силу решения суда.
Учитывая, что требования Чи-Жо-Одо С.В. в части признания незаконными решений N внеочередного заседания N ЭГС четвертого созыва от ххх "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" и "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" судом удовлетворены, обеспечительные меры, принятые по настоящему делу в соответствии с ч. 4 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат сохранению до вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление Чи-Жо-Одо С.В. удовлетворить частично.
Признать решение N внеочередного заседания N Элистинского городского Собрания четвертого созыва от ххх "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" незаконным.
Признать решение N внеочередного заседания N Элистинского городского Собрания четвертого созыва от ххх "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" незаконным.
Признать решение N внеочередного заседания N Элистинского городского Собрания четвертого созыва от ххх "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" незаконным.
Обязать Элистинское городское Собрание в установленном порядке рассмотреть решение конкурсной комиссии по выдвижению кандидатов для назначения на должность Главы Мэрии города Элисты N от ххх
Обеспечительные меры, принятые определением Элистинского городского суда РК от ххх, в части приостановления действий решений N, N и N внеочередного заседания N Элистинского городского Собрания четвертого созыва от ххх "О недоверии конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты", "О конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" и "Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Мэрии города Элисты" сохраняют свое действие до вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2012 г. N 2-2089/2012 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был